Аннотация: Рассказ о выпускной сессии в Кембридже.
Нагорная проповедь. Киносценарий.
Безусловно, одной из блестящих страниц Евангелий - это страницы "Нагорной проповеди". И каждый раз, читая эти места, я пытаюсь представить себе, как это было, тогда, более двух тысяч лет назад, в замечательном по своей природной красоте месте, на горах, недалеко от берега моря Генисаретского.
Представляю себе тысячи людей, расположившихся на зелёных лужайках посреди вырастающих из склона, серых скальных камней; вижу Иисуса Христа, молодого, сильного, красивого, как бывают красивы, влиятельные признанной духовной и религиозной силой люди, к которым стремятся за поддержкой и советом,
окружающие их люди!
... Рядом с Ним, сидя на траве полукругом, расположились Апостолы. Они, совсем недавно ставшие его учениками ещё немного стесняются быть "свитой" этого загадочного чудотворца из Назарета которого, известный в Иудее пророк Иоанн, признал за Божьего посланника и при Его крещении в Иордане говорил, что "недостоин завязать ремни на Его сандалиях".
Их стеснение происходит ещё от того, что некоторые люди из собравшиеся знали Иисуса ещё тогда, когда он был мальчиком и жил в семье Иосифа - плотника. Многие из присутствующих знали и Марию, - мать этого человека, славную своей добротой и тихим характером...
После крещения на Иордане, Иисус из Назарета на некоторое время удалился в пустыню, а по возвращении начал учить со знанием и со властью тому, что можно было назвать проповедью бескорыстного добра и подлинной любви людей к Богу и друг к другу.
Этот Назарянин мягко, но властно, возглавил кружок своих последователей и незаметно приобрёл на них необычайное влияние. Подражая Ему, учась у Него, они - рыбаки и землепашцы, - захотели стать сильными, духовными людьми, полными внутренней уверенности, как он сам, их Учитель...
Вот уже несколько месяцев ходили они вослед Учителю, ночевали под открытым небом или в гостеприимных домах и проповедовали "новое" учение, которое Иисус - их Учитель называл Новым Заветом и на которое с любопытством и радостью откликались простые люди, а книжники и фарисеи относились с большим недоверием...
Вот и сегодня, с утра, узнав, что в их местность пришли и остановились неподалеку от озера Иисусовы ученики и их Учитель, толпы страждущих истинного учения и просто любопытных постепенно собрались здесь, на пологом травянистом склоне прибрежного холма. И расположившись вокруг Назарянина, как его все называли между собой, ожидали Его проповеди...
... Тихий солнечный день клонился к закату и с высоты холма, была видна поверхность синей прозрачной воды озера, и тёмной полоской в лёгкой дымке жаркого дня, проступали на другом берегу пологие зелёные холмы...
- Приветствую, вас, братья и сёстры, - начал говорить Иисус, хрипловатым от волнения голосом и разговоры вокруг быстро сихли. После нескольких фраз сказанных им, видя вокруг сосредоточенно внимательные лица слушателей, ожидающих новых откровений, видя глаза этих простых крестьян и пастухов из окрестных городков и местечек, слыша наступившую тишину, в которой хорошо различима далёкая песня чёрного дрозда на одном из склонов, Он успокоился. Голос Его постепенно окреп и беспрепятственно разносился над холмами, приобретая волшебную звучность и убедительность...
- Многие из вас, услышав меня первый раз с испугом спрашивают себя и друг друга: - Неужели он, выступает и говорит против Закона?
- Конечно это не так и не может быть так. Ибо я люблю Бога, как Отца моего, который даровал Закон избранному народу Израиля...
Иисус сделал паузу и слушатели, - несколько тысяч человек, - сидели затаив дыхание, стараясь не шевелиться и ожидая продолжения проповеди...
- Я не противник Закона. Я пришел на землю, чтобы соблюсти и восполнить Закон. Фарисеи - лицемеры хотят меня уличить в неверии, ибо я обличаю их грехи и неправду, но я долго думал и говорю, что я за Закон и за его понимание и исполнение. Я за подлинно праведную жизнь, которую можно выразить через несколько главных заповедей. А следуя этим заповедям, можно достичь святой жизни.
Назарянин вновь сделал паузу и порывистый Пётр вскочив в нетерпении, попросил:
- Учитель, поведай нам их!
Иисус глянул на него, потом обвёл взглядом окружающие Его со всех сторон толпы народа и продолжил: - Слушайте и запоминайте:
- Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, ибо держит гнев в душе своей и отравляет сердце свое черными помыслами. Очистись душой, и дела твои станут чисты...
Иисус перевёл дыхание и продолжил...
- Не смотри на женщину, как на предмет любострастия, ибо она половина твоя, равная тебе самому и, заключив с ней брак, знай, что это навечно. Ибо брак установлен Богом, как союз нерасторжимый...
- Не клянись, а значит, не употребляй имя Божье всуе и во лжи. Но, так как на земле всё сотворено Богом, то и клясться небом или землей, Иерусалимом или своей головой, есть клятва с именем Бога, - пустая клятва для достижения мелких мирских целей...
- Не отвечай злом на зло, но только добром, и вместе, не попустительствуй злу и выражай к нему своё отношение безбоязненно и нелицеприятно...
- Просящему у тебя дай, ибо, давая, берешь для себя Божье одобрение. Не копи, не собирай злата, ибо это против Бога...
- Молись и не унывай...
- Храните сердца ваши, как очи ваши, ибо через сердце проистекает духовный, небесный свет веры. Но так же и злодейство проистекает в мир через сердце. Берегите их в чистоте и любви...
- Кто думает сочетать службу Богу и Мамоне, тот подобен желающему угодить двум господам. Господь влечет нас к небесному и вечному, а богатство к земному и тленному...
- Заботьтесь о спасении души, а заботы о пище, питье и одежде томительны и отвлекают нас от забот о вечном. А Бог нас не оставит... Ведь мудрые и праведные, всегда найдут поддержку и одобрение...
- Ищите прежде царствие Божие и Правду его...
- Возлюби ближнего, как себя самого...
Иуда из Кариот, неожиданно выкрикнул: - А кто ближний мой? Как я могу это знать?
Иисус обвёл взглядом людей, которые сидели группами и отдельно, вокруг и ниже по всему склону, увидел плохо одетого старика с простой неловко оструганной палкой, вместо посоха, и глянув на Иуду, ответил:
- А ближний твой, это всякий, кто живет сегодня и сейчас рядом или недалеко. Ибо близость определяется не только родственными узами, но и состоянием души и чувством радости, что каждый кто живет с вами в одно время, близок вам...
- Особенно близок к вам тот, кто нуждается: увечные, немощные, беззащитные... Богатые и знатные тоже вам близки, но они в вас не нуждаются и потому, ваша близость остается без ответа.
А вот рабы господ в вас нуждаются, им нужна ваша помощь и сострадание, именно они уверуют в первую очередь, ибо они нищие телом и духом. А богатые любят деньги, плотские удовольствия и власть над другими людьми. Они хорошо образованы и думают, что знают о жизни всё, что помогает сделаться известным и богатым.
Им Бог не нужен, поэтому они считают, что за деньги можно купить все и даже свободу, хотя конечно они от этого не становятся свободны, - а всего лишь рабы денег...
Иисус помолчал, и напяженная тишина повисла над множеством людей, сосредоточенно слушающих и обдумывающих сказанное. Для них, простых сельских жителей, всё, что говорил Иисус было поразительно ново и вместе, отвечало их душевным чаяниям и интересам...
Юноша Иоанн Заведеев, прервал паузу и тихим голосом попросил: - Учитель, продолжи, мы внимательно слушаем тебя.
Иисус вновь начал говорить, чуть возвысив голос:
- Сатана соблазняет богатых и фарисеев гордыней, а Бог не может помешать жадности, тщеславию и себялюбию овладевающему их сердцами, мыслями и поступками...
- И остаются они неприкаянными в своем падении, не любящие не только людей, но и себя. Они играют роль свободных и независимых от общей жизни, пока старость или болезнь не покажут им, их истинное место в мире. Часто их разочарование становится причиной их ненависти к другим людям, к окружающим и тем более к дальним...
Иуда порывался возразить, а потом не выдержав, вскочил и плачущим голосом закричал: - Но могу ли я помочь всем, Учитель? И потом, чем я смогу помочь? Ведь я из бедной семьи и сам бедняк. Единственное, что я делаю хорошо, так это считаю: овец, людей, деньги...
Иисус долго и с удивлением смотрел на него, а потом тихо ответил ему одному: - Вот и будешь казначеем!
А потом обращаясь к народу заговорил:
- Я радуюсь, что меня слушают и понимают, но я знаю, что книжники и фарисеи люди учёные и гордые, будут против меня и тем самым против Отца моего и вашего. Он Отец - Создатель, скрыл великие тайны от умников, ибо они возгордились своею ученостью и, возгордившись "пасут себя самих", забывая о нуждах, чаяниях неученых, простых людей. Они лицемеры и поэтому, выставляют свою веру, которая есть скрытое неверие...
- Они носят широкие налобные повязки, молятся всегда на виду, любят занимать первые места в собраниях. Но верить в Отца - значит жертвовать собой, в том числе имением и богатством. А фарисеи хотят только преумножать свои богатства. Поэтому они ненавидят меня, посланного Отцом в мир, погрязший во лжи и лицемерии...
- Фарисеи, считая себя учителями народа, хотят за это получать награды земные: славу, деньги, почёт. Но это гордыня самомнения!
- Если раб пашет, или пасет скот, то считает ли это его господин заслугой? Думается, что нет?
Так-же веруя и творя добрые дела, мы должны смотреть на такую жизнь как на свой долг, а на себя, как на непотребных рабов. В этом суть веры Божьей, а воздаяние придет по делам нашим, не по словам только и жестам. Фарисеи и книжники сделали веру свою профессией, зарабатывают деньги и думают, что служат Богу...
...И ещё долго говорил Иисус с людьми и отвечал на их вопросы.
...В дальнем углу озера, в появившейся тёмной туче, неожиданно грмыхнул и заворочался раскатистый гром. Иисус прервался, оглядел всех присутствующих, потом ещё взглянул в сторону приближающейся грозы:
- Однако уже темнеет... Братия! Время позднее и нам пора расходиться...
...Люди с неохотой стали подниматься на ноги и расходиться, обсуждая слова нового пророка, а Апостолы, окружив Иисуса подали ему посох и все вместе, растягиваясь на ходу в цепочку и переговариваясь, гордые своей близостью к Учителю, начали спускаться вниз, к берегу озера...
...Этим вечером, Иисус, на берегу Генисаретского моря, долго ещё сидел у костра с учениками и разговаривал с ними...
Огонь потрескивал рассыпающимися от жара угольями, а яркий свет от костра отражался в тёмной, неподвижно - маслянистой поверхности озера, на мгновения освещая поникшие ветви плакучей ивы, растущей на кромке воды...
- Я, говоря с народом иногда слышал ропот непонимания в толпе. Но я не хотел толковать подробно и только вам открываю, чтобы вы не только понимали сами, но могли и объяснять мои мысли посторонним...
- Ибо люди должны не только слушать, но и думать о сказанном. И когда истина будет результатом их раздумий, тогда они будут верить ей, как себе. Но если чего не смогут понять - обратятся к вам, а вы, со временем станете носители Духа Святого, станете учителями, проповедниками, пастырями Церкви верующих и блаженных.
Пётр почесал густую, начинающую седеть бороду и качая крупной, с ранними залысинами головой, попросил: - Учитель, если говорить честно, то я тоже, многого не понял, хотя хочу понять и вижу, что ты говоришь истину. Но поясни нам!
Иисус, помешал палочкой угольки с краю костра и не спеша начал отвечать:
- Сегодня я говорил о заповедях Блаженства. И ещё хочу повторить их для вас...
Фома, сидевший до этого молча и сосредоточенно, вдруг перебил Учителя, стараясь не забыть выводы, которые он сделал из своих тяжёлых размышлений: - Думаю, что люди в Иудее так развращены, что не верят ни в Бога, ни в Сатану и потому...
Иисус, словно зная наперёд, что скажет Фома, обратился к нему: - Эх, Фома, Фома! Плохо ты знаешь людей. Они могут быть злыми, а могут быть и добрыми. Это зависит не только от того, как с ними говорить и поступать, но и как о них думать. Ищите в людях хорошее, а не плохое и говорите с ними об этом, и тогда они уверуют и их поступки и даже слова переменятся...
Чтобы исправлять, воспитывать людей, надо их любить всей душой и тогда в ответ, и они станут добрее и лучше...
Иуда из Кариот, поднял голову, и отведя глаза от полыхающего, алым, пламени спросил: - Как понять, что "блаженны нищие духом"... и всё прочее. Нас учили, что быть богатым и сильным, значит соответствовать Божьим установлениям. Только те, кто не имеет - хотят...
Иисус прервал его: - Это фарисейские установления, но не Божьи законы. Ибо не гордящиеся, но униженные, не богатые, а щедрые духом унаследуют царствие небесное. Всегда и сейчас на рубеже времён, мы видим псевдо верующих озабоченных земным, но не небесным, претендующим на жизнь вечную, говорящих мы вместо я, пытающихся скопом вломиться в Царство небесное, - будущее Царство вечной жизни...
- Но, повторяю, путь этот тернист, а врата в царствие небесное узки. И потому, там на престоле воссядут только те, кто не говорит - мы избранные, а говорит - мы верующие. Да будет так!
Тут, Пётр глядя на Учителя слезящимися от волнения глазами спросил: - Прости Учитель, но я простой человек и мне трудно запомнить сразу и Заветы и их толкования...
Он помолчал переводя дух...
- Однако я понял, что простые люди, такие, как мы, веря в Бога и Сына Человеческого войдут в Царствие небесное через свою простоту и веру, а мудрые и гордящиеся останутся вне их пределов. Я знаю хорошую поговорку: "На всякого мудреца довольно простоты" и это истинно...
Иисус улыбнулся и ответил: - Вижу Петр - ты правильно понял. Это вам пригодится, когда меня не будет, а вы будете проповедовать слово Божие по всей Земле...
Пётр подбодрённый таким вниманием Иисуса, проложил спрашивать: - Учитель! Объясни ещё раз, что значит: "кроткие наследуют землю". Неужели можно уговорами и молитвами заставить злодея и алчного человека отказаться от злобствований и поклонения Мамоне?
Иисус посерьёзнел: - А ты попробуй! Объясни, что Бог дает силы слабому и мягкому, такому, кто напоминает зеленый росток, а сильное и жесткое погибает, как гниет и падает большое дерево. Говори, - кто много копит, тот много и теряет. И если ты это будешь говорить любя и прощая, - тебя поймут и поверят тебе!
Здесь Иисус помолчал и потом тихо продолжил: - Но готовься к гонениям, ибо злые таких речей не прощают! Но Бог, за вашу кротость, не забудет вас...
И помолчав, продолжил уже для всех учеников: - Не бывает так, чтобы человек сохранил силу до глубокой старости. И только кроткий остается таким до конца... Помните это.
И ещё помните! Через праведников спасется мир! Пусть вас пока немного, но никогда много и не будет. Найдите в себе силы в одиночку противостоять лжи и лицемерию наряженных в богатые одежды лжеправедников, подражающих простым людям в их искренности...
Людей можно обмануть, но Бога нет. Бог читает в ваших душах и видит уклонения к Сатане в самых малых проявлениях. Бойтесь неискренности в себе больше внешней лжи. Ибо те, кто открыто лгут, - пытаются обмануть людей, а те, кто неискренен внутри, - пытаются обмануть Бога. А это преступление намного тяжелее первого, потому что целью обмана становится Бог, Отец небесный, Создатель всего живого!
Запомните! Праведник пришел в мир чтобы страдать, - грешник, чтобы искать радости в земном и животном. Праведник стремится к Богу и тем самым претендует на бессмертие и окружающих призывает, и тянет за собой к небу.
Грешник всегда живет среди материальных земных благ и в комфорте, уверяя себя и других, что в этой земной юдоли страданий, можно найти небесные сокровища. Будто, в самом деле можно найти божественные ценности в животной радости!
Но все вы узнаете, что это не так, что это козни Сатаны, который через сиюминутные развлечения подкупает совесть, душу человека, подменяет вечное временным, а потом, когда грешник продаст душу, говорит ему: "Ты сам решил! Это дело твоих рук! Я заманивал тебя, не скрою, но ведь ты сам соблазнился. Это твой грех, тебе и отвечать"!
Бойтесь Сатаны, братия, ибо он стремится проникнуть в души человеческие - неслышимый и невидимый - и соблазняет возбудив сомнения и неверие в душах людей, уже готовых к восприятию козней владыки лжи и смерти!
Иоанн Заведеев, самый молодой среди учеников Иисуса, с напряжённым вниманием слушавший Учителя, вдруг спросил: - Учитель! Что есть праведность?
Иисус, с тихой улыбкой обратил лицо к Иоанну и начал объяснять: - А я говорю: богатство грех, ибо богатство дает видимость счастья, занимая все помыслы и дела человека богатого. И уже не остается времени, чтобы думать о Боге. Мало того, богатый человек, подобно плохому дереву дает только плохие плоды, ибо через алчность и сребролюбие в мир проникает Сатана.
А праведник, это тот, кто не делает другим, что ему самому не понравится, когда делают это ему. И ещё, он не лжет, не клянётся и живет в тишине и бедности, думая о божеском, а не о земном!
Пётр вновь спросил - Но ведь мы, Учитель, живем в таком мире, где и предания поощряют стремление быть богатым.
Иисус со вздохом ответил: - Да, это так. Но я говорю, что это есть отступление от Закона, извращение его сути.
Где и когда вы видели богатых и довольных своими богатствами пророков? А именно они, пророки, а не фарисеи, должны быть примерами для подражания. И когда я говорю, что я не против Закона, а пришел восстановить Закон, я прежде всего думаю о тех грешниках которые, считая себя праведниками торгуют в храме и дают деньги под залог. О тех людях, которым страсть к обогащению заменяет Бога. Простые же люди, глядя на этих псевдоучителей, думают - а я чем хуже?
Иисус на время прервался, повернулся к Симону - Петру и спросил его с улыбкой:
- Вот ты, Петр - рыбак. Много ли денег ты зарабатываешь на рыбной ловле?
Пётр смутившись, развёл руками: - Нет Учитель. Едва хватает на еду, на ремонт дома и лодки. Да и едим мы почти одну рыбу.
Иисус кивнул: - Ну вот. Ты в поте лица добываешь свой хлеб, а богатый пользуется услугами других, берет проценты, дает деньги в рост и его совесть молчит!
А там, где совесть замолкает, там уже нет Бога. Там человек заботится о теле, ищет наслаждений и ненавидит праведников, потому что его больная совесть ему покоя не дает. Ему хочется, чтобы все стали такими же - потерявшими совесть.
А деньги никого ещё не сделали счастливыми. Злыми - да! Заносчивыми - да! Но душевного равновесия и покоя деньги не могут принести...
Когда мы просим у Бога, с истинными слезами на глазах, того что нам недостает для душевного покоя, тогда мы умаляем себя, а Его, Бога превозносим и верим, что он поможет нам! И тогда Он откликается.
Поэтому: "Блажены плачущие, ибо они утешатся".
Иоанн, чуть осмелев, задал второй вопрос: - Учитель, почему есть зло, почему люди страдают и умирают?
Иисус, потёр правой рукой уставшие глаза и не спеша ответил:
- Поставим вопрос иначе... Что происходит, когда люди страдают и умирают?
Праведник в этом мире страдает, но радуется, ибо это испытание, которое посылает Бог. Праведность и вера, это смирение и упование на Бога, ибо Царствие Божие не от мира сего.
Но человеческий эгоизм, безразличие, сопротивление добру, глупость, гордыня, нахальство - всегда были и будут причиной страдания и горя. В человеке живет первородный грех. И я пришел спасти род человеческий, пострадать за вас!
Думая о себе, думайте как о постороннем... Вначале Бог, потом другие и только потом "я". Если вы будете повторять это изо дня в день, Бог вам поможет...
Иоанн оглядев своих товарищей вновь спросил Учителя: - Чем Бог может утешить нас?
Иисус подняв голову, взглянул в тёмное, серебрящееся искорками звёзд небо, послушал тишину сонного залива, в котором по временам всплёскивала крупная рыба и ответил, грустно улыбнувшись: - Он придает нам мужество в страданиях, вселяет успокоение, становится нашим Наставником, сострадает нам, ставит новые цели. Путь в Царство Божие лежит через узкие врата и лишь верующие в Него праведники спасутся!
...Угли в костре стали покрываться пеплом и темнота постепенно придвинулась к прогорающему костру. Синеватый дымок, от мерцающих угольков, тонкой прозрачной струйкой поднимался вверх, к тёмному небу и таял там, незаметно растворяясь в предутренней свежести...
Иисус, правой рукой поправил длинные мягкие волосы кудрявой волной ниспадающие на плечи, потом оглядел учеников расположившихся на подстилках вокруг костра и продолжил: - Я буду, говорит заповеди, а потом постараюсь объяснить их вам... Ученики утвердительно закивали головами...
- Блаженны кроткие, - начал Иисус - ибо они наследуют землю.
Иначе говоря, это стойкие люди, которые выстояли против бед и несчастий, не озлобились, а оставшись кроткими.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Правда на земле - это правда Царствия Божьего. Ищите эту правду, а остальное приложится. И когда мы стремимся к правде Бога, мы не испытываем разочарования потому, что эта правда вечна!
- Блаженны милостливые, ибо они помилованы будут.
Это путь прощения и отсутствия мести. Простить и забыть, зная что здесь на земле, мы все находимся между жизнью и смертью. Заботьтесь о других и о вас позаботятся. Простите своим обидчикам и вам от Бога воздастся.
- Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят.
Чистые сердцем - это те, кто способен любить, то есть сострадать другому. Любить других - это свойство души, выработанное в человеке через личный опыт сомнения и даже отрицания. Не бывает веры без любви. Но любовь без веры бывает. Мы не всегда чисты и не все. Кто грешил и покаялся - тот очистился. Кто совершил проступок, кто содеял преступление, тот может очиститься, покаявшись и раскаявшись. Люди грешны первородным грехом и каяться - это значит преодолеть эту греховность. Не всегда и не всем это удается. Но те кто очистились, те уверовали...
Вечная борьба Бога и Сатаны за человеческие души, это борьба чистоты с грехом. Чистые сердцем - это те, кто отказался от эгоизма и пришёл, через любовь, к Богу.
Но борьба эта продолжается всю жизнь. Только Бог и его небесные слуги безгрешены - тот, кто это понимает, тот становится чист помыслами.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Все мы под Богом ходим. А Бог говорит - живите дружно, любите не только родственников, друзей, слуг, но и врагов своих и исповедуя мир, будьте Божьими детьми. Бог вас любит. Любите других так, как любит вас Бог - прощая ваши грехи и надеясь на вас...
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царствие небесное.
Не уставайте твердить о Божьих принципах, о заветах Божественных и вы в награду станете Блаженными. Вас будут поносить и гнать, но вы радуйтесь, потому что в мире существует только одна правда - Божия и потому - радуйтесь...
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня.
Радуйтесь и веселитесь тогда, ибо велика ваша награда на небесах. Если вас будут поносить, притеснять и лживо говорить о вас худое и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь, потому что вас ожидает великая, самая большая награда на небесах, то есть особенная степень вечного блаженства...
Иисус, вновь потёр глаза, обвёл взглядом притихших, начинающих задрёмывать своих учеников и завершая произнёс: - Мне бы хотелось объяснить вам, что Заповеди Божие о жизни - это путь к радости и счастью уже здесь в грешном мире, потому что исполнение этих Заповедей приведет вас к спокойствию и удовлетворённости вашей жизнью...
Исполнение Заповедей поможет вам относиться и к смерти надлежащим образом, как к порогу, через который обязательно переступят все. Вы будете лишены страха небытия, ибо Бог позволит вашим душам, воспитанным на моих Заповедях, чувствовать радость единения со Всевышним после земной смерти. Вы сможете за гробом обрести вечность и войти в Царствие небесное. Не бойтесь потерять тело, но бойтесь потерять душу. Поэтому будьте преданы делу Веры и вам воздастся...
Костёр начал постепенно угасать и поправив обгорелые поленья, Иисус завернулся в одежды, легко прилёг на землю вздыхая, и тихо улыбался, когда смотрел на своих спящих учеников...
Апрель. 2008 год. Лондон.
Иисус Христос и свобода.
...Хочу предварить эту статью небольшим очерком истории демократии, которая сегодня многими напрямик связывается и с личной свободой и свободой политической, хотя это не одно и тоже...
Впервые, пожалуй, к пониманию подлинной демократии, как лучшей из возможных политических систем, пришли в Древней Греции, ещё более двух с половиной тысячелетий назад. Небольшие греческие города, благодаря демократии, превратились в сильные, процветающие города - государства, способные противостоять сильнейшим тираниям того времени...
В древнем мире, демократии удачно противостояли диктатурам, и даже потерпев единичные поражения, умели восстановиться, воскреснуть, как феникс из пепла, и вновь бороться, вновь побеждать тирании...
Именно греческие демократии, обуздывая непомерное людское тщеславие и тягу к власти, превратили выборных чиновников в служителей на жалованье. И отношение "подвластных" к "властям" было соответствующим, разительно отличавшимся от "простирания" себя перед царём, королём или ханом, перед Правителем, всегда с большой буквы. Раболепие, целование земли под стопами "лидера", было деталями политического и бытового протокола в древних тираниях, да мало чем отличаются и в сегодняшних, но, при "демократиях", простой кожевенник, мог выступая на суде, победить "управителя" города...
Но со временем демократии вырождались в демагогию и утрачивали своё значение (нечто подобное мы наблюдаем и сегодня)...
Однако, именно греческая модель народоправства послужила прообразом для европейских народов, стремящихся поменять несправедливую, тоталитарную систему на более демократичную, в периоды религиозно - социальных революций: будь то Английская революция, Великая Французская или даже Октябрьская революция в России. Причиной любой революции, явной или тщательно скрытой в отрицании источника, являлось нарушение социальной справедливости, королями, царями, их прислужниками и отступившей от заветов Христа, церковью...
Целью всегда было - восстановление попранной правды и свободы...
Интересная подробность. В деспотиях и схожих формах правления, слово господин - одно из самых значимых. И революции, прежде всего, выбрасывало его из речевого обихода, заменяя его словом из демократического лексикона: товарищ, брат, друг.
Как же христианство относится к проблеме свободы и несвободы? В чём отличие той же западноевропейской или народной, или социалистической демократии, от того, что мы называем христианской жизнью? Чем Кесарево отличается от Божьего? Как Иисус Христос решал проблему свободы, личной и политической?
На мой взгляд, Христос, не мыслил свободы политической без свободы личностной, но определял её не как свободу прав личности, человека, в обществе, в государстве, а отделяя жизнь социальную от жизни духовной.
Он говорил загадочные слова, что: "...всякая власть от Бога", которую Гегель перефразировал уже много позже, как: "всё действительное - разумно".
Он, Христос сказал: "Кесарево кесарю, а Божье Богу". Иначе говоря, государству государственное, то есть телесное, а душе - Бог...
Что же касается личностной свободы, то в Нагорной проповеди Христос призывает человеков быть свободными от забот о теле, ибо Бог об этом позаботится тоже, если вы веруете..
Прямо, тут слово свобода не упоминается, но говорится, процитирую, как бы резюме этого призыва: "Итак, не заботьтесь и не говорите...Что нам есть? Или что нам пить? Или во что нам одеться? Потому, что всего этого ищут язычники...
Ищите же прежде царствие Божие и правды Его, и это всё приложится вам. Итак, не заботьтесь о дне завтрашнем, ибо завтрашний будет сам заботится о своём: довольно, для каждого дня, своей заботы..."
В этих призывах - сущность человеческой свободы - телесной и душевной...
Не цепляйтесь за показное благополучие вашего физического тела, как бы говорит Христос, - и вы его получите...
Не копите и не стяжайте, и тогда душой будете жить по Богу и в Боге - всё остальное от этого зависит...
О Нагорной проповеди Евангелие говорит: "Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи..." То есть, Иисус Христос был автор учения Нового Завета и сам свободен, а книжники и фарисеи - комментаторы, не имеющие свободы, вкривь и вкось, толкующие Законы...
Но Иисус, будучи свободным, понимал всю тяжесть свободы и потому предостерегал книжника, который хотел стать его учеником, говоря ему: "...лисицы имеют норы и птицы небесные, гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову ..."
В этом же Евангелии от Матфея, Иисус говорит апостолам: "И не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить; и бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в Геенне огненной. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы все на голове сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых сих..."
Иисус здесь успокаивает людей свободных в Боге, не привязывающих себя в жизни ни к благам, не боящихся угроз свободной жизни. Иисус словно предлагает людям: "Будьте свободны и мир будет с вами!"
И дальше Он говорит: "Сделавши выбор свободы в Боге, держитесь Его крепко, ибо исповедующего Меня и Я исповедую пред Отцом Небесным..." И объясняя трудность и ответственность быть свободным, говорит смелые и жёсткие слова, которые уже многими сегодня забыты:
"Не думайте, что Я пришёл принести мир на Землю; не мир пришёл Я принести, но меч. Ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою, потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня, сбережёт её..."
Но дальше, Иисус утешает и объясняет, как надо быть свободным в Боге - в главе одиннадцатой, Евангелия от Матфея:
"Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все трудящиеся и обременённые и Я успокою вас. Возьмите иго Моё на себя. И научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим. Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко..."
Иисус, говоря по поводу обвинений фарисеев - законников, в нарушении учениками Иисуса закона субботы, поясняет:
"Если бы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных. Ибо Сын Человеческий господин и субботы..."
Иисус, говорит здесь о возможностях свободных в Боге, переступать формальные законы, которые написаны для рабов жизни и быта, держащихся за внешние "ограждения", как за костыли, для изуродованной такими законами души...
"Итак, можно в субботу делать добро! - говорит Иисус и исцеляет сухую руку больного...
Фарисеи обвиняют Иисуса в бесовстве, а Иисус, видя их лицемерные уловки, отвечает им:
"...Если же Я, Духом Божием, изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царство Божие - и далее поясняет фарисеям их подлинные намерения: "Кто не со мной, тот против Меня; и кто не собирает, тот расточает..."
Следующий эпизод о действиях свободных в Боге переступающих формальный Закон, это эпизод когда книжники Иерусалимские и фарисеи, вопрошают Иисуса: "Зачем ученики твои преступают учение старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб?.."
Иисус гневно обвиняет фарисеев:
"Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: "Приближаются люди сии устами и чтут меня языками; сердце же их далеко отстоит от меня. Но тщетно чтут меня, уча учениям заповедями человеческими...""
И далее, Иисус толкует притчу, обвиняющую фарисеев:
"...Ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления; это оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека..."
Здесь Иисус призывает очищать сердце, то есть душу, внутренние, невидимые глазу помыслы, не заботясь о внешних формах проявления благочестия...
Далее Иисус предупреждает апостолов: "Берегитесь закваски фарисейской!.."
В учении фарисеев, видел Иисус истоки рабства человеческого, перед формальными законами, а по сути, рабства перед фарисеями, которые использовали законы, чтобы оправдать и возвысить себя и свои рабские занятия и привычки, освящённые, даже не самим Законом, а его толкованием, думая прежде, "не о том что Божие, но что человеческое..."
Чувствуя приближение страстных дней своего самопожертвования и подвига, Иисус призывает своих учеников последовать за ним к свободе в Боге:
"...Если кто хочет идти за Мной, отвернись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной: ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретёт её..."
Свобода приходит через веру в нашего отца Небесного и даёт силу, говорит Иисус объясняя, почему апостолы не могли излечить беснующегося в полнолуние. Главную причину видит Он в недостаточном уровне веры - "по неверию вашему".
Поясняя, Иисус спрашивает Петра, у которого фарисеи просят деньги на храм:
"Как тебе кажется Симон, цари земные с кого берут пошлины или подати, с сынов ли своих или с посторонних?.."
Пётр отвечает: "С посторонних" - и Иисус говорит ему:
"Итак, сыны свободны!" - тем самым как бы указывая, что верующие в Бога - есть подлинно свободные. И всё-таки предлагает заплатить деньги на храм, чтобы не раздражать фарисеев - законников.
...Заповеди для свободных в Боге, которых многим так трудно держаться, объясняет Иисус. Это: "...не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, люби ближнего, как себя самого..."
И ещё говорит богатому юноше, который через богатство захотел обрести жизнь вечную: "...если хочешь быть совершенным, пойди продай имение своё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной..."