Юхвидин Павел Анатольевич: другие произведения.

Излучения гнесинской педагогики

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Юхвидин Павел Анатольевич (clarinette@rambler.ru)
  • Обновлено: 07/07/2014. 4k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметка о вечере выпускников разных лет Музыкальной Академии имени Гнесиных, работающих в Израиле


  •    Павел Юхвидин
      
       ИЗЛУЧЕНИЯ ГНЕСИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
      
       Все же, это весьма символично, что выпускники высшего музыкального заведения, основанного 70 лет назад дочерью ростовского раввина Фабиана Гнесина, 70-летней Еленой Фабиановной, и ставшего "второй консерваторией Москвы", оказались активнейшими, деятельными и плодотворными музыкантами-педагогами Израиля. Конечно, в стране успешно работают - выступают и преподают - воспитанники всех славных советских музыкальных вузов - Ленинграда и Новосибирска, Минска и Баку, Саратова и Одессы, Тбилиси и Риги. И, разумеется, "первой" консерватории Москвы. Всего к началу 90-х годов на территории СССР-СНГ было 38 высших музыкальных учебных заведений - консерваторий, институтов искусств, музыкально-педагогических институтов (так, по образцу гнесинского, назывались вузы Ростова и Донецка). Нынче большинство институтов (начиная с самой Гнесинки) переименовано в академии музыки - в Уфе, Красноярске, Ростове, Владивостоке. Открылись новые академии в Магнитогорске и Тольятти, в академии преобразованы бывшие институты культуры Челябинска и Краснодара.
       Однако, именно воспитанникам той самой "второй консерватории Москвы" имени Гнесиных, созданной в тяжелый военный 1944-й год, принадлежит особая роль как в становлении советского музыкального образования, так и в израильской музыкальной жизни. Гнесинские выпускники распределялись по всей огромной стране - в училища Южно-Сахалинска, Кызыла, Норильска. А потом их лучшие ученики поступали в столичные вузы. Во вновь открывавшиеся в 60-70-х годах институты - в Уфу, Астрахань, Фрунзе, Владивосток, Красноярск - гнесинские воспитанники сразу со студенческой скамьи направлялись целыми выпусками. Так, в Уфимский институт искусств (нынче Уфимская Академия музыки, в минувшем году отметившая свое 45-летие) прибыли пианисты Фаина Айзенберг, Вадим Монастырский, скрипачка Майя Геллер (ныне все в Израиле) и еще полтора десятка молодых музыкантов.
       Это и способствовало, как видно, особой сплоченности и организационным навыкам "птенцов гнезда" Елены Фабиановны и ее сестер (ведь еще за полвека до создания института сестры Гнесины основали в Москве музыкальную школу и училище). И вновь, как и раньше в СССР: гнесинцы преподают во всех консерваториях Израиля от Кацрина до Йерухама, и их одаренные ученики поступают в Академии Тель-Авива и Иерусалима.
       Наверное, поэтому только гнесинцы раз в пять лет проводят серии концертов-встреч. Установился даже особый ритуал этих встреч: каждый участник рассказывает о своих педагогах (специального, камерного и других классов), об особенном гнесинском духе, о себе и своей работе в последующие годы. 10 лет назад такой концерт состоялся в Иерусалиме, 5 лет назад - в Беер-Шеве по инициативе Фаины Айзенберг. В нынешнем юбилейном году (70 лет Академии имени Гнесиных и 140-летие со дня рождения ее первого директора Елены Гнесиной) цикл концертов начался в Ашдоде по предложению пианистки Янины Кудлик. Что тоже символично - именно Ашдод сейчас становится одним из главных музыкальных центров страны и, заметим, во многом благодаря энергии и таланту Янины Кудлик. Ее выступление в дуэте со скрипачом Мишей Лернером и оказалось центральной частью ашдодского вечера, "концертом в концерте". Вообще преобладали дуэты: вечер открылся сонатой Моцарта в исполнении скрипача Арика Кобылянского и пианистки Марины Каминкер, с ней же, Мариной Каминкер скрипачка Софья Пиковская играла Сюиту Шнитке. Виолончелист Наум Регев с пианисткой Лией Левит открыли особые грани в музыке великих евреев XIX-XX столетий - Мендельсона и Блоха; кларнетист Владимир Фридман - Бени Гудмена. Стержневыми фигурами вечера стали Фаина Айзенберг (она вела встречу совместной с Яниной Кудлик), представив, как всегда, разножанровую программу, и музыкант редкой одухотворенности (гнесинская школа!) Марина Каминкер. Новое поколение гнесинцев олицетворяла блестящая пианистка Диана Лифшиц, выпускница 2007-го года и новая репатриантка. Завершал программу ашдодского вечера замечательный композитор и пианист Юрий Поволоцкий, чья трагедийно-ироническая и лирико-юмористическая амбивалентность восходит к клезмерскому гротескному трагизму, отшлифованному полифонической школой Генриха Литинского. Но это не завершение, а начало юбилейных встреч: концерты гнесинцев нынешней весной состоятся в разных городах страны.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Юхвидин Павел Анатольевич (clarinette@rambler.ru)
  • Обновлено: 07/07/2014. 4k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка