"Это очень деликатный вопрос", - сказал мне молодой floor manager, столоначальник, перед интервью.
На "русском" рынке (на самом деле российском и украинском) работали, как правило, двое. Один безвылазно в главном офисе и я - в качестве продавца "в поле". Иногда лондонцу давали помощника, когда он не справлялся с потоком заказов. Моей главной обязанностью было окучивать и склонять к сотрудничеству крупных туроператоров, моих коллег - с максимальной эффективностью использовать громадную контрактную базу в Европе.
Несколько лет я работал с эфиопом по рождению, стопроцентным армянином по крови и британцем по паспорту. Но его бросили на греческий рынок. Один кандидат на замену обратил на себя внимание. И я должен был с ним побеседовать.
В чем же деликатность?
В цвете кожи.
Под деликатностью в тогдашнем контексте подразумевалось, что некий аспект не будет вынесен за пределы кабинета, где мы уединились с моим непосредственным шефом. По прошествии 25 лет и при условии неназывания имен я думаю, что могу и приоткрыть завесу.
Некто, условно Ричард, лет тридцати, родился и вырос в Уганде, закончил там английский колледж, учился в Киевском политехническом институте, сколько-то лет живет в Соединенном Королевстве. Очень хорошо знает русский язык. Другие подробности не помню.
И вот меня спрашивают: как отреагирует рынок на чернокожего партнера?
И даже не так. Это потом, а первый вопрос, предваряющий все остальное, был:
- Are the Russians racists?
Я отвечаю в том смысле, что не более других. И, хотя при прочих равных партнер в Лондоне видится на рынке скорее нордическим и рослым (белокожий и рыжий с веснушками тоже сойдет), природный африканец парадоксально может прийтись ко двору. Он покажется интересным. Им можно будет немножко похвастать в разговоре. Стоит рискнуть.
И на следующий день я увидел черного как смоль крепыша, понятно, с белозубой улыбкой и действительно превосходным русским языком и кое-каким украинским, что я и засвидетельствовал, докладывая по инстанции.
Знаете, прекрасно сработались. Ричард уверенно чувствовал себя на стендах фирмы в Лондоне, Берлине и Москве. Мне порой казалось, что у некоторых дам некий дополнительный интерес обнаруживается. Когда окучиваемое круизное судно стояло в Лондоне и он приходил со мной пить водку, бармен мог сперва...э...опешить, но затем только подливал и охотно участвовал в разговоре.
Компенсаторный механизм или природное обаяние? Скорее всего, и то, и другое. Я видел, как глаза людей теплели. Ричард ломал барьер легко и непринужденно.
Из песни слова не выбросишь. Другой круизный клиент пригласил нас к себе в каюту. Полюбовница клиента, какая-то по тем временам важная профсоюзная тётя, немедленно вышла, забилась где-то в музыкальном салоне в угол и сидела там, пока мы с Ричардом не ушли.
Сейчас я могу припомнить только одну непонятку между нами. Надо было выдрать наличные прямо на месте, и никуда бы товарищи не делись. Платите или ни один автобус не проедет и метра. Ричард не столько поверил их обещаниям, сколько побоялся везти эти деньги к себе домой, а была как раз суббота. А вдруг ночью ограбят. И еще пристукнут. Страховка этого не предусматривает, мол.
И добро бы сумма значительная. Речь шла о 4 тысячах в долларах, что ли.
Понятно, что этих денег фирма больше не увидит никогда, а я реально потеряю в заработке, поскольку сидел на проценте с прибыли.
В данном эпизоде Ричард повел себя не как среднестатистический выпускник Киевского политехнического института, а как настоящий британец как раз. Это я сейчас лучше понимаю, а тогда пребывал в обиде, хотя и недолго.
Что же касается цвета кожи, то я о нем просто не помнил.
Он после меня еще работал какое-то время, потом перешёл к другому туристическому гиганту с главным офисом в Женеве. Мы перебрасывались мейлами. Как-то позвонил, позвал по старой дружбе на круиз-эскорт, но я был занят, увы.
Потом перестали перебрасываться.
Сейчас, погуглив, нашел имя и фамилию в списках глав местных администраций в Уганде. Фото отсутствует. Наверное, он.
***
"Земную жизнь пройдя до половины...".
Если взять жизнь человека прямо с 1-ой минуты в этом лучшем их миров и до последнего, натурально, вздоха, где проходит середина его жизненного пути? Не хронологическая, а по накопленным сведениям, опыту, личностному становлению?
В 6-7 лет от роду.
Это научный факт.
Данный рубеж для меня лично ознаменовался плакатами в связи с подготовкой и проведением Московского фестиваля молодежи. На этих плакатах белый, черный и желтый выглядели большими друзьями.
Дядя Том, Геркулес и Джим из книжек были исполнены достоинства и напрочь лишены всякого коварства.
Домашнее воспитание, не без этого.
Мало-помалу чернокожих людей становилось на улицах и в транспорте все больше. Они учились в многочисленных вузах Одессы. Когда молодые люди небольшой компанией перемещаются по городу, они при этом громко разговаривают друг с другом. Кому-то это не нравилось. Кому-то казалось, что африканцы должны в присутствии местного населения общаться почтительным полушёпотом.
О товарище по работе я вчера написал уже.
У идейного расиста есть неотразимый, как ему кажется, аргумент: "Ты бы отдал свою дочь за негра?"
Мои-то как раз устроены, но допустим.
Отдал бы, если бы меня вообще спросили. При прочих равных цвет не имеет значения. Но, предположим, прочие равные тоже в порядке. Есть, однако, один нюанс.
Рефлексия.
Не помню, где вычитал. Америка, сегрегация вроде как отменена, но кто-то сядет в подземке рядом с чернокожим, а кто-то нет. Рядом с вами стоит пожилая негритянка. Надо бы уступить ей место. Но не исключено, что, как только она сядет, сидевший с вами ражий белый дядя немедленно встанет. И это негритянке будет обидно.
У Мопассана рассказ есть. Деревенский парень воевал где-то в Африке, уволился в запас и привез оттуда черную невесту. Как вскоре выясняется, девушка работящая и незлобивая. Она даже нравится родителям, но они против брака. Почему? "Уж больно она черна". Тут весь фокус в том, что эта такая, казалось бы, естественная, а на самом деле тупая стигматизация будет ее преследовать до гробовой доски. Это ее удел - оставаться, так сказать, белой вороной. А удел парня - оставаться мужем белой вороны. Спрятаться от этого в деревне будет негде, и родители это понимают.
В Европе и разноцветные пары встречаются, и сироток чернокожих берут в семью, и вообще "нет расизма". Ну да, расизма нет, а расисты есть. Есть зоологические, есть умеренные, есть всякие.
И меня бы волновало, хватит ли моей дитяти мужества, которое ей понадобится, чтобы, например, под ручку с супругом в оперу сходить. Вот только для этого хотя бы.
Когда-то довольно много экс-советских американцев было в наших группах. И краем уха нет-нет да и услышишь:
- О, вы тоже из Америки. А где живёте?
- Там-то и там-то.
- И что, чёрных много у вас?
Да вот и недавно. Я в беглом разговоре узнал о том, что приятная дама из Хельсинки, и, желая сделать ей приятное, сказал: "Чудесный город". Я там не раз бывал и действительно так считаю. Она мне тут же: "Да. Только сомалийцев много стало чересчур. И пакистанцев". Т.е. это первое, что она мне сообщила.
Мое мнение о народе Финляндии как о носителе высокой культуры она не поколебала. То, носителем чего она является сама, назвать культурой я не могу.
Избежать приватного общения с кем-то в большой группе не сложно, что я и делал в дальнейшем - избегал.
А зачем ты все это нам тут рассказал, спросит кто-то. Хочешь похвастать, какой ты не расист?
А хоть бы и так. Хочу. Слуха нет у меня, рисовать разучился, добрый нрав и внимательный родственник - нет, не моё, не могу похвастать. А этим могу.
Преклонять колено при этом никакого желания у меня нет, если что. Чернокожие и так знают, что я colour-blind. Откуда знают, у меня же на лбу не написано? Но вот знают, причем мгновенно это выясняется.
Терапевтически кому-то, может, коленопреклонение на пользу, не спорю, но им виднее.
***
Ну, сейчас прилетит с разных сторон.
Ты возлюбил черного брата своего, молодец. А он тебя? О расовой ненависти к белым слышал? О черном антисемитизме слышал?
Да слышал, слышал. Только никого я не возлюбил. Сolour-blind, написал же. Можно, чтобы не стать похожим на них, я буду не любить черных расистов и антисемитов не за то, что они черные, а за то, что они расисты и антисемиты?
А ты знаешь, что при не более 15% афро в населении США ты имеешь там равные шансы нарваться на белый или черный гоп-стоп? Или даже скорее всё-таки на черный? А ты знаешь, что нет ни одного чернокожего нобелевского лауреата в области точных наук?
Лауреаты, говорите?
Тогда скажите, в какой стране больше всего нобелевских лауреатов. Не общее количество. Приведите цифры на миллион населения, и мы решим, кто самый умный.
Абсолютное первое месте за Фаррерскими островами - аж один на все 50 тыс населения. Четвертое место Швейцарии смотрится статистически достоверно - снимаем шляпу. Пятые шведы. Своя рука владыка? Не без этого, но тоже молодцы, я вникал. Девятые англичане, тринадцатые немцы, пятнадцатые американцы. Неожиданно низко японцы - 35-ое место. Чуть ли не замыкает Китай - 72-ое, всего 9 лауреатов на почти полтора миллиарда населения. Японцы и китайцы тупые? Нет, они не тупые. Они делают ставку на внедрение того, что уже придумано и апробировано, а в фундаментальные исследования пусть вкладываются другие. Совсем не глупо. (Отставить шуточки про Ухань, занесёт далеко в сторону).
Ага, значит, мы признаем, что приоритеты и традиции имеют значение.
Уже тепло.
Почему преступность непропорционально высока? Полиция придирается, и где белый с марихуаной пройдет как ни в чем не бывало, черного остановят и найдут?
Полиция придирается - это про яйцо и курицу. Тупик.
Может, гены?
В гены джентльменства, лени, пьянства, сервильности, воровства, буйства, сребролюбия и воинственности - перебираю известные стереотипы - не верю. А в традиции, привычки и воспитание - верю.
Самоцитата, пардон. Дальше там было, что, по моим наблюдениям, джентльменства таки статистически больше среди природных британцев, нежели при прочих равных у
не британцев.
Дело не в верю - не верю. Опыт, простая логика. Отставить гены, но глупо отрицать статистически релевантные модели поведения и приоритеты. Как и то, что последние при желании поддаются коррекции. Желание должно быть большим, но в принципе - поддаются.
Американские френды, готовьте тапки. Ибо мой американский опыт почти никакой. Но исправляйте по делу, а не вот это - ты далеко от нас и не можешь судить, А от не чужой мне левой молодежи пришлось как-то гневную отповедь выслушать. За неполит эту самую. Произнес страшные слова.
При прочих равных афроамериканское население США менее амбициозно, чем не афроамериканское. Стартовые позиции другие, но сколько можно только этим объяснять.
Не надо приводить примеры крупных ученых, процветающих бизнесменов и одного президента, я в курсе. Речь идет о статистической закономерности.
Я спросил левую молодежь: а почему в тех же США (не только, но для ясности ограничимся одной страной) евреи активно устремляются в адвокатуру, медицину, высокие технологии?
Тык. Мык. Ничего толком не отвечают.
Тогда я им:
- Да очень просто. Евреи статистически амбициознее не евреев. Дело в том, что...
Я не успел объяснить, в чём дело. Мне заявили, что это типичное антисемитское клише.
Не амбициозны - плохо. Амбициозны - опять плохо.
Если бы я сказал, что педофилов среди учителей младших классов и воспитателей детских садов статистически больше, чем среди бакенщиков и бухгалтеров, никто бы не возразил. А скажи я, что в полицию люди с задатками насилия идут чаще, чем в садоводы, поди охотно согласились бы. Хотя тут как раз я не вполне уверен; в нормальной стране эти задатки могут в конечном счете уравновешиваться и даже перевешиваться теми, кто как-то особенно любит закон и порядок.
***
Залетели из другой Галактики. Сидят тихо. Наблюдают. Видят все эти расовые безобразия. Что делать? Придумали. Облучение не то чтобы жесткое, но действенное. Все становятся полными дальтониками. И близорукими. Никакая оптика не помогает. При явных признаках оздоровления излучателю немного убавляют мощность.
Чем плох сценарий? Киношники, дарю.
***
Вспомнился мне эпизод в одной из прошлых жизней - когда я работал в системе облоно. По работе частенько приходилось бывать в так называемых фронтальных проверках. На местах щедро наливали. В справке можно написать "уделяют недостаточно внимания", а можно - "упорно игнорируют". Это далеко не одно и то же. Так что вот, не угодно ли домашненького, для себя делали.
И вот, как сейчас помню, съезжаемся к вечеру в райцентре под названием Красные Окна. Набились в просторный номер бригадира - инспектора облоно. Туда уже все завезено: и выпить, и закусить. И этот бригадир, поддав, пристал ко мне со своей этимологической версией родства слова, обозначающего по-английски продукт пищеварения, и общеизвестного обзывательства евреев. Случайно я был несколько трезвее и сделал ему замечание. Тут он повалился на колени и стал просить прощения у меня и, очевидно, в моем лице у всех моих соплеменников. Аж руку норовил поцеловать, серьезно вам говорю.
Ну, его подняли, успокоили. И я успокаивал. Мне что, я не член, а у него по партийной линии неприятности могли быть. Но никто не настучал, обошлось.
Человек он был неглупый, с понятиями и совестливый, как видно. Неприязнь сидела в нем, не давала ему покоя. Конечно, ползать на коленях не обязательно, но чего не бывает по пьянке.
Друг мне рассказал, что, когда с ним беседовали на предмет поездки в капстрану, инструктор райкома спросил: "Как вы относитесь к еврейству?". "К сионизму?" - переспросил друг. "К еврейству" - с нажимом повторил ответственный товарищ.
Вопрос был политический некорректный, к еврейству советскому человеку положено было относиться с позиций пролетарского интернационализма - как к грузинству или украинству. Но товарищ усмотрел в анкете не оставлявшие сомнений имя и отчество мамы проходившего собеседование и позволил себе. Ну, друг ответил в советском духе, конечно, но никаких, в свою очередь сомнений по поводу истинных взглядов инструктора райкома КПСС у друга не оставалось.
Через сколько-то лет этот уже не инструктор, а заместитель заведующего облоно возьмется помогать мне устроиться куда-нибудь на кафедру иностранных языков, благо их в городе было 14, не считая моего родного факультета, куда соваться заведомо не имело смысла. При мне позвонил своей приятельнице, секретарю парткома медина, и говорит мне: иди. А как же пятый пункт, спрашиваю. Иди, там будут знать о твоих недостатках.
Это вроде как шутка такая была. Мы с тобой, мол, понимаем, что это не недостаток.
Я поделился с другом. Смотри-ка, какие у нас прогрессивные чиновники бывают. Тогда-то и получил картинку по поводу упомянутого вопроса насчёт "еврейства" - чтобы я иллюзий не питал. А я питал - потому что мы с этим чиновником, можно сказать, дружили, насколько младший по званию может дружить с явно старшим.
Невинная фразочка про недостатки из той же оперы, что и пьяные коленопреклоненные извинения. Взбаламученная совесть. Это выражение Чехова из письма Суворину, давно и много цитируемого, но ничего:
"Когда в нас что-нибудь неладно, то мы ищем причин вне нас и скоро находим: "Это француз гадит, это ж@ы, это Вильгельм..." Капитал, жупел, масоны, синдикат, иезуиты - это призраки, но зато как они облегчают наше беспокойство! Они, конечно, дурной знак. Раз французы заговорили о ж@х, о синдикате, то это значит, что они чувствуют себя неладно, что в них завелся червь, что они нуждаются в этих призраках, чтобы успокоить свою взбаламученную совесть".
В настоящее время, по-моему, наблюдается более сложный случай. Некое меньшинство не становится козлом отпущения дабы успокоить совесть; напротив, совесть взбаламучена именно данной несправедливостью. Я это имел в виду, когда писал раньше: "Терапевтически кому-то, может, коленопреклонение на пользу, не спорю, но им виднее".
Не стану огульно обобщать. Тут и неразличение вины и ответственности, о чем уже тоже писал. И стадный показной либерализм. Но и она, родимая. Взбаламученная совесть.
Желание подавить в себе расовую неприязнь вообще-то надо бы приветствовать, раз она червоточит, если бы не очевидные пагубные последствия.
Еще один пример.
В Сан-Франциско бомжей расселили в 5-звездочных отелях, "благо" они и так пустовали в связи с карантином. Не только чернокожих. И выходцев из Центральной и Южной Америки. И каких-то белых социальных иждивенцев. Что же делать, если и в этой среде распределились они неравномерно. Стали им туда привозить алкоголь и наркотики.
Насчет алкоголя и наркотиков - это так, подробность. Может, это даже и следовало делать, пусть специалисты скажут. А можно спросить: почему в 5 звездах? Чтобы успокоить свою совесть? Загладить вину - истинную или мнимую? Поиздеваться? Обречь несчастных на депривацию до конца жизни? Или это такой социальный эксперимент - проба сил перед тем, как все забрать и поделить?
Вот даже комментировать не буду.
Это я пытался отбиваться по поводу коленопреклонения.
Мне еще надо отбиться, хотя бы попытку сделать, от неамбициозности афро-американцев и colour-blind как панацеи. А кое-что и признать придется.
Немного погодя.
***
По поводу амбициозности и ее отсутствия.
Это было в одном отдельно взятом посте. В предыдущих постах я попытался свой не расизм как-то обрисовать, и, если был прочитан только этот, можно было подумать, что я какие-то социальные перекосы сваливаю на вот это самое отсутствие амбиций. Дескать, они и сами не хотят идти в ученые или юристы. Точнее, относительно меньше хотят, чем, соответственно, белые.
Можно было даже подумать, что я считаю это не только первопричиной, но и чем-то врожденным.
Вот это мне особенно обидно. Пигментация кожи и прочее, какие-то, допустим, свойства темперамента - да. Но не нужно приходить ко мне с теориями, что китайцы плохо придумывают что-то новое или кенийцы генетически передают своим детям умение бегать марафон. Потому что тогда придумавшим порох, бумагу и компас китайцам вставили какие-то новые генетические механизмы, та же история с арабами, а викинги, надо полагать, пропили свою агрессию где-то на пляжах Нормандии, иначе сегодняшние норвежцы грабили бы всех подряд, как их неугомонные предки. Если же кто-то станет ссылаться на смешение народов, то вся эта галимая евгеника и вовсе рушится - по определению.
Отсутствие амбиций - порождение неравенства. Выросшего в афро-американском гетто затягивает подростковая блатная романтика, и она - порождение неравенства. Безусловно. Однозначно.
Попытки создать систему преференций - облегченный прием в вузы, например, насколько я знаю, предпринимались, но и ожидаемого результата не дали. Даже самые ярые либертарианцы должны признать, что в этом случае вместо одного неравенства возникает другое. Не говоря о подогреве иждивенческих настроений, и тогда это путь не к выравниванию ситуации, а ее закреплению в обществе, поскольку преференции - это то, с чем потом тем, на кого они распространяются, расставаться не хочется. Что абсолютно нормально и по-человечески понятно.
Вопрос, который может показаться наивным - кто-то в высших эшелонах власти в США или, допустим, во Франции, где много афро-французов, задумывается над этим всерьёз? Не на ворох огромной литературы по предмету укажите мне, а на постановку задачи и путей решения именно на уровне государства или хотя бы штата (провинции). Существуют способы скорректировать систему ценностей в семьях меньшинств и школах? Или кого-то устраивают все эти перекосы, и в баскетбольной сборной черное лицо еще 50 лет будет желательно, а в менеджменте круизной компании - не особенно (тут я знаю, о чем говорю)?
Что касается colour-blind, "игнорирования цвета". Я далеко не первый такой умный. Этот подход был на повестке дня еще в 90-х. Тут, сказали мне, есть опасность закрепления существующих диспропорций. Как их исправлять, если не видеть их? А расовый дальтоник их вот именно не видит. Джаз, например. Как следствие сегрегации он стал почти весь белый, а был почти весь чёрный. Афро-американское сообщество сетует на эту несправедливость. Как быть, так и оставить?
Согласен, что не панацея. Но кому-то не мешало бы пройти небольшой, скажем, промежуточный курс цветослепоты, что ли.
Согласен и с тем, что сужу издалека, многого просто не знаю. Да я и не претендую. Мы просто беседуем, да?
Все же рекомендовать некое целеполагание - на это меня хватит. Не уверен, что это просто, но иначе никак.