Аннотация: О жизни в Англии в сравнении с Россией.
Грязная работа.
Я не работал в Англии после приезда около полутора лет. А точнее я попробовал подрабатывать, помогая художнице делать поздравительные открытки и получал за многочасовую работу около двадцати фунтов в неделю. Я зарабатывал около фунта в час при кропотливой, напряженной работе. Однако скоро художница отказалась от моих услуг, чему я был втайне рад.
Когда я совсем заскучал без денег и без перспектив, мы с женой - сам я не понимал по-английски и тем более не говорил - пошли в трудовое агентство.
Просмотрев сотни объявлений мы выбрали два-три места уборщиков, которые нам подходили и стали разговаривать с агентом- симпатичной участливой женщиной средних лет. Она куда-то звонила, с кем- то о чём -то договаривалась и выдала нам два адреса. Назавтра жена позвонила по указанным адресам и в первом месте - уборщика посуды с утра до обеда в кафе концертного зала "Фестиваль-холл" нам отказали, а во втором - уборщика в Вестминстер - колледже, предложили прийти.
Я был согласен на любую работу, но только на полдня и желательно с утра я уже вплотную занимался писательством. Это я указал в агентстве.
Встретили меня в университетском общежитии двое молодых людей и предложили на следующее утро выйти на работу.
Короткая справка: мне за пятьдесят и в России я был директором большого подросткового клуба с двадцатью педагогами и двумя уборщицами. Но в моей ситуации - это не помогает, поэтому делать нечего и я на все согласен!
В понедельник утром, я добравшись до Вестминстер-колледжа пешком, получил ведро, швабру, резиновые перчатки, мне указали место, где я мог переодеться и началась моя рабочая деятельность.
Три часа я мыл полы, ванны, туалеты, пылесосил и убирал студенческие кухни в квартирах, состоящих из восьми комнат с гостиной. В комнаты я не входил, а все остальное было полем моей активности.
Супервайзер-начальник показал мне как надо мыть чистить, пылесосить и процесс пошел. Платили мне в начале минимальную для Британии зарплату: три фунта шестьдесят пенсов за час. В две недели набегало около сотни фунтов.
Скоро я привык, познакомился с некоторыми студентами и остальными уборщиками.
В основном это были африканцы, но бывали и европейцы: двое молодых парней из Югославии, которые меня почему-то жалели и снисходительно похлопывали по плечу. Потом появилась испанка и даже молодой вежливый китаец.
Африканцы все хорошо говорили по-английски, а европейцы и китаец плохо, как и я. Владельцем фирмы уборщиков был весёлый и немного нервный Раджин. Со мной он был вежлив и видимо догадывался, что я знавал и лучшие времена.
Со временем в уборщиках остались только африканцы и я стал называть себя белым негром, вспоминая знаменитое эссе Нормана Майлера "Белый негр".
Вскоре я привык к этой работе, приноровился и захотел ещё подработать.
Через знакомых жены я устроился в фирму по уборке офисов в Сити "по черному", то есть без документов. Как выяснилось позже, фирмой командовала женщина, а её сотрудниками были её сорокалетний жених и взрослая дочь.
Встречаясь с Шоном, так звали жениха, мы убирали маленькие офисы и во дворе, в трёх- четырёх местах.
Напарник был карибским негром из Канады. В прошлой его жизни осталась жена - ирландка и двое детей подростков. Разошлись они потому, что бывшая жена была алкоголичка и промучившись с ней лет пятнадцать, он её бросил. Сейчас он был женихом необъятно толстой хозяйки нашей фирмы, очень живой и общительной Магдален, которая от отца получила это дело в наследство.
Работая так два с половиной часа я получал ещё сто фунтов. Работы было немного, но мы ездили с работы на работу на автобусах, таская за собой пылесос в большой сумке и потому, к вечеру я прилично уставал.
Иногда, мы с Шоном, перед работой выпивали по бутылке пива, а то заходили в перерыве работ в паб и там, я впервые попробовал настоящий Гиннес и Карлсберг.
Одним словом я пытался въехать в английскую колею и стать как все люди.
Однако с моей зарплатой скоро начались неприятности.
Магдален, памятуя о том, что я работал без договора, стала задерживать зарплату на месяц, а то и на два. Вскоре Шон ушел на другую работу, а я стал убирать офис на Олд -стрит - два часа в день и сто пятьдесят фунтов в месяц.
В последний раз я не получал от Магдален зарплату за четыре месяца.
Я работал и ждал, вспоминая, что в России не получают зарплату по году.
Через своего знакомого я узнал, что фирма регулярно перечисляет Магдален мою зарплату
В конце концов Магдален выгнали, заставив её заплатить мне за четыре месяца шестьсот фунтов. Фирма была китайская и когда они узнали о моих злоключениях с зарплатой, то зауважали меня.
На первой работе сменился уже второй супервайзер и на место молодого парня из Бразилии, который все время спал, закрывшись в кабинете, пришла африканка средних лет по имени Мария.
Она резво взялась управлять и видя мою вежливость и безотказность решила, что я существо безобидное, тем паче - не говорю по-английски.
Она стала приказывать и указывать что и как делать, сваливала на меня самую грязную работу, под довольные ухмылки остальных соработников.
Один раз я не выдержал и так на неё рявкнул, ударив в ярости кулаком по перегородке, что она испуганно выскочила из комнаты и хотела вызвать полицию, но телефон почему-то не сработал.
После этого случая она стала более вежлива и вскоре уехала в Африку.
Африканцы иногда посмеивались надо мной, не понимая, как может нормальный белый работать уборщиком. В Англии это прерогатива чёрных, или опустившихся людей, или иммигрантов только что прибывших в Англию.
Но я терпел непонятные мне насмешки и постепенно от меня отстали. Я ведь был воспитан в Советском Союзе, где все были равны и любая работа была не зазорна.
Через полтора года "уборщичества", за то же время работы, я получал вдвое больше и в общем, на двух работах получалось иногда более шестисот фунтов в месяц.
Индиец, - владелец фирмы, видя мою работоспособность зауважал меня и очень сожалел, когда я собрался уходить...
На и на второй работе тоже стало неплохо. Я перезнакомился с сотрудниками фирмы и беседовал с ними о футболе, рассказывал о России.
Фирма занималась телекоммуникациями. Все работали с утра до вечера у компьютеров и у многих, даже молодых, в конце недели прорисовывались тёмные круги под глазами.
А я, как "белый человек" приходил после полудня, мыл посуду на кухне и делая перерывы читал газеты.
Потом я пылесосил два зала, иногда попутно обсуждая результаты футбольной супер лиги с итальянцем Матео, страстным фаном итальянского клуба "Болонья". Я даже не переодевался, так как работа была чистая.
И ещё я думал, что работать так, как работают эти молодые мужчины и женщины я не смогу. Мне казалось, что так работать могут только рабы, у которых другого выхода нет. - Ну а деньги? - спросите вы...
- Ну а что деньги? Разве они делают нас счастливыми?
- Главное, чтобы работа, которую вы делаете, была осмысленной. А они мучаются проблемами бессмысленной купли продажи с утра до вечера, а иногда, даже ночью, видят кошмары о не проданных услугах связи. Конечно они все зажаты жизнью в угол - если не будут зарабатывать достаточно, то не смогут оплачивать жильё и их выгонят на улицу. Но по мне, так лучше улица, чем всю жизнь вот так...
Пишу это, а сам думаю: "Ишь, какой ты смелый! Давно ли сам- то крутился как карась на сковородке без работы и без денег"!
...Через какое-то время я потерял работу и сейчас вновь безнадежно хожу по трудовым агентствам. На моём счету в банке сегодня семьдесят пенсов...
2003-09-16. Лондон
Взбаламученное море.
ПРИТЧИ: Глава11 "Ветхий завет".
"Придёт гордость, придет и посрамление.
"Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их".
"Не поможет богатство в день гнева, правда же спасёт от смерти".
Нынешнее морально-нравственное состояние России можно сравнить с взбаламученным морем. И это море раскачали праздные, безответственные люди. Вот только одна подробность "шторма" охватившего страну...
Читая русские газеты я каждый раз подмечал выпячивание в них зла, - каких-то особенных жестоких преступлений, каких-то особых сексуальных извращений и вообще ужасов, притягивающих обывателя, как магнит.
Например в одной из популярных газет, как бы между прочим, рассказано, как бывший зэк заманивал нестойких женщин и девушек к себе на квартиру, напаивал их, насиловал, а потом убивал и даже частично съедал филейные части, а остальное выбрасывал на помойку!
Для разделки тел использовал мясницкие ножи и пилы для костей. После суда и получения срока грозил судьям убить их и съесть...
Похожие бессмысленные и кровожадные убийства, довольно часто происходят в России.
И вот я стал задумываться над причинами такого душегубства.
Как божия создания, сотворенные по образцу и подобию Всевышнего, дошли до жизни такой?
И почему в стране, называющей себя православной и христианской, подобное стало возможным, да ещё не в мрачно жестокие средние века, а в начале двадцать первого века, во времена победы либерализма и воцарения демократии?!
...Весной 2003-го, я побывал в России, впервые после пяти лет разлуки и то, что я увидел, поразило, убило меня!
В Питере, который судорожно готовился к Юбилею, нашёл я весеннюю грязь и запустение. На Малой Охте, в одном из тихих её уголков, было чудовищно грязно. Помойка, находящаяся рядом со школой была раскидана на многие метры вокруг, и запах мокрой, горелой бумаги и мусора, затруднял дыхание.
На тающем заледенелом снегу, тут и там виднелись кучи и кучки оттаявшего собачьего дерьма, накопившегося за зиму.
В доме, где живет моя дочь все двери парадных были сломаны, замки вырваны с корнем. Полы в подъездах уже не мыли многие месяцы.
Почти в каждой квартире за дверьми лаяли собаки, которым хозяева позволяли делать свои "дела" рядом с домом и потому, вход в подъезд превратился в собачий туалет.
В подвалах домов были крысы, которые иногда выбегали на лестничную площадки пугая детей.
Почуяв весну, из этих же подвалов вылезли стайки бездомных, нахально-весёлых подростков, радующихся яркому солнечному свету. Они попрошайничали в магазине и продавец пыталась их поскорее выгнать, чтобы клиентов не отпугивали...
Было ещё много грустных, мрачных впечатлений и я стал думать и спрашивать себя: "Кто виноват?".
Россия, на свежий взгляд, представляется страной совсем недавно потерпевшей жесточайшее военное поражение.
И это не только потому, что грязно, тесно, бедно и мрачно внешне. Главное мрачно и бесперспективно внутри: душевно, эмоционально.
Люди привыкли терпеть нищету и несправедливость, как нечто присущее самой жизни. Отсюда равнодушие при столкновении с произволом и беззаконием.
Лозунг дня: "А что я могу сделать?".
Более того. Я заметил, что многие люди отчаявшись, строят свою жизненную философию на откровенном человеко и бого ненавистничестве.
Всё плохое вокруг, воспринимается ими как подтверждение их правоты: "Человек это чудовище, а Россия страна подлецов и дураков!".
При этом, эти мизантропы не видят греха в своей оценке и своём поведении.
В том, что Россия превратилась в страну злых собак, решёток и металлических дверей, они винят окружающих, но не себя.
Всплеск ностальгии по мифическому "золотому веку" прерванному революцией, позволяет им чернить всю недавнюю историю, шельмуя и большевиков и исторический взлет страны, когда СССР стал супер державой.
Забыто тысячелетнее русское рабство, разделившее народ на две неравные половины. Забыто сотрудничество церковников - "стяжателей", после победы над "не стяжателями", с крепостниками - рабовладельцами.
Стяжатели "иосифляне", в церкви христовой имели несметные богатства, крепостных крестьян и собственные заводы и фабрики, часто превращая церковь в "дом торговли". И русская Революция была естественной реакцией на фарисейство клира и богатеев.
А что же мы видим сейчас в России?
Это, не противостояние богатых и бедных, а скорее состояние, когда каждый воюет с каждым и все со всеми.
"Золотой телец" стал во главу угла. Тысячелетнее рабство возвращается. Бандиты и бывшая номенклатура, накопившие богатства ценою жестокости и крови, восхваляют позорное прошлое подкупив средства массовой информации, объясняя устами подкупленных "авторитетов" на ТВ, радио и в газетах, правомочность алчного эгоизма "перестройщиков".
Мол потом разберёмся кто прав, а кто виноват. А пока если есть стремление и силы, хватайте все, что раньше называлось народным и что уже давно стало ничьё.
А если нет ни сил, ни умения делать деньги - тогда терпите.
Дескать так нормальный мир устроен: "Кто-то едет, а кто-то везёт!".
При этом, лживые "авторитеты" показывая на благополучный Запад, спрашивают:
- Хотите жить как они? Тогда слушайте нас!..
...Берусь утверждать, что на Западе давно уже так не живут, а может быть никогда и не жили. На Западе самые отчаянные головы хотя и немного, но верят в бога, - иначе здесь не прожить.
Конечно религиозность не фанатична, но она есть и именно благодаря ей люди живут достойно. Предприниматели не только платят налоги, но и занимаются благотворительностью, строят больницы, школы, дома для престарелых, жертвуют деньги на научные исследования, на разные бесплатные курсы.
И предприниматели здесь работают! Культура работы в Сити и деловых центрах такова, что многие проводят в офисах по десять - двенадцать часов, и это не считается трудовым подвигом. Не хочешь так работать-уходи... Найдём другого. А потери работы здесь боятся все. Автоматически начинают накапливаться долги и попробуй не выплати во время...
А в России?..
Чиновники работают спустя рукава, чуть ли не гордясь тем, что за малую работу получают приличное жалованье. Своё взяточничество они оправдывают нехваткой денег, простодушно уравнивая нравственность или по-русски совесть, её количество в душе, с количеством денег в их карманах.
Они оправдываются: "Платите больше денег и мы перестанем воровать и брать взятки".
И в России так говорят почти все!
И ещё одна деталь...
Когда я в разговоре с друзьями, коснулся темы утраты русскими национальной культуры, то есть национального костюма, национальных песен и танцев, которые для подавляющего большинства стали концертными номерами, только подчеркивающие их экзотичность, мои интеллигентные друзья дружно кинулись обвинять меня в анти - русских настроениях.
Это было неправдой и только рассмешило меня. Получалось так, что если ты "за русских", то должен молчать как партизан, опасаясь брать на себя труд предполагать и размышлять о причинах упадка и моральной деградации государства российского и нации в целом.
Друзья скоро опомнились, тоже засмеялись смущенно. Ведь они по сути ничего не могли мне возразить и только кричали: "А сам-то ты поёшь русские песни? Сам-то ты имеешь русский национальный костюм?"
Однако, и по сию пору есть люди, которые считают, что все беды в России начались из-за отсутствия подлинно христианской веры, от неразберихи в умах, когда добро и зло поменялись местами и когда вор и бандит живёт богато, а честные труженики - верующие в добро и справедливость, страдают. Вот они то и есть те праведники, которыми мир спасется!
И главное, чтобы эти люди знали и верили, что нет в жизни незамеченных, напрасных жертв. Что бывали в истории христианства мрачные страницы. Но через упорство и веру, ценою самопожертвования христианство восстанавливало свои силы и умножало их. Уверен, что Россия пройдя через искушения и испытания, вновь станет великой державой и станет во главе православия, очистившегося в испытаниях...
Однако, болезнь обезбожения мира и страны зашла уже далеко.
И чтобы лечить эту болезнь, вначале надо понять, как далеко мы ушли от идеалов христианской жизни.
Тут надо не бояться правды и строгих самообличений, как нельзя бояться правдивого диагноза, если мы хотим излечиться. И надо готовиться к трудному излечению, к горьким лекарствам, к покаянию.
Если мы будем скрывать сами от себя, что мы больны, тогда станет только хуже.
Поэтому надо терпеть и работать. Иного пути нет...
2003-09-17. Лондон.
Праздник беженцев в Нюэме.
На подходе к школе в Илфорде, стали попадаться нарядно одетые люди в индийских, африканских, азиатских одеждах а из-за школьных зданий неслась громкая музыка.
В воротах нас встретили приветливые люди, представители оргкомитета и мы показали пригласительные билеты...
На широком асфальтированном дворе школы, на первый взгляд собралось не менее тысячи человек, в большинстве дети и подростки. Но много было и взрослых, ярко и красочно одетых, улыбающихся и в праздничном настроении.
По краю школьного двора расположились аттракционы: карусели, резиновые крепости и дворцы, внутри которых веселилась прыгала и скакала детвора. В другом конце давал представление кукольный театр. По асфальту ездил поезд на резиновых колёсах и вагоны были заполнены улыбчивыми пассажирами.
В левом углу большого двора, под лёгкими навесами расположилась большая столовая с блюдами из национальной кухни многих стран: Польши, Колумбии, Конго, Уганды, Бангладеш, Литвы ... Всего более чем из двадцати...
Все это бесплатно! Я попробовал польский бигус, карибский салат из зелени и кукурузы, индийский рис с острыми приправами и литовское мясо.
Разговорился с литовцами, которые не показывая удивления, говорили со мной по-русски. Один круглолицый светловолосый мужчина лет сорока, вспомнил благодатные годы, когда можно было на ночном поезде приехать в Ленинград, провести там день, а вечером уехать назад в Вильнюс или Каунас.
А я вспомнил, как мы однажды в Вильнюсе сидели с друзьями в гостинице, в ожидании номера и вдруг, литовская девушка узнав о нашей беде пригласила нас переночевать в пригородной гостинице и проводила нас до места, где мы разместились удобно и недорого.
Я часто вспоминаю этот случай и думаю, что нелюбовь литовцев к русским в советские времена сильно преувеличена сегодняшними газетами...
Мой собеседник поддержал меня: - Мы жили в Союзе как хорошие соседи. Я всё собирался съездить на Кавказ, но откладывал, думал ещё успею...
- Не успел! - вздохнул он.
- Я думаю , что развал Союза - это дело чиновников и так называемой элиты, которой все время хотелось иметь больше власти.
- Кто притеснял литовцев или эстонцев, или армян с грузинами? Мы были, как одна страна. Но чиновная номенклатура воспользовалась ситуацией, трудностями и глупостью в том числе и русских прежних чиновников, и Союз, пройдя через кризисы спровоцированные националистами и теми кто их поддерживал, распался.
- Народу, простым людям, которых всегда большинство, стало хуже...
Я согласился, поддакнув и позже думал о том, что сегодня наступили времена искажённого видения прошлого, когда все что было представляется некоторыми людьми , часто и не живших в те времена сознательной жизнью, чёрными красками.
После длинной паузы литовец закончил: - Сегодня мы здесь и нам неплохо.
Он обвел рукой вокруг и вздохнув закончил: - Но дома было бы лучше.
Я поддерживая его мысли кивал, но заметив, что жена и дочь во время нашего разговора ушли к концертной эстраде извинился, попрощался и пошел догонять своих. Мужчина вслед мне крикнул: - Сегодня и наши дети будут выступать!
На сцену в этот момент вышли польские цыгане: женщины, подростки, девочки в длинных платьях.
Зрители, расположившись тесным полукругом захлопали. Цыгане запели и заплясали - это было зажигательно весело, темпераментно, громко.
Почему-то многие слова их песен были русскими и я всё понимал, да что там понимать? Ведь цыгане, везде цыгане. Ромалы! А кто не знает: "Две гитары за стеной, жалобно запели..."
Потом были поющие женщины из Зимбабве, в длинных желто -коричневых платьях и шалях - накидках. А потом в зелёных клетчатых костюмчиках блондинистые дети хором спели литовские народные песни с притопами и прихлопами, а ещё сплясали литовский танец.
Я смотрел, слушал и думал: "Почему здесь нет русских? Может быть потому, что в России сейчас не помнят ни народных песен ни танцев?"
Это тоже отчасти проделки чиновников от образования и не только...
Может быть поэтому, русские, которых сегодня много в Лондоне, собираются только чтобы потанцевать на английской дискотеке.
Даже в России, национальная культура в загоне и встречается только на концертах национальных ансамблей.
Пока, русских во всем мире объединяет "великий и могучий" русский язык, но ведь не секрет, что дети эмигрантов часто плохо знают русский, а во втором поколении почти не знают. Может быть поэтому русские везде так не дружны, не могут постоять за себя, да и не привыкли - ждут пока кто-нибудь скомандует.
И как следствие, - с одной стороны униженное самосознание, которое порождает великодержавный шовинизм, а с другой, - оголтелый космополитизм, когда русские по рождению, ненавидят свою страну и народ!
В этом я вижу "заслугу" кучки российских образованцев, которые называют себя демократами и либералами. Вспоминаю, как эти радетели, "западной демократии" называли ксенофобом, любого кто заговаривал о возрождении национальных традиций, а людей протестующих против монструозного правления Ельцина, против обнищания народа и наживания миллиардов олигархами, называли красно- коричневым или коммуно- фашистом.
И если бы это было только глупостью - в мутной воде таких раздоров, эти люди ловят свою "золотую рыбку".
...Но скоро я отвлёкся от своих невеселых мыслей.
На сцену вышли африканцы из Конго. Ритмичная музыка, приплясывающий певец, завели публику: все заулыбались, притопывая в ритме песен. Рыжий мальчуган двух - трёх лет отроду, не сдерживая восторга плясал около сцены веселя добродушную публику. Рядом танцевали другие дети и подростки: коричневые, белые, чёрные...
Праздник был в самом разгаре, но день клонился к вечеру и мы собрались уходить.
В машине, я спросил у жены - англичанки, чем отличаются беженцы от иммигрантов. Она долго думала, а потом сказала: - Беженцы- это те кому грозит физическая или психологическая расправа в странах, где они жили. Ну а иммигранты - это люди, которые ищут лучшей жизни в других благополучных странах.
Я вздохнул и подумал. "Что касается русских то они сейчас беженцы, даже тогда, когда ищут лучшей жизни в чужих странах!
Всё-таки иммиграция очень болезненный, драматический процесс. Жизнь на чужбине нелегка и надо жертвовать своей судьбой ради детей.
Но кто знает каково будет в чужой стране нашим детям?".
И ещё я подумал, что хорошо бы устраивать такие праздники беженцев в России.
Может быть тогда, русские, слушая чужие песни, глядя на чужие танцы стали бы грустить о своих песнях и танцах и пришли бы через сожаление об утраченном, к пониманию необходимости восстановления национальной культуры и традиций , которые объединяют людей в нацию.
"Однако всему своё время" - подумал я и снова вздохнул.
За стеклом машины мелькали старинные церкви, скверы, колледжи, госпитали и все это ухоженное красивое, просторное...
Мне стало грустно...
2003-09-22. Лондон.
"Палата Љ 9"
У меня проблема с лодыжкой.
Боль - иногда сильнее, иногда слабее всегда есть, при этом даже тогда, когда я не двигаюсь.
Два года назад я начал беспокоиться о будущем и обратился к врачу.
В начале попал к специалисту - диагносту, который сделал рентгеновский снимок повреждённого места, тут же показал мне снимок и сказал, что процесс имеет необратимый характер и надо делать операцию.
Следующая консультация была у специалиста-хирурга, фамилия которого была Ангел. "Это хороший знак" - подумал я.
У Ангела, в той поликлинике, где я делал осмотр - должность консультанта и он бывает там раз в неделю приезжая из госпиталя.
Я около месяца ждал очереди к нему на приём - значит он был хороший специалист...
Ангел оказался мужчиной средних лет, приятной наружности, с иголочки одетый. Он включил диктофон и осматривая меня, точнее мой анкл-ладыжку, диктуя записывал свои замечания.
Потом, показывая мой снимок, рассказал, что кости голени опустились и опускаются на кости стопы. Рентгеновский снимок моей стопы выглядел отвратительно и я окончательно решил, что надо делать операцию. Но Ангел сказал, что придётся ждать около года, так как к нему есть очередь...
Он смотрел на меня внимательно, говорил оптимистично и пообещал, что после операции я смогу ходить в горы и даже играть в теннис.
Я вдохновился - мне надоела моя боль и хотелось расслабиться. И ещё я понял, что если не сделаю операцию, то лучше мне уже не будет и со временем, я начну ходить с тросточкой, а потом и с костылём.
Мне было пятьдесят пять и я хотел ещё прожить лет двадцать. Согласитесь - двадцать лет - это большой срок.
Уходя из поликлиники я улыбаясь думал, что Ангела мне послал сам бог...
Я продолжал работать, но сократил число рабочих часов до четырёх в день...
Прошел год и когда я собирался в отпуск во Францию в Альпы, вдруг пришло письмо в котором мне предлагалось прибыть в ортопедический госпиталь, на операцию, через неделю.
Если я не приеду, то меня переведут в хвост очереди и придётся ждать ещё год. Я конечно поехал, срочно найдя замену на работе, ожидая двухмесячное колясочно-костыльное существование...
Госпиталь оказался на окраине Лондона среди полей и перелесков и занимал несколько гектаров зелёных холмов. Приехали мы туда утром, предварительно созвонившись с рисепшен-приёмной, где сказали, что моя палата Љ 9.
Палата оказалась большим помещением с двадцатью специальными кроватями и мужским населением - пациентов после операции рук и ног.
Мы с женой немножко подождали, погуляли по территории госпиталя, позавтракали в столовой для персонала и когда наше место освободилось, я занял кровать номер два, почти у входа.
Скоро нам принесли меню для выбора блюд на ближайшие три дня. Я заказал себе лазанью и сладкую булочку на ланч - обед и мясное рагу с рисом и ананасом на саппар -ужин.
Ланч начинался в 12 и саппар в 6 часов вечера. Жена всё это время сидела рядом со мной и переводила мои ответы на английский, на котором, я по-прежнему говорил очень плохо.
Между делом у меня взяли кровь на анализ, сделали рентген, записали мои данные, в том числе какого я вероисповедания и не вегетарианец ли я.
В палате оказался перевозной телефон и я несколько раз перевёз его к нужной кровати ответив на звонок - я пока был ходячий больной.
Мою операцию назначили на завтра, на девять часов утра.
Пришли анестезиологи: в начале один, потом второй. Говорили, что мне нельзя будет есть после полуночи, что мне в начале сделают местный наркоз, а потом и общий, что во время операции я буду спать и операция продлиться около трёх часов.
...Постепенно я привык к больничной атмосфере, к тихим разговорам, наблюдал поведение посетителей которые стали приходить после ланча...
Несколько слов о системе здравоохранения в Англии.
Как выяснилось она не так плоха, а если сравнивать с нынешней российской, то и вовсе хороша. Есть очереди на операции, не хватает мест в больницах, но если попадаешь к врачу, то тебя осмотрят, выслушают и предложат хорошее, современное лечение.
И ещё важная деталь - в сравнительно дорогой Англии я лечился бесплатно!
До этого я прошёл курс лечения от головокружения, а потом от сердечных проблем.
Меня осматривали, обстукивали, оклеивали мою голову датчиками. И все это сосредоточенно, профессионально, вежливо - люди работали...
И никого не интересовало, что я недавний иммигрант и что у меня проблема с документами. В больнице я был только пациент, не более, но и не менее...
Конечно, причиной этих недугов был внезапный переезд а Англию.
Чужая страна, чужой язык, ностальгия по прошлому - все это повлияло на моё здоровье, а точнее мои проблемы проявились здесь внезапно и с особой силой.
И моя нога заболела здесь по настоящему: четыре года назад я ещё играл в футбол, а сейчас иногда с трудом, хромая прихожу с работы.
Но ведь есть и позитив.
В России, где я много и увлечённо работал, не нашлось времени заняться своей ногой. Когда тебе на интересной работе не хватает времени для того чтобы поесть, часто совсем не думаешь о будущем и о своём здоровье, тоже.
А здесь в Англии - я уборщик и моя операция - это передышка в бессмыслице монотонных будней.
Мало того. Я ведь получил после операции бюллетень и оплату бюллетеня почти восемьдесят процентов от моего заработка. Это конечно меня сильно поддержало!
Но я отвлёкся...
В шесть часов вечера я вкусно поужинал и после, мы с женой сходили в столовую, где она поела сытно и недорого, а я купил для себя книг на благотворительной распродаже по фунту за экземпляр. Одна о восхождении британской команды на Эверест, а другая -очерки Ролана Барта о эстетике.
Надо отметить, что здесь всё устроено удобно, как для больных, так для посетителей и персонала.
И все работают, а не отсиживают часы - ведь платят за работу хорошо.
Поэтому каждый делает своё дело сосредоточенно и непрерывно. Нянечки, медсёстры, работают буквально не покладая рук. В большинстве это выходцы из Африки и Азии. Доктора же в большинстве англичане...
Но вечером, ко мне подошёл анестезиолог и отрекомендовался: - Саша!