Яковлев Эдуард Александрович: другие произведения.

Послесловие к премьере. Глава I. Польша - Германия

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 15/06/2006.
  • © Copyright Яковлев Эдуард Александрович (ed-fm@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 19k. Статистика.
  • Впечатления:
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.26*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впечатление человека не без чувства юмора о поездке по маршруту Берлин-Париж-Амстердам-Гаага с историческими справками о том, что увидено и услышано.

  • Еду во Львов… Путешествие начинается оттуда. Одолевает беспокойство: вчера должны были для всей группы открыть визы в посольстве Франции. Если бы произошло нечто экстраординарное, то позвонили бы сразу. Не позвонили, но от этого почему-то не легче, да оно и понятно: первая поездка в загранку, холост, возраст за тридцать и низкая зарплата – "образцово-показательный" пример вероятного невозвращенца!..
    Львов. Со всех концов поезда "Киев-Львов" (благо их всего два конца у поезда-то – здесь и далее прим. автора) к седьмому вагону сползаются участники семинара. Предсказание одного из постоянных участников этого семинара, что-де ждать автобуса придется часа два, не оправдалось, к счастью: транспорт ожидает нас на привокзальной площади. Рассаживаемся произвольно (этот факт очень важен, но об этом чуть позже, за границей) – и тут наступает тот самый миг, тягостное ожидание которого портило мне нервы и самое существование – раздают загранпаспорта! Есть "шенген"!!! Теперь можно расслабиться и рассматривать красоты украинского пейзажа, чтобы было с чем сравнивать то, что меня ожидает ТАМ.
    Граница. Пограничный пункт "Шегыни". Стоим, ждем своей очереди. Волноваться нет причины – в отличие от персонажа Высоцкого, у меня со спиртным все в норме, пол- литровка, прихваченная так, на всякий случай – но и пограничники, и таможенники так сверлят взглядом, что чувствуешь себя виновным и готов признаться во всех смертных грехах. Хорошо, что они этого не требуют. Мы проходили, надо понимать, "зеленый" коридор: выстроились в очередь к будке таможенника, лепившего штампы о выезде в беспокоили сотни сомнений: надо ли декларировать фототехнику (у меня было два аппарата – "мыльница" и зеркальный "Зенит"), не много ли восемь пленок на одного человека, будут ли требовать чеки из обменников, что валюта куплена законно… да мало ли какая ерунда лезла в голову! Но вот полпути на пути (!) к заветной цели пройдено, стоим на нейтральной полосе (как здесь опять не вспомнить Владимира Семеновича: "А на нейтральной полосе цветы необычайной красоты!") и наблюдаем, как кошка, обыкновенная кошка, минуя все посты и заграждения, спокойно и невозмутимо (и я бы даже сказал бы безнаказанно!) пересекает государственную границу!
    У поляков было еще проще: собрали паспорта, а минут через десять раздали. Итак, мы стали еще ближе к цели заветной: до Парижа сорок пять часов пути.
    Первое впечатление о Польше – необычная дорожная разметка: на всю дорогу три полосы, причем внутренняя "петляет", т.е. присоединяется то к полосе встречного движения, то "возвращается" к нам. Картину дополняет множество островков безопасности, своими формами и расположением повторяющие витиеватость основного пути. Причиной всему дороги, примыкающие справа и слева…
    Второе впечатление о Польше – невероятное количество бигбордов, они же рекламные щиты. Невероятно большое количество! Рекламируется все для всех! Забавны надписи на польско-украинском языке. Ей богу, не вру! Знаю, что языка такого нет, но надписи есть, вроде "PRODUKTЫ".
    И сразу же сюрприз: населенный пункт с названием Orly! Ну что, приехали? А ведь отъехали всего-то ничего! Выяснилось, что это польские Орлы, к парижскому аэропорту никакого отношения не имеющие. Забавно!..
    Известно, что поляки очень набожны. Нам предоставилась отличная возможность это наблюдать: повсеместно праздновался какой-то религиозный праздник. Бесчисленное множество костелов, часовенок, скульптурных изображений Девы Марии, расположенных просто вдоль дороги, даже вне населенных пунктов – и море цветов и разноцветных лент. Какой был праздник, мы так и не узнали, но красиво!
    За окном меняются города и села… или как там они у поляков называются?.. Но вот мы проезжаем Краков! Красивый город! На берегу замок Дракона. Дракона? Это что-то интересненькое! Заглянем в историю:

    "Согласно преданию, в незапамятные времена некий человек по имени Крак построил замок на горе Ва-вель, ставший впоследствии началом города Краков, убил дракона и остался царствовать. Вскоре Крак женился, и у него родилось трое дочерей- волшебниц, одну из которых звали Ванда, и два сына. После смерти отца один из братьев, стремясь завладеть троном, убил другого. Это злодейство всплыло наружу, и братоубийце пришлось отправиться в заслуженное изгнание. Именно тогда народ попросил занять престол Ванду, славившуюся не только своей красотой, но и слывшую девушкой разумной и справедливой. Некоторое время польский народ благоденствовал, все было тихо и хорошо до той поры, пока к Ванде не посватался немецкий киязь по имени Ридигер. Ванда решительно отказала Ридигеру - она не хотела выходить замуж за иноземца, к тому же о князе ходили слухи как о человеке жестоком и любившем воевать. Разозлившись, Ридигер, собрав свои войска, объявил Ванде войну. Она же обратилась с молитвой к Богу, пообещав за победу отдать свою жизнь. После этого королева, безоружная, вышла навстречу войскам немецкого князя; ее фигура была окружена нестерпимо ярким белым светом, и воины бросились врассыпную. Сам же Ридигер в отчаянии лишил себя жизни, бросившись на меч. После этого и Ванда выполнила данный Богу обет, утопившись в Висле, тело ее похоронили на берегу реки, а над ее могилой насыпали курган".

    Обманули с названием! Ладно, смотрим замок Вавель:

    "Королевский замок на Вавеле. Краковский королевский замок издавна был центром общественной и политической жизни Кракова. Ведь именно Краков тысячу лет назад стал столицей Польши, польского госудаства. История Кракова и краковских королей неразрывно связана с Королевским замком Вавель. Быть в Кракове и не посетить Вавель - все равно, что быть в Москве и не посетить Кремль. Вавельский замок - это резиденция польских королей. Здесь, из столично-королевского Кракова они начинали военные походы, сюда возлагали трофеи."
    Правильно, все как по писанному: были в Кракове и не посетили (если быть проездом – в буквальном смысле слова! – это значит "быть").
    Еще одна мелочь, поразившая меня: жители центральной улицы сушат белье в окнах – окнах, выходящих на эту самую центральную улицу! "…ну, а люди для красы там развесили трусы" (старая песня).
    Останавливаемся на краткосрочный отдых. Остановка далеко не первая, но она заслуживает особого внимания! Моего, по крайней мере… Рядом с нашим автобусом припарковался тягач… с советским МиГом на платформе! Вот так встреча! Конечно, грозы и масштабности у стальной птицы поубавилось – крылья "оторваны" и сложены рядом, но, по-прежнему, это представитель тех пернатых, за полетом которых мы с замиранием в груди наблюдали на авиационных праздниках и в детстве, и уже повзрослев. Самолет был нами атакован, офотографирован и с миром отпущен.
    Ночью приезжаем на польско-германскую границу – начало шенгена. Стоим долго, но никто не требует "с вещами" на выход – и то хорошо!.. Поехали!!! Путешествие продолжается!
    Вот и первый пункт поездки: Берлин. В него мы приехали рано утром. Ох, и огромный же он! Мы въехали с востока, конечно же, ехали очень долго по городу. Вот тут меня прорвало фотографировать. Какие фасады, какие улицы, какие монументы! Ах, ах, ах!… (А сейчас смотрю на эти фотографии… что это? Где это? Как называется? Что в этом особенного?…). Приехали! Вот я на берлинской земле, встречайте! Времени у нас до четырех вечера. Этого, конечно, не хватит для серьезного ознакомления с городом, но кое что увидеть можно. Еще, будучи в Киеве, я основательно подготовился к поездке: полазил в Нэте и наскреб себе информацию о тех местах, где мне предстоит побывать. Из того же Нэта узнал – кстати! – что третьего октября после реставрации открываются Бранденбургские ворота (были закрыты с 2000 года). Надо ли говорить, что в Берлин мы приехали третьего? Так, заглянем в свои записи…

    ТАУЕНЦИЕНШТРАССЕ и ВИТТЕНБЕРГПЛАЦ

    Улица Тауенциенштрассе, почти такая же известная как Курфюрстендам, начинается на Виттенбергплац , на которой находится красивое старинное здание станции метро и универмаг КаДеВе, знаменитый на весь мир не только своими размерами, но и своим продовольственным отделом (занимающим весь 6-й этаж) с продуктами со всех концов света.
    Тауенциенштрассе заканчивается площадью Брайтшайдплац, где начинается Курфюрстендам. Эта улица длиной 3,5 км первоначально была тропой для верховых прогулок курфюрста, а со временем превратилась в оживлённый бульвар с многочисленными магазинами, кафе и ресторанами.
    Справа видна разрушенная во время войны церковь Гедехтнискирхе, построенная в 1891 -95 гг. кайзером Вильгельмом II в честь его деда, руины которой были оставлены в назидание потомкам. На переднем плане - скульптура "Берлин", созданная художником Мачински-Деннингхофом к 750-летию города. Она символизирует одновременно единство и раздвоенность Берлина.
    Ага! Пока понятно только, что нужно быть аккуратнее с немецкими названиями, иначе о них с непривычки можно язык поломать. И еще одно: пошли мы вразрез с господами составителями путеводителя, знакомство со всем вышеизложеным происходит в обратном порядке, поэтому несколько слов о

    КУРФЮРСТЕНДАМ

    Курфюрстендам (у берлинцев кратко Кудам) - самая известная улица Берлина. Это широкий бульвар с многочисленными магазинами, кафе, ресторанами, театрами и кинотеатрами. Здесь всегда бурлит жизнь, как и в других крупных городах мира, но при этом она не теряет берлинской специфики. Самым оживлённым является отрезок между Аденауэрплац и Гедехтнискирхе. В 16 веке здесь была проложена дорога для верховых прогулок, которая вела к охотничьему замку курфюрста в Груневальде. При Бисмарке, в 80 гг. 19 века, улица стала застраиваться, приняв современный вид, и уже перед Первой мировой войной Кудам превратилась в фешенебельную улицу, излюбленное место встреч берлинской знати.

    БРАЙТШАЙДПЛАЦ С ФОНТАНОМ

    На площади Брайтшайдплац, между зданием "Европа-центр" и церковью Гедехтнискирхе, находится сравнительно новая для Берлина достопримечательность - фонтан в виде земного шара, остроумно прозванный берлинцами "тефтелей в воде". Авторами этого фонтана и скульптурной композиции, построенной в 1983 году, являются проф. Йоахим Шметтау и Сюзанш Веланд. Осуществить этот проект помогли архитекторы Рейт и Крусник.

    Диаметр бассейна -18м, высота шара 4,5 м. Фонтан выполнен из гранита и бронзы и украшен богатым орнаментом. Эта скульптурная композиция естественно вписалась в панораму большого города. Совсем по-иному, как будто с другой планеты, выглядит фонтан при ночном освещении.
    Эта "тЕфтель" находилась всего в километре-полтора от места нашего приземления, так что с нее и началось знакомство с Берлином. Жаль, гипотезу об инопланетности фонтана в вечернее время суток проверить не пришлось… В процессе экскурсии по городу еще не раз придется сожалеть, что времени мало.
    Приближаясь к фонтану, мы и впрямь увидели руины церкви Гедехтнискирхе, прозванные берлинцами "полым зубом" (догадайтесь: откуда я это знаю?), только слева от нас, а рядом восьмиугольное, застеклённое синим стеклом, здание с башней - новая церковь, возведенная по планам архитектора Е. Айермана.
    Пока что цитирую путеводитель… Мои впечатления? Погрузились группой человек тридцать в двухэтажный экскурсионный автобус (хорошенький такой, без крыши, что очень удобно – дает возможность смотреть не только по сторонам, но и вверх). Один недостаточек, но очень для меня существенный выяснился уже, так сказать, в процессе… Хорошо было бы, если бы еще и окон на втором этаже не было… Это не плод фантазии – такие автобусы были, но не наш. В чем неудобство? Фотографировать через стекло не всегда удобно – мешает отражение, фотографировать поверх окна – мешает невысокий рост и донельзя короткие наушники, в которых виртуальный гид-экскурсовод щебечет "посмотрите налево… посмотрите направо…" на восьми языках. И послушать хочется, и запечатлеть тоже…
    Экскурсией предусмотрено 14 остановок автобуса, на которых можно выйти, а через некоторое время продолжить экскурсию по тому же билету на другом автобусе этого же экскурсионного бюро, которые курсируют с интервалом 15-30 минут. Я уж решил досмотреть и дослушать все до конца, а потом уж выбрать приоритеты. Что это у нас справа, а?
    ДВОРЕЦ ШАРЛОТТЕНБУРГ

    Дворец Шарлоттенбург являлся летней резиденцией прусских королей. Построен в 1695-99 гг. первым королём Пруссии Фридрихом I для жены Софии Шарлотты. Сегодняшний вид дворец приобрёл после перестроек 1701 -07 гг. (арх. Э. фон Гёте) и 1740-43 гг. (арх. Т.В. фон Кнобельсдорф). Полностью сгоревший во время войны дворец отреставрирован. Сейчас он вместе со зданиями бывших гвардейских казарм - один из музейных центров западной части города. Перед дворцом стоит памятник Великому курфюрсту (1696 г.) - основное произведение зодчего и скульптора Шлютера.

    На улицах Берлина очень много скульптур медведей разных цветов, застывших в разных позах. Сначала меня это забавляло, потом удивляло (ну, очень уж много!), пока не пришла в голову гениальная мысль: медведь, символ города, герб Берлина.
    Экскурсия закончена, а четкого плана не разработано. Случайно встретив двух человек из группы (где бы еще встретились!) предложил им идти пешком к Бранденбургским воротам на открытие. Убиваем двух зайцев: "заяц" первый - рассматриваем Берлин вблизи и, "заяц" второй - увидим открытие ворот, собственно! Кстати, по этому случаю в Берлине был выходной день. народные гуляния и т.д. (Справедливости ради следует заметить, что я попутал причину со следствием: 3 октября 1990 - объединение Западной и Восточной Германии – это причина, а все остальное соответственно…).
    НотаБене: в ненашенском (в данном случае, в берлинском) МакДональдсе туалет вовсе не бесплатен! Как сказал кто-то из великих, за удовольствие надА платить! Стоит 25 центов, что на наши составляет… Правильно мне говорили: если хочешь получить полное удовольствие от поездки, не переводи их цены на наши деньги – неминуемо огорчение!
    Идем на север согласно карте. Вот колонна, увенчанная Викторией. Мы ее проезжали на экскурсии, поэтому можно было и не останавливаться, но спутники мои захотели ЭТО у себя на пленке оставить. Пожалте!

    КОЛОННА ПОБЕДЫ

    Площадь Гросер Штерн,богиня победы Виктория, венчающая 67-метровую колонну Победы. Этот памятник в честь побед Пруссии и образования немецкой империи был установлен в 1873 году на Королевской площади (сейчас площадь Республики). В 1838 году колонну перенесли на её сегодняшнее место. Со смотровой площадки у ног богини победы Виктории, которую берлинцы прозвали "Золотой Эльзой", открывается прекрасный вид на Тиргартен. Дорога ведёт через Бранденбургские ворота (снимок внизу) на улицу Унтер ден Линден и дальше в самый центр старого Берлина.
    Вот о чем нужно сказать обязательно: ВЕ-ЛО-СИ-ПЕ-ДИ-СТЫ!!! Это такие... существа, у которых колеса заменяют ноги, с которыми никто не конфликтует, потому как специально для них вдоль кромки тротуара красным кирпичем выложена велосипедная дорожка... Нас инструктировали и о дорожке, и о велосипедистах, что они-де еще не пуганные и ездят очень быстро... Инструктаровали!.. Но разве все упомнишь, если с этим "у себя" никогда не сталкивались? Ну, фотографировались мы, а он - наивный! - думал, что мы ему уступим дорогу... Да мы вообще его не видели! "О, джизис!!!",- мы еще пару раз слышали, как, впрочем, и дикий визг тормозов, пока не попривыкли к этой особенности ненашенской городской жизни.
    Вправо по Strasse des 17JUNI, мимо лесного массива Tiergarten движемся к Бранденбургским воротам. Какое оживление на улице, какие веселые, счастливые, непьяные лица! Как им это удается?
    Но вот мы добрались до цели своего путешествия – ворота! Теперь несколько слов из истории, как создавались
    БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА

    Бранденбургские ворота были построены в 1788-91 гг. по приказу короля Фридриха Вильгельма II архитектором Лангхансом. Выполненные в стиле классицизма, они являются завершением парадной улицы Унтер ден Линден. Квадрига, венчающая ворота и изображающая колесницу Виктории, была выполнена зодчим Шадовым в 1789 году. В войну она сильно пострадала. По сохранившимся оригинальным слепкам была отлита её копия. После войны Бранденбургские ворота стали символом раскола государства и в то же время символом надежды на воссоединение, которое и свершилось 3 октября 1990 года.

    А на дворе-то 3 октября - праздник по случаю объединения! Ворота покрыты (полностью!) тканью, ждут торжественного часа открытия. Перед ними развернута бойкая торговля снедью под пиво и самим пивом. 3 € бокал, но взяли почему-то по три с полтиной. "Сорт другой!",- решили мы. "Прозрение" наступило после второго бокала, когда я обратил внимание на то, что бюргеры не просто относят бокалы к палаткам, а и получают за это еще и какие-то копейки… простите, центы! Ба, да это же залог! Ну да, у них там немецкими буквами и написано Das Pfand 0,5!
    Попробовали также и жареные колбаски, а как же!
    Интересно было все продумано: с одной стороны ворот бойкая торговля, с другой – сцена, зрители, веселье иного рода. В какую сторону смотрит квадрига лошадей, конечно, можно догадаться (они под покровом), но, пока не открыли ворота, какая разница! Кругом веселье, относительно чисто, даже можно сказать чисто, ибо у нас бы… Не будем о грустном!
    ...А вот открытия ворот мы так и не дождались. Ну надо же: в кои веки выбрались куда- то, подвернулся такой случай – и вот, не хватает каких-нибудь полчаса до торжества, до начала торжеств. Ничего не поделаешь, нужно спешить к автобусу, ведь нас ждет Париж!
    Чтобы сэкономить время и нервы, решили воспользоваться услугами метро. Все у них не по-людски! Даже метро, которое повсюду в мире легко угадывается по букве "М", у немцев помечен буквой "U" - urban. Долго мы пытались объяснить полицейским в метро, что нам нужно три билета. Нам отвечают, мол, 15 евро. Ни фига себе! Не может быть! Опять "общаемся" при помощи жестов. Выяснилось, что нам предлагали купить "мобилис", т.е. проездной на весь день (5 евро), а так проезд два-десять. Все равно дорого, но надо же прокатиться, сравнить, так сказать!
    К автобусу наша группка пришла самой первой. Еще полчаса подтягивались остальные, но вот мы погружены, пересчитаны, проинформированы об особенностях дальнейшей поездки – и вперед! Взят курс на ПАРИЖ!

    /Продолжение следует.../
  • Комментарии: 5, последний от 15/06/2006.
  • © Copyright Яковлев Эдуард Александрович (ed-fm@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 19k. Статистика.
  • Впечатления:
  • Оценка: 6.26*8  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка