Посмотрел ролик о корректировке генплана Питера в части проектирования застройки на намывных островах. Проект глобальный. Речь идёт о расселении одного миллиона человек. Это много, согласитесь. Посмотрел и стройку небоскрёба в Лахте. Подивился. И тут же недоверие. И там и сям. Такой я тупой что ли? Или на самом деле не всё там чисто? Откуда все эти подозрения в лукавстве?
***
Всё бы очень даже ништяк, и даже немножко гордость разбирает, но, в основном, за нострадамусское предвидение Петра Первого.
Потом думаешь: чёрт! а не умерла Россия: вона как мыслит, масштабно-то, аж по-сочински, а то и круче!
А дальше - сквозь пафос текста, что в ролике - снова высовывается немножко неумная псевдопатриотическая фальшь (уж какого журналиста наняли, такой и осадочек), и всплывает у слушателя-зрителя ролика интеллигентское самокопание (особенно у архитекторов и гражданских инженеров, которые знают кой-чего): ещё чуть-чуть и до пепла на голову дойдёт.
А что же не так, думаешь сам себе? Неужто "пропа", думаешь? Зомбоящик это или что? Неужто лапша? Неужто клювать не надо?
И тут же: а вдруг по-настоящему это всё, всё? Может, кругом на днях изменилось, а тупой это ты? Потому что не переменился, и в плену прежних убеждений. И что все кругом воры и жульё по-прежнему уверен! Нет, нет, господа, товарищи, ну последнее-то это уж точно. Год-то какой на календаре - посмотрите! Увы, ничто не меняется сразу.
Умные люди чувствуют течения.
А неумные любят мусолить: страдания своего детства, и юношества, когда дурили родителей.
Жива, жива ещё новогодняя шоколадка с червями. Которую подарил моим детишкам мой коллега. Потом извинялся. А в червях он не был виноват. Его тупо надурили самого, на рынке, на диком. Так же, как дурили весь народ: ельцины с младореформаторами, с настоящими мерзкими американами, лучшими в мире, похлеще англосаксов, что окопались в наших департаментах: на самых важных этажах. Кто-то из мелкого люда в них даже верил. Многие верили: кроме бабушек и дедов, которые зацепили войну и помнили как дела двигались дальше: ну не могут "хиросимщики" быть добрыми! Нахрен им Россия: враги все там: не надо бабушкам и дедушкам лапши!
Те люди, что с американами, до сих пор с американами: ну ни на грамм они не изменились: ещё богаче, ещё хитрее, и ещё ненужнее народу стали: в тюрьму бы их всех.
Да нельзя так: слишком много их, среди них честные предприниматели затесались, правда, мало их, думаю. Затягивают их правила бизнес-игр. Да и тюрем не хватит. Да и не всё ещё кругом понятно: и никто не объяснит толком: добреньких нет. Грязненькие притворяются честненькими.
Выход один: иметь своё мнение и читать все СМИ. В подлинниках. Фильтровать. Троллеров и фейщиков - всех нах!
***
Ну вот, ближе к Питеру и суперпроекту.
Некий прямолинейный символизм в легенде проекта чувствуется. Как-то несерьёзно это звучит. Попахивает демонстрацией, лозунгами, фальшью, клюковкой.
Бросились в глаз и укололи их какие-то утопающие в зелени коттеджи (это на намывных островах-то? миллиардных?). Уф!? Перекрещиваюсь.
Батюшки! Уж не для олигархов ли вся эта гигантоманская задумка? Все эти коттеджики с дачками? Ну нефигос, не пожалели на себя бабла! и на сдачу настроят для народа чего-нибудь... для вида типа...
Налицо также... тьфу! студенческая вторичность! Спешка. Завтра что ли защита? Хотя и гениальностью попахивает. Но какой-то неуверенной, и вторичной.
Мэтры, ну вы шо! кто из вас настоящий и главный барон Осман? Мэр, что ли? Чья генеральная идея? Целый институт градостроительства? Или президент страны велел?
Удовольствовались идеей: острова - кружочками так по воде... а что поэтично... для народа так и надо: блинчиками по воде: воно оно как, оказывается, на чём зиждется градостроительство: на поэзии. А я и не знал. Мало, видать, учился. Не преподавали нам ранее рекламных технологий. А всё равно фальшиво: хоть ты лопни. Душа не воспринимает таких прямых аналогий. Нечестно это как-то. Оговаривать надо это дело: вспоминать литературу и ассоциации: зачем же так прямолинейно? долбать по серьёзному делу градостроительства рекламой... Рекламой, о Боже, неужели есть что-нибудь в мире более оскоминное, более наглое, и которое не всегда можно отключить... как лампочку? Нет, русский человек потоньше. Он и рекламу переварит. Он научился отключать мозг во время рекламы: это новое генетическое качество УМНОГО человека, рождённое псевдоцивилизацией, псевдоинформативностью, которая на службе бизнеса... отключаться надо: ля-ля-ля, бу-бу-бу.
С них же началось, так же? с блинчиков то есть? Как дело было. Как гравияблоко упало? Ночью приснилось? Жена подсказала? А чья жена? Во время шашлыков, да? С водкой или с пивом? Ну что ж, похвально. Медаль ей за идею.
Вот так навязчиво, по буржуазному, романтика с литературой ворвались в наше домашнее градостроение.
Но! Красиво на картинке. Очень даже абстрактно, и очень даже вкусно. Назовите фамилию "идейщика", надо будет её запомнить, пока не истёрлось в памяти знающих.
Заранешняя заготовка эта сгодится для гидов: это не просто острова, мол, это блинчики по воде... на закате, а, может, и утром, когда в тумане всё.
Или присочинят, что Пётр так кинул камушек, очень давно, когда по колено в болоте, но удачно поскакало, а тут его осенило, он и озвучил. А все видели.
А придворный поэт - немец, поди, в парике, решил написать ему миф... с панегириком. А наши-то и ухватились: современники-градостроители. А чё? Нельзя так, да? А почему же нельзя? Можно.
Неважно КАК идея пришла в голову. Важно, насколько это реально. Нужность этого дела важна, а не эпохальность. Экономически и всяко. Для чего делается? Не пшик ли? Идеология тут на двадцать пятом месте должна. В России, правда, специально для нашего времени, может быть и на первом.
И опять тут ничего плохого. Показать чтобы: жива Россия, есть мечтатели! Растут. Смена рядом. Глаза горят. В загашниках тыщи идей: одна другой лучше. Давайте, давайте, народ не против!
Лишь бы не мыльный пузырь: много их было в жизни страны. Отсюда - от мыльных пузырей недоверие. И от младореформаторов: они подкосили и выветрили, слава богу, не насовсем ВЕРУ в государство и в себя: как единое целое. Вот бы так и было! Народ бы постарался и поддержал, если бы был уверен, что это не пшик.
А пока никто не переубеждает тебя, что будто так и нужно, что так классно теперь будет всегда, чтобы было покамест как бы в тайне, как бы "не говоря гоп, а пока лишь але". И чтобы как бы в тумане, зацепить для начала, и думай что хошь: на то, мол, и башка. Кто верит, с тем и по пути. А не веришь, то лицемер и либерал, что одно и то же почти.
А это неправильно. Не у всех есть башка. Есть люди честно сомневающиеся, а есть люди с половиной башки. Для них и нужна расшифровка - что и почём.
А дальше что ж? Воспользовались услугами дизайнеров по генплану? Самим слабо: росчерком пера: шмяк! и каждая линия гениальна? Ещё бы перспективок нарисовать... Надо бы теперь, с разных углов... Плюсом к картинкам с птичкиного полёта. Птичкам красиво будет сверху глядеть. И американцам из космоса. А как, извиняюсь, потребителю?
Надо так показательно теперь, чтобы как в Гугл-Земле было. Чтобы проехать на рендер-машинке и увидеть красоту. Причём, приближенную к реальности, с нижних точек, чтобы и стилистику понять, и наличие ноу-хау, и чтобы на 22-й век походило, а не абы как.
Где концепт увидеть? Где высотная иерархическая композиция, разборка на первичное-вторичное? Ритмика, цветовая концепция, прочие акценты? Экономика ладно, верим институту. Может, хоть там честно будет: без распила то есть. А то у русских уже притча во язытцах: как чё где новое, так сразу вопросы: в какой пропорции будут пилить. Фамилии народ не спрашивает: примерно заранее и так знает. Процент просят назвать. А то нынче зашкаливает.
А расскажите-ка чем достигается "антиунылость" застройки. Или снова гетто? Где это всё? Или всё продемонстрированное это пока эскиз-идея, типа рекламо-ролик, а вкусненькое с подробненьким будет после? Или так и останется - наспех и сыренько?
А кто будет разработчиком следующей стадии генплана, а в деталях? Кто в инженерах? Кто набережными станет руководить, гидросооружениями? А будет ли авторский надзор? Будет ли очерёдность строительства? К чему приурочили? А где будут планёрки? У мэра Питера, или у президента страны? А как распределятся роли по гражданскому строительству? Снова тендер? Ну-ну!
А кто будет "генералить"? Проектный Глав-Клерк, президент ведущей стройкомпании, или талантливый коллектив (академиков - ну их нафиг!).
А это так модно щас: маэстрам нанимать архитектурных рабов - техников, дизайнеров? у самих-то маэстров времени нет, конечно, на такую ерунду... Ну-ну, понимаем: баблом надо заниматься, стратегией, девелоперментом, да? а не планы чертить с вкусняшками. Вкусняшки, мол, пусть творческая молодёжь додумает: у каждого гениального маэстро должен быть штат подмастерьев: вот пусть и потренируются: "каждый охотник должен знать где фазанье место".
А покажите тогда социальность проекта! С миллионом жителей мы будто бы поняли: лучше на искусственных островах селить, чем тратиться на болота. Есть же острова из мусора, и ничего: живут на них.
А иные функции, кроме расселения толп, есть? Конкретно, со спецификацией покажите: где и что! Ролик мы уже поняли: клёво! Детали теперь дайте! Мы будто на градостроительном совете сидим и задаём вопросы из партера.
Народ сомневается насчёт вторичности идей, хотя и в повторе идей мы не отказываем: лишь бы талантлив был повтор.
А пока что Абу-Даби приходит на ум с его намытыми островами.
И опыт Амстердама с тем же самым. Не забыть бы только второпях, что половина островного жилья в Амстере до сих не куплена: не по карману оказалось... даже богатеньким нидерландцам. Неужто петербуржцы богаче? Не наступить бы на голландские грабли! Или это не важно, когда речь идёт о распиле госбюджета? Или олигархи, наконец, одумались и хотят сделать стране подарок? Объясните. Нам это интересно.
Или вся эта красота предназначена на продажу иностранцам, шейхам там, банкирчикам, трамповским дочкам, мадоннам, депардьюшкам, нашим либеральчикам-младо реформаторам из девяностых, олигархам, полковникозахарченкам, мэрам и депутатам для командировок, для второго и двадцатого жилья, жёнам, детям из англий, любовницам всехним?
И Лахтинский небоскрёб, правда, он, кажется, несколько в другом месте, но тоже вопросики есть. И главный вопрос - эстетический: ну едрён же корень: снова полуплагиат: касаемо формы.
А что у него внутри толком публике не выкладывают. Тайна фирмы.
Подозреваю, что внутри мало нового... почти ничего: одни квадратные метры. И лозунг самой высокой башни в Европе: Пётр так и хотел: чтобы иностранцев удивить... Иначе непременно бы похвастались (энергосберегающей технологией, например, сейсмостойкостью, отпугивателями птиц, антитеррористическими технологиями... а что со стоянками авто - как с этим делом? И так далее).
Где действительная новизна, революционная технология, где вкус и действительная оригинальность, а не плагиат с уже виденного, и уж с двадцаток лет мылящего глаз?
Что движение вперёд, что русские оживают на глазах - это всё понятно. И похвально. Хвастовства хватает... в некотором смысле... с излишком, демонстративно, с расчётом на среднеобразованных болванчиков.
Только где действительная глубина и свежесть, где полёт русской мысли, взамен ремиксов с уже виденного на "гниющем западе"?
Если там так "гнилостно", то чего уж так к их вредному, асоциальному, капиталистическому градостроительству прилипли?
Где своё, доморощенное, умное, русское?
А что сделается с ветром на островах, в заливе? В аэродинамической трубе пробовали испытывать макет? Думаете, ветер в заливе исчезнет? Технологию завихрений знаете? Каково там будет зимой?