Такое скромное название предсмертного опуса - не самое первое, пришедшее в голову, и совершенно не оригинальное. Причина одна: не сильно-то хочется шутить в момент любой кончины, тем более, в момент пока не состоявшейся, а лишь кончины грядущей, но зато буквально через месяц. Дата обозначена в письме Госкомимущества: о, сколько же много таких писем было за 25 последних буржуйско-российских лет.
Судя по гробовой тишине вокруг, кончины не миновать.
Ради справедливости и передачи чисто авторского накала скорби и одновременно сарказма, посетивших меня в эти дни (а я член Кемеровской организации Союза Архитекторов России, как и ещё три десятка таких же коллег-бедолаг по цеху), обнародую эти варианты. Вот они, ниже.
1. "Чем гордиться есть... извините, было, но денег от замены слов хватит только на многоточие". Вместо "многоточия" в подзаголовке вставьте слова по своему разумению.
А вот другие, отвергнутые автором варианты названия, ввиду их "наполитизированной хищности":
2. "Иезуитски медленно четвертовали, но добрались-таки до головы".
3. "Шарик Архитекторов угрюмо сдувался, а перед смертью высвистнул: "Ну что, лучше стало без меня?"
4. "Госкомимущество Кемерова проявило терпение с милосердием: дало месяц на вынос из Дома Архитекторов шмоток по адресу Чёртова Матерь 1".
5. "Медведь ходил вокруг АрхВарежки 27 лет. Наконец решился продать её с молотка".
6. "Из двух невероятно долгодействующих фишек в центре Кемерова: Сосновый Бор и Дом Архитектора, через месяц останется только одна. Угадайте, какая".
7. "Архитекторы Кемерова не сумели самоорганизоваться: так поделом же им!"
8. "Вы держитесь там, только денег нет. Подпись: Медведев".
***
Итак, судя по воздействию на литературное формотворчество графомана, более сорока лет ходишего в шкуре архитектора города Кемерово, проблемка имеется.
Что невероятно: нет ну никакого накала страстей. Это удивительно: кемеровское архитектурное братство умирает молча !!!
А вот достойно такое поведение или нет, об этом стоит хотя бы обмолвиться.
Итак:
Никто не выходит на площадь с демонстрацией протеста, и не бродит нелегально по Весенней: ни с лозунгами, ни с намекающими на что-либо повязками, ни с карандашами, ни как-нибудь модно ещё. Или что-то из этого ещё впереди?
Это ли не пример толстовского "несопротивления злу (ответным) насилием"?
Это ли не показатель усталости от вялой и многолетней борьбы, притом всегда в партере, притом всегда на лопатках, когда лопатки, как в боях без правил, вовсе не означает поражения, а говорит лишь об отсутствии серьёзного наказания за такую манеру.
Общественное лицо у архитекторов в последние двадцать лет всегда выглядит побитым. Тут без деталей, которых, на самом-то деле, выше крыши: и городской администратор любого ранга всегда оказывается сверху архитектурной общественности.
Выше оказывается Заказчик и Инвестор практически любого проекта, заказываемого в Кемерове.
Выше оказывается любой пришлый Варяг, из любого, хоть большого, хоть маленького города, хоть даже из-за границы, которые (кроме заграницы) всяко сделают дешевле, чем кемеровская архитектурная фирма, что, однако, не означает, что он сделает лучше, чем "вредная кемеровская фирма".
"Вредная кемеровская фирма" (а сколько их вообще-то? с гулькин хрен или уже можно материться открыто?) начинает рассуждать о "сохранении среды", об "историчности", о "чувстве места" и кое о чём другом, что и Заказчику, и Администрации как бы поперёк горла и вообще ни к чему, ибо пропорции только удорожают. Надо строить параллелепипеды и красиво раскрашивать их. Вот какой уровень при согласованиях проектов. И некому открыть администрации глаза на их прямые ошибки: кончились градостроительные советы. Вредны они. Администрация с менеджерами УАиГ справятся сами.
Администрация рада: чтобы Заказчик с Инвестором без проблем приходили бы, и тупо плюс быстро строили: иногда качественно, а если договориться, то можно и без оного.
Вопиющих примеров предостаточно. Даже останавливаться на этом не буду. Меня тошнит от количества.
Тут даже не мой, а естественный вопрос, вытекающий из событийной логики, которой буржуазно-олигархическую Россию не удивить: коррупция, что ли, во главе процесса, что так эффективно вымывает из градостроительного процесса местные архитектурно-проектные фирмы? Или пресловутая американское лекало "западного счастья" сыграло свою паразитную роль?
Лет двадцать назад так же эффективно и без особых проволОчек, то есть оперативно по-проамерикански "крякнули наотмашь, любя между тем" ведущий проектный институт города Кемерово и севера Кузбасса, называвшийся "Кемеровгорпроектом" и состоящий на тот момент из около четырёхсот опытнейших специалистов и подрастающего под присмотром старших поколений поколения-сменщиков.
"Горпроект" был прекрасной школой проектировщиков полного проектного гражданского комплекса: от архитекторов, через конструкторов и смежников, к спецам по дорожной части, сметчикам и так далее по списку.
Заменили целый институт довольно квёлым Управлением Архитектуры, большинство клерков которого, как в подмётки Институту не годилось изначально, так не годится и сейчас.
КлеркиУАиГ, обидьтесь, пожалуйста, и скажите, что это НЕ ТАК.
Читатели, по крайней мере, будут знать, что г-н Полуэктов не только не совсем прав, но и навешивает на Управление лишнего. Тогда получится деловой спор. Если не скатываться на взаимности. А из делового спора выйдет истина. А истина принесёт пользу городу. А мы все в душе в разной степени патриоты Кемерова, раз работаем тут. Ведь так же?
Специалисты Управления Архитектуры - соответственно названию - стали именно управленцами, читай клерками, менеджерами. Ну, это моё мнение. У кого-то оно, вероятно, другое. Они - работники УАиГ - преимущественно "нарезают" город на участки собственности, ведут тяжбы с собственниками и другое. Выполняют, конечно, Законы о Градостроительстве, и даже работают с утверждённым Генеральным Планом города, за что им спасибочки.
Однако, при том, тонкая и сложная градостроительная деятельность при отсутствии в нужном объёме постоянного градостроительного и инжинирингового мониторинга, связанного прочными узами с градостроительным и строительным проектированием, при отсутствии мощной архивации ВСЕХ основных данных и отсутствия централизации множества специальностей в классно действующее целое, как было в Кемеровгорпроекте, ведёт только к одному: к обесцениванию предмета градостроительства, к сведению всего комплекса городских проектных событий к ущербному регулированию в области собственности и прочих географических наделов.
К чертям полетела наука.
К чертям полетела комплексность застройки - ранее бывшая "китом" взвешенного социально равного градостроительства.
В общем, всё это перечисленное и недочисленное благо центральных городских проектных институтов, сменилось на местечковое, считай слабое проектирование небольшими фирмами и конторками того меньше: едва-едва на лицензию натягивают: двоечников-то и неудачников, и авантюристов в проектировании полно, как и во многих других специальностях. Проектный (попутный, но полезный) мониторинг всего и вся в области градостроительства в Кемерове (и так хреново стало во многих городах страны: спасибо за американские советы!) сползло на голое администрирование в рамках УАиГ.
Исчез и Главный архитектор города. Не умер он. Просто его по заграничной науське теперь заменяет менеджер=управленец. Понятно в чью он дудку дует. Удобно это городской администрации. Творчески мыслящие лица администрации порядком надоели. Это видно по их отношению к местным архитекторам. Они любят "варягов": варяги сговорчивы.
Принцип "американского" администрирования и градостроительства прост: "буржуазный рынок вывезет".
А этот принцип "рыночной экономики", прикладываемый ко всем отраслям: и не только в чисто экономике, но и на мозг народа пытаются нахлобучить, нашим (чтоб их чёрт рогами наградил) русским либероидам (читай предателям), с младореформаторами, которые теперь почти старички, а также подрастающим и созрелым выкормышам, помощничкам, лизунам олигархата и власти - это всем перечисленным как синоним цивилизации.
Наивные: на Руси это вовсе не так. Это обманка и блеф. Желаемое выдаётся действительным.
В области строительства мы это видим по неизменно (за редкими исключениями) снижающимся темпам гражданского строительства. И не надо впаривать проценты "положительного роста" (ага, значит, есть ещё отрицательный рост, так что ли?) на отчётах в Думе.
Часть 2
Градостроительный патриотизм в провинциях, демократическое участие населения в проектировании так и не достигнуто (а на критикуемом и восхваляемом Западе это есть).
Возврат к проверенным способам проектирования "от общего к частному" нынешними властями не приветствуется: у них нет денег на такое проектирование. Они ждут манны от инвесторов.
Принцип "комплексности застройки" (обеспечение микрорайона "от и до" от нормируемы х нормами застройки социальных служб) сменился на "пломбирование" и затычку брешей.
Опять же, редкие и даже удачные исключения имеются. Но, именно исключения, а не правило. При централизованном-то и "нехорошем коммунистическом руководстве" градостроительство было здоровее и в целом, и в частностях.
Про "хрущёвский период" тут стоит на время забыть, ибо при разрушенном хозяйстве после войны, несложно было совершить скороспелые действия, такие, например, как абсолютно немобильное, однообразное, штучное заводское панелестроение.
И, откровенно говоря, не в моде такие "а ля коммунистические, значит совершенно социальные" подходы у нынешней власти... извините, "не в тренде они", на таком языке изъясняются постреформаторы.
Вот такая нынче внутренняя экономико-политико-творчески-культурная ОТЧАЯННАЯ смесь. Даже не чай, не смесь, а англо-американская вкусняшка-обманка: типа "эрл-грей-фэнтези" на русской почве.
Управление Архитектуры в мгновение ока (по лекалу американских советников в правительстве 90-х?) поставили взамен прекрасно работающих градостроительных теорий и наработанной десятками лет практики регулирования через управления строительства при муниципалитетах и с помощью ведущих, наточенных на эту тему институтов. И счастье было у тех городов, в которых были такие институты.
Но всем в начале девяностых велели смотреть в сторону Америки! Там якобы всё уже пройдено, смотрите как они здоровски живут, не годятся нам только небоскрёбы и их неудачный Детройт, а остальное всё зашибись.
Ну да, зашибись! В гуглах насмотрелись мы этого "зашибись"! Зря Гугл затеял такую заморочку как гугл-Земля. Теперь все архитекторы знают, что американским профессорам с их восхваляльными СМИшниками соврать, что мюнхерцу после сосисок пукнуть.
Ну уж, это, кажется, слишком. Нет, граждане! Такой совсем не американский, и не голландский (где самая передовая архитектура) рынок как у нас в России, а тем паче в провинциях, экономику не вывезет. Менталитет у нас не тот. За двадцать лет с лишним мы это проверили практикой и теперь можем утверждать однозначно! Загнулось проектирование! Постарели и умерли спецы, разбежался средний возраст (в парикмахеры ушли и в челноки) а молодёжь пока не готова. Терпеть придётся ещё лет десять-двадцать пока молодые не приобретут ума, не наберутся практики, испытают падения и неудачи, которые есть теперь лучшие учителя: за выщерблением-то из жизни спецов по-другому и не будет!
Спасибо за всё это младореформаторам, спасибо Америке за заботу, знаем мы эти заботы о чужих странах.
Лучшее надо было брать из Америк, а не пресмыкаться перед знатоками, не плагиатничать по-студенчески, когда шпаргалки на ляжках, а не в голове! Это первое.
Ибо нет в России и провинциях для этого надлежащей базы. Это второе.
А хоть бы угля и газа завались! Слишком уж революционно пришёл в Россию так называемый рынок. Это третье.
Стал рынок оттого не рынком, а настоящим - хуже восточного жуликоватого - базаром!
И по-прежнему многие молятся на него. Забыли, что если заставить дурака молиться, то он лоб расшибёт. Так оно частенько, в общем-то, и выходит.
Расслоение же в обществе продолжается, и не видно иных перспектив.
А принцип "справедливости" у народа не выщербить ничем. Просто русский народ терпелив. А оголтелые этим пользуются.
И нет секрета в том, кто молится на так называемый рынок. Понятно кто, нет в этом никакого секрета, шито всё белыми нитками, того гляди расползутся в швах: олигархат 90-х, вот кто пользуется своими же правилами 90-х. Молятся и те, кто ворует по инерции, и те, кто озабочен переделом собственности и недр, присосались коррупционеры всех мастей, рангов неприкосновенности и удобства кресел.
Множится это всё, кажется, в некой растущей прогрессии. И не на бизнес это похоже (честного бизнеса, кажется, вообще не бывает - так говорят доки от бизнеса), а на обман и мародёрство.
Народу такое вряд ли нравится.
***
Ответ на где-то то ли в самом начале, то ли в серёдке прозвучавший вопрос о воровстве и западном лекале счастья, прост до безобразия: "А кто его знает".
И, действительно, "кто его знает" кто (или что) больше виновато. Виноваты обычно люди. Ибо формулы счастья, которые и есть это псевдовиновное "что" выдумали не вполне хорошие люди. Не знают, ибо архитекторы не работают ни в уголовках, ни в госбезопасности, и не пишут доносов: простым архитекторам-работягам такие тонкости не известны. И, повторяю, знание такого рода тонкостей вредно для здоровья.
***
Ещё можно вспомнить о поднятии архитектурной провинцобщественностью лапок кверху: сдаёмся, мол. И даже без пошлой скидки на милость победителя (партнёра, коллеги по цеху, творческого конкурента, варяга: может всподмогнуть чем?).
Или так: "без выставочного зала=Дом Архитектора союз архитекторов загнётся!
Так кому какое дело? Загнётесь да и ладно. И так-то не слышно вас-не видно было. Кому такой мёртвоватый междусобойчик нужен? Что-то плохо нам запомнились ваши архитектурные выставки, за которые вы постоянно ратуете. Как-то не слишком-то нас (народ и заказчиков) звали на них.
А вот магазинчик мебели-то, а в начале девяностых-то, хорошо помним, выживали, говорите, как могли, да? А щас что, отчего слабо? Обложили обязательствами? Никакой коммерческой деятельности? А существуйте-ка на членские взносы! Слабо да? А наживался кто в 90-е? Ах это не вы наживались? А кто тогда? В общем, некогда разбираться, не нравитесь вы никому, плевать на вас: нишкните и точка! Где вы будете теперь - не наши, а ваши проблемы! Играйте по правилам рынка, он давным-давно объявлен, патриотизма не пустим, сопротивление подавим. Зубастый выживет, кролик - нет. Какое вы животное из двух названных? Ах, кролик... ну-ну. С дипломом архитектора, ага, понимаем. Но ничего сделать не сможем. У нас правила!
Это ли, всё сказанное выше в совокупности, не означает ли, что так называемым архитектурным сливкам общества следует просто утихомириться и всё?
И, может, забыть о клятвах своей Матери-Архитектуре, и, может, пора наплевать на древнее триединство "польза, прочность, красота", и, может, не пойти ли на рынок рубщиком мяса, или уехать нахрен в столицу, где тебя, такого талантливого провинциала, примут с распростёртыми объятиями, потому что ты ко всему ещё и страшно трудоспособен, и, как правило, творчески горяч, а иногда гениален. Почему? Откуда задор? А потому что из провинции он, из города Кемерово, там хватает талантов, вот почему! И непонятно становится принимающим москвичам: почему талантливых и работоспособных архитекторов в провинциях не любят? Они в Москве становятся такими классными, ну просто иногда любимчиками даже!
Что, работает принцип Высоцкого "Пророков нет в отечестве моём...?"
А обиженные в ответ: "А вот теперь ушла и совесть".
Мда, такому бы уехавшему и пробившемуся в столице архитектору карты бы в руки, и значок бы "варяга". И пусть бы вспомнил Кемерово, и стал бы с новой московской силой окучивать бывший родным город, и, глядишь, была бы от того великая польза!
Однако нет, не выходит по такому алгоритму.
Бывший провинциал, не отмеченный на родине дачей ему подходящей работы, в усмерть обижен на свою провинциальную родину, где ему не дали возможности стать пророком "малого отечества".
Теперь ему это малое отечество стало дырой и глухоманью.
В такую дырень он теперь никак не поедет: ему уже охота после тренировки в Москве, да и Питер туда же, в Нидерланды и в Америку: там гранты, конкурсы, оплата труда, бездна возможностей для архитектурного творчества.
Часть 3
Вот ещё вариант вполне по-человечески импульсного, реактивного поведения после сдачи творческо-союзными людьми Дома Архитекторов на Красной 4:
- востребованной станет следующая архитектурная дислокация: забраться в оппозиционное подполье;
- оттуда верещать: "обидели, не оценили, не поняли, не будем ходить на градосовет, мэру позор, а мы пушистые, архитекторам-варягам бойкот, неархитектора-менеджера архуправления вон из города! Заменить не знаем кем, главное "вон" и всё тут!"
- и так далее.
В таких условиях, являясь частью народа, частичкой (без пафоса) культурной прослойки, притом с привкусом инженерии и ответственности совсем не такой, как, скажем, у художников, начинаешь думать так:
- да, архитекторы сами виноваты;
- а Союз архитекторов никакая не элита, а самое что ни на есть нищебродство;
- они такие же как и все, и нечего задаваться и выпячиваться;
- надо же, не сумели в "условиях преференций" (цитата из письма Госкомимущества) организоваться и содержать здание в надлежащем порядке.
Или так, от лица людей более-менее состоятельных:
- Архитекторам Кемерова страшно повезло: у них хоть здание с выставочным залом есть (а у сотен других городов нет ни того, ни другого), а коли не платят за аренду, то надо их "гасить" окончательно, с приписочкой: обжалованию не подлежит".
Или от лица, извините, олигархов:
- Туда им (кемеровским архитекторам) и дорога: не сумели влиться в рынок - долой с глаз! Нам же удалось! Наприглашаем варягов из Москвы и пусть они нам напроектируют того, что нам надо, без всяких там кодексов архитектурной чести. Провинциальщина, блин, стыдно за вас и вашу неорганизованность, художники, едрён паровоз!
Как-то, видимо, забывается о патриотизме, о сохранении культуры, о творческих людях: когда работаешь в департаменте, напрямую не связанным с этими "антирыночными"=попрошайскими понятиями.
Имею в виду муниципальное образование при администрации города Кемерово: Госкомимущества.
Это не диво: современному Госкомимуществу (выросшему на недвижимости, созданной вовсе НЕ ИМИ) важно, и это вполне логично, чтобы любое недвижимое имущество, находящееся в их собственности, приносило какую-либо пользу городу: либо в виде аренды, либо в виде продажи имущества с молотка.
Разумеется, что способ получения прибыли с аренды, гораздо более долгоиграющ, нежели просто продажа.
Про сопутствующие продажам так называемые "распилы", в данной статье опустим, так как (ради всех неприкасаемых, ибо остальные все прикасаемы) об этом снова лучше не знать.
Однако, заметим, что в некоторых случаях лучше "сбагрить" такое неудобное в обращении имущество: с точки зрения принесения прибыли, конечно.
И плевать комитету имущества на патриотизм, жалость неуместна: они государевы люди, плевать на сохранение очажка культуры, ответ на все ваши завывания о ремонте протекающей крыши такой: вертеться надо, господа архитекторы, вы не исполняете условия договора.
И в этом смысле, формально и неформально комитет прав.
Неудобным в обращении имуществом (около тридцати лет кряду) оказалось помещение, именуемое "Домом архитектора". Адрес: улица Красная 4. Это самый центр города. Центрее не бывает. Говорю это некемеровчанам, кемеровчане улицу Красную знают и даже ходят по ней ногами, изредка спотыкаясь о Красную 4. А споткнувшись, зайдут. И скажут "ого". И: "А мы не знали, что в Кемерове такие ну просто такие... такие, других слов не найдут, как клё-о-о-вые архитекторы есть".
И становится сладко на душе клёооовых архитекторов.
***
Если "плохие товарищи коммунисты" в самом начале 80-х годов аж прошлого века (!) буквально "подарили" эту площадку местной (никоим образом не политизированной, а максимально приближенной к идеалам и кодексу профессии) творческой общественной организации "Кемеровская организация Союза архитекторов СССР", то последующая история, начиная с года распада СССР и образования "капиталистической" России, распорядилась этим помещением по-своему. Несколько дико, зато в полном соответствии с теми нравами (90-х). "Те нравы" как бы пролонгируются на наше время. Если же что-либо оформляется как "учреждение культуры", то такому учреждению, считай, повезло. Его даже могут защитить. Иногда не по заслугам, а иногда и "по делу" облагодетельствовать.
Но ахитекторам не везёт издревля. То им выкалывают глаза (если собор слишком хорош), то отнесут к строительству, а не к культуре. Отсюда основные беды: плестись в пасынках у строительства не особо ловко.
Архитекторам поломают руки-ноги, если что не так. Ломать будет и Заказчик и Строитель: не смог предугадать общественной реакции, гад этакий! А архитектор им: "Я же говорил, что тут нужно сплошное остекление, а не окошки" и что "вот тут в проекте специально так красиво искривлено, а вы господа, зачем спрямили? А теперь с меня спрашиваете".
Выходит по факту, что незаменим иногда архитектор, когда касается эстетики. Причём, хороший архитектор, со вкусом и умеренно умный, не выпендрёжник, по хорошему должен бы цениться: не деньгами, а честностью: перед профессией и людьми!
Строить воздушные замки, как известно, ни один строитель ещё не научился. Приходится приноравливаться. При этом не стоит забывать триединство Витрувия, где после двух запятых звучит "красота".
Красота нужна горожанину. А как же! Когда он идёт по городу и смотрит по сторонам... то он не просто смотрит, он впитывает в себя окружение. От этого зависит его настроение, и дети от такого настроения получаются красивыми и уравновешенными. А здание это не картина в рамке, про которую можно ничего не знать - настолько она маленькая. Нечего сравнивать архитектора с художником. Это разные весовые категории! И при этом с элементом искусства. Про место архитектуры в искусстве говорить нет времени. Это место однозначно ПЕРВОЕ в строю прочих искусств, которые мы умалять не собираемся.
Зачем же в таком случае умалять искусство архитектуры теперь, пристраивая архитектора в арьергард строительства? делая его рабом заказчика и городского администратора в каких-то глобальных, хоть и в переносных смыслах? А если Заказчик груб и неотёсан? Думаете, не бывает таких? А вот и нет, сталкивались многие архитекторы с такими, не только я. Многие перед грубостью ломаются. А некоторые, из честных профессионалов, на сделки с совестью не идут. Они знают, что мошна денег у заказчика это не синоним вкуса. И гонят иной раз такого упорного душевладельца совершенно не по правилам бизнеса, а грубо по-русски: на три известные кириллические буквы.
Деньги пахнут: ими можно обмарать честное звание архитектора, если бездумно продаваться каждому подряд. Приходится выбирать между совесть и деньгами: полтыщи лет назад было то же самое. Только тогда ещё можно было наградить батогами и посадить на кол. Против таких аргументов особенно не попрёшь.
А в наше время можно "послать" такого "назойливого с мошной".
Это получается вроде проверки на зрелость: отказываешь непонравившемуся тебе заказчику, хаму - ты настоящий архитектор. Вешаешься на шею любому, лишь бы платил - ты дитя бизнес-века (варианты: хитрый и уверенный, беспринципный хочу бабла, слегка или полностью продажный).
***
Мимо мерзкого (серого, скользкого, типового) здания же не пройти. Стукнешься об него, и настроение испортится.
Благо если на один день: жена поправит.
А если каждый день да по одному месту бить, да по глазам, а глаза близко к мозгу... что получится тогда?
И виноват будто бы в этом безобразии архитектор (на нём возят воду и вымещают зло: не на строителе же).
Строитель же по архитектурному проекту строит. И архитектор, а не строитель рулит ОБРАЗОМ здания. И средой вокруг, и начертанием плана города, и стоянкой автомобиля, и местом, где размещён магазин, и сам магазин: за "внутри" и за "наружу".
И за малую архитектурную форму архитектор ответственность несёт: вот родили подспециальность: дизайнер ландшафта и малой формы. А также за брусчатку архитектор отвечает, и за рекламу - частично, и уж за фасад здания тем более и... Тысяча слов за этим "и". нужный человек в любом государстве архитектор. Надо бы бережно к нему... А он в рамках и кандалах... наш талантливый архитектор. И Дом Архитектора у него отнимают. И в рынок силком затаскивают.
- Не можем вам аренду понизить, - говорят, - противоречит закону о конкуренции и монополии.
О ценообразовании вспоминают: "Обидим других желающих на это здание, в тюрьму из-за вас неохота. Отлипните!"
Ага. Мы понимаем. Банк или магазин в этом месте гораздо лучше будет. Хоть их полно - полнее некуда - а лучше. Проблем не будет: ни с арендой, ни если продадут.
Уникальность Домов Архитекторов в расчёт, естественно, не берётся, снова: "В тюрьму не хотим. Да вы же к культуре не относитесь, вы - часть строительного процесса".
Ну-ну. Что ещё скажете, дорогие наши руководители города, и дорогое наше, неподкупное Комимущества?!
А вот ещё хохма. Некоторые умники (изнутри нас! Они из талантливых инженеров. Вот зачем их в Союз принимали?) говорят, что архитектура к культуре никакого отношения не имеет. Что архитектура это, мол, чистый бизнес.
Ну-ка же это, братцы!? Как же не имеет? Какой же это чистый бизнес! Есть, конечно, составляющая бизнеса, ну а другая составляющая где, которая именно культура и искусство режиссуры масс, пропорций, цвета, вкусовых ощущений, гармонии и т.д.?
Дыть, градостроительство и архитектура это самая нужная, самая близкая, к телу, и к зрению, культура, и польза. Нужнее такой культуры, которая самая что ни на есть "архитектурная культура" и самая близкая, каждодневная для человека, на Земле просто нет.
Кто не согласен - бегом на деревья, в пещеры, в соломенные хижины!
Часть 4
Так же, как Россия автоматически ("по наследию") выросла из СССР, точно так же "наследственно" кемеровское отделение общесоюзной профессиональной организации архитекторов стало подразделением российского союза.
Это всё нормально.
Ненормально другое. Правила взаимоотношений в обществе в целом, невзирая на ментальные особенности русской общности, склонной к справедливости, взаимовыручке, и многому другому, совсем иному, нежели западная ментальность, были тупо-притупо переведены на товарно-денежные отношения, по-умному называемые также "рыночными".
Если в "цивильных" странах Запада рыночные отношения складывались в течение не менее чем двух столетий (!), то в новой России рынок пришёл внезапно, или революционно (вместо эволюции) как и многое в истории нашей страны. Мы, с точки зрения общественной истории, "впереди планеты всей" - это без всяких преувеличений.
Россия сначала испытывает новые веяния на себе, потом делится опытом с миром.
Опыт этот не всегда удачный. Но любой опыт положителен в том смысле, что отрицательный результат всё равно результат, и в мировом масштабе хорош, но, увы, неуважителен. Но такой опыт, увы, свойственный восприимчивой русской нации, не жалеющей ни живота своего, ни брата своего, ни соплеменника, дающий сдачи любому врагу каким бы он ни был, даже ценой нечеловеческих потерь, даёт понять более инертному человечеству "ху есть ху" и куда можно двигаться, а куда путь противопоказан.
Что из последней, этой "относительно мирной" революции 90-х получилось, и в пользу какой модели склоняется сравнение "коммунистического" строя и её преимущественно централизованной экономики с экономикой и моралью "рынка" люди старшего поколения хорошо знают. И их не проведёшь никакими прозападными посулами, с их откровенно скользкими моральными ценностями, близкими к понятиям "анархия и вседозволенность, проституция, "нет" нормальной семье, бабло решает всё, и прочим малоприятным штучкам, вовсе не ложащимся на душу обыкновенному русскому миру!
Стоит пожелать этому русскому миру поменьше простодушия. Почаще обращаться к опыту, благо, он есть всякий. Не верить в слова. Судить по делам. Сохранять Справедливость как высшее мерило всего, почти как Бог для верующих.
Кооперация "последних коммунистических лет" заметно украсила излишне "зацентрализованную" экономику: вышло вроде очередного НЭПа. И вполне разумно было бы двигаться по этому пути дальше...
Но, пора завершать эту излишне эмоциональную статью: читатели не на лекцию, и не на выборы пришли. Они хотят увидеть завершение спича.
Итак, констатирую итог:
1.
Кемеровский Союз архитекторов в условия рынка не вписался. Через почти тридцать лет существования через пень-колоду (о весёлых временах с вооружёнными покупателями 90-х - младобанкирами, автосалонщиками и просто бандитами - мы будем писать мемуары) он сдаёт угасающее на глазах помещение Дома Архитекторов его единственному наследственному владельцу - Комитету по имуществу.
2.
Средств для покупки указанных площадей у Союза Архитекторов как не было, так и не появилось, и не предвидится в обозримом будущем.
3.
Спонсоров не обнаружилось. А прежние спонсоры, они же - коллеги-архитекторы, окружённые собственными коллективами, средств БОЛЬШЕ НЕ ИМЕЮТ.
Они (спрятав или не спрятав гордость в карман) испытывают совершенно естественные в условиях затянувшегося (между прочим, уже более десятка лет) кризиса финансовые проблемы: нет заказов - нет прибыли.
Фирмы продолжают угасать. Вот Кулиев со своей гвардией переезжает невесть на какие кулички: не от хорошей жизни. Я бы - на месте Комитета - поручил бы Кулиеву здание на Красной 4. Вот и была бы польза. Другая уже, но всё равно польза: реальная, архитектуре!
На этом точка, и простите, дорогие коллеги за длинноты: достало уже всё! ей богу!
***
PPS
Прощай Дом Архитекторов! Мы будем тебя помнить!
Обращаюсь к тем, кто невзначай вдруг пустит слезу: "Никаких баррикад! Пора делать обыкновенные выводы о профессиональной и гражданской активности архитекторов".
И задавай, читатель, себе вопрос: как связан архитектурный патриотизм с условиями капиталистического рынка?
А также не забудем тех председателей правлений Кемеровской организации СА "буржуазного периода", которые собственному успеху в архитектуре предпочли, или, как минимум, соотнесли его с жертвенным служением Дому Архитекторов".