До Испании лететь примерно 5 часов из Москвы, так что если вылет даже днем, в час-два, то все равно уже часов в 6 вечера, с учетом часа на трансфер, чтобы добраться до побережья, и в 7 вечера уже можно вдыхать влажный морской воздух и, улыбаясь теплому морскому бризу, слушать морской прибой! Самые последние дни сентября, но в Испании тепло, как хорошим московским летом, совсем не ощущается дыхание осени. Может, конечно, от того, что это лето в Европе было чрезвычайно жаркое, поэтому и в конце сентября- начале октября еще необычайно тепло. Ожидала примерно +23-25, но днем воздух разогревался даже до +28, и даже вечера теплые, +25, как в августе. Вечерами море дышит теплом и спокойное, не шелохнется, даже не плещет волной у берега. А набережная вся залита золотым светом от огней, брызжут фонтаны в алой подсветке, в широких пальмовых листьях щебечут волнистые попугайчики, устраиваясь на ночь. Ощущение, словно попадаешь в восточную сказку.
Фото 1 Набережная Салоу
Коста Дорада - золотой берег, от Барселоны еще очень недалеко, но уже больше ощущается дыхание юга, и такая же умиротворенная нега разлита в воздухе. Все настроено на отдых, на долгие прогулки у моря в тени пальм, или можно растянуться на теплом золотом песочке в закрытой от всех ветров бухте, или задержаться в ресторанчике за бокалом сангрии. Спокойный, неторопливый южный отдых с европейским привкусом изысканной роскоши и простоты одновременно.
В этом году впервые, наконец, решилась рискнуть забронировать вместо скромного отеля за ту же цену апартаменты, целую квартиру в распоряжении, чтобы почувствовать себя более свободной, чтобы никто не стучался по утрам в дверь со шваброй, а завтрак или ужин был в любое удобное время! И оказалось правильное решение, особенно для Испании, где на всем побережье Коста Дорада сдаются в аренду преимущественно апартаменты. За мои скромные средства ожидала увидеть небольшой номер, как в хостеле, комнатку с кухней. Но с первого же момента была приятно удивлена, очутилась в просторной квартире, двухкомнатной (это однокомнатная по европейским стандартам), где при желании могли бы спокойно разместиться человек пять! Кроме спальни еще и большая гостиная с уютным диваном и большим телевизором и с выходом на балкон, отдельно кухня со всем необходимым. Светло и просторно, хоть танцуй! В результате неожиданно с первых же дней пребывания появилось чувство дома, захотелось задержаться здесь подольше, пожить бы так месяцок- другой! Ладно, все равно даже неделя в такой квартирке подарила ощущение спокойствия и уюта. Почувствовать себя в Испании, как дома - это дорогого стоит.
Фото 2 Апартаменты у моря
В соседнем супермаркете можно накупить продуктов, причем отличного качества, твердого сыра, ветчины- хамона, которые по неизвестным причинам у нас до сих пор не умеют производить качественными, отменной картошки, которая вкуснее даже хваленой белорусской. Единственная проблема, как-то ни странно, оказалось купить фрукты, т.е. они, конечно, были в супермаркетах, но такие же несъедобные, жесткие и недозрелые, как и в московских, а рыночек или был далеко, или закрылся из-за окончания основного сезона туристов, а жаль.
Зато море - вот оно, рядом, со всех сторон. Вода, конечно, уже не такая теплая, как летом, но днем, если без фанатизма, то вполне можно купаться.
Фото 3 Бухты Салоу
Салоу - это небольшой город, и по сравнению с ним маленькие городки на побережье Коста Брава, где доводилось отдыхать (Калелья, Мальград дель Мар, Санта Сюзанна, Ллорет дель Мар, Тосса дель Мар) кажутся просто прибрежными деревеньками. В Салоу такая же небольшая площадь с фонтаном, зелено и красиво, но уже чувствуется размах большого города. Чего стоит только широкая пальмовая аллея с цветными фонтанами, которая тянется почти до горизонта!
Фото 4 Пальмовая аллея Салоу
Вечерами, фонтаны, вытянувшиеся в почти бесконечную линию, сверкают и переливаются всеми цветами. И очень приятно пройтись по набережной вдоль моря, которое дышит вечерним теплом, возвращая накопленное за день солнце, любуясь переливающимися фонтанами, далеко вдаль, до самого порта с покачивающимися на волнах белыми яхтами и большими рыболовецкими барками.
Фото 5 Цветные фонтаны вечером
Фото 6 Порт с яхтами
В первый вечер чтобы устроить маленький праздник, в соседнем ресторанчике удалось попробовать очень вкусную паэлью с морепродуктами, запивая бокалом сангрии. Надо сказать, что сангрию везде готовят по-разному, и чем слаще вино, чем больше фруктов в ней, тем идеальней она получается. То же самое и с паэльей, чем ближе к морю расположен городок, тем вкуснее в его ресторанчиках паэлья из морепродуктов, больше шансов, что все приготовлено из свежих продуктов. И еще заметила, что в не сезон туристов еда повкуснее, наверное, потому что готовят для себя, а не на массовую продажу.
Следующий день, благодаря прекрасной летней погоде, был, конечно, посвящен морю. В Салоу несколько пляжей. Один, основной, широкой песчаной полосой тянется вдоль всей пальмовой аллеи, занимая всю бухту. То, чем мне больше всего импонирует Испания - это чувство свободы, широты души этой страны и ее жителей, которая проявляется во всем - от гордого, свободолюбивого фламенко до вольного стиля и эксперимента в архитектуре городов. Это видно и на испанских пляжах - все побережье свободно, никаких загородок, заборов, которые так портят вид итальянских пляжей, никаких бесконечных рядов разноцветных зонтиков, к которым нельзя и подойти, как потребуют плату, никаких шумных и навязчивых торговцев, сующих в руки тряпки или безделушки. Здесь на пляжах только золотой песок и бесконечное море, и это так прекрасно!
Можно бродить свободно вдоль всего пляжа, выбирать любое место, какое пришлось по душе, расстилать полотенце то в одном месте, то в другом, или просто посидеть на берегу у воды или понежиться на солнышке. Чувство свободы в сочетании с чистотой и ухоженностью - такое впечатление от испанских пляжей везде -и в Коста Брава, и в Коста дель Соль, и в Коста Дорада.
А в этот раз впервые увидела, что песок, действительно, золотой! И это, оказывается, не просто красивый эпитет. В прозрачной воде, набегающей на берег волны под солнечными лучами вспыхивают и загораются миллиардами огоньков, сверкающими золотистыми блестками мелкие песчинки. Вероятно, такой эффект возникает еще и из-за особого состава песка, возможно сама порода содержит вкрапления минералов. Но в момент, когда это видишь впервые, как вспыхивают золотыми искрами песок у кромки воды, удивляешься, как при виде чуда, словно попал на золотоносную реку! Это очень красиво, так что название Коста Дорада - Золотой Берег оказывается оправдано.
Фото 7 Песчаные пляжи Салоу
Кроме основного пляжа в Салоу есть еще несколько маленьких, но живописных бухт среди скал, тоже с золотым песком. К ним ведет аккуратная, ухоженная тропа, вьющаяся над морем то среди нагромождения скал, то под сенью деревьев, в тени раскидистых южных сосен. То и дело открываются все новые виды на бухты с шелестящими на ветру пальмами или волнами, бьющимися у нагромождения камней, или на голубизну прозрачной воды, подсвеченной розовыми полосами от лучей спускающегося за море солнца.
Фото 8 Бухты на закате в Салоу
В маленьких бухточках днем, конечно, много людей, но вечерами приятно очутиться именно здесь. Сразу за городом расположен мыс, живописно выдающийся в море, а за ним поселок с сосновой рощей у самого берега, который так и называется La Pineda,тоже с долгими песчаными пляжами.
Но после 2-х дней dolce far niente - счастливого безделия, загара, купания и прогулок у моря, моя беспокойная душа потребовала новых впечатлений. Еще в Москве перед отъездом забронировала входные билеты в самый удивительный храм в Барселоне - Саграда Фамилия. Хотела в него попасть еще в прошлую поездку, по благословлению Неба, еще совсем недавнюю, в апреле этого года. Но тогда и узнала, что из-за большого наплыва желающих не сколь приобщиться к святыне, сколь удивиться каталонскому модернизму, билеты в храм продают только заранее и только по интернету.
Храм, действительно, хоть и кажется издали готическим, вблизи совершенно не похож ни на один из многочисленных соборов Европы. Чем ближе к нему подходишь, тем больше кажется, что он, как живой, весь течет, словно тающий под водой замок из песка. Все линии плывут, сглаживая углы, закругляя и без того округлые башенки, закручивая их, как водоворотами. Ощущение нереальности замка усиливается, если взглянуть на его отражение в воде в небольшом пруду напротив. А ведь он так и строился не по чертежам, а по отражениям, это удивительно и кажется невероятным, как он может вообще стоять.
Фото 9 Барселона, собор Саграда Фамилия
Фото 10 Отражение собора в воде
Фото 10-1 Зеркальный макет Собора
Фото 11 Башни Собора
Тем не менее, удивило то, что, несмотря на конец туристического сезона, количество желающих не уменьшается, и билеты, даже по интернету, необходимо покупать чуть ли за неделю вперед. Но зато можно выбрать лучшее время, для меня это вечер. Днем идет сплошная череда туристических групп, а вот за час до закрытия уже нет экскурсий и можно все спокойно рассмотреть.
Внутри храм кажется еще более огромным, чем снаружи. Возможно из-за эффекта, что стройные, тонкие колонны, похожие на ноги чудовищных птиц, которые тебя окружают со всех сторон, уносятся далеко ввысь и там, на самом верху, как в поднебесье, перекрещиваются. Наверху же словно крона тропического леса или, скорее, скелет огромного животного.
Неудивительно то чувство, которое возникает, смеси удивления и трепета, похожего на первобытный страх- человек здесь, словно маленькая букашка в чреве неизвестного чудовищных размеров животного в тропическом лесу.
Фото 12 Храм Саграда Фамилия внутри
Фото 13 Купол храма
Особенно ужасают колонны храма, похожие на белые берцовые кости с утолщениями посредине, напоминающими коленные суставы.
Фото 14 Колонны храма
Из узких окон с витражными стеклами льется мрачноватый, приглушенный свет, с каждого фасада разного оттенка - на одном окне краснота витражей напоминает о заходящем солнце, в другом темная синь неба, в третьем- яркая зелень тропического леса.
Фото 15 Витражи Собора
Ощущение, что ты в тропическом лесу, порождает и странное распятие, напоминающее парашют, спустившийся с купола и парящий в воздухе. А по краям этого парашюта расположены еще и сигнальные лампочки. Все, чтобы пронзила мысль - мы одни в этом огромном мире, полном опасностей, затерянные и мелкие, словно букашки в тропическом лесу. Помощь и свет, возможно, спустятся к нам с Неба, как на парашюте, но только если мы будем очень в это верить и ждать, и надеяться на чудо.
Фото 16 Странное распятие - парашют
Снаружи фасады храма тоже очень сильно отличаются друг от друга, и по оформлению, украшениям, и по идеям, их воплощающим. Очень четко видно, что весь храм словно составлен из 2-х смысловых частей, настолько разные по стилю его противоположные фасады. Центральный фасад, который еще успел построить Гауди, фасад Рождества Христова, весь пышно украшен лепниной, скульптурами, которые хочется рассматривать долго, одну за другой, потому что глаз теряется в этом бесконечном перетекании форм, скользящей плавности линий. И сам фасад - весь словно из зыбкого песка, течет, преобразуется. Здесь можно увидеть все многообразие живой природы в виде украшений из цветов, фруктов, животных, деревьев с пышными кронами. Все это - настоящий гимн Природе, и поэтому рождение Бога-человека воспринимается, действительно, как чудо, и как венец творения.
Фото 17 Фасад Рождества Христова - Храм Саграда Фамилия
Фото 18 Украшения фасада Рождества Христова
А сверху, из-под купола фасада спускается звезда, своими лучами указывающая на маленький грот, где и произошло это чудо. С этим ощущением, ожиданием чуда и входишь в Собор.
Фото 19 Сцена Рождества на главном фасаде Собора Саграда Фамилия
Выход из храма, напротив, невольно воспринимается трагически. Задний фасад чем-то напоминает даже морское чудище. Здесь уже нет никаких украшений, он предельно строгий, только жесткие линии, рубленые, застывшие каменные фигуры, как изваяния в пустыне страстей. Странники с застывшими лицами, рыцари в латах с печальными глазами. Но больше всего поражают надломленные, согбенные от горя фигуры.
Это фасад Страстей Господних, который венчает высоко вверху распятие с изможденной фигурой Христа. Здесь тоже невольно замираешь, с комком в горле и держась за сердце, и трудно отвести взгляд от этих фигур воплощенного страдания.
Фото 20 Фигуры на фасаде Страстей Господних
И на смену восхищения и изумления в ожидании чуда, с которым вступаешь в храм, приходит глубокая печаль, когда его покидаешь. И еще приходит осознание бренности земного пути - родившиеся из песка в песок и рассыплются.
Фото 21 Фасад Страстей Господних
В противовес странной и мрачноватой архитектуре Гауди, вызывающей, зыбкой, с текущими формами, провоцирующей на внутренний протест, мне все-таки гораздо ближе по душе гармоничная, яркая, с сочными красками и очень позитивная архитектура другого выдающегося каталонского архитектора Доменика де Монтанера. И, кстати сказать, именно он и был настоящим основателем всего стиля арт-нуво или, как его часто называют, Каталонского модернизма.
Всего несколько месяцев назад, в апреле этого же года, мне удалось побывать в Барселоне, и я была приятно удивлена и восхищена безупречно гармоничным стилем этого архитектора, сочетающим строгость готики и пышность барочных украшений. Все у него выходило радостно, ярко, но без чрезмерной роскоши, без излишеств или преувеличений. Он тоже использовал мотивы природы со всей ее изысканной красотой и богатством форм. Это и изящные корзинки с фруктами в качестве декора, цветы, причем необязательно розы как символ роскоши, но и полевые ромашки, васильки, нежные, с тонкими, изящными лепестками, как обрамление колонн. В его зданиях всегда много света, благодаря большим французским окнам, все помещения внутри просторны, наполнены воздухом.
Мне его здания напоминают классическую музыку стиля романтиков, в которой строгость форм и следование канонам гармонии, безупречность стиля и певучесть мелодии гармонично сочетались с изящными музыкальными украшениями, всевозможными трелями, арпеджио, что заставляло мелодию переливаться всеми цветами, разнообразием звуков. Так и Доменик Монтанер в архитектуре для меня оказался созвучен музыке Фредерика Шопена или Ференца Листа.
Например, для сравнения, барокко в архитектуре у меня ассоциируется с Веной и летящими, радостными вальсами Штрауса, готические соборы - с органными токкатами Баха, а Каталонский Дом музыки, в который мечтала попасть еще с прошлой поездки - со всей классической музыкой, начиная от Моцарта и до Бетховена, так он многообразен.
В прошлый приезд я познакомилась с архитектурой Доменика де Монтанера и была в восторге от его Госпиталя Сан Паула и церкви Санта Кроче, целого комплекса красочных мини-дворцов, ярких, веселых, изящных, но в то же время украшенных щедро каменными цветами и башенками. В них столько света и радости жизни, словно попадаешь в другой, сказочный мир, где отдыхаешь душой.
А в эту поездку исполнилось загаданное тогда желание - увидеть и Дом музыки, задуманный и построенный этим же архитектором в самом центре Барселоны, неподалеку от Готического квартала. Он еще издали привлекает внимание своими причудливыми башенками и переплетенным фасадом, словно кружевная лента. Здесь тоже много украшений, но как в музыке Шопена, они все на своем месте, не нарушают общей гармонии, не усложняют мелодию, но заставляют ее играть всеми цветами и оттенками.
Окна увиты волнообразными колоннами, которыми они оплетены, словно виноградными лозами. В орнаменте колонн много цветов.
Фото 22 Дом музыки в Барселоне
Фото 23 Дом музыки, орнамент колонн
Фото 23-1 Дом музыки, украшения на окнах
Внутри Дома музыки гостей приглашает зайти изысканная винтовая лестница, за которой открывается полукруглый зал.
Фото 24 Дом музыки, лестница в вестибюле
А сам зал - это надо увидеть хотя бы один раз! Это, без преувеличений, самый прекрасный концертный зал из всех когда-либо созданных. Причем и по непревзойденной красоте, и по роскошному убранству, и самое главное - по акустике.
Он, как волшебная шкатулка или каменный цветок из сказки Бажова, весь сверкает огнями, словно сделан из драгоценных камней. И производит такое же завораживающее впечатление, как калейдоскоп, который в детстве не устаешь рассматривать часами, потому что при каждом повороте, а здесь при каждом ракурсе, из кристаллов складываются новые узоры.
Так и здесь залом хочется любоваться долго, рассматривая его и издали, и вблизи, изучая внимательно каждую деталь. Здесь то целое кружево листвы, то букет из цветов, по бокам лампы с теплым светлом в виде загадочных грибов. Феерическая картина!
Фото 25 Концертный зал Дома музыки
Это настоящий гимн Природе, только, в отличие от пугающей и мрачной архитектуры Гауди, гимн радостный, прославляющий всю ее красоту и величие. Венчает все это великолепие роскошная люстра с теплым желтым светом, похожая на огромное солнце, спускающееся в море на закате.
Фото 26 Люстра в концертном зале Дома музыки
Когда здесь звучит музыка, кажется, что она расплывается, растекается, как широкая река, впадающая в море, множится, отражается от стен, словно зеркальных, чтобы потом подняться к этому солнцу над головой. Все это благодаря эффекту, который создают лампы-грибы, установленные у высоких окон, и благодаря идеально рассчитанному круглому залу, который кажется меньше в размерах, чем он есть на самом деле.
А на сцене, по всему периметру, красочные скульптуры, с лицами и позами такими живыми, что кажется все эти музы и грации внимают музыке, причем они самые строгие ценители музыкальных спектаклей, потому что слушают здесь только самых лучших в мире исполнителей. Это высокая честь для музыканта оказаться на сцене такого Дворца, посвященного Музыке.
Фото 27 Лампы-грибы в Доме музыки
Фото 28 Скульптуры на сцене Дома музыки
Выходишь из Дома музыки воспламененный желанием снова вернуться и уже попасть сюда на настоящий концерт. В центре Барселоны все рядом, и Casa de la Musica всего в двух шагах от Готического квартала со знаменитым Кафедральным собором Catedral и пешеходным бульваром Рамбла - пристанищем уличных музыкантов и художников.
Фото 29 Кафедральный собор
Фото 30 бульвар Рамбла
А бульвар Рамбла спускается прямиком к памятнику Колумбу, обращенному лицом к морю и к порту с яхтами и настоящими морскими разбойниками - большими хищными чайками- бакланами.