Аннотация: Склонность людей к вере в Бога, возможно, является побочным результатом действия врождённого инстинкта, полезного для выживания новорождённого младенца
.
- Скажите, бог есть?
- Нет.
- А когда будет?
Из анекдотов
--
- Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
А.С. Грибоедов. Слова Чацкого, 'Горе от ума'
- Задача у музыки - такая же, как у религии: вносить в душу
Если конец 18-го (начиная с французских энциклопедистов и отцов-основателей Соединённых Штатов Америки), 19-е и 20-е столетия были, в духовном отношении, веками просвещения, эпохами духовного раскрепощения от религии и расцвета атеизма и секуляризма, конец 20-го - начало 21-го века, века высоких технологий, ознаменовано триумфальным религиозным 'реваншем'. Особенно это заметно в странах, переживающих социальную ломку, таких, как страны бывшего Советского Союза и страны третьего мира и ислама.
.
В России после развала СССР религиозная реставрация носит характер пандемии. Народ массами повалил в православие, в ислам, буддизм, иудаизм, отождествляя их даже с национальным самосознанием. Посещение церкви, мечети или синагоги, крещение - у тех, кто повалил в православие, или обрезание детей - у тех, кто записался в иудеи или в мусульман, религиозный брак и похороны стали практически обязательным. Даже среди людей достаточно образованных, и в особенности людей свободных профессий, а, впрочем, и среди 'научной интеллигенции', стало модным и обязательным клясться в вере в Создателя, Спасителя, и, закатывая глаза, указывать пальцем в небо, связывая духовность и мораль с религией и церковью. А те, кто ещё сохранил какой-то пиетет к науке, но поддались стадному инстинкту, стали верить в 'Высший разум', 'Умный дизайн', 'Всеобщую программу развития', 'Атропный принцип' и и тому подобные понятия.
.
Иерархи православной церкви, мусульманские муфтии и раввины в одночасье стали частью правящей элиты России. В школах пока ещё преподают дарвинизм и не преподают прямо "закон божий", но уже обязательно "историю религий", а в некоторых регионах местные законодатели уже требуют отменить дарвинизм и ввести закон божий как обязательный предмет. С экранов телевидения, по радио и со страниц газет и книг в последние годы с раболепно-восторженным позорным участием литературного-артистического бомонда происходит постоянное массированное промывание мозгов людей в пользу религии, и, конечно, в первую очередь православия и РПЦ. Это явление хорошо заметно и в русскоязычной эмигрантской среде во всех странах.
.
.
В чем причина этой обвальной религиозной реставрации? Почему люди всех рас и культурных традиций так склонны к вере в какого-нибудь Бога, несмотря на то, что вся история и современная действительность с несомненностью демонстрируют, что религии требуют громадных затрат человеческого труда и кровавых и массовых человеческих жертв? Почему никому не приходит в голову верить в то, что существует банк, в котором у него имеется счет на, скажем, 100 миллиардов долларов, которыми можно при нужде воспользоваться, а в Бога охотно верят, и без особых уговоров? Почему символы веры и и сама идея Бога в разных цивилизациях, некоторые из которых не были связаны между собой, как, скажем, цивилизации майя и инков до "открытия" Америки, в общем-то, одни и те же везде?
.
Всё говорит о том, что эта иррациональная склонность людей к вере в Бога коренится в самой природе человеческой и связана с какими-то важными инстинктами, которые получили эволюционное закрепление и способствовали сохранению и преумножению человеческого генофонда.
.
Известный зоолог и популяризатор эволюционной теории Ричард Докинз (R. Dawkins) считает, что эта природная склонность связана с тем, что дети по природе своей учатся у взрослых и беспрекословно доверяют взрослым, прежде всего родителям. Это важный для выживания генетически закрепленный инстинкт. Но это объяснение Докинза нельзя считать полным. В нем отсутствует объяснение причины генезиса религиозных воззрений: дети узнают о вере в Бога от родителей, те от своих родителей и так далее, но где начало этой цепочки? Должна быть более глубокая и фундаментальная причина склонности людей верить в Бога.
.
Человеческий детёныш рождается совершенно беспомощным. Он не выживет и нескольких часов без посторонней помощи. В отличие от детенышей животных, которые буквально сразу или очень скоро после рождения способны самостоятельно передвигаться, видеть и искать источник пищи, человеческий новорожденный детёныш умеет, и сравнительно долго, до года и более, только дышать, сосать молоко, и избавляться от продуктов пишеварения. Ещё новорожденный умеет плакать. И это всё. Первое, что делает новорождённый - он начинает самостоятельно дышать и тут же начинает плакать.
.
Зачем он начинает дышать - ясно. Он лишился питания кислородом от материнского организма. А зачем он плачет? А затем, что он - ещё фактически совершенно бессознательный живой комочек с блуждающим взглядом и непроизвольными движениями конечностей - 'знает' изначально на генетическим уровне, что вне его существует кто-то, кто на этот крик откликнется, согреет, накормит, умоет, защитит. Никакой нормальный человек не может спокойно и равнодушно проигнорировать плач ребёнка. Многочисленные истории 'Маугли' показывают, что и животные этого не могут. Так проявляет себя матеп-ринский инстинкт. И этим средством ребёнок пользуется первые несколько лет своей жизни, пока не станет сознательным существом. Инстинкт поиска внешней помощи и защиты - один из самых базовых инстинктов человека. По аналогии с материнским инстинктом этот инстинкт можно назвать сыновьим инстинктом. Добавим, что инстинктивное желание плакать при стрессовых ситуациях остаётся надолго и у взрослых людей. Именно в этом свойстве и изначальном инстинктивном знании, в сыновьем инстинкте - корни и питательная среда религиозной веры в бога. Можно сказать, что плач ребёнка - это инстинктивная 'молитва'. Это значит, что люди фактически не просто верят в бога, а изначально, подсознательно, инстинктивно знают, что есть кто-то вне их, кто их лично защитит, накормит и спасёт от всех опасностей. Это и есть коренная изначальная причина склонности людей верить в 'Бога'.
.
Из этого вытекает предположение, что в человеческом мозге должен быть участок, отвечающий за этот врождённый инстинкт, порождающий религиозное чувство. Это предположение, в принципе, поддаётся экспериментальной проверке. И действительно, в печати появляются сообщения о таких проверках с положительными результатами. Любопытно, например, что в одном из таких сообщений рассказывается о результатах энцелофалографических исследованиях, которые показывают, что существует особое состояние сознания, помимо быстрого сна, медленного сна и бодрствования, Это состояние было названо в отчетах об этих исследованиях молитвенным бодрствованием, которому присущ свой ритм биотоков, ранее фиксировавшийся только у младенцев.
.
Этот инстинкт у детей в процессе обретения самосознания продолжается в инстинктивной 'вере во взрослого', на которую как на причину религиозности указал Докинз. Без этого инстинкта дети не выживут и ничему не научатся. Детям необязательно экспериментировать с огнём, чтобы узнать, что можно обжечься. Им скажет мама или папа или бабушка-дедушка или другой взрослый, на чьём попечении они находятся.
.
Когда дети вырастают, они узнают от родителей, от других взрослых, что есть православный, католический, протестантский, мусульманский шиитский, мусульманский суннитский, иудейский или какой-нибудь ещё Бог. Но точно так же они могут в одночасье и разувериться в этом, если другой авторитетный взрослый им скажет, никакого бога нет! И никакой травмы они не испытают от этого, как никакой травмы они не испытывают, когда они взрослеют и им говорят, что дед Мороз - это сказка и что новогодний подарок им купил папа. Моя жена вспоминает, что в детстве у неё была очень набожная няня, и до 7 лет она верила в бога. Как-то однажды её подружка Валя сказала во дворе, что бога нет. Она в ужасе побежала к маме спрашивать, что Вале за это будет. Но в первом классе на одном из первых уроков учительница в школе Лидия Фёдоровна сказала, что бога нет, и всё. С тех пор моя жена атеистка.
.
Но инстинктивная вера в существования Бога это ещё не религия. Религия - это форма социальной организации. Несомненно, что современные мировые религии как социальные институты берут начало в рабовладельческом обществе. Они даже сохраняют многие его атрибуты. Достаточно вспомнить вспомнить библейские истории об Аврааме и Иосифе или атрибутику и фразеологию православного христианства: верующие - рабы божьи, церковные иерархи - владыки и т.п. В те далёкие времена эта естественная изначальная инстинктивная предрасположенность людей к вере в потустороннее всемогущее существо, наряду с врождённым свойством слепо доверять старшему и более сильному, естественно же превратилась в орудие их социальной организации и подчинения. А основой приверженности людей к той или иной религии как социальному институту является, повидимому, ещё один "основной" инстинкт, стадный инстинкт. Предки современного Homo Sapience жили стаями. Сами Homo Sapience жили, а многие и сейчас живут, племенами, и стадный инстинкт был важным генетически наследуемым признаком для выживания потомства. То, что этот стадный инстинкт не исчез и сохраняется в человеческой психике, я думаю, не нуждается в особых доказательствах. Мы совсем не настолько далеко ушли в наших основных инстинктах от наших предков-приматов, как нам может казаться.
.
Вопрос "почему", с которого мы начали, в русском языке имеет два оттенка: по какой причине и зачем, с какой целью. До сих пор речь шла о том, что причина, по которой люди верят в Бога коренится в их самых базовых инстинктах. А с какой целью люди верят в Бога? И здесь ответ напрашивается: люди инстинктивно хотят вернуться в состояние младенчества, состояние полной защищённости и беззаботности: если что не так, заплакал и будешь спасен.