Аннотация: Поводом для небольшого среза послужили полемика в сети и "гимнастический казус" на Олимпийских играх. Еще одна зарисовка в тему - из прежнего.
В Израиле миллиардеры имеются. Есть кому подкупить судей и есть на что. Всех своевременно окучили. Вам звонят в отель - нет, лучше подлавливают за завтраком и просто обещают 100 тысяч евров в случае победы такого-то (такой-то) спортсмена (-ки). Вы бы отказались? Молодец! И я бы отказался. А миллион?
Ладно, это шуточки все. Художественной гимнастикой не интересуюсь. Проще сказать, я в ней дуб дубом. Причём настолько, что никакой охоты нет вникать, смотреть повторы и т.д. Подкуп судейских бригад дело обычное, а есть ли основания говорить о подкупе в данном случае - вообще-то сомнительно, но воздерживаюсь. Ибо индифферентно.
Но тут кто-то сокрушается по поводу полезшей из комментов юдофобии. А чего сокрушаться. Вы ж не с дуба рухнули. Если есть подозрение насчёт фиктивного пенальти в пользу английской сборной или, не знаю, пловец-новозеландец явно лажанулся на повороте, а судьи не заметили - никто не голосит по поводу английского или новозеландского мирового заговора. Точечно, может, кто и вспомнит, что англичанин вечно гадит, но это другое, да? А здесь - волна. И это люди только в своём сетевом кругу комменты видят, а что бы они сказали, заглянув в другие круги?
Волна не запущена сверху. Нехорошие комментарии появились не по отмашке начальства. Вот кто-то и расслабился. Государственный антисемитизм всегда когда-нибудь где-нибудь отсутствовал, а потом становился востребован и бац! появлялся. Или извлекался на свет божий из политических запасников. А бытовая юдофобия была, есть и будет. Антисемитизм - тень еврейского народа. Василий Гроссман, по памяти.
Я уже сталкивался с этим прекраснодушием. Люди проецируют свой круг на общее состояние умов во всем социуме. Хотя вот тут где-то прорвало, судя по нехорошим комментариям и удивленной реакции на них.
А наберите-ка вы в Поиске известный оскорбительный этноним из трёх букв. Да добавьте-ка вы к нему ещё пяток коротких ключевых фраз: "еврейский заговор", "хитрые евреи", ну, и ещё там. И потом исследуйте всплывающий контент: сколько анти, сколько наоборот и сколько никак. Вы же люди интеллигентные, с наукой дружите, у многих степени имеются. Этот простейший анализ рунета не составит для вас труда.
И вы перестанете сокрушаться.
Статистика
Государственного антисемитизма в РФ нет. Путин не антисемит. Мы его не любим не за это.
А бытовой есть. Собственно, этого никто не отрицает. Разногласия в оценках. Один мой уважаемый оппонент полагает, что я преувеличиваю. На самом деле, считает оппонент, это явление носит совершенно не массовый и, значит, общественно не опасный характер.
Может, я и в самом деле ищу антисемитов у себя под кроватью?
Как-то прояснить картину мог бы контент-анализ сетевой коммуникации. Это не социологическое исследование в полном объеме, конечно. Но это лучше, чем ничего.
На первый взгляд (см.выше) это казалось простым делом. Однако небольшие сложности всё же возникли.
Первая проблема - выбор ключевого слова. Я давно в теме и волей-неволей часто встречался с оскорбительным этнонимом на букву "ж". Сейчас, пробежавшись по сети, убедился, что это слово не годится. Его стало намного меньше. Потому что антисемитизма стало меньше или потому что оно вымарывается из постов как экстремистское? Ответ угадывается. Трут, конечно. И даже банят. Цензура, однако.
Не годится и антисемитское клише типа "еврейский заговор". Ясно, что на такое клише поведутся в первую очередь антисемиты, а люди, которым все равно, не выскажутся никак. Есть еще, правда, цитация с целью критики, но всё равно картина получится смазанной в пользу моей точки зрения. Это было бы нечестно.
Поэтому нейтральное слово - "евреи".
А как быть все-таки с теми, кого это вообще не занимает, ни в какую сторону? Это хороший вопрос. Отвечаю: вывод будет сделан не по всему населению страны и даже не по всему населению, которое пишет в рунет. Получилась бы неоправданная экстраполяция. Я как раз думаю, что среди людей, общающихся в основном с телевизором, антисемитов больше, чем среди тех, кто предпочитает сеть. Но мало ли что я думаю.
Так что мы будем исследовать только тех, кто пишет в данную социальную сеть и употребляет при этом слово "евреи" или "еврей".
Еще одно ограничение. Я не учитывал комментарии. Как мне кажется, антисемитские посты вызывают более длинные и красочные комментарии, чем нейтральные. Но мало ли что мне кажется.
Далее. Какой корпус взять за основу?
Когда-то yandex отслеживал блоги. Люди высказываются откровеннее всего на заведенных ими сугубо своих сайтах. Но больше не отслеживает. А фейсбук любые высказывания в жанре анти рубит по жалобам и/или алгоритмам. Их рубят, впрочем, везде, но тут уж ничего не попишешь. Какая-то поправка на это была бы оправдана, но какая именно - трудно сказать, и учесть ее поэтому невозможно. Ну, отдадим преимущество сомнения оппоненту.
Я выбрал Живой Журнал.
А какие, голубчик, у тебя критерии, спросит кто-то.
Здесь есть опасность написания трактата на тему "Что такое антисемитизм", а кому надо. Ну, например, если кто-то пишет о полукровках в гитлеровской армии, это само по себе не изм, конечно. А если о том, что евреи создали Третий рейх - изм. Та же история с евреями во власти после Октябрьской революции. Несоответствие процентной доле в населении страны - исторический факт. Но когда мне пишут, что Сталин наполовину еврей, меня обманывают. Шутки с душком или вроде бы нейтральный пост, но явная провокация? Так вот, ни душок, ни провокацию к делу не подошьёшь. А утверждения по типу "евреи Христа распяли", с неявной подменой каких-то евреев, которые Его распяли (не распяли, но сейчас не будем отвлекаться), на евреев как виновный в этом народ - безусловно, антисемитские. Или когда объясняют неприглядные черты той или иной личности его или ее принадлежностью к этому народу.
Ой, я, кажется, таки начал ваять трактат. Стоп. Надеюсь, что мы здесь, включая уважаемого оппонента, более или менее одинаково трактуем эти вещи.
Итак, ЖЖ, поиск на "евреи".
Выборка подряд из 700 хитов за вычетом "евро", которое тоже полезло. Остается 327 постов. Там есть нейтральные - об истории евреев и тому подобное. Есть и юдофильские, причем в ряде случаев от имени неевреев. И есть антисемитские. Их 60. То есть немного больше 20%.
Увидев, что с удвоением выборки процент и распределение существенно не поменялись, я прекратил копать дальше. 20% - это не ужас, ужас. В общем, я примерно так себе и представлял. Надеюсь, мой оппонент согласится всё же, что это совсем не пренебрежительно малая часть и проблема есть. Ну, а не согласится - значит, не считает 20% достаточными для вывода о наличии проблемы. Тогда спор станет бессмысленным окончательно.
Этот несложный анализ, а скромнее сказать - срез, занял у меня 5 часов. Можете повторить, у кого есть желание, и проверить полученную нехитрую статистику. Можно расширить и углубить, но я пас. Неаппетитное это дело. Да и для меня оно точно теперь будет доказыванием очевидного.
А Украина? Думаю, примерно такая же картина. Впрочем, опять-таки, кому охота исследовать - вперёд.
Неведомый шедевр
Дядя в 5-ом ряду крякнул, когда по дороге в Рим я излагал католическую версию встречи Иисуса с Петром. Иисус спросил Петра: Quo Vadis? Камо грядеши? Спросил, надо полагать, не на латыни или по-церковнославянски, а на их общем родном языке.
Я вынужденно рассказываю в автобусе спиной к публике. Это развило во мне особый компенсаторный слух. Так я скорее глуховат. Но в означенной ситации слышу и как кто-то сопит во сне, и как безмятежно бухтит с кем-то о своем, девичьем. Кажется, могу не глядя отличить тех, кто просто слушает, от тех, кто - с открытым ртом.
Это обратная связь, без нее никак, если хочешь, чтобы тебе вообще внимали.
И вот при упоминании о родном языке он крякнул. Негромко, для себя и жены рядом. А я услышал.
Архангел предлагает простой еврейской девушке, хотя и формально состоящей в браке, стать матерью Бога и сына Бога. Да что вы такое говорите. Я замужем вообще. Правая рука обращена ладонью к Гавриилу в характерном международном жесте и говорит "нет".
Небесный посланник приводит какие-то аргументы. Деревянная Мадонна из Лукки, будучи как бы итальянкой, не загибает, как мы, а разгибает пальчики на левой руке. Ей осталось разогнуть только один палец. Сейчас обе ладони раскроются, уже не отторгая, а принимая Благую весть.
Пусть будет так- говорит Мария - хоть я не могу понять
Того, что ты говоришь, возможно, я не права.
И Голос в ответ: Ты права, ибо нужно не понять, а принять.
А понять не могу даже я, говорящий эти слова (Борис Херсонский).
Дядя внимательно слушает вместе со всеми. Молчит. Быстрым колючим взглядом реагирует на еврейскую девушку.
30-минутная пауза на пути в Венецию. Только что пересекли реку По. Явление дяди. Отводит меня в сторону. Недавно он смотрел по телевизору передачу, и там рассказывали, притом "убедительно", что По и есть река, где крестился Иисус. И что Спаситель родился в Сен-Назере во Франции. Римляне не могли распинать в Иудее, там нет леса и не из чего было сделать кресты. Истинное рождение Иисуса имело место в XII веке, потом перекроили.
Моему собеседнику под 60. Лицом был красив когда-то. Крупный породистый нос.
Этот тип мне знаком. Погуляли когда-то носатые и черноволосые люди по северному Причерноморью. Но не все так много людей перевидели на своем веку, не все поднаторели в домашней антропологии, как я. И этот нос мог идентифицироваться окружающими иначе. И, несомненно, идентифицировался.
Многое, очень многое в жизни этого человека определял и определяет его нос. Эти поиски где угодно, только не в Иудее - тоже.
Какой я мудрый стал. Раньше дал бы себя втянуть в дискуссию, мог и горячность проявить. Теперь не произношу ничего. И даже стараюсь, чтобы на лице не отобразилось. Франция, XII век? Ясно. Ну, я пошел, вон надо водителям помочь с оплатой за солярку.
Потом поискал - есть. Круг в доказательстве, замалчивание неудобных фактов, кухонная этимология. Рассчитанный на несмышленых дикарей бред. Или вот очередная ахинея от новохроноложцев. Тоже XII век, но не во Франции, а на сакральном полуострове Крым родился Христос, заодно и Богородица там умерла.
Говорят, входит в круг чтения лучшего друга российских историков. Ничего удивительного, если так.
***
Наш парторг когда-то от меня первого узнал про Маркса. В популярных брошюрах упоминание о еврействе корифея было в ленинской работе "Карл Маркс" купировано, из ПСС изъять не посмели.
Парторг проверил по первоисточнику, заперся и плакал. Вышел с заплаканными глазами, я видел.