Аннотация: Статьи о причинах развала Союза и опасности повторения этого сценария в России.
Живя заграницей, я ощущаю, меняющееся отношение к России, как в СМИ, так и в "народе"
Отношения в СМИ, становятся постепенно хуже и причиной тому являются наши с вами земляки, завязанные на зарабатывании денег, на Западе. Но даже те, кто приезжает сюда по приглашению и с культурной "миссией", норовят при случае, лягнуть страну в которой они родились и выросли, "диктаторский режим" то есть власть, просто "лягнуть", чтобы понравиться здешним аборигенам.
Они, в России, могут быть патриотами или хотя бы чиновниками из государственных структур, но здесь, они мгновенно превращаются в критиков власти. Им кажется, что здесь, все только и ждут, когда "гости", начнут ругать свою страну, народ и власть.
Я объясняю это недостатком самоуважения, воспитанного при поголовном преклонении перед Западом, как перед страной обетованной. Срабатывает какой-то застойный, "крепостной" провинциализм!
И уж тем более, беглецы от "режима", когда удаётся попасть на публику, во всю стараются показать себя светочами демократии, а жизнь в России, - невыносимо мрачной.
Особо стараются те люди, кто обвиняется российскими законами в мошенничествах или в элементарном воровстве. Таких сегодня, особенно много в Англии, куда российские вороватые олигархи, их обслуга, разного рода оппозиционеры и даже государственные служащие, переводят свои денежки, в надежде, когда-нибудь пожить в комфорте и внешнем и внутреннем, то есть душевном.
Они-то и являются главными шельмователями России и обожателями западных свобод!
Первое время, они в Англии души не чают. Иначе говоря срабатывает библейский принцип: "Где сокровища ваши - там и сердца ваши". Но пожив здесь несколько лет, они начинают скучать и даже тосковать по России. Многие. Констатируя очередной провал жизненного проекта начинают со вздохом цитировать народную мудрость, выраженную в поговорке: "Хорошо там, где нас нет"!
Уж таковы особенности российского национального характера. Ностальгия, особенно сильна в добровольном изгнании, когда тебя никто из страны не гонит, но ты едешь искать новую родину, по собственному желанию.
Я знаю много русских здесь, в Лондоне, кто страшно тоскует по России, но вернуться не могут. Одним просто некуда возвращаться, потому что перед отъездом все связи были обрублены.
Другим стыдно возвращаться ни с чем. Вот они и тоскуют, и кусают локти, что в первое время пребывания здесь, они поносили Россию как отсталую и не демократичную. А потом выясняется, что все наши проблемы, вместе с нами переехали из России в Англию, и что надо было что-то в себе менять, внутри, а не снаружи.
Наверное, от этой тоски и умер миллиардер и "серый кардинал" российской политике во времена Ельцына - Борис Березовский...
Сегодня международные корпорации со штаб-квартирами в Лондоне и в Нью-Йорке, заведуют большой частью российского "бизнеса". Именно их, транснациональные интересы вынуждены поддерживать те российские предприниматели, которые сотрудничают с этими корпорациями.
Конечно, если они не устроились в эти корпорации, чтобы продвигать интересы России в ущерб зарабатыванию денег для своих семей или своих любовниц. Но такое сегодня, трудно представить...
О влиянии жён и любовниц на поведение российской политической и экономической "элиты" - это отдельная, умопомрачительно интересная тема, которую мы в этой статье не будем касаться.
Однако, учитывать особый склад характера "современной" российской женщины, будем, хотя и за скобками, помнить о её роли в жизни богачей и олигархов!
В отличии от своих мужей и любовников, их российские жёны и любовницы - это в большинстве "прагматики", которых как и соловьёв, "баснями не кормят".
Они твёрдо знают, - чем больше денег в зарубежных банках, а главное в карманах модных одеяний купленных в парижских или лондонских бутиках, тем лучше и красочнее их жизнь.
Они уверены, что их дети, получив образование в Англии или Америке, будут счастливы и удачливы всю жизнь. Поэтому, используя свою "слабость", которая является сегодня главной силой жизни сытых буржуа, они управляют поведением "своих мужчин", которые могут иметь в душе самые высокие идеи и намерения.
Однако, против "природы" не попрёшь" и потому, рано или поздно эти предприниматели, банкиры или чиновники, чаще всего вынуждены сдавать свои "идеалистические" позиции чтобы угодить "своим женщинам", меняя их на позиции "прагматические" и начинают обходить законы, прятаться от налогов и в конце концов, превращаться в "жертв режима". Но я уже говорил, что эта тема слишком интересная и потому ей следует посвятить особую статью...
Второй вариант, это когда образованцы бывают подкуплены заграничными грантами и потому, вынуждены работать и выступать против своей страны и народа.
Примеры многих НКО, тому наглядное подтверждение. Опять же всплывает констатация: "Кто девушку ужинает, то её и танцует"!
Ну не будешь же ты вслух ругать своего работодателя, на деньги которого ты живёшь совсем безбедно. Тут тоже есть моральное оправдание алчности, выраженное циничным афоризмом: "Деньги не пахнут".
Вот таких "купленных" граждан, с отсутствием вообще каких-то моральных принципов, в среде российской образованщины, сегодня очень много.
О существовании, в России пятой колонны, думаю, нет смысла говорить.
Она есть и потому, надо учитывать этот факт и её влияние на международные дела. "Агентов влияния" Запада, сегодня в России, намного больше, чем агентов влияния России, за рубежом. Эти "западники" и являются главными обвинителями своей страны.
Не секрет что в стране, государственной идеологией которой является капитализм, члены этой "колонны" есть не только в скрытой, но и в явной форме и даже в правительстве.
Эти деятели называют себя либералами, но уже само владение ими капиталами, или желание владеть ими, делает их несвободными ставленниками "Большого Брата", в России.
Поэтому, когда в политике и особенно во внешней политике эти люди у власти, то они и гнут свою прозападную линию, обеспечивая её соответствующим пропагандистским прикрытием.
Либеральная пресса в России, это ставленники, пропагандисты международного капитала, иногда прямо финансируемые из карманов российских олигархов и западных "спец фондов", то есть их спец служб!
Хочу подчеркнуть, что со времен победы Контрреволюции и установлении режима Реставрации в девяностые годы прошлого столетия, российская пресса в большинстве своём принадлежит российским образованцам, которые маскируют свой классовый интерес, свою принципиальную продажность, разного уровня отговорками и апелляциями к здравому смыслу.
Буржуазность, стала основой стиля жизни российских образованцев и потому, необходимо говорить уже не о среднем классе, как на Западе, а именно о буржуазии крупной и особенно мелкой, которая и является базой, разного рода "правой" оппозиции в стране.
Хотелось бы отметить, что понятие буржуазность, на Западе носит уничижительный, презрительный оттенок. И особенно клеймит ограниченность, беспринципность и жадность "буржуа", тамошняя пресса.
Этим и отличаются средства массовой информации в Англии допустим, от прессы в России, которая в основной своей массе носит жёлтый оттенок и потому, служит интересам мировой буржуазии, в которую входит и российская.
На Западе, пресса пройдя долгий путь развития, в том числе через откровенное прислуживание господам, сегодня, обрела статус "независимого" эксперта. Большую роль в становлении этого экспертного сообщества, сыграли опасности, нависавшие над буржуазией после Великой Октябрьской революции, со стороны стран социалистического лагеря и распространения христианской идеологии свободы, равенства и братства, ещё со времён Франциска Ассизского и Савонаролы.
Как буржуазия стала "средним классом" объединив и торговцев, и верхушку рабочего класса, и "офисный планктон", так и пресса, чтобы выжить, "порозовела" и стала вполне себе критиком общественных недостатков, воровства, мошенничества и коррупции.
Сохранилась, конечно и "жёлтая" пресса, упирающая в основном на человеческие инстинкты, но её аудитория, не так многочисленна и потому, в политическом смысле, мало эффективна.
Так вот, сегодня, пресса в России или принадлежит полностью образованцам, или состоит из элементов обслуги "денежного класса". Безусловно, это повлияло и на российскую дипломатию.
Ведь "посольские люди", в большинстве своём представляют "класс образованцев" и потому, они автоматически при случае, в своём кругу, норовят поддакивать самым яростным критикам своей страны и тормозят любые проявления патриотизма и реальной защиты своей страны.
И здесь, тоже сказывается провинциализм, который за тридцать лет, со времён горбачёвской "перестройки" вошёл уже в плоть и кровь людей, которые раньше называли себя интеллигенцией.
Не могу не сказать о легализации в России, разного рода "голосов", которые в своей антироссийской критике стали намного жёстче и непримиримей, чем они были даже в годы "холодной" войны.
Эти голоса, являясь продуктом "холодной войны", сохранили своё влияние на определённые слои населения. Они работают на наших геополитических противников и оплачиваются из государственных бюджетов этих стран.
В этих "голосах", по-прежнему, много русских по происхождению, которые отличаются яростным неприятием всего, что делалось и делается в России.
Из анализа происходящего на этих "машинах пропаганды", можно сделать вывод, что сегодня они воюют не против социализма или капитализма, а против России, как таковой.
И как всякие предатели - они непримиримы и бескомпромиссны. За работу им платят деньги их хозяева и потому, они зависят от них полностью. И в этом случае, в своём антирусском энтузиазме они часто становятся "святее папы" в информационной русофобии.
Встречались мне и те среди них, кто противится этому "рабству", но это сопротивление безжалостно подавляется и потому, рано или поздно, сотрудники "голосов" становятся ярыми коллаборационистами - жизнь заставляет!
А их аудитория, со временем становится зомбированными русофобами, пропагандистами лозунга "пора валить". Эти люди, тоже влияют на международное отношения и отношения к России...
Внешнее благообразие западной жизни, не оставляет равнодушным, ни одного нормального образованца в нашей стране. Лицемерие и алчность некоторой части бюрократии, сбитой с толку отсутствием собственной государственной идеологии и разворотом в сторону построения "светлого, буржуазного вчера", добавляет негатива в восприятии свей страны и её политики, в том числе международной.
Но большинство, этих "западников" не видят, что благополучие сегодняшнего Запада, куплено миллионами и миллионами жертв, в той же "не демократической" России, которая в судорожных поисках дорог в будущее, пережила несколько революций, строила социализм, в содружестве с союзниками выиграла Вторую мировую войну и в конце концов надорвалась, а после Контрреволюции девяностых, отступила в экономическом и социальном смысле далеко в прошлое.
Такое, к сожалению бывает всегда и везде согласно различным, но похожим сценариям, которые осуществляются по законам развития человеческого общества.
Об этом очень ярко и доходчиво говорил Фридрих Гегель, анализируя результаты буржуазных революций в Англии и Франции.
После него, Маркс и Энгельс выработали теорию победы пролетарской революции и построения социализма во всём мире, а российские социал-демократы, в лице Плеханова и Ленина, приспособили эту теорию, к "местным" российским условиям...
Последователи Маркса, от слов к делу перешли именно в России, где после, по сути бескровной революции, приступили к построению общества светлого будущего, для начала победив внутренних врагов "перестройки" человеческого сознания, в кровопролитной Гражданской войне осуществляя непримиримый "красный террор".
Потом, после победы пролетариата над внутренней и внешней контрреволюцией, были индустриализация и снова террор, теперь уже по отношению к врагам социализма, как явных, так и "латентных".
Времени, для перековки общественного сознания не было, история не оставила!
Поэтому через террор по отношению к "бывшим" классам, через напряжение всех сил, удалось построить социализм в отдельно взятой стране, СССР. Однако завершить ту, первую "перестройку" до конца, не удалось, потому что началась страшная, мировая война, в которой именно, социалистическая Россия, оправдав новую систему социальных отношений в человеческом обществе, ценою колоссальных жертв внесла наибольший вклад в разгром нацизма и фашизма.
На победной волне, самоотверженным трудом миллионов, СССР был восстановлен...
Атмосфера в стране после окончания войны была другой и люди, радовались миру и не боялись трудностей, потому что в войне было страшнее страшного. Ну и патриотизм тогда был настоящий, а не показной, как сегодня. И на это тоже повлияла война за Родину и победа в этой войне!
Но стоило наступить затишью, как "латентные" буржуа и "потенциальные капиталисты", пробрались во власть, в так называемую "коммунистическую" партию.
И вскоре, благодаря этой буржуазной прослойке и буржуазной идеологии, партийная и чиновная номенклатура совершила ползучую контрреволюцию, которая была уже закреплена "обратной перестройкой" общественного сознания, восстановлением капитализма и власти буржуазии в России.
Возвращаясь к международной политике, надо сказать, что вся сегодняшняя стратегия, основана на этой победе буржуазного сознания в Российском обществе, и главное, в среде российской образованщины.
Эти "победители" социализма, во многом, определяют сегодня как внутреннюю, так и внешнюю политику.
К этому времени на Западе, и в Англии в частности, уже давно ушли от диктатуры буржуа и выстроили по настоящему социальное общество, о чём я часто говорю в своих статьях.
Однако российским "реформаторам" это неведомо и потому, они строят то, от чего в цивилизованных странах уже давно отказались - то есть реставрировали первоначальный капитализм, с олигархами, бандитами и мошенниками наверху социальной пирамиды!
Ещё и поэтому, идеи восстановления Союза Республик, под водительством буржуазной, капиталистической России, не вдохновляет ни национальные "элиты" бывших советских республик, ни простой народ в постсоветских государствах, да и в России тоже.
Если, Советский Союз держался на принципах интернационализма, чем и привлекал народы и нации, то сегодняшние союзы, в том числе и Евросоюз, и Таможенный союз во главу угла ставят прибыль и ренту, то есть капиталистические основания.
Но кризис системы капитализма, продолжающийся уже несколько лет, показывает нам, пока в мирной форме экономических и социальных противоречий нежизнеспособность, а точнее исчерпанность капиталистических принципов сожительства международного сообщества. Надо искать новые формы, надо исходя из опыта развития человеческого общества, переходить на новый уровень кооперации и сотрудничества как во внутренней, так и во внешней политике.
Иначе, всему миру предстоит пройти через новую мировую войну и ценою страшных жертв, перейти наконец к христианским принципам сосуществования...
...Идеи евразийства, того же политически реформированного таможенного союза во главе с Россией, сегодня могут послужить "дорожной картой" для нового объединения бывших советских республик и не только.
Само положение России между Азией и Европой, определяло и определяет её историческую судьбу. Так был в царское время. Так выстроилось в послереволюционные годы. Так будет и в будущем.
Но важно понять, что без социальных реформ в экономике и в общественных отношениях, без ухода от режима первоначального капитализма, осуществить России роль собирателя земель в новый союз, вряд ли удастся...
Судьба современной России, её существование в глобальном мире, сегодня необходимо связана с судьбой всего человечества.
Мир стоит на пороге больших перемен. Кризисы, как в экономике, так и в международных отношениях следуют один за другим, и уже превращаются в процесс поисков нового будущего для человечества.
Процесс этот будет долгий, наверное будет происходить в "темноте" неведения и развязного эгоизма и потому, надо готовить масло в "светильнике", что бы встретить "жениха", в образе восставшего Христа, который и поведёт человечество вперёд, к новым и новым испытаниям, но уже объединённого идеей братства и справедливости!
Май 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков
ОГРАНИЧЕНИЕ БЕЗНАКАЗАННОСТИ
Недавно в Англии присудили к восьми месяцам тюрьмы, бывшего министра правительства Англии и его жену, за попытку обмануть высокий суд. Бывший министр, превысил скорость но когда его на этом поймали, то он договорился с женой и сказал, что она была за рулём.
Но вскоре, жена узнала, что её "рисковый" муж имеет любовницу и решила отомстить. Она рассказала всю правду "органам" и таким образом, министр "загремел" в тюрьму, но и жена вместе с ним, правда наверное в отдельную камеру. История романтическая и достойна пера Достоевского или даже Шекспира. Однако речь не о том.
В России, все уже привыкли, что высшие чиновники и депутаты разных мастей, чего только не делают и вполне уверены, что члены "властного клана" в стране неподсудны.
Да и где вы сегодня найдёте в России смелого и неподкупного судью, обладающего кроме судейской мантии, ещё и судейской, сословной честью то есть честностью перед собой!
Депутаты обогащаются, кто как может и на эти деньги покупают себе "отели паломников" в Германии или "бунгало" на Кипре. Всё это переводится на детей или жён, которые в этом участвуют с удовольствием.
Недавно, их поддержал Путин и теперь, они хотят дать задний ход и разрешить себе иметь недвижимость за границей, быстренько согласившись с доводами президента, выступавшего за такую недвижимость.
Понять депутатов можно, но трудно понять президента. Может быть это какой-то хитрый ход, по сохранению своих сторонников в Думе? Тогда почему президент не думает о своих избирателях, которым такая "щедрость" Путина, помогающая взяточникам, не очень понравится...
Весь склад российской жизни устроен на понятиях, если не уголовных, то где-то недалеко от этого. И потому, нравственный климат в стране таков, что даже депутаты Думы возглавляющие комитеты по этике или по коррупции, делают ровно те же неблаговидные действия, за которые ругают других.
Иначе говоря, ни чести ни совести как независимых и реальных понятий, сегодня в российском "высшем" обществе не существуют. Обмануть, соврать, выкрутиться и отвертеться, это главные достоинства сегодняшних публичных людей.
История с семейством "депутатов" Гудковых, тому яркое подтверждение.
Если старший просто циничный политик и удачливый "менеджер", то младший, вообще плевал на условности и поехал в Америку, что бы засветиться там, на антироссийском, мероприятии, организованном сыном Ходорковского.
То есть, российский депутат, едет в Америку, чтобы показать, что он за Америку и что ему в его отечестве никто не указ. То есть его поведение настолько кажется ему естественным, что он и "в голову не берёт", что в цивилизованном мире, куда он стремиться встроиться, так делать не принято и даже прецедента подобного, кроме как уж в самых шпионских историях, не бывало. Я уже писал, что трудно себе представить, чтобы депутат английского парламента, поехал в Россию и выступал там в роли обличителя парламента и правительства своей страны.
А вот в России это есть, и только последнее время люди стали немного разбираться в происходящем и даже громко протестовать против подобного поведения народных избранников.
Тут могут сказать, что каков депутат, таковы и избиратели, но выясняется, что Гудкова никто не выбирал, а он попал в Думу по спискам, которые конечно утверждал лидер партии.
Опять же, в "цивилизованном мире", вслед за таким скандалом из партии и из парламента уходят в отставку не только, такие господа "Гудковы", но и председатель партии, который позволил внести в списки этих господ.
Но в России, я уже говорил, с честью и совестью напряжёнка и особенно у людей публичных, которые и формируют общественное мнение и общественную мораль.
Поэтому, старший Гудков, гордо заявляет, что не только не уйдёт в тень, но и новую партию организует, которая будет якобы представлять "оппозицию" в парламенте.
Ну а что же младший Гудков? Он молчит и продолжает оставаться в Думе. Он наверное думает, что "собака лает, а караван идёт" - как обычно, погудят, погудят и успокаиваются. В российской ситуации, он вполне может сказать обвинителям: "Кто без греха - кинь в меня камень!"
И тогда, все обвинители оставят его в покое, отойдут понурив голову. И ведь действительно - кто сегодня в России без греха!!!
Я уже не говорю о тех людях, которые гордо называют себя английским словом "бизнесмен".
Правила чести и совести совсем вышли из обихода в российском быту. Циничная поговорка: "Не обманешь, не проживёшь", нынче в моде не у одних только политиков и стала чуть ли не моральной максимой у предпринимателей. Воруют беззастенчиво и уверены, что все так делают.
Последние скандалы с Минобороны, уже переполнили чашу терпения. Министр обороны Сердюков, пусть он и не военный, замешан в финансовых махинациях, а его подчинённые и родственники, до последнего верят, что им их кражи и мошенничества сойдут с рук.
Но сегодня можно услышать что и генералы стали воровать. А ведь раньше, при царе, если воровство подтверждалось, то по правилам чести надо было застрелиться. А при Сталине и того хуже - могли расстрелять!
Вот как быстро нравы меняются, если в стране и в "элите", не с кого взять пример, а с "праведниками" вообще большая проблема...
С другой стороны, если бы не было такого откровенного и вызывающего поведения, тогда и не было возмущения и страна, медленно но верно, погружалась бы в трясину лжи и самообмана.
Сегодняшние "болотные" и их откровенное прислуживание Америке, парадоксальным образом объединяют их противников - сторонников подлинной демократии, а это позволяет надеяться на лучшее будущее для России.
Появляется надежда на превращение "безгласного" большинства в политическую силу, способную возглавить обновление и строительство справедливого общества, в котором демократия и свобода слова, будут соответствовать своему названию.
Сегодняшние российские "либералы" - это отрыжка страшных девяностых, когда эгоизм образованцев и их идеологических прислужников, обрушил страну в пропасть безвластия, бандитизма и откровенного воровства.
К счастью, их откровенный эгоизм и лицемерие, даже в те страшные годы, вызывали чувство протеста и способствовали пробуждению здравого смысла в народе, который трагически, и привычно молчал, впадая, от безысходности, в пьянство и мелкое воровство.
Тогда, все средства массового "гипноза", то есть СМИ, принадлежали "новым русским" образованцам. Их идеалом было личное преуспеяние и богатство, чуть прикрытое лозунгами о свободе личности и о демократии.
Сегодня многое меняется, не только в народном самосознании, но и во властных структурах. Конечно, процесс этот медленный, но так обычно и бывает в жизни. Просто и быстро можно что-то разрушить, а построить новое и современное, тем более на руинах предыдущих формаций, очень сложно и происходит трагически медленно.
Но к счастью, появляются уже и новые идеалы, на основах вечных архетипов, подлинно религиозного сознания, забытые за годы провинциального, партноменклатурного застоя, ещё в советские годы
Вновь выбранный Папа, говорят, на "работу, в храм ездил на электричке или на автобусе. И после избрания, не переменился - отменил торжественный кортеж и снова на автобусе ездит.
Так же жил и российский митрополит Антоний Сурожский, который возглавлял епархию в Англии. Он на свои деньги покупал билеты уезжая куда -либо для чтения лекций или для участия в богословских конференция. И жил как аскет в келье, вовсе не считая это своей заслугой. Просто он был подлинным христианином, и не мыслил своей жизни, иначе.
Вот наглядный пример, как должны вести себя власти, воспитатели и пастыри. И ведь не даром в России существовала многозначная поговорка: "Каков поп - таков и приход".
Если в "верхах" воровство и взятки стали нормой, если даже православные священники одевают на себя норковые шубу и ездят на "Бентли" или "Лексусах", то откуда в "низах" может появится стремление к скромности и состраданию к миллионам нищих и бездомных россиян?
А что же мы видим, сегодня, в России?
Я уж не буду останавливаться на примерах прямо воровства - их просто "пруд пруди". И в Оборонсервисе, и в Олимпстрое, и где его только нет. Почитайте передовицы газет и вы убедитесь, что это так.
С другой стороны, надо сказать, что главная цель этих людей - деньги делать. И тут становятся понятны причины воровства и взяток. Стать богатыми - это цель и смысл их жизни. Они же люди неверующие, не христиане, даже если иногда делают вид.
Но тут надо сказать, о тех людях, которые по обету, должны вести себя строго, а сребролюбие и богатство презирать, как наибольшее греховное искушение.
Так вот и они зажили, по общим представлениям, царящим в российском обществе и норовят прикупить или получить в подарок "иномарку". На отечественных машинах, по их мнению, ездят только неудачники...
А потом, на этой иномарке, кого-нибудь сбить в спешке и постараться укрывшись монашеским званием уйти от ответственности. Есть и такие примеры в России. Куда уж дальше, если "соль", становится "песком".
С кого же простому человеку пример брать!
"Мир - это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро" Так говорил философ Плотин. Но, то же происходит, когда в жизни государства, общества, народа, на место добра, приходит откровенное зло и хитрая ложь. Тогда ни о какой гармонии или развитии добра и речи не может быть. Всё разваливается, люди начинают исповедовать принцип: "человек человеку - волк" и жизнь превращается в ад, в торжество чудовищных, кровожадных инстинктов.
Атмосфера, пренебрежения нравственными принципами, или как в народе говорят, совестью, может привести страну в полнейший упадок. Об этом нам и история рассказывает.
Целые цивилизации исчезали с лица земли быстро и незаметно, только потому, что правила чести и совести исчезали из обихода и общество разваливалось на глазах.
А такую страну или даже империю, раздираемую противоречиями и сословно корпоративным эгоизмом, и побеждать на полях сражений не надо. Она сама развалится, благодаря тайным и явным предательствам, которые являются следствием отсутствия в политике, в предпринимательстве и самое страшное - в народном обиходе, - этих правил чести и совести...
Март 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
О информационной войне чиновников с народом.
(Анализ реакций на народный бунт)
...Сегодня, со стороны чиновников разных уровней и их идеологической обслуги, можно услышать обвинения националистов, в том что они смеют протестовать против мигрантов, которые не уважают российские законы и презирают слабость и трусость россиян.
Но мне кажется, что благодаря активности "националистов", власти после народного бунта встрепенулись, очнулись от благостного бытия и вдруг увидели, что не всё так хорошо в подведомственном им королевстве.
Конечно бунт носил символический характер, по сравнению с тем что молодёжь устраивает в благополучных странах, например таких как Англия или Франция. Я уже писал о грабежах и мародёрстве в Лондоне во время бунта два года назад. Бирюлёво - это детский лепет по сравнению с тем, что творилось на улицах Лондона и других городов в те дни.
Но главное, самое важное для России, что люди недовольные тем, что происходит вокруг, вышли протестовать. И важно, что не все СМИ "подгавкивали" чиновникам и их начальникам, и не все обвиняли народ - "жертву" нерасторопности, а часто и прямого саботажа чиновников, - в том, что он, народ, посмел протестовать!
Вспоминается несколько исторических примеров в России, которые служили иллюстрацией к одной из сцен драмы Пушкина "Борис Годунов" - когда "народ безмолвствует". Известно, что вскоре в истории России начались "смутные времена"! И тогда, народ настолько разуверился в собственных властях, что перестал сопротивляться власти иноземной. Отсюда произошли и Лжедмитрии, отсюда и захват Москвы польской шляхтой.
Вспоминается и падение монархии и расстрел царя, который не захотел услышать предупреждения о грозящей опасности раздававшиеся в Думе и всё твердил "на всё воля Божия!".
А ведь и тогда, за несколько лет до революции, в юбилей дома Романовых, царя везде встречали толпами и на коленях. Наверное не все русские люди, стояли тогда в умилении в тех толпах?! А может быть, просто настроения народа очень и быстро переменчивы?
И вот уже в наши дни, в восьмидесятые годы прошлого столетия, это нежелание и неумение услышать молчащий народ, сослужило для парт номенклатуры плохую службу.
Не исполняя своих властных обязанностей, они морила голодом народ и ничего не хотели, да уже и не могли что-либо сделать, чтобы поднять свой авторитет.
Когда случился "демократический" переворот в конце восьмидесятых, около двадцати миллионов только "коммунистов", и пальцем не шевельнули, чтобы спасти Союз от разграбления парт номенклатурой и их банды "молодых реформаторов".
Живая связь между советским народом и партийным чиновничеством, называвшей себя властью, постепенно растворилась, начиная со времён Хрущёва. А время Горбачёва стало временем анекдотов и нарастающего недовольства, временем беспомощности и демагогии партийной верхушки. О тех временах, у людей, остались самые злые воспоминания.
Например в Сибири, где я тогда жил, несколько лет было настоящее полуголодное существование. А потом ввели карточки, по которым можно было получить по двести граммов сливочного масла и набор костей, на месяц, на человека. Повторяю - на месяц! А у чиновников были парт-распределители. Подозреваю, что парт номенклатура в Москве, даже и не знала, что происходит в той другой, огромной стране!
Моя мать, рассказывала мне случай, который показывал степень унижения народа властью.
Она говорила: -Шла я на работу и вдруг увидела, что какой-то мужик лезет через забор на территорию магазина, где по талонам выдавали продукты.
Я его спрашиваю: - Ты куда и зачем лезешь?
А он мне с забора отвечает: - Да я хочу пораньше очередь занять. Сегодня обещали говяжьи кости подвезти. Вот я и хочу всех опередить!"
Согласитесь, что после такого унижения народа, мало кто хотел бы отстаивать ту власть, ещё и потому, что жившие тогда, помнят победные реляции в партийных СМИ со съездов КПСС!
Сегодня, есть надежда, что благодаря свободе слова, мы можем не везде, но хотя бы изредка услышать правду о происходящем. Конечно, если лакеи власти, снова не заткнут рот народу и правдивой прессе.
Но ведь очевидно, что этот возврат к диктатуре одной партии, приведёт к разрушению и перемене власти, - это как минимум. А о максимуме я и говорить не хочу - настолько страшная картина вырисовывается!
...Возвращаясь к народному бунту в Бирюлёво, хотелось бы посоветовать властям всех уровней не преследовать, а наградить тех "активистов", которые подняли людей на протесты.
Теперь-то власти наконец поняли, что времени то уже немного осталось, чтобы урегулировать вопросы с миграцией, с продажными чиновниками, начать делать уважительные жесты в сторону титульной нации. А то ведь может получиться так, как это случилось в девяностые годы, когда кучка заговорщиков, беспрепятственно развалила Союз, и никто даже и слова против не сказал, спасая великую и столько претерпевшую страну!
Вот теперь все и расхлёбывают эту кашу, как в России, так и на пространствах бывшего Союза...
Хорошо, что народ не "безмолвствует", ибо это и есть так называемая активность гражданского общества. Конечно "страшен русский бунт", но ещё страшнее - молчание народа и если, в очередной раз "он безмолвствует", тогда надо ждать смутных времён!
15 октября 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков
Образ общества и власти.
Просматривал книгу этих репортажей, сидя в лондонской квартире. Но впечатление было так сильно, что я невольно стал заглядывать в окно на лондонские крыши, чуть сомневаясь, - а не увижу ли я там промороженный грязноватый пейзаж Иркутска, с вереницей машин, черепашьим темпом двигающихся по плотине - обычная с утра автомобильная пробка.
Такое бывает со мной, когда содержание прочитанного производит сильное впечатление. Такой книгой стала "Байкальская Сибирь". Эта книга создана, написана в Восточной Сибири, и о тех местах, в которых я родился и жил долгое время.
Хочу сказать, что во многих местах, описанных в этом социологическом сборнике, я бывал в давние годы, и не один раз, а часто и жил, где-то неподалёку. И тогда это были места интересные и совсем не заброшенные. Так отчего же, вдруг, такое мрачное настроение охватило меня?
Попробуем разобраться в этом, читая, как исторический роман, альманах - исследование "Байкальская Сибирь", выпущенный в свет в 2007 году Иркутским Центром независимых социальных исследований и образования, и подготовленный в рамках проекта "Город и деревня Байкальской Сибири, в начале 21 века" при поддержке фонда Форда.
Конечно для отклика на материал книги, я взял всего несколько текстов из этого исследования, хотя в ней нарисована картина жизни в течении нескольких десятилетий и потому, для серьёзного осознания выложенных материалов потребовалась бы целая монография.
Но, я ограничусь тем, что хотя бы на нескольких примерах, постараюсь рассмотреть общественно-экономическую ситуацию в Сибири, и вообще на окраинах России.
Состояние этих окраин, на мой взгляд, вызывает сочувствие и сострадание. Возможно, - это потому, что я невольно сравниваю сегодняшнюю Россию с Советским Союзом пятидесятых - семидесятых годов...
Бывая в самых отдалённых уголках Великобритании, я нигде не видел такой унылой разрухи, которую иногда вижу в России. Почему-то, даже отдельно стоящие фермы где ни будь в Уэльсе или в районе совсем неприветливых, пустынных мест, таких как Дартмур на юге Англии, не производят такого унылого впечатления. Там я вижу ухоженные дороги, множество овец, коров и лошадей.
А в Дартмуре, "на горах", по которым, кажется "совсем недавно бегала страшная "собака Баскервилей", стоят посёлки, где есть и пабы и гостиницы, дома двух-трёхэтажные просторные и добротные.
Рядом, в неогороженном дворике стоит один или даже два автомобиля. Дороги повсюду хорошие и их много, во все стороны света. В домах живут часто пожилые люди, совсем не кажущиеся несчастными.
Может быть это оттого, что здесь, как и вообще в Западной Европе, люди живут размеренной жизнью и потому, наследуют поколение за поколением прошлое своей страны и достоинства мировой цивилизации?
А может быть потому, что люди здесь привыкли полагаться только на себя и на Бога? Ведь в каждой деревне обязательно стоит красивая каменная церковь, двери которой открыты весь день, а по воскресеньям в них проходят службы.
Сравнивая это с разрухой внешней и внутренней в России, я пришёл к выводу: - Если в душах людей есть Бог, или то, что иначе можно назвать Символом Добра и Справедливости, то люди в большинстве своём не нуждаются во внешнем "руководстве".
Их главный "проводник" в жизни не только выгода или богатство, но и совесть.
Однако, если в душах вместо Бога - неверие или иначе - Символ Эгоизма, то при любых властях, люди будут воровать, брать взятки и мошенничать.
Поэтому, я бы назвал англосаксонскую, современную цивилизацию, христианской и автомобильной.
Во-первых потому, что если в народной культуре присутствует Христос и Его Заветы, пусть растворёнными в светской форме, то и отношения в обществе и в экономике соответствующие.
А, во-вторых, автомобили позволяют сегодня тем же фермерам при желании, очень просто попадать в столицы или в "областные" города, где к их услугам все плоды промышленного и культурного развития.
Властей здесь, в этих фермерских районах Англии, почти нет, но порядок всюду и воровать или брать взятки просто некому - все заняты своим делом и своими проблемами.
И Христовы "Десять заповедей" "работают", воспитывая христианами подавляющее большинство не в отвлечённом, а прямо в бытовом смысле ...
Почему же в России не так, - спрашивал я себя, - читая и обдумывая эту грустную, а иногда и трагическую книгу - исследование!?
...Начнём анализ с обзора "отношений власти и общества" на примере посёлка Баргузин, стоящего в Баргузинской долине, известной своим заповедником, соболями и красивейшей горной тайгой...
Если определять эти отношения строго, по "гамбургскому счёту", то здесь, как и везде, или в большинстве мест на просторах Байкальской Сибири (не буду географически расширять зону обобщения) нет ни "общества" в прямом смысле слова, ни продуктивной власти.
И любое сотрудничество двух этих жизненных составляющих протекает невидимо и неощутимо.
- Здесь, в Баргузине, - рассказывает автор исследования, - за десять лет, сменилось три главы и три правления района, но ничего заметного или полезного не было сделано, ни одного нового производства не было введено в строй.
Поэтому отношение к власти ворчливо - презрительное: "Они вот изберутся, чего-то вначале вроде сделают, но больше хапают себе, лишь бы карманы набить... Мы здесь представлены сами себе" - говорит один из жителей посёлка.
С другой стороны интересно, что совершенно нормальным явлением в большинстве деревень и посёлков - упование только на власть и полная неспособность и нежелание делать что-то самим.
И это в России везде так.
Даже в столицах, если плохо работают коммунальные службы, дома стоят грязные, у подъездов жильцы, особенно зимой, "делают" собачьи туалеты, лестничные клетки не моют годами и все ждут, когда это сделают власти. Подобное отношение к своему быту и к своей судьбе - есть самое страшное зло в теперешней российской жизни.
Нет уже былого стремления, пусть даже порождённого пропагандой, вступать в пионеры, в комсомольцы, в партию, наконец для того, чтобы сделать жизнь людей "лучше, веселее".
Между прочим, пропаганда тогда часто совпадала с всеобщим стремлением улучшить жизнь вокруг. Сегодня же мы видим вселенское равнодушие и главный лозунг дня: "А что я могу сделать? Моя хата с краю, ничего не знаю"
Как правильно подметил составитель этого репортажа Анатолий Бреславский: - Люди сталкиваются здесь с противоречием между "общим" и "общественными интересами", когда больница живёт своей жизнью, школа обучает детей в одиночестве, а Дом культуры выживает по-своему.
В подобных условиях, их объединение для борьбы ещё и за общественные интересы кажется многим "излишней роскошью", ненужной бесперспективной тратой сил".
Психология этого равнодушия и обречённости проста: "Здесь население (замечу, что автор реплики стесняется даже произнести слово общество) привыкло жить сами с собой.
У каждого свои планы и цели... нет чувства такого доверия к политике. Люди не верят, что в этом можно чего-то достичь, реально что-то получить".
Согласитесь, что это обычная ситуация на постсоветских пространствах.
Люди сегодня так воспитаны и воспитывают своих детей: "Я же работаю. У меня дети, семья, огород, своих проблем хватает. Я зачем себе буду голову забивать посторонними вещами? Они власти - пусть сами всё решают"!
Раньше, ещё в советские годы было иначе, были формальные лидеры. Часто из местной интеллигенции, которые и брали на себя роль объединителей, хотя и не везде.
"При советской власти, продолжает анализировать Бреславский, - так и было. Существовали неформальные авторитеты, директор школы, или Дома культуры...", или секретари парткомов, хочу я добавить, которые плохо или хорошо, но были центрами притяжения, авторитетами, а партийные организаторы просто должны были радеть за народ.
Но в этом посёлке проявляется один из многих примеров фактического бездействия власти, её безынициативности, когда начальство привыкло что-то делать только за деньги и с деньгами. Но, так как, реальных финансов сегодня местные власти не имеют, остаётся только форма власти, только имитация деятельности на бумаге.
И это ещё по нашим временам хорошо. Ведь кое-где образуются уголовные власти или откровенные мошенники - предприниматели распродают всё вокруг, как можно дороже и быстрее...
Поэтому, отношение населения (именно населения, а не общества) к власти отчётливо равнодушное или даже негативное. "Они же власть имеют и этим пользуются - говорят люди. - И это, у кого не спроси, везде так".
Образ общественной разрухи веет от репортажей социологов из большинства районов Прибайкалья.
Будь то Катанга и эвенкийские семьи, существующие на грани вымирания, или замечательно красивый таёжный посёлок Баргузин, расположенный в знаменитой горно-таёжной долине, неподалёку от Байкала, или посёлок Коты на берегу легендарного озера, или "дичающие" "придорожные" поселения.
Коллапс социальных отношений, сменившийся безвластием и экономической разрухой после развала СССР и при переходе на капиталистическую систему хозяйствования, наиболее наглядно проявился в отдалённых от "столиц" регионах России, по площади составляющих, наверное девять десятых территории страны.
Трагедия социальной агонии или нищенского выживания в местах почти эпических по масштабам и размаху, особенно захватывают наше воображение и заставляют сердца тревожно сжиматься.
Как, почему произошло это крушение надежд на лучшую, светлую жизнь, которую ещё только двадцать с небольшим лет назад обещали нам партийные съезды и многолюдные комсомольские стройки!?
И ведь тогда мы в этом не сомневались!
А сегодня словно Мамай прошёл по России - я имею ввиду страну, расположившуюся за "пределами московской объездной дороги", хотя и в "пределах" тоже люди живут по-разному. Одни пьяно гуляют и куражатся, а другие обслуживают этот загул и едва сводят концы с концами...
... Второй сюжет - рассказ о бунте людей в посёлке Тоннельном, на Байкало-Амурской Магистрали.
Тут уже власти проявили себя как активные разрушители и антагонисты общества, иногда прямо как царские "сатрапы". Их "холуи", "дроздовцы" - как называли местные жители этих молодых людей с автоматами в руках, по фамилии командира этой "охраны", выполняя приказы "начальства": "новых властей", "новых русских", - готовы на любые зверские действия изгоняя людей с насиженных мест.
Ведь для них это приключение и возможность показать, какие они "крутые". Насмотрелись дурацких "бандитских" фильмов и потому, способны на любую мерзость...