Бужор Юрий: другие произведения.

Главная лошадь Италии

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 05/12/2019. 25k. Статистика.
  • Эссе:
  • Иллюстрации: 29 штук.
  • Скачать FB2

  •   Главная лошадь Италии
        
      Мне уже ставили на вид за неконтролируемый полёт фантазии.
      Примерно 11746 туристов слышали от меня, что создатели конного памятника Виктору Эммануилу II, первому королю объединённой Италии, который красуется над площадью Венеции в Риме, отметили завершение работ банкетом в брюхе лошади.
      Так вот, это как раз правда.
      
        []
      
      На вопрос, сколько их там поместилось, честно отвечал, что не знаю. Думаю, человек 5-6, мол.
      На вопрос, как они туда попали, отвечал, что один за другим поднялись через заднюю ногу лошади. Предположительная модальность казалась неуместной; как иначе они могли туда попасть? В заднюю, казалось мне, подниматься естественнее, чем в переднюю, задняя и помощнее.
      Сегодня я подобрался максимально близко к лошадиным ногам. Несмотря на циклопические размеры памятника (10 метров в высоту, не считая пьедестала, и 12 в длину), диаметр ног вряд ли позволил бы воспользоваться ими как коридором. Ребёнок смог бы, но не взрослый человек, даже если он не полный.
      Сейчас копнул поглубже, и выяснилось, что лошадь, точнее, жеребец, сварен из нескольких отлитых по отдельности частей. Нашёл и фотографию. Посидели в брюхе 20 человек, в том числе, судя по комплекции некоторых из них, больших любителей поесть. Потом приварили круп. Или голову, не знаю.
      
        []
      
      Когда-то давно я осматривал эту большую-пребольшую комнату боевой и революционной славы и не особенно впечатлился видом знамён, своих и трофейных, и, боюсь, позабытых самими итальянцами славных полководцев объединительно-освободительных войн XIX века.
      Сегодня, однако, обнаружил некую экспозицию не вверху, а внизу, буквально в подвальном помещении, и она показалась выполненной со вкусом и соблюдением чувства меры. По-моему, раньше в подвале вообще ничего не было.
      Вкус и такт понадобились, чтобы тема итальянской идентичности не оборотилась ни похвальбой, ни мазохистским копанием в прошлых и нынешних болячках. Получился бодрый и в то же время сдержанный позитив. Муссолини, свинцовые 70-ые и премьер-министры в роли уголовно наказанных не соответствовали бы формату. Есть про эмиграцию, но нет про иммиграцию. Хорошо сказано об институте президентства. Фильм о полиции, эпизодами снятый "задом наперёд", с собаками, зарывающими засыпанного лавиной, или крепкими парнями, которые пятятся к своим машинам, оказавшись в чрезвычайной ситуации, четко даёт понять, зачем нужны стране органы правопорядка. Свидетельствую: мужские и женские лица людей в полицейской форме или форме карабинеров (формально это все-таки военное ведомство) за 20 лет стали в Италии значительно умнее и добрее.
      
         []
      
      Для меня было новостью, что реально используют литературный итальянский язык в этой стране 80% населения. Я думал, больше. Речь не о "понаехавших" - о гражданах страны.
      Обидные сравнения в адрес всего гигантского памятника-дворца ("вставная челюсть", "пишущая машинка") никогда не казались мне справедливыми. Хотя остроумно и похоже. Социальный заказ исполнен на совесть. Жрать было нечего, а отгрохали нечто, от чего мир слегка припух. Ассоциации с фашистским режимом, понятно, вовсю использовавшим данное сооружение для пропаганды, уходят в прошлое. Война давно закончилась, сколько можно.
      
       []
      
      Через 200 лет восхищаться будут поголовно все.
      Фоток нащелкал. Фильм про полицию передрал.
      Жаль только, туалет не закрывается.
      Вы не ослышались. Имеющийся там внизу туалет изнутри не закрывается. Тот или та, кто находится в его стенах, испытывает в этой связи разной степени неудобства. Ключ унесли на память, скважина заделана бумагой, чтобы, чего доброго, никто не вздумал подглядывать, приколотить крючок или задвижку некому.
      И вот не надо: итальянцы, что с них возьмёшь и т.п. Я долго шёл к этому и пришёл: позитивные обобщения конструктивны и по большому счету верны; негативные никуда не ведут и не верны. Именно так.
      Просто интересно, когда починят. Вот вы будете в Риме, зайдите и посмотрите.
      Тем более что зайти туда ничего не стоит. Буквально ничего не стоит. Бесплатно.
        
        
      Носы
        
      Да, носы.
      Какое-то уё ходит по парку и методично отбивает носы выдающимся людям.
      Если не лень, можно вскарабкаться с площади Пополо к террасе наверху и оттуда, из парка Минчо, любоваться Вечным городом.
      Этот парк распланировал некто Джузеппе Валадье. Из французов, но родился в Риме и римлянин по жизни. Однако папину фамилию менять не стал. Достойно уважения. Площадь Пополо, кстати, со всем этим египетским ампиром и многозначительными скульптурными аллегориями тоже его проект.
     []
      
      Чудный парк. Для своих. Чем-то родным повеяло.
      И везде - бюсты.
      Идея увековечивать великих итальянцев принадлежит апостолу объединения Мадзини. Как раз в 1849 году победило восстание в Риме. Велено было считать всех итальянцами: ломбардца Тассо, тосканца Микеланджело и урбинца Рафаэля.
      Потом выяснилось, что восстание победило временно. Вернувшийся к власти папа, однако, начинание в принципе одобрил. С поправками. Макиавелли переваяли в Архимеда, Саванаролу в изобретателя нотного стана Ареццо (благо тоже монах с капюшоном) и так далее. Я серьёзно.
      Мало-помалу набралось 228. Последние бюсты появились в 50-х годах прошлого века.
      Пап - ни одного. А ведь были и толковые. Но нет.
      Всё это сегодня представляется несколько наивным. Почему бы не сотворить замечательную интерактивную инсталляцию. И уж точно бюсты были бы сохраннее, собери их кто в одном закрытом помещении, как это сделали немцы("Вальгалла" на Дунае).
      Три женщины имеются. Не густо. Екатерина Сиенская, Виттория Колонна, которую помнят не столько как поэта, сколько как предмет глубокой привязанности Микеланджело, и Грация Деледда. Как? Вы не знали, что эта Деледда нобелевский лауреат по литературе за 1926-ой год? И я не знал. Теперь мы знаем.
      И - носы. Почти поголовно все подверглись надругательству. Говорят, это психическая болезнь. Думаю, не только. Помните, в школе рога и бороды в учебнике пририсовывали отдельные обалдуи? Это и протест. Нет - просвещению. Нет - учёности.
      
        []
      
      Город регулярно финансировал восстановление бюстов. У них сейчас прижимистая мэрша, так что радикального улучшения ждать не приходится. Разве вот Рафаэлю аккуратно нос водрузили на место, а Леонардо да Винчи даже так ловко приставили, что шов почти не виден. Кому-то сделали абы как, а многим и вовсе никак.
      Грустно, конечно. Я бы не только сроки за вандализм увеличил. Можно что-то в поганую руку впрыснуть, чтобы, ладно, на первый раз не отсохла, но обездвижить ее на месяц-другой?
      
      Несмертный грех
        
      Я понял, что дальше так жить нельзя. Изображения святых Ольги и Владимира в главной католической церкви планеты надо найти и увековечить. С туристами я в этот отдаленный придел как-то не поспевал, но сейчас у меня выдались аж три свободных дня в Риме. Вперёд!
      Не тут-то было. Пускают только тех, кто желает исповедаться.
      У меня есть только одно оправдание, очень слабое: я не сразу придумал, как обойти препятствие. Где-то с полчаса мысль ворочалась.
      Но придумал.
      А я что, рыжий? Я тоже могу исповедоваться. И грех подобрал. Вот этот самый. Простите, мол, падре, что не вполне искренен был и не столько отпущения возжаждал, сколько уж очень хотелось мне лично убедиться в наличии святых крестителя Руси и его прабабушки в вашей базилике. Пошёл на лукавство. Отпустите мне этот грех, пожалуйста.
      Молодой служка действительно не удивился, когда я к нему снова подошёл, или сделал вид?
      Пустил. Найдите свой язык, говорит, и исповедуйтесь на здоровье.
      Вот и славно. Там довольно много исповедален поставлено, с дюжину так. Народу - всего-то одну монашку пожилую приметил. Языки обозначены. Но русского нет. Кстати, и украинского нет. Есть другие. Но, я считаю, человек должен исповедоваться на своём родном языке. Так честнее как-то (нашёлся честный). Главное, под предлогом поиска языка я поискал и Владимира с Ольгой. И довольно легко нашёл. А молодой человек, кажется, ни разу и не посмотрел в мою сторону.
      Центральная часть придела - страдания Святого Эразма - не впечатлила, хоть и Пуссен. Выискивать лучший ракурс, запечатлевая Владимира с Ольгой, я не решался; это меньше всего вязалось бы с исповедальным назначением северного трансепта (они там), явное неуважение.
      Мозаики появились в 1988 г. в связи с 1000-летием крещения Руси. Столицей коей был город Киев. А там, где сегодня столица РФ, имелось не огосударствленное, то бишь до поры не завоёванное население, которое Владимиру пришлось присоединять и крестить.
      
       []
      
      Cмотрите, ещё и трезубец имеется. Знал ли пан Войтыла, в папстве Иоанн Павел II, что вот-вот данный символ станет гербом отдельного государства и, значит, единственным гербом вообще какого-либо государства во всем Ватикане - понятно, не считая ватиканского? Похоже, знал. Он много чего знал.
      Называйте это склонностью к конспирологии, но сдаётся мне, что политическая чувствительность изображения как-то уж очень удачно сочетается с заботой об исповедующихся. В результате увидят эти мозаики очень и очень не многие.
      
        []
      
      Имя создателя мозаик пока не удалось установить.
        
      Контргамбит
      
      Контргамбит Альбина однажды применил против Ласкера Алехин. Старый Ласкер ему показательно вставил. С тех пор e5 в ответ на с4 гроссмейстеры не играют. А я не гроссмейстер (вы удивитесь), и играю. Тем более в молниеноске.
      Не знаю, почему, но в ответ на наивное 3. e3 я не сыграл давно известное Сb4+, получая выигранную позицию. Видимо, мутное подсознание воспротивилось игре по книжке, захотелось чего-нибудь этакого.
      Но Каиссе сегодня угодно было оказать мне милость. Противник, хоть и Тагор, неосторожным f3 дал возможность выписать ему прелестную Матильду на 11 ходу.
      
        []
      
      Борьба за 1800+ (рейтинг, который вывел бы меня в чемпионы скамейки на одесской Соборке, и я бы мог продержаться в этом звании где-то до вечера) продолжается.
      
      Экуменизм Сан-Марино
        
      Всё, казалось, облазал в Сан-Марино. Данное строение увековечил и даже рифмовку наваял.
      
       []
      
    Зурна, шофар или орган?
    Узрел как если б я
    Два наконечника копья,
    Кинжал и ятаган.
      
    И ведь похоже, не находите?
    Но познавательная активность этим не удовлетворилась.
      Теперь картина более ясная.
      Изначально просто часовня при больничке, но в этом году ее решили сделать таким экуменическим местом. Экуменическим в широком смысле - единства всех мировых религий, а не только христианских конфессий.
      
       []
      
      Проследили, чтобы размеры изначального креста и свежеустановленных гексагона и полумесяца были одного размера и веса.
      При мне там всегда закрыто было. В последний раз стайка мусульманских девушек дожидалась у входа, наверное, был день ислама. Точно не знаю, пора было уезжать.
      Не очень представляю себе какие-то совместные мероприятия, особенно если учесть, что население стольного града составляет 4 тыс человек. Там и миньяна-то нет.
      А как же индуизм, буддизм, синтоизм? Я уж не говорю об огнепоклонниках, вуду и прочем шаманизме. Какой-то непоследовательный экуменизм. С другой стороны, наделать в таком количестве символов вряд ли получится. Всех не охватишь. А сколько еще верующих в некое отсутствие - атеистов и агностиков? И какой у них символ? Как-то обозначили, ладно. Назвали в тему - "Диалог".
      Впрочем, есть памятник Ганди на одноименной площади. Кстати, хотя изначально был индуист, воспринял по совместительству Евангелие, вплоть до толстовста. За что и поплатился, бедняга.
      В общем, поддерживай хорошие отношения со всеми и не доставайся никому. Великий принцип, исповедуемый санмаринцами уже который век. Не устаю восхищаться по этому поводу.
      
      
      Адам + Ева=?
        
      Знатоки стали реже попадаться, но есть. Намедни достался один. Прилюдно, правда, поправлять не стал. Человек воспитанный, уточнил приватно.
      Поводом послужил дежурный комментарий экскурсовода возле шедевра Боннано - бронзовой двери собора в Пизе. Маленькая деталь там - схватившиеся за головы Адам и Ева. И вот уже ангел гонит их из Эдема взашей, причем первочеловек при мотыге, ибо сказано: в поте лица своего, и так далее. Зачем жену послушал? Сказано нельзя, значит нельзя. Хотя с другой стороны, не послушал бы, мы бы тут с вами не стояли и это не обсуждали.
      То есть все-таки хорошо, что вкусили. Я это вслух не говорю, чтобы не огорчить истинно верующих. Но мысль угадывается, и женщинам она скорее приятна.
      И вот этот товарищ отводит меня между делом в сторону и сообщает, что, в соответствии с Книгой Бытия, глава 1-ая, Господь велел своим высшим созданиям плодиться, размножаться и наполнять землю вне всякой зависимости от запретного плода. Плод будет потом.
      Наскоро погуглив, я убедился в правоте своего оппонента.
      Потом, однако, по внимательном чтении меня смутила фразу в начале главы 4-ой: "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина..." Выходит, все-таки сперва изгнание, и только потом познал?
      Почитал кое-какие интерпретации этой фразы. Например, что "познал" - это типа предпрошедшее, что-то вроде Past Perfect. То есть она забеременела в райский период еще. Или они вообще так мало времени пробыли в раю, что просто не успели заняться сексом, а Вседержитель ведь и не требовал, чтобы вот прямо сейчас.
      Моё скромное толкование заключается в том, что Адам и Ева приступили к размножению немедленно, но это еще не был секс. Поставленные повелевать животными, то есть, очевидно, одомашнивать их и, наверное, убивать и есть (об этом - насчет убивать и есть прямо не сказано в Библии, но и обратное не сказано; возможно обитатели Эдема были веганами), они не сразу вполне отделились от своих подданных. Я где-то вычитал когда-то, что человек единственное живое существо, которое испытывает оргазм. Расспрашивал ветеринаров высшей квалификации, определенного ответа так и не получил, но похоже на то.
      Названное состояние не есть обязательное условие зачатия, но корреляция имеет место, это научный факт.
       
       []
       
      Гебраисты, подскажите: может, на языке оригинала "познал" и "познавал", то есть, соответственно, одномоментное и рекуррентное действие, не разведены формально, как в русском языке? В английском, к примеру, они чаще вот именно не разведены. Тогда не "познал", надо бы - "продолжал познавать"?
      Но даже если разведены. Даже если перевод правильный. Ибо "познал" - значит, предался полноценному, осознаваемому акту любви, а не дисциплинированному спариванию.
      Читаем:
      "Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою"(Бытие, гл.2).
      Не просто больно при родах; "скорбь" означает глубокое осознание боли, а это не одно и то же. Влечение к мужу и господство последнего - от полноты чувств, и ключевое слово уже было названо. Еве выбирать было не из кого, но все равно некоторый сексизм налицо. Почему только к мужу влечение? Почему не наоборот тоже? Но это мы обсудим в другой раз, а в Библии так. Стыд и совесть, любовь, труд, рефлексия - люди получают полный набор. Но вместе с ними - смерть и осознание ее неотвратимости. Запрет был на плоды от древа познания добра и зла, а от древа жизни ешь сколько влезет. Изгнание означает полную перемену декораций. Добра и зла теперь будет немеряно; у кого-то они распределятся так, а у кого-то эдак - дело такое. А к древу вечности проход закрыт:
      "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
      И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
      И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни."(Бытие, гл.2).
      Пламенный меч обращающийся в руках херувима. Картинка как живая перед глазами.
      Прав товарищ. Не вкуси они от древа, мы бы все равно появились на свет. И дружно заполняли бы собою, вечными, Вселенную. Но вряд ли что-то всерьез обсуждали бы. Потому что не понимали бы ни черта.
        
      Рука Давида
        
      Ноги даже самого отчаянного новаторства растут откуда-то. Ничего не бывает из ничего.
      Пока что - руки. Явно увеличенная рука Давида Микеланджело имела предшественника. У Донателло руки героя тоже не соответствуют обычным пропорциям. Такими руками впору не Голиафа ликвидировать, а музицировать на каких-нибудь цимбалах.
      
       []
      
       []   
      Сколько раз был в музее Барджелло во Флоренции - и не замечал. А сейчас заметил.
      Великое дело - разглядывать многократно виденное, погружаясь в детали.
      Но и ноги.
      Взгляните на правую.
      Лицом и телом отрок, нога же не мальчика, но мужа.
      
       []
      
      Пару дней назад, будучи в Венеции и привлеченный красой и гордостью итальянского ВМФ - парусником "Америго Веспуччи" - направил я свои стопы в район Кастелло, где этот "Америго" пришвартовался. Внутрь не тянуло. Когда-то бывал на похожих парусниках. Пусть молодые впечатления останутся там, где они улеглись когда-то. Да и очередь была на час, не меньше. Снаружи полюбоваться - да, хотел.
      
       []
      
      
       []
      
      И неожиданно обнаруживаю рядом с пирсом, в загончике, где местные обычно выгуливают детишек, небольшой скульптурный парк. В рамках Биеннале, понятно. Раньше не было, но вот подвезли. Вход свободный, всегда приятно.
      Этюды на тему ноги, точнее, стопы, исполнены Иданом Зарески (Idan Zareski). Родился в Израиле, гражданин Франции, основное место работы США. Ну, мы уже выясняли: атрибутировать художника или скульптора по той или иной стране становится все труднее.
      
       []
      
       []
      
       []
      
      Можно толстенный трактат написать. Как немного расходятся пальцы под воздействием антигравитационных сил при рождении Венеры или Вознесении. Покачивающаяся ножка Фомы Неверующего у Вероккьо. Пятка блудного сына.
      Есть что-то мистическое и в простом акте ходьбы, не находите?
      Так и подмывает заняться вербализацией увиденного в Венеции. Но не стану мешать вашему концептуальному потоку. У каждого он свой. Для меня парусник и рядом с ним находившийся крейсер брутального вида как-то соединились с этой Bigfoot Family. Как именно - не знаю, но чувствую: соединились.
      Уходя, приметил хорошенькую гражданку. Всё-то у нее правильно и ладно: и ручки, и ножки. Такой гиперреализм. Крашеный каучук. И хотя поток ассоциаций не возник, на сердце потеплело; даже где-то, я бы сказал, отлегло.
      
       []
         
      Вот с катарсисом пока напряженка. Катарсис был в Барджелло.
        
      Cтрасти по Мунку
        
      Вчера имел место культурный отдых. Посещена выставка Мунка в Дюссельдорфе.
      Вот о чьем творчестве можно сказать, не впадая в банальность, что это было самовыражением. Акцентуированный, переполненный экзистенциальным страхом, будучи в очевидном постоянном разладе с самим собой человек талантливо переносил весь этот чудный набор на холст. Есть позитивные, добрые портреты, и даже идиллические зарисовки, но их надо долго искать среди тысяч оставленных нам работ. Видно, иногда отпускало. Но редко.
      Издалека то ли какие-то недобрые чёртики, то ли пляски смерти. Подходишь ближе, рассматриваешь, сверяешься с каталогом. "Купающиеся мальчики". Отходишь с некоторым облегчением, но длится оно недолго. В соседнем зале - "Смерть бродяги" (если я правильно перевел bohemian). Нет слов. Квинтэссенция отчаяния.
      
       []
      
       []
      
      Водопад крови, буквально. Ярко освещенные лужайки только подчеркивают насупленность предзакатного ландшафта.
      
       []
     
       []
      
      Признаться, раньше, будучи в Осло, я не особенно застревал на пейзажах. Больше занимала, например, тема некоего субъекта, замученного проявлениями женской любви, причём с разных сторон. Видно, пришло время пейзажей, вот вчера по-настоящему их для себя и открыл.
      Затерянный было и извлеченный из каких-то запасников автопортрет. Дата с вопросительным знаком, что-то из раннего. Холст явно поврежден в нескольких местах, но, кажется, Мунк бы только удовлетворенно хмыкнул, если бы каким-то чудом увидел эти повреждения, и не велел бы их устранять, так удачно они гармонируют с персонажем.
      "Под звёздами". Мнения разделились. Одно мнение - это проститутка со своим дитятей. Без заработка. Без крова. Посмотрите, как накрашены губы. Желтые окна в домах, где тепло, безжалостные звёзды и заброшенность в существование. Другое мнение - это не проститутка. Это она, не к ночи будь помянута - разрушительница наслаждений и разлучительница собраний. Посмотрите на глазницы. Не бойся меня, девочка. Это не так страшно, как тебе кажется.
      
       []
      
      А, может, оба правы. И всякий будет прав. Названия картин подчеркнуто бесстрастны, ни одного намёка, ни одной подсказки на какую-либо интерпретацию
      Внизу прямо целая библиотека в тему выставки. Вот не знал, что так много о нем написано; но у меня есть универсальный ключ - ёмкий текст Петра Вайля об Осло и Мунке.
      Хорошая выставка. О цене за вход умолчу. Дерут, конечно. Очередь небольшая. С учетом масштабов, однако - с десяток больших залов, расходов на перевозку и страховочной стоимости картин коммерцией, по-моему, тут не пахнет. Спасибо устроителям и спонсорам.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 05/12/2019. 25k. Статистика.
  • Эссе:

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка