Бужор Юрий: другие произведения.

Флоренция, ты ирис нежный. Ч.2

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 30/10/2021.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 27/08/2020. 22k. Статистика.
  • Статья: Италия
  • Иллюстрации: 7 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    В этом рассказике, кроме истории города, появляются люди, и какие. Лоренцо Великолепный. Анна Мария Луиза, она же Лодовика. Этой Лодовике Флоренция и весь мир должны поклониться в пояс...

  • Флоренция, ты ирис нежный. Ч.1
      Флоренция менялась и раньше.
      Когда-то город представлял собой настоящий лес башен.
      Изначально дом-башня был надежной защитой от внешнего врага. Карабкаться по вертикальной стене, когда на тебя сверху льют что-то неприятное, кипящую смолу, например, себе дороже, строить рядом деревянную и атаковать с неё или рыть подкоп - долго и нудно.
      Но когда башен стало много, они стали обороне средневекового города не помогать, а мешать.
      Артиллерия обессмыслила башни, тем более в таком количестве. Понятно, стреляй не хочу, и не в одну, так в другую попадешь. Падая, башня убивала и тех, кто в башне, и тех, кто вокруг башни.
      Но артиллерию еще надо было придумать и усовершенствовать.
      Башни в таком количестве стали мешать даже раньше.
      Из-за частокола башен не видно было наступающего врага, что сводило к нулю важную функцию башни - дозорную. Можно было подкупить хозяина какой-нибудь одной башни (это грустно, но всегда можно кого-нибудь подкупить) и затем перебрасывать мостки на соседнюю.
      Зачем же их тянули?
      Из хвастовства.
      Cлаб человек. Чем было хвастать? Часов "Ролекс" не было еще. Длинноногие блондинки встречались крайне редко, и хвастать ими было не с руки. Другая мораль была, другие ценности.
      Хвастали башнями. У кого повыше и потолще, тот, значит, круче. И так увлечены были этим желанием утереть нос соседу и пустить пыль в глаза приезжему человеку, что уже и артиллерия была, а все не могли остановиться, громоздили и громоздили угрюмые средневековые небоскребы себе на погибель.
    Башни Болоньи []
      Потом одумались, стали подвергать их усекновению или вовсе разбирать. В той же Флоренции осталась одна-единственная башня, а было когда-то не менее 250.
      В безбашенной на сегодняшний день Италии два города выделяются, они остались при башнях. Их далеко не столько, сколько раньше, но все-таки. Это Болонья и Сан-Джиминьяно. Тому есть причины, но давайте лучше когда-нибудь туда доберемся и там выясним.
      Сейчас нам важно подчеркнуть одно трагическое отличие Флоренции - эти 250 или сколько там башен нужны были не только из хвастовста и не столько из-за него. И продержались там очень долго по сравнению с другими городами.
    ***
      Первый город в Италии в стандартном автобусном туре - Верона. Там смотрим характерную зубчатку.
      Ничего не напоминает? Напоминает, напоминает!
      Утро красит нежным светом? Красит, красит!
      Верона []
    Вспоминаем или выясняем, кто не знал, что московский Кремль строили итальянцы. Точнее, миланцы или болонцы, не так важно, а вот называть эту зубчатку рыбьим хвостом мы не станем. Будем называть ее крыльями орла. И не только потому, что так красивее и убедительнее. Это исторически правильнее.
      Несколько веков подряд Аппенинский полуостров потрясали конфликты между папами и императорами - кто на свете всех важнее, кто кого должен смещать и назначать. Верона традиционно была имперским городом и метила свои политические пристрастия таким образом. Крылья орла - испокон веков имперский символ.
      Cамым же что ни на есть папским городом был, понятно, Рим. Там зубцы напоминают папскую тиару. Экскурсанты из вежливости не спорят с гидом, тиара так тиара. Да и не все с ходу представляют себе парадный головной убор пап. Но "кремлевскую" зубчатку и вправду найти в Вечном городе очень непросто.
      И вот мы во Флоренции.
      С левого берега любуемся Палаццо Веккьо - исторической резиденцией горсовета в течение долгих веков. Ну, и кто первым заметит нечто необычное? Это в группе более или менее продвинутой. А если скорее менее, чем более, с подсказкой в вопросе: кто первым заметит некую двойную особенность?
      Все: где? где? Да вы присмотритесь. И замечают, а как же.
    Две противоборствующие партии вели друг против друга войну на истребление, и город шел на город. Здесь эти партии сошлись не то что даже в одном городе, а прямо-таки в одном, притом самом главном его здании. Трагическая символика, скорбное напоминание.
    Флоренция. Палаццо Веккьо []
      На улицах шла, почти не прекращаясь, настоящая гражданская война.
      Башня была нужна не только для того, чтобы пустить пыль в глаза соседу, но и защитить от него себя и своих домочадцев, а это поважнее, чем даже пустить пыль в глаза.
      "Папистов" называли гвельфами, "имперцев" - гибеллинами. Чуждые италийскому уху слова эти пришли из Баварии, но под южным солнцем баварские разборки обрели тосканскую раскидистость и буйство оттенков. Черные гвельфы, белые гвельфы...Нудная кровавая вязкая свара по все новым и новым поводам.
      Об этом невозможно рассказать итересно. Получится, как сейчас говорят, много букв.
      А и не нужно. Во все времена одно и то же. Борьба за власть. Побеждают самые честолюбивые, целеустремленные, неразборчивые в средствах, мужественные и умные - бывает по-разному, но желателен весь набор.
      В этой борьбе на передний план выдвинулись и одолели всех Медичи.
      ***
      Были ли они нас самом деле медиками, фармацевтами?
      Этого мы не знаем в точности. Сами Медичи, когда разбогатеют и станут знатными людьми, будут от этого открещиваться.
      Фамилия? Мало ли. Случайно.
      В 1402 г. открыли собственную сукновальню. Этого не стыдились. Суконщики мы были, да. C cуконным прошлым Медичи входили в калашный флорентийский ряд легче, чем с медицинским.
      Сукно недешевый материал и сегодня, и оно может быть очень разного качества. В основе чистая шерсть. Потом приторговывли и шелком, да много еще чем. Это казалось современникам хорошей биографией. Предки своими руками и своей головой делали из денег деньги, а не отбирали их силой, как аристократы - потомственные рэкетиры и рейдеры, и не выманивали хитростью, как люди духовного звания.
      Врач - другое дело. Это не было чем-то запрещенным, была и гильдия врачей. Но все же сродни колдовству.
      Когда все болезни лечили кровопусканиями и сквозняками, результативность была низкой. Если больной выздоравливал, могли отблагодарить, но в основном благодарили боженьку, а если помирал, во всем винили лекаря. Так что работка была не из простых, и брались за нее те, кто готов был рискнуть. Только с XVIII века, когда анатомия человека была по-настоящему изучена, к тому же стало ясно, как распространяются инфекционные заболевания, статистика выздоровлений пошла вверх и профессия стала престижной.
      А что же шесть полусфер в гербе Медичи? Они так похожи на пилюли. Сегодня это чаще таблетки, а тогда вот именно шарики. В них закатывали лекарственные средства.
    Герб Медичи []
      Что это были за средства, другой вопрос. Тщательно высушенный и затем хорошо протертый трупик мыши, убитой в полнолуние серебрянным клинком, к примеру. Очень помогало при подагре, неплохо также от желудочной колики и при частых обмороках у дам.
      Нет, говорили Медичи. Это никакие не пилюли. Это планеты Солнечной системы. Действительно, долгое время было известно их всего шесть.
      Или кровь, просочившаяся сквозь кольчугу великана, раненого неким славым предком, и креативно запекшаяся.
      Или, что предсталяется скучноватым, но наиболее правдоподобным - меры веса, которыми пользовались менялы.
      Менялами они были точно.
      ***
      Живопись, скульптура, бесценные рукописи. А вот не угодно ли, скучная материя - бухгалтерский учет.
      Хотя почему скучная? Если вы настоящий бухгалтер, вы могли бы лучше меня рассказать, что это целая наука, прикладная математика и занятие достаточно увлекательное, кто понимает.
      И что разработал основы этой науки не кто иной как тосканец Лука Пачоли лет 500 назад. При этом он опирался на уже сложившуюся практику - разнесение каждой финансовой операция сперва по двум книгам, затем число книг возрастет до шести. Двойная италянская бухгалтерия - это не теневой учет, не одна книга для меня, другая для налогового инспектора, как кто-то себе представляет. Имеется в виду абсолютно прозрачная регистрация всех денежных перемещений.
    Слово "вексель" в нашем языке явно немецкого происхождения, но по-настоящему вексельные операции, кредитные уведомления и платежные поручения были обоснованы во Флоренции. В международный бухгалтерский язык вошли пришедшие из этих мест авизо, сальдо, дебит, кредит, баланс.
      Меняла был уважаемый человек с серьезным дневным оборотом. Его называли "банко-касса". Сзади к спине у него была прикреплена скамейка - banco. Спереди на шлейках находился ящик - саssа. Он опускал скамейку себе под одно место, усаживался на нее и раскладывал на коленях ящик с монетами разных стран и разного достоинства.
      Теперь понятно, почему в немецком и английском языках bank имеет два совершенно разных значения: "финансовое учреждение" и "скамейка".
      В английском языке ящик недалеко разошелся с деньгами: cаse и cash из одного гнезда, и гнездо это - тосканское.
      Такой "ящик-скамейка" обязан был проверить имеющуюся у него наличность до начала финансовых операций. Если вам все-таки попадалась фальшивая монета, вы могли устроить меняле банкротство - носком сапога поддевали его и скамейку, на которой он сидел. Все это валилось, катилось, звенело и называлось banco rotta - перевернутая скамейка.
      Держать аптеку, торговать сукном или оружием... Зачем, когда можно получить контроль над субстанцией, которая дает возможность всему этому и многому другому существовать и развиваться. Имя этой субстанции - деньги.
      ***
      Кредитование под проценты считалось греховным. Его в Европе, как правило, перепоручали евреям. Но пусть евреи не задаются. Не обязательно самые талантиливые люди, злодеи или, допустим, банкиры и ростовщики были евреи. Христиане тоже очень хорошо умели делать из денег деньги, при этом не прибегая ни к какому проценту.
      Просто одолжить и через год получить столько же, как это принято между друзьями - отчего же, церковь не возражала.
      Это кажется немыслимым. Как банк при этом получал прибыль, развивался, платил своим сотрудникам? Ведь инфляция была всегда, и на полученные год назад 100 флоринов, если они в свой срок возвращались в банк, можно было купить заведомо меньше, чем год назад?
      Вот как это работало. Деньги просто так нигде не ссужают и не ссужали. Вы оставляете под заклад крупный земельный участок, семейный золотой канделябр, чье-то обеспеченное поручительство. Либо себя, любимого, с правом у банка распорядиться вашей судьбой, к примеру, отправить на войну предводительствовать каким-то отрядом.
      Через год скорее всего вы просто не приходите ни с какими деньгами. Вас могли убить на войне. Когда все болезни лечили сквозняками и кровопусканиями, вы могли умереть не только от чумы или чахотки, но и от простуды.
      Или вы просто разорялись.
      За этот год в умелых руках заклад многократно оборачивался новыми деньгами. Кредиторов были тысячи, возвращали долг десятки. Право наследования разработано было слабо, жизнь человеческая стоила немного, и банки получали огромную массу прибыли.
      При этом запрет на кредитование под проценты не нарушался.
      Медичи делали это лучше и решительнее других. Они со знанием дела разорили своих конкурентов и дорвались до власти.
      ***
      Тоскана довольно долго оставалась республикой. Правил Гонфаланьер справедливости, попросту председатель Госсовета. Выбирался каждый раз всего на два месяца и должен был безвылазно находиться в официальной резиденции. Понятно, ему приносили еду, за ним выносили горшки. Но выходить на улицу, якшаться с кем бы то ни было - ни-ни.
      Казалось бы, все очень демократично, и никакой коррупции.
      Но мало-помалу в председатели стали проходить одни Медичи и их близкие родственники.
      Пасхальное воскресенье 26 апреля 1478 года. В сопровождении домочадцев, свиты и челяди в Собор на праздничную мессу пожаловал тогдашний гонфаланьер Лоренцо Медичи и его брат Джулиано.
      Во время мессы Пацци, враги Медичи, подуськиваемые из Рима, учинили неслыханное злодейство. Они напали на братьев и закололи Джулиано. Но, повествует летопись, рука убийцы дрогнула и кинжал только скользнул по шее Лоренцо.
      Рана была глубокой и крови было много, на артерия не была задета. Лоренцо забаррикадировался в какой-то церковной подсобке, кое-как там перевязался и удрал, переодевшись мастеровым.
      Он вернется и показательно отомстит убийцам своего брата. В последний момент, впрочем, свежевание врагов отечества гуманно заменит повешением.
      Затем народ соберется на площади Санта Кроче и проголосует за то, чтобы Лоренцо не заморачивался одобрением синьории (парламента), если нужно кому-то объявить войну; пусть объявляет, кому надо, и воюет, а мы потом дружно ратифицируем.
      Два месяца безвылазно в резиденции, а потом новые выборы? Явный же анахронизм. Пусть правит пожизненно. Да что там, кому как не ему лучше знать, кто достоин участия в законотворчестве, а кто нет, пусть сам и вводит достойнейших в ареопаг.
      Герцогом звать не станем, мы ж республика, а не монархия какая, а прозвище дадим, какое иному королю не снилось: Il Magnifico, Великолепный.
    Лоренцо Великолепный. Портрет работы Вазари []
      Стоит ли пенять Лоренцо на то, что он фактически узурпировал власть? Другого способа остановить кровавую баню, которая потрясала Тоскану из века в век, у него не было.
      А вот похвалить его есть за что. Он за один стол со своими сыновьями усаживал юного Микеланджело. И относился к нему так, как к своим родным сыновьям - ровно и строго. И не только Микеланджело. Другие молодые таланты тоже пользовались спонсорской поддержкой Великолепного.
      Тоскана обзавелась по сути первой со времен античности в Европе библиотекой и Академией наук по образцу платоновской. Личное собрание Медичи пополнялось картинами и скульптурами. В этом собрании не было ничего, кроме шедевров.
      Далеко не все Медичи оказывались под стать Лоренцо в качестве правителей. Но все как один были заядлые меценаты и коллекционеры, и каждый норовил перещеголять в этом своего предшественника.
      Как на работу ходишь в галерею Уффицци в течение недели, с утра и до закрытия все добросовестно рассматриваешь, а уезжаешь со стойким ощущением, что ты чего-то не увидел и многого не понял.
      А галерея Питти, музей Медичи-Рикарди, галерея Академия? Можно назвать еще несколько собраний мирового уровня, где нет ничего лишнего.
      Крупные живописные Рембрандт, Дюрер и Рубенс куда меньше представлены в родных им Амстердаме, Нюрнберге или Антверпене, чем в других музеях Европы. Это нормальный процесс обмена предметами искусства. Что-то вывозилось по контрибуциям или просто похищалось, что-то передавалось по наследству, приобреталось и затем всплывало на аукционах.
      По привязке музейных сокровищ к местам, где они создавались, Флоренции нет равных.
      И все это неутомимое собирательство могло пойти коту под хвост. Не пошло, однако. А благодарить надо одного человека. Что там благодарить, нижайшие поклоны отвешивать ныне и присно.
      Кто он?
      Не он, она. Ищите женщину.
      ***
      Она появилась на свет случайно.
      Это можно сказать о любом из нас. Но в данном случае все усугубляется очевидным противодействием рождению ребенка со стороны матери - племянницы Людовика XIII и жены Великого герцога Тосканы Козимо III Медичи. Отношения между супругами сложились неважные. Будучи беременной, отправилась на прогулку верхом и пустила свою лошадь вскачь, чтобы вызвать выкидыш и этим насолить мужу.
      Ребенок тем не менее на свет появился. Девочка. Анна Мария Луиза, по-флорентийски - Лодовика.
      Тоскана всегда была хорошей кухней женихов и невест. Одну как-то выдали за наследного принца Франции, и она станет королевой. Той самой Екатериной Медичи, что всех вокруг себя травила. Привезла в приданое рецепты качественных ядов.
      Но и кулинарные рецепты. И замечательных музыкантов. При ней в Лувре прозвучала первая в истории человечества опера, сочиненная тосканцем Якопо Пери. Это она выписала в Париж "летучий эскадрон", состоящий из галантных красавиц. Те учили темных парижан, как правильно и красиво заниматься любовью. И, само собой, стучали, куда надо, что там наболтал расслабившийся в процессе подопечный.
      Другая, незадачливая супруга Генриха IV, того самого, который "Париж стоит мессы", оказалась в конце концов в политической сылке в Кельне, пока ее сынок Людовик XIII правил Францией. Хотя на самом деле правил де Ришелье.
      И вот - Лодовика. Мамаша разъезжается с ненавистным мужем, от которого нехотя произвела на свет, кроме Лодовики, еще двоих, отбывает на родину и по распоряжению уже короля-солнце Людовика XIV доживает свой век в монастыре. Она и дочь не встретятся больше никогда.
      Двух лет от роду девочку сватают за дофина Франции, притом инициатива исходит из Версаля, но Козимо III уперся. Не простил наносимые ему женой-француженкой обиды. Сговаривались с мадридским двором, еще с кем-то, а замуж в 16 лет отдают в конце концов за только что овдовевшего герцога Пфальца и Юлиус-Берга Иоганна Вильгельма, или Яна Виллема, как до сих пор называют его в земле Северный Рейн-Вестфалия.
      Везде и всегда сватовство сопровождается описанием девицы. Это рекламные тексты, понятно, но они должны все-таки основываться на фактах. Из описаний Лодовики перед нами предстает полноватая девушка с приятным лицом, хорошо образованная, часто погруженная в себя, но неизменно приветливая.
    Лодовика. Портрет работы Антонио Франки []
      Где-то написано: никогда не выказывает какого-либо неудовольствия прислуге. Это показалось кому-то важным. Жена, которая по месту нового пребывания станет хамить тем, кто от нее кругом зависит, была не востребована.
      В Дюссельдорфе есть чтимый всеми памятник, переживший в укрытии Вторую мировую войну.
      В ноябре 1945 года культового герцога везли к месту его постоянного довоенного обитания. Кругом были развалины. Ян Виллем привествовал горожан с платформы, слегка покачиваясь в седле и кивая бронзовой головой: "Держись, Дюссель".
    Ян Виллем. Памятник в Дюссельдорфе []
      Это была дружная пара. Они могли часами музицировать или говорить об искусстве. Всегда заботились друг о друге.
      Детей в этом браке не было.
      Ян Виллем не был образцом верности. Вскоре после обручения он заразился сифилисом и заразил супругу. Чета с достоинством переносила постигшую их неприятность. Благодаря разумному применению ртути болезнь, очевидно, удалось купировать на ранней стадии, и она затем носила вялотекущий характер.
      Когда муж умер, флорентийка вернулась на родину. Она жила в огромном дворце, где сегодня располагается галерея Питти и еще сколько-то музеев.
      Затем - удивительное стечение обстоятельств. Умирает ее старший брат Гастоне, не оставив мужского потомства. Он и не мог его оставить, так как был открытый гомосексуалист. Умирают в младенчестве либо вовсе не рождаются мальчики в других, боковых ветвях рода Медичи. Девочки же не в счет, они выходили замуж и их дети росли под чужими фамилиями.
      Бездетная Анна Мария Луиза, она же Лодовика, по семейному статуту Медичи становится единственной и последней представительницей славного рода.
      Лотарингские-Габсбургские вознамерились на этом основании отжать Тоскану путем внедрения на герцогский трон своего отпрыска. Им было важно, чтобы последняя Медичи добровольно передала бразды правления. Тоскана переходит к достойнейшему из достойных, который укрепит, привнесет...ну, и так далее.
      Она соглашается это подписать, но выдвигает условие - все огромное собрание живописи, скульптур, бесценных рукописей, которые Медичи собирали веками, достанется родному городу.
      Опасаясь осложнений с местными и сохраняя лицо перед другими сильными мира того, новые хозяева это условие принимают. Старушка еще крепкая. Главное - внедриться, потом можно будет её уломать на принципиальные изменения в тексте. Договор скрепляется всеми необходимыми подписями и печатями, после чего дарительница в 1743 г. с чистой совестью помирает.
      Лотарингские-Габсбургские не ожидали от нее такого подвоха, они в растерянности.
      Но поздно. Флоренции достается всё.
      
      
  • Комментарии: 4, последний от 30/10/2021.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 27/08/2020. 22k. Статистика.
  • Статья: Италия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка