Прошло уже много лет, странно даже подумать сколько, но это первое впечатление о Будапеште сохранилось в памяти, как мгновенная фотовспышка. Начало 90-х, и это была моя первая поездка за границу, не считая краткосрочных двухдневных вылазок в Варшаву, и конечно, Вильнюс, Талинн и Ригу, бывших еще частью большой единой страны.
При выборе между приобретением, наконец, стиральной машины или поездкой в Италию, не колебалась ни минуты - конечно, Италия, страна, еще бывшая тогда неизведанной, недостижимой мечтой. К тому же, на тот момент я уже год, как учила итальянский язык, просто из любви к искусству, т.к. это язык, на котором говорили великие художники и поэты, и, главное, это язык музыки. Он самый певучий, музыкальный, и одновременно самый четкий, математически точный и гармоничный.
Денег тогда хватило только на автобусный тур, и это было все равно чудом и несказанным везением. Но и настоящим испытанием на прочность и стойкость в решении, т.к. добирались до благословенной и солнечной страны 4 дня и 3 ночи в автобусе, 4 дня беспрерывной дороги с многочасовыми стоянками только на всех границах, Польша, Венгрия, Италия. Венгрию пересекали ночью, и, измученые, дремали. Но когда автобус вдруг вырвался на большой мост через Дунай, по одну сторону которого сверкали огни Пешта, а на другой светился на горе старинный замок Буда, я ахнула и загадала желание: "непременно сюда приеду!"
Это желание чудесным образом сбылось уже через пару лет, в одной из моих удивительных поездок на учебу в Италию. Ведь всего год спустя мне неожиданно предложили продолжить изучение итальянского в университете Италии. И сама эта возможность была также невероятна, как поцелуй Бога в лоб.
И уже во вторую поездку в Италию я нарочно не полетела самолетом, а выбрала поезд, есть такой поезд, по-моему, до сих пор - Москва-Венеция, с пересадкой в Будапеште. Вот из-за этой пересадки, при которой поезд стоит в Будапеште 6 часов на центральном вокзале, я выбрала путь длиной в 2,5 дня вместо 2,5 часов полета.
На тот момент мне казалось 6 часов, да еще дважды, на пути туда и обратно, этого будет достаточно, чтобы увидеть центральную часть города. Наивно было так думать, этого времени едва хватило, чтобы добежать до берега Дуная и сразу помчаться обратно, при этом я ухитрилась чуть не заблудиться, т.к. оказалось, что в Будапеште 2 вокзала в центре города.
Фото 1 Вид на ночной Будапешт с моста через Дунай
Город очень большой, он разбросан по холмам и долинам вдоль Дуная. Практически, это два города, по обе стороны реки, объединенные в единое целое только долгим мостом. Старинный средневековый город-крепость Буда на высоком холме над Дунаем, а внизу в долине спокойный и размеренный Пешт, когда-то бывшая провинциальная деревенька. Теперь это большой и современный город, сохранивший, тем не менее, очарование старины, благодаря живописным холмам у реки и эффектному зданию Парламента.
Фото 2 Вид на Будапешт с моста через Дунай
И вот, спустя несколько лет реализовалась, наконец, мечта увидеть по-настоящему этот удивительный город, составленный из двух городов. В первых числах декабря этого года, почти перед католическим Рождеством, решила организовать небольшой вояж - 4 дня в Будапеште! Четыре дня чтобы увидеть город, почувствовать его очарование, приобщиться к духу европейского Рождества и, если повезет, услышать музыку Ференца Листа на его родине.
С музыкой Листа сказочно повезло сразу. В первый же вечер, по чистой случайности попала на великолепный органный концерт в Кафедральном соборе Будапешта. В Соборе св. Иштвана, названного в честь легендарного основателя и покровителя города, оказывается, каждый понедельник проводят органные вечера.
Сам собор очень эффектный, почти такой же большой и великолепный, как одноименный Кафедральный собор Вены, только здесь святого Штефана называют на венгерский манер святым Иштваном. Даже крыша собора, выложенная черепицей, с рисунками и гербами Австро-Венгрии напомнила Венский собор. Отголоски Австро-Венгерской империи заметны и в убранстве собора. Внутри великолепие позолоченной лепнины в стиле барокко с завитушками, золочеными сводами и сверкающим в вышине золотым куполом. Великолепное и мощное звучание органа под сводами огромного храма - только ради одного этого стоило приехать!
Фото 3 Собор св. Иштвана
Фото 3-1 Собор св. Иштвана внутри
Программа концерта была составлена идеально, не в пример программам большинства наших концертов, куда обязательно, наряду с блестящими произведениями включат второсортные, словно нарочно, вытаскивая их из сундуков забвения.
Здесь же два часа несомненных шедевров были исполнены так, что за душу брало. Адажио Альбиноне, Аве Мария Шуберта, Токката ре минор Баха, но самое мощное, как раскаты грома в конце - органные произведение Ференца Листа. Они превзошли все, недаром про Листа говорили современники, что он настолько гениален, что мог сыграть практически в любой манере - и меланхолично-нежного Шопена, и мощного Баха, и изящного Моцарта, и философско-глубокого Бетховена, и лиричного Шуберта. И играл так, что с закрытыми глазами не отличишь манеру игры от игры самого композитора. Но он мог не только сыграть, даже по слуху, но и добавить свое, тут же делая аранжировки, и словно расширяя границы восприятия, добавлял на ходу импровизации.
Это был феноменальный музыкант и композитор. Любую мелодию схватывал на лету, мгновенно запоминал целые партитуры, играл с лету по памяти, вне зависимости от сложности. Даже концерт Паганини, однажды услышав, записал по памяти, переложив для фортепиано. У него была феноменальная музыкальная память, виртуозное исполнительское мастерство и гениальность композитора. История музыки не знала еще такого музыканта ни до его жизни, ни после.
Музыка Листа сначала завораживает красотой мелодии, потом ширится, как полноводная река, в которую втекают со всех сторон новые ручьи аранжировок, все это многоголосие переплетается, множится и отдается эхом в горах. И вот уже мчится одним полноводным, стремительным и могучим горным потоком, обрушивается на тебя ливнем, оглушает каскадами водопадов, обдавая брызгами арпеджио и ослепляя искрами трелей и стаккато. Мелодия, разогнавшись, мчится так быстро, что в такт начинает бешено колотиться сердце, как при быстром беге. Не успеваешь даже мысленно следовать клавишам музыканта, захватывает дух - как он ухитряется!
И если у Шопена в музыке глубина и все нюансы, оттенки чувств, у Шуберта - созерцательность, у Бетховена - затаенная и пугающая бездна, то у Листа это часто ураган страстей, который все сметает на своем пути. Это все вместе сразу, еще пронзительнее и надрывнее, чем у Шопена, еще мощнее, чем у Бетховена, более страстное, живое, трепещущее, огненное.
После этой музыки выходишь немного оглушенный и даже чуть потерянный. Ощущение, что ты словно выжил после кораблекрушения. Неудивительно, что его музыку так редко исполняют. Требуется недюженное мастерство исполнения, ведь у Листа было виртуозная техника, это Паганини фортепиано.
О его блестящих концертах по всей Европе рассказывали легенды, они пользовались бешеным успехом и собирали толпы зрителей. В своих письмах он рассказывал о том, что когда он был на гастролях в Италии, зрители приходили в театр с утра, чтобы занять место к вечернему концерту. И ни один концерт не повторял другой, это были всегда импровизации!
Фото 4 Памятник Ференцу Листу перед Академией музыки
Но заслуга Листа не только в его блестящих аранжировках и виртуозной игре, и даже не только в его сочинениях. Он поднял венгерскую музыку до уровня мировой классики, включив в свои произведения народные венгерские напевы, плясовые, народные песни, обогащая их, но сохраняя при этом их цыганскую удаль и цыганскую ностальгию.
Щедрой и широкой души человек, он раздавал все свои гонорары друзьям- музыкантам, часто даже за свой счет издавал их ноты, и просто дарил бесплатные концерты венгерскому народу. Его стараниями и на его средства в Бонне был организован памятник Бетховену, изданы поздние произведения Шопена с его блестящими аранжировками. В свои концерты он включал в обязательное исполнение виртуозные произведения Шумана и мелодичные песни Шуберта. Поддерживал тогда еще неизвестных композиторов Дворжака и Сметану, а в родном Пеште его стараниями была создана Академия музыки, где бесплатно учились молодые талантливые музыканты.
Мне повезло и во второй вечер в Будапеште снова попасть на органный концерт, уже в Академию музыки им. Ференца Листа.
Само здание очень красиво украшено внутри фресками на стенах, смотрится, как королевский театр. Играли молодые музыканты, выпускники Академии, свои произведения и классику. Хотя, по правде говоря, не могу сказать, что мне понравились их музыкальные искания - даже если это модерн, все равно можно было бы изобразить что-то более мелодичное, чем груда булыжников, катящихся по мостовой. Я все невольно ждала, когда же, наконец, из хаоса и какофонии родится мелодия или хотя бы ее отголосок, намек на гармонию, но тщетно. Обидно, что из такого богатого по звучанию и возможностям инструмента, как орган, извлекали такой лязгающий набор звуков. Нет, мое убеждение - модерн в музыке часто оборачивается еще хуже, чем в живописи, там хотя бы отвернуться можно! Понятно, что не всем дано, но талантливый исполнитель, изучающий законы гармонии, музыкальности, как он может выносить бездарность на суд зрителей! И что ему советуют маэстро-профессора...
По моему мнению, есть разница между творческими исканиями, желанием создать что-то новое, оригинальное и спекулированием на идее модернизма, протаскиванием бездарности. Это грань становится все менее различима, к сожалению. Но она есть, и когда с идеей новизны в залы художественных галерей и консерваторий протаскивают идею "чем хуже, тем лучше", называя ее модерном, то это тоже сразу видно и слышно.
Слава Богу, после пятиминутного терзания инструмента, молодые музыканты исполнили произведения Листа. Называется "почувствуйте разницу", а я невольно думала о том, что в музыке Листа было и остается новаторство, эксперимент, изобретательность. В свое время это было вообще революция в музыке. Но ты ее слушаешь, и тебя переполняют эмоции, чувства, эта музыка завораживает, подхватывает и несет, словно поток.
В музыке Листа есть все - и лиричность, и трагизм, и мощь, и чувство. Нет только места для хаоса, в ней всегда гармония. И, по-моему, это и должно быть критерием искусства.
Если в произведении есть идея, а в ее выражении есть логика, и гармоничность в ее воплощении, то это искусство. Вещи же без мысли, или сделанные без души - это ложь, фальшивка, с желанием выделиться или подзаработать. Слава или богатство любой ценой в ущерб всем чувствам, здравому смыслу - в последнее время встречаются на каждом шагу, то в театре, то в картинной галерее, то в кино, теперь даже на концертах. И это обидно, даже с точки зрения памяти о великих творцах, людях, которые тоже искали, меняли правила, расширяли горизонты, ломали традиции, наконец, но никогда не предавали себя и само понятие Искусства как воплощение гармонии.
Когда приезжаешь в такой старинный город, как Будапешт, с его стройными бульварами, гармоничными, красивыми фасадами домов, похожими на дворцы, с его великолепными храмами и спокойной рекой, кажется, что она вместе с водой несет и поток времени, оставляя на своих берегах только само достойное.
Когда заходишь в концертные залы и музеи с живописью прошлых веков, слушаешь орган в храме или удивляешься мастерству художника, жившего в 13-м веке, то понимаешь - мишура развеется, а искусство, как воплощенная гармония остается в веках. Верю, что "-измы" рано или поздно исчерпают свою глупость, а красота и гармония останутся жить.