Иванова Анна: другие произведения.

Олег Погудин. Голос, который несет свет.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 15, последний от 22/12/2008.
  • © Copyright Иванова Анна (anna-a-iv@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Очерк: Россия
  • Оценка: 7.06*16  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного о духовном наследии России


  •    Олег Погудин. Голос, который несет свет.
      
       Это бы настоящий рождественский подарок Москве - концерт О. Погудина в концертном зале им. Чайковского. Любители настоящего классического пения уже хорошо знакомы с этим молодым исполнителем. Его выступлений ждут, на них всегда трудно попасть, разве что просто повезет. Говоря о тембре голоса, я лично не очень люблю слушать тенор, отдаю предпочтение баритону или даже басу, они мне кажутся более выразительными. Но в данном случае - удачное исключение. Это такой теплый и чистый голос, что с первых же нот заставляет заслушаться.
       Виной тому еще и удивительно чистое и трепетное исполнение старинных русских романсов, давно любимых русских народных песен, романсов на стихи Пушкина. То, что мы, к сожалению, слышим теперь все реже.
       Старинный русский романс. А ведь это всегда встреча с настоящей поэзией. Глядя на переполненный зал, слушая трепетные строки о любви в сопровождении задушевной музыки, я думала:
       - Нет, все-таки, русские романсы - это не прошлый век.
       Как умели красиво выражать свои чувства раньше! Нет, не сто лет назад. Поколение моей бабушки еще заслушивалось романсами. Их пели на вечеринках, переписывали строки в альбомы, дарили любимым. Век, когда были естественными высокие чувства, чистые помыслы, светлые души.
       - Как хорошо-то, - думала я, - полный зал ценителей классической поэзии и музыки. Романс и поныне ценим, любим. Он продолжает жить.
      
       Благодарная за исключительно выразительное исполнение, публика после каждого нового романса засыпала певца цветами.
      
       Но а антракте я случайно обратила внимание на состав публики. Кто же эти светлые души, ценители странных русских романсов сейчас? С грустью констатирую - это даже не поколение средних лет, а уж молодежи я здесь и не ожидала увидеть. Практически весь зал, за отдельным редким исключением - люди за 50 и старше.
       Это навеяло грустные размышления. Еще 10 -20, пусть 30 лет, уйдет старое поколение, увы, закон жизни. Что останется в наследие от русской культуры? Кто останется слушать русские романсы? Кто придет в этот зал на такой же концерт, будет ли он также заполнен, как сейчас? А ведь это наши традиции, наши корни. Неужели будет суждено растерять культурное наследие России?
       Что мы видит сейчас по телевидению? Чему учим молодежь? Кроме того, что 50 % времени - реклама, так она еще часто самого низкого пошиба. Бесконечная реклама дешевого пива, именно для молодежи. Что это - новая идеология?
       Потом мы удивляемся, видя такое огромное количество молодых людей и юных девушек, кружащих по Москве с бутылкой пива в руке. Что это - новая мода, которая так активно пропагандируется?
       Я не призываю всех завтра построиться и пойти на концерт старинного русского романса, или в храм. Это должен быть осознанный выбор, веление души. Но новое поколение должно знать, что у них есть и такой выбор - мир классической музыки.
       Сколько раньше, не так давно, еще 10- 20 лет назад, было концертов классической музыки и джаза, старинных романсов, постановок спектаклей и по радио, и по телевидению! Русская музыка звучала постоянно, с ней жили, ее пели.
       А сейчас? Остался один единственный канал "Культура", который дает по большей части только сводки новостей о культурных событиях, нежели сами концерты. Да еще пару каналов на радио. Недавно, в разговоре со школьниками, да не со всеми, а с теми, кто окончил музыкальную школу, я столкнулась - они совершенно незнакомы с русскими народными песнями. "Коробейники", "Вдоль по Питерской" - это же классика! И, тем не менее, пожимают плечами.
      
       В таких грустных раздумиях я вернулась на второе отделение концерта, думая о том, что этот зал - скорее островок света, чудом уцелевший в море обрушивающихcя на русских слушателей, грохочущих волн современных афро-американских ритмов.
       Вопрос не зачем нам насаждают чуждую культуру. Вопрос в том, почему мы часто так слепо следуем ей, отрицая и забывая то, чем жили наши родные люди всего одно или несколько поколений назад.
      
       Второе отделение приятно удивило. Сильный и бархатный голос. О. Погудин исполнял неаполитанские песни, песни на английском, немецком языках. И особенно проникновенно на французском - песни из репертуара Эдит Пиаф. Было неожиданно слышать их в исполнении мужского голоса. Но благодаря этому, они были не просто копией, а приобрели новое звучание и выразительность.
       Сцена была вся в цветах. Дарили после каждой песни, ибо каждая песня была сама как красивый цветок.
      
       Сменяются поколения, меняются и ритмы жизни, и ее музыка. Навстречу идут все новые и новые мелодии и ритмы. Вы скажете:
       - Зачем же нам хранить прошлые мелодии? Стоит ли возвращаться к ностальгии прошлых лет?
       А я отвечу тогда встречным вопросом:
       - В чем же тогда смысл жизни - в вечной погоне за новым? Только ли в обновлении, которое отрицает опыт прошлых жизней? Зачем же тогда творчество и любовь, если они будут отринуты и оставлены только в прошлом, без памяти?
      
       Смысл жизни? Может даже в том, чтобы, оглянувшись на прошлое, можно было сказать словами из песни Эдиф Пиаф:
       - "Нет, я не о чем не жалею". Все было - счастье, радость, любовь. И свет, который шел из сердца в дар другим.
      
       Смысл жизни? Может, чтобы дарить чувства и такие песни, что как жемчужины в ожерелье. Может, чтобы научиться любить, творить и отдавать - и свое творчество, и свою любовь, и свое сердце. И передать этот дар тем, кто придет после нас.
       Любить так высоко и чисто, как пели в русских романсах. И учиться понимать друг друга, как у Окуджавы:
       "Святая наука - расслышать друг друга
       Сквозь ветер и все времена..."
      
       Смысл жизни? Может, чтобы нести свет людям, как это получается у О. Погудина.
       Русский романс - ведь в нем таинство. Он может не получиться у самого выдающегося певца, с самым блестящим голосом. Это как испытание. Романс надо прочувствовать. Только вложи в него душу - и он зазвучит. Романсы пели не только голосом, их пели самой душой.
       Да сопутствует радость и свет тому, кому подарено свыше и голос, и душа, и умение подарить это другим.
       Да прибудет удача с такими редкими людьми, как Олег Погудин, их душа наполнена светом. Ведь когда слушаешь его пение, невольно возникает чувство:
       - Небо над его головой.
      
       Прощаясь с залом благодарной публики, он обратился ко всем с пожеланиями радости и терпения. И любви, той, которая проходит через все испытания, через все времена, той, которая верит и знает, что всего добьется, потому что существует.
      
       7.01.2005
       Москва,
       Концертный зал им. Чайковского
  • Комментарии: 15, последний от 22/12/2008.
  • © Copyright Иванова Анна (anna-a-iv@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Очерк: Россия
  • Оценка: 7.06*16  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка