P_Earc: другие произведения.

Наши в Стамбуле. Конгресс Uia. 2005.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright P_Earc (yarikson-pol50@mail.ru)
  • Обновлено: 14/10/2016. 13k. Статистика.
  • Статья: Турция
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя древняя статья в журнале "Сибирский Мистер Твистер". 2005.

  •   НАШИ В СТАМБУЛЕ !
      С 3 по 7 июля 2005г. в г. Стамбуле (Турция) состоялся XXII Конгресс Международного Союза архитекторов (UIA).
      
      
      
      Общая тема Конгресса: "Города как Большой базар архитектур".
       На Конгресс прибыло 10000 архитекторов из более 70 стран мира (из них более 7000 архитекторов практиков, остальные - это студенты высших архитектурных заведений, преподаватели , архменеджеры, сопровождающие лица ). Всего стран - членов МСА -97. Самые большие делегации прибыли из Китая, США, Казахстана, Германии, России, Японии, Австрии. Российских участников на Конгрессе было ориентировочно 200 человек. Из них из Москвы -120 архитекторов. Из сибирских регионов относительно представительные делегации прибыли из Новосибирска, Барнаула, Красноярска. Из нашего родного города Кемерово Конгресс посетил лишь один человек - это главный архитектор "А-проект Кемерово-ПСК" Я.И.Полуэктов. Он сегодня и делится своими впечатлениями и мыслями от увиденного:
      В рамках короткой статьи невозможно описать подробно данное событие, тем более показать огромный видеоряд информации. Поэтому относительно коротко и о главном, а также об эмоциях сибяряка.
      Во-первых, для непосвященных - "Базар" (дословный перевод с турецкого термина "Конгресс, большой сбор") - это громкая метафора, объединяющая как положительные, так и отрицательные идеи. Русскому человеку не надо объяснять - что есть "базар" в России.
      Во-вторых данный конгресс по глобальности заявленной общей темы и по количеству участников является самым значительным из всех прошедших Конгрессов, которые собираются каждые три года, начиная с 1948 -го.
      В-третьих, объявленные на каждый день темы, настолько мощно и поэтично звучали (например: ПРАЗДНОВАНИЕ ГОРОДОВ МИРА: • Города как "Большой Базар Архитектур",
      • Примеры мировой "градостроительной акупунктуры"; АРХИТЕКТУРА И ЖИЗНЬ В ГОРОДАХ: •Архитектура как "капитал",• Города во времени: прошлое, настоящее и будущее; АРХИТЕКТУРА ГОРОДОВ:• Архитектура, Город и Рынок, • Проектирование, строительство и содержание городов и др., что, собственно говоря это и было причиной, почему я бросил все свои срочные дела и купил билеты в Стамбул.
      
      Слегка переработанная цитата из анонсов: "... Положительными аспектами Конгресса согласно концепции устроителей является: множество участников, единство разнообразных черт, конкуренция, выливающаяся в солидарность, праздничность, в то время как отрицательными составляющими являются коммерциализация, взаимовлияние и нивелирование признаков, агрессивное стимулирование потребительского интереса и хаос. Архитектура есть первый и главный капитал культуры, наиболее осязаемый ее аспект, проявляющийся и материализующийся в виде городов. И постольку города служат как бы рыночной площадью для распространения этого бесценного ресурса, тщательно продуманное их проектирование и управление становится настоятельной потребностью. Несмотря на существование огромного количества фондов, нацеленных на строительство и реабилитацию городов, конечным результатом зачастую является низкое качество жилой и рабочей среды, возникающее из-за недостаточной компетентности, отсутствия творческого мышления и несоблюдения принципов социальной справедливости.
       Конгресс МСА в Стамбуле предоставил возможность архитекторам мира совместно рассмотреть вопросы, стоящие на глобальной повестке дня в архитектуре. За последние десятилетия в мировой архитектуре на повестке дня постоянно поднимались вопросы, относящиеся к концепции непрерывного и устойчивого развития, когда сохранение культурных и биологических различий берется за основу поддержания среды обитания человечества. На фоне природных катастроф и глобального насилия, архитекторы, как никогда, осознают, что множество наших отдельных миров не защищено от риска, постоянно возрастающего на нашей единой планете. Именно осознание этой угрозы, оказывающей влияние абсолютно на всех без исключения, группирует сегодня все перспективные "утопические" предложения вокруг взаимовлияющих тем экологии и демократии. Как говорят, появление "утопической экологической демократии" становится сутью нового модернизма.
       Конгресс МСА предоставил платформу, где архитекторы всего мира смогли открыто поделиться своими успехами и неудачами, опытом и мнениями, дали отпор или согласились с чьими-то позициями. Осознавая свою принадлежность к профессии, которая возводит пространства для жизни, архитекторы устремлены к установлению новых связей с теми, кто принимает решения, с производителями и потребителями городов мира...".
      
      
       В переводе на популярный язык и на Конгрессе, и в самом Стамбуле было что посмотреть, чему подивиться и послушать, повстречаться и поболтать с коллегами из России и из-за рубежа, показать свои проекты и посмотреть проекты коллег со всего мира, приобрести новых знакомых. Было время пешком обойти старый Стамбул (на новые жилые районы времени не хватило- с ними знакомился через окно иллюминатора и по публикациям), соответственно фотоаппарат в сумке не залеживался. Кроме того (и это очень притягательное обстоятельство) прозвучало несколько лекций и выступлений мировых звезд архитектуры (из наиболее известных Вам имен это: Питер Эйзенман, Кенго Кума, Доминик Перро, Максимилиан Фуксас, Роберт Вентури, Марио Ботта, Александрос Томбасис,Тадао Андо, Кен Янг, Заха Хадид, Зви Хекер, Паоло Портогези).Практически все выступления заканчивались длительными овациями. Что ни говори, а живые выступления звезд от архитектуры - это нам, далеким от цивилизации, как золотой корень для продления жизнеспособности. В Долине Конгрессов на площадях нескольких специальных и приспособленных зданий была выставлена огромная экспозиция проектов и построек, в том числе имелись площадки и для студентов.
       Была принята программная Декларация архитекторов мира, текст ее прозвучал, но пока еще не опубликован (подождем!).
       Были церемонии награждения в разных номинациях. Самую значительную премию (сравнимую по авторитету с Нобелевской-Притцкеровской) - золотую медаль UIA 2005 , получил японский архитектор Тадао Андо за "поэтичность и человечность" всего его творчества и за преподавательскую деятельность.
       Очаровала своим жизнелюбием и энергией, напрочь деконструктивистской архитектурой, которую-то и сегодня почти невозможно воплотить иранская знаменитость - Заха Хадид.
       Томбасис обозвал архитекторов "жирафами". Догадайтесь почему?
       Эрик Мосс не приехал, или спрятался (может знал, что турецкие студенты изобразили его архитектуру как смятую кальку, надетую на урну).
       Удивили китайские архитекторы (их Шанхай, Гонконг, Тайвань, поменьше Пекин, не сегодня-завтра займут немало страниц в архитектурной прессе ). В Китае соединяют восточную образность с технологическими тенденциями, но успешных соединяльщиков еще не так много. Поразительные результаты получаются, когда китайский архитектор напрочь забывает изобразительные мотивы, тогда то, что у него в генах, очень органично и ненавязчиво выливается в прожекте.
       Про японцев нет слов! Из их маленького павильона невозможно уйти без зависти: сколько имен - столько и гениев.
       Друг на друга звезды не "наезжали", из чего можно домыслить, что Конгресс не имел целью "стравить" разнополюсные стили, а публика отнеслась к стилям и их апологетам вполне корректно. Со звездами не всегда имеет смысл спорить, особенно когда сам ничего , кроме видеокамеры и диктофона привезти не можешь. Так, что друзья, дело не в стилях, а в умении оперировать головой , карандашом и кошельком заказчика в одном направлении. "А я ещё головой ем - сказал один русский". Деконструктивизм, структурализм, новая органика и другие "пастиши" (- новый вкусный термин) вполне могут ужиться в одной стране и даже в отдельно взятой Москве, но в голове звезды, как правило, искусно мешается стандартный набор специй с поразительно многообразным результатом. Московские модноправильные тенденции контекстуализма, стилизации и скрытого диалогизма на уровне Конгресса отмечены не были: оно и понятно, потому что Москва как ребенок повторяет за уже пожилыми западными папами и мамами, а в Сибири уж лет как 40 сочиняют "сибирскую архитектуру", хотя ее и сочинять-то не надо: читай нормы и анализируй ограничения.
       Обратите внимание на зарождение в мире новой тенденции- экологическо-демократической архитектуры. Точного термина еще не подобрали. Вперед, архитекторы!
      Чего-чего, а демократии (начиная с Горбачева и Ельцина), а также экологии в нашей стране хоть отбавляй.
       Из студенческих проектов в мировую двадцатку лучших вошли экзотический проект застройки на Марсе, а также "Роща зеркальных небоскребов" - обе работы выполнены группой тульских студентов. Думаю, если бы выставили проект "Моста-стрелы" Дарьи П., из КАСТа, то была бы еще одна российская работа в двадцатке. Работы взрослых российских архитекторов на общем звездном фоне как-то не прозвучали и выставлены были (как бы нечаянно) неблизко от основных маршрутов. В этом, хочешь - не хочешь, а усматривается место российской архитектуры на общем небосклоне. Обидно за державу! И все же русских любят (не только турки), особенно пока у них не кончилась нефть и космос. Еще у нас есть учебники по градостроительству, а также (без шуток) замечательные теоретики и историки архитектуры. При таких условиях у нас Звезды тоже будут. Были же великие фантазеры-бумажники в 80-х, а также конструктивисты 20-х, на которых до сих молится запад.
       Была возможность участия в свободных дискуссиях в уличном амфитеатре, были специально оборудованные выставочные фургоны-автобусы, разъезжавшие по городу. Два вечерних фуршета (на 6 тыс.чел !!!) обставлялись с турецкой пышностью и гостеприимством с участием турецких фольклорно- современных ансамблей и звезд турецкого песнопения. Турецкие ремиксы на древнюю музыку без вина зажигали душу, а также по янычарски , сами-собой дергались ноги и руки.
       Выставленные проекты, я бы не сказал, что были совсем незнакомы, ведь существуют журналы, Интернет, атлас архитектуры издательства "PHAIDON", однако, пожалуй, процентов 70 от выставленного было в новинку, а также в такой разной степени звездности, что в легкой степени являлось утешением для россиян.
       Некоторые звезды не то чтобы уклонились от общей темы, но выступали, прежде всего, "рекламируя" собственное творчество. Но им судья - бог, а нам - дополнительное образование. Некоторые форумы напоминали лекции со свободным входом и выходом из аудитории нерадивых студентов. Но опять же тому были причины: посмотреть и послушать хотелось всё. А в программах были накладки.
       Эйземан Питер оказался на редкость непунктуальным- пришел на свою лекцию за полчаса до начала. Остальные опаздывали на столько же, а две звезды так и не появились (проблемы на работе), за что были заочно освистаны тысячами поклонников. Надеюсь, что им передали, поэтому фамилии не называю.
       Немного рыданий. Сам Стамбул -город двух континентов, с точки зрения приезжего обывателя - это нечто пестрое, яркое, контрастное и поражающее своим масштабом, пугающее автошумом, криками торговцев и бранью шоферов, громкими радиопризывами к молельным действиям, бегущими толпами турецкого и зарубежного народа, количеством малозубых одичавших котов во дворах и мечетях.
       Стамбул радует старинными культовыми зданиями, живописными руинами, крепостными стенами, памятниками и зданиями со времен Римской, Византийской, Османской империй, великолепными интерьерами, каменными узорами, изобилием турецких флагов, любовью турков к заезжим русским миллионерам и туристам, знанием детьми старше 25 лет разговорного немецкого, английского, особенно русского языков, живописными улочками и парками, и, наконец, полным отсутствием кусающихся насекомых. Словом путешественникам и архитекторам в Стамбуле есть, чем заняться и на что поглазеть. Промолчу про кухню, цены, грандбазары , хотэли от 2** до 5***** с одинаковой ценой за койко-место, лохотроны, кальян, уличных зазывал, красивых турецких женщин без паранджи, Босфор, турецко-кемеровское пиво Эфес и турецкую промышленность. Про то, что то что написано в турецком ценнике -это еще не есть цена вопроса - это вы все знаете. Но может не каждый знает, что цена может в магазине уменьшиться, а в кафе и гостинице увеличится (servis).
       Возвращаясь к многоликой архитектуре гостеприимного Стамбула, удивительно, на мой взгляд, то, что при таком богатом прошлом, многообразии стилей, количеством зодчих и общей высочайшей строительной культуре турков, в Стамбуле и на выставках мне не встретилось (к сожалению) ни одного такого объекта, которое могло бы без скидок претендовать на звание шедевра современной архитектуры (приличные и весьма приличные новые здания в изобилии есть). То ли вкусы наши сибирские порченные, то ли насмотрелись западных журналов и начитались поэзий...зато как критиковать легко! Порадовали турецкие пилотные проекты небоскребов и домов-комплексов на склонах, дипломные и конкурсные проекты турецких студентов, высококлассные реконструкции. Видимо, блестящее архитектурное будущее Стамбула мы увидим в самое ближайшее время.
       Чего и нашей глубинке желаем!
  • Оставить комментарий
  • © Copyright P_Earc (yarikson-pol50@mail.ru)
  • Обновлено: 14/10/2016. 13k. Статистика.
  • Статья: Турция
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка