Йоффе Виктор Фроевич: другие произведения.

Швейцария в мае

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 04/04/2010.
  • © Copyright Йоффе Виктор Фроевич (victor.yoffe@gmail.com)
  • Обновлено: 03/07/2009. 10k. Статистика.
  • Впечатления: Швейцария
  •  Ваша оценка:


    ШВЕЙЦАРИЯ В СЕРЕДИНЕ МАЯ

       Люцерн и окрестности
       К Люцерну я несправедлив, потому что это мой любимый город в Швейцарии. Например, Берн тоже красив, но там нет гор и озера, в Женеве нет крепостной стены с башнями, а Цюрих вообще мало кто любит.
       Вблизи Люцерна три высокие горы. На Титлис поднимаются в таком круглом крутящемся подъёмнике, ротэйре, и после обеда это не рекомендуется, поскольку на гору спускаются тучи, ничего не видно и непонятно, за что деньги платили (я как-то получил жалобу на эту тучку). Зато там можно большую часть года кататься на санках (не все это знают). На Риги я не был. А вот на Пилатус (в честь Понтия Пилата, который, как говорят, в почтенном возрасте поехал в Швейцарию покататься на горных лыжах, да и помер, а поскольку страховка не предусматривала доставку тела на родину, возле горы его и похоронили) сейчас поднялся на знаменитом зубчатом поезде, самом крутом в мире (до 48%). Окна были распахнуты, и трава, мимо которой мы медленно ехали, была такой душистой, что будь я коровой - так бы и лопал её! Собственно, именно это местные коровы и делают. У нас тоже коровы здоровы, но, конечно, такой цвет морды - то что называется кровь с молоком - можно приобрести только гуляя по лугу, а не переминаясь с копыта на копыто в коровнике.
       В старину, когда коров ещё не разводили, на Пилатусе кормились местные драконы, весьма добродушные. Последний раз живого дракона видели в 1421 году (задокументировано), а в мае 1499 сильная буря сбросила дракона (того самого либо другого) в Люцернское озеро, и его выудили оттуда со сломанными крыльями. Ну, естественно, коровы драконов объели, и те мало-помалу вымерли.
       Скромный отель, где я остановился, был напротив панорамы Бурбаки, так что я туда зашёл - ну типа Севастопольской, только поменьше, да и разоружение французов в 1871 году - не Бог весть какое событие. Рядом знаменитый лев, которого впервые увидел ночью - куда как больше впечатляет, чем днём. А днём снова подошёл туда и был посрамлён - я обычно, если с туристами, читаю им выдержку из Марк Твена, а тут немецкая группа и - здрасте! - гид по-немецки цитирует Твена. Я-то думал, что один такой образованный... Над отелем высилось самое видное здание Люцерна, естественно, страховое общество. А если от Панорамы подняться 200 ступенек, то попадаешь в рай - я этого не знал, просто решил посмотреть монастырь капуцинов, а оказался в дивном саду, где цвела сирень, каштаны и прочие разные цветы, стояли изящные особняки, и все прохожие со мною здоровались: чужие тут явно не ходили.
       Городскую стену по-прежнему чинят, и ходить по ней нельзя. Роскошную виллу Гуч на пригорке купил какой-то богатый русский. В музее фонда Пикассо есть прекрасные картины этого самого Пикассо и неплохие импрессионисты. Концертный зал KKL прекрасен, но местный оркестрик так себе, играли бы лучше на трембитах и на пиле. В субботу по всему центру окрестные селяне торговали всякими вкусностями, а на площади возле церкви св. Франциска (Люцерн город католический) собрались несколько десятков горожан, одетых в средневековые костюмы, и им это очень шло. Швейцарские ребята вообще как на подбор - стройные, широкоплечие, недаром сотни лет служба в армиях всей Европы была основой национального дохода.
      
      
       Французская Швейцария
       Хочу похвалить швейцарский транспорт.
       Для поездки я обзавёлся недельным проездным. Это местное чудо, избавляющее вас от всевозможных забот. Билет включает не только железные дороги, но и катера, автобусы, троллейбусы, фуникулёры, лифты и даёт бесплатный вход в музеи. На всех автобусных остановках установлены электронные табло, где указывается время, остающееся до прихода автобуса. Самое интересное, что, несмотря на пробки, все автобусы приезжают точно по времени (наверное, маршрут хронометрировали, прежде чем внести данные в память). О поездах и говорить не приходится - однажды из-за погрузки большой группы с чемоданами поезд вышел на 5 минут позже, так дежурный несколько раз извинился, а в пути время быстро нагнали. Кстати, детям проездной бесплатно. Одним словом, отношение к транспорту трепетное, и недаром музей транспорта в Люцерне - один из самых посещаемых.
       После замечательной прогулки на катере по Фирвальдштатскому озеру (входит в проездной) я на скором поезде (есть и так называемый "панорамный", который идёт через красивейшие перевалы вблизи Интерлакена, но уже не хватало времени) приехал в Лозанну. Это маленький город, но там есть подземный трамвай. Говорят в Лозанне по-французски, и из прочих городов она больше всего напоминает Квебек-сити. Весь центр расположен между внушительным собором и церковью францисканцев, и для его осмотра достаточно полутора часов. Компанию мне составили, среди прочих, две милые таиландки: оказывается, нынешний таиландский король учился в Лозанне, и посещение этого города считается в Таиланде очень патриотичным деянием, о котором впоследствие упоминают в светских беседах. При входе же в отель я удостоился лицезреть, наверное, всю еврейскую общину Лозанны: там отмечали бармицву, и присутствовало сотни полторы гостей; думаю, если кого из наших не пригласили, то он того и не заслуживал. Настоятельно рекомендую отель "Лозанна Палас и СПА" посторойки конца XIX века в стиле пошлой буржуазной роскоши. Утром, перед завтраком, я был сперва единственным посетителем СПА (затем присоединилась ещё пара гостей). Как можно не воспользоваться случаем и не покайфовать в ТАКОМ СПА (хотя бы и за счёт лишних получаса сна) - для меня загадка.
       Программу следующего дня определили мои швейцарские коллеги по своему вкусу, мне оставалось подчиняться. Сперва это был музей Олимпийского движения (его штаб в Лозанне) - любопытно, но не более. У входа установлена на довольно большой высоте планка для прыжков; я так понял, что кто перепрыгнет, входит в музей бесплатно (у меня, как помните, был проездной). Затем поехали дегустировать вино в Ляво. Надо сказать, что белые швейцарские вина заслуживают похвалы, и я все дни пил их не менее литра в день, а уж в фамильном хозяйстве, существующем с 1532 года (на всех бутылках приводится перечень 12 владельцев, большинство из которых даже в тяжёлые времена заката феодализма ухитрились прожить более 90 лет) было что попробовать и купить. В винном погребе почему-то стоял рояль, обутый в здоровые сапоги.
       Затем мы побывали в доме Чаплина в Веве, где нам долго объясняли, какой замечательный туристический центр тут планируют создать (работы поручены китайцам), а тем временем на лужайку перед домом приземлились вертолёты, доставившие нас на ледник на высоту 3 километров. Там я попробовал свои силы в пилотировании бобслея на километровой трассе, а затем мы спустились по канатной дороге в Гштадт, откуда поехали в Монтрё в особом вагоне, выдержанном в стиле "арт деко".
       Монтрё - это просто очень красивый курортный посёлок на берегу Женевского озера (Боже вас упаси так его назвать, исключительно "Лё Леман"), с чудесной променадой вдоль берега. Летом там знаменитый джазовый фестиваль. Неподалеку Шийонский замок (один из символов Швейцарии), прославленный Байроном (помню, моя учительница английского заставляла учить наизусть отрывок из поэмы о Бониваре). Самым интересным объектом в замке была очаровательная гидесса Дарья русского происхождения; не пропустите и небольшую экспозицию на втором этаже, посвящённую средневековым туалетам (в смысле, отхожим местам).
       В последний день своего пребывания я в течение минуты зарегистрировался на вечерний полёт из Цюриха в здании вокзала Монтрё, сдав чемодан и получив посадочный талон (ещё одно местное чудо), и сел на поезд, сам ещё не зная точно, куда ехать. Время было раннее, и решил погулять по Женеве, где не был много времени. Женева разделена на несколько частей, из которых, конечно, интересны Старый город, где собор и прекрасный городской музей в старинном здании, а также огромный парк с мемориалом - "протестантской стеной". В моих глазах Кальвин - ещё тот сукин сын, сжёгший на кострах больше людей, чем вся испанская инквизиция; при нём за смех на улице или за изящное платье обвиняли в ереси, а вот поди ж - у швейцарцев он по-прежнему в чести.
       По пути в Цюрих я на два часа остановился погулять во Фрибурге. Это очень красивое место. Двух часов хватило на Верхний город с могучим собором, но, конечно, хотелось бы побродить и по Нижнему городу, где крепость, монастырь и средневековые кварталы. А сколько красот открывается по пути - из поезда видишь во сто крат больше, чем при поездке по шоссе.
      
       СПРАВОЧНАЯ ЧАСТЬ.
       Как и в большинстве европейских стран, овощи и фрукты дороже, чем у нас, зато свежая говядина и сыры в два-три раза дешевле наших продуктов аналогичного качества (разве что без печати кашрута). Естественно, привёз много сыров (в основном, французских). Хорошее местное белое вино ок. 60 шекелей бутылка, не экспортируется. Неожиданно попал на великолепные испанские вина 10-12-летней выдержки по смешным ценам (к нам не ввозятся). Бензин дешевле, чем у нас. Книги дороговаты. Евро принимают почти везде, нет особого смысла специально покупать франки. Швейцарец, приехавший из Цюриха в Лозанну, скорее будет там говорить по-английски, нежели по-французски, хотя немецкий, кажется, понимают все (у них немецкий - это диалект, я в него врубался с трудом). Итальянский, кроме области Тичино, нигде не знают, толку от него в Швейцарии мало. Моё желание купить в Люцерне французскую "Трибюн де Женев" (поскольку там обо мне написали) было воспринято как чудачество - кто в Люцерне читает по-французски?! Так что не очень-то верьте байкам о четырёх государственных языках в Швейцарии.
      
  • Комментарии: 1, последний от 04/04/2010.
  • © Copyright Йоффе Виктор Фроевич (victor.yoffe@gmail.com)
  • Обновлено: 03/07/2009. 10k. Статистика.
  • Впечатления: Швейцария
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка