На московское радио каждую неделю стали приходить письма
от какого-то слушателя с просьбой чаще передавать песни в
исполнении хора имени Пятницкого. Решили пойти
познакомиться с таким почитателем хора. Пришли, спрашивают:
"Расскажите нам, пожалуйста для радиослушателей, почему Вы
так любите хор имени Пятницкого"
- Вы знаете, отвечает гражданин, - у меня соседи за
стенкой имеют привычку очень громко включать радио и не
дают мне спать. Но когда вы передаете песни в исполнении
хора им. Пятницкого, они радио выключают, и я хоть немного
могу отдохнуть.
Старый анекдот
Вообще-то особых причин любить шабат у меня нет. Во-первых, как всем известно, многие неожиданные неприятности, например, прорыв труб в квартире, поломка душ-шемеша с протечкой воды, поломка унитаза, острая зубная боль, высокая температура у ребёнка и т.п., происходят как правило именно в шабат ли в его канун. И это не только моё наблюдение. Недавно по 9 каналу (Израиль плюс) передавали репортаж с ремонтного завода ВВС Израиля, и интервьюируемый инженер сказал, что наиболее часто непрятности с техникой, требующие срочного вмещательства, происходят накануне шабата. Конечно, наука этой связи шабата с разными неприятностями не допускает, но против экспериментальных фактов не попрёшь.
Ну а то, что в щабат обшественный транспорт verboten! У меня есть один знакомый, он живёт в Петах-Тикве, а его престарелая тётя, которая его вырастила, жила в Натании. Сейчас её уже нет в живых. А когда она была жива, он не мог достаточно регулярно навещать её, так как по будням он в поте лица добывал свой хлеб насущный, как нам завещал, согласно "книге книг", Господь Бог, а по выходным в шабат не мог поехать иначе как на такси, на что он не успевал заработать. А то, что в шабат невозможно навестить родственника или друга в больнице в другом городе, это как? В шабат закрыты даже аптеки, и во многих городах, как например, в таком большом городе как Кфар Саба нет дежурной аптеки, и на закрытых на замки аптеках нет никакого указания, где, каком городе в случае острой надобности, найти дежурную аптеку. И не говорите мне, как ответил на подобную жалобу одного радиослушателя небезизвестный ведущий Гайд-парка на радио Рэка Александр Дов, мол, что вы жалуетесь, купите машину! Прямо как королева Франции Мария-Антуанетта: "У народа нет хлеба? Так пусть кущают пирожные!" Для Марии Антуанетты это закончилось очень плохо.
А вот ещё один пример,почерпнутый также из репортажа по 9 каналу (Израиль плюс). Оказывается в израильской армии служат около 5 тысяч солдат-одиночек, у которых в Израиле нет родственников. Для их отдыха сушествуют дома солдата, где они могут провести время в увольнении, например, в щабат. Но в шабат в этих домах солдату нельзя достать поесть что-нибудь. Ни кафе, ни закусочные, ни магазины не работают, соблюдая пресловутую "святость" щабата. Ну не дур-дом?
Мне самому несколько раз пришлось вкусить прелести щабата. В прошлом году после серьёзной операции на деснах дантист прописал мне 8 дней пить антибиотик. А дело было в пятницу около 4 часов дня. Как раз всё закрывается на шабат. Но дантист меня утешил: "Нью фарм" (это в Кфар Сабе) работает в шабат". Оказалось, однако, что это было до недавнего времени, а после недавних выборов в новом правительстве Натаниягу пост зам-министра получил ультраортодокс Лицман. Это формально он замминистра, так как он не признаёт государства Израиль, возникший без разрешения раввинов, но фактически он министр. Так этот Лицман первым делом распорядился закрыть большинство дежурных аптек по шабатам, ибо работающие в шабат аптеки, видите ли, нарушают святость субботы. Так что я остался без антибиотика непосредственно после операции. Кончилось это тем, то через полгода инфекция возобновилась, и мне пришлось вырвать зуб и установить мост, с соответствуюшими затратами, естественно.
А пару месяцев назад моя жена попала в реабилитационный центр после тяжёлой операции, и я навещал ее там каждый день, так как она нуждалась в индивидуальном уходе. Так вот по пятницам вечером и субботам утром мне пришлось топать туда и обратно пешком 6 км: во славу шабату автобусы не работают. У меня было каждый раз больше часа, чтобы в мыслях благодарить эту публику. что заставляет меня блюсти эту, с позволения сказать, еврейскую традицию. Вы догадываетесь, дорогой читатель, какими словами я их благодарил.
С незапамятных времён враги Израиля использовали шабат для нападений. Вот что пишет, например, Иосиф Флавий (Иосиф Флавий, Иудейская война, Москва-Иерусалим, 1996б стр. 28):"... Римляне никогда не достигли бы цели своих усилий, если бы Помпей не воспользовался субботами, во время которых евреи, как это предписывается их верой, не принимаются ни за какую работу. Именно в течение суббот он и воздвиг свои земляные сооружения, удерживая при этом своих людей от вооружённых столкновение, - ведь евреи сражаются в субботу только в целях самозащиты..."
Этот шабатный запрет уступает по абсурдности и вредности только Йом Кипуру, когда и торговля, и работа и транспорт, даже частный, запрещёны напрочь. И если у Вашей жены или дочери или невестки, дорогой читатель из Израиля, в этот день случатся роды и нужно будет её срочно везти в больницу, я вам не завидую. А это случается каждый год с десятками женщин. А "война судного дня"? Сколько жизней и материальных ресурсов Израиль потерял в первые дни этой войны, начатой врагами Израиля намеренно именно в Судный день!
Абсурдность этой "основной еврейской традиции" совершенно очевидна и имеет только один единственное объяснение: евреи должны знать и никогда не забывать, кто в лавке хозяин! Хорошо ещё что эти хозяева сейчас не следуют точно требованиям Танаха. Вот что сказано в Танахе:
32. Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы.
33. И привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу.
34. И посадили его под стражу, потому что не было ещё определено, что должно с ним сделать.
35. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побъёт его камнями всё общество вне стана.
36. И вывело его всё общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею.
Танах, Числа. Глава 15.
Так что, сами посудите, за что мне любить шабат?
Но одна причина любить шабат таки есть. Дело в том, что русскоязычная радиостанция "Радио РЭКА" очень соблюдает шабат. Поэтому все ее профессиональные евреи типа Цви Патласа, Ефима Свирского, Софьи Рон, Наталии Кравчик, Баруха Полонского и им подобных в шабат не работают. Дай им волю, они бы запретили вещание по шабатам вообще. Первая программа телевидения таки "как бы" не работает: работает на арабском. Но тут такой трюк, конечно, нереален. И вот в эфир выходят приличные люди и дают нормальные передачи, как например, "Шабат бабокер" Рафаэля Рамма, литературные передачи Йоси Тавора, неплохие детские передачи, музыкальная передача для солдат, "Восемь с половиной" Игоря Губермана и Александра Окуня, "Джазовая палитра". Впрочем, последние две уже, к сожалению, сняты. Так что всю неделю у меня уши вянут, а в шабат я таки немного отхожу душой.