Один уважаемый френд, справедливо отстаивая право Израиля на вооруженную защиту, провел параллель с Холокостом. За исключением восстания в Варшавском гетто, пишет френд, должного сопротивления нацистам и их подручным на местах не было. В результате Холокост стал возможен.
Первая ошибка - логическая. По сути, утверждается причинно-следственная связь. На самом деле перед нами типичное так называемое правдоподобное рассуждение. Причиной злодеяния является преступный умысел, а не неумение или нежелание сопротивляться насилию. Точно так же причина того, что нас разводят на деньги, отнюдь не наши наивность и ротозейство.
Но позвольте. Если бы мы не велись на развод, нас бы и не развели, ведь верно? А вы говорите, нет причинно-следственной связи.
Отвлечемся пока от того, что в случае сопротивлению насилию это "если бы" работает плохо. Там бабушка надвое сказала. Могут от вас отстать, а могут и порешить.
Но ее нет и в другом случае.
Предпосылка, условие и причина - не одно и то же. Причиной убийства из огнестрельного оружия являются не какие-то законы физики, которые выталкивают свинец наружу. При том, что если бы эти законы формулировались иначе или такого оружия вовсе не было, застрелить человека было бы невозможно.
Есть риск, что упрекнут в притянутой за уши политкорректности.
На самом деле да, получается виктимблейминг. В попытке быть политкорректным признаюсь. Не признаю, что она притянута за уши.
Мой оппонент, несомненно, осознает, что главная причина Холокоста - государственный антисемитизм нацистов. Но он присовокупляет к ней и другую - непротивление. Давно имеющее хождение клише - мол, безропотно шли на убой.
Вторая ошибка - фактическая.
Восстание в Варшаве стало возможным благодаря беспримерному героизму, наличию оружия и еще тому, что обитатели гетто осознали, что их по-любому ждет верная смерть.
Но это был не единственный акт сопротивления.
Были восстания еще в 11 гетто.
Вооруженные акции в Треблинке, Собиборе, Дахау и Освенциме.
Не знали? И я когда-то не знал.
Еврейский боксерский клуб в Амстердаме предметно возразил против дискриминационных мер. Поначалу при поддержке местного населения. Жертвы с обеих сторон.
Активное противление депортации в Бельгии. Убийство еврейскими подпольщиками главного коллаборанта из своих.
А спасение людей от облав? Язык не поворачивается назвать это пассивным сопротивлением. За это полагалась смерть. Нужно ли уточнять, что евреи были не только среди спасаемых, но и среди спасавших.
И, разумеется, еврейские воинские соединения на фронте и в тылу врага. Они приближали победу. В том числе чтобы не дать довести до конца "окончательное решение".
Третья ошибка - в оценках. Точнее, в позициях, с которых делаются оценки.
С фактами более или менее разобрались. Сопротивление было.
Но было ли оно в полном смысле слова массовым?
Нет. На фоне 6 миллионов убитых массовым назвать его нельзя.
То есть, опять возразят, вы не так уж расходитесь. Кроме Варшавского гетто были другие прецеденты, допустим. Но не было массовости. А была бы она - жертв было бы значительно меньше.
Очень спорно на самом деле.
Сейчас перечитываю материалы о восстании в Варшаве. Задаюсь вопросом - было бы жертв в Варшаве больше или меньше, если бы не оно. Ясного ответа с цифрами у меня нет. Знаю только, что гитлеровцы буквально сровняли гетто с землей.
Открытый протест в Нидерландах в начале оккупации обернулся бесконечной вереницей поездов в лагеря уничтожения. Откупиться или спрятаться было намного сложнее, чем в соседних Бельгии и Франции.
А эти потоки людей к своим могилам в Киеве и везде в оккупированной Восточной Европе?
Микроэкскурс в историю.
Рабам надо было перерезать себе путы, неожиданно напасть на своих конвоиров и перебить их захваченным у них же оружием.
С появлением огнестрельного оружия это стало значительно труднее.
С появлением скорострельного оружия это стало практически невозможно.
Какая страшная дилемма - прикидывать вероятность спасения в случае побега из строя или если тебя только ранят, а не убьют, прежде чем сбросят в овраг.
Да ведь и другое. Мы-то в курсе. А тогда? Кто-то догадывался раньше, что ведут убивать, кто-то позже, но мало кто осознавал это сразу.
Тем более в концлагерях. Вновь прибывающие, предназначенные к экстерминации, шли на помывку в баню.
В этом аду надо побывать, чтобы судить. Или обладать талантом, как у Василия Гроссмана.
Давайте задумаемся вот еще над чем.
Было ли массовое сопротивление умирающих от голода в Украине и Казахстане? Организовали ли решительный отпор своим вооруженным убийцам безоружные армяне или кхмеры?
Ясно, о каких событиях идет речь. Скорбный список можно продолжить.
***
Я оспаривал следуюшие тезисы:
а) что не было сопротивления Холокосту, кроме восстания в Варшаве;
б) что непротивление или недостаточно массовое сопротивление одна из причин Холокоста;
в) что в случае массового сопротивления жертв было бы меньше.
Пункт в) чисто умозрительный. Массового сопротивления не было и быть не могло.
Следует воздать должное героям. Но и всему огромному множеству людей, которые сумели мужественно и с достоинством принять обрушившуюся на них катастрофу.
А вот это - "шли на убой, как бараны" - оставим нашим ненавистникам. Им привычно питаться бессовестной ложью.
Хрыч и зга. На День поэзии
/из довоенного/
Туман великий. Хнычь не хнычь -
Ни зги не видно.
Друг не приедет, старый хрыч.
Отбой. Обидно.
А где-то злобная пурга
Изнемогает,
И что такое "хрыч" и "зга" -
Никто не знает.
Cей верс породил еще пару рифмовок в комментах. На згу эрудиты нашлись довольно быстро. Хрыч вызвал затруднения.
Вот, для разрядки.
Нет для познанья тайны ни одной,
А вам, В.А., я сообщу приватно:
Запритесь на ночь в номере со мной -
И про хрыча вам станет всё понятно.
Одна уважаемая коррeспондентка повелась на мою в высшей степени скромную самооценку: баловство. Мол, ей всякое баловство по душе.
Ах, как же нам хотелось всем
Туда, на пляс Пигаль,
Где много всяких вывесок
И балованых Галь.
Но наш руководитель,
Долдон и шмаровоз,
Повез нас вместо этого
На рю Марии Роз.
Молодая поросль про эту рю, поди, и не слыхивала. Может, и к лучшему. Зачем им.
Отвлёк на минуту-другую?
Хотел, да.
***
Нарыл еще в комментах вдогонку отшумевшему Дню поэзии.
Что ты там лопочешь, рифмоплётка?
Эдак может каждый, сам такой.
Тут и стеганёт. C оттяжкой. Чётко.
Шрам навек. И плачешь над строкой.
Верс отображает переход к более высокой ступени постижения. Здесь мы имем рост не Поэта, он (она) давно парит в заоблачной выси, а читателя.
Уважаемый Аркадий Попов добавил в развитие: "Поэт - не тот, кто в рифму врёт. А тот, кто брешет, как поёт". Я не стал спорить, но уточнил: "Поэт не тот, кто рифмой чешет, а тот, кто верит в то, что брешет".
Тут, как вихрь, 10 баллов по шкале Рихтера, налетел уважаемый Виктор Андреевич.
"Поэт не тот на свете этом, кто назовёт себя поэтом. А тот, кто пишет так, как дышит, и сокровенное услышит в звучаньи музыки небесной. И в толковании словесном сие звучанье отразит, и откровеньем поразит сердца и разум тугоухих, не одарённых тонким слухом...
Не в вязи слов, не в рифме смелой, не в словоблудии умелом, а в новых смыслов донесеньи поэтово предназначенье. Отсюда мой себе ответ: "Ты стихоплет, но не поэт!"
Услышав это "себе", подумал, уж не шепелявит ли автор? Вообще-то путать "т" и "с" - примета южного, одесского говорка, а он из других вроде.
Подумавши, автор пилюлю слегка позолотил все-таки.
"Не хуже в плетении словесных кружев иной поклонник муз настырный, стезю торящий на Парнас, поэтов признанных. Подчас Эвтерпе некуда деваться и проще дать, чем не отдаться..."
В общем, приходим к тому, с чего начали
Поэт не тот, кто в рифму стёб
штампует, даже шустрый самый.
Но те, кто оставляет шрамы -
они поэты, мать их так.
А если без ёрничанья?
А если без ёрничанья - низкий поклон настоящим Поэтам обоего пола, кто дарит нам нынче своё колдовство. Спасают буквально - вот без преувеличения.
По-английски когда-то читал много, но с тех пор безнадежно отстал. По-немецки застопорился, и тоже давно, на Гейне и Рильке. Специально вникал, это другое. Русский - родной, тут без вопросов. При чтении на украинском языке время от времени, не так чтобы часто, возникают лексические трудности. Но это преодолимо и с лихвой компенсируется незатёртостью, внутренне присущей языку необыкновенной эвфонией.
Так что да, низкий поклон.
Спасаете.
Подмена
"Многие посты и комментарии превратились в судебные прения с обвинительным уклоном, легко смахивающие в мусорную корзину выстраданное и сказанное поэтом за всю долгую жизнь, раз он позволил себе по некоторым поводам разойтись во мнении с былыми единомышленниками, сохраняя независимость суждений до сегодняшнего дня".
Это о патриархе бардовской песни в связи с днем рождения. Сказано автором талантливым. Чей вкус казался безупречным.
Намедни набрел на симптоматичное высказывание об умершем артисте, который в свое время нeправильно заехал в Крым, но зато после февраля 2022 года явственно осудил широкомасштабное вторжение в Украину. Написали, что проступок в связи с Крымом перечеркивает всё.
Не могу согласиться. Не отменяет - но и не перечеркивает. Было и то, и другое.
Так что да, всё выстраданное не надо сбрасывать в корзину.
Однако вчитайтесь. Не получается ли так, что юбиляру пеняют вот именно на расхождение во мнении с былыми единомышленниками. За это самое расхождение они его и гнобят. Ну не любят люди тех, кто сохраняет независимость суждений.
Не хочется на ночь глядя вспоминать о деятелях, чья независимость суждений вышла человечеству боком. Казалось бы, достойная подражания черта, а вот поди ж ты.
На самом деле всё сводится к конкретным суждениям и отношению к ним. Какие именно суждения вызывают нарекания? Что это за "некоторые поводы"?
Об этом ни слова. Какие-то.
Предмет критики подменен и размыт. На выходе неправда. Это лукавство - может быть, не осознанное.
И далее.
"Вменяется одно и то же - своя колея, независимый, собственный взгляд. Сначала это не нравилось официозу, тормозившему поэта на всех виражах, теперь подтянулись все, кому не лень, кстати говоря не сильно запомнившиеся партизанскими подвигами и героическим свободомыслием. И опять юбиляр не всем хорош и не всех достоин. И на то, что легко прощается себе, оправдывается во взглядах близких и пытается в других ситуациях быть не принятым, но понятым, в данном случае с легкостью ставит клеймо".
Если понятие "вкус" отнести не только к сфере эстетики, но и применить его к рассуждениям, претендующим на логику, то вкус изменяет автору.
При этом, опять-таки, с чем-то надо согласиться. Если кто не замечен в партизанских подвигах и героичeском свободомыслии, надо находить правильную модальность. И начинать с себя. И стараться понять.
Но в данном контексте это разговоры вокруг да около всё-таки. С очевидной примесью ad hominem. Один и затем другой абзац топят суть. Прав поэт или нет? Разделяем или не разделяем? Понять - дело хорошее, но понять и вот именно принять или понять и отвергнуть?
А правомерно ли вообще не касаться этих деликатных вопросов (да простится слово "деликатный", когда идет экзистенциальная война)?
Автор сам решает, о чем ему писать. Фигура умолчания тоже не всем будет по душе. Но она не будет явной неправдой.
Просьба не выкладывать догадки в комментах. Дело не в личностях.
Грустно. Сужается круг.
Дрейдл в Генте
Дрейдл. Волчок. Ханукальная детская игрушка.
В моем детстве была лишенная национального содержания модификация, называемая юлой. Мелкие деньги детворе не дарили - это шло вразрез с тогдашними принципами воспитания. Тем более невозможно было представить себе, чтобы дети на эти деньги еще и играли на глазах у старших.
И какая там еще Ханука.
Такое вот эмансипированное детство, а теперь что поделаешь.
В закромах памяти засела тем не менее картинка - не то из книжки, не то из сетевой заставки к празднику, со свечами и прочим, и на этой картинке дрейдл не круглый, а вроде кубика.
Поэтому не сразу сообразил.
Памятник жертвам Холокоста в Генте. 67 человек.
Они находились в Генте нелегально. Оккупанты выделили для евреев четыре города: Брюссель и Антверпен во Фландрии, Льеж и Шарлеруа в Валлонии.
Прятавшиеся в Генте надеялись спастись. Как спаслись там еще примерно 80 их соплеменников.
Раввин Михаэль Лустиг не пожелал оставить свою паству. Он, его жена и двое детей тоже превратились в дым.
Больше шансов было у граждан Бельгии и при этом очень пожилых. За них заступилась вдовствующая королева Елизавета. Увозили якобы на заводы Германии. А какая же работа на заводе для стариков?
Это помогло далеко не всем, но кому-то помогло.
Звания праведников мира после войны удостоились 1787 бельгийцев.
Тем, чьи имена и фамилии указаны на памятнике, не удалось найти убежище. Или они были выданы информантами. Согласно показаниям на суде после войны одного из чиновников, ответственных за депортацию, 80% арестов были произведены по доносам.
Пишут, что, когда вменили в обязaнность носить желтые звезды, какие-то сограждане гонимых демонстративно снимали шляпу на улице и уступали женщинам место в городском транспорте.
Поди разберись сегодня. Орущие толпы недовольных чересчур мягкими, по их мнению, мерами тоже были.
Факт остается фактом. Из примерно 66 тысяч убили 28 тысяч. Если взять все оккупированные Гитлером территории, в процентном отношении спасшихся больше только в Дании.
Всё-таки Бельгии сохранили хоть и бумажную, но государственность. Леопольд III оставался в стране, пусть и под домашним арестом.
И еще одно. Нелегко это признавать, а приходится. В Бельгии не развернулась партизанская война в тылу. Иначе соотношение было бы совсем иным.
Притормозив у памятника, к удивлению своему обнаружил вблизи уринуар. Потом дошло. Это чтобы нетрезвые гуляки мочились, прошу прощения, не на памятник всё-таки. Кроме того, объект находится под видеонаблюдением.
Многократные акты вандализма. Самая разрушительная акция имела место в ноябре 2018 года, аккурат накануне годовщины Хрустальной ночи в Германии.
Гентский скульптор Дютрие и городские власти в свое время хотели как лучше. В прекрасном воображаемом мире памятник ухожен, к нему приводят школьников и рассказывают им, как это плохо - нападать на безоружных людей и убивать их, а мемориал упомянут в путеводителях. Не обязательно на самом видном месте там.
Мир оказался несколько иным.
Ухожен кое-как. Не приводят. Не упомянут.
В городе то там, то сям возникает протест. Этот протест лишь отзвук большого глобального возмущения. По большому счету он сводится к одному и тому же. Тогда в 1948 году ошибочка вышла. От этого государства одна головная боль всем.
А что же тогда?
Ассимиляция.
Или аннигиляция, cпросите вы?
Ничего не ответят. Отведут взгляд.
Неаппетитный репост
Сейчас репостну нечто неаппетитное.
Я предупредил.
Есть такая сексуальная перверсия - копрофагия. Если по взаимному влечению, то ладно, и мы бы оставили эту тему специалистам.
На самом деле активный копрофаг находит себе проститутку. Или проститута, не знаю. Можно предположить, что это стоит очень дорого.
Наверное, просто накопилось. Врёт Несменяемый. Врёт Лавров. Врёт соловьёвско-скабеевская свора. Помнится, я пару раз оставлял к этому вранью комментарий: "Кто-то за деньги и дерьмо жрёт".
Вчера это циничная метафора сыграла со мной дурную шутку. Она разрослась в мозгу. Количество перешло в качество. На Пескове, который сказал, что российское воинство не разрушает города, меня буквально замутило. Я открыл окно и сделал несколько глубоких вдохов. Вроде отпустило. Ощущение, что меня вынудили смотреть на то, как осуществляется упомянутая девиация, было полным.
В определенных кругах хорошо известно, что чистосердечное признание облегчает вину и увеличивает срок. Следователь и прокурор знают, что подсудимый врёт. Он знает, что они это знают. Но вот бандит уходит в отказ, а улик не хватает.
В случае Пескова улик хватает. Налицо невиданное бесстыдство, полное отсутствие какой-то внутренней брезгливости, я не хочу произносить слова "честь" и "совесть", они здесь явно ни при чем.
Не стану нагнетать депрессивный дискурс и говорить о ситуации выбора между жизнью и смертью, тем более, упаси бог, угрозы нашим близким.
Ничего подобного в случае данного жука-калоеда. Нет смысла долго копаться в его мотивационной сфере. Всё сводится к очевидному факту. Он жуёт это дерьмо ради денег.
Чёрт, опять замутило.
Извините.
2022
В разнос
Преступники бегут к государственной границе.
Кто-то у О´Генри хотел успеть добежать до канадской границы. Или нет, больше подходит "Бриллиантовая рука". Там голос за кадром громыхал нечто подобное. Что это была тонкая пародия на дурацкие советские детективы про майора Пронина, догонял мало кто.
Бежать к усиленно охраняемой границе. Очень умно.
Не спрятаться, умыться, переодеться и не смешаться с толпой.
И убивать не в масках - это чтобы легче потом опознать было.
И поставить жизнь на кон ради 6000 долларов. Хотя стоп. Им же на рублевую карточку сбрасывали. Рублевая карточка за бугром - самое то.
И как-то случайно целый час творится беспредел, а спецслужбы всё не едут.
И кто-то спокойно снимает сверху на камеру.
Вот так не ехали пожарные машины к Дому профсоюзов в Одессе. Тогдашний главмент до сих пор в бегах. Российский публикум в огромном большинстве думает, что людей туда загнали силой. Спросишь: а натаскать туда ГСМ и забаррикадироваться изнутри тяжеленной мебелью тоже заставили? Или надоумил кто, и, если да, то зачем - промычат что-то нечленораздельное в ответ.
Гляйвицкие консервы. Майнильский инцидент. О Буйнакске и рязанском сахаре ленивый только не вспоминает.
Урод показался в телевизоре. Ни слова о том, почему в укрепрайоне, каким сегодня фактически является столица, автоматчики в течение часа беспрепятственно расстреливают несчастных.
Зато есть о схронах с оружием. Ну да. Бандеровцы клятые.
Грязная провокация. Плохо сшитая. С видимыми дырами. Понятно, кому и зачем нужная.
А что же ИГИЛ и предупрeждение западных спецслужб?
Похоже на спланированную утечку. Чтобы потом обвинить в попытке дезы. Чтобы бобровая струя могла открыть отверстие внизу того, что у нормальных людей называется лицом, и вывалить оттуда: это не ИГИЛ, это - далее мерзкое нацистское слово на букву "х".
Режим пошел в разнос. А что бывает с машиной, рeпрeссивной тоже, когда она идет в разнос?