Аннотация: О модернизации России и условиях её осуществления.
Как сделать Россию современной державой?!
Есть много теорий и программ модернизации России, которые выдвигают и правительство и партии, однако все они страдают на мой взгляд одним недостатком. Непонятно, кто будет кроме этих чиновников и партийных деятелей делать эту модернизацию!
Может быть олигархи, которые в Бога не веруют, народ называют "быдлом", эксплуатируют чужой труд и заинтересованы только в дешёвой рабочей силе и больших прибылях, которые они тут же переводят на Запад? Только в этом году, они увели заграницу более 50 миллиардов долларов! А в общей сложности, за двадцать лет существования олигархического капитализма, это составило несколько триллионов долларов - сумма катастрофически огромная!
Может быть, в модернизации заинтересованы те, кого эти богатеи эксплуатируют? Кто от безнадёги реальной жизни, от её бесперспективности начинает пить водку в пятнадцать лет и окончательно деградирует уже в двадцать пять? Личная модернизация, конечно, предполагает и другой вариант - пойти в бандиты, но и этот путь долго, не продолжиться - если не убьют в разборках, то посадят, или заставят уехать из страны, и пить горькую уже под чужим небом.
Но речь ведь идёт о модернизации державы, а не личного, эгоистического сознания!
Сегодня в России нет необходимого количества людей, способных идеей модернизации вдохновиться или просто понять, какие плоды принесёт она - модернизация, для большинства живущих в нашей стране. А таких людей надо создать в ближайшем будущем и это задача не только образования, но главное- воспитания, в том числе и через правдивую информацию!
Пять процентов, входящих в число обеспеченных людей и сегодня живут неплохо, а девяносто пять процентов оставшихся, сводят концы с концами, с завистью и злобой посматривая на тех "новых" русских, которые успели урвать от государственного "пирога".
Более того, думаю, что не менее трети населения, и понятия не имеют что несёт с собою эта модернизация. Ведь никто не удосужился объяснить простому человеку, что он выиграет от "этой модернизации".
Что, продуктов станет больше в магазинах, а в бутиках норковых шуб и рубашек от "Версаче"?
Так этого добра и сегодня "навалом" но мало кто способен эти приметы модерна купить, потому что у большинства денег хватает только на "продукты первой необходимости", в которые обязательно входит и водка.
А тем, кто живёт в деревнях, в Сибири и на "сиверах", тому модернизация и вовсе не нужна. Как жили в деревянных избушках с дровяными печами, покосившимися заборами и туалетами в огороде, так и будут жить, даже если в Москве появятся летающие автомобили.
Многим россиянам, ведь надо ещё просто научиться жить "по-людски", то есть так, как в той же Западной Европе, люди живут уже не менее ста лет!
Так что же нам делать?
Как поменять сложившуюся за столетия крепостного рабства психологию простого народа?
В Советском Союзе попробовали всех сделать равными, но войны и смуты, уничтожили самых умных и самых продвинутых, а когда к власти пришли "либералы", то страна обрушилась в социальном смысле в прошлое, а самые умные предпочитают уезжать на Запад, и устраивать свою жизнь там, страшно тоскуя по России. Ведь нигде так не сказывается ностальгия, как в русских эмигрантских кругах...
И вот, пожив на "благословенном" Западе, я прихожу к выводу, что модернизацию страны надо начинать со строительства дорог и тёплых туалетов. В противном случае, мы можем только "потёмкинские деревни" создавать для приезжающих в глубинку начальников!
Каждый год с женой мы путешествуем на автомобиле по Западной Европе, и каждый год я убеждаюсь снова и снова, что в России не существует та самая "машинная" цивилизация, которая давно построена в Англии, Германии, Франции и вообще в Западной Европе и в Америке. Везде в этих странах построены асфальтированные дороги, ведущие к самой заброшенной деревне или даже к одиночному дому небольшой фермы. Количество машин соответствует количеству дорог и потому, во многих деревнях, даже нет автобусных маршрутов. Их, просто за ненадобностью отменили...
Зато, благодаря таким дорогам, любой сельский житель, в Англии например, может за час с небольшим выбраться к ближайшему супермаркету и провести там несколько часов, а то и весь день в "городской" среде, напитавшись идеями и электронными новинками. Понятие - сельский житель - вот уже несколько десятилетий, как стало достаточно условным для этой островной страны, как впрочем, и для многих стран на континенте...
И конечно, в каждой деревне и в каждом доме, здесь, на просторах Западной Европы, есть не только тёплый туалет, но и горячая вода. Это я и называю современной цивилизацией, до которой России ещё очень далеко. И когда я слышу, что российские власти, заводят разговор о Сколково, как начале модернизации в промышленности и в науке, я вспоминаю реплику одного из российских политиков, который говорил, что призыв в армию, для многих новобранцев дал шанс приобщиться к цивилизации и первый раз увидеть тёплый, смывной туалет!
А большие супермаркеты строятся в Западной Европе уже давно, в основном за пределами или на окраинах больших городов, то есть в пределах машинной доступности, прежде всего жителей окружающих города районов, так как главными покупателями в них валяются жители пригородов и маленьких городков.
И действительно, о какой модернизации в России, может идти речь, если, имея компьютеры и интернет, многие обладатели этого электронного чуда, ходят "по нужде" в деревянные туалеты на улице, и носят воду вёдрами, или из колодца, или из отдалённой "водокачки", или уж вовсе из реки или озера?!
В этом, конечно нет никакой беды, а многие даже предпочитают такой строй жизни, особенно горожане на несколько дней вырвавшимися в подобный природный "оазис". Но жить так всё время не всякий согласится, и если живут и не ропщут, то только потому, что привыкли и сделать жизнь более комфортной просто нет ни желания, ни возможностей...
Что касается "машинной" цивилизации, то у неё есть ещё одна примечательная особенность.
Владение автомобилем и управление им требует особой дисциплинированности и законопослушания. Если водитель не знает или нарушает права, то его жизнь находится в постоянной опасности и при первой же аварии нерадивый эгоистичный водитель в этом убеждается на "собственной шкуре".
Машинная цивилизация обладает, помимо всех прочих преимуществ, ещё и способностью социализации всех тех граждан, кто в ней существует. И этот социалиный аспект "машинизации", пожалуй, самый важный в этом смысле.
Самый разухабистый и недисциплинированный водитель начинает понимать, что нарушение правил дорожного движения рано или поздно приведёт его в санчасть, если не на кладбище. И потому, он, этот "хулиган", постепенно превращается в образцового гражданина своей страны и даже всего мира...
Тут для воспитания ответственности и законопослушания открываются необозримые горизонты, так как недалёк день, когда автомобили, в буквальном смысле, взлетят над дорогой, и потому подчинение правилам станет уже жизненной необходимостью. Ни о каком бытовом пьянстве невозможно будет даже мечтать.
И это, хоть и в дальней перспективе, явится основным методом борьбы не только с дорожными нарушителями, но и повальным пьянством в той же деревне. Ведь дураков нет, когда человек знает, что от его дурачеств могут пострадать люди и, прежде всего он сам!
Берусь утверждать, что настоящая машинная цивилизация - это ещё ступень в построении общества для всех и с равными возможностями для всех. Владение автомобилем, умение им управлять, делает социальные слои и классы менее агрессивными, потому что на "дороге", могут ехать рядом и простой слесарь "дядя Вася", и банкир, олигарх, государственный чиновник и даже бандит. Конечно машины у всех разные, но правила дорожного движения для всех одинаковы и попытка выделиться, или "подвернуть" правила под себя, часто плохо заканчивается...
Итак, прежде чем "заваривать" Сколково, надо начать строить дороги в нашем милом государстве, где издавна страдали от "дураков-чиновников и плохих дорог" И надо это делать уже сегодня, потому что европейскую цивилизацию, по нашим грунтовым дорогам уже не догнать и есть реальная перспектива останься в "обозе", навсегда!
Но для этого нужно, чтобы "вся чиновничья рать" России начала понимать, что есть социальная база модернизации, и постаралась объяснить согражданам, почему эта модернизация необходима и что она из себя представляет!
Мне всегда казалось, что многие российские госслужащие играют в управленческие игры и вместо того, чтобы заниматься благоустройством жизни российского обывателя, лезут в политику.
Прежде всего, это касается губернаторов, и мэров городов. Им нужнее иметь в кабинете резиновые сапоги и рабочую робу, чтобы чаще бывать на стройках, чем костюм для визитов и разноцветные бабочки, вместо галстуков. Основная забота государственных чиновников должна заключаться в деятельном участии в построение современной среды обитания для российских граждан и в городе и в деревне. Для этого их и избирают и назначают.
Но стыдно смотреть на "управленца", который не знает, откуда появляются хлебные булки и сколько стоит построить жилой дом, в той или иной области громадного российского пространства!
Соответственно и избиратели должны и могут выбирать себе областных и городских руководителей среди строителей, инженеров, фермеров, а экономистов или юристов, всегда можно нанять в помощь такому управленцу - профессионалу...
И ещё одна особенность современной машинной цивилизации.
Благодаря автомобилю, научные центры и экономические, промышленные базы строятся за пределами городов, в нескольких местах, куда деловые люди приезжают утром на личном авто или корпоративном транспорте, а вечером уезжают оттуда по домам.
В подобной научно-технической концентрации есть своя "модернизационная" логика, которую и используют продвинутые страны на полную катушку. Таким образом, города и посёлки становятся постепенно зонами для жилья и отдыха, а для работы отводят специальные места, в которых размещают и фабрики, и заводы и научные университетские центры.
За таким современным планированием и строительством, как мне кажется, будущее, и во многих странах это будущее стараются осуществить уже сегодня. Однако мы и здесь отстаём, в силу того самого "бытового феодализма", о котором я говорил выше...
Но главная беда сегодняшней России, это система, которая называется "олигархический капитализм"!
На Западе, во многих странах уже давно действуют социальные системы, которые намного ближе к подлинному социализму, чем был Советский Союз времён упадка и перестройки".
В той же Англии, которая казалось, есть наглядный пример "победившего капитализма", сегодня, по сути, выстроен настоящий социализм "с человеческим лицом". Образование для большинства бесплатное, точно так же как здравоохранение. Минимальная зарплата, устанавливаемая законом, такова, что больше заработной платы в России в десятки раз, а цены в магазинах, ниже, чем в Москве и на распродажах можно купить вещи за одну треть или четверть первоначальной стоимости...
Поэтому, чем скорее россияне развернутся в сторону подлинного народного социализма, разобравшись, наконец, с бессовестными олигархами, тем быстрее Россия станет на путь современного развития.
Все сегодняшние реалии подсказывают нам этот путь, однако российские "реформаторы" смотрят в прошлое и соответственно все их реформы двигают страну в прошлое, вместо того, чтобы строить социальное государство, основанное на личной инициативе, но с равными возможностями в начале жизни для всех россиян!
Необходимо понять, что без социального равенства, все мечты о модернизации, о достойной жизни для простого человека, будут только маниловщиной, и обречены на громкий скандальный провал и разрушение России как государства!
Как нам модернизировать Россию. Часть вторая
"...Основанное 28 января 1857 года "Главное Общество Российских железных дорог" бралось в течение 10 лет построить четыре тысячи верст железнодорожного пути: от Санкт-Петербурга до Варшавы и прусской границы, от Москвы до Нижнего Новгорода, от Москвы через Курск и низовье Днепра до Феодосии и от Курска или Орла через Динабург до Либавы. Деньги в проект вкладывали петербургский банкирский дом "Штиглиц и К№", варшавский банкир С.А. Френкель, лондонская банкирская контора "Братья Беринг и К№", парижские банкирские дома "Готтингер и К№", "Б.Л. Фульд и Фульд-Оппенгейм", амстердамские банкиры "Гопе и К№"; берлинские "Мендельсон и К№". На все руководящие должности в "Обществе" были приглашены французские инженеры и техники во главе с г-ном Колиньоном, ставшим главным директором компании..."
Самая длительная техногенная цивилизация, была цивилизация судоходная - в начале гребная - вёсельная, потом парусная, а потом и пароходная. Они существовали пожалуй со дня зарождения первой человеческой цивилизации, может быть ещё до колёсной и конной. История этих цивилизаций растянулась на несколько тысяч лет!
Но, за последние сто лет, в мире, сменилось как минимум три цивилизации. Первой - была цивилизация железнодорожная, которая зародилась более ста пятидесяти лет назад и которая преобразовала мир, как никогда ранее быстро и радикально. Отчасти, мы и сегодня живём в этой цивилизации, но только отчасти.
А тогда на заре современной цивилизации, изобретение паровоза и парохода, перевернуло представление о возможностях человека и человечества. И Россия, тогда была одним из лидеров, той паровозной цивилизации, а строительство Транс-Сибирской магистрали преобразило страну и вытолкнула Россию в число развитых стран мира...
Я не буду в деталях раскрывать особенности каждой такой цивилизации. Для этого, сегодня, в интернете, можно найти горы интереснейшей справочной литературы. Я пишу эту статью, чтобы попробовать говорить о путях России в успешное будущее, которое туманно и непредсказуемо. Я это тоже хорошо понимаю.И всё-таки!
Ну, а в начале девятнадцатого века, началась цивилизация машинная, в которую влиться России помешала косность монархического строя и революция приостановившая, затормозившая развитие автомобилестроения в России на двадцать - тридцать лет.
Но в начале же века, родилось ответвление машинной цивилизации - самолётная, которая, совсем недавно стала и ракетной цивилизацией! А предшественником цивилизации мобильников, тоже в начале века, стала, возникла цивилизация телефонная...
...Октябрьская Революция, вычистила и монархию, и частное предпринимательство в лице НЭПа, и в начале тридцатых, как раз тогда, когда капитализм обрушился в очередной кризис, Советский Союз, через коллективизацию и индустриализацию, шагнул в будущее.
Лет за десять перед Второй мировой в СССР, заработали в стране свои автозаводы, ЗИС, ГАЗ, МАЗ, которые безусловно догнали бы развитые страны очень быстро. Тогда же появились машиностроительные заводы и начало расти самолётостроение. Планы были грандиозные и выполнение только начала их, изумило и восхитило весь мир.
Но, свершить эти планы до конца, не удалось - началась эта страшная для Советского Союза и его народов, война...
Я часто думаю, а что было бы, если бы не было той страшной, кровавой и опустошительной войны?! Что было бы, если Советский Союз не пожертвовал собой, спасая себя, но и весь мир от коричневой чумы?! На какие подвиги, были бы готовы люди того советского поколения, которое погибло почти поголовно, на фронтах и в тылу, спасая человеческую цивилизацию!
Такие предположения, я хочу противопоставить монархическим и буржуазным вздохам о "дореволюционной России, которую мы потеряли"! Ничего более недальновидного и консервативного я не могу сравнить с тем, что сегодняшние "патриоты", рисуют в качестве светлого будущего для монархической или буржуазной России, под лозунгом: "Что было бы?"!
...Война и восстановление разрушенного социалистического хозяйства заняла пятнадцать лет, а после смерти Сталина, в стране установилась власть парт номенклатуры, которая предав Родину и свой народ, стала думать только о своём личном преуспеянии. Во многом, это обусловлено именно той демографической катастрофой во время Великой Отечественной, когда погибли лучшие из лучших - умнейшие и талантливейшие. Результатом того демографического шока и стало предательство интересов своего народа, теми "партийцами", которые составили костяк послевоенной парт номенклатуры.
Этим, тоже, можно объективно объяснить постепенное угасание энтузиазма строителей коммунизма и быстрое возвращение в эпоху бандитизма, взяток и частной собственности, то есть, в первоначальный капитализм девяностых...
В какой-то момент, отказавшись от развития собственной промышленности, советские чиновники решили развивать чужое автомобилестроение. Почти уверен, что сотрудничество с итальянцами в развитии автомобилестроения, было отрегулировано за взятки и в итоге, к моменту крушения СССР, в нем, по сути, уже не было самостоятельного автомобилестроения.
Ну, а вместе с разрушением автомобилестроения, пропала заинтересованность и в строительство автомобильных дорог. Отсутствием отечественных машин и объясняется, на мой взгляд, отсутствие интереса к строительству дорог и в конце концов к цивилизационному отставанию. Тут, существует причинно-следственная связь, которая работает в обе стороны...
В Германии, ещё при Гитлере, как выход из экономической депрессии 29-32 годов, построили сеть мощных автомобильных дорог и сегодняшние успехи немецких автомобилестроителей, обусловлены наличием этих дорог.
В Америке, первыми массовыми автомобилями занялся знаменитый Форд, а Рузвельт, использовал рабочие руки на строительстве автодорог, как средство решения и социальных проблем, безработицы.
В Англии первую большую дорогу из конца в конец острова строили уже после войны и её окончание стало настоящим подвигом и народным праздником!
Сегодня, Россия отстаёт от цивилизованных стран, как минимум на двадцать лет, если не больше! И странным образом, это отставание никого из правителей и администраторов не тревожит. Кажется они не понимают значение дорог и своего автостроения, как вклад в овладение цивилизациями современного типа!
...Но, "кто стучится - тому откроют" и тот кто ищет - находит! Сегодня, появилась возможность сократить время и путь преодоления этого отставания, частично срезав "дорогу в будущее" на повороте человеческой истории, используя чужие наработки, но в российском контексте.
Сегодня, машинную цивилизацию, на Западе, уже сменяет цивилизация информационная, которую принято называть глобализмом. И у России, после тридцати лет застоя и социальных катастроф, появился шанс преодолеть отставание в машинизации страны, за счёт перескакивания в новую, информационную цивилизацию, основу которой составляют компьютеры и мобильная связь.
Именно возникновение новой цивилизационной основы человеческого бытия, при надлежащем усилии и мобилизации научной и электронно-технической мысли, даёт шанс и России, если не догнать, то значительно приблизиться к развитым странам.
Но для этого, надо вернуть в государственное строительство плановую систему и даже систему "пятилеток"! Японский технологический прорыв в автостроении и электронике, как они сами признают, произошел по "советскому образцу"!
Стыдно, что нынешние российские стратеги не знают и не учитывают этой особенности социальной организации, которая позволила разбитым в войне Германии и Японии, достичь таких успехов в цивилизационном строительстве...
Одно время, недавно, в России хотели сделать проект, который бы, при надлежащем выполнении, помог посеять семена новой технологии и тем самым помог стране сделать технологический и научный рывок в будущее.
Этот проект назывался Сколково. Но отсталость социальной системы управления, то есть олигархический капитализм, не позволил России извлечь из этого проекта всю ожидаемую выгоду и прорывные технологии.
В большой мере, срыв планов объясняется вороватостью, социальным эгоизмом российской буржуазии, то есть того образованного класса, который в Америке и даже в Китае, позволил этот цивилизационный прорыв совершить!
Но и сегодня, для России ещё ничего не потеряно, если наряду с социальными преобразованиями, возврату к принципам социального государства: равенству, свободе и братству, начнутся успешно организованные процессы вживания в машинную цивилизацию и освоение, ускоренными темпами новой цивилизационной основы - электронно- информационных технологий и продвижение информационной цивилизации в массы, прежде всего в отсталые районы России.
Если сконцентрировать все финансы и скоординировать все усилия, то эти задачу можно решить довольно быстро. Сегодня, на основе достижений военно-промышленного комплекса, который в России восстанавливается ускоренными темпами, можно переносить идеи и разработки ВПК, в промышленность и производство гражданского назначения!
Но без планового хозяйства без концентрации всех частных и государственных сил и средств, это вряд ли удастся сделать. Сегодня, необходимо вспомнить опыт развития планового хозяйства и в сочетании с освобождением частной, личностной инициативы, как это делается в Китае, и Россия, может уже через несколько десятков лет выйти в передовые, по научно-техническому развитию, страны...
(Продолжение следует)
Март 2015 года. Лондон. Кабаков Владимир.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru