Аннотация: Статьи о особенностях, традициях и привычках среднего класса в России и для сравнения, в Англии.
Негласная диктатура "среднего класса".
Предисловие.
...Вместо эпиграфа, решил поместить в начале текста некоторые статистические данные и определения, как рабочего, так и среднего класса, чтобы понятно было о чем я пишу:
Определение среднего класса на Западе:
"...средний класс мирового уровня определятся, как группа населения способная покупать импортные товары высокого качества, импортные машины, осуществлять международные путешествия, а также имеет доступ и возможности пользоваться услугами международного уровня, включая высшее образование..."
"...Согласно отчёту "Global Wealth Report 2015" швейцарского банка Credit Suisse, в 2015 году в мире насчитывалось 664 млн представителей среднего класса, или 14% взрослого населения, их активы в совокупности оцениваются в почти треть (32%) мирового богатства (для сравнения - более половины богатств мира сосредоточено у всего 1% населения). В Австралии к среднему классу относится 66% населения, в Италии, Британии и Японии - свыше 55%, в США - 38%, в Китае - 11%, в России - 4,1%, в Африке и Индии - 3%, на Украине - менее 1%..."
"...Российские экономисты и социологи вчера опровергли миф о росте благосостояния и увеличении численности среднего класса в стране, пишет "Независимая газета".
По их данным, в России к этой прослойке можно отнести не 20-25%, как считает официальная наука, а около 7% населения. При этом, несмотря на успехи экономики, численность среднего класса перестала расти.
Но избранный президент Дмитрий Медведев уверен, что доля среднего класса в России к 2020году может увеличиться до 60-70%, то есть почти в 10 раз..."
"...Обыденное понимание среднего класса как промежуточного слоя между богатым и бедным населением опасно своей обманчивостью, говорит руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его словам, при такой трактовке в средний класс попадают семьи, в которых на душу населения приходится 13 тыс. руб. ежемесячного дохода и 21 кв. метр общей площади, а также половина легкового автомобиля на всех.
"Очевидно, что это пародийная картина на реальный средний класс в развитых странах, где для попадания в этот слой обычно необходим постоянный месячный доход на каждого члена семьи в 2-2,5 тысячи долларов, не менее 40 метров общей площади и 2-3 легковые машины на семью", - считает эксперт..."
"..."Попасть в средний класс из нижних слоев общества сейчас практически невозможно, так как социальные лифты уже не работают", - считает Татьяна Малева..."
Статья - "Средний класс в России составляет около 7% населения" с сайта Института Современного Развития.
Короткое, однозначное определение рабочего класса из Википедии:
"Рабо;чий класс - социальный класс, все наёмные работники, не владеющие средствами производства, живущие продажей своей рабочей силы..."
А вот мнение, тоже из Википедии, о роли рабочего класса в расширенном его понимании:
"...Существует мнение, что создающий материальные продукты физический труд нисколько не утратил своей значимости, поскольку именно физический труд рабочих составляет основу мирового производства; и именно являющийся товаром наемный труд создает прибавочный продукт и овеществленную в этом прибавочном продукте прибавочную стоимость, из которой берется доход непроизводительных классов общества, и таким образом именно рабочий класс своим трудом держит весь цивилизованный быт современного общества..."
"...общая численность городского рабочего класса в России, составляет более 35 млн. человек. Еще 2,35 млн. наемных рабочих заняты в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве.
Рабочий класс в широком смысле составляет 53% всех занятых в экономике, или 50% всего экономически активного населения (занятые и безработные). Таким образом, российский рабочий класс не перестал существовать, хотя он изменился. Экономические реформы внесли существенную корректировку в формы жизнедеятельности, образ жизни, общественное сознание этой социальной группы..."
Источник:
Разумова Т., Черных Е. Взгляд на профессиональное обучение рабочего класса с позиции разных научных школ // Экономист, Љ 1, Январь 2017, C. 71-84
...Последние дни смотрел и слушал выступления по телевидению интересных людей из России.
Познер, Радзинский, Кончаловский - все умные люди и рассуждают здраво. А Радзинский вообще харизматик. Своей внутренней энергией и заряженностью идеей, он напомнил мне характер старца Аввакума или того же Распутина. Действительно, его публичные выступления превращаются в театр одного актера, а его страсть и удивительная историческая эрудиция, заставляют сопереживать или ненавидеть героев его драматургии .
Рассказы - драмы Радзинского, заражают и поражают обилием незнакомого материала. Я тоже писал и о революции, и о народниках, и о падении династии Романовых, и о расстреле царя, и о том же Распутине. И в выступлениях Радзинского, услышал много интересных фактов для себя и главное понял, как можно очень интересно рассказывать "истории" об истории!
Однако, в некоторых деталях толкования им истории и в частности российской истории, я не согласен. И главное, я не согласен с Радзинским в его выводах и заключениях о революционной эпохе в истории России...
Но, не только Радзинский, Познер, Кончаловский и прочие критики Русской революции, не понимают и не хотят понимать её значение в истории современной России и мира. Большинство среднего класса в России, а это самые образованные и богатые члены общества, не понимают и не хотят понимать подлинное значение Русской революции, её влияние на исторические судьбы нашей эпохи!
В определённом смысле, вся история современной России вышла из тех лозунгов, под которыми простые люди во главе с большевиками, шли на штурм Зимнего, воевали в Гражданской войне с реставраторами бывшей России. Воевали с теми, кто хотел бы вновь загнать этот темный и суеверный народ, "неуважающий монархических и буржуазных святынь" в "хлев моральной и материальной нищеты"!
...В какой-то момент, слушая умности этих прирождённых историков и философов, я вдруг насторожился. Что-то было не так в их сентенциях направленных, не только против террора, естественно только сталинского - красного, не только против партии большевиков - как авангарда рабочего класса, но прежде всего против народа, победившего "дворянскую кость", считавшую себя избранными. Удивила и необъективность, которую можно назвать антинародной, а тем самым и русофобской. Это нежелание считаться с реальностью, отвергая исторические факты и главное все интерпретировать с "классовой" точки зрения, с точки зрения сегодняшнего среднего класса, ставшего "космополитом"!
Точно такой же взгляд, с поправками на внутренний демократизм, исповедуют представители среднего класса Запада, самоотравившиеся во времена холодной войны "химией" информационной лжи используемой против СССР и конечно против Сталина, как символа побед и поражений советского народа той поры.
Вспомнилось, что многие из тех, кто в течении шестидесяти пяти лет прошедших после смерти Сталина, шельмует недавнее прошлое России, были членами КПСС и функционерами - комсомольцами.
Раньше, во времена Хрущёва это была парт номенклатура, боявшаяся ответственности перед народом, а после правительственного переворота в девяностые и развала Союза, бывшие партийцы, оставаясь антисталинистами, стали откровенными критиками, а иногда и страстными врагами компартии и социализма, как такового.
Тут оправдывается афоризм: "Единожды предав, человек будет предавать и дальше"!
Называя вещи своими именами, своё предательство идей социализма и конкретно социализма советского, они сегодня оправдывают логическими построениями и ссылками на неправильность советской модели социализма!
Уверен, что после крушения капитализма, эти "перевёртыши" станут антикапиталистами с такой же лёгкостью, с какой они стали антикоммунистами!
...Познер часто рассказывает, что он верил, но разуверился, "узнавая" о преступлениях Сталина и парт номенклатуры, иначе говоря разуверился в компартии, в которой он состоял и сам был номенклатурной единицей. Такое действительно бывает - человек верит в бога, а потом настаёт время и перестает верить. И я понял бы таких разуверившихся, если бы они порвали с компартией и социализмом, до развала Союза и аннигиляции партии. Странно, что их неверие совпало о сменой власти в России.
Нечто похожее о свём предательстве говорит со всей страстью артистической души Радзинский, а Кончаловский, поражающий безапелляционностью своих суждений, мало чем от них отличается...
Радзинский часто повторяет, что Сталин вовсе не был хорошим "менеджером", как его изображают, потому что "получил во власть богатейшую стран" и ничего не смог сделать с этим богатством и не использовал силу и энтузиазм революционного народа.
Кончаловский рассказывал очень убедительно, что он половину своей творческой жизни провел в Америке и во Франции и потому, состоялся как личность и мастер. (Я стараюсь передавать их слова близко по смыслу, хотя мог бы точно цитировать их выступления).
Получается так, что они были советскими людьми, и вместе с тем, после определённого периода, стали антисоветскими и держали кукиш в кармане. Оправдательные аргументы этих "фиг", звучат сегодня убедительно и умно...
Однако глядя и слушая этих логиков и умников, в моей душе закопошились сомнения и я стал искать причину этой ненависти к Сталину и к Советскому Союзу не только у Познера, Радзинского, Кончаловского, но у всех, кто сегодня называет себя креативным классом.
И размышляя об этом социальном феномене пришел к неожиданному выводу: все они - представители российского "среднего класса" и вышли из него, хотя в Союзе этот слой людей называли "советской интеллигенцией".
И говоря о СССР, эти умные люди сваливая в одну кучу всю историю Союза, с отвращением вспоминая вообще советский социализм, не разделяют жизнь страны до Революции и в Гражданской войне ещё при Ленине, после неё при Сталине, а потом во времена хрущевской оттепели и последовавшим за нею застоем времён Брежнева, периодом отказа от диктатуры пролетариата и декларативного властвования парт номенклатуры в конце процесса развала партии, уже возглавляемой Горбачевым и Ельциным.
Им и в голову не приходит, связывать официозный антисталинизм перешедший в "оттепель", с застоем, "перестройкой" и следующей за этим ползучей контрреволюцией, а потом и развалом Союза!
Как то получалось, что они, потерю своей веры в коммунизм никак не связывали с эволюцией советской системы, которая конечно была и не могла не быть....
Хочется коротко рассказать о своем личном опыте, на основании которого я делаю такие умозаключения.
Я был рожден в семье рабочего и домохозяйки и уехав из России, стал членом среднего класса Англии. И живя здесь в окружении интеллигентных англичан, я с ностальгией вспоминаю жизнь в Союзе во времена моей молодости. Вспоминая свое детство в большой рабочей семье, до сих пор считаю, что оно было счастливым и главное свободным.
Над нами никто не висел, но вместе с тем, мы верили в светлое будущее и видели, что мы живем в стране равных возможностей, когда сын строителя мог стать академиком, а сын крестьянина - писателем или математиком. Все зависело от тебя, твоего упорства и таланта и ты был свободен выбирать, кем стать.
Потом, уже с середины правления Брежнева, наступило "тёмное время" когда жизнь вокруг словно остановилась, замерла в тяжёлой задумчивости - а правильно ли мы идем в будущее?
Но задумались только те, кого "вели", а те кто "вел", как обычно отстаивали правильность своего видения мира.
Но повторяю - нельзя всю историю Советского Союза рассматривать только по результату его развала - ведь история это процесс. Если говорить о результатах, то и жизнь можно описывать и говорить о ней исходя из факта смерти.
...Все трое вышеперечисленных и уважаемых мной персон: Познер, Радзинский и Кончаловский стараются не фиксироваться на этих существенных чертах жизни в Советском Союзе, а предпочитают сосредотачиваться на недостатках и ошибках системы, которых не могло не быть, потому что Советская Россия в одиночестве шла в будущее дорогой, которая не была опробованной ранее ни одной страной мира!
И это был удивительный пример создания альтернативной цели, альтернативной истории для всего человечества. Зато сегодня все знают, что капитализм имеет альтернативу в лице социализма существующего в Китае, Вьетнаме и ещё в нескольких странах и поэтому, будущая история не кажется нам такой бесконечно, безнадежно капиталистической.
С другой стороны, эти известные в стране люди, видят жизнь в странах капиталистически - демократических тоже с колокольни представителей среднего класса, забывая, что в той же Америке у рабочих и фермеров, их рутинная жизнь совсем не похожа на жизнь владельцев "заводов, газет и пароходов" и их идеологической прислуги - так называемой творческой интеллигенции...
Суждения Познера, Радзинского, Кончаловского и многих других представителей правящего класса об истории мира и России, показались мне односторонними, потому что они смотрят на мир глазами представителей среднего класса, забывая что есть и другой взгляд, взгляд простых, неученых, почти неграмотных людей, к тому же не умеющих внятно и красиво рассказывать о своих взглядах!
Тут можно говорить о существовании в каждой стране и конечно в России, "двух народов" и "двух культур". Об этом много говорил и писал Лев Толстой, об этом говорили русские революционеры-народники, стараясь объяснить это тогдашней тонкой прослойке "среднего класса", только нарождающегося в монархической России.
И революционеры разных взглядов и идеологий, рассказывали о преступлениях и ошибках высшего класса не только через прокламации, но и с помощью оружия, через страшный революционный террор.
(Но рассказ об этом, только отвлечёт внимание читателей от заглавной темы и потому - об этом в других статьях...)
Я считаю, что буржуазная революция в России и тем более пролетарская революция, пришли через этот бунт, вследствие террора против власти богатых и знатных, совершаемого часто ценой собственных жизней бунтующих.
Именно народнически - эсеровский террор всколыхнул Россию и привел к пониманию простыми людьми фальшивости монархических, буржуазных "святынь", заставил осознать необходимость равенства людей и уничтожение понятий построенных на отношениях господ и рабов!
Большинство сегодняшнего среднего класса в России не понимают этого в силу классовых интересов и требуя особые привилегии, не хотят понимать идеи равенства, свободы для всех и братских отношений между людьми!
Одной из причин такого непонимания, является их классовое происхождение - человек родившийся в среде людей образованных и обеспеченных, не может, а часто не хочет понять другую, большую половину народа необразованного и бедного, в большей части занятого тяжелым физическим трудом.
Но в России, "старой и новой", всегда были и есть люди, понимавшие и понимающие это противоречие. Лев Толстой, в силу своей гениальности, понимал это как никто другой и выстроил целую идеологию отношений барской и народной культур, о разделение российского общества на тех "кто едет" и на тех "кто везёт".
...Мне повезло, что я родился в рабочей семье, но повезло ещё больше, что я мог бесплатно учиться, лечиться и верить, что в будущем такая организация жизни станет обыденностью для всех народов мира.
Тогда, страной руководила одна партия и не было свободы самовыражения и это мне тоже не нравилось. Но взрослея, я начал понимать, что свобода слова мало что стоит, если в экономическом смысле вы поставлены в зависимое положение от тех, кто богат, знатен и образован, даже если таких подавляющее меньшинство.
А после развала СССР и прихода к власти "либеральных реформаторов", свобода слова досталась победившему социализм "среднему классу", а остальным остаётся слушать их либеральные разглагольствования и молчать.
И ещё мне повезло, что я вырос в стране защищающей интересы большинства, то есть простого народа, часто в ущерб обеспеченного и ученого меньшинства.
...Потом, когда молодость прошла, ещё в России я периодически попадал в разряд членов среднего класса, но в силу жизненных обстоятельств, снова возвращался в разряд пролетариата...
Иначе говоря, я видел и чувствовал изнутри жизнь не только рабочего класса в Советском Союзе, но и жизнь среднего класса, как в России, так и в Англии. И таким образом мог сравнивать, описания советской жизни представителями бывшей советской "интеллигенции" ставшей образованщиной, с тем что я видел и вижу вокруг себя.
С другой стороны, мне повезло видеть изнутри жизнь англичан, не слишком озабоченных переживаниями о жизни в бывшем Союзе, о жизни тех же российских образованцев - в каждой стране свои проблемы и заботы.
В Англии, средний класс во многом другой чем в России и его диктатура намного мягче и часто, подобно российским народникам, члены этого класса выступают за улучшение жизни работающих руками, а иногда, даже представляют их интересы в парламенте. Такой парламентской партией является лейбористская партия, и её название переводится на русский, как "рабочая" партия.
Вот этой двухполюсной власти в России, надеюсь что только пока - не существует! Получается парадокс: во внешней политике Путин говорит о многополярности геополитики, а во внутренней, продолжается диктат одной партии, представляющей интересы богачей - олигархов, интересов объективно направленных против интересов большинства!
Но и здесь в Англии, я столкнулся с тем, что мнение рабочего класса, который есть и который противостоит мнению среднего и тем более "высшего" класса, мало кого интересует.
Консерваторы представляют интересы высшего класса, а лейбористы - среднего класса, представляющего основу её политической и электоральной власти. Но лейбористы, через эволюцию политических программ, иногда становятся копией партии консерваторов. Поэтому, объединённый средний класс, так же как в современной России, является владельцем всех СМИ и его идеологическая диктатура никем не оспаривается - это просто факт!
Однако, надо отметить, что в Англии, как нигде сильны профсоюзы и я уже писал, что "хозяева жизни" боятся их как огня, потому что периодически, борясь за интересы трудящихся, профсоюзы устраивают забастовки. Выступают в том числе за интересы "офисного планктона", который хозяева жизни эксплуатируют не меньше, чем рабочий класс. И остальные работающие люди, с пониманием относятся к этим забастовкам, потому что знают их причины!
Но и в Англии, средний класс, характеризуя рабочий класс говорит о его интеллектуальной отсталости, увлечении футболом, примитивных интересах на уровне масс культуры, и потому читающих только политические сплетни в "Сан" и "Дэйли мейл".
В России похожая ситуация, но здесь нет правящей партии, которая защищала бы рабочий класс и крестьянство. КПРФ не в счет, потому что они не могут претендовать на власть и остаются в оппозиции вот уже скоро тридцать лет, нисколько не увеличивая число своих сторонников.
Зато, уже около тридцати лет, во власти находятся представители российского среднего класса, а им противостоит, совсем уже крайне правая часть этого класса, откровенно смотрящая на народ, как на управляемое стадо!
Но и те, и эти - есть средний класс России, заметно более похожий на бар и господ, чем на лейбористов и даже консерваторов в Англии. Именно стараниями этих бар, слово товарищ в "новой" России было заменено на слово "господин"!
...Мы часто, забываем об этом и удивляемся, когда сбитый с толку западной пропагандой "первый народ" - молодые его представители, выходят на протесты, требуя для себя привилегий.
А вторая, большая часть россиян молчит, потому что им надо работать с утра до вечера, чтобы прокормить семью...
Размышляя над этим, подумал, что Россия и весь мир живут под информационным и идеологическим "колпаком" среднего класса. Все, кого мы видим на ТВ, слушаем по радио, чьи опусы читаем в газетах, журналах и популярных сайтах - это представители взглядов "среднего класса" на жизнь политическую и экономическую.
Сегодня, средний класс определяет "повестку дня" во всем мире для большинства людей "несреднего класса", в том числе и в России.
Только на Западе, эта информационная гегемония среднего класса представлена в мягкой форме, а в России - в виде откровенной идеологической диктатуры!
...Единственное время, когда "средний класс" бывший плоть от плоти рабочего класса, выражая мнения большинства, поддерживал "диктатуру пролетариата", было время после революции, во время Отечественной войны и восстановления разрушенного хозяйства. Тогда, эта "прослойка" называлась советской интеллигенцией!
А сегодня, весь мир живет по тем образцам, которые навязывает обществу средний класс, выступающий от имени народа, по сути не являясь таковым. В России, это особенно заметно, потому что количественно и качественно, "срединная прослойка" здесь вовсе не класс, и заметно уступает Европе и Америке количественно. И по политическим взглядам тамошний средний класс вовсе не похож на российский.Трудно представить себе английского интеллигента с правыми взглядами, а в России - это основная идеология правящего меньшинства и несистемной оппозиции.
Все нынешние российские звезды ТВ - представители этой прослойки, считающей себя средним классом, потому что в России, класс "новых аристократов" ещё только формируется - даже миллионеры и миллиардеры-олигархи являются частью этого класса. А представители среднего класса, выступая от имени "народа", выступают прежде всего от имени этих богачей.
...Бывшая советская интеллигенция, самоназвавшаяся средним классом и ставшая образованщиной - богатой и учёной, не может понять надежд и чаяний реально существующего народа, потому что её представители родились в материально и интеллектуально обеспеченной среде и потому, не способны посмотреть на себя со стороны глазами тех, кого они экономически и интеллектуально эксплуатируют.
Размышляя об этом, я начинаю понимать причины жестоких законов, которыми руководствовались революционеры, когда вводили репрессии по классовому признаку. Тут оправдывается народная поговорка: "Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит". Иначе говоря, сколько образованца не воспитывай, он остается представителем своего класса и рано или поздно, сам осознает это.
Сегодня, в России, классовых волков выпустили в лес и они, часто сами этого не сознавая, мстят за свои семидесятилетнее унижение точно так, как после революции простой народ мстил высшему классу за столетия боли и унижений.
Конечно открытого террора против своих классовых врагов, современные !интеллигенты не ведут. Но, "дворянская косточка" сегодня, диктуя негласную идеологию победившей в "перестройке" буржуазии, проявляет себя в России с новой силой, скрывая под личиной интеллигентности и образованности, жажду привилегий, которыми до революции обладала знать и богачи...
Правда этот срединный класс, боится новой революции и потому, оставаясь в поле выборной демократии, отвоевывает привилегии через представительный орган - Думу и через законы, которыми руководствуется правительство.
Поэтому, пока мы не видим актов откровенной мести контрреволюционеров, направленных против народа, не признающего его тысячелетних барских "святынь". Но эта месть осуществляется в мягкой форме, через таких умных и осторожных людей как Познер, Кончаловский, Радзинский и иже с ними.
После контрреволюции и наступившей реставрации, большая часть российских интеллектуалов-книжников беззастенчиво прислуживают богатству фарисеев, оправдывая свою классовую алчность хитрыми, фальшивыми аргументами. Это обычная ситуация для стран "развивающихся демократий", к каковым относится и Россия.
Невольно вспоминаются слова Иисуса из Назарета о еврейских книжниках и фарисеях той поры: "О, фарисеи - лицемеры, змеиное отродье"!
...В России, главным консервативным классом, по природе своей, как раз и является "средний класс", охраняющий привилегии, которыми до Революции владели аристократы и нарождающаяся тогда буржуазия. Сейчас, новые "книжники и фарисеи", о которых с таким негодованием говорил Иисус - Мессия, владеют экономическими и политическими привилегиями и всячески их защищают, правда теперь не нагайками казаков, но идеологической отравой пропоганды, распространяемой ими в СМИ.
В нынешней России, происходит тот же процесс, который происходил в Европе, но несколько столетий назад.
Тогда, в Европе, нарождающийся средний класс произвел подмену понятий и буржуазия, называвшая себя "средним классом", объявила о наступившей "демократии", хотя точнее, ту демократию надо называть "буржуазной демократией" и по определению, её нельзя отождествлять с подлинной демократией, то есть властью народа!
А в России, с наступлением реставрации, уже и российские богачи и книжники присвоили себе имя демократов, правда не скрывая своей буржуазности!
Если сравнивать подлинную демократию и буржуазную демократию, то жизнь в капиталистической России, заметно отличается от жизни в социалистическом Китае.
Там, как нигде в мире чувствуется движение в будущее, а в России в прямом и переносном смысле реставрируют прошлую жизнь, пытаясь объединить народ на исторических буржуазных "святынях", присущих классу богатых, ученых и знатных. Поэтому нет ни заметного движения, ни даже мечтаний о будущем равенстве и единстве народа.
Отсюда происходят нелепые предрассудки, отсюда и "охранительство" образованцев, с фанатизмом неофитов защищающих власть богатых и "знатных", свергнутую Русской революцией в ноябре семнадцатого.
Их мифы о имперском благополучии в монархической России, отрицают все новое и необычное, ненавидят Советский Союз и советскую власть и поэтому, главный лозунг сегодняшних буржуа-образованцев и властной элиты: "Назад в прошлое!"
...Бедность бесправного большинства остается главным пороком, родовым пятном первоначального капитализма, построенного сегодня в России. Большинству работающих руками и мозгами людей, не доплачивают за их работу, а богатые "владельцы заводов, газет и пароходов", пользуясь слабостью правительства, жиреют и увозят свои богатства и семьи на Запад, потому что не любят и презирают ограбленный ими народ, утверждая - "в кондовой России им делать нечего!"
...Отчасти, такими представителями "верхнего класса" являются и вышеперечисленные интересные и умные люди, которые невольно стали глашатаями и восхвалителями "среднего класса", во всём не похожего на рабочий класс, которому они противостоят и который они, - одни открыто, а другие подразумевая - оскорбляют, называя "ватниками", "быдлом" или "электоратом".
И эта классовая ненависть в форме презрения одних и жажды мести других - одна из самых больших проблем в российском обществе! Как всегда, высший класс презирает тех людей, которые их поят и кормят, иногда буквально, а иногда косвенно, зарабатывая для них прибавочную стоимость. Именно они, составляют ту аудиторию, которая смотрит, слушает и восхищается выступлениями самых продвинутых говорунов из их срединного класса...
Так было и во времена Николая Первого, Александра Второго и Третьего, ну и конечно перед революцией во время правления Николая Второго. Тогда тоже средний-высший класс, издевался и презирал низшие сословия за их темноту и необразованность. Только подлинная русская интеллигенция чувствовала свою вину перед этим необразованным и темным народом, переполненным предрассудками и формальной верой в царя - батюшку...
...Написал и подумал - Познера, Радзинского, Кончаловского и многих на них похожих, смотрят и слушают, захлебываясь от восторга в основном представители того же среднего класса, только рангом пониже, да интеллектом пожиже.
По всем опросам и статистике, таких людей в России около десяти процентов, то есть взрослых особей, около семи - восьми миллионов. В их число входят не только богачи-олигархи и их идеологическая обслуга, но и чиновники из всех структур, включая правительственных чиновников.
В современной России, эти семь-восемь миллионов, противостоят семидесяти, восьмидесяти миллионам, тоже взрослых, но простых людей.
Дети пока не в счёт, хотя очевидно, что в семьях книжников и фарисеев вырастают книжники и фарисеи, за малым исключением. А в семьях рабочих и крестьян вырастают новые рабочие и крестьяне. Такова логика социальной организации, называемой первоначальным капитализмом, разделяющей, раскалывающей общество на "успешных" и "неуспешных". И конечно, ни о каких социальных лифтах тут и речи не идёт.
Констатируя такой раскол российского общества, необходимо понимать опасность классового расслоения, которое обязательно скажется не только в случае войны или даже шантажа войной. Главное, что страна без социальных реформ будет топтаться на месте, напоминая "лебедя, рака и щуку", впрягшихся в телегу прогресса.
Если проводить аналогии, то сегодняшнюю ситуацию отношений между народом и властью, можно сравнит с предреволюционной ситуацией в российской империи, во время неудачной, проигранной войны.
И осознавая такую опасность, надо всячески стараться засыпать этот провал, если не пропасть, образовавшуюся, в годы победы реставрации в России!
Как это можно делать, поговорим уже в другой статье...
Начало ноября 2018 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal/ Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion