?y? mi przysz?o w kraju nad Wis??. Ja to mam szcz??cie.
MСj kraj szcz??liwy, pi?kny prawdziwy.
Ludzie uczynni, w sercach niewinni,
mСj kraj szcz??liwy.
Janusz Radek "Tango na g?os"
В этом году я впервые совершила самое настоящее новогоднее, рождественское путешествие. Я отправилась в старую добрую Польшу. И не жалею, несмотря на то, что именно в эти дни ударили необычные для Европы морозы под - 20, а я была не очень удачно одета для такого холода, мороза и ветра.
Но, засыпанная пушистым белым снегом, словно укутанная мягкой ватой, вся в разноцветных огнях и рождественских елках, украшенная цветными лампочками, Польша казалась сказочной, словно игрушечной. В Варшаве я бывала и раньше, правда до этой поездки мне все никак не удавалось выбраться в парк Лазенки, к памятнику любимому композитору - поклониться Шопену.
Краков.
А вот о Кракове мечтала давно, хотелось увидеть знаменитый Марьяцкий костел, который по красоте, величине и органной мощи входит в первую пятерку самых красивых соборов Европы, наряду с Миланским собором Италии, Кельнским собором Германии и Венским собором Австрии. Действительно, именно Краков долгое время был настоящей столицей Польши. И по сей день и по духу, и по стилю Краков остается уютным, старинным, очень европейским городом.
Невольно хочется вспомнить немного истории города. Краков гордится тем, что большую часть своей истории имел особый статус свободного города. И даже долгое время находясь в составе Австро-Венгрии, до 1918 года, он все равно назывался "Вольный город Краков" - звание, полученное по Венскому трактату 1815 года. Краков стал снова польским городом после воссоединения Польши в 1918 году. Но его особый, независимый дух ощущается и поныне, т.к. во все времена он оставался культурной столицей Польши. Именно здесь находится самый известный и самый старый польский университет - Ягеллонский, основанный еще в XIV веке. Неудивительно, что четверть жителей Кракова составляют студенты. В Кракове прожил большую часть жизни известный писатель с мировым именем Станислав Лем. А в 2000-м году Краков был избран культурной столицей Европы.
Мне всегда интересно угадывать, откуда произошли те или иные слова, названия. В отношении названия Краков есть несколько версий. Одна из них - это красивая легенда о громадном драконе, что жил в незапамятные времена у подножья Вавельского холма, и о том, как с этим драконом сражался и победил его сын короля с именем Крак. Но мне кажется более правдоподобной версия о том, что название Краков происходит от слова Ворон, по- польски Крак, птицы священной для многих древних славянских племен.
С Краковом связана вся история становления Польши как государства. Бурное развитие Кракова началось еще с первых веков, с 1000-года, когда здесь была установлена Краковская епархия, и в те времена город был важным центром монашеской, а значит и духовной власти. Поэтому уже в 1038 году Краков стал столицей Польши. А в 1300-е годы, во время правления Казимира Великого город расцвел и стал одним из ведущих центров Европейской культуры и науки, благодаря созданию в 1364 году Ягеллонского университета, одного из самых крупных университетов Европы того времени, давшего миру многих замечательных ученых, среди которых и Николай Коперник. В год основания первого в Восточной Европе университета в Вавельский замок съехались все знаменитые правители Европы. Ведь здесь, на Вавельском холме находилась столица величайшего в то время государства Европы - Монархии Ягеллонов. В университет стали приезжать люди искусства и мыслители со всей Европы.
К сожалению, со смертью Сигизмунда, последнего короля из династии Ягеллонов, подошла к концу и эпоха процветания и Кракова, и город потерял статус Королевской резиденции. Но, тем не менее, Кафедральный собор Вавельского замка еще долгое время продолжал оставаться коронационным собором всех польских королей, даже после перенесения столицы из Кракова в Варшаву. Поэтому можно смело утверждать, что Краков во все времена оставался особым городом, городом развития науки, исусства и торговли, и, несомненно, королевским городом и по стилю, как в архитектуре, так и в сознании поляков.
Конец 19-го и начало 20-го века - время бурного развития Кракова, когда оживляется деятельность Ягеллонского университета, в это время были основаны Академия наук и Национальный музей. Вплоть до начала второй мировой войны длился золотой период для культурной жизни Кракова и для всей Польши.
Теперь о самом городе с его храмами и старинным замком над Вислой. В Польше говорят, что в каждом польском городе есть много достопримечательностей, а в Кракове - только одна, и это сам Краков. Чтобы войти в Старый город нужно пересечь широкие бульвары - Планты, которые появились на месте средневековых стен. Теперь, все засаженные деревьями, они окаймляют город летом зеленой полосой, а зимой уютно освещают теплым светом желтых фонарей.
В центре Старого города, над Рыночной площадью, где во все времена собирался народ, возвышается Марьяцкий костел - главная святыня средневекового Кракова. Его возводили в течение почти двух веков, начиная с 1300-х. Причем строили уже на месте стоявшего здесь же старого деревянного храма, разрушенного пожарами и нашествиями татар. Марьяцкий костел не похож ни на один другой собор Европы - такие разные и по высоте, и по стилю две его башни. Высокая сторожевая башня - очень стройная и затейливо украшенная сверху барочными украшения, словно молодая девушка. А вторая башня пониже, зато более прочная, устойчивая, массивная, как крепкий мужчина, твердо стоящий на ногах. Может поэтому и возникла легенда о строительстве костела, как его долго строили две семьи, постоянно соперничащие, и поэтому строительство все затягивалось. Но закончилось тем, что два рода объединились - дети, молодой человек и девушка выросли и полюбили друг друга. А когда поженились, уже вместе продолжали строительство, создавая каждый свою башню, по своему вкусу и подобию.
Внутри костел поражает блеском готических витражей, расписанных польским мастером Яном Матейко, и великолепием деревянного резного створчатого алтаря, созданного в 1400- е годы польским скульптором Витом Ствошем. В алтаре почти 200 деревянных расписных фигур, выполненных с необыкновенно точным соблюдением пропорций. Алтарь Марьяцкого костела был одним из самых больших в средневековой Европе. После второй мировой войны алтарь изчез, его долго разыскивали, спустя много лет обнаружили в Нюрнберге, и теперь, к радости и гордости поляков, он снова вернулся на родину.
В Марьяцком соборе, а также в стоящем неподалеку костеле святой Барбары часто проходят органные концерты. И великолепное звучание торжественной музыки помогает еще больше оценить удивительную красоту внутреннего убранства храмов. Орган в Марьяцком костеле, действительно, очень звучный. И мне повезло, что мое пребывание, как в Кракове, так и в Варшаве, было наполнено органной музыкой, насыщено мощными, звучными аккордами, восхваляющими Бога и его творения. В эти торжественные Рождественские дни во всех храмах Польши каждый вечер звучал орган.
В Кракове один костел красивее другого, и что примечательно именно для этого города, где перемешались много архитектурных стилей, и готика, и барокко, и итальянский классицизм, каждый костел уникален по- своему. Например, костел св. Петра и Павла гордится тем, что он первым в Польше был выстроен в стиле барокко. Архитектор - итальянец, как почти всегда в ту эпоху, 1700 -ые. Этот костел принадлежал ордену Иезуитов, одному из самых влиятельных орденов, и чтобы особым образом выделить его среди других храмов, скульптуры 12-ти апостолов установили не внутри костела, как обычно, а выставили перед ним. В Кракове же долгое время шутили, что апостолы просто не поместились в слишком маленький костел.
Другой костел - св. Троицы - уже совсем в другом стиле, это строгая готика14-го века. И действительно, он принадлежал другому ордену - Доминиканцев, ордену очень строгому, ортодоксальному, пользующимся особым доверием Папы Римского. Поэтому и сам храм кажется таким суровым.
Рождественский Краков напомнил мне узкие улочки и уютные площади старинных городов центра Италии, что затеряны в старых Аппенинах. Возвращаясь мысленно к этой поездке в Краков, больше всего вспоминаются образы вечернего города, когда желтые фонари заливали площади золотистым цветом, а тонюсенькие полосочки из снежных капелек спускались так тихо и переливались всеми цветами, искрясь, что, казалось, слышна нежная музыка, как в музыкальной шкатулке. Вечерами было так тихо и безлюдно, что напоминало заколдованный сказочный городок. Можно было часами бродить вдоль средневековой крепости, над широкой рекой, таинственно блестящей под голубоватым льдом. Распахнутые двери костелов приглашали послушать орган - каскады льющейся, словно с небес, музыки.
К замку над Вислой ведет мощеная крупными камнями дорога - это построенный еще в средневековье Королевский тракт. В течение веков в Краков прибывали купцы со всего мира. На главной площади города- Рыночной торговали пряностями, дорогими тканями, богато украшенным оружием и драгоценными камнями. И сегодня Рыночная площадь в центре Старого города продолжает эту же традицию. Здесь, как в прежние времена, раскинулись шатры ярмарки под открытым небом. И можно купить польский янтарь в изящных украшениях, граненые вазы из цветного стекла, сделанные так искусно, что кажутся хрустальными, теплые шерстяные кофты ручной вязки, которые согреют в любой, даже самый лютый мороз.
В центре Рыночной площади продолговатое изящное здание с арками и колоннами - это бывшие торговые ряды суконщиков - Сукеннице, сохранившиеся еще с 13 века, а рядом высится башня Ратуши. А в здании бывшего Арсенала сейчас размещается небольшой музей, но с уникальными картинами из коллекции князей Чарторыских, в том числе один из шедевров музея - "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи.
На старинной площади в вечерний час в звенящей тишине, в которой кажется слышно, как опускаются на землю тихие снежинки, вдруг раздаются громкиеЈ чеканящие шаги, и раскатистым эхом отдаются по всей площади городка. Это трубач высоко на башне чеканит шаг, торжественно переходя от одной бойницы к другой, затем пронзительно трубит одну и ту же мелодию, резко и неожиданно обрывая ее на самой высокой ноте.
В течение многих веков, начиная со средневековья, изо дня в день с высокой сигнальной башни каждое утро раздавался сигнал - трубач возвещал о начале дня и о том, что открываются городские ворота. Каждый вечер звук трубы оповещал всех путников о закрытии ворот, а значит и доступа в город. Еще одна легенда связана с Марьяцким собором. Рассказывают, что однажды трубач первый заметил сверху приближение татар к городским воротам. Успел затрубить сигнал тревоги, но погиб, сраженный татарской стрелой, пронзившей его горло. Мелодия оборвалась на самой пронзительной ноте, но в память о смелом трубаче с тех пор до наших дней сохранилась традиция - каждый день на башню поднимается трубач, и каждый час на все четыре стороны, звучит над городом именно та пронзительная мелодия. И обрывается так же, как оборвалась много веков назад.
Ныне каждый день ровно в полдень сигнал Краковского трубача раздается по всей Польше - его передают по радио как сигнал точного времени, и эта же мелодия является позывными Краковской астрономической обсерватории. И вот уже сколько столетий, из года в год, изо дня в день эхо его шагов слушает не только мостовая Кракова, но и вся Польша замирает и вслушивается.
И ждет, когда отворится окно там, на самом верху башни, под самым небом, и зазвучит пронзительная, ностальгическая мелодия, ставшая и рождественским гимном, и символом независимости Польши, а потом внезапно смолкнет, как сорвавшийся на высокой ноте голос.
А в тишине снова раздадутся шаги, от звука которых в морозной тишине холодеют руки и замирает душа... И снова протяжный и печальный голос трубача, как крик в ночи... И вновь тишина, третий раз затихающий звук шагов, а через мгновение также настойчиво, но словно уже издалека, позовет трубач, и оборвет свою недопетую песню, словно сраженный вражеской стрелой. Но нет, уже в замерзшей тишине тихо вновь гулко отзываются шаги, и в четвертый раз поет труба "Спи спокойно, Польша, все спокойно в этот час над твоей землей".
Днем под башней собираются зеваки, туристы спешат к Марьяцкому костелу с надеждой - вдруг удастся не только услышать трубача, но и увидеть, как сверкнет в окне высокой башни раструб золотистой трубы. Говорят, это приносит удачу... А вечером, когда на площади уже почти никого, лишь одинокие странники, мечтающие ощутить особую атмосферу города, трубач обязательно покажется в башне, взмахнет рукой в знак приветствия или порой даже выглянет и поклонится. Нежданно, ведь никого на площади в поздний час в морозный предрождественский вечер, лишь я все одиноко стою и заворожено вслушиваюсь, словно пытаюсь выхватить из памяти предков какое-то далекое воспоминание, из той жизни, что я помнить не должна по определению.
И все же, и все же... я определенно давно, далеко, слышала уже этот зов трубы. И много раз уже, и чем более я сейчас слушаю, тем более в этом убеждена, не могу ошибиться.
Хотя возможно, это просто отголосок детства, когда в нашем доме польское радио звучало почти каждый день, просто потому, что там часто передавали красивую музыку. Действительно, гимн, исполняемый трубачом Марьяцкого костела в Кракове, передают каждый день по польскому радио, вернее каждую ночь в полночь - так отбивают часы и встречают новый день. И если меня не подводит память, то и на новый год звучит эта труба, мелодия, живущая во все времена, как и мелодии Шопена.
Символ Кракова - не только костел красного кирпича и строгой готики, с роскошной барочной позолотой внутри, но и великолепный Королевский замок. Бывшая столица Польши гордится до сих пор неприступным Вавельским замком, стены которого так гармонично вписываются в природу, что кажутся продолжением высокого холма над рекой. На Вавельском холме, в его замке за старинными стенами и башнями запечатана вековая история всего польского народа.
И поныне Вавель - это святыня для каждого поляка. В истории Кракова золотой эпохой расцвета культуры и процветания города был 16-ый век, время правления последних королей из династии Ягеллонов. Тогда Вавельский замок был резиденцией одной из самых могущественных династий Европы, которая претендовала сразу на три королевских трона - польский, венгерский и чешский. В это время Вавельский замок начинают перестраивать под пышные церемонии, создают великолепный дворец для королевских приемов и светских балов. Король Сигизмунд, большой ценитель искусства, женатый к тому же на итальянской принцессе Боне, приглашает ко двору итальянских архитекторов и скульпторов для строительства великолепного замка, который задумал выстроить в классическом итальянском стиле эпохи Ворождения. Талантливый итальянский архитектор Бартоломео Береччи построил великолепный дворец с галереями и колоннами в стиле итальянского Возрождения. И опять в истории тесно пересекаются, переплетаются судьбы Италии и славянских народов. Вспоминается Московский Кремль, постронный итальянскими архитекторами, главный собор Кремля Успенский, воздвигнутый трудом и талантом итальянского архитектора Фиораванти. Итальянские зодчие возводили дворцы и замки в лучших городах Европы.
Над большими воротами для парадного въезда красуется гордая надпись: "Если Бог с нами, то кто против нас". В просторных залах дворца много воздуха и света, льющегося из больших окон. Над оформлением залов работало много выдающихся художников, в том числе даже Ганс Дюрер. Во дворце проходили праздничные церемонии, торжественные приемы, а по вечерам устраивали балы при свете множества свечей, установленных в золоченых подсвечниках и кандеблярах. Залы роскошно украшены, даже на потолке золоченые резные розы. Поляки - народ щедрый и открытый, любят пышность и веселье с музыкой и плясками.
Большой, безупречно пропорциональный внутренний двор замка был идеальным местом для проведения рыцарских турниров, на которых присутствовали члены королевской семьи. В течение веков Краков был столицей Польши, и здесь, в Вавельском замке в тронном зале восседали польские короли. При короле Казимире Великом Вавельский замок имел наибольший расцвет. Но после заключения Унии между Польшей и Литвой Краков оказался на окраине огромной Речи Посполитной и потерял свое политическое значение, уступая Варшаве, расположенной в центре государства. Но даже после перенесения столицы в Варшаву, все претенденты на трон продолжали прибывать именно сюда, поднимались по Королевскому тракту на Вавельский холм, чтобы короноваться здесь в Кафедральном соборе.
В Кафедральном соборе Вавельского замка находится самая изящная капелла в стиле эпохи Возрождения, одна из самых знаменитых в Европе. Образец изящества и утонченного итальянского стиля, это капелла Сизигмунда, построенная тем же архитектором Бартоломео Береччи в 1500-х годах. Задуманная как мавзолей для последнего из Ягеллонов, она оказалась лучшим украшением Кафедрального собора в Вавеле.
Но и сам Королевский замок так искусно вписан в небольшой холм над обрывом, словно он сам вырос на его вершине - образец мастерства итальянских зодчих. В королевском замке, бывшей резиденции Ягеллонов, до сих пор хранится уникальная коллекция средневековых гобеленов, сотканных во Фландрии, дар королю Сизизмунду. Там же хранится и коронационный меч.
В кафедральном соборе находятся мощи святого Станислава -- покровителя Кракова и всей Польши. В 11 веке во время конфликта между польским королем Болеславом Смелым и Краковским епископом Станиславом, епископ был убит, а король вынужден был бежать из-за охватившего страну всеобщего возмущения. Епископ Станислав, причисленный в 13- м веке к лику святых, считается с тех пор небесным покровителем Польши. С тех далеких времен сохранилась традиция: каждый новый король, прежде, чем взойти на престол, обязательно проходил пешком путь от замка Вавель к собору, где был убит епископ, и преклонив колени у алтаря, испрашивал благословения на доброе и мудрое правление государством.
В подземельях Кафедрального собора находится усыпальница польских королей, а в самом соборе хранятся трофеи, свидетельствующие о славе польского оружия. В одной из башен до сих пор висит самый большой колокол 16-го века, огромный, весом в 11 тонн, колокол Сигизмунд или Зигмунт по-польски, который всегда звучал в самые важные моменты истории Польши.
До сих в Вавельском замке дремлют легенды, его ожившая или вечно живая история. Здесь в Кафедральном соборе Ядвига Ягеллонская стояла на коленях перед образами, испрашивая у неба благословления и помощи в нелегком выборе между любовью и долгом. "Долг -превыше выше всего" - таков приговор услышала она от неба, и вышла замуж за нелюбимого и годившегося ей в отцы князя Литовского, чтобы стать ему мудрой правой рукой в правлении Речи Посполитой, объединенного королевства Польши и Литвы.
История такова - отец Ядвиги строил большие династические планы, и своих трёх дочерей, он хотел выгодно выдать замуж, да так, чтобы каждая из них получила корону могущественного государства. Поэтому свою младшую дочь Ядвигу он обручил, когда ей едва исполнилось шесть лет, с австрийским эрцгерцогом Вильгельмом. Однако смерть ее старшей сестры изменила все планы, а после кончины короля в Польше началась борьба политических партий, доходившая до открытых столкновений и конфликтов. Партия сторонников принцессы Ядвиги взяла верх, и принцесса прибыла в Краков уже для совершения коронации. Вслед за ней в Краков приехал её жених герцог Австрийский Вильгельм с намерением обвенчаться. Но в это время политика польских магнатов изменилась - теперь им представлялась более выгодной возможность заключить союз с Литвой, и они решили выдать Ядвигу замуж за Литовского князя Ягайло. Горячо любившая своего жениха, Ядвига противилась этим планам, есть предание, что она даже выскочила ночью с топором в руках и хотела разбить ворота Краковского замка, чтобы бежать с Вильгельмом. Будущей королеве тогда было всего 12 лет, и опекуны силой удержали ее и вынудили выйти замуж за другого, политически выгодного.
Краковский епископ долго убеждал Ядвигу в величии предстоящей ей миссии, приводя доводы о том, что, став женой литовского князя, она таким образом обратит целый языческий народ в христианство. Есть легенда, что Ядвига всю ночь напролет молилась перед деревянным распятием в соборе в Вавеле, испрашивая помощи в этом нелегком решении, и Христос ответил ей. Она не была счастлива в браке, жизнь ее скорее была похожа на подвиг самопожертвования. Вскоре родилась дочка, но и та умерла в младенчестве. Ядвига так и не оправилась после такой утраты, и вскоре умерла сама.
При жизни Ядвига славилась добротой и учёностью - она свободно владела четырьмя языками - польским, венгерским, французским и латынью, и охотно помогала бедным. Незадолго до своей смерти она продала все свои драгоценности, чтобы на эти средства преобразовать и расширить Краковский университет.
В память о благородной королеве Ядвиге Ягеллонской на стене Университета висит памятная доска с её профилем. Католическая церковь Польши спустя 600 лет объявила Ядвигу блаженной, а в 1997 папа Иоанн Павел II провозгласил её святой. О Ядвиге помнят не только в Польше. Большая часть Беларуси, входившая сначала в состав Великого Княжества Литовского, а затем ставшая частью Речи Посполитой, помнит и чтит свою историю, гордится близостью к польским и литовским народам. В Минском Музыкальном театре уже несколько лет с большим успехом идет спектакль о Ядвиге и короле польско-литовском Ягайло. Спектакль музыкальный и красочный, хотя, на мой взгляд, слегка помпезный и несколько приукрашенный, ведь реальная история жизни Ядвиги производит скорее грустное впечатление.
А вот в Кракове очень понравился великолепный театр, который внутри оказался еще роскошнее, чем снаружи - парадный вход с золоченой лестницей, канделябры. Надо отметить и прекрасную игру актеров - рождественский спектакль с очень смешными шутками, зажигательной музыкой, плясками был сыгран мастерски.
И конечно то, что в Кракове согревает не только душу, особенно в холодные дни - множество уютных кафе - кавярен, куда так приятно забежать в морозный день и согреться чашечкой горячего глинтвейна, который называют здесь просто горячим или нагретым вином, или насладиться чашечкой ароматного турецкого кофе с кусочком яблочного пирога с корицей, обильно посыпанного сахарной пудрой. При этом ко мне снова возвращаются воспоминания детства, годы, когда мы жили в Литве, в таком же небольшом городке. Вспоминаются узенькие улочки Каунаса и кафешки, где прямо в витринах выставляли теплые яблочные пироги с корицей, и вкусный аромат доносился еще издалека.
Величка.
Быть в Кракове, и не заехать в Величку невозможно. Это совсем рядом, маленькое местечко в глубинке Польши, но оно теперь знаменито на всю Европу. Ведь это единственная в мире соляная шахта, превратившаяся в музей. Вернее, это скорее подземное царство, со множеством залов, скульптурами из соли, целыми глыбами, соляными лестницами, сводами. Каждый зал подсвечивается в разные цвета, все блестит, сверкает, и кажется невероятным, что все это великолепие сотворено из такой обычной соли.
Целый город под землей, более всего напоминает подземные пещеры со сталактитами и сталагмитами, как в Татрах или на Кавказе. Такое же разветвление залов, подсвеченных то теплым желтым, но таинственным красноватым светом, и за каждым поворотом возникают все новые фигуры из соли, скульптуры смотрятся порой как мраморные. Больше всего запомнился целый подземный храм с высеченной из соляной глыбы скульптурой Мадонны.
А еще огромный зал, потолок и стены которого подсвечены голубым светом, а с потолка свисает добрая сотня синих звезд - прямо чудо новогоднее, рождает ощущение сказки. И действительно, зал был украшен по случаю Рождества, но все равно так неожиданно было увидеть под землей наряженную елочку и сверкающие синим блеском звездочки. В этом зале иногда проходят даже концерты - хотела бы я услышать, какова должна быть глубина звука под землей, под сводами пластов соли!
Соляные Копи Велички существуют уже более 700 лет. Здесь и сейчас по-прежнему производят высококачественную соль.Они знамениты не только своей древней историей, но и тем, что их необычный микроклимат оздоровляет. Оздоровительные свойства копей были открыты давно - несколько веков назад были популярны солевые ванны, а сейчас больше ценится их уникальный микроклимат. В 1964 г. здесь даже открыли подземный санаторий, в котором лечат астму.
Очень красивые соляные лампы - глыба соли светится изнутри теплым красноватым цветом. Их производят именно здесь, в Величке. Теплые камни из разогретой соли хороши не только для украшения дома, они обладают даже лечебными свойствами и хорошо очищают воздух. Не знаю уж, насколько это верно, как пишут в рекламе. По иронии судьбы незадолго до поездки в Польшу, я увидела эти лампы в Москве, и их теплый свет мне так пришелся по душе, что я не удержалась и купила одну большую, розовую, с таинственным светом, идущим изнутри.
Тогда я еще не знала, что эти лампы из Кракова, да и поездку задумала потом, спустя месяц - получилось странно, словно их свет меня позвал. Я помню, что принесла домой эту лампу в сыром и промозглом ноябре, в дни, когда я была сильно простужена, и мне хотелось чем-то порадовать себя. Запомнилось, что двух дней этого теплого света было достаточно, не только чтобы согреть душу, но и вылечить простуженное горло. И несомненно, создать атмосферу праздника и гармонии в доме.
Закопане.
От Велички совсем недалеко до Закопане. Это горнолыжный курорт, один из самых знаменитых в Польше, всего в 100 км от Кракова, уютный городок под склоном горы у подножия Татр. Закопане называют зимней столицей Польши, поскольку здесь проводятся международные лыжные соревнования, чемпионаты мира по лыжному спорту. Благодаря нашей долгой зиме лыжный сезон длится долго, с ноября по апрель.
А лично мне этот маленький городок в предгорье, заснеженные лыжные спуски и трамплины - все очень напомнило Раубичи под Минском. Только здесь все было более празднично, хотя и все утопало в снегу, но маленькие уютные домики были все украшены разноцветными лампочками по случаю Рождества, да так красиво и причудливо, что казались сказочными.
Все эти сверкающие домики среди снежных холмов и узкая полоска блестящей подо льдом речки, вьющаяся под мостиками, как серебряная гирлянда вокруг новогодней елки, казались декорациями из детских сказок. Словно попал случайно в волшебную страну из сверкающих цветных игрушек.
Новогодняя Варшава.
Такое же ощущение сказки и праздника не покидало и в Варшаве, в центре города, рядом со старинной крепостью в Старом городе, где каждый магазинчик, каждый ресторанчик сверкал волшебными разноцветными лампочками, гирляндами, игрушками. Несмотря на лютый мороз, я бродила часами по узким улочкам, рассматривая сверкающие витрины, и меня не покидало ощущение сказки.
Варшава -- один из самых красивых европейских городов. Каждый, кто бывал здесь, будет вспоминать роскошь Королевского дворца, миниатюрную Рыночную площадь, великолепие королевских садов. Прогуливаясь по узким улочкам и любуясь видами на Вислу и старый город, с трудом верится, что во время Второй мировой войны практически весь город был полностью разрушен, и лишь позднее был восстановлен из руин. Многие шедевры архитектуры, включая Королевский замок и сам Старый город были воссозданы благодаря многолетнему, кропотливому труду реставраторов.
Королевский дворец, Zamek KrСlewski -- историческая резиденция польских королей, построенная королем Сигизмундом в XVII веке на месте замка Мазовецких князей. Во время войны Королевский дворец был разграблен, но сегодня здесь уже можно увидеть воссозданные дворцовые интерьеры XVII века, живопись, старинные гобелены.
Я так рада, что увидела Рождество в Польше! Оно совершенно особое здесь - чудо рождения живого Бога на земле здесь чувствуешь, как реальность! Может от того, что открыты двери всех храмов и оттуда доносится волшебная музыка органов. Или благодаря тому, что сам город, подсвеченный теплым желтым светом фонарей и разноцветных гирлянд, становится в эти дни словно ожившая сказка. В эту зиму выдались особо сильные морозы, и чтобы хоть как- то согреться я бродила от костела к костелу, заходила во все храмы. А благодаря кануну Рождества службы велись весь вечер, с шести до десяти.
Собор святого Иоанна Крестителя-- главный католический храм Варшавы. Долгое время был место коронаций и похорон князей Мазовецких. В этом костеле в 1764 году короновался и последний король Польши - Станислав Понятовский. В XX веке, после восстановления независимости Польши, костел получил статус Пантеона - это место захоронения многих военных и церковных деятелей, людей культуры, в том числе писателя Генриха Сенкевича.
Очень красивый костел святой Девы Марии в готическом стиле - один из старейших и немногих среди уцелевших храмов Варшавы.
Вдоль Королевского тракта - пути от Замковой площади до королевских садов Лазенковского парка расположились почти все достопримечательности Варшавы. Это и Краковское предместье, и дворец Радзивилов, где юный Шопен давал свой первый концерт. Неподалеку Варшавский университет, который легко узнать по великолепным воротам в стиле барокко. А напротив него - Академия изящных искусств Польши, с памятником Адаму Мицкевичу перед ней.
Теперь, закрывая глаза и вспоминая сказочную Варшаву, я снова слышу величественнее звуки органа, торжественные и мощные, которые сопровождали меня всю поездку. Вижу вновь золотое убранство великолепных храмов и даже павлинов, распускающих переливчатые веерные хвосты над белоснежным покрывалом в парке в Лазенках.
Лазенковский дворец, Pa?ac na Wyspie -- резиденция Станислава Понятовского, последнего короля Польши. Дворец в классическом стиле, построенный в конце XVIII века на искусственном острове, также был полностью уничтожен во время Второй мировой войны. Восстановленный Лазенковский дворец поражает роскошью интерьеров, его залы украшены хрустальными люстрами, прекрасными зеркалами, изысканной мебелью, великолепными фарфоровыми сервизами. При дворце разбит большой парк, в котором несколько павильонов и даже обсерватория. Снег при морозе блестит особенно ярко, слепит на солнце. И кажется, что холод менее заметен - так приятно пройтись по старинном усадебному парку в Лазенках.
А я была счастлива увидеть, наконец, памятник любимому композитору, чья музыка утешает, и печалит и радует меня всю жизнь. По моему мнению, Шопен еще больше гений, чем Моцарт, который слышал музыку повсюду, словно создавал ее из воздуха, до того она прозрачная и легкая. А у Шопена в каждой ноте звучит душа, печалится, томится, рвется, вздыхает, иногда улыбается. Ни у одного другого композитора я не слышала в музыке такого тонкого и сильного выражения чувств, эмоций, малейших настроений человека. В его музыке отражается сама душа Польши. Я ее могу слушать до бесконечности, и каждый раз заново переживать все оттенки эмоций, и удивляться, как можно было так гениально точно передать все волнения души, весь трепет сердца в звуках!
Польша - страна Шопена, музыка которого пронизывает всю мою жизнь с раннего детства. Сколько концертов, которые невозможно было пропустить, на которых заслушиваешься, и плачешь, и восторгаешься, и замирает сердце от резонанса, созвучия с душой. Этой музыкой окрашена и вся юность - легкие стремительные вальсы, раскатистые этюды, мечтательные ноктюрны, задумчивые баллады звучали почти каждый день. Сколько раз эта музыка помогала мне быть сильнее в трудностях. И я счастлива, что до сих пор мое пианино продолжает петь романтические, полные ностальгии мелодии Шопена.
Поэтому Польша для меня - это особая страна. Как однажды справедливо написал Булгаков "вопросы крови - самые запутанные вопросы в мире", и я каждый раз вспоминаю эту фразу, когда совершенно непостижимым образом, неожиданно ощущаю, как во мне начинает звучать кровь моих предков. И при слове Родина вспоминаются не только золотые купола Кремлевских соборов или серебристые волны Балтийского моря, набегающие на песчаные дюны, пронзительный ветер, который продолжает гонять меня по свету в погоне за счастьем, и такой теплый янтарь в детских ладонях. В далекой памяти начинает звучать музыка Шопена и всплывают образы красной готики костелов. В Польше я словно узнаю или вспоминаю прошлые жизни.
В Варшаве я заходила в храм, где покоится сердце великого композитора, завещанное им горячо любимой им Родине. И теперь его музыка навсегда стала символом Польши, гимном ее гордости и ее любви. Базилика святого Креста, Bazylika ?wi?tego Krzy?a, где хранится сердце Шопена - католический храм, который имеет для жителей Варшавы особое значение. Богослужение именно из этого храма транслируют по радио каждое воскресение. Базилика в стиле барокко, сильно пострадала во время войны, в 1945 году она была взорвана фашистами. Здание со временем восстановили, но многие барочные украшения и красочные фрески, к сожалению, не удалось вернуть полностью.
Довольно интересны музеи в Варшаве. Народный музей-- собрание произведений искусства от античности до XX века, один из самых старых музеев Варшавы. В нем собраны коллекции гравюр, рисунков, живописи и фотографии. Здесь хранится гордость польской живописи - грандиозное полотно "Грюнвальдская битва" польского художника Яна Матейко.
В Национальной галерее искусств, одной из старейших художественных галерей Польши, большое собрание картин художников - импрессионистов - Сезанна, Тулуз-Лотрека, Пикассо.
Рождественская Варшава, кроме музыки храмов и сверкающих гирлянд, запомнилась еще почему-то ароматом теплых булочек, которые по утрам подавали на завтрак в гостинице. Вообще поляки - отличные кулинары, всегда славились тем, как вкусно и сытно они готовят. В Варшаве, в старом городе, так же, как и в Кракове, много маленьких кафеен, куда так приятно забежать морозным вечером и согреться чашечкой горячего шоколада или вина.
Поляки - очень музыкальный народ, недаром эта страна дала замечательных пианистов. И танцуют прекрасно! Музыкальность, чувство ритма, гармония и изысканный вкус - таковы впечатления от вечера танго в Варшаве. И, конечно, уют и тепло зала был особенно приятен в холодный, одинокий вечер.
В старом городе над Вислой - знаменитая скульптура Русалочки, настоящий символ Варшавы, ведь она даже изображена и на гербе города. Русалочка - одна из самых старых скульптур в Варшаве, была установлена в 1855 году. По легенде, две сестры-русалки плыли по Балтийскому морю. Одна из них повернула к Датскому королевству, и теперь она стоит на набережной Копенгагена, вторая заплыла в Вислу, где возле Варшавы ее выловили рыбаки, но, когда услышали ее чарующее пение, решили отпустить на волю. Русалка же, пораженная красотой берегов Вислы и добротой местных жителей, осталась здесь жить навсегда.
Перед самым отъездом из Варшавы я снова любовалась Вислой, широкой, спокойной, уверенной и великолепной. Река, вся в покрывале изо льда, сверкала в лучах солнца алмазными бликами от множества отраженных солнышек. И я думала о том, что она как нельзя лучше подходит к символу Польши - уверенной, спокойной и гордой.
Вспомнились слова из песни, что пела Марыля Родович "Танго на голос". Мой дословный перевод припева, который надолго проникает в душу:
У меня есть счастье, что в этот момент
Жить мне пришлось в краю над Вислой. У меня есть счастье ...
Край мой счастливый, красивый, правдивый,
Люди приветливы, в сердцах невинны,
Мой край счастливый...
Вернусь непременно, еще раз вернусь, теперь уже, быть может, весной или осенью - ведь сказочную зиму в Польше мне уже удалось повидать. В страну моих предков, где часть моих корней, что проросли так глубоко, что почти незаметны, но чья гордость и музыкальность, я уверена, передается в нашем роду из поколения в поколение.
В край над широкой и величавой Вислой, надеюсь, еще не раз доведется приехать - верю, земля позовет.