Как может разрешиться израильско-палестинское противостояние?
Иран и радикальные исламские группировки типа Хамаз и Хизболла считают, что очень просто: Израиль должен исчезнуть с карты мира. Так же считают многие исламские государства, хотя некоторые более умеренные в принципе согласны смириться с еврейским государством на Ближнем Востоке при условии, что наряду с ним будет создано полноценное государство "палестинского народа" в границах 1967 года. Этого же требует, во всяком случае, в своей публичной деятельности, и палестинская национальная администрация во главе с Абу Мазеном. Такое решение поддерживает и "ближневосточная четверка" (ООН, Еврорейский Союз, США и Россия), которая выдвинула концепцию "два государства для двух народов". К такому решению призывает и либеральная часть израильского общества, выдвинувшая "Женевскую инициативу".
С огромными оговорками с концепцией "два государства для двух народов" соглашается, во всяком случае на словах, и часть так называемого израильского "национально -религиозного лагеря", представляемая нынешним израильским премьер-министром Израиля Натаниягу, который, однако, на практике делает все, чтобы отдалить осуществление этой идеи. Израильский "национально-религиозный лагерь" хочет верить, что палестинские арабы в конце концов смирятся с идеей, что эта земля завещана евреям Богом, и постепенно рассосутся по соседним арабским странам. Это часть веры этих людей в Бога и приход Машиаха.
Итак, рассматриваются три решения:
- Израиль стирается с карты Ближнего Востока. Естественно, Израиль никогда не согласится с таким решением и всей своей историей доказал, что он готов бороться за своё право на существование всеми имеющимися у него средствами.
- Палестинские арабы рассасываются по арабским странам. Это решение не принимают палестинские арабы, и они тоже показали, что они не смирятся с положением изгнанного народа и готовы бороться всеми имеющимися у них средствами, включая политическую делигитимизацию и демонизацию Израиля и даже такое изобретение радикального ислама, как террор против гражданского населения и захват заложников. Практически весь мир считает эту борьбу справедливой.
- "Два государства для двух народов". Это решение фактически не устраивает ни Израиль, ни палестинских арабов и требует как от тех, так и от других болезненных уступок, на которых настаивает мировое сообщество. Под этим давлением израильское общественное мнение и умеренная часть палестинских арабов готовы согласиться на поиски компромисса, но практически обе стороны, используя любые оговорки, всячески сопротивляются попыткам международного сообщества принудить их хотя бы начать переговоры.
Но это компромиссное решения только кажется решением. Это решение в принципе не является стабильным решением. Оно не жизнеспособно. Во-первых, это не два государства для двух народов, а одно государство для арабского народа Палестины и второе государство для еврейского народа и арабского и других национальных меньшинств нынешнего Израиля (друзов, бедуинов, черкесов, самаритян и т.д.). В этом втором государстве значительная часть населения будет идентифицировать себя с арабским палестинским государством, что станет постоянным источником конфликтных ситуаций и дестабилизации. Во-вторых, вопросы безопасности двух таких государств, раздела природных ресурсов (водных, морских, морского шельфа), экологии, транспорных связей, охраны границ, доступа к так называемым "святым местам", раздела Иерусалима - все эти вопросы будут постоянным источником дестабилизирующих конфликтов, которые всегда могут привести к вооружённому противостоянию, денонсированию договоров и развалу соглашения, основанного только на "доброй воле" политических руководителей и внешнем давлении международного сообщества.
Существует ли стабильное решение проблемы?
Да. Но сначала небольшая притча.
ПРИТЧА
Были мы как-то с женой в Лозанне. Лозанна - это город во франкоязычной части Швейцарии. На улицах все надписи только на французском языке, газеты в газетных киосках, туристические буклеты в гостинницах, буквально всё только на французском. Но не на немецком, хотя немецкий язык - второй официальный язык, на котором говорит бОльшая (с ударением на первом слоге) часть населения этой страны. Так вот, зашли мы с женой в какой-то небольшой ресторанчик в центре города пообедать. Подходит официантка, женщина лет 40. Я пытаюсь с ней объясниться по-английски, и она отвечает мне по французски: "Я по немецки(!) не понимаю. Сейчас позову коллегу". Читатель может подумать, дескать, у автора такой английский. Но нет, уважаемый читатель, подошёл мужчина, и мы с ним прекрасно объяснились. И тут меня осенило: вот модель стабильного государства, объединяющая несколько малых этносов. В Швейцарии живёт несколько этносов: немцы, французы, итальянцы и ешё несколько менее многочисленных народностей. Эти этносы за пределами Швейцарии на протяжении столетий - и сравнительно недавних - ввели кровавые войны друг с другом, особенно немцы и французы. Но в Швейцарии они - в то же самое время - жили тихо и сплочённо, отстаивая её нейтралитет (и поставляя наёмников в другие страны). И не смешиваясь - если не желали - и сохраняя свои этнические корни и различия. И оставаясь патриотами Швейцарии. И не желая жить нигде, кроме Швейцарии.
Общая численность населения по оценкам 2008 года составляет 7 580 000 чел. Население самого большого по населению кантона "Цюрих" 1351 тыс. человек. Население самого маленького по населению кантона "Аппенцелль - Иннерроден" 15.6 тыс. человек. Площадь самого большого по площади кантона "Берн" 5.9 тыс. кв. км. Площади самых маленьких по площади кантонов "Цуг", "Аппенцелль - Иннерроден" и "Аппенцелль - Ауссерроден" 0.2 тыс. кв. км.
94 % населения - швейцарцы. У них нет общего языка. Самая крупная языковая группа это германошвейцарцы (65 %), затем по численности идут франкошвейцарцы (18 %), италошвейцарцы (10 %). В стране также живут ретороманцы - романши и ладины, они составляют около 1 % населения. Немецкий, французский, итальянский и романшский -официальные языки Швейцарской Конфедерации.
В ведении федеральных властей находятся вопросы войны и мира, внешних отношений, армии, железных дорог, связи, денежной эмиссии, федерального бюджета.
Все кантоны имеют свои конституции и законы. Законодательная и исполнительная власть в кантонах принадлежит большим советам (парламентам) и кантональным советам (правительствам), избираемым гражданами на срок от 1 до 5 лет. В округах (возглавляются префектом, назначаемым кантональным советом) и общинах избираются органы самоуправления - общие собрания граждан. Исполнительными органами в общинах являются муниципалитеты или малые советы, возглавляемые мэрами или синдиками.
Швейцария -высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых. Она входит в первую десятку стран мира по уровню конкурентоспособности экономики.
Согласно международным исследованиям качества среднего образования, Швейцария демонстрирует неизменно высокие показатели подготовки выпускников своих школ. В международных рейтингах лучших вузов мира Швейцария традиционно занимает 4-9 позиции, уступая лишь США, Канаде и Великобритании. В том, что касается стоимости обучения в университетах, Швейцария вне конкуренции - высшее образование в этой стране бесплатно, в том числе и для иностранцев.
Взаимоотношения между "французской" и "немецкой" частями Швейцарии являются важнейшим фактором в национальной истории. Однако, они далеки от идеала. Отношения между основными культурно-языковыми ареалами страны характеризуются наличием большого числа конфликтов и противоречий, которые, однако, не сказываются на стабильности страны.
КИП: КОНФЕДЕРАЦИЯ ИЗРАИЛЬ-ПАЛЕСТИНА
Стабильным решением палестино-израильского конфликта является единое конфедеративное, по примеру Швейцарии, государство, в котором
- Кантоны являются самостоятельными самоуравляемыми единицами, в ведении которых находятся кантональные налоги, кантональная полиция, кантональная судебная система, местный транспорт, система медицинского стахования, образование и культура, вопросы религии и её статуса. Кантоны как административные самоуправляемые единицы необязательно должны обладать территориальной непрерывностью.
- В ведении федеральных властей находятся вопросы внешней политики, обороны, денежной эмиссии, федеральные налоги, федеральная полиция, верховный суд и федеральная юстиция, таможня и охрана границ, экономическая инфраструктура, федеральный транспорт и дороги, экология и природные ресурсы, контроль за качеством товаров медицинского назначения, туризм.
- В основу федеральной конституции полагаются Закон о возвращении Израиля и соответствующий Закон для палестинских арабов. Имущественые права, связанные с реализацией этих законов решаются на основе принципа реституции, то есть возврата собственности или её денежной компенсации. Такое решение создаст юридические основания для имущественных претензий еврейских беженцев из арабских стран к странам исхода.
- Высший орган законодательной власти Федеральное Собрание, состоящее из равноправных палат Совет федерации и Совета кантонов. Совет федерации избирается всеми гражданами по системе пропорционального представительства на основе всеобщего равного и тайного голосования. Совет кантонов формируется из представителей кантонов, избираемых по кантонам. Федеральное Собрание формирует Правительство федерации и избирает Президента Федерации с представительскими функциями и Верховный суд.
- На федеральном уровне религия отделена от гусударства. Определение гражданского статуса граждан, регистрация рождений, браков, смерти являются прерогативой федеральных служб. При выборах в федеральные органы власти все граждане страны имеют равные права независимо от их этнического происхождения, пола, вероисповедания или отсутствия такового. Выборы в кантонах регулируются законами кантонов при соблюдении международных норм, связанных с правами челоека.
- Федеральное законодательство гарантирует соблюдение базисных прав человека, таких как свобода слова, собраний, выбора религиозной принадлежности или отказа от неё. Социальные права граждан регулируются и обеспечиваются законами и бюджетами кантонов при соблюдении определённых общих требований, определяемых федеральным законодательством, как например, требование обязательного медицинского и пенсионного страхования.
- Федеральное законодательство гарантирует свободу перемещения людей и товаров в пределах федерации.
Конечно, это только примерный иллюстративный перечень принципов государственного устройства, на которых может быть основано государство "Конфедерация Израиль-Палестина".
Вот "pro et contra" такого решения.
"Pro":
- Каждый этнос получает национальную и культурную автономию. На географической территории Палестины живут не два этноса, евреи и палестинские арабы. Здесь живут также бедуины, друзы, черкесы, самаритяне, а также этнические русские, украинцы, молдаване, казахи, грузины, всех не перечислить. Да и евреи евреям рознь. Есть евреи ашкеназийского (европейского) происхождения и "сефарды" - выходцы из восточных стран. Есть также выходцы из Эфиопии. Между ними существуют значительные расхождения в традициях и укладе жизни. Кроме того, большинство евреев - светские люди. Но управление многими важными аспектами их жизни в силу исторических причин узурпировали религиозные евреи и ультраортодоксы. И сами религиозные евреи тоже не едины: есть сравнительно умереные "вязаные кипы" со своими раввинами, есть отдельные ашкеназийский и сефардский главный раввины, которые осуществляют своеобразное "самоуправление" этой частью населения.
И палестинские арабы тоже разные. Арабы в Газе и арабы Западного Берега Иордана, мусульмане и христиане, сунниты и шииты. И все между собой постоянно ссорятся, иногда до смертоубийства, как Хамас с ООП.
В едином государстве каждая народность, этническая или религиозная общность имела бы свой кантон. Был бы кантон "Гуш Дан" (большой Тель Авив) и кантоны ультраортодоксов "Бней Брак" и "Меашиарим", кантоны поселенцев Иудеи и Самарии, и кантоны арабов и друзов Галилеи, кантоны бедуинов Негева, кантоны "Западный берег" и "Газа" для палестинских арабов и т.д. Неизбежные трения и конфликты между евреями и арабами, а также между другими этническими и религиозными группами переносятся в другую плоскость и могут решаться так же мирно, как решаются противоречия между немецко-язычными и фанко-язычными гражданами Швейцарии.
- Решается проблема поселенцев: она переводится из политический и религиозной в юридическую плоскость имушественного права.
- Решается "проблема Иерусалима". Иерусалим является столицей конфедеративного государства, образует отдельный кантон, как округ Колумбия в США или Женева в Швейцарии, с еврейским светским, религиозным и арабским самоуправляемыми округами. Такой Иерусалим мог бы также стать местом пребывания всемирных органов, наподобие Женевы.
- Конфедерация Израиль-Палестина как единое государство получает полное международное признание, в том числе арабских и мусульманских стран. Коренным образом меняется политическая ситуация на Ближнем Востоке. Международный терроризм и исламский фундаментализм теряют значительную часть своей мотивации и питательных корней. Открываются возможности создания общего рынка и экономического расцвета стран Ближнего Востока и позитивные перспективы "арабской весны".
"Contra" :
Возможно, евреи-сионисты сочтут эту идею предательством "сионистской мечты", хотя на самом деле это и есть полное и бесконфликтное осуществление мечты о самостоятельной государственности еврейского народа. Религиозные сионисты, повидимому, отвергнут эту идею с порога как противоречащую их мессианским убеждениям. Здесь никакие разумные доводы не помогут. Но не исключаю, однако, что при желании их раввины могут найти такое толкование Торы, которое оправдает эту идею в их глазах. В конце концов это их профессия - примирять Тору с реальной действительностью. Других доводов против я не вижу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Единое конфедеративное государство для всех народов проживающих на географической территории современной Палестины - единственное стабильное решение проблемы их общежития и выживания. Альтернатива ему - та, о которой говорится в эпиграфе.
Странно, что такой, в общем-то достаточно очевидный, вариант решения даже не рассматривается. Возможно, тому есть веские причины, которых я не знаю. А кто-нибудь знает?