В предместье Лиссабона на берегу Тежу величественный монастырь св. Иеронима. Он огромный и его стоит осмотреть внутри, только обойти кругом потребуется больше часа. Огромная каменная громада издали кажется массивной, но вблизи тонкое кружево готики очаровывает и изумляет мастерством. Все эти кружевные вензеля и завитушки, каменные локоны, кажется, парят в воздухе. Это как тонкое бельгийское кружево, только сотканное из камня.
Фото 18 Массивные стены монастыря св. Иеронима
Фото 19 Барочные украшения монастыря
Территория монастыря внутри большая, как сад, спрятанный за крепкими и неприступными стенами. Башенки и украшения на узких стрельчатых окнах не устаешь рассматривать и изумляться тонкой работе, мастерству исполнения.
А какие причудливые каменные узоры! Смотришь издали - стрельчатая готика, изящные тонкие башни, устремленные ввысь, словно стрелы. Подходишь ближе - башни становятся объемными и все в украшениях, барокко. Заходишь внутрь - а там арки в мавританском стиле, напоминающие арабские сказочные ковры.
А украшения- причудливые львы, похожие на кошек, вензеля в обрамлении солнечных лучей. Меня больше всего восхитили арочные галереи, вроде в готическом стиле, а на самом верху узоры, как листья папоротников или причудливых цветов.
И снова азулежу - сине-белые изразцы, как напоминание об арабском востоке, на самом деле уже в далекие времена ставшие символом Португалии.
Все это причудливое сочетание готики и мавританских напевов, множество богатых украшений на экзотические мотивы наводит снова на мысли о великих морских экспедициях Португалии. Они словно передают первые впечатления европейцев, увидевших экзотические страны и их желание отразить красоту невиданных цветов даже в камне монастырей. Даже чайки, деловито разгуливающие в монастырском саду, напоминают о близости океана.
Этот причудливый стиль, возникший в Португалии в конце 15-го начале 16-го века, в период ее расцвета как морской державы, приобретения колоний, успешной конкуренции с Испанией и Генуей, называют Португальским ренессансом или стилем мануэлино по имени правящего тогда короля Мануэля Первого, прозванного Счастливым за его удачи в походах и везение.
В этом же причудливом стиле португальского ренессанса и примерно в то же время, в середине 15-го века, построен и загородный королевский дворец в Синтре, пригороде Лиссабона. Дворцы и замки в Синтре производят совершенно ошеломляющее впечатление, но это стоит отдельного рассказа и поездки на целый день, которая и была задумана именно в стенах монастыря св. Иеронима.
Фото 20 Готические башни монастыря
Фото 21 Мавританские украшения
Фото 21-1 Азулежу в монастыре
Фото 22 Арочные галереи
Фото 23 Азулежу
Сам монастырь принадлежал ордену иеронимитов, самому могущественному монашескому ордену в Испании и Португалии в 14-м и 15 веках. Орден очень строгого, аскетического устава. Ничего удивительного, ведь сам св. Иероним был аскетом.
Это был человек большого интеллекта, знаток античной и христианской литературы, философии, путешественник. В своем паломничестве в святую землю, он вел аскетичную жизнь и изучал языки. Именно он впервые перевел Священное Писание с древнееврейского и древнегреческого на латинский, и его перевод был признан каноническим на Трентинском Соборе церквей.
Интересно, что его равно чтут как в католической, так и в православной традиции, как одного из учителей церкви, а с недавнего времени и как покровителя всех переводчиков! Ведь при выборе дня переводчика взяли за основу день памяти св. Иеронима.
В Португалии влияние иеронимитов возросло в период великих открытий, ведь монахи именно этого ордена отправлялись миссионерами в неизведанные земли Нового света. Это были приверженцы строгого Писания, фанаты веры, аскеты, готовые претерпевать любые лишения, многие отдали жизни в фанатичном служении своим убеждениям и представлениям о долге.
Орден распространил влияние и на соседние страны. Монастыри ордена иеронимитов можно было встретить вплоть до 17-го века на севере Италии, в Ломбардии и в Австрии, в Тироле и Баварии. Это были, как правило, отдельно стоящие монастыри в горах или в предгорье, часто на неприступных вершинах. Монахи в них жили по закрытому и строгому уставу, на полном самообеспечении и в изоляции. Но со временем монахи- книжники, изучающие и переписывающие Священное Писание, постепенно становились все более малочисленными.
И сейчас некогда могущественные монастыри со стенами такими крепкими, что походили на оборонительные крепости, стали частью романтического пейзажа и воспоминанием об ушедшей истории.
Фото 23-1 Монастырь св. Иеронима
В этом же монастыре св. Иеронима или Жеронимуш, с его заднего входа - настоящая находка для любителя путешествий, морей и парусных судов - Морской музей Лиссабона с огромной коллекцией экспонатов, с макетами судов и с парусниками в полную величину. Здесь вся история флота Португалии, навигации, свидетельства отваги и храбрости моряков, боевые награды. Здесь история покорения морей и океанов, поисков Нового света, открытия новых земель, со старинными картами, навигационными приборами.
Но самое интересное - это история кораблестроения. Можно рассмотреть прекрасно выполненные, как "живые" макеты всех исторических кораблей, начиная от парусных лодок, к фрегатам, один прекрасней другого, до боевых кораблей нашего времени.
И полный восторг - в отдельном крытом ангаре настоящие парусники в полную величину, огромные королевские яхты, первые водные самолеты. Коллекция судов, которой нет равных в мире. Недаром португальский флот был так силен во всю историю его становления и развития.
Фото 24 Морской музей Лиссабона, старые якоря
Фото 25 Макеты кораблей
Среди самых интересных экспонатов - флагманский корабль флота Васка да Гама "S.Gabriel", который открыл морской путь в Индию в 1498 г.
Старинная астролябия, датированная 1605 годом, и большой португальский атлас 1600-х годов, богато украшенный великолепными рисунками с подписями.
Фото 26 Старинные карты
Модели парусных и гребных кораблей 17-го и 18-го веков и настоящий гидроплан "Santa Cruz", впервые пересекший Атлантический океан в 1922 г.
Красивые парусники- рыболовецкие парусные суда, которые использовались начиная с 17-го века и до 1920-х годов.
Роскошная яхта "Amelia", построенная в 1900 г., которую использовал король Карлос Первый для своих исследований по океанографии.
Фото 27 Корабли и парусники
Фото 28 Водные самолеты
Фото 29 Картины на морскую тематику
А прямо напротив музея, в большом доке у реки современные яхты трепещут парусами на ветру. И рядом огромный каменный монумент в виде фрегата - памятник навигаторам Португалии, покорителям океанов, строителям парусных фрегатов и их вдохновителям. Это памятник всему народу, так страстно стремившемуся к познанию нового, положившему огромные усилия, средства, жизни в достижении мечты- освоения мира, новых земель.
Впереди всех, конечно, Васко да Гама, пристально вглядывающийся в даль морей. И все же это памятник всему народу- романтику, благодаря которому эти мечты о завоевании новых земель реализовались.