Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Венеция

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 14/10/2018. 34k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О городе на воде с мостом Риальто, с музеями и кладбищем, где похоронены Дягилев, Стравинский, Бродский и Эзра Паунд.

  •   Венеция
      
      
      Анна Ахматова - Венеция
      
      "Золотая голубятня у воды,
      Ласковой и млеюще-зеленой;
      Заметает ветерок соленый
      Черных лодок узкие следы.
      Сколько нежных, странных лиц в толпе.
      В каждой лавке яркие игрушки:
      С книгой лев на вышитой подушке,
      С книгой лев на мраморном столбе.
      Как на древнем, выцветшем холсте,
      Стынет небо тускло-голубое...
      Но не тесно в этой тесноте
      И не душно в сырости и зное."
      
      
      
      
      ...В Венецию прилетели уже во второй половине дня...
      В Англии был привычный дождь, но когда летели над Альпами, облака медленно расступились и внизу, мрачными силуэтами замелькали горы с полосками снега на крутых склонах.
      Однако, над Адриатикой, установился полный штиль и синее небо, вполне по южному разлилось от края и до края земли.
      Сверху, в горных долинах под нами, хорошо видны деревни, посёлки, городки и города, а в промежутках - заплатки фермерских участков. Ближе к морю на побережье, видны красивые курортные городки и даже полоски пляжей...
      Самолёт, снижаясь по пологой траектории, летел над залитой водой низиной и казалось, что вот-вот приводниться, в отсутствии хотя бы клочка твёрдой поверхности.
      Но внезапно, уже очень близко внизу, мелькнула суша и мы благополучно приземлились в Италии, в окрестностях Венеции, которая была хорошо видна впереди, на одном из островов,...
      Выйдя из самолёта, мгновенно ощутили жару и влажные запахи недалёкого моря и порадовались этой перемене...
      Из аэропорта "Марко Поло", ехали в переполненном автобусе, который на автостанции набили, вполне по российской привычке до отказа, несмотря на дорогие билеты.
      Я ворчал про себя, сравнивая Англию и Италию, начиная догадываться, что здесь, как и в России, интересы владельцев всегда впереди интересов клиентов их фирм - а это, первый признак социально не устоявшихся наций.
      Приехав на железнодорожный вокзал, уже в черте города, мы пересели на "вапоретто" - водный трамвайчик - основное средство передвижения в этом чудном городе.
      Отсутствием любых дорог и автотранспорта и славится Венеция, где здания, словно вырастают из воды и входные двери, часто находятся на одном уровне с волнующейся морской водой!
      В этом городе, зелёная вода плещется у самого порога и кажется, что при большой волне может заливаться даже в окна "нулевого" этажа. (Здесь, как и в Англии, первый этаж, называют нулевым)
      Мы, с нашими чемоданами устроились на корме "вапоретто" и с восторгом глазели во все стороны, удивляясь богатству и красоте дворцов на обеих сторонах "Гранд-канале" - большого канала, который по S - образной траектории, пересекает весь город.
      Наша гостиница была на противоположной стороне города и мы по пути, успели увидеть и мост Риальто и базилику Святого Марка, и башню колокольни, возвышающуюся над городом на сотню метров, и Дворец Дожей...
      
      Мы высадились на остановке "Арсенал" и пройдя от набережной всего шагов пятьдесят, уже обливаясь потом от непривычной жары, попали в живительно-прохладную прихожую, небольшой гостиницы "Нуово Тиссон".
      Приветливый портье "итальянского вида", неплохо говоривший по-английски, оформил наши документы и поднявшись на второй этаж, мы вошли в свой маленький, но уютный номер.
      Здесь было прохладно, так как работал кондиционер. Стали осматриваться и увидели, что места хватало для всего. Одно неудобство - душ занимал половину квадратного метра и при включении воды, занавеска липла к телу и совершенно невозможно было мыться. Пришлось занавеску полностью не закрывать и потому, вода брызгала во все стороны и заливала пол. Но с этим неудобством мы примирились.
      Зато наша гостиница была очень близко от набережной Гранд-Канале, который и был главной артерией соединяющей разные части города.
      Когда, помывшись и переодевшись в лёгкие одежды, мы вышли из гостиницы, то совсем рядом увидели несколько закусочных и два ресторана, куда мы и устремились - после долгих сборов и перелёта, очень хотелось есть.
      Сев за столик на улице, заказали себе настоящую итальянскую пиццу и салат. Ресторатор, - большой, бородатый итальянец, был сама любезность, а пицца большой и вкусной...
      Здесь я понял разницу между пиццей в Лондоне и той, которую нам приготовили повара ресторана...
      После ужина, вышли на набережную и удивляясь всему необычному в городе на воде, двинулись вместе с толпой гуляющих в сторону Дворца Дожей и площади Святого Марка.
      Виды Венеции расположенной на острове вровень с водой - удивительны. Здесь нет дорог, нет машин, а улицы и переулки, часто, шириной не более двух метров.
      Здесь сотни каналов пересекают город во всех направлениях, а тысячи мостов помогают прохожим преодолевать эти искусственные водные преграды. По каналам, во все стороны снуют катера, моторки, "вапоретто" и гондолы. Здесь, в отличии от обычного города, всё делается на воде и по воде: скорая помощь, почта, полиция, уборка мусора и даже пожарные...
      Вспомнился замысел русского императора Петра Первого, который хотел, нечто похожее сотворить и в новой столице империи - Санкт - Петербурге...
      Венеция, один из старинных городов мира. Основали его христианские подвижники в пятом веке, а покровителем города является Святой Марк - Евангелист.
      В древние ещё времена, символом города стал крылатый лев и его скульптуры и изображения украшают многие дома и улицы города...
      Центром Венеции и самой высокой точкой, является колокольня Базилики Святого Марка, немного напоминающая башню Биг - Бена в Лондоне. На вершине этой многометровой квадратной башни из коричневого кирпича, установлена золотая скульптура Святого Теодора, второго покровителя города. Есть там и смотровая площадка. Попасть туда и с высоты осмотреть великолепный город, - мечта каждого туриста...
      После настоящего "итальянского" ужина, отправились в сторону знаменитого моста Риальто по узким улочкам с множеством магазинов и магазинчиков, продающих изделия из венецианского стекла, знаменитые на весь мир карнавальные маски и разного рода ювелирные мелочи и бижутерию.
      Туристов вокруг было много и согласуясь с движением этой разрозненной толпы мы с трудом, но добрались до "пункта назначения".
      Мост Риальто действительно замечательное сооружение. Он переполнен туристами и днём и ночью. Мост состоит из трёх проходов и почему-то переход, ближний к площади Святого Марка, всегда заполнен туристами больше, чем тот проход, который направлен в обратную сторону.
      Центральный переход, самый широкий и по нему нескончаемым потоком в обе стороны фланируют и фотографируются туристы.
      Мы тоже постояли, посмотрели на залитый светом и отражениями в тяжёлой, словно политой маслом воде ярких фонарей, стоящих на берегу вдоль всего канала, как вдоль улицы.
      Налюбовавшись видами Гранд-Канале, повернули обратно, но через время поняли, что заблудились, потому что мы пробовали возвратиться в гостиницу другим путём.
      Выбираясь на "прохожую" часть города, несколько раз упирались в тупиковые дворы, а то и в узкие петляющие между тёмных домов с прикрытыми на ночь ставнями, улочки.
      Мы зашли невесть куда и остались одни в паутине узких улочек и переулков. Было по-прежнему жарко, время клонилось к полуночи, мы устали и потому занервничали - не хватало только полночи провести плутая в незнакомом городе...
      В конце концов, мы повернули назад, вышли на знакомую дорожку и уже в первом часу, возвратились в гостиницу. Зато, как же было приятно принять душ и заснуть в широкой постели не думая о завтрашнем дне и не вспоминая длинный сегодняшний день...
      Проснувшись утром, и приняв душ, мы вышли в столовую, где позавтракали привычным "брекфастом", который во всех гостиницах Европы и России одинаков: сок, мюзли или хлопья, варёные яйца, бутерброды с колбасой или сыром, плюшки, печенье, кофе или чай...
      После завтрака мы отправились на экскурсию во дворец Дожей.
      Дворец прямоугольной формы, на трёх высоких этажах с большим внутренним двором, дальний конец которого упирается в боковую стену Собора Святого Марка.
      Кажется, сделан дворец в восточном, мавританском стиле, с широкими мраморными лестницами и высокими, инкрустированными разного рода украшениями, потолками.
      Дворец выстроен в одиннадцатом веке, но после большого пожара, был почти сразу восстановлен. Первый дож Республики Венеция, избран в девятом веке и с той поры, их сменилось несколько десятков.
      В тринадцатом веке, Венеция стала коммуной и управлялась Советом. Но видимо "коммунальщики" не справлялись с управлением и потому, город вскоре стал вновь республикой во главе с Дожем и разного рода вспомогательными Советами.
      Такая своеобразная торговая "советская республика", продержалась почти до конца восемнадцатого века.
      Дож был в этой республике, как президент и верховный судья, одновременно. Помимо Совета, состоящего из десяти человек, в городе были и Цензоры, которые следили за соблюдением законов и сохраняли чистоту нравов, в том числе в печатной продукции.
      После избрания, Дожи руководили городом до конца жизни и жили во дворце вместе с семейством.
      Довольно часто, во дворце случались пожары - ведь тогда обогревались каминами и топили дровами. Но каждый раз, дворец восстанавливался и становился краше прежнего - республика Венеция была одним из самых богатых и сильных средневековых государств и потому, сокровища стекались сюда со всего света...
      Дворец и сегодня украшен знаменитыми полотнами итальянских художников: Тициана, Тьеполо, Тинторетто, Веронезе, Беллини и многих других известных живописцев. Видно было, что искусство всемерно поддерживаемое богатством, процветало в республике с давних пор.
      В те времена, основными сюжетами картин, были история христианства и войны, а в скульптурах - разного рода аллегории и мифические сюжеты.
      Была во дворце и тюрьма, а какое то время, даже две - на чердаке и в подвале. Эти помещения производят, отчасти по контрасту, самое мрачное впечатление. Узкие каменные угрюмые мешки без воздуха с толстыми решетками, справиться с которыми были неспособны и мифические гиганты.
      Спали "зэки" на нарах и изредка выходили на прогулку в узкий дворик-колодец.
      Здесь же, во дворце, существует так называемых "Мост вздохов", по которому приговорённых к смерти вели на казнь. Название понятно - как тут не вздыхать если знаешь, что совершаешь последние в жизни шаги...
      Об этом дворце можно писать бесконечно и наша экскурсия длилась три с половиной часа. Громадные залы заседаний и собраний в нём сменялись разного рода комнатами приёмов и личными покоями Дожей. И всё это украшено картинами, скульптурами и замечательными потолками, о которых надо как-то особо рассказывать...
      Вышли из дворца на белый свет ошеломлённые всем увиденным и изрядно уставшими. Пошли на набережную, где дул прохладный ветерок с воды и отдохнув немного в городском саду, возвратились, теперь уже в музей аббата Карера, который жил здесь около двухсот лет назад и оставил городу замечательную коллекцию картин, скульптур, монет и разного рода достопримечательностей.
      Этот музей один из лучших в "музейном городе" Венеции и соседствует ещё с музеем археологии и музеем истории города.
      При входе во дворец Дожей, мы купили такой общий билет, по которому могли ходить бесплатно ещё в несколько музеев. Это было совсем недорого, но для "музейщиков", таких как мы - очень удобно...
      Все музеи расположены в бывших дворцах знати и представляют из себя шедевры архитектуры. Не исключением был и музей Карера.
      Большая мраморная лестница вела на второй этаж громадного здания, протянувшегося на сотни метров в сторону "Гранд-канале".
      И вновь, мы увидели картины знаменитых итальянцев, скульптуры восхитительного Кановы, который, как оказалось, в жизни был толстым и некрасивым.
      Может быть поэтому, все его модели так ангельски стройны и легки, а их лица красивы и значительны. В этом случае, талант ваятеля соединился с талантом романтическим и мечтательным.
      Может быть поэтому, мы по-прежнему очарованы творениями мастера, который жил и работал около двух столетий назад. Трудно представить себе теперешних скульпторов, так нежно и чисто работающих с мрамором...
      Из музея Карера, перешли в музей археологической скульптуры и тут наше воображение поразили бюсты исполненные около двух тысяч лет назад и больше.
      Там были все знаменитые портреты императоров, которые я знал из учебников истории Древнего Рима. Был там и бюст Марка Аврелия, императора - философа, труды которого я читал незадолго до приезда в Венецию.
      Его грустные размышления о тщете жизни и неизбежности смерти навеяли на меня тоску, и я, приглядываясь к бюсту, невольно отмечал черты грусти и даже страдания в трагическом выражении на лице этого императора-пессимиста...
      В музее истории Венеции, было много морских карт и я вспомнил, что в периоды расцвета, Венеция становилась торговой империей и её власть, а точнее власть её денег распространялась на пол мира.
      После музеев, мы очень устали и вернувшись в отель, отдохнули немного в "кондиционированной" прохладе...
      Вечером пошли ужинать в ресторан неподалеку от моста Риальто и после ужина, который из-за небольших порций "рыбопродуктов" вовсе не показался нам обременительным, мы ещё долго гуляли по вечерней Венеции, рассматривая блестящие витрины магазинчиков, расположенных на главных путях туристов.
      Но стоило отойти чуть в сторону и мы попадали в узкие переулки и дворики, где, особенно вечерами, вообще никаких туристов не бывает и только из открытых окон, иногда доносятся звуки включенных телевизоров и телефонные разговоры. Для венецианцев, в отличии от туристов, это были обычные жаркие дни рабочей недели...
      Назавтра, мы отправились в базилику Святого Марка, билеты в которую заказали ещё из Лондона, по интернету. И правильно сделали, потому что когда мы в десять часов утра, пришли на площадь, очередь в собор уже растянулась на сотню метров.
      Вход в собор бесплатный, но летом попасть туда без длинных очередей очень трудно, потому что посмотреть это религиозное "чудо света", стремятся все те, кто приезжает сюда отдохнуть и полюбоваться красотами Венеции, - города на воде - единственного в своём роде...
      Уже при входе, увидев всю красоту внутреннего убранства, невольно охватывает изумление и преклонение перед гением религиозного человека. Пять огромных куполов и всё пространство храма украшено древними золотыми мозаиками, наполненными драматическими сюжетами из Нового и Ветхого Заветов.
      Всё это создано руками первоклассных художников, скульпторов, архитекторов и осенено образом незабвенного Иисуса Христа, чьё имя получила название древняя европейская цивилизация, существующая и по сию пору.
      Этот храм собрал и показал всему миру основу того культурного феномена, который историки назвали Ренессансом и расцвет которого, пришелся на конец Средневековья.
      Этот ансамбль созданный людьми того времени, является воплощением мощи и совершенства человеческого духа, стремившегося возвеличить Создателя, Мессию и святость христианских подвижников, воплощавших в себе Новый Завет.
      Этот храм называют ещё храмом тысячи колонн. И действительно, колонны разных форм и размеров, созданы из разных материалов и разными мастерами, на протяжении многих веков трудами скульпторов и каменщиков, художников и камнерезов. Есть колонны полностью покрытые резьбой и скульптурными горельефами. Есть высокие прочные колонны из гранита, мрамора и алебастра.
      И всё это, долгие столетия поддерживает громадные пространства "молельного" дома. Интерьеры этого громадного храма, неоднократно горели на протяжении почти тысячелетия существования и их приходилось каждый раз восстанавливать и украшать заново...
      Удивляют не только мозаики, растянувшиеся по потолкам и стенам, но и мозаичные мраморные и каменные полы, покрытые чудесными рисунками и монограммами. Здесь чувствуется влияние разнообразных культур и художественных направлений, существовавших в мире в те давние времена, и доступные венецианским купцам.
      Начиная с одиннадцатого века, согласно принятому в Венеции закону, каждый корабль возвращавшийся из дальнего плавания, обязан бы преподнести богатый подарок Базилике Святого Марка и таким образом в храме накопились большие и блестящие сокровища - отражение культур и религий всего средневекового мира.
      Об этом храме, можно говорить бесконечно. Но я стараюсь передать только часть тех впечатлений и эмоций, которые вызвали у меня свидание с этим мировым чудом - сосредоточением средневекового искусства и религиозного экстаза...
      На следующий день, с утра мы поехали на остров Мурано, где сосредоточены заводики и мастерские по изготовлению знаменитого на весь мир, венецианского стекла.
      Сразу, как мы сошли с "вапоретто", нас зазвали в ближайшую мастерскую, где несколько мастеров, на глазах у зрителей, выдували из расплавленного стекла незамысловатые кружки с цветными камнями, впечатанными в ещё не остывшее стекло.
      В мастерских было очень жарко и я, глядя на работу мастеров подумал, что при температуре снаружи до тридцати пяти градусов, внутри и особенно рядом с огнедышащими печами была ещё жарче и работать в таких условиях было совсем непросто.
      Однако мастера, поддерживая многовековую традицию, со своей работой блестяще справляются - изготовленное ими стекло было замечательных расцветок и разнообразных форм, начиная от строгих бокалов, рюмок и стаканов и заканчивая разнообразными фигурками зверей и птиц.
      Здесь проявляется уже творческая фантазия мастеров. От некоторых изделий нельзя глаз оторвать и невольно вздыхаешь от изумления, видя эти шедевры пластики и композиции. Но и стоят они достаточно дорого для таких туристов как мы. Поэтому, нам оставалось только разглядывать эти шедевры, не помышляя о их приобретении.
      На этом небольшом острове, тоже есть каналы и тоже много церквей. Одна из них, самая старая в окрестностях Венеции, была впервые построена в седьмом или восьмом веке, а сегодня восстановлена и поражает простотой и величием. В ней хранятся кости легендарного дракона, убитого Святым Георгием, а в нефах лежат мощи давным давно умерших монахов.
      Мне невольно вспомнились мощи православных монахов, виденных мною в Киеве, в склепах храма Святой Софии. Там тоже, из под старинных материй и ряс, иногда проглядывали высохшие пальчики рук и безглазые маски лиц монахов, лежащих здесь уже несколько столетий...
      На обратном пути в Венецию, мы заплыли на остров Сант-Микеле, где расположено венецианское кладбище. Это кладбище, рядом с монастырём Сант-Микеле, поражает своей запущенностью, гремящими в знойном сухом воздухе однообразными песнями цикад и странными стенками, в которые вставляют останки умерших взрослых и детей, как ящики в книжные шкафы - такова современная местная традиция захоронения умерших.
      Есть там и православное кладбище, на котором похоронены Дягилев и Стравинский, а на евангелическом - Бродский и Эзра Паунд.
      Но это кладбище, странным образом напомнило мне запущенные российские захоронения, где сломанные плиты надгробий и выгоревшая серого цвета трава, ассоциируется с социальными катастрофами: революциями и контрреволюциями.
      Кладбища эти запущены, забыты родственниками похороненных здесь, в отличии от той же Франции, где кладбища напоминают кукольные города, или кладбища в Англии, которые всегда осенены кладбищенскими деревьями и где пахнет густыми ароматами хвойных деревьев.
      Такие ухоженные захоронения, говорят об уважении живых и живущих ныне к тем, кто умер давно или совсем недавно...
      На фоне неухоженности и даже разорения, царящего кругом, порадовали зелёной травкой и недавно высаженными деревьями могилы Стравинского, Дягилева, Эзры Паунда и Бродского. Видно было, что многие поклонники этих умерших гениев, бывают на кладбище и среди них, есть люди, которые за этими могилами ухаживают .
      Сам я, поклонник поэтического дара Эзры Паунда и вспоминая его трагическую жизнь, полную заблуждений и наказаний за них, я умилялся ухоженностью этой могилы и думал, что это крошечное воздаяние поэту, за все тревоги и тяготы его трагической жизни. Как впрочем и у Бродского.
      Оба, пытались найти жизненное счастье вне родины и оба умерли одинокими и разочарованными.
      Дела не меняет то, что один стал политическим преступником - Эзра Паунд, а второй - Иосиф Бродский - лауреатом Нобелевской премии. В личной жизни, внешнее признание, только поощряет внутреннее одиночество!
      Мне кажется, что уехав из России, Бродский потерял покой и смысл человеческого существования и его последнее прибежище, в далёкой от России Венеции, только подчёркивают, весь трагизм и безбытность его нелёгкого существования...
      Судьба Дягилева, тоже полна драматизма. После оглушительного, скандального успеха "русских сезонов" в Париже, великий антрепренёр кажется немного потерялся в плеске бравурных оркестров и шипении пенящегося в праздничных бокалах, шампанского - продолжать обычную жизнь, ему было трудно.
      А тут ещё, в России неожиданно грянула революция!
      Всё это сделало Дягилева невольным путешественником и наверное очень несчастным человеком. Хотя - как говорят - "мёртвые сраму не имут", и может быть совсем не важно для умирающего или уже умершего человека, где и как он будет похоронен.
      Но могила на чужбине, всегда вызывает у меня невольную грусть и сочувствие!
      ...Выйдя с кладбища, в ожидании очередного "вапоретто", я сел на деревянном причале и опустив ноги в прохладную зеленоватую воду, смотрел неподвижным взглядом на горизонт, думая о непростой человеческой судьбе, которая заканчивается для всех людей одинаково - могилой, часто на неухоженном кладбище, или что случается редко - на ухоженном...
      На следующий день, ближе к вечеру, мы поплыли на вапоретто на остров Лидо, узкой полосой растянувшийся на несколько километров у входа в бухты Венеции. Я встречал название Лидо, раньше и знаю, что в России, это подразумевает что-то сверх богатое и модное.
      И действительно, даже если сравнивать с богатой Венецией, то этот остров выглядит как заповедник для богачей. Лидо - это небольшой курортный городок, который поперёк можно пройти за двадцать минут.
      Здесь не так много "однодневных" туристов из других стран, может быть потому, что каких-то исторический или архитектурных достопримечательностей здесь нет.
      Зато тут, подолгу живут богачи, имеющих здесь виллы или роскошные номера в гостиницах...
      Здесь, как утверждают путеводители - один из лучших на Адриатике пляж и потому, жизнь здесь напоминает морские приливы и отливы. Днём люди идут на пляж, а под вечер с пляжа...
      В этом месте, как я понял, достаточно много русских богачей, которые тут не только живут, но и плодятся. На центральной улице, наполненной ресторанами и дорогими магазинами, я видел русскую мамашу с двумя маленькими детьми, которая разговаривала с кем-то их прохожих по-русски, хриплым, прокуренным голосом.
      Она, очевидно жила здесь уже долгое время и чувствовала себя вполне дома. Мне невольно вспомнились страшноватые рассказы о злых характерах и нравах в среде российский богачей-олигархов.
      Как и для всяких нуворишей, независимо от национальности - деньги для них цель и смысл жизни. А отсутствие образования, традиций и вкуса, делает их завсегдатаями именно таких "модных и престижных" мест, где они могут, даже среди богатых, блеснуть своим богатством.
      Отсюда, как мне кажется, рождается мода на разного рода дорогие замки, резиденции, супер большие яхты и прочая нескладная "бижутерия" жизни.
      И ещё одна особенность "новых" русских - они циничны и безжалостны, потому что в противном случае их будет мучить совесть.
      Ведь они "заработали" свои деньги в стране, где большинство мучается от безденежья, в часто и от нищеты!
      Отсюда и агрессивность и цинизм, отсюда и бандитские нравы в среде этих разбогатевших, на спекуляциях и мошенничестве, обывателей...
      На пляже, под вечер было малолюдно и мы, переодевшись, поплавали в тёплом, чуть штормящем море. Там же, на пляже, мы познакомились с молодым индийцем, который убирал мусор с прилегающих, улиц.
      Он, белозубо улыбался, довольно сносно говорил по-английски и рассказал, что в Индии, играл в крикет в полупрофессиональной команде, а в Италию, приехал, чтобы мир посмотреть и себя показать.
      Он, как все молодые провинциалы, хотел бы покорить мир и стать богатым и знатным. Но пока он оставался уборщиком, весёлым и доброжелательным юношей...
      Уже в темноте возвращаясь на причал, поужинали в одном из уличных кафе, сидя под деревьями и рассматривая прохожих. Как обычно в маленьком городке, люди вечером выходят погулять по местному "Бродвею", чтобы на людей посмотреть и себя показать.
      На улицах Лидо, после нескольких дней их отсутствия, мы увидели машины и даже автобусы, и нам это показалось немного диким. Мы очень быстро можем отвыкнуть от "цивилизации" и "возвратившись" в мир без машин и мотоциклов, чувствуем себя вполне прекрасно...
      К ночи, в округе собралась гроза и сидя на речном трамвайчике, мы наблюдали, как в небе, подобно громадным свето-диодным фонарям, часто-часто мелькали извивы молний, правда без грома. Этим наверное и отличаются южные грозы, от наших, российских?
      Назавтра, жарким днём, мы пошли во дворец-музей Резонико, наполненный живописью и реставрированными картинами старых мастеров. Эти картины, сверкают восстановленными яркими красками и производят очень сильное впечатление.
      В большинстве музеев, мы, по сути видим картины - "мумии", - засохшие и выцветшие следы былого великолепия..
      После этого музея, мы проплыв несколько остановок на "трамвайчике, высадились у Академии художеств, расположенной в переделанной под галерею, старой красивой церкви.
      Здесь, в экспозиции, вначале стоят старинные иконы, вполне сравнимые с греко-русскими иконами на досках, очень тонкого, лёгкого письма и в большинстве, представлены мастерами тринадцатого-четырнадцатого веков.
      По странной, для меня православного, католической традиции, на этих иконах в основном, в качестве главного действующего лица, изображена Богоматерь - Дева Мария, либо ещё один "второстепенный" персонаж Нового Завета - архангел Гавриил, благословляющий, часто "средних лет женщину" на рождение Исуса Христа.
      Хотя в Библии говорится, что Дева Мария, была совсем юной девушкой, когда родила Спасителя. Также, много сюжетов с Девой Марией, держащей на руках младенца Иисуса.
      Но самого Иисуса, уже в его взрослом виде на иконах почему-то почти нет...
      Потом уже, в следующих залах, моё внимание привлекли большие картины, изображающие крестные муки Христа, в окружении разбойников и учеников. Разбойники, в отличии от Иисуса Христа, не прибиты гвоздями к Т-образному кресту, а привязан за локтевые сгибы, верёвками...
      Мне вспомнились все богословские трактаты, в которых историки пытались выяснить, как был распят Спаситель, кокой формы был деревянный крест, и как выглядела сцена этой мучительной казни. Сюжеты этих картин, во многом отражают ту точку зрения, которая в те времена была популярной.
      Мне кажется, корни этой традиции, в "очеловечевании" Нового Завета, отражающей тенденцию урезания, усреднения, "подчистки" революционных Заветов самого Иисуса из Назарета и выдвигание на первый план, вполне второстепенных персонажей.
      В этом, случае, для меня видна работа "человеческого, слишком человеческого" предания, которая приглушала революционность учения Иисуса, на протяжении всего времени развития христианства.
      Ведь в Евангелиях, роль Богоматери, иногда подаётся почти в негативном свете. И слова Иисуса "Кто матерь моя и кто братья мои...?", обращённые к ученикам, показывают его отношение к своим родственникам. Как мне видится, для Иисуса из Назарета, его братьями и сёстрами были его духовные последователи - "рабы и даже мытари", но не родственники...
      Надо отметить, что культ Богоматери был утверждён на одном из соборов, уже только в пятом веке. Ещё во времена Иоанна Златоуста, многие его последователи, относились к Деве Марии, как к обычной женщине и только в католичестве, со временем богословы стали утверждать, что она тоже была рождена непорочным зачатием.
      Это нагромождение "святости", там где она вовсе не нужна, создавала разного рода побочные христианские культы и даже секты, оставляя в стороне подлинное значение слов и дел Иисуса Христа в Писании, и даже его мучительную смерть, во имя спасения человечества от грехов...
      Глядя на этот набор сюжетов в картинах итальянцев, я лучше начинаю понимать протестантов, совершивших Реформацию, в надежде возвратиться к Писанию, освобождённому от привычного для средневекового феодализма толкования Нового Завета, вполне в традициях Ветхого Завета...
      Старые художники, часто пишут распятого Иисуса в окружении разбойников. Но так ли близки были Иисусу из Назарета на Голгофе, разбойники и в идейном и в физическом смысле.
      Всё-таки, главная трагедия всего произошедшего на Голгофе - это казнь Сына Божиего, воплощенного в человеке Иисусе Христе. Разбойник, который попадёт в рай - это линия всё-таки боковая и не имеющая большого значения деталь в Евангелиях...
      Но возвратимся в Венецию...
      В Академии, много картин Тьеполо, Беллини, Тинторетто, Веронезе и других, знаменитых и не очень, итальянских художников, писавших громадные картины, в основном на библейские сюжеты. Несколько картин посвящено Святому Георгию, убивающему дракона, причём дракон на всех картинах, напоминает детёныша бронтозавра - "небольшой такой".
      Есть большая картина, которая иллюстрирует кражу в Александрии тела Святого Марка, который выглядит вполне, как совсем недавно умерший.
      И к тому же, несмотря на то, что дело происходит в Венеции, рядом с телом Святого Марка, стоит огромный верблюд, видимо должный напомнить, что святой был привезён из Александрии, то есть из Африки...
      Размышляя над увиденным, я подумал, что в Италии, и в Венеции в частности, вслед за периодом икон, последовал Ренессанс, который возродил, утраченное в тёмное Средневековье, искусство древней Греции и Древнего Рима.
      Однако в России, техника живописи, осталась ещё несколько столетий на уровне иконографии и живопись, как таковая, возродилась уже в восемнадцатом веке и расцвела в девятнадцатом, уже будучи совершенно светской.
      На мой взгляд, эта "задержка" в культурном развитии России обусловлена самодержавием и крепостничеством, которые и "заморозили" все искусства на долгие столетия, а в живописи - на стадии освоения писания икон.
      В это же время, в Италии развивались и набирали силу города - республики, в которых искусство, приобретало всё более светский характер, при покровительство богатых граждан этих городов - государств...
      
      ...Во всё время нашего недолгого пребывания в Венеции, стояла замечательная тёплая, даже жаркая погода. Но жару, умерял постоянный бриз с воды, на которой стоит город.
      Однако, для нас, зябких лондонцев, плюс тридцать пять с ярким солнцем с восьми утра до девяти вечера - это уже перебор, хотя временами и приятный перебор.
      Несмотря на постоянное потение, мы чувствовали себя вполне прилично, хотя для меня, два часа "сьесты" в полдень и дремание на кровати в номере с кондиционером, помогли перенести эти плюс тридцать с "хвостиком", вполне нормально.
      Сюзи, даже умудрилась простудиться в Венеции, видимо по причине смены сумасшедшей жары, на кондиционерную прохладу гостиничного номера.
      Тем не менее, когда мы прилетели назад в Лондон и узнали, ещё в самолёте что температура на улице плюс четырнадцать с дождём, то вздохнули с облегчением и одев куртки, почувствовали себя вполне "по-домашнему". Домой, из аэропорта Гатвик, добирались долго, на "перекладных" и когда вошли в дом, часы показывали начало второго ночи.
      Переодевшись и устало вздыхая, мы попили чаю и легли в постель вспоминая долгий день наполненный хлопотами сборов и отъезда.
      Засыпая, мы слышали шуршание привычного дождя за окном и влажный воздух, шевелил занавески на приоткрытом окне.
      Климат в Англии, за дни нашего отсутствия совсем не переменился...
      
      
      Июль 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков.
      
      
      
      Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
      или на страницах журнала "Что есть Истина?": www.Istina.russian-albion.com
      Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 14/10/2018. 34k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка