Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Отрывки из романа о Будде Шакьямуни

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 14/01/2018. 25k. Статистика.
  • Рассказ: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Историческом Будде и его учении.

  •    В поисках вечного счастья.
      
      
       Роман
      
      "...Чтобы наслаждаться хорошим здоровьем, чтобы создать истинное счастье для своей семьи, чтобы принести мир всем, нужно сначала обуздать и контролировать свой собственный ум. Если человек может управлять своим сознанием, то он сможет найти путь к Просветлению и вся мудрость и добродетель, естественно, придут к нему..." Из афоризмов буддизма.
      
      
      
      ...Обращение самого Гаутамы, произошло не без влияния известного аскета, одного из тех кто долгие годы провел в одиночестве в пещере медитируя и добиваясь победы духа над искушениями и соблазнами человеческого тела, побеждая порывы плоти, строгим постом и упражнениями.
       И он достиг в этом многого и при встрече даже с незнакомым человеком умел увидеть основные этапы его жизни и душевные переживания и искания!
       Однажды, этот отшельник на время остановился рядом с дворцом в Капилависта в королевстве Шакьев и Гаутама, через слуг, узнал о его присутствии.
      Захотев его увидеть и поговорить с ним, однажды ранним утром, Гаутама вышел из дворца и нашел аскета сидящим под деревом и погруженным в медитацию.
      Аскет - сухой, с добрым лицом и седыми волосами человек в желтом одеянии брамина - смотрел на мир умными спокойными глазами через полуприкрытые веки и закончив медитировать, поздоровался с Принцем.
      Вид его старца был так благообразен и спокойно сосредоточен, что Принц невольно порадовался его независимости и свободе, которых был лишен сам, живя во дворце в окружении слуг и под присмотром любящих родителей.
      
      Странник, разговаривая с Гаутамой, не испытывал никакой неловкости или смущения, и в начале беседы, удивил собеседника неожиданным, чудесным провидением, рассказывая о его необычном рождении и смерти матери, а потом, коротко коснулся тех переживаний и сожалений, которые испытывал Гаутама все последние годы.
      Но главное, старец поразил Сиддхартху, не столько удивительным проникновением в его личную жизнь, будучи незнакомым с ним ранее, но предсказаниями о его необычном будущем, которое должно было случиться после разрушения принцем Сиддхартхой рутины обывательского бытия, и ухода от соблазнов и искушений царской жизни...
       И старец, говорил так уверенно о настоящем состоянии души Гаутамы, что принц поверил в возможности отшельника видеть будущее.
      В рассказе аскета, пораженный способностью видеть и понимать на расстоянии и вне времени, принц Сиддхартха, внезапно осознал свое предназначение", и весь жизненный путь в сторону будущего Просветления!
       Аскет был человеком ещё не старым - на его лице не было морщин, глаза смотрели на мир добродушно и почти весело. Он смотрел на мир благожелательно и Гаутама сразу проникся к нему доверием. Старцем, его назвали за его мудрость и спокойствие - казалось, его уже ничто в жизни не может взволновать.
       Когда Гаутама, подойдя к нему, сел поблизости, старец, внутренним видением почувствовал значение этого момента. Он открыл глаза, потом ещё несколько минут выходил из состояния концентрации, а потом внимательно глядя на посетителя спросил: - Чем я могу помочь принцу Гаутаме?
       Сиддхартха смутился и спросил: Откуда вы меня знаете?
      Старец улыбнулся и ответил: - Совсем необязательно знать человека, чтобы при первой встрече предположить кто он и зачем пришёл?
       Я думаю, что после рождения сына, ты принц много думал о своем будущем, потому что жена перестала быть твоим другом и увлечена сыном, для которого, если понадобится, способна на рискованные поступки, в том числе и в отношении тебя.
      Гаутама потупился и произнес тихо: - Да, я тоже думаю об этом!
      - И твои сомнения о необходимости присутствия во дворце и нежелание терять свободу выбора дальнейшего жизненного пути, мне тоже ведомы. И тебе, если ты надумал, надо уходить именно сейчас, потому что преодоление соблазна мирской жизни будет крепче и надежней, когда ты сделаешь это во времена довольства и сытости...
       Странник помолчал о чем -то сосредоточенно думая и при этом не сводил глаз с Сиддхартхи, словно читая что-то в его глазах.
      - Я уже говорил, что тебя ждет большое будущее, если ты сможешь вырваться из сетей обыденного существования. Ты можешь стать учителем и наставником для многих людей, старающихся найти цель и смысл жизни!
       Старец снова замолчал не отрывая глаз от смущенного юноши. А потом, словно выходя из состояния сосредоточенности, продолжил: - Но если ты хочешь, то я опишу тебе твое будущее во дворце, если ты не найдёшь в себе силы последовать судьбе и удалится в пустыню, занявшись самоусовершенствованием...
      Сиддхартха склонил голову, и произнес: - Да я хотел бы услышать об этом...
       Аскет, запахнул одежду, словно внезапно почувствовал озноб и через паузу начал: - Первое время, после рождения сына и его взросления, ты будешь жить как и прежде...
      Но, со временем, ты все больше и больше будешь недоволен собой и даже своей привязанностью к семейным и дворцовым делам.
      Потом, когда ты войдешь в средние лета, твои отношения с женой из-за твоей отрешенности, совсем разладятся и она, приблизит к себе начальника дворцовой стражи, который естественно будет моложе тебя, чем и привлечет её симпатии и внимание.
      Получится так, что во дворце ты будешь мешать всем, кто хотел бы быть довольным жизнью и развлекаться. В их число войдет и твоя жена...
      
      ...Старец прервался и надолго замолчал глядя прямо перед собой и посуровел лицом. А принц, выждав несколько времени, попросил старца: - Продолжайте Учитель...
       Старец словно оторвавшись от лицезрения страшных картин, поднял голову и сурово закончил: - Я не буду тебе рассказывать того, что может с тобой случится, но увидев картины твоей жизни в будущем, я хочу ещё раз повторить тебе, что если ты решишься прервать этот "сладкий сон", подменяющий реальность жизни, то станешь великим мудрецом и учителем!
      ...Удивительный отшельник, не испытывал никакой неловкости или смущения, разговаривая с Гаутамой и в начале беседы, удивил собеседника, рассказывая о его необычном рождении и смерти матери, а потом, коротко коснулся тех переживаний и сожалений, которые испытывал Гаутама все последние годы.
      Но главное, старец поразил Сиддхартху, не столько удивительным проникновением в его личную жизнь, будучи незнакомым с ним ранее, но предсказаниями о его необычном будущем, которое должно было случиться после разрушения принцем Сидхартхой рутины обывательского бытия и ухода от соблазнов и искушений царской жизни...
       И говорил старец так уверенно о настоящем Гаутамы, что принц поверил в возможности отшельника видеть будущее. В рассказе аскета, пораженный способностью видеть и понимать на расстоянии и вне времени, принц Сиддхартха осознал и поверил в свое предназначение! Ведь вещий старец описал весь жизненный путь Сиддхарты на пути к будущему Просветлению!
      
      
      
      ...Вскоре мудрый аскет ушел дальше, а потрясенный этим разговором Сиддхартха, долго размышлял над сказанным и впервые задумался об уходе из дворца.
      К тому времени его отношения с женой Яшодхарой, совсем ухудшились, несмотря на недавнее рождение сына Рахулы.
      Она упрекала Гаутаму в невнимании к ребёнку и всячески старалась заставить его стать любящим, подвластным этой любви, отцом.
       Она постоянно говорила ему: - Ну почему ты так редко приходишь в детскую и так редко играешь с нашим сыном? Ты постоянно находишься в одиночестве и думаешь о чем -то отвлеченном. Как тебе не надоест сидеть одному и уставившись в пол, проводить время в бесполезных думах...
      Она громко засмеялась и продолжила: - А наш сыночек, он такой милый и смышлёный мальчик и ему так не хватает твое ласки!
      Смущенному принцу, нечего было возразить на её упреки...
      Однажды, гуляя по окрестностям дворца, он увидел сидящую на земле молодую мать с годовалым ребенком на руках, просящую милостыню. Она сидела в дорожной пыли и тщетно взывала к прохожим, прося у них еды для себя и ребёнка. А рядом, завернутый в лохмотья, лежал её сын, грязный, худой, с заплаканным, сморщенным от недоедания лицом.
      Возвратившись во дворец, принц послал слугу к той нищей женщине с большой чашей еды...
      Но мысли об увиденном не давали ему покоя...
      Гаутама погрустнел, уединился в своей спальне и никуда не выходил несколько дней.
      В это время, Сиддхартха думал о некрасивости и бесчеловечности жизни в роскоши и изнеженности, когда рядом люди страдают и мучаются от нищеты и недостойной жизни.
      И эти размышления не оставляли его в покое, ни на минуту.
       После недели такого затворничества, принц вновь вышел погулять и проходя через поселения дворцовых слуг неподалеку о его дворца, увидел на берегу реки, большой погребальный костер, на котором сжигали тело умершего. Черный, зловонный дым поднимался клубами над местом сожжения и служитель, управляющий кремацией, шевелил костер длинной палкой не давая ему угаснуть.
      И в какой-то момент этого шевеления, Гаутама отчетливо увидел в костре полусгоревшее человеческое туловище и даже длинную кость ноги, торчащую из огня!
       Преодолевая отвращение, Принц спросил, кого сжигают и служитель, отворачивая лицо от жаркого костра, сказал, что это один из дворцовых слуг, который недавно умер.
      И принц, потрясенный увиденным, внезапно вспомнил этого, ещё совсем нестарого слугу!
      Тут же, неподалеку от места кремации, в водах реки, на берегу которой сжигали умерших, он увидел голову человека, сидящего в воде, сосредоточенного и неподвижного, не обращающего внимания ни на мух, ни на суету вокруг погребального костра.
      И странно, но на лице его светилась тихая улыбка, которая поразила смущенного и взволнованного увиденным, Сиддхартху
      "Как он может быть таким равнодушным и бесчувственным к тому, что происходит вокруг него?" - думал он с возмущением.
      И вдруг, принц вспомнил отшельника аскета-предсказателя, его спокойное лицо и полуоткрытые неподвижные глаза. "Так вот как люди, осознавшие тщету жизни, уходят от безобразия и бессмыслицы человеческого существования и всего того отвратительного, что происходящего вокруг них?" - думал он.
      "Вот и мне, надо научиться быть таким же спокойным и сосредоточенным, не обращая внимания на бессмысленную суету, царящую в этом жестоком, полным страданий, мире!"
      ...Тотчас он возвратился во дворец и заперся у себя в покоях. Его угнетали мысли о безобразии человеческой кончины и он, раз за разом, снова и снова внутренним взором видел: и большой костер, и полу сгоревший труп человека, которого он тоже знал и спокойное лицо медитирующего в текучей воде, брамина-йога.
       "Так значит вот какова судьба человеческая! Помимо страданий нищеты, голода и войны, жизнь наша кончается болезнями, старостью и смертью, после которой наше прекрасное тело превращается в большой кусок гниющего, горелого мяса!"
      ...Прошло много времени, казалось Гаутама уже забыл эти страшные встречи с реальной жизнью, но мысли об увиденном не покидали его ни на час, и днем и ночью, в обществе родственников и даже при встрече с женой и ребенком.
      Но особенно тяжело становилось принцу Гаутаме, когда он оставался в одиночестве и эти мысли не давали ему покоя...
      Со временем, его размышления обрели четкую форму. Он, начал понимать, - человек смертен и потому, надо использовать каждый день и каждый час для осознания и выработки учения о человеческой жизни и смерти!
      ...И тогда, жизнь во дворце с его суетой и бесполезными ритуалами стала ему невыносимой.
      В какой-то момент своих страданий, Принц Гаутама Сиддхартха, наконец решился.
      Однажды, в начале ночи, когда все во дворце спали и только с улицы доносился далекий лай собак, он собрался в путь, зашел в спальню жены, молча, стараясь не разбудить её, поклонился в последний раз и вышел.
      Потом, так же тихо вошёл в детскую, мимо спящей кормилицы, поцеловал сына Рахулу и вышел из дворца.
      Его конюший уже ждал во дворе, с оседланным конём и вьючным мешком, в котором была еда на несколько дней и смена одежды.
      Принц, перед тем, как распрощаться с дворцом, в котором вырос и провел столько лет, попросил конюшего:
      - Когда тебя будут расспрашивать о моём исчезновении, скажи, что я просил, чтобы отец и жена, не пытались разыскивать меня! Я твердо и бесповоротно решил оставить дворец и начать новую жизнь!
      - И ещё скажи им, что я прошу у них прощения за те страдания расставания потери сына и мужа, на которые обрекаю их своим внезапным и тайным уходом. Но передай так же, что я больше не могу жить той жизнью, которую вел все эти годы, начиная от дней рождения.
      - Со временем я понял, что такая жизнь не для меня, и я ухожу из дворца, чтобы узнать правду жизни и потом, помогать всем людям найти нужный и праведный путь избавления от жизненных страданий!
      ...Тихо выехав за ворота дворца, Сиддхартха пришпорил коня и помчал вперед, в неведомое будущее!
      ...Он, несколько дней, не чувствуя усталости скакал на юг, останавливаясь только на короткое время чтобы перекусить и попить воды самому и напоить коня - стояли жаркие дни начала осени и совсем недавно, закончился сезон дождей. В воздухе чувствовалась влажность, а днём и ночью было, как и обычно в этот сезон года, очень жарко...
       Миновав границы владений рода Шакья, Сиддхартха повернул на восток и наконец приехал в то место, которое ему указал тот самый аскет, пробудивший в нем мысли о его предназначении и дальнейшей судьбе!
      ...Небольшая община отшельников, жила в заброшенной крестьянском доме неподалеку от деревни, в которой они получали свое пропитание, прося милостыню у местных крестьян.
      Аскет, ставший учителем принца, встретил его спокойно, словно знал заранее о его уходе из дворца.
      - Я рад, что ты наконец порвал все нити с той жизнью, которая влекла тебя в несчастливое будущее!
      Теперь, на время, я стану твоим учителем и ты научишься медитации и будешь со временем способен на многие подвиги по преодолению своей гордыни. Ты сможешь укрощая и заставляя свое тело повиноваться мысли, переносить жару и холод, жажду и голод. Научишься управлять своим дыханием и всеми частями своего бренного тела.
      И если ты будешь последователен и упорен в своем желании стать отшельником, в конце пути ты испытаешь невиданные в обычной жизни состояния полного счастья и незамутненности плотскими соблазнами, сознания!
      ...Так началась для принца Сиддхартхи его новая жизнь, а знакомый отшельник, стал его учителем в науке овладения телом и духом...
      
      ...Первым заданием для Гаутамы, было сидение с чашей для подаяния на центральной площади, одной из деревень в округе. Неподалеку от той деревни, жили и упражнялись в йоге и медитировали члены небольшой общины браминов, иссушающие себя голодом, жарой и, непомерными для простого смертного, физическими страданиями.
       Один из аскетов уже несколько лет держал обе руки поднятыми вверх. От этого, его руки стали сохнуть, причиняя аскету неимоверную боль. Но он терпел, и люди, глядя на него говорили: "Этот аскет, своими страданиями и терпением, поражает и пугает даже богов, начинающих его бояться, потому что сами на такое не способны"!
      Первый день этого испытания, бежавший из дворца принц Сиддхартха, сидел не поднимая глаза - ему было стыдно, что он, родовитый принц крови сидит на пыльной деревенской площади и просит подаяния у людей, которые раньше и слугами во дворце Шакьев не могли бы стать.
      И особенно его страдания усилились в последние дни недели. И настал день, когда Гаутама пришел к Учителю и сказал: - Я больше не моги терпеть эти пытки унижения и самоуничижения.
      Но учитель успокоил его: - Страдания ущемленной гордости, иногда, страшнее физических страданий. Но преодолевший в себе чувство разделения людей на лучших и худших, уже делает большой шаг к овладению истиной, согласно которой все люди равны и для всех людей, любовь к ближнему, должна стать нравственной нормой.
      Это правило поможет тебе в дальнейшем продвигаться по пути самоусовершенствования и приучить себя не зависеть от мнения посторонних людей...
       И Ученик покорился Учителю, сидел на площади целый месяц, а к концу назначенного срока, уже привык не обращать внимания на шепот недоброжелателей и похвалы почитателей.
      ...Когда этот мучительный месяц закончился, Учитель позвал Сиддхартху и сказал ему: - Вот теперь, ты, не зависишь от людских мнений и тем самым, ты порвал ещё одну нитку из тех сотен, которыми был привязан к мирской жизни!
      ...Прошло ещё какое-то время, и прилежный Ученик начал привыкать к размеренной жизни аскета и даже стал участвовать в дискуссиях, которые по вечерам, после захода солнца, проводили старейшины общины.
       Но пришел день, и Учитель позвал его и сказал: - Теперь ты должен пройти испытания одиночеством!
      - Ты целый месяц сидел в окружении толпы и мучился от несоответствия самомнения и мнения толпы. Теперь ты должен перебороть тоску одиночества и почувствовать сладость времени, проведенного с самим собой без присутствия посторонних!
       И назавтра, Учитель отвел его в пещеру, находящуюся на крутом скалистом склоне, спрятанную в зарослях кустарника, в которую и заключил его, объяснив, что пищу ему будут приносить крестьяне из соседней деревни.
      Но добавил, что Гаутаме надо быть готовым и к тому, что иногда не будет пищи в течении нескольких дней!
       Сиддхартха поклонился старцу и наконец оставшись один, зажил жизнью настоящего отшельника. Он долго ждал этого момента, потому что общение с братией в общине, занятых только своим личным спасением, постепенно открыли ему глаза на порочность такого пути.
       И кроме этого, он всегда любил оставаться в одиночестве и медитировать. И особенно любил состояние самого глубокого погружения в мысли о причине жизни и смерти, о страданиях и избавлении от них через отречение от суеты и бессмыслицы майи - ложной, призрачной жизни!
      В таком состоянии, он научился размышлять о смысле жизни, не обращая внимания ни на жару, ни на дождь и холод.
      Иногда он голодал неделями, плоть его постепенно иссушилась и стал Сиддхартха похож на человеческий скелет, обтянутый кожей.
      Но он, не обращая внимания на истощение, ещё упорнее стремился стать счастливым и понять причины и следствия того, что люди называют жизнью!
       Телесно он был уже очень слаб, но духовно временами чувствовал себя на вершине блаженства, а закрытые в процессе медитации глаза, видели порой, внутри физической оболочки тела, божественный свет изливающийся откуда-то изнутри его просветлённого сознания...
      Однажды к его пещере пришел, прокрался кровожадный леопард. Но увидев погруженного в себя отшельника, почувствовал силу духа этого странного человека и крадучись ушел в окружающие джунгли, стараясь не потревожить уединение молодого аскета...
      ...А в душе Сиддхартхи произошли разительные перемены - страсти, обиды и разочарования из прошлой жизни вскоре забылись и молодой аскет, медитируя, впадал в экстаз и чувствовал, что способен совершать чудеса: сказать горе - иди - и она сдвинется с места по его желанию!
      Сладострастные видения из прошлой жизни посещали его все реже. И Сиддхартха, через несколько лет отшельничества забыл и милую жену, и сына, и ревность к начальнику придворной стражи!
      ...Пришло время, и молодой отшельник решил проверить свою выносливость, перестал есть и только редкими глотками пил воду. Чувствуя необычайную легкость в теле, он уже мог не спать несколько суток, иногда, позволяя себе подремать сидя в позе лотоса...
      Его пост продолжался сорок дней и казалось, что он уже готов умереть от истощения!
      Еда, положенная рядом с пещерой, долгое время оставалась нетронутой и испугавшись, что отшельник умер, крестьяне сообщили б этом Учителю.
       Учитель, придя к пещере, увидел своего Ученика исхудавшего, с ребрами торчащими из позвоночника и приказал ему вернуться к обычной жизни:
      - Теперь ты можешь и умеешь отказываться от всего, что так привлекает обычных людей! И теперь ты способен к глубоким размышлениям и медитациям в любых условиях и обстоятельствах жизни...
      ...Однако, время пребывания Сиддхартхи в общине шло своим чередом, но просветления не приходило и осознание никчемности индивидуального спасения, заполнило его душу. Аскету Сиддхартхе, все яснее становилось понятно, что надо поменять отношение к жизни и вместо умерщвления плоти, стараться сделать тело храмом души, которая жаждет вечного, не сиюминутного освобождения от тягот и страданий жизни!
      ...После шести лет отшельнической жизни, Сиддхартха, наконец решился и собрался уходить из знакомой общины.
      Встретившись с отшельниками, членами общины, и под их осуждающими взглядами, стал говорить с ними: - Живя вместе с вами, я понял, что умерщвление плоти, это не тот путь который приведёт меня к Просветлению, но только к физической смерти.
      - И ещё я понял, что страдания человеческие начинаются с рождения, а закон жизни гласит: жить - значит умирать. Просто в детстве и молодости, человек живет как животное, не задумываясь о своем будущем и о смерти, ждущей его в этом будущем. И это есть главная причина страданий - конечность и часто случайность смерти для всего живого!
      Естественно, возникает вопрос - как избавится от страданий жизни и как прервать эту череду рождений и умираний, на которые обречены все и всё живое на земле?!
      И вот, после длительных размышлений, медитируя, я понял - правильно говорят те, кто утверждает, что жизнь страшна смертью и той чередой рождений и умираний, к которой, по закону кармы, осуждены люди!
      От рождения, мы обречены умереть и даже переродившись, не сможем избавиться от кармы и от страха смерти. И наши страдания становятся безвыходными и вечными, потому что карма преследует нас при каждом новом рождении и тем самым, заставляет нас страдать вновь и вновь!
      И вот тогда, осознавший причины страданий, уходит от мира и старается избавиться от кармы! Его целью становится недеяние и невмешательство в ту иллюзию, в которой мы пребываем на протяжении всей нашей жизни - этого бесцельного существования на земле!
      В какой-то момент монашеской жизни, мы начинаем понимать, что суета окружающая нас в этом мире, есть покрывало майи - ложной жизни и является сладким обманом, приносящим нам испытания и страдания, от которых были не избавлены наши предки, но будут также страдать наши потомки...
       Под ропот недовольных его речами аскетов, мудрец Сиддхартха покинул общину и отправился странствовать в одиночку...
      ...Иногда, медитируя в очередном месте на своем пути, он вспоминал детство и отрочество и понимал, что уже тогда отличался от всех живущих рядом с ним и окружавших его во дворце.
      Изредка, вспоминал отшельник Сиддхартха и то, как в возрасте двух лет, упал с крыши и некоторое время испытывал головную боль и головокружение.
      Придворный медик не знал, как справится с недугом и тогда пригласил колдунью, которая лечила людей травами и наговорами.
       Старушка была маленькая с седыми космами на голове, но очень спокойными и умными глазами. Она пришла во дворец, осмотрела Гаутаму и после измеряя голову во все стороны, взяла голову в руки и стала легко её встряхивать. Проведя так несколько сеансов, она излечила Гаутаму.
      Но после этого он и стал необычно серьезным и сосредоточенным, непохожим на других сверстников... (Продолжение следует).
      
      
      
      Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
      или на страницах журнала "Что есть Истина?": www.Istina.russian-albion.com
      Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion
      
      
      
       Декабрь 2017 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 14/01/2018. 25k. Статистика.
  • Рассказ: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка