Театр жизни.
Странно, как одна совершенно безобидная и незначительная фраза, брошенная даже незнакомым человеком, может вызвать целую бурю эмоций.
Это была случайная встреча. Администратор маленького, но достаточно популярного и известного театра, увидев меня в фойе, а я была в своей темно-синей шляпе с широкими полями, которая придавала изысканно-загадочный вид, стал настойчиво приглашать меня на премьеру. "Я Вам рекомендую, премьера, Чехов, такого Чехова Вы не увидите нигде. Пожалуйста, приходите, и не одна. Почему Вы ходите в театр одна, разве это возможно?"
Почему я хожу в театр одна? Я люблю театр, я иду на встречу именно с театром, с музыкой, игрой актеров. Мне нравится предаваться полностью очарованию этого загадочного мира, вступать в мир музыки и поэзии.
Причина может быть и очень проста - мне не встретилась такая же родственная душа. Но ни малейшего желания поддаваться унынию, ни печалится по этому поводу.
Я вновь и вновь иду одна в театр. А на встречу с музыкой, в консерваторию, пожалуй, даже предпочитаю приходить одна - благодаря этому можно полнее погрузиться в музыку. Ничто не отвлекает от потока чувств и ассоциаций. Никому нет дела до слезы, скользящей по щеке, или улыбки, озарившей на миг лицо.
Желание поделиться впечатлениями? Но ведь все обсуждения происходят уже в фойе после спектакля, в лучшем случае в антракте. Что побуждает людей ходить вместе по театрам? Ведь никому не придет в голову спросить "Почему ты читаешь книгу одна?"
В театр же принято приходить порисоваться друг перед другом, похвалиться своими глубокомысленными суждениями, что-то покритиковать, чем-то восторгаться.
Такое впечатление, что порой для многих это становится важнее самого спектакля, его восприятия. Блеснуть самим, похвалиться при случае - был там-то и там-то, отметиться, бросить небрежно на ходу - как же, смотрел, попал, слышал. Погоня за чужим мнением, бег на месте. Кто теперь посещает театр ради театра?
Сотни раз я слышала "Почему ты путешествуешь одна?" А я никак не могу понять, почему это вызывает удивление. Ведь одному можно больше увидеть, это дает не только ощущение свободы и независимости, но и более целостное восприятие новых мест. Возможность исследовать, узнать, увидеть что-то новое, и создать свои впечатления, свой образ нового города, новой для тебя страны.
Почувствовать атмосферу, прислушаться к ритму, уловить мелодию - все это становится возможным только в контакте с миром вокруг тебя, с природой или городами.
Один на один с миром, и к одиночеству это не имеет ни малейшего отношения. Напротив внезапно к тебе может придти чувство сродни ощущению счастья от восприятия гармонии и красоты. Ибо счастье - это ощущение полноты жизни. А разве счастливый человек может одинок?
Для нас всех часто жизнь становится театром, где мы играем более или менее талантливо множество ролей. Где же мы можем себя почувствовать самими собой, как ни в театре, узнавая свое отражение. Или, напротив, в лесу, на море, в горах, в шуме городов, кому что больше по душе, но непременно один на один с миром. Когда волны швыряют брызги и пену тебе в лицо, когда их шум заполняет тебя, или горы обступают своей неприступностью, здесь не нужны маски, здесь открывается душа.
Здесь ты можешь познать величие и красоту мира и понять, что в этом мире мы призваны быть одинокими.
Мы призваны идти каждый своим путем. По дороге познания идут всегда по одному, как бы ни были дороги нам те, кто рядом, как бы внимательно мы ни слушали своих учителей.
Здесь можно осознать, что на пути к счастью мы можем только дарить, а любовь нам всем подарена изначально и живет у каждого в душе.
Просто слишком многие давно - давно забыли об этом...
8.04.2004