Аннотация: Критические статьи о современном театре, кино, литературе, живописи, социальной истории и религии.
Статьи о искусстве и культуре. Сборник.
Деградация современного искусства.
Деградация современного искусства связана с цивилизацией денег.
Мне кажется, что современное разложение искусства, его медленная деградация, связана с возможностью зарабатывать деньги не учась и не работая!
В определённом смысле, кризис системы прибылей, разрушает собственно человеческие отношения, часто превращая их в отношения раба и господина или робота и его владельца, что не могло не сказаться на искусстве и культуре вообще!
Появилась тьма "художников", которые за счёт болтовни, обосновывающей псевдоискусство, зарабатывают деньги на ловкости словесного объяснения-обмана и фальсификациях искусства, будь то современная музыка, живопись, театр или литература!
Более того. Появилось множество продажных критиков, которые используя абстрактные понятия, занимаются софистикой и доказывают ошеломлённому потребителю искусства, что белое - это чёрное и наоборот!
Если ещё двести - триста лет назад, что в музыке, что в живописи, что в литературе существовали устоявшиеся и проверенные тысячелетиями, реально существующие критерии мастерства и профессионализма.
Напримертакие как цвет и сочетание красок, а также "похожесть", в широком смысле этого слова - в живописи; умение выстраивать сюжет и внятно и красиво, притягательно излагать свои мысли и описания характеров в литературе; в музыке с помощью сочетания звуков вызывать грустные или весёлые настроения.
Сегодня, для людей, которые называют себя "элитой" и обладают определённым количеством богатств, победа информационных технологий, позволяет "реализовать себя за счёт постоянного навязывания своих вкусов в форме моды.
А мода - это многократно повторённая реклама как вещей, так и предметов искусств и даже стиля жизни!
В конечном итоге, деньги стали той основой на которой строится всё "новое искусство". А эта основа, позволяет мошенникам от искусства, часто с миной простодушного энтузиаста, дурачить не приготовленной к таким пошлым приёмам, общественность!
...Мы, на днях, побывали в Тейт-модерн, в Лондоне и посмотрели выставку "художницы" Марлен Дюма, которая считается сегодня одной из самых современных "живописцев".
То, что я там увидел, повергло меня в "страх и трепет". Это была большая афера, которая вместо работы с холстами и красками, вместо умения рисовать и представлять красочную картину мира, показала умение многозначительно объяснять тривиальные вещи, спекулируя на необразованности большинства зрителей-читателей.
Успех этой суггестивной медитации, заключён в нежелании большинства зрителей признаваться в своей неспособности сказать нет, очевидным спекуляциям на тему современного искусства. Глядя на эту мазню, по фотографическим образам, так и хочется признать в полной несостоятельности этой дамы в том, что раньше называли и считали искусством.
Невольно подумалось, что объяснить этот феномен и его популярность в среде мировой "образованщины", не составляет труда. Просто, в двадцатом веке, появилось много богатых дилетантов, которые хитро стали называть себя ценителями современного искусства. И имея деньги, такие невежды стали финансово поощрять разного рода кривляния и фиглярство, что и послужило и служит основной базой и содержанием современного "искусства".
На самом деле, ничего общего с реальным мастерством в искусстве, такие эксперименты неумех и дилетантов, не имеют ничего общего. Зажигательным примером такого обмана и самообмана и является Марлен Дюма!
Эта "художница", спекулируя на популярных темах секса, смерти и прочих драматических моментах человеческого бытия, привлекла внимание культуртрегеров, в том числе и своим происхождением, что в определённых "образованческих" кругах на Западе имеет значение "стигмат" толерантности.
Если вы женщина, да ещё из Африки, а живёте и "творите" в Европе или в Америке, то любое ваше высказывание о смысле и философии жизни на уровне преподавателя колледжа в провинциальном городке, будет подхвачено как некие откровения "почвы".
В этом любовании нормальным человеческим тщеславием, есть в данном случае и скрытный расизм. Ибо "белый господин" с трудом верит, что чёрный уроженец Африки, может изъясняться на философском жаргоне.
На этом часто сегодня делаются и имена, и деньги в развращённой попытками самоутверждения Европе, но главное в Америке.
И благодаря сегодняшнему, совместному с дельцами от современного искусства мошенничеству, эта в общем-то обычная, но чрезвычайно ловкая и многозначительная "журналистка", презирающая рисунок и обучение живописи, сумела объяснить свою антиэстетическую мазню, вполне модными принципами, на которых и построено современное подделывание под искусство.
Очарованные "свежестью" взгляда на возможность не учась и не работая зарабатывать известность и деньги, Марлен сделал быструю карьеру и прославилась в среде, состоящей из ценителей долго и невнятно говорить ни о чём!
В этом главный секрет её успеха и именно поэтому, ей устроили выставку в цитадели современного искусства - в Тэйт-галери.
Глядя на окружающих меня зрителей, видя их сосредоточенные лица и наморщенные лбы, мне подумалось, что большинство из них ничего не знают ни о классической греческой скульптуре, ни о художниках Возрождения.
А для того, чтобы рассматривая "живописные пасквили", большого ума и просто работы мысли совсем не требуется. Более того, на таких выставках и знания и самостоятельное мышление противопоказаны...
И в этом, не вина, а беда большинства таких посетителей и потребителей современного "искусства". Невежество, в сочетании с амбициями и презрением к ремесленническому мастерству и простоте, становятся базовой основой такого рода художников и искусствоведов. Это напоминало бы элементарное жульничество и шарлатанство, если бы не было поддержано "бессмысленной" богатой элитой нашего "мультикультурного общества"!
Невольно вспоминается сказка о голом короле, которому ловкие мошенники сшили костюм из воздуха, а шокированные их бесстыдством и наивностью короля, придворные во весь голос уверяли, что "одежды", как нигде и никогда, идут их господину.
И только мальчик, ещё не наученный взрослыми врать "по обстоятельствам", произнёс: - А король -то голый!
Чем и убил толпу льстецов и самого заказчика этих "нарядов"!
Нечто подобное испытал и я, глядя на мазню Марлен, а потом в магазине рассматривая многостраничные тяжёлые фолианты о её нелепом творчестве.
Вспомнились едкие филиппики Максима Кантора, настоящего художника и философа, направленные против российского, совсем уж беспомощного и подражательного "второго авангарда", в его романе "Учебник рисования".
Уходя из галереи, любуясь открывающимися перед нами видами чудесной многолюдной набережной центра Лондона, я бубнил себе под нос, что в качестве глупого хобби в виде игры в "искусство", как факт подчёркивающий деградацию современного искусства, работы Марлен Дюма, могут иметь место. Но и только!
Но меня никто не слушал - даже моя просвещённая жена-философ. И мои протесты умерли, не найдя для себя сочувствующих слушателей!
Май 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков
Балет Эйфмана в Лондоне.
О гастролях балетного театра Эйфмана, я узнал из афиш, которые появились на рекламных стендах в метро.
Совсем недавно мы были на "Ромео и Джульета" Прокофьева, в Королевской опере и конечно захотелось сравнить классику и то, что сегодня называют "новым балетом".
К тому же, просматривая сайт Би-Би-Си, я натолкнулся на интервью Бориса Эйфмана, данное Севе Новгородцеву. Эйфман рассказал о создании своей школы балета и закладке нового театра. Говорил он и о желании сменить балетные ориентиры с безусловной классики, на эксперимент, в котором он, стремится вместе с труппой показать новые возможности танцевального искусства, задействовать резервы "пластики и физических возможностей человеческих тел".
Всё это вместе, вписанное в новые сюжетгые рамки, дают возможность балету развиваться в сторону раскрытия подлинного драматизма в современном танцевальном искусстве и через танец, раскрыть психологию человеческих отношений и конфликтов.
Эйфман рассказал, что набирает в труппу девушек и юношей почти двухметрового роста и когда его видят вместе с солистами, то посмеиваясь говорят, что это похоже на модельный подиум. Сильные, высокие танцоры, дают возможность показать всю красоту человеческого тела и создают новые правила двигательной механики и балетной техники...
Несколько лет назад, мы с женой видели балет Эйфмана "Чайковский", в небольшом лондонском театре Садлер-Велс, расположенного в Сити. А сегодня, он дает четыре представления во втором по размерам и "классу" балетном театре Лондона - Колизеуме. Прогресс и рост популярности театра Эйфмана, налицо.
Тогда, меня поразило нестандартное решение сцен отношений между мужчинами и женщинами а также между мужчинами и мужчинами. Сделано это было в страстной, динамичной манере, но достаточно аккуратно, чтобы не оскорблять и консервативный вкус, который присущ зрителям в возрасте старше пятидесяти...
На сей раз, на представление в Колизеуме, мы купили очень дешёвые по местным меркам билеты, но на хорошие места, а когда вошли в зал и поднялись на верхний ярус, то увидели, что некоторые кресла пусты. Я был немного обижен за российского маэстро и подумал, что английскому зрителю, трудно оценить творческие поиски и нестандартный репертуар Бориса Эйфмана.
За свою тридцатипятилетнюю карьеру постановщика, он создал почти сорок спектаклей, и в основном на известные драматические произведения русской классики, таких как "Идиот" и "Братья Карамазовы" Достоевского, "Анна Каренина" Льва Толстого, "Евгений Онегин" Пушкина и много вольных фантазий о жизни замечательных творцов и гениев мирового искусства. Последним его балетом, был "Роден" - фантазии на творческую судьбу известного скульптора.
А мы пришли смотреть "Еврения Онегина" и первое, что меня приятно удивило - это слышимая из многих мест театра русская речь. Я подметил, что русская община в Лондоне во многом состоящая из студентов, делегировала свою часть поклонников на это представление.
Перед нами сидели три старушки англичанки и мне стало интересно - как они отреагируют на русскую постановку, русского хореографа - реформатора, если не революционера.
Замечательная сценография и выразительные костюмы в которых появились танцоры, захватили наше внимание с первых музыкальных аккордов, которые зазвучали не из оркестровой ямы, а из мощных репродукторов, что конечно добавило экспрессии представлению в целом.
Танцевали балет под музыку Чайковского и современного "рокового" композитора, Ситковецкого. Современность спектакля, подчёркивалась не только рок-музыкой, но и костюмами, в одной части балета представляющих современную тусовку из ночного клуба, а в другой официальный раут, где приглашенные одеты в строгие чёрные бальные платьях и фракаи.
Всё сделано по рисунку, на мой взгляд, стилизованному в манере известного фильма - "Матрица". Во всяком случае у меня возникли такие аллюзии... Нужно отметить и свет, который играет важную роль в драматургии балета...
И конечно надо из молодого и качественно подобранного кардебалета выделить солистов: Татьяну, блистательно станцевала Мария Абашова, а Онегина - Олег Габышев. Подстать им были и другие солисты.
Динамизм и бешеная энергия танца, захватили весь зал и аплодисменты с каждой выразительной сценой звучали всё громче и азартнее.
Старушки, во время первого акта сидевшие тихо и неподвижно, во втором разогрелись и начали аплодировать - их тоже захватила неистовая стихия страсти и атлетично мощная и страстная игра тел - необычный рисунок движений замечательных солистов.
Сцена размолвки и дуэли, была переложена в формы современных "разборок" и оружием убийства Ленского стал не пистолет, а нож.
Замечательно поставлены сцены душевных мучений Онегина, превращающиеся в дремотные кошмары с призраками и моральными и физическими страданиями - пытками, героев...
В конце спектакля, публика активно сопереживала страстям неожиданной влюблённости героя-одиночки Онегина и моральными мучениями Татьяны, из которых она вышла страдающей, но добродетельной победительницей...
По окончанию этой балетной драмы, зрители устроили и танцорам и создателю - руководителю театра Борису Эйфману, грандиозную овацию. Мы тоже были впечатлены этим выступлением и я дал себе слово, будучи в Питере, обязательно побывать на представлении театра, а может быть и поговорить с маэстро.
Всё увиденное и услышанное по настоящему потрясло нас и мы испытали тот самый катарсис, то внутреннее очищение, которые приходит к человеку, после свидетельства актов подлинного искусства...
Апрель 2012 года. Лондон. Владимир
Русская неделя.
Встреча в Пушкинском доме, с писателем Михаилом Елизаровым.
... Когда я попытался открыть двери Пушкинского дома, мне этого сделать не удалось и пришлось позвонить, чтобы открыли. Войдя внутрь, я уже был уверен, что мероприятие отменили... Ан нет! Только встречающих писателя, было совсем немного. Человек пять - семь.
Поднявшись на второй этаж и войдя в комнату, я увидел, в небольшой зальце, где проходят встречи, писателя с гитарой в руках, наигрывающего что- то грустное.
Мы заговорили и выяснилось, что Михаил не в обиде на малочисленность поклонников и объясняет это полуденным временем - встреча была назначена на час дня. Но мне, уже в который раз показалось, что организаторы "меропритятий" в Пушкинском доме плохо работают. Можно ведь давать объявления в русскоязычных газетах, можно созвониться с английскими университетами, в которых учатся русские студенты. Можно небольшие афиши размещать в русских ресторанах, магазинах, библиотеках. Однако, вся реклама о событиях в этом культурном центре, распространяется на английском и потому, многие русские автоматически отсекаются от происходящего внутри Пушкинского дома.
Почему это так, я не знаю, но догадываюсь, что это от стремления некоторых "новых" русских, забыть Россию. Невольно вспоминаются слова Достоевского о его современниках, давно живущих заграницей и ненавидящих всё русское. Сегодня, может быть нет ненависти, но и любви тоже нет - не знаю, почему это происходит...
Михаил Елизаров, приехал с группой писателей в Лондон, на дни русской книги и естественно, у него были встречи и круглые столы, и потому, он не очень разочарован такой малой аудиторией - меньше суеты...
Наконец, уже во втором часу, начался концерт. Это действительно были не только разговоры, но и концерт Михаила со своей программой песен сталинских времён. Согласитесь, необычный, и даже вызывающий случай, когда без ненависти и неприятия гости пушкинского дома, говорят о советской эпохе, о Сталине с долей, пусть иронической, но приязни.
Надо заметить, что в Англии, общественное сознание изувечено многолетними пропагандистскими выпадами против страны Советов и её бывших, да и нынешних лидеров. "Либеральная" пропаганда, так промыла мозги англичан, что редкие историки могут представлять, что такое был реальный Советский Союз, а уж обыватели уверены, что кроме "Гулага", который так красочно расписал Солженицин и "тирана с параноидальным синдромом" - Сталина, Советский Союз ничем не отличался от гитлеровской Германии...
Между тем, Михаил спел несколько песен о Сталине и Ленине из репертуара тридцатых как он утверждает, потом спел некую пародию на завзятого интернационального "фашиста" и по пути отвечал на вопросы.
Выяснилось, что он, несмотря на довольно молодой возраст ценит Советскую систему, уверен что с историей страны надо обращаться бережно, что советские люди были созданиями былинного склада, и делали историю, зависящую полностью от обстоятельств, в которых тогда жили в Европе, да и во всём мире. Этим и объясняется количество жестокостей и ошибок...
Это было так непохоже на обычную антисоветскую "чернуху", которую, не один раз уже приходилось слушать в Пушкинском доме, что я порадовался и подумал, - это культурное учреждение, со временем может стать действительно "оазисом" русской, российской культуры, - если оно отойдёт от лживых пропагандистких клише времён холодной войны.
Сегодня, те кому за шестьдесят, ещё помнят трудные и тяжёлые послевоенные годы, но помнят и атмосферу устремления в светлое будущее, которое строили не рассуждая о правах человека и личном комфорте - вся страна была устремлена вперёд, всё общество было в движении, в том числе в буквальном смысле.
Ехали в Сибирь, строить гидроэлектростанции, а из Сибири, смельчаки ехали поступать в университеты в Москву и Ленинград. Условия жизни, почти везде были "полевые", часто потому, что никто из молодых не хотел надолго оседать на одном месте. Хотелось видеть и участвовать в этом мощном потоке мирного обновления...
Я, с грустью, почти с сентиментальными слезами вспоминаю свою семью в пятидесятые годы, сидящую рядком возле тёплой печки в общежитии, в бараке, когда молодой ещё отец что-то ремонтирует своими руками, а из раструба патефона несутся бодрые звуки маршевой песни "Ой вы кони, вы кони стальные...".
Кстати, в народном быту, пели тогда совсем другие песни. Например про Стеньку Разина, или про Хасбулата молодого...
Мои родители, познакомились в начале войны в хоре и потом, всю жизнь, пели, собираясь с друзьями на разные советские праздники и дни рождений. Пели хором, постепенно хмелея, и становясь сентиментальней и добрее... Пели "Катюшу" и "Вот кто то с горочки спустился...".
Патриотические песни оставались эстрадным жанром и не были частью народной культуры...
К сожалению, сегодня, в русском народном быту, песен вообще не поют, а слушают "готовое" - попсу или непонятную, но бодрящую дребедень на английском языке...
... Михаил, прерывая пение, начал отвечать на вопросы. Вопросы были разные и отвечал Елизаров, довольно внятно, хотя иногда перебарщивал с тезисом о свободе художника думать и делать так, как он хочет и может. Тут захотелось с ним поспорить, потому что эта свобода не должна переходить граней, за которыми уже идут циничный стёб или уже прямые оскорбления национально-религиозных чувств.
Однако, я сам, в этом смысле, похож на Елизарова и потому, понимаю его, когда волнуясь и доверяя только чувству своего я, можно сболтнуть необдуманные тезисы. Он на мой взгляд, вполне уместно покритиковал сегодняшних лидеров, которые до Сталина по всем параметрам не дотягивают; прошёлся по капитализму, который очевидно проигрывает соревнование с социализмом, как социальной системе будущего. Его критика нынешних порядков могла задеть чувства антисоветчиков или монархистов, но ввиду небольшого количества слушателей, этого не случилось...
Всё обошлось, и Михаил Елизаров, судя по всему, остался доволен своим выступлением, да и немногочисленная публика - тоже.
Встреча закончилась на дружелюбной ноте и молодой писатель заспешил на очередной "кругдый стол", организованный на книжной ярмарке...
Встреча в Пушкинском доме с Диной Рубиной.
Народу в этот раз было значительно больше - весь небольшой зал заполнен и потому, представление писательницы прошло вполне официально.
Дина Рубина, замечательно интересная и красивая женщина! Красивая сочетанием ума, обаяния, умения одеваться и выглядеть.
В этом одном я усматриваю уже проблески гениальности, некие внешние приметы глубокой, и тонкой натуры. Она сама это знает, как знает каждый гений о том что он гений, и потому, не старается ложной скромностью закрасить свою харизму.
С самого начала, она, помогая слушателям призналась, что "актриса" и потому, для неё каждая встреча - это выступление на сцене с сольным концертом. Последнего она не говорила, но это подразумевалось и я, подумал, что после таких встреч, она устаёт наверное больше, чем за день работы на компьютере...
Но обо всём по-порядку...
В начале были вопросы. Спросили, как ей понравилась теле экранизация её романов и она с юмором, описала опустошение, испытанное ею по окончанию просмотра; посмеиваясь назвала телевизионщиков - режиссёров "бандитами", которые заманивают фантастическими посулами, а потом, ограбив, убивают.
Но потом объяснила, что экранизация редко бывает удачной и привела в пример пару удач. И прежде всего "Собачье сердце" Булгакова, где все "сошлось" - и творческий коллектив и режиссура. Остальные попытки экранизаций все более или менее неудачны и потому, она разочарована...
Потом она рассказала, что после переезда в Израиль, в далёкие восьмидесятые, работала уборщицей в домах богатых евреев. И однажды, ей отказали от "места" - она проговорилась, что закончила консерваторию и пишет книги. Хозяйка, смутилась, а когда Дина ушла, тут же позвонила в фирму и потребовала убрать "интеллигентную уборщицу", потому что это нарушает все приличия.
Рассказала она ещё, что первый год переезда, совпал с очередной войной на Ближнем Востоке и что они с мужем, в моменты воздушной тревоги, сидели дома в противогазах, как и положено было по инструкции. Дочка никак не хотела одевать эту страшную удушливую штуку на голову и Дина почти показала, как они танцевали перед ней, разыгрывая сценки и наконец, уговорили дочь облачиться в этот "скафандр".
Я задал Дине серьёзный вопрос, который для меня самого является, как бы лакмусовой бумажкой, показывающей глубину самоотождествления личности писателя и человека. Я спросил, кто повлиял на неё в плане творчества: Толстой, Достоевский, Чехов или Пастернак.
Дина ответила, что Чехов ей ближе, с его скрытой печалью и самоиронией и добродушной насмешливостью русского, российского интеллигента. Она вспомнила о письмах Чехова близким людям и о письмах написанных начинающим авторам, в которых Чехов коротко обрисовывал путь становления писателя...
В плане личности - конечно был и Толстой, но уже в более зрелом возрасте - завершила она ответ на вопрос...
По поводу почитателей и почитательниц, Дина рассказала почти анекдот со знакомой одной из своих почитательниц, цыганкой, которая полжизни провела в тюрьме и которая, говоря о Дине Рубиной отметила: "Если она попадёт в зону, пусть просится в зону номер 309. Там мы её будем уважать и она будет "в законе", как у "Христа за пазухой"!
Я давно так искренне и добродушно не смеялся - действительно Дина Рубина, помимо писательства, могла бы стать замечательной актрисой...
Потом, Дина Рубина, мастерски прочитала короткий рассказ о походе простой русской "интеллигентки" на балет, в Большой театр.
О её столкновении с администрацией, в лице пожилой и злой билетёрши, о возникшей ссоре, о том как билетёрша после нелёгкой борьбы сжалилась и впустила героиню в зал. О том, как эта женщина, с восторгом рассказывала о балете, забыв о переживаниях в фойе театра. Фарсовая манера "письма", подчёркивала трагичность обыденного существования в "недружелюбном мире", однако в итоге, всё заканчивалось добродушным смехом...
Стоит отметить и искреннюю радость Дины, от встречи с русскоговорящей аудиторией, которая понимает все нюансы и тонкости русской речи. В Израиле, чаще приходится говорить на иврите.
К счастью, и на сей раз, не было даже намёка на антисоветизм, обычный, для впервые попадающих в Англию русских образованцев. Кажется, это происходит от провинциализма, присущему русским образованцам, которые в основном и едут в Европу и в Америку.
У меня создаётся впечатление, что в российском обществе на рубеже девяностых прошлого века, прозошёл перелом, когда простые русские-советские люди начинают ценить недавнюю историю, понимая порой, какую страну, какую цивилизацию разрушила человеческая, провинциальная глупость.
Многие начинают сознавать, всё чаще и яснее, что русофобство, "наряженное" под критику "режима", зачёркивает драматизм исторической жизни "павшего" Союза и что это русофобство было и является обычной политической конъюнктурой российско-советских образованцев. А именно такие могут и хотят не только ездить, но и жить на "благословенном" Западе!
Встреча с российскими писателями в самом большом книжном магазине Лондона.
...Зал для презентаций, в этом огромном лондонском "Доме книги" находится на шестом этаже здания, неподалеку от Пиккадили и в окна, оттуда открывается замечательный вид на центр города и море разновысоких и разновеликих крыш...
Я обратил на это внимание, пока мы ждали прибытия писателей, которые, как всегда в большом городе - опаздывали...
Наконец они пришли и встреча началась. Среди них выделялся хромающий , видимо от усталости Михаил Веллер, которого я узнал по фотографиям. Он сразу заговорил громко, может быть нарочито громко, показывая, что для него такие встречи - часть его работы "писателем".
Писателей было пять, а слушателей - человек пятнадцать - двадцать. Из них большинство русских, но были и англичане, видимо преподаватели славистики или русского языка.
Тема дискуссии - мистика и метафизика в современной российской литературе.
Представили писателей. Там были Владимир Шаров, Михаил Веллер, Мария Галина, Олег Павлов, и ещё одна, милая, оживлённая писательница, имени которой я не запомнил. Она психолог и пишет книги о психологической помощи для "нуждающихся".
Кстати, такой жанр очень популярен в постсоветской России, потому что миллионы и миллионы людей в нашей стране, вдруг, сделались лишними, или даже попросту "изгоями" и их одолевают стрессы и мании с фобиями - не понять, чего из этих психических расстройств больше.
... В начале, на правах старейшины выступил Веллер и заговорил о мистике и о вере вообще как о чём то дремучем и отсталом. Потом привел пример, что "в определённом возрасте молодые идут скопом, массой куда - нибудь, "будь то монастыри, комсомол или гитлер-югенд". Веллер намекая, давал понять, что мистика - это модное увлечение. Непонятно только, при чём тут гитлер-югенд.
Я поспешил не согласиться и невежливо "объяснил" Михаилу с которым мы ровесники, что его взгляд, не знаю насколько он искренен, - поверхностен и не раскрывает всей сложности темы...
Тут и закрутилось, завертелась дискуссия, когда Веллер стал мне возражать тоном авторитетного мыслителя, явно разочарованный таким восприятием всего, что он говорил. Переводчик едва успевал переводить и авторы, после нашей стычки, каждый по своему, стали с жаром объяснять, как они понимает мистику или метафизику...
Тут стало заметно, что многие просто не хотят сознавать всей серьёзности и актуальности этой темы для современной России, в которой лубочные "отшельницы" Пелагеи и "святые девы", из промороженных сибирских пространств, ничего общего не имеют ни с мистикой, ни тем паче с метафизикой, однако стали или становятся модным литературным "трендом", особенно в интернете.
Вновь вмешался Веллер, и, на мой взгляд, высказал тонкую мысль, что отлучение церкви от государства может быть сыграло положительную роль в становлении современной российской православной церкви...
Владимир Шаров, задумываясь на ходу, ища нужные слова и выражения, сказал, что в определённом смысле все мы так или иначе в своих писаниях пытаемся комментировать и разбираться в своём отношении к Священному Писанию, к тому, что там написано.
Писательница - психолог, объявила, что она буддистка и потому, на её взгляд, все религиозные системы говорят об одном и том же, только разными словами и в разных географических "интерьерах"...
Было и ещё несколько вопросов , в том числе и от англичан присутствующих на встрече, к которым русские писатели и переводчик относились особенно вежливо. В конце встречи, все стали более дружелюбны и осторожны в выражениях, как хорошо знакомые люди...
Дискуссия удалась и все разошлись только часа через два, немного уставшие и разочарованные недоговорённостями , какими всегда заканчиваются искренние и длинные разговоры в присутствии нескольких десятков участников...
А у меня, непонятно почему и некстати, в голове вдруг закрутился хоровод мыслей и выросло понимание, что русский народ во времена предреволюционные, обманываясь и надеясь на обещания официальной церкви, вполне равнодушной к его чаяниям, вдруг поверил в "марксизм-ленинизм", как в новое мессианское учение и решил под руководством большевиков построить рай на земле своими руками.
Я, вдруг, ясно осознал связанность времён и, казалось, начал понимать причины гонений на церковь, как месть народа за неосуществлённые мечты о христианской, добродетельной жизни...
Так же внезапно, я "увидел" отсутствие перерыва в традиции народной веры в нечто высокое и неземное. Большевики и раньше мне казались продолжателями дела перво христиан только уж очень левых и очень по - человечески радикальных.
И после Революции, русский народ, всего лишь переместил своё внимание на левый фланг христианства - большевизм, с его официозного правого фланга - на котором и разместилась русская церковь, в итоге тысячелетнего развития.
Большевики были радикалами, зато они обещали уже в течении жизни одного поколения, сделать мир приятным и удобным для житья всем, кто до этого был беден и не устроен.
Правда за счёт уничтожения класса эксплуататоров и прислуживающих ему "прослоек", клира в том числе. И народ в возможность такой жизни поверил! Церковь, при этом, утратила свой официозный вес и значение, зато приблизилась к церкви страдающей, что помогло ей в самоидентификации и очистило её ряды от "лицемеров и фарисеев"...
Поэтому сегодня, обретя "свободу" и государственную поддержку, русская церковь вернулась, правда невольно, почти в эпоху перво христианства, что и позволило ей сохранить своё влияние, теперь уже на души обиженных советской властью...
... И я, тоже вдруг, осознал, что не было никакого разрыва традиции русской веры в светлое будущее - просто была попытка ускорить ход времени и попытаться выстроить Рай не на небе, а на земле.
В определённом смысле коммунистическая пропаганда была продолжателем традиции Книги и тактическим воплощением Нового Завета. Зато Советский Союз, показал, а может быть точнее, обозначил путь всего человечества в будущее.
То, что построение более справедливого мира на первый раз захлебнулось, вовсе не означает, что это направление неверное. В реальном мире ничего не делается просто так. За каждой социальной революцией, стоят века приготовления к ней и собирание "взрывчатого" материала.
А новое всегда воспринимается подозрительно и ему привычно противятся люди, которые, с трудом осваивая новое, начинают сожалеть об утраченном, но не хотят возвращаться в "прошлое". Нечто подобное происходит сегодня с Россией и россиянами...
... Уходя, мы купили парочку книг на русском и захватили несколько рекламных проспектов написанных на английском и изданных академией "Россика", о российских писателях участниках праздника книги в Лондоне, о критиках и даже литературных агентах, о которых ещё лет двадцать назад в России и слыхом не слыхивали.
Я взял эти материалы на заметку, потому что хочу сам опубликовать в России несколько книг объединённых в литературную серию и под общим заголовком "Взаимоотношения человека и природы".
... По пути домой, мы с женой обсуждали услышанную дискуссию и я, как обычно, "исходил" полемическим красноречием критикуя всех и вся в российской литературе, и сам же над собой посмеивался за такую наивность. Ведь другой литературы в России нет, а те писатели, кто сегодня в ней, являются ещё спорными и малозаметными фигурами, через пятьдесят лет могут стать почитаемыми классиками...
... Дома, я прочёл несколько новелл из книги Веллера "Легенды Невского проспекта" и меня чуть не стошнило - в этой книжке, был полный набор постсоветских мифов о том, какая была дрянная и продажная советская власть и как ловкие люди, бандиты, проститутки, воры и мошенники, - а других по Веллеру, тогда и не было, - эту власть "объезжали".
Но ведь я жил тогда и помню, что в основном, люди не были негодяями, каковых сегодня, может быть благодаря писание таких "чернушников" как Веллер, - "пруд пруди".
Из трагедии реальной советской жизни, Веллер сделал подлый анекдот!
А в России, по-прежнему много читают и верят написанному, как первохристиане верили в Библию. Отсюда и страшный "педагогический эффект" таких писаний, которые недаром назвали "чернухой". Но у Веллера, эта чернуха ещё и "овеяна романтикой" криминальной, лихой и "свободной" от угрызений совести, жизни.
Нечто подобное я встретил в романе Василия Аксёнова "Московская сага", где жизнь описана как нескончаемый перечень предательств, похоти и преступлений, а герои напоминают стилизованных мерзавцев. И всё это подано под антисоветским соусом и к тому же, "суконным" стилем бытописателя - графомана.
Подобные писания, а Аксёнов не один такой, являют нам идеологический вид литературы, который я называю "аксёновщиной". Сегодня, в суете постперестроечного существования, благодаря российской "образованщине", "аксёновщина" стала самым читаемым и расхваленным стилем в постсоветской жизни.
И всё это пишется в надежде прорваться на западный рынок, "вытирая ноги" о разгромленную и оплёванную Родину, которой гордились, защищали и которую славословили, те же образованцы, ещё так недавно. Я помню, замечательный рассказ того же Аксёнова, "Жаль, что вас не было с нами", о "самодеятельном" празднике в Крыму, о той замечательной, свободной и весёлой, дружелюбной жизни и общении, которой тогда, могли жить простые люди...
Думаю, что такая "чернуха", есть некий результат психического срыва, психиатрический синдром связанный с неожиданным и насильственным разрушением всех жизненных идеалов, в девяностые годы. Вот на этом "выжженном" пространстве и "мутируют", возникают такие писатели, как Аксёнов, Сорокин и Веллер, появляются такие "опусы", как "Московская сага", "Голубое сало" и "Легенды Невского проспекта"...
В подтверждение, приведу несколько цитат из "Легенд...". Признаюсь, у меня не хватило мужества дочитать эту книжонку до конца, но вот цитаты:
"За долгий рейс моряк звереет. Советский человек и вообще-то зверь...".
"С той поры, как большевики разогнали Смольный институт в Ленинграде, всегда наблюдался переизбыток старых дев. Старость не радость, а девам вообще живётся трудно. Интимный же аспект, ограничивался общественным осуждением внебрачных связей и жэковскими лекциями о вреде онанизма в противоположность безусловной пользе воздержания..."
"Народ сам пишет биографии своих героев, ибо народ лучше знает, какой герой ему потребен. Биография героя - общественное достояние. Как все общественные достояния, она подвержена удивительным метаморфозам, а особенно, конечно, в Советской России, которая и вся-то есть такая метаморфоза, что аж Создатель лишился речи и был разбит параличём при взгляде на дело рук своих...".
"Советский писатель - это, я вам доложу, продукт особенный. Если специалист подобен флюсу, то специалиста толь характерного, как именно советский писатель, трудно даже уподобить какой-либо цензурной части тела..." - и так далее..."
Российский писатель - такой как Веллер - это отравитель общественного сознания, по смертоносности сравнимый с самыми популярными наркотиками. Только травят "веллеры" души простодушных читателей, часто молодых и неспособных отличить пасквиль от реальности. Именно такие писания и помогают делать Россию страной бандитов и олигархов, которые, в какой-то момент поверили, что можно быть лжецом или даже плотоядным зверем и ничего от этого не изменится.
Тут, невольно, вспоминается Николай Ставрогин, из "Бесов" Достоевского, который покончил свою жизнь, повесившись, на тщательно намыленной верёвке, не выдержав упрёков совести. И сделал это расчётливо и хладнокровно, как и жил...
Но этот известный литературный герой, которому любят подражать молодые романтики, хотя бы старался бороться со своими эгоистичными страстями...
Однако, такой писатель как Веллер и прочие "аксёновцы", ещё и денежки на своих циничных литературных байках, заработают...
Страшные времена настали в "постсоветской России". Только вот детей жаль!!!
Встреча с Андреем Кураевым в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых, в Лондоне.
... Была служба. Полутёмный зал с таинственно мерцающими свечами. Перекличка хора с священником, находящимися в алтаре; неподвижно стоящие вдалеке друг от друга тёмные фигуры молящихся - все создавало ощущение трагической таинственности и недосказанности.
Крестясь и кланяясь, я слушал службу, рассуждая про себя о том, как долго и кропотливо создавалась вся эта возвышенная атмосфера церковной литургии, которая воздействует на множество разных по характеру прихожан, и в конце концов, стала как бы введением в медитацию, сосредоточение души и тела в одной точке, которая называется на русском языке словом Бог. Хотя конечно главным лицом литургии и вообще церковного действа является Иисус Христос - срединное лицо Троицы.
Я бы, назвал русский народ не Богоносцем, а Христоносцем, потому что, в отличии от древних иудеев, россияне поклонялись и поклоняются, в основном Исусу Христу и Богородице, что тоже характерно для русского национального характера в котором главным воспитателем были женщины - матери.
А Ветхозаветный Бог - Креатор - это для простых людей далёкая абстракция. Тем более - Дух Святый, который и вовсе почти не ощущается в церковной жизни, как нечто сущностное и существенное.
Мне вспомнилась икона "Пресвятая Троица" Рублёва, в которой все три ипостаси Бога предствавлены человеческими фигурами и среди них, с трудом угадывается Иисус Христос - единственный, представший некогда перед людьми в человеческом обличье.
А Бог - Креатор и Дух Святый, для обычного верующего не богослова, проявляются как абстракции, часто неспособные воплотиться в реальные образы в нашем скудном воображении...
Служба закончилась и мы перешли в трапезную, где уже стояли стулья, а у стены напротив входа, стол с тремя креслами - для "лектора" и для сопровождающих лиц...
И вот вошёл большой человек в чёрной рясе, с бородой и длинными волосами в беспорядке спускающиеся на плечи, соединяясь с разделённой надвое бородой, тоже довольно беспорядочной и растущей без вмешательства парикмахера.
Долгие годы выступлений на публике, помогают Андрею Кураеву справляться с волнением и потому, перед сотнями любопытных и вопрошающих глаз, он вёл себя спокойно и уверенно...
В трапезной собралось не менее ста слушателей, а то и все двести. Пришли даже те, кто давно не ходит в храм. Андрей Кураев - это известное имя для всех, кто интересуется богословием православия... Владыка Елисей представил Отца Андрея, тот сел и начал говорить...
И говорил с небольшими перерывами три часа, сделав по сути обзорную лекцию затронувшую все аспекты современной Русской Православной Церкви. А потом ещё были вопросы... Но обо всем по порядку.
Я не буду, да и не смогу, пересказывать всё о чём говорил дьякон Кураев. Запомнилось его умение раскрывать тему и говорить не только серьёзно о возвышенном, но и шутить, и даже рассказывать анекдоты, вполне артистично пародирую голоса героев анекдота...
Отвечая на вопросы, в конце ответа, он, обдумывая заключительные "аккорды" делал паузы, на мгновение замолкая и опуская голову, мысленно выискивал подходящие выражения для завершающих фраз...
А зал внимательно слушал, пытаясь проникнуть в его, вполне парадоксальные определения и выводы, похохатывал отзываясь на шутки и замирал, когда Отец Андрей касался, кажется запретных тем.
Например, рисуя облик царя Николая II он назвал его "юродивым", а потом и обосновал этот тезис, ссылаясь на дневники Николая II, описывающие дни проведённые под арестом, на игру в карты, в предпоследний день перед расстрелом.
Потом, сослался на одного реального юродивого, который подходя к стенам церкви бросал в них камни и грязь, а перед борделем останавливался и гладил его стены. Потом юродивый объяснил, что перед входом в церковь, он своим внутренним взором видел бесов, не смеющих проникнуть в церковь, а перед борделем - ангелов, которые тоже ждали выхода грешников из этого земного вертепа...
Потом он говорил о преподавании Закона Божьего в школе, о том, что церковь и батюшки вовсе не горят идти туда и что их напрасно обвиняют в этом стремлении. Что преподавание уроков религии, необходимо для формирования подлинно культурного человека, так как наша цивилизация, - это цивилизация христианская и поэтому, церковь настаивает на уроках религии...
Я тоже задал ему вопрос, после того, как Кураев привычно и весьма легковесно обвинил не православные конфессии на Западе и в Англии, в искажении учения Христа.
- Ведь они - говорил он, - могли бы представить и Александра Меня обскурантом, только потому что он не признавал гомосексуальные браки.
Тут, уже традиционно повторяется мотив чистоты русского православия и нечистоты всех остальных конфессий. Это конечно неправда и главным аргументом служит уровень доброжелательности и дружелюбия в том или ином обществе, так или иначе идентифицирующим себя с определённой религиозной конфессией.
Так вот, как раз русское общество, во многом, самое мрачное и самое бандитски-самоубийственное. Я бы стеснялся такое общество называть христианским, а прихожане, даже в Лондоне любят повторять "что у нас Бог, а у них Бога нет!".
Так где же может быть Бог в стране где убивают целыми семьями, где около миллиона сирот и около ста тысяч каждый год пропадает неизвестно куда и как, где убивают ежегодно около сорока тысяч человек, а абортов делают около миллиона в год. Тут можно много цифр приводить, показывающих обезбоженность нашей жизни...
А в Англии, на мой взгляд христианство, как моральная основа, стало достоянием народной культуры, в которой растворились принципы христианства и которая стала христианским регулятором отношений между людьми и даже отношений в бизнесе и в экономике. Во многом это можно назвать главной причиной богатства и благообразия английской жизни и поэтому, многие русские переезжают в Англию, а ещё многие хотели бы это сделать, но обстоятельства не позволяют...
Я хотел указать на это лектору, но странно, Отец Андрей, почему - то очень на меня рассердился, усмотрев в моём возражении несогласие с его позицией.
Он чуть ли не закричал, что он "этого не говорил" и что именно потому, что англикане нарушают заветы Церкви, несколько лет назад, Русской Церковью было принято решение прервать дискуссионное общение с ними.
Я не совсем понял, о чём идет речь, но тем не менее был шокирован такой реакцией "мятежного" дьякона.
...Позже, я подумал, что в России, Андрею Кураеву так достаётся от его многочисленных оппонентов, что он и во мне увидел своего врага.
Но на самом деле наоборот, я его сторонник в сближении реальной жизни и религиозной её составляющей. Потому что веровать и жить по вере - это необходимое условие искренности и правдивости веры...
В конце концов мне удалось задать вопрос о национализме и Кураев рассказал анекдот о "Памяти", которой, уже как организации русских националистов давно нет. Я не буду пересказывать этот анекдот, потому что он как раз ничего не объясняет в русских людях, в их не приятии других конфессий и занимающих, по отношению к иноверцам отрицательную позицию, значительно расходящуюся даже с той позицией, которую занимала РПЦ, ещё при жизни Владыки Антония Сурожского...
В каком-то смысле, при таком отношении к другим конфессиям и другим религиям, Русская Православная Церковь может со временем стать христианской сектой. Ведь сам Иисус говорил о любви, терпимости и даже непротивлении злу насилием.
Но сегодня, религиозная "гордыня" переполняет не только националистов, но и церковных иерархов, что уже грозит расширением зон нетерпимости и появлением "православной" цензуры, - что отчасти и происходит...
Однако, чуть позже, попросил слово один из присутствующих баптистов и стал благодарить Кураева, обещая молиться за него.
На что Отец, Андрей, очевидно смущённый этой похвалой, сказал, что в случае совместного нахождения в камере для смертников, все христианские секты и конфессии обязаны вести себя как братья, но если речь идёт об обыденной жизни, тогда он будет и спорить, и возражать сектантам. На сём и порешили...
Были ещё несколько интересных ответов на вопросы и самый яркий из них, о том, что в России, несмотря на сопротивление и протесты атеистов и агностиков, необходимо знакомить людей с детской скамьи с содержанием Библии и особенно Нового Завета, хотя бы для поднятия культурного уровня Россиян...
Было уже почти десять часов вечера, когда отец Андрей, закончил говорить и попросил спеть благодарение в честь Владыки Антония Сурожского, к которому, судя по всему, он относится благоговейно. Присутствующие встали и пропели благодарение, а после, Отец Андрей раздал свою последнюю книгу и некоторым счастливцам подписал её.
... Уже ночью, засыпая, я вдруг вспоминал его изумительную способность трезво и остро говорить и размышлять о христианстве и жизни в вере, и порадовался, что смог воочию послушать и увидеть этого выдающегося православного миссионера...
Апрель 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Кировский театр в Лондоне.
...В Лондон приехал балет Кировского театра из Петербурга. Один из наших друзей играет в оркестре театра и мы были рады увидеться вновь.
Встретившись, сели за стол в нашей тесной кухонке на Хаттон - Гарден, выпили водочки и обменивались новостями...
Он рассказал нам, что гастроли продлятся две недели и будут показаны пять балетов, включая "Лебединое озеро".Потом, коротко сообщил о трагедии, случившейся в его семье...
У нашего знакомого совсем недавно случилось непоправимое горе - умерла, долго и тяжело болевшая жена и он был печален и задумчив. Тем не менее, поговорили душевно, вспомнили Россию, современную жизнь, друзей и знакомых.
Я вглядываясь в изменившееся, постаревшее лицо друга, думал, что и в нашей семье печальные перемены не за горами. Нам с женой тоже под шестьдесят и хотя мы здоровы, но в таком возрасте всякое здоровье и довольство собой, относительно...
Назавтра жена, купила билеты в Роял - Оперу, где проходят гастроли Кировского театра, на "Лебединое озеро" и мы договорились, что встретимся там, уже перед спектаклем...