Более подробно, с гораздо большим количеством и с лучшим качеством разрешения материал можете теперь КУПИТЬ в электронном варианте на сайте MAGRU. Совсем за условные деньги.
Том "А" (Пояснительная записка)на https://magru.net/pubs/3118/Tematicheskiy_park_Realnyy_opyt_Tom_A#1
Том "Б" (Графические приложения) на https://magru.net/pubs/3115/Tematicheskiy_park_Realnyy_opyt_proektirovaniya_Tom_B
ВВЕДЕНИЕ:
Когда потребовалось написать уже предварительно защищенную Концепцию нашего тематического парка, чтобы тупо получить денежки за УЖЕ ВЫПОЛНЕННУЮ работу, то, перелистав весь Интернет, оказалось, что никаких подробных материалов по данной теме нет. Люди чего-то стесняются.
Форму и структуру Концепции и, разумеется, ее текст мы сочиняли и писали сами.
Поскольку речь шла о ДЕТСКОМ тематическом парке, то мы снабдили свою писанину поясняющими (масенькими) иллюстрациями. Иллюстраций мы ЗДЕСЬ приводим самый минимум для сжатости материала. Думаю, что наш результат будет интересен архитекторам и дизайнерам - планировщикам парка. А также инвесторам и заказчикам.
Многие тоже сталкивались с этой проблемой.
Наш пример может Вам помочь. Тайны мы из этого не делаем.
Концепция наша состояла из Общей Пояснительной записки (том "А") и графического материала ( том "Б"). Том "Б" оказался объемистым - около 40 страниц чертежей и иллюстраций.
Стоит ли говорить, что Концепция была принята "на ура".
Иллюстративный ряд по тому "Б" невозможно привести полностью. Тут уж пусть каждый проектировщик решает сам.
ОБЪЕКТ: ХХ-ХХ ОПЗ
Город ХХХХХХХХ , жилой район "ХХХХХХХХ ХХХХХХХХ", Бульвар ХХХХХХХХХХХ.
ПАРК "ЛЕСНАЯ СКАЗКА"
КОНЦЕПЦИЯ
ТОМ А
ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КЕМЕРОВО 2010 год
Список должностных лиц, принявших участие в разработке
КОНЦЕПЦИИ:
Заместитель генерального директора.....................ХХХХХХХХХ
Главный архитектор проекта .............................. ХХХХХХХХХ
СОСТАВ КОНЦЕПЦИИ :
Том А. Общая пояснительная записка
Том Б. Графические приложения
СОДЕРЖАНИЕ Тома "А"
1. Градостроительная характеристика выделенной площадки в контексте расположения в системе города-спутника "Лесная поляна".
2. Поставленные цели
3. Мастер-план
3.1 Общая концепция проектируемого парка как "тематического парка" в контексте мирового опыта.
3.2 Организация георельефа и основного ландшафта как генеральной, формообразующей и планировочной доминаны концепции.
3.3 Функциональная организация и технология работы парка.
3.4 Объекты парка и прочее функциональное насыщение как часть общей концепции
3.4.1 Основные объекты капитального характера (здания).
1. Градостроительная характеристика выделенной площадки в контексте расположения в системе города-спутника "Лесная поляна".
Территория, выделенная под парк, предусмотрена генеральным планом города-спутника "Лесная Поляна".
Особенности города-спутника таковы, что в его концепции предусмотрена возможность посещения жителями лесных и холмистых массивов, окружающих поселение и входящих "языками" в его структуру. Это обстоятельство повлияло на функциональное насыщение проектируемого парка. Так, в парке "Лесная Сказка" лыжные и велосипедные прогулки предусматриваются в ограниченном виде: для самых молодых посетителей с наблюдением за ними родителей, а также для сокращенного (неагрессивного) ассортимента лыжного и велосипедного городского фрирайда.
В поселении-спутнике проектируемый парк - не единственный: имеются многочисленные озелененные парки и скверы микрорайонного и межрайонного значения.
Тем не менее, следует отметить, что этот парк, несмотря на его небольшую величину (3,2 га) и компактность, является по существу центральным, то есть ведущим по эстетической значимости, глубине содержания и качеству.
Проектируемый парк со всех сторон окружен уже существующей, строящейся и запроектированной жилой застройкой.
С востока и юга - застройка плотная. С запада к парку примыкает проектируемое здание ТРК (торгово-развлекательный комплекс). С севера-запада площадку парка ограничивает территория детского сада.
В северной части прилегающая жилая застройка разрежена, а в ее структуре имеется крупный "язык" лесного массива. Кроме того, благодаря падению рельефа, с площадки парка в сторону севера просматриваются красивые, естественные дали, поросшие лесом, и холмистые редколесья. Эти факторы повлияли на планировочную организацию парка.
Генеральным планом "Лесной поляны" южнее территории парка предусматриваются автостоянки, предназначенные как для использования посетителями ТРК, так и посетителями парка, а также, - в ночное время, - жителями вблизи расположенных домов.
Согласно расчетам и, исходя из ожидаемого наплыва преимущественно в парк, а также в ТРК, иногородних приезжих (из города Кемерово и ближайших городов Кузбасса), то запроектированного генпланом Лесной Поляны количества стоянок для личных автомобилей не хватает. Ввиду этого основные стоянки для приезжих посетителей парка будут расположены на основной подъездной трассе примерно в трехсотметровой отдаленности.
Главный диагональный ход в парк согласно генеральному плану предусматривается через компактную площадь перед ТРК, а далее ведет в пространство между двумя корпусами. Тема диагонального основного хода заканчивается на центральной плошадке парка, растворяясь в веере дальнейших путей.
Яркой особенностью территории является его существующий, зрительно явный, падающий рельеф в направлении юго-запад - северо-восток.
2. Поставленные цели
С учетом особенностей генерального плана, а также по решению руководства поселения данный парк отнесен по типологии к парку для семейного отдыха и развлечений. Кроме того, согласно заданию, соответственно статусу города-спутника, а также предварительно согласованному форпроекту парк должен быть:
- тематическим на базе известных сказок и персоналий, кроме того - приключенческим, экологическим, культурно-познавательным;
- с преимущественно ландшафтными (иррегулярными) приемами, в том числе с использованием геопластики и водно-ландшафтным элементам, приближенных к природно-естественному типу, как бы освоенному сказочными персонажами для своих целей;
- оригинальным в визуальном плане;
- с развитой системой обслуживания;
- с эксплуатацией его, или в максимально возможной части, в зимнее время;
- с предусмотренной и подготовленной возможностью реализации тематических анимационных постановок, мини-концертов, массовых празднеств;
- активное использование и подчеркивание существующего рельефа.
3. Мастер-план
3.1 Общая концепция проектируемого парка как "тематического парка" в контексте мирового опыта.
В КАЧЕСТВЕ КОРОТКОГО ПРЕДИСЛОВИЯ
Особое место в мировой индустрии развлечений занимают тематические парки. В последнее время они составили серьезную конкуренцию традиционным дестинациям с большим количеством историко-культурных достопримечательностей. Идея тематических парков зародилась в Европе и была реализована в виде парков удовольствия, которые существовали во многих европейских столицах в конце XIX.
Современная модель тематических парков также впервые появилась в Европе в 1952 году, за три года до открытия "Диснейленда". Однако на старом континенте тематические парки развивались медленно, в скромных масштабах. Подлинный расцвет они переживают в США, а затем получают распространение во всем мире.
В настоящее время тенденция к разработке тематических парков (различного вида - не только детских) в качестве предпочтительного вида продолжается. Крупные тематические парки рассматриваются в контексте международного и регионального туризма.
Согласно исследованиям путешественники XXI в. будут "богаты деньгами, но бедны временем". В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени.
Небольшие тематические парки рассчитаны на гораздо меньший круг посетителей, включающий жителей конкретных городов, приютивших парк и, в лучшем случае, близлежащих регионов при условии действительно уникальности парка и общего дефицита качественных мест для развлечения и отдыха. Но, в сравнении, ценность специализированных парков и их плотностная посещаемость (к-во людей / гектар) по отношению к традиционным паркам развлечений и лесопаркам значительно выше.
Популярность тематических парков согласно прогнозам ВТО как мест отдыха будет возрастать с каждым годом.
В условиях города Кемерово качественный тематический парк даже небольшого размера в условиях дефицита первое время будет пользоваться значительным спросом. При появлении конкуренции его посещаемость снизится. И его дальнейшее существование будет зависить впрямую от качества первоночальных культурно-архитектурных построений как базы, а также от содержательности и свежести периодически обновляемых программ и услуг.
НАШ ПАРК.
В качестве тематической базы для НАШЕГО парка принят огромный культурно-фольклорный слой, имеющий западноевропейское происхождение, но очень близкий к нашей культуре, и очень хорошо известный российским детям и их родителям по книжкам, мультфильмам, современным фильмам-фэнтези, компьютерным играм.
Это МИР ГНОМОВ, ЭЛЬФОВ, ГОБЛИНОВ и ТРОЛЛЕЙ.
Тема эта, как кажется авторам идеи, - беспроигрышна, бесконечна по возможностям, легко принимаемая и усваиваемая детьми.
В литературе ГНОМЫ известны нашим детям по великолепным и вечным сказкам братьев Гримм, по персонажам Эрнста Гофмана, Сельмы Лагеррлёф, менее В.Гауфа. Это известнейшие сказки: "Белоснежка", "Путешествие Нильса с дикими гусями", менее известны "Румпельштильцхен" (у братьев Гримм и в фильме "Шрэк навсегда"), "Беляночка и Розочка".
Известность культуры ГНОМОВ многократно усилилась благодаря новым технологиям. Это интернет, фэнтези-литература и новая киноиндустрия, сделавшие ставку именно на этот культурный продукт. Есть целая страна и особая выдуманная культура гномов в знаменитом, талантливом и популярнейшем фильме "Властелин колец".
Гномы являются главными героями повести-сказки и фильма Дж. Р.Р.Толкиена "Хоббит, или Туда и обратно" и др.
В русской мифологии и в русских сказках также имеются аналоги этих существ. Это "дивьи люди" (в Уральских эпосах), старики-лесовики, ведьмы и прочие, а вероятно также "домовые", пришедшие в русские избы из леса. Но эта деталь современным детям неизвестна и на нее в этом проекте ставка не делается.
Увлекательная тема кладется в основу работы тематического парка. Она развивается в аттракционах и представлениях, ей подчинены все вспомогательные парковые службы. Соответственно теме разрабатываются экстерьеры и интерьеры зданий, ландшафты, водные объекты, малые формы, начиная от парковых скульптур и устройств, дизайна оград, кончая скамейками и формой светильников.
Бесспорно то, что принятая основная тема не должна ни коим образом быть разбавлена другими персонажами из русских сказок и эпоса исходя из в данном случае фальшивых побуждений отечественности и спорных тезисов о параллельном внедрении в парк других популярных среди определенного возраста телевизионных персонажей.
Тема, в условиях миниатюрного парка, должна быть безусловно единой и цельной.
Чтобы объединить людей разных возрастов и в первую очередь привлечь взрослое население как организаторов короткого семейного путешествия и плательщиков, главная тема парка носит не только увеселительный, но и информационно-познавательный характер, заставляющий людей и детей к взаимному удовольствию задержаться подольше.
Многочисленные "познания и умения" сказочных персонажей - гномов, эльфов, гоблинов и троллей, как нельзя лучше помогают теме освоения ремесел.
В этом отношении парк незаметно, но эффективно служит позитивной социальной направленности. Яркие и положительные детские ощущения, понимая их не самую главную роль в общем многогранном процессе воспитания детей, тем не менее, влияют на базовый характер ребенка на ранней стадии, порой участвуя во взрослой позиции как аргумент в отношении с собственными детьми. Таким образом, авторы парка рассматривают его не как единственно развлекательную функцию с целью извлечения прибыли, а, в том числе, и позитивную социально направленную функцию.
Во внешнем виде, характере, созидательной деятельности персонажей, которых изображают живые актеры-аниматоры, подчеркиваются положительные и юмористические черты и скрадываются отрицательные.
В Гномичьей Деревне "проживают" Мастера Ремесел - переодетые люди, соответствующие профессионалы. Дети будут иметь возможность получить в "мастерских" начальные навыки, совмещая развлечение и познавательную пользу. В объекте "Пещеры гномов", кроме развлекательной и соответственно оформленной функции, также предусмотрен Сектор индивидуального творчества.
Перечисленные сказочные персонажи согласно легендам - духи земли, гор, леса, воздуха. Поэтому ландшафтная композиция парка, в основе которой лежит крупная геопластика (горы, холмы) и природные элементы (озеро, посадка, местами имитирующая леса и поляны), как нельзя лучше соответствует главной сказочной теме.
Эльфы это собирательное название духов.
Различают "темных" эльфов, живущих в земле - это гномы. Их обязанность - охранять потаенные сокровища.
"Светлые" эльфы - это эльфы, представляемые как благожелательные к людям существа, ведущие веселые хороводы и пляски при луне.
Главным "добрым" символом парка служит специально созданный для этого случая персонаж Девочка-Леснянка с прозрачными крылышками бабочки или стрекозы.
Для полноты тематики и эффектного ее воплощения весьма желательно создание литературных "легенд" для парка в целом, для отдельных тематических частей, для отдельных дизайнерских символов, которые должны звучать в указателях, "тотемных" знаках, специальных летописных камнях, участвовать в интерьерах и т.д.
3.2 Организация георельефа и природного ландшафта как генеральной, формообразующей и планировочной доминанты концепции.
С учетом особенностей градостроительного расположения территории парка, внешних обходных и транзитных пешеходных путей, условия расположения главного входа предложена нижеследующая пространственная организация территории.
Главной организующей доминантой парка служит крупный геопластический объект "ХОЛМЫ" (номер на генплане 11), расположенный подковой с осью юго-запад - северо-восток, соответственно главной входной и композиционной оси парка.
Конфигурация " подковы" обеспечивает:
1. Относительную замкнутость центрального пространства, заключенного внутри подковы. Благодаря своей высоте Холмы зрительно отсекают часть урбанизированного жилого окружения и помогают создать обособленный от внешней среды сказочный микромир.
2. Визуальную связь с сектором природного окружения на севере, описанным в пункте 1.
Согласно концепции Холмы являются "жилищем" для гномов, троллей и гоблинов, которые "живут" и "осваивают" внутреннее пространство холмов. А эльфы осваивают склоны и верхушки с расположенными на них "лесами", ручьем, склонами.
Холмы разбиваются на три зоны (сектора) соответственно сказочным персонажам:
Сектор 11/1 - Страна Троллей,
Сектор 11/2 - Страна Гномов,
Сектор 11/3 - Страна Гоблинов
Эльфы, как уже говорилось, "осваивают" все внешние поверхности холмов.
Деление на секторы достаточно условное. Всем известно, что подземные жители частенько выходят на поверхность. Поэтому "Мельница" и водяное колесо, находящиеся на поверхности и построенные гномами, вполне соответствуют главной идее.
Во вновь созданном сказочном мире вполне возможны контакты надземных и подземных обитателей, точно так же, как их общение с людьми, предусмотренное многими сказками, создавая новые сказочные коллизии и предоставляя дизайнерам и аниматорам расширенный простор для фантазии.
Внутри подковы Холмов расположена Главная Поляна, предназначенная для относительно массовых мероприятий, а также "Озеро" с расположенным в нем Островом Леснянки. "Озеро" наполняется живописно спланированным ручьем, стекающим с восточного сектора Холмов. На впадении ручья в озеро с мини-плотиной (перепад ручья у плотины - 1м) устраивается "Дом мельника" с водяным колесом. Это детское кафе. Габариты здания и соотнесение его с ландшафтом холмов достаточно гармоничны. Дом Мельника одной стеной "срастается" со склоном холма, создавая органично-противопоставленное единство.
По организации рельефа для усиления эффекта высоты холмов, а также для рационального решения Озера во внутренней части "подковы" выполняется частичная срезка грунта от ноля до двух метров. Срезанный грунт пойдет как дополнительный для насыпки холмов. Максимальный перепад уровней рельефа у холмов у внутренней и внешней части таким образом составит 3,5 метров. У концов "подковы" перепад сходит на "нет".
3. Предложенная объемно-пространственная организация парка , во-первых, погружает посетителя в весьма необычный вид парка, где в качестве архитектурной и планировочной доминанты на контрасте с плоскостью водной глади "Озера" предстает холм, причем необычной конфигурации;
во-вторых, подковообразный холм и внедренные в структуру паркового ландшафта прочие "природные" элементы, а также крупные и средние "рукодельные" объекты создают множественность и разнообразие визуальных перспектив, предоставляют отличные возможности для художественной разработки локальных композиций, как парковых , так и утилитарных.
3.3 Функциональная организация и технология работы парка.
Созданная схема зонирования парка предоставляет посетителям нижеследующие возможности.
1. Вход в зону парка осуществляется через площадку торгово-развлекательного комплекса с юго-западного направления. Между двумя блоками ТРК устраивается Символический вход в виде арки или ворот, которые должны разрабатываться на рабочей стадии проектирования. Далее, - на стыке между парком и ТРК, - расположен Амфитеатр. Спуск с повышенных отметок в зону парка осуществляется по внешнему контуру Амфитеатра по пандусу с одной стороны, и по пологим ступеням-площадкам - с другой.
2. Далее посетители попадают в "доконтрольную" предпарковую зону. Здесь посетители могут:
- ознакомиться с планировкой парка,
- отдохнуть перед входом или на выходе,
- дождаться друзей или участников совместного посещения, если речь идет об организованной группе,
- посетить туалеты,
- приобрести карту оплаты (сдать карту), пополнить ее баланс,
- получить консультации в информационном секторе,
- приобрести рекламную информацию и карту парка для ориентирования,
- летом просто посидеть на ступенях Амфитеатра или почаствовать в качестве зрителя,
- перекусить и приобрести напитки (в передвижном лотке),
- войти в парк через ворота контрольной зоны.
4. Возможность обходного кругового движения вокруг объекта "Холмы". Это зона относительно долгих прогулок и осмотра внешних склонов Холмов со встроенными в них сооружениями, с декоративным растительным и каменным оформлением холма и прочей атрибутики этой зоны. С этого внешнего прогулочного кольца осуществляется доступ практически в большинство объектов (перечисляется в направлении против часовой стрелки):
- на Главную Поляну (?22) под арочным мостом Входа-ущелья (?4),
- в Гномичью Деревню - Деревню Мастеров (?20),
- в сектор Скейтпарка,
- в сектор Урбан-скейт-фрирайда,
- в круглогодичный детский развлекательный центр "Пещеры гномов", встроенный в Холмы (корпус ?3 по генплану),
- на смотровые площадки в районе истоков Ручья (?10), Водопада (?10/1),
- проникнуть по Дорожке Приключений (?10/6) вдоль Ручья (?10) к детскому кафе "Дом Мельника" (?2),
- в Парк Аттракционов,
- в летнее кафе и туалеты (?? 18В, 18Г),
- в игровой сектор-аттракцион "Страшный Лес" (?19),
- к детскому кафе "Дом Мельника" (корпус ?2) с восточной стороны,
- к объекту "Озеро"(?8) и "Острову Леснянки" (?9),
- к Лодочной пристани (?8/а),
к Горбатому мосту (?7) и Водному Гроту с плескательной площадкой (?6),
- на площадку-штаббазу велофрирайдеров (?17/4),
- к входу ?2 "Прокол-тоннель" с мини-музеем Троллей во встроенных нишах тоннеля,
- к Административному корпусу (корпус ?1 )со встроенными: Прокатом развлекательного инвентаря, Медпунктом, туалетами.
Кроме того, по ходу движения можно в нескольких приспособленных местах подняться на Холмы и совершить увлекательную прогулку по ним.
4. На Главную Поляну и к Озеру можно добраться несколькими путями. Ближайший вход от контрольной зоны - под арочным мостом Входа-ущелья (?4).
5. Передвижение в пределах парка не ограничивается и не регламентируется. Посетители выбирают схему передвижений сами, руководствуясь собственными пожеланиями. В ориентации на местности помогает выдаваемые (или покупаемые) рекламно-информационный буклет и карта парка с указанием услуг.
6. Прогулочная зона по Холмам предусматривается:
- основная дорожка идет по гребню холмов сектора 11/1 и 11/2.
- второстепенные прогулочные (приключенческие, романтические) дорожки размещены по склонам. Они же служат для подъема наверх холмов.
В прогулочную зону холмов включен арочный мост через входную зону (?4). При нем проектируются две видовые площадки с установкой на одном из них телескопа.
Подъем на холмы осуществляется по оборудованным пологим дорожкам подъема, а также по лесенкам нескольких типов.
Холм Гоблинов (?11/3) представляет собой чисто ландшафтный тип. Дорожки на нем прерывистого типа и имитируют протоптанные тропы. Используется искусственный камень с имитацией срезов дерева, с промежутками, заполненными травой и мульчой. Здесь наиболее высокие деревья в парке, создающие зеленый акцент и частично маскирующие здание кафе "Мельница".
Холм Гномов (11/2) авторам представляется как наиболее интересная и посещаемая часть. Она обсажена более редкой растительностью ( с учетом расположенного внутри холма здания "Пещер"), представленной ландшафтными группами и композициями.
Холм Троллей (11/1) представляет собой относительно постоянное поперечное сечение со спокойными дорожками для прогулок прерывистого типа. Эта часть холма также обсаживается отдельными кустарниково-цветочными композициями и невысокими, но разнообразными типами деревьев.
7. Административно-хозяйственная зона логическим образом размещена смежно с загрузочной зоной ТРК, рядом с существующей трансформаторной подстанцией.
8. Въезды на территорию для обслуживающего транспорта предусмотрены:
- при административной зоне (2 въезда: один непосредственно с транспортной площадки хоззоны и второй - с улицы);
Въезды для обслуживающего транспорта на Главную Поляну (снегоуборочная и мусороуборочная техника, милицейские автомобили, машины скорой медицинской помощи) осуществляются через ворота ?26 и вход-въезд ?5 (тоннель-прокол) с высотой в подъеме 4,5м. Легкие автомашины могут также попасть на Главную Поляну по Горбатому мосту (?7).
9. Концепция ограждения территории парка и назначение дополнительных входов.
Территория парка по периметру окружена ограждением, в комплексе с охранными мероприятиями предотвращающим несанкционированное и случайное посещение. Основным контролируемым входом-выходом считается вход из предпаркового сектора ?23. Остальные входы и въезды в обычном режиме закрываются и доступны только для служащих определенных профессий. Открывание ими дверей осуществляется служебными ключами и дублируется чипами. Сигналы чипов передаются на главный сервер.
Входы ?? 12, 13, 14 служат для эпизодического открывания в следующих случаях: