Бужор Юрий: другие произведения.

Беноццо Гоццоли в Сан-Джиминьяно

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 29, последний от 20/11/2015.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 04/04/2020. 13k. Статистика.
  • Эссе: Италия
  • Иллюстрации: 4 штук.
  • Аннотация:
    В апреле у меня будет группа гимназистов, лет по 18. Молодые люди произошли от русскоязычных родителей и русский язык не забывают. Они хотят чтобы экскурсии в Италии были на русском языке. Это приятно. Их педагог позвонила и попросила заранее перенести что-то из экскурсий в некий текст, чтобы им потом было легче воспринимать информацию на месте. Это тоже приятно, видны обстоятельность и серьезность намерений. Кое-какие тексты есть уже, но экскурсию в августинский монастырь Сан-Джиминьяно я излагаю здесь впервые. Если у вас под рукой имеется читатель примерно такого же возраста или дитятко помельче, может, ему будет тоже любопытно глянуть.

  •  []
      Этого молодого человека зовут Беноццо Гоццоли, Беноццо "Зобатый".
      
      У художников были прозвища: Веронезе - "веронец", Тинторетто - "красильщик", а настоящие фамилии мало кто помнит. Вот, правда, к Леонардо и Микеланджело прозвища не приставали почему-то. Все их звали просто по именам. Вообще-то единственный источник, на который мы опираемся в случае с Гоццоли - это "Жизнеописания" Вазари. Во всех нотариальных записях фигурируют нормальные имя и фамилия - Беноццо ди Лезе, сын уважаемого портного в богом забытой тосканской деревеньке, перебравшийся со всем семейством во Флоренцию, когда ему было 6 лет. Там он и попал в ученики не кому-нибудь, а самому великому Фра Анжелико.
      
      Человек на автопортрете придает себе важный вид. Он курнос и ушаст, но далеко не дурак и всегда по жизни готов к отпору. Никакого зоба не просматривается.
      
      Тем не менее мы верим биографу. Вазари не был гением, как его великие предшественники и современники, он был просто хорошим художником, скульптором и архитектором. Но обладал редчайшим качеством, особенно для человека творческого - он не был завистлив. Хвалил подробно и со знанием дела, критиковал неохотно, скороговоркой. Никаких причин нелестно отзываться о Гоццоли у него не было. Возможно, это из-за отца; заболевание щитовидки могло передаваться по наследству. Беноццо не унаследовал недуг, но унаследовал прозвище. А, может, молва приписала мастеру некую "толстошеесть", имея в виду его воловью работоспособность?
      Эта работоспособность выражалась в огромном количестве персонажей, которыми он заполнял свои фрески и картины. Да, он не всегда был безупречен, какие-то ошибки в пропорциях, еще что-то. Но нет и намека на незавершенность, поспешность. Поистине, он работал, как вол. При этом вдохновение многажды снисходило на него. А что не все слышали - так что же, автор этих строк тоже не родился со знанием того, кто такой Гоццоли.
      
      Давайте заглянем в церковь Святого Августина в тосканском городке Сан-Джиминьяно, где Беноццо трудился над циклом фресок о жизни и деятельности блаженного Августина. Эта работа заняла целых три года. Но пока что речь пойдет о фреске с изображением Святого Себастьяна, на которую художник отвлекся, когда над Сан-Джиминьяно нависла угроза чумы и он получил дополнительный внеплановый заказ.
      
      Почему нужно было изображение именно Святого Себастьяна?
      
      Этот римский легионер, принявший запретное при императоре Диоклетиане христианство, был казнен дважды. Сперва его расстреляли из луков, однако одна вдова по имени Ирина выходила его. Затем мученика забросали камнями. Себастьяна часто изображают пронзенным стрелами. Таким мы видим его, например, на картинах Тициана (Эрмитаж) или Мантенья(Лувр). Но стрела в средневековой Европе была символом чумы. Если этот Себастьян уберегся от стрел, то кому же молиться о спасении от чумы, как не ему?
      
      Эпидемиологи знают, что чума, собрав свой страшный урожай, когда треть населения в той или иной местности, а когда и больше, затем как-то сразу прекращается. Всё, люди больше не умирают. У эпидемиологов свое объяснение, а у верующего человека однозначно своё. Чума божье наказание. На небесах сочли наказание соразмерным вине и прекратили его. Идите и больше не грешите.
      
      Стрела - это, конечно, аллегория. Кошки, да, обычные кошки; наоборот, крысы, что ближе к реальности; открытая в 1894 году маленькая мерзкая палочка Jersinia pestis - верующему не так важно, что именно переносит на людей божий гнев. Важны причина гнева - грех и источник гнева - Бог.
      
      Обратимся к фреске.
      [] 
      Наверху мы видим Бога - Вседержителя, который разгневался на людей и насылает на них стрелы - чуму. За людей заступаются избранница Бога-отца Мария и Его сын Иисус. Мария изображена с обнаженной грудью. В этом, разумеется, нет ничего сексуального, эта грудь вскормила Спасителя человечества. Но по тем временам такое изображение было необычно.
      
      Богородица слегка поддерживает грудь, это как бы напоминание о некогда выполненной ею божественной миссии.  По правую руку от Бога-отца - Иисус Христос. Он тоже просит Отца сделать для людей снисхождение. Рана на груди - свидетельство того, как он пострадал на кресте. Эту рану нанес ему римский воин, желая убедиться, что Иисус мертв.
      
      Но Вседержитель неумолим. Его гнев не знает удержу. Люди будут наказаны. Он насылает на них стрелу за стрелой.
      
      Святой Себастьян сосредоточенно молится. Но его молитвы не обращены на самый верх. Что толку, если даже такие высокие инстанции, как сын Бога и тоже Бог Иисус и мать Иисуса не в состоянии заступиться за людей.
      
      Себастьян обращается к ангелам. У него свои люди среди ангелов. Свои люди - так говорят по-русски не в прямом, а в переносном смысле. Имеются в виду добрые и давние знакомые, с которыми вас связывают не только деловые отношения, и вы можете, если будет очень нужно, обратиться к ним и с личной проьбой. Конечно, ангелы не люди, но этот переносный смысл в данном случае подходит. Порой очень важные вопросы решаются не в больших кабинетах или даже вовсе не в кабинетах, а где-нибудь в кафе в дружеском разговоре. Наверное, это не очень правильно, но что делать, жизнь есть жизнь, бывает и так.
      
      Потихоньку от всеведущего, казалось бы, Господа ангелы ломают стрелы. Божий гнев минует людей. Они не заразятся и не умрут.
      
      Внизу спасенные. Посмотрите на их лица. Это не плоскостной канон Средневековья, а высокое Возрождение. На всех лицах написаны благолепие и благодарность, но в то же время каждое лицо совершенно индивидуально. Если у вас хватит воображения, вы можете пофантазировать о характере каждого человека, его привычках и так далее.
      
      Нелишне будет отметить, что чума миновала Сан-Джиминьяно стороной.
      
      В XV веке люди смотрели на картины и фрески, как на чудо. Им и в голову не могло прийти, что когда-нибудь изобретут фотографию и так, как в жизни, станет неинтересно. Но у великих мастеров никогда не было все так, как в жизни. Фреска Гоццоли тому неоспоримое свидетельство. Разве, создавая её, художник копировал действительность? Да и хорошая фотография её не копирует, если вдуматься. Любое высокое искусство - это всегда как-то "не так". А вот как не так - гении знают.
      
      Пройдет не одна сотня лет, и разовьется целое направление в живописи - сюрреализм. Это, например, Дали, Магритт - фантазия этих художников станет безудержной.
      
      Но вернитесь снова в XV век - какой же безудержной казалась современникам Гоццоли его фантазия. Не могут же, в самом деле, ангелы действовать вопреки воле Божьей. И какие еще там на небесах разногласия в составе святой Троицы? Как бы не угодить за такую явную ересь в лапы инквизиции. Но, к счастью, какой-нибудь глупец-фанатик в Сан-Джиминьяно не объявился; нам ничего не известно о претензиях такого рода к живописцу.
      
      Хотя...Присмотритесь, какое-то не слишком сердитое лицо у Бога-отца при такой несговорчивости. Да уж и не прячет ли Он улыбку, будучи в курсе того, что происходит на самом деле? По логике, Он в курсе, Всеведущий же.
      
      Мастера Возрождения были работоголиками и неустанно совершенствовали свое искусство, поэтому не могли позволить себе рано умереть. Исключения немногочисленны и потому так прискорбны: Мазаччо, Рафаэль. Гоццоли умер в 1497 году, когда ему было 76 лет; это считалось долгой жизнью.
    *** 
     
    В 1280 город Сан-Джиминьяно принял под свое покровительство монахов-августинцев и пожертвовал на строительство монастыря 20 тыс кирпичей.
    В XIX и XX веках церковно-монастырский комплекс использовался как казарма, штаб фашистов-чернорубашечников во времена Муссолини и даже бомбоубежище. Сегодня здесь нет монахов. Но американские энтузиасты - члены Ордена Святого Августина поддерживают традицию. Желающих увидеть фрески Гоццоли пускают внутрь и в качестве жеста доброй воли не берут за это входную плату.
    Алтарь десакрализован, как и вся церковь, другими словами, здесь нет регулярных богослужений; поэтому мы без труда пройдем в небольшое заалтарное помещение и увидим чудо - все 16 фресок со сценами из жизни Святого Августина.
    Святой Августин родился на севере Африки в 354 г. после Р.Х. Его отец был язычник, а мать Моника - христианка. Учитывая ее роль в становлении Августина как крупнейшего богослова и философа, ее также причислили к лику святых.
    Моника переживала неверность и язычество мужа, но в конце концов перевоспитала его, и тот крестился. Когда мать узнает, что сын впал в манихейство - причудливую смесь наивного христианства и восточных верований, Августин будет изгнан из-за стола во время трапезы. Но ей было видение, что он не безнадежен и надо с ним помириться. Позднее Августин станет правоверным христианским священником, епископом Гиппо, где и умрет в возрасте 76 лет. Его учению о Граде Божьем, предопределении, первородном грехе равно следуют все христиане: православные, католики и протестанты.
    У него много лет была возлюбленная. Августину приписывают слова, обращенные к Господу: 'Боже, дай мне силы очиститься и стать целомудренным...но не сейчас, о Боже, не сейчас'. Мы должны помнить, что целибат - запрет на интимные отношения с женщиной для католических священников введут гораздо позднее. Так что Августин не столько сокрушался по поводу своей греховности (греховность все-таки имела место, раз он не женился), сколько сетовал на несоответствие практически недостижимому идеалу.
    Давайте подробно рассмотрим две фрески.
    Вдоль берега моря бредет молодой монах. Его одолевают сомнения. Он уже уверовал в Святую Троицу. Он уже осознал, что Бог-отец, Бог-отец и Бог-Дух святой - это три ипостасти единой Божественной сущности. Но можно ли это постичь разумом? Аналогия с водой, паром и льдом далеко не все объясняет, ведь ни одна из ипостасей не сводится просто к агрегатному состоянию чего-то одного и того же. Как бы не впасть в арианскую ересь - отрицание Троицы как якобы противоречия принципу Единобожия.
     []
    Он видит ребенка. Малыш играет, как все дети на берегу моря. Он вырыл небольшую запруду и переливает туда воду.
    'Мальчик, ты глупый, что ли?' - спрашивает Августин. 'Ты хочешь перелить море в маленькую ямку? Этого никто не может сделать!'.
    'Но ты же хочешь понять, как это: есть Бог-отец, Бог-cын и Бог - Дух святой, а Бог в то же время один' - отвечает ему мальчик. 'А сделать это , я вижу, тебе куда труднее, чем мне перелить море в эту ямку!'.
    Молодой монах понял, с кем разговаривает. Конечно же, ему явился Иисус Христос. Он замечает нимб над головой малыша. И у него самого над головой воссиял нимб. Монах осознал. Главное - верить. На той же фреске справа он уже ведет небольшой кружок, просвещает других монахов и правильно толкует слово Божье .
    Другая фреска - бытовая психологическая зарисовка.
     []
    Сыночка отдают в чужие руки, сейчас бы сказали - в частный пансионат. Дома какое воспитание? Мамки, няньки забалуют, а надо, чтобы человеком вырос. У нас нет сомнений, через какое место будут входить в ребенка разнообразные знания: нам для ассоциации показывают голую попу младенца. Два школяра постарше с грустью смотрят на новенького, они знают, что его ждет. Справа - помощник учителя держит розгу и готов сейчас же пустить ее в ход.
    Учителя мы обнаруживаем а нижнем левом углу. Он руками с силой разворачивает к себе лицо маленького Авгуcтина:
    'Я твой учитель, гляди на меня, не отводи взгляд, когда со мной разговариваешь!'.
    Очевидно, маленький упрямец не желал смотреть в глаза чужому. Папа и мама делают протестующие движения руками. Они, может быть, никогда не били сына, и никто другой не смел его пальцем тронуть. Но они не возразят вслух. Папа даже сжал губы, хотя ему хочется вымолвить что-то неприятное, прогнать этого небритого недоброго наставника.
    Но - не прогонит. Надо, чтобы мальчик вырос человеком.
    И ведь вырос.
    ***
    Не надо бояться слова "иллюстрация". Разве многие творения великих мастеров - не иллюстрации, например, античных мифов или Библии? Но и самая замысловатая фантазия, глубокая, допускающая различные толкования символика, перемены настроения через освещенность и игру цвета тоже иллюстративны, хотя зачастую неявным, опосредованным образом.
    Гоццоли - великий иллюстратор своего времени, его людей, тревог и идеалов. Через пять с половиной веков, люди, их тревоги и идеалы во многом, да, пожалуй, в главном, те же. Поэтому он понятен и близок нам.
  • Комментарии: 29, последний от 20/11/2015.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 04/04/2020. 13k. Статистика.
  • Эссе: Италия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка