Шоу "Японские барабаны".
Не так давно мне посчастливилось побывать на необычном концерте японской группы барабанщиков "Дакуто", проходившем в Москве в театре эстрады. Группа состоит всего из трех музыкантов, специализирующихся в игре на традиционных японских барабанах wadalko, без которых не обходится ни один японский праздник.
Название группы складывается из трех слов: "да" - бить, "ку" - глубоко изучать, "то" - человек, т.е. его можно перевести как "люди, глубоко изучающие искусство барабанов".
Трое молодых музыкантов Адзе, Мотофудзи Хироси и Сэкигути Нориаки начали свою творческую деятельность в Токио в составе профессиональной группы барабанщиков. Постоянно совершенствуя свое мастерство, они позже решили выйти из состава коллектива и создать свою собственную группу. И с июля 1999 г. они ведут очень активную концертную деятельность, принимая участие во многих рок-концертах и успешно гастролируя по странам Европы со своей программой.
В своем творчестве музыканты используют не только традиционную японскую музыку, но и исследуют возможности включения ритмов народов Азии и Африки. В результате, удачно комбинируя различные ритмы и направления, они создали свой уникальный стиль игры, который можно назвать сочетанием ритма, движения, спортивного азарта, мастерства и музыки. Сами они называют свои выступления "представлением" или "зрелищем".
"Мы давно отошли от чисто японских барабанов, - говорит Хироси, -то, что мы презентуем публике, это настоящий рок-концерт, хотя на барабанах можно исполнять настоящую лирику".
Лидер и композитор группы Адзе и его брат Хироси не скрывают, что увлекаются современной рок- музыкой. Но, оправдывая свое название, они глубоко изучили и используют традиционные ритмы Японии, стран Азии, Латинской Америки. Из рока они взяли ураганную скорость ритма, из "транса" - почти гипнотическое воздействие на слушателей.
Музыканты используют и другие ударные инструменты- корейские, латиноамериканские. Но даже фонетически название группы передает звучание японского барабана.
Редкое сочетание традиционных барабанов и современных ритмов было
удивительным. Оно звучало как переплетение времен, завораживало и переполнило зал гулом древних ритмов. Прежде всего, эта музыка напомнила бой ритуальных барабанов, призывающих богов, гремящих у костров на берегу древнего океана. Но песнь барабанов звучала при этом удивительно современно, то захватывала и уносила мыслями в образы прошлого, то оглушала, как гул океанского прибоя.
Музыканты называют иногда свои выступления рок- концертами. С этим можно согласиться и нет. Согласиться, потому что древние инструменты звучали по-новому. Но все-таки это было нечто большее, чем привычные ритмы ударников, что непременно звучат в середине каждого рок- концерта. Это было целое действо, представление, рассказ о музыке древней земли, о ритмах, ставших вечными, ибо они звучат и сегодня также завораживающе, как и века назад.
Я расскажу об образах, которые рождали эти мелодии барабанов.
Композиция "Вспышка" - пламя ритуального костра медленно, постепенно разгорается, с каждым ударом барабана становится все ярче, все мощнее, взлетают искры выше и выше. Мгновение - и вот уже огонь взметнулся выше сосен. Пляшут в ритме барабанов языки пламени.
Оригинальная композиция "Сердце" - сочетание традиционной и современной dance- музыки. Здесь можно услышать и танцевальные ритмы, и рок. Слушая эту музыку, восходящую истоками к самым древним ритмам, каждый будет пропускать ее через свое восприятие. Каждый услышит свое сердце.
Что почувствовала и услышала я? Тревожное прислушивания к гулу и далеким раскатам грозы, затем вдруг звенящую тишину. И безудержный бег скакунов в пустыни, взмывающий за собой клубы пыли.
Этот стремительный ритм, без остановки, нарастая - это ритм моих дней в Москве, которые также несутся вскачь. Это стремительное движение вперед, и ровный быстрый бег скакунов - полет моего сердца, вперед, сколь хватит пока сил.
"Величие" - третья композиция, отражение элементов традиционной музыки Японии. Варьирование ритма, голосовых эффектов и пауз.
Древняя Япония, ритуальные барабаны и борьба с Демонами, которые незримо присутствуют рядом и хотят повлиять и вмешаться в наши жизни. Издавна изгоняли их громом барабанов и криками, попробуем и сегодня? Ведь демоны вечны, но это не мешает нам все время бороться с ними.
Громкий, резкий удар, как вспышка молнии, как гром, от которого вибрирует каждая клетка. Затем тишина, и только остается чуть слышно дрожать тонкий звон бамбука.
Руки музыкантов взметнулись и застыли в воздухе. Звенящую тишину вдруг разбил пронзительный крик. Это разбуженный демон, извергая стоны, уносится прочь от невыразимого и невыносимого барабанного грома ударов.
У меня было почти реальное ощущение, что я перенеслась во времени, и нахожусь на каменистом берегу грозного, холодного моря. А вокруг огней костров, взметнувшихся в серое небо, звучит гулкая ритуальная музыка. И отражается огненными вспышками в глазах тех, кто заворожено вслушивается в древний ритм барабанного боя.
"Летящая тень" - еще одна композиция. Название, очень точно отражающее стремительную мелодию высокого ритма.
Японские барабаны можно слушать, закрыв глаза, вслушиваясь в каждый звук, следя за проносящимися перед внутренним взором причудливыми образами и картинами, сотканными из музыки.
А можно смотреть целое представление, разыгрываемое музыкантами, ибо они не только отбивают ритм, но и танцуют, совершая головокружительные прыжки и повороты в воздухе.
Каждый человек несет в себе свой уникальный ритм, иногда и свою мелодию. И когда этот ритм совпадает с услышанным, тогда совершенно неосознанно и непонятно откуда приходит чувство радости. Как будто ты понял что-то важное, что до этого мгновения никак не удавалось постичь. Наверное, это чувство общности с целой вселенной звуков, и ощущения себя частью единой и вечной, древней и юной мелодии земли.
А еще музыканты устроили целое состязание трех барабанов, соревнуясь между собой в музыкальной ловкости и мастерстве исполнения, экспрессии и скорости ритма. Гром одного барабана был как топот радостного бега скакунов, второй был - как шум падающей воды горного водопада, а третий звучал - как набирающий скорость поезд, проносящийся в туннеле.
В исполнении талантливых музыкантов традиционные ритмы Японии перемежались импровизациями, навеянными современными ритмами рок-концертов, а иногда даже звучал напоминанием ритм испанского фламенко. Ряд композиций они исполняли на корейском барабане джаки, который в отличие от японского барабана имеет две стороны, и от этого звук получается более гулкий и непрерывный, как каскад падающей воды.
Под гром свой музыки музыканты почти летали по сцене, стремительно носясь и подпрыгивая с барабанами, и дарили залу волны радостной энергии.
Прошлое звенит в этой музыке, настоящее врывается оглушительно, радостью и бьющей через край энергией наполнится будущее. "Все получится", - гудели барабаны, - "будет счастье", - звенели и пели отраженные в воздухе ноты, "we are the champions", - скандировал зал в такт с незабываемым ритмом Queen, прозвучавшем в заключительной композиции.
Этим гимном радостной энергии и словами "мы любим вас!", произнесенными по- русски, завершили свое блистательное выступление музыканты. Оставили гул сердец и отсвет улыбки на лицах. Удивителен сам факт - два с половиной часа только барабанного боя - я бы не поверила, что это может доставить столько радости.
В тишину вечера окунулась я после концерта, как в облако. Напротив театра эстрады золотые купола храма отражались в черной реке. Тихий плеск стальной воды и беспорядочный гул машин вдали, на сверкающим огнями мосту напротив Кремля, был еще наполнен в моих ушах гулом старинных барабанов далекой Японии.
Это было странно. Но отчетливо понятно, что музыка древней земли и вечных ритмов объединяет всех нас, живущих близко и далеко, ибо она звучит глубоко, отражаясь в душе, и несет вечную радость самой жизни.
Октябрь- ноябрь 2005
Москва