Аннотация: Очередная подборка "впечатлений о заграничной жизни"...
Рим, фонтан Четырех Рек
Фонтан был открыт в 1651 г. Каждая река олицетворяет ту или иную часть света. Как раз закончилась 30-летняя война, и католики не без оснований полагали, что им удалось остановить наступление Реформации в придунайских странах. Поэтому в качестве аллегории Eвропы Бернини выбрал Дунай.
Cамая длинная река в Европе - Волга, вообще-то. И Казань уже была взята. Но замерить Волгу все было недосуг, да и далеко она. Думали, Дунай.
Дунай радуется папским регалиям. Противная рожа под ними должна, очевидно, изображать протестантское инакомыслие. Этот бедолага еще не осознал всех преимуществ католической конфессии. С ним работали, зубов почти не осталось. Но есть еще. Значит, можно еще поработать, и надежда, что он, наконец, осознает, остается.
Насчет протестантского инакомыслия, это я излагаю принятую версию. Сейчас глянул свежим взглядом - больно кудрявая борода у этого инакомыслящего, архетипическая. Вполне в духе барокко завитушки эти, но сам он какой-то ветхозаветный все-таки.
Но, если еще внимательнее присмотреться, лицом вообще буддист.
Я не настаиваю на какой-либо определенной трактовке. По-любому, предмет критики и насмешки - инакость , а инако, жалкое инако, оно ведь может быть и так, и эдак, в отличие от генеральной линии понтификата - единственно правильной и всесильной, потому что верной.
Богородица Чивитали в Лукке
Дядя в 5-ом ряду крякнул, когда по дороге в Рим я излагал католическую версию встречи Иисуса с Петром. Иисус спросил Петра: Quo Vadis? Камо грядеши? Спросил, надо полагать, не на латыни или по-церковнославянски, а на их общем родном языке.
Я вынужденно рассказываю в автобусе спиной к публике. Это развило во мне особый компенсаторный слух. В означенной ситации слышу и как кто-то сопит во сне, и как безмятежно бухтит с кем-то о своем, о девичьем. Кажется, могу не глядя отличить тех, кто просто слушает, от тех, кто слушает (бывает и такое, надеюсь) с открытым ртом.
Это обратная связь, без нее никак, если хочешь, чтобы тебе вообще внимали.
И вот он крякнул. Негромко, для себя и жены рядом. А я услышал.
***
Церковь Святого Фредиано в Лукке. Деревянная скульптура Чивитали.
Архангел предлагает простой еврейской девушке стать матерью Бога и сына Бога. Нелегко ей это воспринять. Да что вы такое говорите. Я замужняя вообще. Правая рука обращена ладонью к Гавриилу в характерном международном жесте и говорит нет.
Небесный посланник приводит какие-то аргументы. Мадонна перечисляет их вслед за ним. Будучи "итальянкой", она не загибает, как мы, а по-итальянски разгибает пальчики на левой руке. Ей осталось разогнуть только один палец. Сейчас обе ладони раскроются, уже не отторгая, а принимая Благую весть.
Пусть будет так- говорит Мария - хоть я не могу понять
того, что ты говоришь, возможно, я не права.
И Голос в ответ: Ты права, ибо нужно не понять, а принять.
А понять не могу даже я, говорящий эти слова.
Так ее слова и слова Архангела услышал и передал нам, грешным, украинско-русско-еврейский поэт, мой земляк Борис Херонский. Эту строфу я цитирую вслух.
Дядя внимательно слушает вместе со всеми. Молчит. Быстрым колючим взглядом реагирует на "еврейскую девушку".
***
30-минутная пауза на пути в Венецию. Только что пересекли реку По. Отводит меня в сторону. Недавно он смотрел по телевизору передачу, и там рассказывали, притом "убедительно", что По и есть река, где крестился Иисус. И что Спаситель родился в Сен-Назере во Франции. Римляне не могли распинать в Иудее, там нет леса. Истинное рождение Иисуса имело место в XII веке, потом перекроили.
Моему собеседнику под 60. Лицом был красив когда-то. Крупный породистый нос.
Этот тип мне знаком. Погуляли когда-то носатые и черноволосые по Cеверному Причерноморью. Но не все так много людей перевидели на своем веку, не все поднаторели в полевой антропологии, как я. И этот нос мог идентифицироваться окружающими иначе. И, несомненно, идентифицировался.
Многое, очень многое в жизни этого человека определял и определяет его нос. Эти поиски где угодно, только не в Иудее - тоже.
Какой я мудрый стал. Раньше дал бы себя втянуть в дискуссию, мог и горячность проявить. Теперь не произношу ничего. И даже стараюсь, чтобы на лице не отобразилось. Франция, XII век? Ясно. Ну, я пошел, вон надо водителям помочь с оплатой за соляру.
Cейчас поискал - есть. Круг в доказательстве, замалчивание неудобных фактов, кухонная этимология. Наглый, рассчитанный на несмышленых дикарей бред.
И очередная ахинея новохроноложцев. Тоже XII век, но не во Франции, а на сакральном полуострове Крым родился Христос, заодно и Богородица умерла.
Неужто и это входит в круг чтения лучшего друга российских историков?
***
Наш парторг когда-то от меня первого узнал, что Маркс - еврей. В популярных брошюрах упоминание о еврействе вождя и корифея в ленинской работе "Карл Маркс" было купировано, из ПСС изъять не посмели.
Парторг, поверив, заперся и плакал.
Туалетная эмиграция
Намедни где-то попалось насчет туалетных перспектив в эмиграции, я и значения не придал, потому как не в первый раз, но почему-то не отпустило - и вот пост.
Только по немецкой линии и лишь только в Германии около 3 млн эмигрантов из экс-СССР. На них и туалетов не напасешься.
Хотя кто-то и драит. Я в армии тоже драил, да за бесплатно, и ничего. А тут 5 евров в час, это если официально, плюс чаевые. Кто-то неофициально, конечно, но это в данном случае мало что меняет. Жить можно. И отношение иное здесь к этому. Не можешь или не хочешь учиться на что-то другое, твое дело. О работе никто не расcпрашивает, работаю, мол, и все.
Среди моих белковых и сетевых знакомых таких людей нет. Или я не знаю. Но, если бы я узнал, что кто-то из них зарабатывает подобным образом, клянусь, не стал бы относиться к нему или к ней хуже или лучше.
Мне вот пример вспомнился, запишу, а то опять забуду. Имен не называю, верьте, было.
Один мой близкий друг и сокурсник оказался за океаном. Первое время работал где угодно и кем угодно. Потом нашел себя как переводчик и даже переводчик-синхронист, свою фирму создал. Сейчас отдыхает.
А другой сокурсник засобирался в Америку. Точнее, его жена засобиралась. Он же колебался. Потому как профессорский сынок, сунули преподавателем английского на какую-то непрофильную кафедру - вроде все хорошо, только денег мало. И в семье колотилось.
Я ему дал адрес американского друга. Тот отнесся добросовестно и все отписал. Звал, нахваливал. Но перестарался. Желая подчеркнуть, как человек может подняться в Америке, тем более с готовым английским, он рассказал, что сперва нанялся janitor, т.е. мусорщиком. И как мой колеблющийся дочитал до этого места - дальше читать не стал, ужаснулся до глубин, и какая еще Америка.
Прямо трагедия в семье, мучительный развод, отъезд жены и сына. Бывшая его жена не знаю, кем там работала. Полагаю, что трудилась как пчелка, где получалось устроиться, не гнушалась. Знаю ее просто, трудяга, в отличие от мужа. А потом ихний сынок там зарабатывает персональную какую-то там стипендию в Гарварде, становится одним из ведущих программистов IBM и получает 200 штук в год.
Дальше не знаю. Вообще-то не вчера все это было. Может, одумался и переехал на иждивение к сыну, если бывшая жена простила. А может и нет, научился писать кому-то за бабки дисеры, репетиторствует - не на зарплату же мизерную живет. Представить, что он со студентов деньги за зачет берет, не могу. Чистоплюй был всегда.
Никаких обобщений, просто вспомнил.
Плевать
Была такая тетечка в славном городе Бремене - Геше Готфрид. Травила людей крысиным ядом, подтверждая, что хотя женщин - серийных убийц по статистике на порядок, а может и на два меньше мужчин, по той же статистике они есть, должны быть.
Кредиторов травила, состоятельного любовника, неважно. Деньги были нужны.
Дали ей вышак. А на том месте, где обезглавили в 1831 году, оставили на мостовой Spückstein - "плевательный камень" с крестом. Горожане должны были время от времени сюда плевать.
В красном Бремене никогда не любили Гитлера. Кто-то нацарапал на кресте свастику, и, выходит, плевать надо было уже на свастику. Ясно, что предварительно оcмотревшись, гестапо не дремлет.
Какая-то коричневая душонка, конечно же, вскоре тем не менее стукнула, и камень унесли.
Сейчас снова есть, правда, уже без свастики. Кто-то нет-нет да и плюнет.
Эта история интересна тем, как свастика была вмонтирована в некий контекст, поменявший смысл плевка. Но еще более интересна она, по-моему, тем, что учит плевать. Не всегда со злом надо бороться, возражать ему и т.д. Стоит иногда просто плюнуть. Слюной. Великое умение, и долго учиться надо.
Мысль не нова, но так нагляднее, по-моему.
"Врете, подлецы!"
"Я конечно, презираю Отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство". В сегодняшнем военно-политическом контексте на эту цитату из нашего всего ссылаются довольно часто. Мол, кто ты такой - Россию критиковать? Ты ж не россиянин. Критикуй Украину, раз у тебя укрский паспорт. Или Германию, раз поселился. Или Италию, раз в основном работаешь там.
Во-первых, не Россию, а ее топ-менеджмент. Всё путаем Родину и "ваше превосходительство", по Cалтыкову-Щедрину, да? Во-вторых, русский дух мне духовитее украинского, в силу ряда причин. Хотя за целостность и неделимость неньки порву любого - виртуально, зато искренне. При том, что и поругиваю, а как же. В-третьих, а хвалить можно? Ах, можно. Более того, квасные вы мои, похвала иноземца или эмигранта при прочих равных вам в кайф, что, не так? В-четвертых, самое интересное: критика-то по делу? Вру, подтасовываю, кликушествую? Не нехваткой ли контраргументов объясняется вся эта голимая персонализация? Потому что когда они есть, контраргументы, вы же их выкладываете, а когда их нет, вы ж не признаёте, что их нет, вы персонализируете и начинаете пихаться: а ты кто такой?
И цитата из Пушкина не про это совсем. Ему досадно, в чем он, патриот и в известном смыcле нашист, честно и признается. Как, кстати, признается и в том, что презирает Отечество. Но он не затыкает рот иностранцу. Он не посягает на чье угодно право критиковать кого угодно и откуда угодно. А у вас как? Ругает свой - предатель. Ругает чужой - какое ему дело. Написать, как он, что презираете - вы себе раньше руку откусите. Хотя Пушкин, очевидно, имел в виду не добрую няню, не народ и не некое культурно-языковое пространство, а позорный рабский уклад и образ правления. Написать, что вам досадно, но на критику возразить предметно или уж промолчать - вам слабО.
Справедливости ради надо сказать, что у нашего всего есть стихотворение, где он вот именно априори отвергает критику из-за рубежа. Почему бы не прибегнуть к этому верноподданническому по сути и гениальному по уровню мастерства, как сейчас говорят, ответу "народным витиям" из мятежной Франции - и не пришлось бы насиловать контекст?
Ответ прост. Он в строках:
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Сегодня, накануне Прощеного воскресенья, в Москве прошла массовка под названием "Антимайдан". Она была овеяна лозунгами солидарности с народом, угнетаемым хунтой одной с ним национальности. Официально Украину потрясает гражданская война, российских военнослужащих и военной техники в зоне конфликта для широких масс по-прежнему нет.
"Спор славян между собой", как в ситуации польско-российского противостояния, на которое отозвался в свое время Пушкин, сегодняшнему кремлевскому официозу явно не ко двору. Очень нежелательная параллель. Польша тоже некогда входила в единую и неделимую.
Пушкин не врал, а вы-то?
Так что нечего. Не получается на Пушкина кивать. "Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы, - иначе."