Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых.
На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов. На восточном берегу Нила, в "городе живых", все храмы и дворцы повернуты фасадами к восходящему солнцу, все скульптуры обращены к Солнцу.
На западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов
Фивы - "город мертвых" расположен на западном берегу Нила, а современный Луксор - на восточном.
Храмы или дома Богов, как их называли древние египтяне, стали величайшими сооружениями эпохи Нового царства
Луксор.
Луксор - город, раскинувшийся на правом, восточном берегу Нила, в среднем течении легендарной реки, несущей жизнь всему Египту. Это самый большой в мире музей под открытым небом.
В западной части Луксора, той, что когда-то была территорией древних Фив, находится
один из самых величественных храмов Древнего Египта - храм Бога Амона-Ра, построенный еще в XV-XIII вв. до н.э.
Аллея загадочных сфинксов ведет от храма Амона- Ра к Карнакскому комплексу храмов, который строился в течение нескольких веков, начиная с XX в. до н.э. до конца I тысячелетия до н.э.
Боги Древнего Египта.
Сначала несколько слов о древнеегипетских богах, которым посвящены столь великолепные сооружения, что они и сегодня поражают своей мощью, и не только размерами, но и таким спокойным величием, что начинаешь невольно верить, что духи эти Богов веками могут незримо присутствовать здесь.
Бог плодородия Амон, Бог Солнца Амон-Ра.
Наиболее почитаемый Бог древнего Египта был Бог плодородия Амон
Сначала Амон был Богом-покровителем Фив. И это первый фиванский бог, который стал почитаться во всем Древнем Египте. Когда правители Фив основали XVIII династию, изгнавшую из Египта завоевателей- гиксосов, захвативших сирийские территории, Амон стал почитаться как главный Бог всего Древнего Востока.
Культ Бога Амона приобрёл особое значение с возвышением древних Фив и превращением этого города в столицу Египта.
Отождествленный сначала с богом плодородия Мином, а позднее с богом солнца Ра, Бог Солнца Амон-Ра был поставлен во главе египетского пантеона. Его стали называть Амоном-Ра и изображали в облике человека, голову которого венчает солнечный диск, обрамленный двумя страусовыми перьями.
Культ Царя Богов Амона процветал на протяжении 18-20 династий. В этот период возникло много гимнов, песен, поэзии, прославляющей его величие. Бог Солнца Амон-Ра был настолько возвеличен, почитаем и любим, что постепенно культ Амона проник в древнюю Грецию и Рим, где древнеегипетский бог Солнца стал отождествлялся с Зевсом и Юпитером. Бог Амон, который в древнем Египте изображался в виде человека с бараньей головой, позднее стал изображаться восседающим на троне со скипетром в одной руке и крестом в другой.
Луксорский храм
Луксорский храм, посвященный Богу Амону-Ра, поражает путешественника грандиозностью уносящихся высоко в небо колонн, строгостью пропорций его залов, раскинувшихся под открытым куполом неба и одновременно неповторимым изяществом своих колоннад.
Храм очень большой, протянулся более чем на четверть километра с севера на юг.
Начал строить храм в XIV веке до н.э. фараон Аменхотеп III. Композиция храма была традиционной - колоннада, открытый двор, обрамленный колоннами, колонный или т.н. гипостильный зал и сокрытое в самой глубине - святилище.
Сто лет спустя фараон Рамсес II решил расширить храм. Перед колоннадой он построил еще один двор, отгороженный огромными вратами для торжественного прохода церемоний и процессий.
От пилона Луксорского храма начинается аллея сфинксов. Она ведет на север и метров через триста исчезает, и, к сожалению, утеряна под жилыми домами города. Но неожиданно сфинксы появляются вновь через два километра, возле Карнакского храма.
Теперь в храм можно было вступить через великолепный вестибюль с 32 колоннами в форме связок папируса. В самой глубине был вход в святилище храма.
Снаружи храма колонны изображены в виде пучков священного тростника, геральдического растения Нижнего Египта.
Вдоль этой грандиозной колоннады проходили торжественные процессии идущих в храм. Четырнадцать окаменевших стеблей тростника, увенчанные распустившимися цветами возносятся на высоту 20 метров и вонзаются в бескрайний купол знойного неба Египта.
На стенах колоннады, сохранившихся, к сожалению лишь на треть, можно увидеть и хочется подолгу рассматривать замечательные рельефы, рассказывающие о великом празднике, посвященном лучезарному Богу Амону. В центре - священные ладьи богов, которые сопровождают жрецы и музыканты, процессии фараона, в парадных одеждах, следовавший за ним народ, священные животные.
В царствование Рамсеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим двором, окруженный 74 колоннами, между которыми стояли грандиозные статуи фараона.
Одна из них, изображающая Рамсеса сидящим на престоле в древности называлась "Солнце властителей стран иноземных". У ног великого повелителя стоит миниатюрная по сравнению с ним и полная грации фигура царицы Нефертари, любимой супруги царя.
Перед пилоном были установлены шесть статуй Рамсеса II. Две средние из черного гранита представляли фараона сидящим, остальные четыре из розового гранита изображали Рамсеса стоящим.
Композицию завершали два огромных обелиска, ныне остался только один, т.к. второй был вывезен из Египта в XIX веке и по сей день находится в Париже, на площади Согласия.
В древности аллея сфинксов от храма вела к Карнаку, и Луксор оказывался включенным в комплекс святилищ Карнакского храма. Благодаря аллеям каменных стражей, которые связывали оба храма, образовывался единый гигантский архитектурный ансамбль, который и поныне производит незабываемое впечатление.
Можно вообразить каким великолепным был в эпоху своего расцвета Город Богов, которым когда-то были Фивы!
Святилище древних Богов потрясает воображение не только совершенством пропорций и грандиозностью, но и внутренней гармонией, незыблемостью и каким-то неземным спокойствием.
Величественные фигуры царей, уста которых замерли в загадочной полуулыбке, колоссальные колонны, высеченные в камне иероглифы с таинственными надписями, которые до сих пор еще не все расшифрованы.
Кажется, что сейчас оживут эти древние руины, которые словно мираж возвышаются в песках пустыни, кажется, что и поныне здесь витают духи и образы давно минувших веков.
Карнакский храм
Карнакский храм - еще более грандиозное и сложное сооружение из нескольких храмов, которые начали строить еще во времена Среднего царства, а основные храмы воздвигли в XIII веке до н. э., при фараоне Сети I и его сыне Рамсесе II.
Находится Карнакский комплекс в 2,5 км к северу от Луксора на Ниле в Верхнем Египте, где располагался религиозный центр Древнего Египетского царства.
Все эти храмы, составляющие единый ансамбль, возводились без единого плана на протяжении нескольких веков
Хотя многие храмы Карнака почти полностью разрушены, то, что уцелело в веках, представляет собой самый большой комплекс древних сооружений из всех существующих на Земле.
Самое совершенное место или Ипет-Сут - главный Карнаксикий храм был основной святыней Древнего Египта на протяжении полутора тысяч лет. Здесь был центр правления страной и самое красивое место всей восточной части Фив.
Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных Владыке Фив, солнечному Амону-Ра, его супруге, Покровительнице Цариц Мут и их сыну - Лунному Богу Хонсу.
В эпоху Нового царства каждый фараон, взойдя на престол, начинал сооружение своего собственного храма в честь Бога Амона. В 16 в. до н.э. фараон Тутмос I украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, со своим изображением в образе бога Осириса.
Грандиозную программу строительства храма Амона-Ра продолжила дочь Тутмоса I - знаменитая женщина- фараон Хатшепсут. В ее правление строительство храма было завершено.
Для священной ладьи Бога построили из яркого красного песчаника новое помещение, отделанное изящными рельефами. Неподалеку были воздвигнуты два обелиска из красного гранита высотой в 30 метров. Гранитные колоссы были покрыты золотом.
Блистательный памятниками Ахменну - так назывался большой юбилейный храм, построенный в Карнаке после смерти Хатшепсут ее преемником - фараоном Тутмосом III.
Уникальные по своей форме колонны храма имитируют тонкие расписные столбы паланкина, под сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя.
В храме по сей день хранится список всех фараонов, правивших в Египте до Тутмоса III. Неподалеку находится знаменитый Ботанический сад - зал, стены которого украшены сотней изображений различных растений и животных, обитавших не только в долине Нила, но и в Сирии и Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, ведя захватнические походы в соседние земли.
При Тутмосе III в центральной части храма Амона был возведен еще один интересный зал - знаменитый Зал анналов, на стенах которого представлена летопись о военных подвигах фараона в чужеземных странах. В центре зала возвышаются два высоких геральдических столба в виде папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.
В увековечивание своих военных побед в Азии фараон Тутмос III соорудил в северной части Карнакского комплекса особый храм, посвященный львиноголовой Богине войны Сехмет.
В темном святилище храма до сих пор стоит культовая статуя Богини Сехмет.
Воплощенная в камне Богиня увенчана массивным солнечным диском; в ее руках - скипетр-папирус, символ вечной молодости.
Когда попадающий в святилище через отверстие на потолке солнечный луч касается гранитного львиного лика Богини, кажется, оно оживает.
Все скульптуры египетских Богов и фараонов имеют это удивительное свойство. Они кажутся невероятно живыми, настолько они точны, пропорциональны по формам, настолько прекрасны их лики с загадочными улыбками на устах
Кажется невероятным, что они были созданы в такой далекой древности, и столько веков простояли в песках пустыни.
На берегах почти пересохшего озера, которое в древности окружало территорию комплекса храмов, и сегодня высятся десятки разбитых гранитных статуй величественной Богини Сехмет.
В 13 в. до н.э. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака. При фараоне Сети I, и его сыне - Великом фараоне Рамсесе II в храме Бога Амона был воздвигнут грандиозный колонный или гипостильный зал. Шириной 103 м и глубиной в 52 м зал насчитывает 144 колонны.
Невероятно красивы 12 колонн в середине зала, стройные, высотой почти в 20 метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. А по бокам, в проходах более низкие колонны в виде связок нераспустившихся стеблей тростника. Раньше все колонны были покрыты великолепными рельефами и отделаны листами золота.
Но даже в наши дни, когда от золота не осталось и следа, а краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн, гипостильный зал производит неизгладимое впечатление.
Тысячи иероглифов, прославляющих деяния фараонов, покрывают эти окаменевшие тростники. Невольно подолгу рассматриваешь одну колонну за другой, и хочется поднять голову к небу, куда стремительно возносятся эти огромные каменные папирусы.
В последовавшую за падением Нового царства эпоху смут, гражданских войн и иноземных нашествий, строительство в Карнаке все равно продолжалось.
Храм был настолько величествен, что даже чужеземные правители считали украшение главного святилища страны данью уважения к Египту, стране, на престоле которого они оказались волею судеб.
В 4 в. до н.э. Карнак переживает последний период своего расцвета.
Была расширена пристань на берегу озера, соединенного с Нилом. От нее аллея овноголовых сфинксов ведет к массиву гигантского первого пилона Нектанеба.
В открывающемся за ним дворе храма встречаются вместе все эпохи: здесь гигантская статуя фараона Рамсеса Великого, изображенного вместе со своей дочерью-супругой Бент-Анат, рядом с колоннадой нубийского царя Тахарки, а небольшие святилища Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами, изображающими царей династии Птолемеев в одеяниях египетских фараонов.
В древности территория Карнакского храма была окружена толстыми высокими стенами из сырцового кирпича, в которых на определенном расстоянии друг от друга располагались огромные каменные ворота.
К числу самых впечатляющих из них относятся те, что находятся непосредственно перед фасадом храма Хонсу. Построенные при Птолемее III (246-222 до н.э.), эти ворота в свое время служили одним из главных входов на территорию храма Амона и соединяли древние Фивы с монументальной аллеей сфинксов.
В Карнакском храме как нигде более в Египте сквозь камни строений слышно дыхание Времени.
Здесь среди этих стен, которые кажутся сооруженными самим богами, столь они нерукотворны, проходят тысячелетия истории человеческих судеб, запечатленные в камне.
Фивы
Фивы, впервые упомянутые в Илиаде, были названы так греками, вероятно потому, что, подобно одноименному греческому городу, они были знамениты своими воротами.
Египетское название города — Уасет.
Часть территории древних Фив ныне занимают города Луксор и Карнак — оба на восточном берегу Нила; однако в древности Фивы занимали большой участок равнины и на западном берегу реки вплоть до подножий гор, где находились гробницы и погребальные храмы, в число которых входил храм Бога Амона.
Гробницы фараонов, за некоторыми исключениями, расположены в Долине Царей — месте менее доступном, чем более ранние захоронения, постоянно подвергавшиеся разграблению. Поскольку в долине уже не было места для возведения грандиозных храмов, величественные погребальные сооружения стали воздвигать вдоль западного берега Нила.
Исключением явился большой террасированный храм царицы Хатшепсут (ок. 1595 — ок. 1503 до н.э.) в Дейр эль-Бахри..
Двор Аменхотепа III (ок. 1455 — ок. 1419 до н.э.) во второй половине периода правления XVIII династии превосходил по своей роскоши все прежде виденное в Египте.
Его погребальный храм до сих пор выделяется благодаря двум стоящим перед фасадом сооружения фигурам — колоссам Мемнона, восхищавшим еще римских путешественников, многие из которых оставили надписи о своем посещении на самих статуях.
Среди других погребальных храмов на западном берегу хорошо известен Рамессеум Рамсеса II.
При Аменхотепе IV (Эхнатоне) столицу временно перенесли в Амарну. Она была возвращена в Фивы Тутанхамоном, чья единственно уцелевшая и оставшаяся неразграбленной гробница была обнаружена в 1922 в Долине Царей.
В гробнице Тутанхамона сохранилось все, включая царскую мумию в золотом саркофаге. Богатство этого захоронения помогает представить великолепие утраченных сокровищ из расположенных неподалеку более крупных и значительных царских гробниц.
С воцарением XXVI династии (Саисский период, 663-525 до н.э.) центр Египта вновь переместился на север, и древняя столица утратила свое политическое значение. Тем не менее, Фивы оставались важным религиозным центром, а после завоевания Египта Александром Великим ненадолго вернули себе независимость.
Ранние Птолемеи продолжали расширять и украшать храмы и даже строили новые, однако последнее фиванское восстание завершилось разрушением Фив примерно в 30 до н.э. Спустя несколько веков, от прежнего величия города остались лишь несколько отдельных поселений.
Со временем, по мере распространения христианства, храмы и гробницы превращались в церкви и монастыри и использовались для христианских богослужений.
В знаменитой Долине царей в Луксоре 42 гробницы, почти все - царские
В "городе мертвых", у крутой скалы стоит хорошо сохранившийся храм царицы Хатшепсут..
Храм царицы Хатшепсут.
У самого подножия скал Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила находится один из самых древнейших и красивейших египетских храмов, построенный в начале XV в. до н.э. по распоряжению египетской царицы Хатшепсут. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и сама личность этой женщины-фараона.
Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Ей воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой.
Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной, история ее правления Египтом на протяжении многих лет будила фантазию романистов и загадывала египтологам все новые загадки.
Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. После смерти своего отца - Тутмоса I - она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын младшей жены фараона.
Спустя 15 месяцев она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. Хатшепсут от его имени правила государством и держалась на троне в течение 22 лет.
Годы правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии.
На 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт, хотя местонахождение и точное название этой экзотической страны до сих пор неизвестны.
В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.
Она соединяла в себе все качества, достойные фараона, умела управлять страной и, несмотря на все затруднения, удержаться на престоле, умела карать и миловать, вести военные походы и возводить храмы. Она была одарена гибкостью ума, терпением и энергией, и поставить ей в упрек могли, лишь то, что она была женщиной.
После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. По приказу фараона, ненавидевшего свою мачеху, были переписаны все официальные хроники, имя Хатшепсут было заменено на имя нового фараона или на имена его предшественников. Все деяния и памятники Хатшепсут стали отныне приписываться ее преемнику.
Храм царицы Хатшепсут стоит у подножия круто обрывающихся скал, которые сливаются с ним в неповторимое целое.
Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону".
Стараясь придумать нечто удивительное, Хатшепсут приказала воздвигнуть гигантский храм на самой границе пустыни и орошаемой земли.
К нему вела процессионная дорога - это путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охраняемый сфинксами из окаменевшего песчаника, раскрашенными яркими красками.
Прямо перед храмом был разбит сад из диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь были вырыты два священных озера.
Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас.
Нижняя терраса украшена рельефами, сюжеты которых связаны с историческими событиями Египта и самой величественной Хатшепсут.
Главным сюжетом рельефов северного портика была история божественного рождения Хатшепсут. Причиной было то, что даже получив неограниченную политическую власть, отстранив от правления Тутмоса III, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол.
Своим умением управлять государством, завоеваниями и делами Хатшепсут доказала свою избранность как фараона, но она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Именно поэтому во всех изображениях и скульптурах Хатшепсут непременно представлена в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой - символом фараонской власти.
Видимо поэтому каждая колонна портиков сопровождалась колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, держащей в руках скипетр власти фараона, и с длинной подвесной бородкой.
Композиция второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. На рельефах храма представлены подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, лесные пейзажи Пунта.
Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие Хатшепсут дары из драгоценных породы деревьев, благовоний, шкур животных, золота и невольников.
Верхняя часть храма посвящена Богам, даровавшим жизнь египетской земле и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес.
В центре этого комплекса расположено святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой священной частью всего храма Дейр эль-Бахри.
До сих пор смерть Хатшепсут остается загадкой. Ее мумия не идентифицирована. Не подтверждена также и версия, будто она была убита Тутмосом III.
Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где лишь много столетий спустя их обнаружили археологи.
В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.
Только совсем недавно, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса, их работа продолжается и по сей день. Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз глядят статуи Хатшепсут.в виде бога Осириса..
Губы царицы застыли в полуулыбке, с них кажется вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков:
"Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди,
те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы
и будут говорить о том, что я совершила...
Не говори, что это похвальба, Но скажи:
"Как похоже это на нее, ее величество Хатшепсут,
как достойно отца ее, бога Амона!"".
Египет, удивительная страна, одно из тех редких мест на земле, где все еще звучат голоса древности, где оживает перед глазами история ушедших в пески великих цивилизаций.