Бужор Юрий: другие произведения.

Флоренция. Джамболонья

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 35, последний от 20/11/2015.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 17/11/2020. 9k. Статистика.
  • Рассказ: Италия
  • Иллюстрации: 6 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Продолжение темы, которой не видно и нет конца...

  •   Римляне всех вокруг завоевывали, но нашлось племя, которое оказало им сопротивление. Это были сабины. Римляне убивали сабинов, сабины убивали римлян, а толку было мало. И тогда римляне сделали мирное предложение. А давайте, сабины, соберемся, и не у вас или у нас, а на нейтральной территории, чтобы доверия больше было. Мы поляну накроем. Давайте придем без оружия, с семьями и заключим межплеменной союз, против которого не устоит никто, и мы завоюем весь мир.
      И сабины поверили. Они пришли, как вроде бы и римляне, без оружия, со своими женами и детьми. И было много хорошего вина и хорошей закуски. Провозглашались здравицы в честь вечной и нерушимой дружбы сабинского и римского народов. Но только римляне пили аккуратнее и, когда сабины были уже крепко навеселе, извлекли из-под туник свои знаменитые короткие мечи - гладиусы, которыми очень хорошо умели орудовать. После чего принялись доверчивых сабинов резать, а их жен, сестер и дочерей тащить к себе в лагерь. Женский пол брыкался и вопил, но никто их особенно не слушал. Они доставались победителям.
      То есть римляне просто-напросто снасильничали над ними? Выходит, что да.
      Это, конечно, большое хамство - вот так, без прелюдии, не спрашивая согласия. Но таковы были суровые законы того времени.
      Сабинянки сидят по углам у римлян за высокими, тогда еще деревянными стенами Вечного Города, обижаются. Но время, оно ведь все расставляет по своим местам. Мало-помалу выясняется, что этот охальник и насильник, в общем, неплохой мужик, как говорится, не пьет, не курит, все в семью. Там и детки пошли; это сближает. Проходит год за годом, и образ прежнего мужа расплывается в памяти. Вообще непонятно, была эта прежняя жизнь или только приснилась.
      И так прошло 20 лет. Уже и внуки проклевывались. Черные как смоль волосы некогда прекрасных сабинянок стали подергиваться сединой.
      Так бы все это и закончилось, но только не все сабины были вырезаны на той полянке. Кто-то не пришел, потому что не поверил, кто-то сбился с пути. Оставшихся в живых, понятное дело, объединяло одно-единственное желание - отомстить. За этот подлый обман, за поругание и насилие. Такое не забывается и не прощается. Их было мало, и выступить широким фронтом они не могли, партизанили по лесам, но все эти годы активно знакомились с девушками-представительницами других племен, чтобы поскорее восстановить популяцию, и заключали союзы с врагами Рима. У Рима всегда было много врагов.
      В конце концов им удалось собрать огромную армию, и эта армия со всех сторон обложила город. Как назло, стояла страшная засуха. Под Римом много естественных водотоков, но их откроют только через несколько веков. Осажденные мерли как мухи. Рассчитывать, что им и их домочадцам сохранят жизнь в случае капитуляции, не приходилось. То, что они учинили когда-то, не забывается и не прощается. Поэтому римлянам ничего не оставалось, как надеть доспехи, вооружиться, открыть городские ворота и выйти в поле, с тем чтобы дать сабинам последний и решительный бой. Пан или пропал, чья возьмет.
      И грянул бой. И снова они убивали друг друга.
      А почтенные римские матроны, в том числе некогда похищенные сабинянки, с высоких стен наблюдали за ходом сражения.
      Теперь представьте, что в седовласом сабине, который ведет в бой свой отряд, женщина узнает прежнего мужа. Время изменило его черты, но она узнает. А навстречу ему свой отряд ведет муж нынешний. И, может быть, они снова сходятся в единоборстве и на глазах у женшины убивают друг друга.
      Женское сердце может это выдержать? Нет, конечно.
      И тогда сабинянки применили древнее право женщин, древнюю привилегию - остановить кровопролитие. Мы знаем, что такой обычай существует на Кавказе, но, оказывается, он существует и у разных других народов. Они выбежали прямо на поле битвы и бросили между дерущимися платки. И те, повинуясь этому мудрому закону, должны были вложить мечи в ножны.
     []
      Что и было сделано. Вот тогда они и заключили межплеменной союз и не то чтобы весь мир, но значительную часть мира завоевали. Полулегендарное царство, республика, империя - режимы менялись, государство оставалось тождественным самому себе. В пору своего наивысшего могущества оно будет простираться от Атлантического до Индийского океана и от холодных вод Северного моря до знойных песков Сахары. Оно просуществует 13 веков. И это уже не легенда, а самая настоящая историческая правда.
      
      А что же наши сабинянки? Как они разобрались со своими мужьями - нынешним, прежним?
      Если бы были проблемы, мы бы о них знали. Время, оно ведь всё расставляет по своим местам. С возрастом ко многому относишься спокойнее. Разобрались как-то.
      
      ***
      Джамболонья был родом франкоговорящий фламандец. Там и выучился на скульптора. Стажировался в Риме, два года учился у Микеланджело. Во Флоренции обытальянился, отосканился, забыл свой родной язык.
      Великий мастер маньеризма. Это не плохое слово, маньеризм - не манерничанье. Хотелось придать изображениям особую выразительность, драматизм, сделать красиво. Некоторая картинность, отстраненность - пожалуй. Холодноватость линий, которые сегодня могли бы назвать гламурными - не без этого. Демонстрация виртуозности - есть такое.
      Но - великий. Поэтому все эти измы отходят на второй или третий план, а мы, затаив дыхание, любуемся "Похищением сабинянок" - одним из величайших творений рук и разума человека.
      Опущенный почти что ниже каменного плинтуса сабин и гордый римлянин, который тащит к себе брыкающуюся сабинянку. Три человеческие фигуры, закрученные в спираль, сплелись страстно и страшно.
     []
      Все трое вписаны в невидимый цилиндр.Никогда раньше одна-единственная глыба мрамора не превращалась в столь многосложную композицию. Новаторство скульптора и в том, что эта композиция предназначена для кругового осмотра, раньше так не ваяли.
      Сплошь и рядом в трудах искусствоведов мы находим ученое суждение, что Джамболоньо не воплощал тот или иной сюжет, просто его занимала такая вот игра страстей. А уж потом, мол, назвали, надо же было как-то назвать.
      Трудно поверить, однако, что никому этот сюжет в голову не приходил, с момента появления небольшой бронзовой отливки-модели и в течение трех лет, пока маэстро воевал с мрамором. По тексту-основе Тита Ливия изучали классическую латынь, уж во всяком случае Франческо I Медичи, главный заказчик, её по нему изучал.
      Зачем Джамболонья высек свое имя под причинным местом поверженного сабина? Мы не знаем. Шутка гения, скорее всего, и не очень приличная. Позволил себе.
     []
      В музее Барджелло Флоренции - оригинал Меркурия. Скульптура, растиражированная в бесконечных копиях, поэтому узнаваемая и теми, кто о Джамболоньо раньше не слыхивал. Покровитель воров, путешественников и работников торговли возвысился некогда и над первым международным бизнес-центром в СССР - на Красной Пресне, напротив сталинской высотки, где располагалась и по сей день располагается гостиница "Украина".
    Шел 1981-ый год. Мы говорили об измах в искусстве, но есть и другие. Если кому-нибудь нужно некое событие, чтобы от него отсчитывать эру крушения одной системы, казавшейся незыблемой, и замены её другой - то почему бы не считать переломным моментом это возвышение в Москве греко-римского божества с сомнительной репутацией?
     []
      Впрочем, во время экскурсии я подобные аллюзии держу при себе. Просто стараюсь рассмешить своих утомленных подопечных, предлагая угадать, кого именно изображаю. Правду говорят, что на себе показывать - плохая примета. Но неужели так-таки ничего общего? Успокойте меня кто-нибудь, скажите, что узнали. Не то не удержусь и кааааааак! шмякнусь. Иногда угадывают, и даже кто-то смеется.
     []
      А возле "Похищения" ничего рассказывать не надо. Всю историю с отчуждением сабинянок, попыткой реванша спустя 20 лет и брошенными платками, немного о Джамболоньо и даже о самой скульптуре уже поведал по дороге к Флоренции. Аксакалы когда-то учили нас не дразнить понапрасну зрительный нерв туриста рассказом о том, что он и так увидит. Но в данном случае не понапрасну. Шедевр "выстрелит" в нужное время и в нужном месте.
    Иногда спрашивают: это оригинал? И еще, реже: сколько такая скульптура могла бы стоить?
      С 1582 года на площади Синьории во Флоренции находится оригинал, цену которому назвать невозможно.
  • Комментарии: 35, последний от 20/11/2015.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 17/11/2020. 9k. Статистика.
  • Рассказ: Италия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка