|
Бывают ли в Париже "белые ночи"? Не торопитесь с ответом!.. |
Что мы знаем о завтраке?
Смешно: простой вопрос! Простой?! Ответьте. Таак... завтрак...
"Завтрак аристократа"... "Завтрак на обочине"...
Завтрак для чемпионов... Английский завтрак... Американский завтрак... "Завтрак туриста" 1... Все они так или иначе
подразумевают поглощение пищи. Я вас хочу познакомить с феноменом завтрака французского (парижского, гостинничного
- как кому больше нравится!). Итак...
Вы заходите на нулевой этаж...
Пока не забыл! Об этажности нужно сказать пару слов обязательно!
Еще в школе мы выучили, что французы - народ необычный, поэтому там, где у нормальных советских людей первый этаж, у французов
это pres de la chaussee, "у мостовой", наш второй этаж у них назывался первым, третий
вторым и т.д. Я заблуждался столько лет! Как сказал наш сатирик, Аркадий Исаакович Райкин, "все,
чему вас учили в школе, забудьте, как кошмарный сон!". Не могу утверждать, что ВСЕ строения славного
города Париж подчинены такому принципу, но верю своим глазам! Первый этаж, с которого начинаются
гостиничные номера, находится на уровне третьего в нашем понимании, ниже первого расположен нулевой
- столовая, в которую мы сейчас и направляемся, а еще ниже - холл, портье, выход из гостиницы -
этаж, помеченный в лифте... как бы это помягче... двумя нулями!
Аппетит не испорчен? Ах, есть хочется? Идем!..
Заходим в столовую. На входе нужно сказать "cent-douze"
или "one hungred tweilv" (номер комнаты). Женщина старательно вычеркивает нашу 112 комнату из списка. Подозреваю, что такие санкции
применены только к нам, дабы мы - не дай Бог! - не пришли завтракать еще раз. И почему я такой
подозрительный?
Поднос. Пластиковая чашечка. Пластиковый стаканчик. Разовые вилочка и ножичек вместе с салфеткой
заботливо запаяны в полиэтилен. Двухъярусный круглый стол: верхний ярус - поменьше - электроплитка с
горячим кофе, молоком и кипятком; нижний ярус - плетенные корзинки с отделениями для хлеба (для
тостов), нарезанного багета, масла, джемов (сливовый и малиновый, грамм по 20), чая в пакетиках,
горячего шоколада, рядом тостер, кувшин с оранжем и холодное молоко. И это все?! Все?!?!?! Нет, вы
мне ответьте, я вас спрашиваю!..
Съеден один... одно... ну, не знаю, как это назвать! Почему-то, при упоминании слова "бутерброд" у
меня перед глазами возникает огромный отрез колбасы, бесстыдно свисающий со скромного ломтика
хлебца... а тут... упало три или четыре ЭТИХ в желудок. Самообман! Есть уже некуда, а
хочется!
ПЛОЩАДЬ БАСТИЛИИ (PLACE DE LA BASTILLE)
Метро: BASTILLE Местом исторических событий в самом начале Великой французской революции стала знаменитая площадь Бастилии. Она находится в восточной части города и соединяется бульварами Тампль и Бомарше с площадью Республики. В 14 в. при короле Карле V здесь была сооружена крепость, игравшая важную стратегическую роль на подступах к Парижу. Крепость представляла собой мощное сооружение с восемью башнями, бастионами и водяным рвом. С конца 15 в. она стала служить политической тюрьмой. Среди узников Бастилии были известный политический деятель Мирабо, Железная Маска, просветитель Мармонтель, маркиз де Сад, Калиостро и др. Дважды сюда был заключен Вольтер. Тюремная крепость служила также мощным арсеналом оружия. Мрачная слава Бастилии сделала ее символом угнетения и деспотизма королевской власти, поэтому Великая французская революция началась со штурма крепости. 14 июля 1789 г. после упорной осады гарнизон Бастилии сдался восставшему населению Парижа. Постановлением Учредительного собрания крепость-тюрьма была разрушена до основания. Фрагменты ее фундамента сохранились на станции метро Бастилия, а из камней снесенной крепости изготовили 83 макета Бастилии и разослали их по французским провинциям в знак памяти об ужасах деспотизма. Ежегодно на месте снесенной крепости стали устраиваться народные гулянья, а с 1889 г. день 14 июля официально объявлен национальным праздником. Во время февральской революции 1848 г. после захвата восставшим народом дворца в Тюильри, королевский трон торжественно сожгли на площади Бастилии. В начале 19 в. был разработан проект монумента во славу египетского похода Наполеона. Полностью проект осуществлен не был.
На площади соорудили лишь часть памятника в виде гигантского слона из кирпича и гипса, который простоял здесь почти 30 лет (этот монумент описан в романе Виктора Гюго "Отверженные"). В 1840 г. в центре площади была воздвигнута бронзовая колонна в память павших в революции 1830 г. У подножия колонны находится склеп с останками погибших в революциях 1830 и 1848 гг. Вершину монумента венчает позолоченная фигура крылатого гения Свободы (ск. Дюмон). На площади воздвигнута Опера Бастиль (Opera La Bastille) - крупнейший оперный театр во Франции (Париж). В 1983 году состоялся конкурс проектов нового оперного театра - из 750 участников был отобран проект Карлоса Отта. Театр, расположившийся в районе Бастилии, был открыт 13 июля 1989 года президентом Франции Ф. Миттераном. Театральный зал рассчитан на 2700 мест.
С началом функционирования нового театра все оперные постановки, ранее осуществлявшиеся в Гранд-Опера, стали проходить на этой сцене (в Гранд-Опера остались только балетные спектакли, с 1996 оперные спектакли здесь были возобновлены). Первым руководителем театра был назначен Д. Баренбойм, однако из-за творческих разногласий он покинул театр. С 1989 директором театра является дирижёр Чунг. Среди постановок на этой сцене "Троянцы" Берлиоза (1990), "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича.
Опера Бастиль, наряду с Сиднейским оперным театром, - один из красивейших современных оперных театров. Театр входит в Объединение национальных театров Франции и является одной из двух сценических площадок (вместе с "Гранд-Опера") Парижской оперы (Национальной академии музыки и танца). Пока решают водители с экскурсоводом, куда ехать, мы дважды объезжаем колонну. Да, сюда нужно сегодня-завтра вернуться и пофотографировать!
Следуют одна за другой площади одна другой знаменитее...
Площадь Согласия. Эка невидаль! Были мы здесь уже! Вчера... Да нет, никому мы об этом не говорим, зачем же... Лучше совершим экскурс в историю... Да, тем, кому исторические справки вовсе неинтересны, предлагается отсчитать несколько десятков строк и...
Для всех же остальныхПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ
Пожалуй, мало найдется королей, кто остался в истории под именем "Любимец". Людовика XV-го величали именно так. Конечно, во время его правления не все было гладко, но тем не менее, при нем прекратился голод, быстро развивались промышленность и экономика. Именно купцы и парижские старейшины решили сделать подарок королю, который медленно выздоравливал после тяжкой болезни, - создать конную статую монарха. Для статуи требовалось соответствующее обрамление, таковым и должна была стать площадь имени Людовика XV-го. К этому времени в Париже уже существовали две совершенно разные, но каждая по-своему элегантная и изысканная, площади - Вогезов и Вандомская. Местом для новой жемчужины архитектуры, а в том, что она таковой станет, никто не сомневался, - выбрали пустырь, вернее, огороды, окруженные рвами, между садом Тюильри и Елисейскими полями. Так создавался единый архитектурный ансамбль. Проект не был заказан какому-то одному архитектору, вместо этого объявили конкурс, в котором приняли участие самые именитые зодчие, в том числе Сервандони, Суффло и Габриель. Победу одержал проект Жак-Анжа Габриеля. Оригинальность его проекта заключалась в том, что площадь была полностью открыта, и только в северной ее части стояли два великолепных дворца. Прототипом фасада для них послужила луврская колоннада Перро. По своей элегантности колоннада Габриэля превзошла оригинал. Два дворца предназначались для размещения официальных гостей королевства, но по своему назначению никогда не использовались. Со временем один из них был продан герцогу Крийону и оставался во владении семьи до 1904 года, в 1909 во дворце была открыта самая фешенебельная и по сей день гостиница Парижа "Крийон".
Во втором дворце сначала располагался королевской склад мебели. Под мебелью короли подразумевали картины Рафаэля, доспехи, украшенные драгоценными камнями, ковры из галерей Лувра и даже алмазы. Небольшую часть занимала квартира Марии-Антуанетты, где она останавливалась, бывая в Париже. С 1792 года в здании разместилось морское министерство, сюда на работу устроился молодой чиновник Ги де Мопассан. Нравы его коллег послужили основой творчества писателя.
В 1763 году состоялось торжественное открытие: площадь получилась в плане восьмиугольной, рвы, которые засадили цветами и травой, застройке не подверглись, к ним спускались лестницы, а остальную часть окружала балюстрада, сохранившаяся по сей день. В самом центре была установлена статуя короля работы скульптора Бушардона, которую мастер не успел завершить, и Пигаль придал ей окончательный вид. В своем первозданном великолепии площадь просуществовала 30 лет. Еще во времена монархии на площади произошла трагедия. 1770 год. Свадьба будущего Людовика XVI и австрийской принцессы Марии-Антуанетты. На площади устраивают праздничный фейерверк, народ собрался для гуляний, и вдруг одна из петард попадает прямо в толпу, начинается пожар, люди, пытаясь спастись, бегут с площади, слабые падают, их затаптывают... В итоге свадьба обернулась трагедией. Может быть, это событие повлияло на то, что площадь Людовика XV, ставшая после 1789 года площадью Революции, превратилась в самое кровавое место Парижа. Статуя короля была уничтожена, а на площади появилась королева террора - гильотина. Первыми жертвами ее оказались два грабителя, им удалось обчистить тот самый склад, который находился в здании сегодняшнего морского министерства. За два года, что гильотина простояла на площади Революции, ее жертвами стали Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Дантон, Шарлотта Корде, сам зачинатель террора Робеспьер и еще более тысячи менее именитых граждан. Казни на площади настолько вошли в повседневную жизнь, что неподалеку от лобного места какой-то придприимчивый господин открыл кафе "У гильотины", оно всегда было переполнено посетителями. В 1795 году гильотину убрали, площадь в очередной раз переименовали, теперь она стала называться площадью Согласия. По предложению художника Давида это место заняли статуи "Укротители коней", более известные как "Кони Марли", созданные в 1745 году для украшения дворца Людовика XIV в парижском пригороде Марли. В XIX веке оригинал был переведен в Лувр. Сегодня копия этой скульптурной группы украшает въезд на Елисейские поля.
Самые большие изменения площадь пережила в годы правления Луи-Филиппа. С архитектурной точки зрения подобную площадь должна обязательно украшать статуя, эту проблему обсуждала вся страна. Одни предлагали восстановить статую Людовика XV, другие хотели установить памятник Людовику XVI, чтобы никого не обидеть и не накалять и без того сложную политическую ситуацию. Луи-Филипп решил установить на площади обелиск, подаренный вице-королем Египта Мухаммедом Али. 25 октября 1836 году обелиск высотой в 23 метра и весом 220 тонн не без труда был воздвигнут в центре площади. Еще через несколько лет архитектор Гитторф установил по бокам обелиска два фонтана, созданных по подобию фонтана святого Петра в Риме, а на каждом углу площади появились статуи, символизирующие восемь главных городов страны. Для символа Страсбурга позировала Жюльетта Друе, возлюбленная скульптора Прадье, она же на протяжении пятидесяти лет жила с Виктором Гюго. Все долгие годы, в течение которых Эльзас был оккупирован немцами, статую - в знак национальной беды - покрывала траурная вуаль.
Ни одна из восьми статуй не является примером высокого искусства, но зато они обладают одной особенностью: их постаменты столь огромны, что в каждом из них когда-то помещалась небольшая квартира. Парижские власти XIX века сдавали это экзотическое жилье за 500 франков в год. Теперь здесь разместились входы в подземный паркинг....И снова "Здравствуйте!". Это я приветствую тех, кто не пожелал быть с нами в историческом экcкурсе, кому чуждо просвещение!.. Ну-ну, шучу... "Едем" дальше!
Проезжаем Елисейскими Полями, воспетыми Джо Дассеном (давно) и еще кем-то буквально недавно. Не трудно предположить, что следующей достопримечательностью будет... Йесс! Это Триумфальная арка!
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА
Так, здесь, дабы не растерять оставшихся читателей, всех интересующихся отправляем в специализированные книженции... или в предыдущую главу, а сaми движемся дальше.
Экскурсовод - уникальная женщина! Должно быть, из эмигрантов... предпоследнего поколения (столько их было - поди, сосчитай!). Ее рассказ - смесь того, что мы и так видим в окна автобуса, повторенное дважды, трижды плюс минимум какой-то исторической информации, почерпнутой из самого дешевого путеводителя... Зато в ее экскурсии есть НЕЧТО!!! Это нечто обязательно будет обнародовано, но... всему свое время!
Тем временем мы по av. De la Grande Arme удаляемся от триумфальной на северо-восток...
Невозможно не обратить на рекламные щиты, вовсю кричащие, что в Париже 5-6 октября... белые ночи! Что у Вас, скажите на милость, было по географии? Четыре? Пять? и даже не по двенадцатибальной системе? Замечательно! Тогда вопрос именно к Вам: что такое белые ночи?! Да не надо шарить по полкам в поисках учебника географии или модного в свое время советского Энциклопедического словаря! Давайте своими словами! итак?.. белые ночи - это такой период времени, когда солнце не скрывается за линией горизонта. Специально для педантов заглянем все же в Большой энциклопедический словарь (в Яндексе по запросу "Белые ночи" искомая статья оказалась лишь на 63-й позиции):
Абсурд! В Париже, который настолько южнее Санкт-Петербурга, что трудно себе и представить, Белые ночи! Кой чего нам разъяснила экскурсовод: это, скажем, мероприятие придумал нынешний мэр Парижа, чтобы молодежь на будущих выборах поддержала его кандидатуру, а мероприятия следующие: множество сценических площадок по Парижу, на которых в продолжение всей ночи будут выступать малоизвестные и совсем неизвестные ансамбли и коллективы, допоздна будут открыты некоторые музеи (бесплатно!), до двух часов ночи можно будет подняться на Собор Парижской Богоматери (бесплатно!!) и Эйфелеву башню (бесплатно!!!). Плюс к этому, в мэрии, кажется, дефиле, что-то вроде рэйв-дискотеки с проецированием слайдов на стену библиотеки им. Ф. Миттерана... и т.д.БЕЛЫЕ НОЧИ - светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся гражданские сумерки. Наблюдаются в обоих полушариях на широтах, превышающих 60 ., когда центр Солнца в полночь опускается под горизонт не более чем на 70 .. В Санкт-Петербурге (ок. 60 .с. ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске (64 .34 с. ш.) - с 13 мая по 30 июля.
Неожиданно путь нам преграждает река (неожиданно для меня, конечно!). Каково было мое удивление, когда эта река оказалась все той же Сеной, оставленной нами где-то слева, всем своим поведением давая понять, что ей на юг... Жульничество! Она круто повернула на север и мы, вот, вновь ее лицезреем! Попадаем на тот берег, въезжаем в туннель, выезжаем из него и... обычно, здесь пишут "попадаем в сказку". Что же писать тогда, когда мы и так на экскурсии по сказке? Мы попали в Новый Свет! Париж потрясающ, но к старине, музейности Парижа я был готов - читал и Дюма, и Гюго, смотрел фильмы, художественные и не очень, лазил по интернету, - но деловой район Дэфанс меня просто убил! Не, не насмерть, но убил... Я настолько не был к этому готов, что просто нет слов! Ехал в Париж, а попал в Нью-Йорк, в моем, конечно, понимании.
Этот Дэфанс (обязательно "а" должно быть носовое, как в слове "маман", когда его произносили на французский манер) - этот организм деловой жизни: сплошь метал, стекло, бетон, все искрится и переливается на солнце, полет мысли и фантазии архитекторов, многие дома имеют имена собственные! Вот, к примеру, Manhattan... Franklin... AXA... Iris... Europe... Coeur Defanse... Coeur Defanse - название-то какое,а? "Сердце Дэфанса"! А теперь я поясню свое удивление-изумление-восторг: все это построено... в семидесятые года теперь уже прошлого века! Ничего на ум не приходит? Хорошо, помогу: что строилось у нас в то время? Правильно: ускоренными темпами строились "хрущевки". "А в это время в замке у шефа...".
На Дэфанс нам было отведено всего лишь пятнадцать минут, поэтому даже Гранд Арк я не сфотографировал так, как хотел, не говоря уже о том, чтобы разыскать и запечатлеть все то, что было запланировано еще до поездки. Сюда обязательно нужно вернуться!!!
Возвращаемся в центр, проезжаем шестнадцатый округ... Вот она, "коронка" нашего экскурсовода: она показывает дом,- да что там дом! - окна квартиры, где живет Ален Делон! Причем это преподносится так, как будто в том, что он здесь живет, есть и ее личная заслуга. Да бог с ней! Мы вновь пересекаем Сену, проезжаем мимо Дома Инвалидов, заглядываем из окон нашего автобуса (благо он двухэтажный!) в дворик музея Родена (сюда тоже надо бы!), проезжаем мимо тоннеля близ моста Alma, ставшего печально известным 31августа девяносто седьмого, рядом горит Вечный огонь... Далее по набережной... Музей Орсэ... а вот, Вы только поглядите: самый узкий дом, по крайней мере, в Париже! Кажется, что ширина его не больше сажени (сажень - древнерусская мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой); первый этаж фасада "занят" дверью, второй - окном, третий - балконом. На этом весь дом и заканчивается. Если повернуть голову налево, то можно наблюдать живописную картину: набережную Сены, "оккупированную" букинистами, книжниками, библиофилами - называйте как хотите! - торговый ряд протянулся на пару-тройку километров...
Латинский квартал. Экскурсовод нас подготавливает: "Сейчас вы будете удивлены!",- всем своим видом давая понять, что удивление нас ожидает слева... Мы на скорости пересекаем улицу, успевая только заметить (а кое-кто и сфотографировать!) Пантеон! Мы удивились, но вовсе не тому, о чем нам говорила гид. По ее замыслу, удивить нас должна была невероятная схожесть Пантеона на Исаакиевский собор в Питере, удивление наше совсем другого рода: мы должны были свернуть здесь и подъехать к Пантеону. Развернуться где-то и повторить попытку? Так может подумать только тот, кто не был в Париже... Извините... Автобус "Неоплан" всем хорош, только... только он большой! Ну что ж, великие люди Франции, можете спать спокойно - мы вас не потревожим! Едем дальше...
Конечный пункт нашей экскурсии - Собор Парижской Богоматери, возле которого мы прощаемся с экскурсоводом, наспех осматриваем сам Собор, потому как время близится к обеду...
...Всего лишь пару слов о семинаре, который я впопыхах обозвал "наркотики без границ" (надо же было до такого додуматься!), а на самом деле тема была "О проблеме борьбы с распространением наркотиков": было интересно! Причем, если честно, чувство было смешанное, вроде как в анекдоте, когда теща падает с обрыва в пропасть в вашем авто: бегут минутки за минутками, они складываются в часы, драгоценные часы пребывания в Париже... но интересно излагает французский... товаришч!
Вот наступил момент, когда мы вольны делать все, что заблагорассудится! Почти все...
Ситуация такова: у меня встреча! Да-да! Встреча, свидание, рандеву - назовите это как хотите, а только я из Киева вез сувениры, которые обещал привезти девушке, с которой познакомился в чате полтора месяца тому... Опять проявляется двойственность души: очень хочется с компашкой поехать на Ситэ, подняться на Нотр Дам, в то же время сувениры, которые ждут вручения адресату... и - чего греха таить! - простое человеческое любопытство. Надо ли говорить, что в этой неравной борьбе человеческое чувство взяло верх! Звоню, договариваемся+ Постойте-постойте, как это "звоню"? Вы же еще на ознакомлены, как это делается!
Малюсенькое отступление на тему
КАК ЗВОНИТЬ В ПАРИЖЕ
В холле гостиницы стоял автомат, торгующий всякой всячиной, как то: карты Парижа, карты игральные, сувениры, презервативы... А вот то, что нам надо: телефонные карточки. Из сумбурных объяснений не до конца еще самих разобравшихся соотечественников удалось выяснить, что карточки бывают двух типов: обычная телефонная карточка и интернет-карточка, что вторая гораздо выгоднее, потому что по ней можно с Россией говорить аж восемнадцать минут, а Украина же совсем с Россией рядом, следовательно... А по Парижу - так вообще 50 минут! И стоит "всего-то" 7,5! (Договорились же: не переводим в национальную).В чем заключался подвох - я так и не понял, но радости общения было гораздо меньше (по времени), чем ожидалось, собственно, и узналось об этом не сегодня...
Я знал, что вновь вернусь в Дэфанс (не забыли еще? "а" носовое!), но не думал, что это будет так быстро! Со своими турЫстами тоже нашел приемлемое решение: встречаемся в очереди на эйфелеву башню! Вы когда-нибудь назначали встречу "в очереди"?...
В метро мы уже как заправские! Эк, удивили - парижское метро!.. перехожу на первую линию... и решаю все таки удивиться - настолько ЭТО парижское метро не похоже на ТО, с которого я только что перешел! Шесть вагонов поезда первой линии представляют собой... один вагон! Ну, троллейбус или автобус-"гармошку" видели? Так вот, весь поезд - это вагоны, соединенные такими "гармошками", можно пройти вдоль всего поезда. Двери, кстати, автоматические.
Вот я вновь в Дэфансе. Я уже как-то говорил, что нет на них ни Омельченко, ни Лужкова: не умеют они даже станции метро называть. В результате я проехал "свою" станцию: названия уж больно похожи, а я вдруг запамятовал, на последней ли мне выходить или на пред-последней? Решаю в пользу - и "промахиваюсь"! Еще один звонок. Станцию назад пешком. Грандиозно! Гранд Арк ночью выглядит совершенно иначе! Вот, с этой "головой" я хотел сфотографироваться... и с этой рукой авангардной... И с цилиндриком этим в разноцветную полосочку...
Добрался. Жду. Неподалеку прогуливаются пару французиков. спрашивают закурить. Отрицательно качаю головой. Не знаю ли я, где поблизости можно купить? Жэ'н'сэ па! Откуда мне знать, где здесь в такое время можно купить курево, не часто я по ночному Парижу гуляю, точнее говоря, впервые в жизни!
Вот я встречен, опознан и приглашен в гости. Знакомство состоялось, сувениры подарены, жасминовый чай выпит, чуть-чуть о себе порассказано... время мчииит-ся, время скаааа-чет! Пора во свояси.
О том, что я еще смогу воссоединиться со своими у Эйфелевой - и разговора быть не может! Но как красиво, черт возьми!!! А где мой фотоаппарат?!... И тут я понимаю весь комизм ситуации: я специально ездил домой, к родителям, чтобы взять "Зенит" для съемок ночного Парижа, я взял этот "Зенит"... и не взял штатив!!! Пока смеются те, кто хоть когда-нибудь фотографировал ночью, объясню юмор происходящего для непосвященных: фотографировать ночью "мыльницей" - удел "чайников", извините, а если важен не сам процесс, а и результат, то нужен фотоаппарат, на котором выдержку можно делать вручную, пять секунд... десять... пятнадцать... сколько надо! Разумеется, что удержать на весу абсолютно неподвижно аппарат невозможно, тем более, что наиболее светлые объекты "засвечивают" пленку моментально, большая выдержка нужна, чтобы "пропечатались" менее освещенные объекты... Теперь вернемся к нашим, так сказать, баранам. Безвыходных ситуаций не бывает, но надо было видеть, как я тулился к перилам, парапетам и проч. "штативам"... полуплачевный результат я созерцал уже в Киеве.
Так, метро. Незадолго до станции пересадки я вдруг понимаю, что пересесть на свою, четвертую, линию я просто не успеваю! что же делать?! Как это что?! Ведь это Белые ночи в Париже! неужели я не поучаствую хоть как-нибудь в этом праздненстве? Да здравствует Гюстав Эйфель и его детище! Уррра!!!
На улице светло, пусть не от небесного светила, все равно! У башни я честно обошел все три очереди, но наших не нашел. "Авось еще подойдут!", - подумал я и занял очередь в меньшую, как показалось, очередь. Времени было где-то полпервого.... Минут через сорок, когда до финишной кривой, той, что предшествует финишной прямой, оставалось метров десять, я вдруг с ужасом читаю на электронном табло, что над входом к лифту, информацию на четырех языках (исключая русский!), что в час-тридцать доступ на башню будет закрыт!!! Нет! не может быть! Так не могут со мной поступить!!! Еще пять минут... Преодолен первый поворот финишной кривой.... еще осталось три поворота... Успеем?.. Еще три минуты... Двигаемся медленно... Почему?! Ведь билеты не продают, а ВЫДАЮТ, почему так медленно? Осталось десять минут и два поворота... Неужели не мы, а нас? Вот, финишная прямая... Три минуты... Открыли вторую кассу! ЕСТЬ!!!! Ох, как это похоже на супербоевики, где мир спасается за одну-две-три секунды до глобальной катастрофы!
Заходим. Контролер, как и положено, рвет контроль. Подходим к лифту. Он двухэтажный. Какой здесь потаённый смысл, я не понял, но, на всякий случай, забрался на верхнюю "палубу". Как и во всех зрелищно-массовых заведениях, где используют подъемные устройства, этот лифт оснащен дверями с обеих сторон: с одной стороны пассажиро-поток выливается, с другой - вливается. Влились. поднимаемся. Париж поплыл вниз или - что более "чешет" самолюбие! - мы воспаряем над Парижем. Первый уровень. Никто не выходит. Подозреваю, что для первого уровня был предусмотрен первый этаж лифта. Возносимся на второй уровень. Вышел кое-кто, но не все. "Ага, - смекнул я. - Остальные будут подниматься на самую верхотуру!". Нет, нас вежливо-холодно попросили покинуть лифт. Ну, разве могли знать мы, впервые на ней пребывающие, знать, что на третий этаж-уровень поднимает другой лифт, на который тоже огромная очередь змеей свернулась на втором этаже. Ладно, вершину будем покорять в дневное время суток!
Лепотааа! Увидеть Париж - и умереть! Но кто его увидел, тот умирать ни за что не хочет...
Фотографирую эту красоту, не веря в успех, но на него надеясь.
Родился каламбур: чуден Париж в ночное время года!.. Насладившись красотами Парижа, отправляюсь я "домой". Помнится, что-то говорили об автобусе, который курсирует тогда, когда метро уже отдыхает. Называется, кажется, "G" или что-то около этого, и едет от в сторону Porte d'Orleans, проходит буквально в двух шагах от готелю. Но... Во-первых, сделать ставку на него - это идти на восток, в то время, как кратчайший путь из пункта А в пункт Б - это прямая, а пункт Бэ находится на юге; во-вторых, автобус ходит раз в час, можно попасть в междучасье, а это потерянное время; в-третьих, у меня есть уникальная возможность прогуляться ночным Парижем! Как я юбожаю пешие прогулки на значительные расстояния! Итак, ре-ше-но: идем пешком! Попробую приблизительно воссоздать путь...
По Марсовому полю, придерживаясь левой стороны...
Бульвар Монпарнас. Здесь шумно и оживленно. Работают ресторанчики, люди сидят на террасе. И это в три часа ночи! Очень хочется... пива и спать! Вот когда с тоскою вспомнишь о существовании бабушек у выхода из метро, заботливо предлагающих весь перечень продтоваров, могущих понадобиться в это время суток, или (будем честны - время-то уже три, метро и в Киеве закрыто, а, значит, и бабулек на своих постах нет) ночные киоски, недостатка которых в Киеве никогда не испытывал. Эх, сейчас бы бутылочку пивка - веселее идти было бы... Ах, да... я "забыл", где нахожусь! Здесь существует культура пития! Вот ресторан - садись, заказывай и пей! Заманчиво, будь это на пару часов раньше, то так бы и сделал, но "на дворе" три ночи, хочется спать, неизвестно, сколько мне еще предстоит идти, поэтому облизнулись... и пошли дальше.
А народу немало на улицах! Сказывается, вероятно, "присутствие" праздника "Белых ночей" или ночная жизнь Парижа вечно так бурлит? Спросить не у кого... Вот подъехала полиция и в "воронок" упаковывает немного молодежи. К счастью, я на значительном расстоянии от этого, я - лишь сторонний наблюдатель. Интересно, а смог бы я объясниться с ажаном, если бы попал в эпицентр события? Не знаю, но экспериментировать нет никакого желания.
Я рассказывал о лихачестве мотоциклистов местных... Мне пришлось пережить несколько весьма неприятных (еще и мягко сказано!) мгновений: ночь, Париж засыпает... все спокойно... И вдруг из-за спины с дичайшим ревом на бешенной скорости возникают три мотоциклиста. Первое впечатление было - на проспект приземляется реактивный самолет! В считанные секунды они умчались вперед, оставив меня в жутком состоянии духа. Сейчас вспоминаю об этом - и мурашки по телу... Тем временем проходим башню Монпарнас. Чтобы не скучно было нам идти, заглянем в историю.
БАШНЯ МЕН-МОНПАРНАС
(TOUR MAINE-MONTPARNASSE)Метро: MONTPARNASSE-BIENVENUE К числу современных сооружений, изменивших традиционный облик французской столицы, относится башня Мен-Монпарнас, которая завершает перспективу бульвара Мон-парнас и улицы де Рен. Она была сооружена по проекту архитекторов Бодуэна, Дюбюиссона, Лопеза, де Ойма и Арреча в 60-х годах. Башня Мен-Монпарнас - одно из самых высоких в Европе архитектурных сооружений подобного типа. Овальное в плане здание из стали и дымчатого стекла имеет высоту 200 м и весит 120 тысяч тонн. Оно покоится на бетонных сваях, спускающихся в почву Парнасского холма на глубину 56 метров. 26 скоростных лифтов обеспечивают связь между 58 этажами. Высотное здание почти полностью принадлежит деловому миру, здесь располагаются конторы и представительства различных фирм. У подножия башни разместился общественно-торговый комплекс, куда входят Международный текстильный центр, торговый центр и плавательный бассейн. На 56-ом этаже башни находится смотровая площадка, откуда открывается грандиозная панорама столицы. Перед зданием установлена любопытная скульптура из стали современного ваятеля Лардера. Не жарко. Руки зябнут, поэтому покоятся в карманах, благо на каждом перекрестке по ходу движения стоят тумбы либо с полной картой Парижа, либо с картой конкретного квартала с обозначением того места, где мы сейчас находимся. Чтобы не создавать себе всевозможных трудностей, я избрал путь, максимально совпадающий с четвертой линией метро. Так и продвигался от станции к станции... Таак, а здесь нам нужно повернуть направо - там будет станция, окрещенная нами Вован (на самом деле Vovin - Вовэн, причем это "эн" тоже носовое!). Так мы уже почти дома!
Наблюдал картину, иллюстрирующую рассказанное нам днем... Молодая пара "голосует" на дороге. Проезжает такси, медленно, я бы даже сказал пафосно, разворачивается перед этой парой и так же медленно, с достоинством уезжает. Мораль той басни такова: такси в Париже можно взять только на стоянке такси. Глупо...
Так, здесь придерживаемся правой стороны. О, какой чудный лев! Интересно, памятник кому или просто так, для красоты площади поставлен? Нет, не сейчас, узнаем об этом после, завтра, например, да и сфотографироваться не помешало бы... Приведу завтра сюда народ... Чудный лев!
Все, путешествие окончено, на часах четыре-двадцать, через четыре часа уже нужно будет просыпаться, утром нас ждет Версаль, но это будет утром, а сейчас СПАААТЬ! Спокойной ночи!..
/Продолжение следует.../
Комментарии: 5, последний от 17/12/2005. © Copyright Яковлев Эдуард Александрович (ed-fm@mail.ru) Обновлено: 17/02/2009. 34k. Статистика. Впечатления: Франция
Связаться с программистом сайта
Это наша кнопка
"Заграница" Путевые заметки