Аннотация: Мимолетность о родстве науки и искусства
Принято считать, что творчество в области естественных наук и художественное творчество - совершенно разные виды деятельности. На самом деле это не совсем так, а точнее - совсем не так.
Что такое научное творчество в таких естественных науках как физика, химия, биология, математика как не экспериментирование с моделями природных объектов? В физике, химии, биологии - это так называемые натурные модели: физические тела и частицы, химические соединения, живые организмы. В теоретической физике, теоретической биологии и математике - это экспериментирование с абстрактными математическими моделями, так называемый Gedankenexperiment, или мысленный эксперимент. Исследователь создает натурную или абстрактную математическую модель исследуемого объекта и запускает ее в работу, чтобы посмотреть, что получится с объектом в процессе этой работы.
Но ведь подобный же Gedankenexperiment делает и писатель, когда пишет рассказ, повесть или роман. Его модели - художественные образы и обстоятельства, в которых они действует. То же в полной мере относится и к театру и кинематографу. Единственное - и очень интересное - отличие, что в этих экспериментах участвует и читатель и зритель. Каждый воспринимает результаты в чем-то по-своему. Это особено относится к поэзии и абстрактым видам искусства, таким как балет, музыка, абстрактная живопись. В них автор своим произведением вызывает у исполнителя и , соответственно, читателя, слушателя и зрителя его собственные мысленые образы, которые создают сопереживание, то есть собственную мысленную модель.
Так что художественное творчество очень сродни математическому творчеству. Эти виды творчества - мысленное экспериментирование в чистом виде.
Ну и что, спросит скептический читатель? Ничего, просто интересно. Например, это, возможно, объясняет, почему нам иногда очень хочется послушать оперу Моцарта или ноктюрн Шопена, а Моцарту хотелось написать эту оперу или Шопену написать этот ноктюрн. Или что мы видим, когда смотрим на Мону Лизу Леонардо да Винчи, и почему Леонардо да Винчи написал это так как написал, сделав для этого множество этюдов.