Только что посмотрел "Мастера и Маргариту". Разочарован.
Более подробную рецензию напишу, когда соберусь с мыслями.
Но вот первое впечатление -- страшно не понравился Басилашвили в роли Воланда. Он у него получился каким-то Антибиотиком, Крёстным Отцом, с плохим чувством юмора и безграничным высокомерием, излишней вальяжностью.
Бегемот тоже подкачал. Во-первых, "обоятельный" не означает урковатый, каким он выведен в сериале. Во-вторых, у Булгакова он был худеньким юношей: "Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы,
теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны." А Александр Баширов играет Бегемота блатным мужичком средних лет.
Москвичи тоже получились очень похожими на жителей столицы 70-х и 80-х г.г., но никак не 30-х. Впрочем это меня не слишком огорчило бы, если весь фильм был бы выдержан в таком "маскарадном" виде.
К сожалению Бортко решил почему-то очень серьёзно отнестись к язвительным булгаковским сведениям счётов с ненавидимыми им литераторами. Вовсе не политическая сатира делала роман интересным. В фильме же на ней не только сосредоточено основное внимание, но и привнесены дополнительные новейшие штампы. Например, Гафт в роли "Берии". Кроме того произведены замены в тексте, совершенно не нужные, необходимые лишь для ещё большего заострения этой темы.
Вот диалог на Патрирших. У Булгакова читаем: "Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в
Соловки!" -- совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич." В фильме: "Взять бы этого Канта, да отправить года на три в лагеря!"
Всё это очень портит постановку. В ней уже не чувствуется глубины "Идиота". Это, скорее, неплохо сделанная "аудиокнига".