Вроде бы пустяковая этическая дилемма. Или не такая уж пустяковая, если погрузиться в размышления о вине и ответственности.
Просто приведу в качестве примера.
Некто останавливается в отеле не из дешевых, хотя и не супер-пупер. Номер радует размерами и обстановкой. Сантехника на уровне.
Правда, холл в состоянии ремонта, да и не вчера этот ремонт начался. В системе бронирования про ремонт ничего сказано не было, ну да ладно.
Но и другие открытия. Персонала нет. На мыло сообщают код, в специальном тайничке берешь ключ от номера, завтрак сервируют в кафе неподалеку.
Через пару дней постоялец, намотавший с утра десятка полтора километров и желающий устроить себе сиесту, тем более что стоит невероятная для этих мест жара, заваливается в тяжелом дневном сне.
Но быстро просыпается. Ощущается нехватка кислорода.
Кондиционер есть, но он не реагирует. Наш герой, кряхтя, выбирается из койки, чтобы открыть окно. До этого не открывал - незачем было, к тому же нижний этаж.
Но окна нет.
Отчего же светло?
Свет, оказывается, струится через прозрачный люк в потолке. В этом месте как раз подобие простенка.
Но люк закрыт.
За два дня концентрация углекислого газа явно превысила норму. Никто не проветривал. Свежий воздух не поступает. Жарко. Душно.
Постоялец нервно тычется в телефон. К счастью, ему отвечают. Попытки назвать окном люк в потолке гневно пресекаются. Приходите и спасайте от удушья. Или давайте другой номер.
Явление молодого менеджера.
Он влезает на стол и рукой включает кондиционер.
Всё ясно. Барахлил пульт.
Затем он берет специальную палку (вот, значит, для чего она) и, особым образом вращая ее, приоткрывает люк.
Воздух пошел.
Инцидент улажен?
Э, нет. Стараясь быть вежливым, объясняю, что нехорошо скрывать от доверчивых клиентов отсутствие окна в комнате. Ни один нормальный человек, будь это указано на сайте бронирования, данный номер не снял бы. Подойти к окну, распахнуть его и смотреть, допустим, на звездное небо или что-нибудь еще - такое же неотъемлемое право человека, как сходить по-маленькому. И что я знаю несколько способов оповестить широкие массы пользователей, как в городе N доверчивых путешественников этого права лишают.
Короче, компенсация. Возврат за один ночлег, а всего было четыре.
Тоже на дороге не валяется, знаете ли. Капнуло таки на счет.
А сейчас вник и вижу: капнуло с формулировкой 'проблемы с кондиционером'. Про "окно" в потолке - ни слова.
В чем же дилемма?
Согласившись на компенсацию, я признал, что больше претензий не имею. Реально это означает, что новые и новые клиенты будут снимать этот чёртов номер и не знать заранее, что получат вместо окна плексигласовый квадрат над головой в коридорчике между спальней и ванной комнатой. Я не давал слова молчать, но исхожу из того, что принять отступные и затем публично клеймить недобросовестного поставщика - как бы западло. Я бы мог избавить сколько-то людей от драного кота в мешке, но не сделал этого и не сделаю.
И, значит, я виноват в их дискомфорте. Вот как ни крути.
Или, если угодно, ответственен. Мир тесен, никто не остров и так далее. Повод мелкий, а задуматься есть над чем.