Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Япония Хокусая

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 21/08/2017. 10k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Япония в картинах Хокусая.

  •    Хокусай в Британском музее.
      
      Вместо эпиграфа:
      
      "...Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном..."
      Антон Чехов
      
       ...Британский музей велик красив и неповторим. Я помню, как первый раз после реконструкции пришел в этот музей и был восхищен внутренним двором, который появился по стеклянной крышей и который поражал размерами.
      Помню, как заходил свободно в читальный зал в библиотеке и смотрел редкие книги прямо на полках. Тогда и посетителей было в несколько раз меньше.
      Сегодня в Британский идут толпами и даже во "дворике", не протолкнуться...
      И я подумал, что многократное увеличение количества любителей живописи, как и несметные толпы туристов в Англии, показывают возросший материальный и интеллектуальный уровень, не только в Англии, но и во всем мире!
      Но я отвлёкся...
      ...Так было и на выставке Хокусая, знаменитого японского художника и гравера. Посетители стояли очередью и медленно передвигались от картины к картине, читая "сопроводиловку" и разглядывая эстампы долго и пристально. Это многолюдье мешало сосредоточиться.
      И мне невольно вспомнился музей в Вашингтоне, где мы смотрели выставку Утамаро, тоже японца, жившего раньше Хокусая, и впервые протоптавшего дорожку для японского искусства в Европу...
      Утомаро иногда писал откровенно эротические картинки, и на той выставке запомнилась реплика матери, относящаяся к дочери, которая внимательно разглядывала именно эти картинки: - Не смотри это! Это тебе ещё нельзя смотреть...
      Вот небольшая справка об этом художнике из Википедии:
      
      ...Среди предполагаемых мест рождения художника фигурируют Эдо (ныне Токио), Киото и Осака.
      
      Утамаро. Цветы в Эдо, ок. 1800
      Его имя при рождении - Нобуёси, а Утамаро - псевдоним, который художник стал использовать с 1781 г.
      После смерти отца, Утамаро переехал из провинции Мусаси в Эдо. Здесь он поступил в студию Торияма Сэкиэн - художника школы Кано - и оставался там в течение семи лет.
      В 1775 г. происходит его знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро, оказавшим огромное влияние на его творчество. Многие его прекрасные альбомы, иллюстрированные книги, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с Цутая. Из современников наибольшее влияние на Утамаро оказал Тории Киёнага.
      Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи, изображения фауны и флоры (альбомы гравюр "Книга о насекомых", 1788, и др.), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала Ёсивара (альбом гравюр "Ежегодник зелёных домов Ёсивара", 1804). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати, в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии).
      Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний.
      В 1804 г. за изображение героя японской истории Тоётоми Хидэёси "в неподобающем виде" Утамаро попадает в тюрьму. Арест и пребывание в тюрьме нанесли ему тяжелую психологическую травму. Он не смог оправиться от перенесенных потрясений, и поздний период его творчества окрашен в трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро скончался.
      Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца 19 в. интереса к японской гравюре..."
      
      ...Разница между Утомаро и Хокусаи, в том, что первый был художником-гравером и традиционалистом, и расцвет его творчества случился раньше чем Хокусай стал известен и знаменит. А второй был наследником традиций, тоже художником-гравером и из под его кисти выходили заготовки для эстампов, с какими-то новыми стилевыми особенностями.
      Работы Хокусая стали необычайно популярны, распространялись многочисленными копиями по всей Японии и через перекупщиков попадали в Европу.
      Теперь небольшая справка о Хокусае из Википедии:
      "...Кацусика Хокусай (яп. 葛飾 北斎); 31 октября 1760, Эдо - 10 мая 1849, там же) - широко известный японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии.
      Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества..."
      ...Так получилось, что за неделю до Выставки в Лондоне, мы посетили выставку рисунков Рафаэля Санти, в Оксфорде.
      И войдя на выставку Хокусаи, посмотрев несколько гравюр и картин на шелке, я подумал, что Хокусай был своеобразным японским "рафаэлем", по мастерству рисунка, по таланту и работоспособности, мало в чем уступая этому гению итальянского Ренессанса.
      Конечно разница между европейским и японским искусством, в том числе и в живописи, разительная. Однако, мировая культура и искусство часто совершенно неожиданным образом соприкасаются, ещё до знакомства друг с другом!
      Кажется, что на работы Хокусай в поздние периоды, повлияли работы европейских художников. Свет сбоку, тени - это уже привнесённая в японскую живопись новинки освоенные Хокусаем.
       Но в свою очередь, работы японских художников попадая в Европу, воздействовали на зарождающиеся противостоящие неоклассицизму новые приёмы и новые подходы в живописи импрессионистов, пост импрессионистов, а потом и разного рода авангардистов...
      Отсюда появилась и новая живопись, на которую повлияла не только мода на все японское, но и прежде всего работы японских мастеров, в том числе и Хокусая. Ван Гог говорил, что работы этого японца повлияли на его стиль и мировоззрения. Ренуар упоминал о влиянии японских художников на его творчество...
       Более того, во Франции той поры, появился даже термин обозначающий моду на все японское - в переводе на русский это примерно так звучит - "японизм"...
       Особенно на этой выставке хочется отметить эстампы изображающие символ и святыню Японии, вулкан Фудзияма, или как ласково называют её японцы - Фудзи.
      Эта гора, встающая симметричным вогнутым конусом над морем и над окрестностями, изображена Хокусаем во многих видах и в о все сезона года.
       Присутствует она и в знаменитой картине Хокусая "Большая волна в Канагава", где в промежутки между громадными волнами виден светлый конус Фудзи!
      Изображал художник и животных, часто птиц, цветы, в том числе ирисы, этот мотив позже подхватили импрессионисты.
      Особенно интересны изображения орла, сокола и тигра, в которых прочитывается все особенности японской живописи, где художники пытаются показать обобщенный тип, исключающий зеркальную трактовку того или иного объекта, будь то люди или животные.
      Это касается и цветов, в которых японцы видели символ красоты и старались очистить эту красоту от сиюминутных состояний и обобщить её в некий безвременный образ!
      Это просматривается и в искусстве древних буддистских садов, в том числе садов камня, которые для европейцев, особенно первое время, казались чудачеством и не были поняты и оценены. На прямоугольной площадке рядом с террасой "расчесанный" граблями гравий, изображающих волны океана, и где-то посередине, несколько больших каменей разной формы, торчащих из этих волн - символы островов, на которых и расположена Япония.
      Именно сады камней были чистейшими религиозно-философскими символами, которые будили воображение и помогали мыслить символами, что является особенностями буддизма и азиатского мышления, вообще.
      И потому, оценить культурные особенности японского искусства, для большинства прагматичных и рациональных европейцев, без этого обращения к символам реальности, и красоты живущей в ней, просто невозможно...
       Философия буддизма воздействовала на все искусства не только в Китае, но и в Японии, а в силу долгой самоизоляции, это искусство стало во многом прямой иллюстрацией этой философии...
      Люди у Хокусая, вполне живые с узнаваемыми лицами и вполне жизненными ситуациями, в отличии от большинства работ художников той поры.
      Надо отметить, что стилизация и символизм в искусстве Японии пришли из буддизма, а на особенности японского искусства повлияла культура и искусство Китая!
      Обаяние работ Утамаро и Хокусая, с каждым годом, с каждым новым поколением, увеличивается и потому, эта небольшая выставка в Британском музее, пользуется таким успехом и популярна среди английских интеллектуалов.
      Вот и я приобщился к этой моде и спешу сообщить об этом своим читателям!
      
      
      Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
      или на страницах журнала "Что есть Истина?": www.Istina.russian-albion.com
      Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion
      
       Август 2017 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 21/08/2017. 10k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка