|
Версаль, Лувр, Монмартр - названия, знакомые с детства... |
Ранний
подъем (если учесть, что "отбой" был в пятом часу), завтрак (см. Париж. День
второй). Нас ждет автобус - мы едем в Версаль. Погода не с нами, погода против
нас: пасмурно, едва мы отъехали от гостиницы, пошел дождь. Инструктаж, что и как
можно посмотреть в Версале. Так как поехала не вся группа, то сал на первом
сидении. Обзор
шикарнейший!
Версаль.
Резиденция королей. Музей. Гениально, я считаю, обставлено посещение этого
музея: версальский дворец в плане напоминает перевернутую букву "Ш", но - что
примечательно! - доступно сейчас только правое крыло здания, посещение которого
стоит 7,5 €. В прошлый раз, по словам очевидцев, "работало" левое крыло, но его
посещение было оценено в 9 €. Каков критерий оценки - не знаю, да и не это
главное: мне так никто и не смог сказать, а был ли версальский дворец
когда-нибудь открыт полностью? Думаю, нет! Куда проще открывать поштучно, тем
самым заставляя туристов приезжать вновь и вновь, чтобы увидеть все. Или я
ошибаюсь?.. Стоим в очереди. Чтобы не было скучно, полистаем путеводитель...
ВЕРСАЛЬ
Версай (Versailles), город во Франции, юго-западный пригород Парижа. Административный центр департамента Ивелин. 90,8 тыс. жителей (1968). Версаль получил международную известность своими замечательными памятниками архитектуры и изобразительного искусства, а также историческими событиями, которые здесь происходили. К 1632, когда его приобрёл Людовик XIII, Версаль был небольшим селением. С 1682 (при Людовике XIV) и до 1789 - главная резиденция французских королей. В 17-18 вв. сложился величественный дворцово-парковый ансамбль, который вырос из небольшого охотничьего замка Людовика XIII (1624, архитектор Ф. Леруа), превращенного в несколько строительных периодов (1661-68, архитектор Л. Лево; 1670-74, архитектор Ф. д'Орбе; 1678-89, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар): в господствующий над окружением обширный дворец (длина фасада 576,2 м) с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров (художник Ш. Лебрен, с 1661, и др.) и с парком площадью свыше 6 тыс. га. Три дороги (в Париж и к королевским дворцам Сен-Клу и Со), шедшие веером от дворца, легли в основу планировки города Версаль, где селилась знать. Точку соединения этих дорог в курдонёре (парадном дворе) отмечает конная статуя Людовика XIV (2-я четверть 19 в., скульптор Л. М. Л. Птито). Среднюю дорогу по др. сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом (длиной 1520 м.) - ось симметрии чёткой сети прямых аллей громадного регулярного парка (1660-е гг., архитектор А. Ленотр) с нарядными павильонами, фонтанами, скульптурой (Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.). К северу от Большого канала - дворцы Б. Трианон (1687, архитектор Ардуэн-Мансар) и М. Трианон (1762-64, архитектор Ж. А. Габриель), к которому прилегает живописный пейзажный парк (1774, архитектор А. Ришар) с "деревней" Марии Антуанетты ("хижина", мельница, молочная ферма; 1782-86, архитектор P. Мик и художник Ю. Робер). Ансамбль Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетается с характерной для классицизма рациональностью построения, оказал определяющее влияние на развитие градостроительства и паркового искусства многих европейских стран.С погодой повезло: стоило нам сойти на землю версальскуо, как сверзлись хляби небесные и солнце застенчиво все чаще и чаще выглядывало из-за туч. Разбрелись: кто решил начать с парка, фонтанов, кто - сначала посетить дворец. Я примкнул ко вторым... Электронный гид отдыхает - будем эстетствовать, восхищаться красотой и изяществом произведений искусства, избавим себя от цифр, дат, имен... на время...
Общее впечатление о дворце - не восторг. Да-да!!! Не смогу объяснить, чего я от него ожидал, но он моих надежд не оправдал. А ведь еще в Киеве знающие люди говорили не ездить в Версаль, мол, это то же самое, что Петергоф, даже Петергоф пошикарнее будет. Но чтобы иметь собственное мнение, пришлось чужим опытом пренебречь. Не знаю, что и как в Петергофе, но очень хорошо помню Воронцовский дворец в Алупке, так могу сказать, что дворец графа Воронцова обители французских королей ничуть не уступает, даже имеет ряд преимуществ: экспонируется полностью, в парке погулять можно, а эти меркантильные французы за прогулку по парку взимают плату 5,5 €! Что еще? Ах, да! Надумаете все же ехать, то знайте: фонтаны включаются только на один час, с одиннадцати до двенадцати! Это обстоятельство, кстати, заставляло осматривать дворец ускоренными темпами. Даже знаменитая Зеркальная галерея не произвела должного впечатления. Приглянулся вид из окна. Вот здесь опять буду петь дифирамбы своему "Зениту"! Фотография удалась - и это крайне странно, ибо окна во дворце моются редко или нам просто не повезло.
Так, пробежались мы по залам... А это кто?! Лицо знакомое такое... Ба, да это же император, сам Наполеон Буонапартий! Конечно, я не смог удержаться от соблазна и сфотографировался "с Наполеоном"... Справедливости ради нужно отметить одно обстоятельство: роспись потолка понравилась.
Далее наш путь лежит в парк, к фонтанам, благо время позволяет рассматривать их во всей своей красе и функциональности. А что нам скажет наш друг и соратник (я бы даже сказал "порадник" от "рядити" - "советовать", но такие подробности оставим для лингвистов) - путеводитель?
Парк Версаля был создан на низком болотистом месте. Все было сделано заново, включая перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения. Большой выдумки стоило устройство множества фонтанов и организация подачи воды. Парки Версаля раскинулись на большой площади. Здесь множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали "маленькой Венецией".
Версальские фонтаны воплощают идею прославления Людовика Четырнадцатого. Скульптурное оформление главных фонтанов играет роль эпизодов аллегорического повествования. Их бассейны помещены на основной оси ансамбля, а остальные фонтаны украшают отдельные боскеты. Практически все скульптурные группы не теряют своей выразительности и при выключенной воде, что, возможно, связано с ее нехваткой. Из наиболее интересных находок Версальского парка следует отметить водные партеры-зеркала у дворца и уходящий к горизонту Большой канал. Первое, что бросается в глаза - это стрижка деревьев! Это просто чудо! На ум почему-то приходят никогда мною не виденные японские квадратные арбузы. А о чем, скажите, можно подумать, когда видишь ряд деревьев, которые своими кронами являют миру абсолютно правильный куб!!! Да что там говорить... Печалит лишь одно: нету времени, как пел Розенбаум.
Все, наше время истекло. Версаль мы оставляем "на съедение" другим туристам - отправляемся домой, в Париж то есть... Нет, так просто оставить Версаль, не оставив там немного денег, нам не удастся - мы атакованы продавцами сувенирного ширпотреба... э-э-э... африканского происхождения, которые вполне сносно говорили по-русски, что наводит на мысль о том, что русские - основной контингент покупателей. Основные слова их лексикона были: "мафия" (русские - мафия, украинцы - мафия, туристы - мафия и т.д.) и - как ни странно! - "земляк". Нет, вы это слышали: мы - их земляки?! Вот умора! Цены сбивались неимоверно, хотя, если задуматься, то они - цены - наоборот, приближались к своей "красной цене", но не всегда ее достигали. Помнится, читал, как торгуются в Турции: заламывают двойную или тройную цену за товар и начинают торговаться. Если человек истинной цены на товар не знает, то собьет часть цены и уйдет довольный, купив вещь дороже, чем она стоит. Впрочем, торговцы везде одинаковые...
Едем в Париж. Опять глаза природы на мокром месте, а я без зонта. Ничего, даже интересно будет помокнуть под ненашенским дождем!..
Не удалось: лишь только мы приехали в Cite Universiter, как от дождя и след простыл. Тоже неплохо!
Итак, что же дальше? Вопрос наивен, а ответ очевиден: сегодня первое воскресенье месяца! Как, что это значит?! Это значит, что наступило время "икс" - радость совка! - как бы это помягче сказать, время "халявы": открыты многие музеи, вход СВОБОДНЫЙ! Куда пойдем? Вопрос риторический, если не сказать глупый. Куда-куда... Конечно же, в Лувр! Причем, нам нужно умудриться "ознакомиться" с экспонатами музея с такой скоростью, чтобы успеть сегодня еще куда-нибудь...
Лувр. Ну, мы-то уже грамотные! В Пирамиду - вход в музей - пусть стоят японцы с американцами, а мы пойдем другим путем, тем более, что путей в музей превеликое множество (как оказалось!). Нам же был рассказан "засекреченный" вариант: вход прямо со станции метро! Все гениальное просто! Интересно оформление станции метро - такое впечатление, что находишься уже в музее: вдоль стены стоят витрины с экспонатами. Греческие амфоры, изображения божеств, орудия первобытных людей... Понятно, что все это в основном копии, впрочем... Это Париж, а в этом городе может быть все,что угодно!
Лувр - это три "крыла", каждое из которых имеет свое имя. Карты-путеводителя на русском языке не ищите - такового не имеется! Есть на английском, испанском, немецком, китайском - русского нет! Неужели французы до сих пор не простили нам кампанию восемьсот двенадцатого года?..
Общеизвестно, что Лувр - один из крупнейших музеев мира, поэтому все, что мы могли, так это решить, возле каких шедевров мы хотим отметиться. Именно отметиться, потому что начавшуюся тут же сдачу норм ГТО по легкоатлетичеким дисциплинам трудно назвать "приобщением к прекрасному". Надо ли говорить, что список желаний был предсказуем на все сто: леонардовская Джоконда и Милосская Венера... Тут же вспомнилось посещение в школьном возрасте "Лебединого озера"... Тест на сообразительность: какой танец сорвал шквал аплодисментов и море цветов? Ну, конечно же, "Танец маленьких лебедей"! А много ли танцев из "Лебединого" вы знаете? То-то же! Я сам сидел и удивлялся, слушая целый океан знакомой музыки, которую раньше, по невежеству своему, приписывал перу (можно ли так о музыке-то?...) именитых зарубежных композиторов... Ан нет, это Петр Ильич Чайковский! Отвлекся...
Бежим по залам. Как бы в насмешку над нами повсюду висят указатели, как пройти к Джоконде, как будто это все, что нужно увидеть человеку, мол, не видел Моны Лизы - не был в Лувре. Влившись в организованную толпу, доплываем до цели. Вот она... Ничего не изменилось. Как не испытывал я дикого восторга от нее на репродукциях, так и "живьем" она оставила меня равнодушным.
ПРО ЛЮБОВЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Может быть, выпив поллитру,
Некий художник от бед
Встретил чужую палитру
И посторонний мольберт.
Дело теперь за немногим -
Нужно натуры живой,-
Глядь - симпатичные ноги
С гордой идут головой.
Он подбегает к Венере:
"Знаешь ли ты, говорят -
Данте к своей Алигьери
Запросто шастает в ад!
Ада с тобой нам не надо -
Холодно в царстве теней...
Кличут меня Леонардо.
Так раздевайся скорей!
Я тебя - даже нагую -
Действием не оскорблю,-
Дай я тебя нарисую
Или из глины слеплю!"
Но отвечала сестричка:
"Как же вам не ай-яй-яй!
Честная я католичка -
И не согласная я!
Вот испохабились нынче -
Так и таскают в постель!
Ишь - Леонардо да Винчи -
Тоже какой Рафаэль!
Я не привыкла без чувства -
Не соглашуся ни в жисть!
Мало что ты - для искусства,-
Сперва давай-ка женись!
Там и разденемся в спальной -
Как у людей повелось...
Мало что ты - гениальный! -
Мы не глупее небось!"
"Так у меня ж - вдохновенье, -
Можно сказать, что экстаз!" -
Крикнул художник в волненье...
Свадьбу сыграли на раз.
...Женщину с самого низа
Встретил я раз в темноте, -
Это была Монна Лиза -
В точности как на холсте.
Бывшим подругам в Сорренто
Хвасталась эта змея:
"Ловко я интеллигента
Заполучила в мужья!.."
Вкалывал он больше года -
Весь этот длительный срок
Все ухмылялась Джоконда:
Мол, дурачок, дурачок!
...В песне разгадка дается
Тайны улыбки, а в ней -
Женское племя смеется
Над простодушьем мужей! Знаю, что сравнение произведений искусства - дело не только неблаговидное, но и опасное, но мне, к примеру, "Неизвестная" Крамского ближе и роднее, а, поэтому, понятней, чем эта женщина. Или возьмем еще одну популярную репродукцию советского времени - "Шоколадница" Жан-Этьен Лиотара... Ладно, я ни в коей мере не навязываю свое мнение - я делюсь ним. Кто со мной не согласен, тот может этот абзац не читать! Собственно, он уже и закончился.
Что очень и очень поразило, так это поголовная новизна картин. Как бы это объяснить? Картина датирована, скажем, восемнадцатом веком, а краски настолько яркие и - что самое главное! - отсутствуют трещинки, которыми покрывается картина под действием времени (по научному это называется "кракелюры" - слово уж больно нравится!). Что это? Великий обман или изумительное хранение? Не могу поверить, что так можно сохранить, а о реставрации думать не можется: по-моему, французы - самая непримиримая с реставрацией нация... Вопросы, кругом одни вопросы...
Как ни печально, но Лувр мы оставляем, выйдя оттуда, куда японцы и американцы пытаются войти. Все, к этому прекрасному мы - будем считать! - приобщились, что дальше? Мнения разделились: одни - к Эйфелю, другие - на Монмартр. После продолжительных дебатов решено отправляться на Монмартр, а творение Гюстава оставить на завтра. Итак, вперед!
Надо ли говорить, что из всех способов передвижения мы выбрали не самый быстрый, вернее, самый не быстрый: мы пошли пешком! Обожаю пешие прогулки! Не забывайте, ведь это же Париж!!! Как, однако, справедливы слова Владимира Высоцкого, что Париж - это город углов! Оказавшись негласным проводником нашей группки, я сначала очень часто доставал карту города, сверялся, но такое обилие мелких улочек и переулочков делает эту процедуру утомительной и... еще раз утомительной. А потом наступило прозрение: если идти все время в гору, то, в результате, к вершине и выберешься! Это "открытие" так меня порадовало, что уверенность на моем лице поселилась всерьез и надолго. Даже когда базилика Сакре Кёр - наш ориентир - скрывалась от наших глаз, я браво шел вперед, увлекая за собой остальных, изредка, для виду, извлекая карту, "сверяясь" с ней.
Подошли к лестнице, ведущей на самый верх - знаменитой лестнице! Пофотографировались на "знаменитой" лестнице... а потом рядом, в пятидесяти шагах справа обнаружили "более знаменитую" лестницу. Как-то не решился спросить, чем же она знаменита, но, кажется мне, что та лестница, которую девочки имели в виду - она с другой стороны холма!
Вот мы на Монмартре! Крррасотищааа! Непрошенно явилась мысль, что это единственная смотровая площадка в Париже, за подъем на которую не взимают плату! Какое упущение! Остап Бендер бы этим точно воспользовался!
Тем временем наступил вечер, Париж окрасился цветами заката. Сердце замирает. Вновь одолевают сомнения: а со мной ли это все, не сплю ли я? Хорошо, что не щипал себя в таких случаях, иначе живого места бы на мне не осталось...
По пути сюда купили бутылку вина, теперь же устраиваемся поудобнее, предвкушая... как бы это назвать... Вы никогда не прыгали с парашютом? Я тоже, но почему-то кажется, что мы испытывали то же самое: дикий восторг или пьянящее чувство... Чего? Радости?! Дда нет...Счастья?! Возможно... Пожалуй, это целый ворох положительных эмоций, здесь есть место всему: и восторгу, и радости, и счастью! Под нами весь Париж лежит в лучах заката, а мы сидим небрежно на ступеньках и пьем хорошее французское вино! Ну вот, уже стихами заговорил. Не амфибрахий ли это?..
Посидев немного и посетив базилику, отправляемся вниз, игнорируя фуникулер и тем самым экономя валюту. Шутка.
Еще следует вас познакомить с... э-э-э... предметом уличной архитектуры. Речь идет о туалетах. Поскольку кое кому из нас "туда надо", то задержимся и мы на минутку. Вам не надо? Можете нас подождать на другой стороне улицы, в сувенирной лавке. Там, кстати, очень симпатичные репродукции акварелей неизвестных современных художников на неизменную тему "Красоты Парижа". Откуда знаю? Был я уже там, одно... один... в общем, евро разменивал - туалет сдачи не дает, он автоматический. Удовольствие стоит сорок центов (это я уже о туалете). Само же строение металлическое, овальное в плане, окрашено в неброские серые тона... Словом, ни с чем не спутаете!
Мы опускаемся на улицу и расходимся. Группа идет глазеть на Мулен Руж и на девиц весьма легкого поведения, а я приглашен на день рождения! Хочется сказать "как в кино", но что-то я и сценария такого не припомню... Впервые в Париже, а разгуливаю по гостям!
Опускаюсь в метро. До пункта Б еду с пересадкой. Нет, вы только послушайте, какие станции я проезжаю: La Chapelle, Stalingrad (мысль: надо будет возле названия станции сфотографироваться!), Pere Lashaise (неплохо бы сходить в колумбарий, найти захоронение Нестора Ивановича, кавалера ордена Красной Звезды!), Alexandre Dumas (тоже неплохой человек; приеду - нужно будет перечитать!)... Эта линия метро примечательна еще и тем, что поезд на большом протяжении "идет" не под, а над землей, где-то на уровне третьего этажа! Интересно, как там живут французы?.. Да ну, не заглядываю я в окна! Шутка семидесятых годов: желающим заглядывать в окна наш магазин предлагает полевые бинокли десятикратного увеличения.
Пункт назначения. Стою. Жду. Глазею по сторонам. Да, французы на освещении не экономят. Несколько удивила скамейка на тротуаре: у нее бетонное сидение, a "подлокотники" сделаны из фанеры. Спрашивается: на чем же сидеть?
Я встречен и забран. Дом старинный, как в каком-то фильме с Аленом Делоном... Впрочем, я не видел ни одного дома-коробки в черте Парижа. Вероятно, потому, что их там попросту нет. Надеюсь, понимаете, о чем я...
Приятная компания, хорошее вино. Мое спиртное - пол-литра "Медовой на коньяке" - "вклинилось" в праздничное потребление вина, не особо, надеюсь, разрушив собою ход событий. Подробностей не помню - да и важны ли они! - только скажу, что собрались вместе друзья-товарищи из Донецка и Одессы, Киева и Риги... Настолько сама ситуация была для меня необычна - я, Париж, день рождения - что подробности происходящего слились воедино, отразившись в памяти отпечатком непостигаемого восторга. Что врезалось в память, так это сообщение о покушении на мэра вчера, во время празднования "Белых ночей". А вот немного подробностей
Покушение на мэра Парижа"В ночь с субботы на воскресенье мэр Парижа Бертрану Делано подвергся нападению со стороны 39-летнего алжирца, который успел нанести чиновнику несколько ножевых ранений в область животаЧто-то около двух часов ночи, пора и честь знать! Отправляюсь восвояси. Чтобы добраться "до мояси", нужно перейти на параллельную улицу, повернуть направо - и никуда уже не сворачивать до самого ... - это местная окружная дорога. Вторая ночь подряд прогулок по Парижу - это просто праздник какой-то! Времени вдоволь, чтобы и по сторонам поглазеть, и прокрутить в голове события прошедшего дня...
Нападавшего удалось задержать, а столичного мэра доставили в госпиталь, где ему была сделана срочная oперация.
Как сообщают РИА 'Новости', задержанный Азедин Беркан, алжирец по происхождению, совершил покушение в тот момент, когда глава города возвращался после осмотра культурного мероприятия 'Белая ночь - созидание и удовольствие', организованного столичной мэрией во всех парижских районах".
"В воскресенье около 1:30 после полуночи, когда в столичной мэрии находилось более 6 тысяч гостей, неизвестный набросился на чиновника и нанес несколько ножевых ранений в область живота. Преступник был тотчас же задержан, и уже на допросе он заявил, что 'не любит политических деятелей и гомосексуалистов'.
Напомним, что Бертран Делано, политик-социалист, который отнюдь не скрывает свою гомосексуальную ориентацию, получил полномочия парижского мэра в 2001 году. Сейчас пока трудно говорить о политической направленности покушения, но и эта версия также имеет право на существование.
Обыск, который полиция провела в доме у алжирца, никаких результатов не дал. Соседи, которые проживали рядом с Берканом, охарактеризовали его как весьма сдержанного и уравновешенного человека, а вот местная полиция пригорода Бобиньи, напротив - распространение наркотиков и хулиганские выходки, далеко не весь список, который был заведен на 39-летнего алжирского программиста.
После покушения столичный мер был доставлен в парижский госпиталь 'Питье-Сальпетриер', где ему была сделана срочная операция, затем его перевели в реанимацию, и к концу воскресенья Делано уже лежал в отделении общей хирургии. Медики говорят, что жизнь главы города уже вне опасности, а его состояние оценивают как удовлетворительное. Полиция сейчас продолжает допрашивать задержанного, а мэр столицы, по словам медиков, еще целую неделю будет вынужден провести в госпитале".
Кажется, понял я, почему не порадовал ни Версаль, ни Лувр так, как хотелось бы... Спешка! Все дело в ней: успеть бы! "Отметиться" здесь, чтобы успеть отметиться там; увидеть, а не посмотреть... Да, теперь я смогу где-нибудь в компании сказать небрежно: "Когда я был в Лувре!...", но разве за этим я ехал сюда? Нет, тысячу раз нет!.. Чует мое сердце, что вернуться мне сюда! Когда - не знаю, а пока... Надышаться бы - последняя ночь в Городе Мечты - завтра пакуем чемоданы и едем дальше... Но прочь грусть, еще один день впереди, да здравствует Еще Один День!..
/Продолжение следует.../