Аннотация: Богословские размышления на тему: Иисус из Назарета, его принципы нравственности изложенные в Новом завете и история христианства.
Богословие невоцерквленного верующего.
Сборник статей, рассказов и пьес.
Разговоры о Христе.
...Познакомились они несколько лет назад на богословской конференции, которую проводили в Оксфорде на одной из богословских кафедр. Но и до этого Робин, молодой англиканский священник и историк, много слышал об интересном русском епископе, который славился своими умными и глубокими проповедями и главной темой которого была становление христианства и жизнь самого Иисуса Христа.
А сегодня, волею случая, они сидели рядом и в перерыве между докладами обменивались мнениями. Владыка - так по-русски называли своих епископов в православии - хорошо говорил на английском, хотя начал учить язык уже во взрослом состоянии.
Во время перерыва Робин и Владыка пошли прогуляться и попить чайку в ближайшем кафе. На ходу Владыка, посмеиваясь, рассказал, что когда начинал служить в православном соборе в Англии, то совсем плохо говорил по-английски и первая его лекция была поводом для весёлых шуток английских теологов. - Но со временем всё более или менее наладилось, хотя, если в зале во время доклада я вижу улыбки, то начинаю подозревать, что невольно сказал какой-то каламбур...
Владыка весело рассмеялся, а Робин подумал: "У этого человека хорошее чувство юмора. Он не боится посмеяться над собой, а значит не очень озабочен своей персоной и тем, как он выглядит для других".
Войдя в небольшое кафе, которых много было на этой оживлённой улице, они взяли себе чай и несколько сконсов - плоских булочек, которые англичане едят со сливками и малиновым вареньем.
Когда сели за столик, то Робин стал разливать чай, а Владыка, начиная разговор, спросил над чем сейчас он работает - Владыка знал, что его собеседник, уже успел выпустить книгу о евангелистах, которая называлась "Четыре свидетеля".
Сделав первый глоток ароматного горячего чая, Робин, перед тем как ответить немного подумал, сосредотачиваясь обежал взглядом многолюдную улицу - они сидели на веранде, которая выходила прямо на прохожую часть тротуара.
Люди, в основном это были клерки из ближайших контор, с озабоченными лицами быстро проходили мимо них, совсем не обращая внимания на теплый, солнечный день, на красивые дома и церкви, чьи высокие островерхие башни чёткими силуэтами закрывали уличную перспективу. Кафе стояло в старой части города, а здесь церкви были выстроены ещё в средние века и их было очень много...
-Я сейчас продолжаю работать над историей написания Евангелий и собственно над историями жизни самих Евангелистов. Я хочу в этой работе показать, как изменялся образ Иисуса Христа в писаниях Евангелистов. Ведь многое в христианстве определяется именно этим. Я, как историк, не могу не учитывать личностного фактора при создании Благой вести...
Иисус не оставил нам никаких письменных свидетельств и потому, на мой взгляд, очень важно знать какими людьми были сами Евангелисты, а зная это, мы можем представить себе ход их мыслей и даже их индивидуальные чувства.
Кроме того, я изучаю историю древнего Иерусалима и это тоже даёт много интересных фактов, которые позволяют представлять, как жили, во что веровали древние иудеи. Евангелия писались, в лучшем случае, со слов апостолов. Я имею ввиду евангелистов-синоптиков, которые написали Евангелие плоти, то есть, в определённом смысле, фактографию произошедшего там и тогда.
Апостол Иоанн, конечно, писал по памяти, но его больше волновало духовное наследие Иисуса из Назарета...
- А что вы, думает об этом? - после небольшой паузы спросил Робин Владыку и посмотрел на него. Владыка Серафим потер лоб ладонью, словно разгоняя накопившуюся усталость и, собравшись с мыслями, начал отвечать.
- Я себе часто представляю, как это было тогда, во времена, когда был жив сам Спаситель. Вот и сегодня, после утренней молитвы я, вдруг в тишине раннего утра, внутренним своим взором словно увидел горы Галилеи, Генисаретское озеро в зелёной долине, чистую синюю воду, тихо плещущую небольшими волнами на песчаный берег, дома небольшого городка, а скорее деревушки, у подножия гладкого травянистого холма...
А дальше моё воображение, словно сценарий для документального кино, стало рисовать разного рода живые картины, очень напоминающие заставки к популярным фильмам. Поэтому я расскажу эти видения коротко и почти в сценарных терминах и правилах:
- Представьте дом в Капернауме. Иисус идет мимо в сторону озера по улочке, раскалённой полуденным летним солнцем. Одет он просто, но чисто. На голове у него серая одноцветная накидка, из под которой выбиваются каштановые длинные кудрявые волосы. Лицо худое, удлинённое, с негустой бородой и усами. Самое выдающееся в этом лице его глаза: яркие, светло-карие, они словно светятся и потому привлекают внимание всех прохожих, знакомых и незнакомых.
Они полны понимания и сострадания, но смотрят на мир без грусти и очень доброжелательно, отчего появляется желание заговорить с этим человеком. Поэтому, где бы он не появился, всюду его окружают люди, которые хотят говорить с ним или спросить его о самом глубоком и самом заветном. Люди тянутся к нему, как, - Владыка поискал сравнения, - как металлические стружки к сильному магниту...
Робин, под влиянием тихой речи Владыки, замер, пытаясь представить всё рассказываемое этим удивительным человеком в живых картинах..
Всё вокруг, на время перестало для него существовать: и стеклянные большие окна-перегородки, и редкие посетители, сидящие за столами и пьющие свой кофе...
А Владыка, внимательно вглядываясь в глаза своего собеседника, продолжал рассказ об Иисусе Христе и о том времени как о чём-то хорошо знакомом и неоднократно виденном:
- Подойдя к крайнему дому, он, недалеко от открытой воды, садится на старую лодку, давно уже вытащенную на песок, развязывает узелок с едой, который нёс за спиной на самодельном посохе, и начинает неторопливо есть сухие лепёшки, заедая их овечьим сыром и запивая водой из деревянной фляги, обтянутой выцветшей кожей...
Владыка снова потер себе лоб пальцами, и мельком взглянул на Робина, который, забыв об обеде, напряжённо слушал, стараясь понять, что хочет сказать ему рассказом этот странный русский человек, которого он знает, как известного европейского богослова и как главу православной общины в этом большом городе.
Но Владыка, наверное привычный к этому вниманию и странному напряжению, возникающему в его слушателях, во время таких рассказов, продолжил говорить, иногда замолкая и ещё раз вспоминая, увиденное им в воображении...
- И вот я представляю себе, что мимо Иисуса из Назарета, - так Его тогда называли, - проходят два брата-рыбака, направляясь в сторону озера. Это Пётр и его младший брат Андрей. Они здороваются с Иисусом и неожиданно садятся рядом с ним на зелёную травку.
В ответ на вопросительный ласковый взгляд Иисуса, Петр начинает говорить:
- Мы идём на озеро проверять сети... Но ещё есть время, и мы хотели бы тебя спросить, кое о чём. Мы знаем, что ты родился и жил в Назарете. Молва говорит, что ты, будучи плотником и сыном плотника Иосифа, вдруг стал проповедовать и начал ходить по стране Генисаретской, чтобы учить людей праведной жизни, в этом мире, и благодаря этому воскреснуть после смерти. Мы простые рыбаки, но то, что мы слышали о твоих словах, Учитель, говорит нам, что ты не просто плотник, но подобно нам, которые ловят рыбу, ты улавливаешь души людские. Так ли это?
Иисус, с улыбкой слушавший рыбака, помолчал, словно примериваясь, как лучше и проще объяснить и, внимательно глядя в глаза Петру, ответил мягким красивым голосом:
- Я вижу, что вы такого же склада люди, как я, и потому поведаю вам, как это случилось со мной, как из плотника я стал проповедником...
Он сделал паузу и, припоминая, на минуту загляделся на синюю водную поверхность, расстилавшуюся во все стороны и ограниченную на горизонте пологими зелёными холмами...
... - В какой-то момент жизни, словно меня кто подтолкнул к этому, я вдруг начал понимать образы и символы жизни тайной, той жизни, которой мы живём внутри себя когда мы одиноки, несчастны или когда наоборот мы в радости и возбуждении.
Об этом мы начинаем думать каждый день, когда только откроем глаза ранним утром и вдруг увидим и услышим красоту мира вокруг, чистый свет тёплого утра, яркий цвет листьев и плодов на деревьях в нашем саду, песни птиц небесных, которые радуются тому же, чему и мы радуемся, но так редко...
Слушатели, простые рыбаки, на время забыли обо всём на свете и сосредоточенно внимали словам Иисуса, стараясь не пропустить ни слова...
... - И внезапно, я начал чувствовать тоску, которую испытываете вы и вам подобные труженики, когда после яркого светлого дня наступает тихая ночь и думая о будущем ваши души грустят, что каждый день вместо того, чтобы радоваться свободе, переживая счастье жить в этом прекрасном мире и говорить об этих чувствах с другими людьми, вы идёте рыбачить и не всегда эта рыбалка успешна.
А потом продаете что Бог послал в ваши сети на рынке, где вас стараются обмануть или заставить продать скудный улов за бесценок...
Дома вас ждут престарелые родители, жена, которой надо ежедневно готовить еду на большую семью. Она сердится на вашу беспомощность и не слушает никаких оправданий, потому что от такой жизни она сделалась зла и сварлива...
И в сердца ваши приходит тоска несвободы и несбывшихся надежд, от этой полу нищенской жизни полной забот и тревог. И это особенно мучительно, когда кругом вы видите благообразие природы, замечательно красивый солнечный рассвет, слышите пенье птиц, видите цветение цветов в садах.
И вот, вместо того чтобы радоваться своей жизни среди этих красот, вы каждый день, не выспавшись, на рассвете выходите ставить сети, а после полудня проверяете их с тайной надеждой увидеть среди пойманных рыб ту, у которой изо рта торчит жемчужина, чудесная и дорогая, продав которую, вы сможете обеспечить себя и семью всем необходимым на долгое время, а сами станете свободны от этой ежедневной изнуряющей тело и мозг нужды...
Помолчав, Иисус посмотрел на слушателей и его голос окреп:
- Истинно говорю вам: - Бедным принадлежит будущее царствие небесное и они унаследуют его, так как знают цену жизни и свободы в этом прекрасном и яростном мире, который почему-то наполнен страданиями до краёв! И я говорю вам - станьте ловцами душ человеческих. Идите от ваших лодок и сетей вслед за мной по дороге новой жизни, впитывая то, что я говорю, наученный моим отцом Небесным, которого я научился понимать и который в одно прекрасное время сказал мне:
- Встань и иди! Сделайся путешествующим проповедником. Ты найдёшь и друзей и верных учеников, тогда и там, где будешь проповедовать услышанное от Меня...
Оставь дом твой и родных твоих, которые тебя не хотят понимать и сделались врагами твоими, ибо не верят в слова и дела Мои. Они и сами не входят в царствие небесное и других, в том числе и тебя туда не впустят, если ты будешь им повиноваться. Они хотят, чтобы ты рождённый свободным, стал рабом своих привычек и их предписаний, и не смел думать об Отце небесном, о своём предназначении...
...Братья в изумлении, напряженно слушали слова этого странного пророка, но его речи невольно находили горячее подтверждение и поддержку в их душах...
А Иисус, видя их удивление и благоговение, продолжил:
- Когда я, начинал всем моим близким и знакомым говорить о взаимной любви и свободе, на которых должна стоять вся наша жизнь, они усмехались или прямо издевались надо мной говоря - ты плотник, сын плотника Иосифа, рождён чтобы умереть в тщетных трудах, а не мечтать о счастливой и цветущей жизни, которую ведут в нашем реальном мире, одни богачи и аристократы...
- И вообще, каждый раз, послушав меня, они начинали визгливо хохотать, насмехаясь надо мной и моими словами...
Здесь Иисус сделал небольшую паузу в рассказе, долго смотрел на синюю, чуть шевелящуюся под мягким порывами ветра, воду...
- Вот я и ушёл от них и сейчас ищу друзей-учеников, которые будут не только понимать меня, но и последуют за мной. Которые будут ходить вместе со мною по земле израильской провозглашая Благую весть, весть о пришествии в мир Нового Завета!
... Иисус помолчал, внимательно посмотрел в глаза собеседников словно вслушиваясь и всматриваясь в то, что происходило в душах этих рыбаков, которых захватили его речи...
- И я говорю вам, - голос Иисуса мягкий и звучный, вдруг усилился почти до громового, или это просто показалось Петру и Андрею:
- Близкие ваши - враги ваши, если они не понимают и не хотят понимать то, что я говорю и что я повторяю вслед за Отцом моим...
Кто не сможет бросить дом и работу, отца и мать, жену и детей, взамен получив свободу и любовь братьев по вере, тот никогда не вкусит радости жизни, дарованной нам нашим Отцом Небесным, и Которого мы знаем, но не слышим и не видим до поры до времени!
- И я говорю вам! Бросьте всё это, - он обвёл рукой и берег и лодку, и сети в ней, и дома деревни на берегу, - и следуйте за мной! Я помогу вам понять непонятное, скажу вам те слова, которые говорил и говорит мне Бог Отец, и, благодаря которым вы обретёте жизнь вечную после смерти уже в чертогах Отца нашего! Решайтесь!!! Настал миг вашего просветления, ибо вижу, что станете вы учениками и братьями моими и обретёте вместе со мной, жизнь вечную после смерти!
... И так красив был в эти минуты, так решительно и уверенно звучал его проникновенный голос, говоря слова о любви и свободе, так горели Его глаза глубоким внутренним светом, что потрясённые братья, став перед Иисусом на колени, заплакали слезами радости и обожания , воздев руки к небу, ответили Ему, не помня себя:
- Боже! Благодарим Тебя за то, что, избрав нас, ты послал нам Учителя, за кем мы пойдём теперь, чтобы разделить его учение и получить от него свет и истину, которые сегодня открылись нам с неведомой силой!
Учитель! Приказывай нам, ибо мы уверовали, что Ты несёшь в мир свет вечной истины и наставишь нас как жить и как умереть, чтобы обрести жизнь вечную, о чём мечтали и мечтают все люди в нашей многострадальной Иудее...
Веди нас Учитель, и мы постараемся забыть наши заботы и оставить семьи наши, чтобы обрести благодать вечную!
... Робин сидел рядом с Владыкой, словно оглушённый рассказом-фантазией этого замечательного человека. Подпав под обаяние тихого, звучно-густого голоса этого странного русского, он перестал замечать окружающее, весь этот многолюдный город вокруг, и представлял цветные картины, описанные Владыкой, увидел Иисуса Христа, сидящего на берегу и рядом - внимательных, взволнованных слушателей, Петра и Андрея, слушающих проникновенный голос Спасителя...
"Где, я мог это уже видеть? - спрашивал Робин сам себя и не находил ответа... - Может быть во сне, когда после чтений Евангелия долго не мог заснуть и в забытьи, представлял себе знойную Иудею, озеро Генисаретское и Спасителя идущего по песчаному берегу во главе учеников своих...
Владыка, на время замолчал, давая возможность Робину справится с охватившим его волнением:
- А дальше, - продолжил он рассказ - я представляю себе времена уже намного после того дня, когда двенадцать учеников-апостолов последовали за Ним, проходя по всей Иудее, переходя с места на место и проповедуя Новый Завет, который Иисус из Назарета мягко и терпеливо объяснял им и толковал сложные места, трудные для понимания этим простым, неучёным людям...
... В очередной раз путники, во главе с Иисусом, остановились на ночлег, на берегу небольшой горной реки, на участке плоского берега, поросшего травкой, не успевшей ещё пожухнуть, от зноя, немилосердного солнца, день за днём, льющего свои безжалостные лучи на задыхающуюся от жары, раскалённую землю...
... Ученики подступили к Иисусу, в надежде услышать его волшебный, внушающий доверия голос, послушать его тонкие и умные притчи и иносказания с объяснением того, ради чего они все, бросили свои годами налаженные жизни и устремились вслед за ним, не задумываясь о будущем...
Сидя на камне неподалеку от обложенного кусками гранита кострища, он начал говорить:
- Я, учу тому, что будет делать людей лучше, добрее, любовнее...
Ведь наш Отец Небесный создал Человека по своему образу и подобию, и только грехопадение пра-человека Адама, сделало жизнь людей такой злой, жестокой, часто страшной своей несправедливостью и эгоизмом.
... Для того, чтобы жизнь переменилась, надо научиться любить ближнего и дальнего и доказывать это каждый день, каждый час тем, что жертвуешь своим имением, своим временем, ради ближних... А дальних, особенно тех, кто враждует с нами, если и не любить также, как ближних, то не осуждать, постоянно показывая, что вы можете простить их, ежели они, так же как вы покаяться в произнесённом злом слове или совершённом поступке, предвзятом суждении или недоброжелательности...
... Ибо, человек не рождается злым! - Голос Иисуса возвысился... - Но становится им в течение своей жизни и особенно в молодости, подражая своим поведением родственникам и воспитателям. Ведь если нас спросят: - Когда человек становится злым, что мы сможем ответить, согласуясь с истиной? Он, человек, становится злым, когда ему один год от роду? Нет! - ответим мы. - Очевидно, что такой ребёнок ещё не зол... Когда нас дальше будут спрашивать, - когда человеку исполнилось пять - семь, десять лет? Мы ответим наверное - нет, он по-прежнему ещё не зол...
- Так когда же он становится злым? - продолжат вопрошать любопытные, и мы вынуждены будем ответить: - Тогда, когда он становится подростком, в котором уже начинают проявляться заложенные в нём воспитание и образование. Тут всё, чему и как его научили, чему и как его воспитывали взрослые и его товарищи и родные, словом или личным примером, действуя проявляется! Именно в этом возрасте, когда воспитание начинает приносить плоды, человек становится или святым пророком, или равнодушным, или плохим человеком и предает свой Божественный образ, становится злым, кровожадным и похотливым зверем...
- Что надо сделать, чтобы божественная природа человека не исказилась и он не превратился в безбожника и преступника человеческих законов? - спросят нас люди, ищущие свой праведный путь на земле. И мы должны ответить: - Перемените законы этого мира, или откажитесь от них. Живите надеждой на мир иной с другими, добрыми и справедливыми законами, куда вы сможете, веруя в Господа Бога нашего, попасть после смерти, если вы будете жить здесь, на земле, по законам любви и справедливости и на Страшном суде будете оправданы на вечные времена...
- Если вы, - продолжил Иисус, глядя на языки пламени костра, - не сможете изменить законы этого мира жестокого, равнодушного к горю и страданиям других, тогда откажитесь от него, живите там и с теми, кто будет исповедовать Новый Завет, который я провозглашаю среди вас с согласия и по велению отца моего Небесного. Это тот Завет, которым я своей кровью и страданием "выкуплю" вас во славу великого Бога - Отца у владыки смерти и тления, Божьего противника - Сатаны, который представлен в этом мире во множестве лиц и имён...
Ученики его, сидя на траве, у ног своего Учителя, загораясь тихой радостью от всего услышанного, не отрываясь смотрели на Иисуса из Назарета, сосредоточенно впитывая и запоминая, каждое Его слово, каждый его жест или движение...
- И я говорю вам: Царствие Моё не от мира сего! Блаженны нищие, ибо они наследуют царствие Небесное! Ради слабых - будь сам слаб, ради голодающих -голодай, ради жаждущих - страдай жаждой сам, как и я делаю это, воплотившись на земле...
- Ещё говорю вам: Только голодающий насытится, жаждущий напьётся и страдающий утешится, ибо богатство, гордыня и тщеславие не насытимы... Только тот, кто будет в своей жизни, искушаем греховными соблазнами и отринет их ради жизни праведной - спасётся и войдёт вместе со мною в царствие Небесное... Потому, благотворите тем, кто вас проклинает! Прощайте тем, кто обижает вас! Если ударили по левой щеке, то подставьте правую, чтобы усмирить гнев обидчика - и тогда будете вознесены из мира сего в царственные чертоги на небе после смерти вашей! ... Но будьте осторожны, что бы не случилось с вами того, что случится с злодеями, не внемлющими гласу Божьему. Ибо не только среди живых, совершивших преступления против Божьих законов жизни, случается наказание, но и на небе, среди мёртвых... Ведь часто корни преступлений сокрыты среди людей, но эти преступления становятся очевидны для Небсных судей, которые и будут там судить по Божьему закону и справедливости... Поэтому, уже здесь, на земле, будьте "менялами", которые научились отличать монеты подлинные от фальшивых, с одного взгляда или одного прикосновения. Так и вы, должны отличать жизнь подлинно верующего в Меня и в Мой Новый Завет, от жизни лицемера и грешника, прикидывающегося праведником...
... Ученики, взволнованно придвинулись к пророчествующему Иисусу и на их лицах проступили выражения преклонения и восторга...
А Иисус посмотрел на небо, где созвездие Большой Медведицы уже проделало свой ночной путь по небосклону, и зная, что рассвет недалеко, ладонями отёр лицо и закончил свою проповедь:
- Я - есть Истина и Я есть Путь. Отец наш небесный, послал меня на землю для провозглашения Нового Завета, по которому будут жить все уверовавшие в меня, как в посланца Бога. Но все мы должны идти дорогою страданий в этом мире. И потому, тот кто последует за мной, должен взять свой крест на плечи, и нести его всю жизнь, помня, что в качестве воздаяния за земные страдания получит вечную жизнь на небесах после своей трагической, а иногда и мучительной смерти...
Вскоре все, устроившись поудобнее и накрывшись, попытались заснуть. Но никто из учеников не мог заснуть сразу и вспоминал с волнением о тех великих словах, которые их Учитель сказал им сегодня...
... За столиком маленького кафе воцарилось молчание и Владыка, допив кофе, прервал мягким жестом, коснувшись руки Робина некоего рода забытье, похожее на гипнотическое состояние, захватившее сознание молодого клирика...
- Вы, Владыка, волшебник, - с восторгом, наконец, произнёс Робин, глядя на спокойного и даже деловитого русского священника... - Я видел, словно в кино, всё, что вы мне рассказывали и это... - Он помолчал, подыскивая слова... - И это совершенно волшебно и удивительно! Со мной такого ещё никогда не бывало!
Робин вопросительно глянул в лицо Владыки, и тот, улыбнувшись, объяснил.
- Мне уже говорили, что мой голос иногда словно заставляет слушателей засыпать наяву... Но мне кажется, что тембр голоса изменяется в зависимости от наших внутренних переживаний. Может быть, потому и мой голос так действует на людей... Ведь я сам всё рассказанное вам пережил сейчас и сам видел эти картины жизни Иисуса и его учеников...
Ошеломлённый Робин, приходя в себя, продолжал восхищённо качать головой...
Владыка глянул на часы и поторопил Робина:
- Однако, мы с вами опаздываем. Перерыв в заседании, наверное, давно уже закончился...
Глава из романа "Владыка Серафим". Февраль 2012 года. Лондон.
Иисус Христос - кроткий Революционер.
"...В сущности идеал всегда остаётся утопией. Если бы мы попытались представить себе современного нам Христа Утешителя и Судию наших времён, что сделали бы мы? То же самое, что сделал Иисус тому назад 1830 лет. Представив себе условия действительного мира совсем иными, чем они являются, мы создадим себе реформатора нравственного закона, сокрушающего цепи рабства без всякого оружия, улучшающего положение пролетариев, освобождающего притеснённые народы. Мы забудем, что это предполагает мир изменённым, что это требует важных переворотов в климате Виргинии и Конго, значительного преобразования в крови и расе миллионов людей, приведения всех наших социальных отношений к несбыточной простоте и совершенную перемену в обычном порядке европейской политики. Ничуть не труднее вообразить и то "всеобщее преобразование", к которому стремился Иисус. Это новая земля, это новое небо, этот новый, нисходящий с небес Иерусалим, этот глас: "се нова вся творю", - все это черты, общие всем реформаторам. Противоположность идеала с печальной действительностью всегда будет вызывать человечество к тем восстаниям против холодного рассудка, которые посредственными умами клеймятся как безумные, пока эти восстания не восторжествуют: и тогда те, кто возмущался, первыми готовы признать их великое значение"...
Эрнест Ренан - "Жизнь Иисуса".
В энциклопедии, слово Революция определяется как: "поворот", "изменение";
1)социальный переворот, разрешающий противоречия..., коренным образом изменяющий общественный строй и приводящий к государственной власти новый, передовой общественный класс; 2) коренной переворот, коренные изменения в какой - либо области, например в технике, культуре...
... Если говорить от души, то революция, это некая социальная буря, ураган, вызванный разностью "давления" между провозглашаемыми принципами любви и справедливости и реальным их наполнением или исполнением, а точнее, их неисполнением...
Потому, так получилось, что Иисус Христос, Сын Божий, явился в мир, чтобы возвестить Новый Завет, и столкнувшись с силами привычного зла, пожертвовал собой во искуплении человеческих привычек терпеть старое как мир, зло...
Он, в самом начале своего служения, попытался преодолеть привычную косность человеческого непонимания, но столкнулся с неверием и подозрительностью, а после, был предан Иудой Искариотом и, приговорённый членами Синедриона во главе с Кайяфой к смерти, был отдан на суд Пилату, римскому правителю Иудеи, который и отправил Его на крест после некоторых колебаний...
И Синедрион, и Кайяфа, и Пилат - выступали на стороне Старого, привычного мира, всегда живущего по законам "здравого смысла" то есть по законам мира животного...
Иисус же, пытался убедить всех жить по законам Нового Завета, по законам Любви, по божьим законам и потому невольно стал Революционером, для тех, кто защищал Старое, кому в этом старом мире было совсем неплохо жить.
Тому есть подтверждающие, прямые высказывания в Библии. Есть слова Иисуса, косвенно выражающие требования переустройства мира на справедливых основаниях подлинной веры. Например вот этот отрывок из Евангелия от Матфея:"Итак, не заботьтесь и не говорите, что нам есть? Или что нам пить? Или во что нам одеться?... Потому, что всего этого ищут язычники... Ищите же прежде царствия Божия, и правды Его, и это всё приложится вам..."
В этих требованиях сознательной справедливости Христос выступает как защитник сирых и убогих.
Но есть и прямые призывы к революции. Там же у Матфея: "Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч... И кто не берёт креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня..."
...Одна из загадок Евангелий, это порой прямо противоположные призывы Иисуса Христа. Например, как сочетать полнейшее отрицание любого сопротивления насилием в призыве: "... если ударят по левой щеке - подставь правую...", с констатацией неизбежного конфликта: "... ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её..." Всё это требует вдумчивого объяснения и толкования...
И при всем, позиция Иисуса Христа очень твёрдая, никакого соглашательства или половинчатости. Он говорит: "Кто не со мной - тот против Меня; и кто не собирает, тот расточает..."
Иисус готов и на страдания, ради воцарения Нового Завета и потому предупреждает своих последователей о будущих преследованиях и страданиях. Он говорил, по словам Матфея: "Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками..."
И ещё одна замечательная деталь - Иисус Христос ни одним словом не оправдывает семью! А это, наверное, связано с тем, что жизнь Революционера трудна и полна боли и страданий, безбытна, как сейчас говорят. А семья - это всегда налаженный быт, распорядок, ритуал... А "утучневший" человек, уже не ищет ни справедливости ни веры. Это подмечено очень тонко ещё в Ветхом Завете...
Но главной и отличительной особенностью Революции Иисуса Христа - это её мирный характер. Суть Его революционного метода - в пересмотре своего отношения к миру, к Богу, к людям...
Эмоциональным центром Нового Завета, оставленного Иисусом Христом людям, является Любовь и её следствия. Главная идея Христовой Революции - самопожертвование, которым единственно можно бороться с эгоизмом природы и человека, с проявлениями "животного" в человеке...
Любовь, а не ненависть - вот объяснение этих кажущихся противоречий. Но согласитесь, что мы часто руководствуемся житейской логикой трактуя каждый на свой манер "противоречивые" выражения Иисуса Христа. Но логика подлинного христианства, как мне кажется, совсем иная...
Христовы Заветы, базируются на противостоянии и противодействии законничеству, через благодатную творческую силу человека, вложенную в него Богом в момент создания Бытия земного, и пребывающего в Адаме до времён грехопадения...
И Христос Новым Заветом раз и навсегда хочет победить последствия грехопадения, победить козни Сатаны, взявшего человека в плен обманом и лживыми обещаниями...
Вспомните гневные обличения Иисусом фарисеев и книжников, как последователей этого длящегося обмана: "Ваш отец Сатана, владыка смерти..."
Вспомните изгнание торговцев из храма. И даже неудачи и ошибки своих учеников он обличает, как результат недостаточной веры в то, что Он им говорил, чему их учил... Вспомните гневную филиппику против Симона Петра, который пытался отговорить Его следовать дорогой жертвы и страданий: "Отойди от меня Сатана! Ибо ты думаешь о земном, а не о Божеском..."
Новый Завет, достаточно труден для понимания людей, погрязших в исполнении формального закона, но ещё более труден в исполнении этих Заветов...
Необходимо совершенно переменить своё отношение к Миру и к Богу, совершить личностную Революцию, чтобы начать жить, как христианину... Но ведь и это - только начало христианского пути на земле.
Задача послереволюционного "строительства" - победа над тлением и смертью, преодоление Божьего наказания, ставшего природным законом после грехопадения.
И революционность Иисуса Христа, носит максималистский характер, настолько, что на ней невозможно основать новое государство, хозяйство, семью, культуру - в этом мире и по правилам этого мира...
Иисус утверждает, что сущность и проявления духовной жизни противостоят жизни и законам теперешней природы человека, погрязшего в материальном, питающего своё тело и начисто забывающем, а часто и не верующем в существовании души...
Наверное, осознав "невозможность" изменить революционным образом самих себя, люди - носители христианской идеи, христианского учения, после длительной борьбы в попытке воплотить земное Христово поселение - коммуну, часто в катакомбах, постепенно согласились сотрудничать с властями и постепенно церковь Христова стала союзником государства, а в иных случаях и сама стала государством.
А власти, после признания невозможности победить веру христиан силою угнетения, сделали христианство государственной религией.
Используя авторитет Христа в своих идеологических манипуляциях, власти светские старались, постепенно переносить в Церковь отношения между господином и рабом, подменяя этим отношения между Богом и человеком, основанным прежде всего, не на страхе и подчинении, а на любви и свободе.
Замечательны высказывания современного христианского богослова, митрополита Антония Сурожского, рассказывающего о первоначальной традиции христианских священников быть слугами прихожан, которая со временем подменилась, превращением священнослужителей в начальство "по духовному ведомству". Постепенно, в интересах власть имущих идеологические прислужники государства, подменили революционную сущность Нового завета, акцентируя своё внимание на кротости Иисуса, устранив из Писания Его революционность...
На место революционных перемен, они подставили идею отречения, отрешения от реального мира существования людей, сделали христианство агентом соглашателей, доведя эти подмены до абсурда, до законности признания эксплуатации человека человеком, до признания законным рабства...
Часто, произвол властей и государства оправдывают фразой сказанной Апостолом Павлом: "Всякая власть от Бога..." Но ведь Бог даёт праведникам власть праведную, а погрязшим во грехе - грешную. Вспомните Содом и Гоморру! Грешников, к страшной гибели вели в том числе и власти этих городов. Так что приводить эти слова Иисуса в оправдании тиранам, совершенно неуместно!
Но лицемерно приспособив Новый завет, Евангельские тексты к требованиям земных властей, теоретики государства и цезарепапизма, смогли с помощью интеллектуальных спекуляций оправдать и войны, и тиранию государства, и рабство просуществовавшее в Америке и в Европе, "оплоте христианства", до второй половины девятнадцатого века...
Причины такого отступления от Нового Завета оставленного нам Христом, можно усмотреть в том, что как и любая Революция, Революция Христа, одержав победу в тяжелейшей и кровопролитнейшей борьбе, в течении трёх столетий отстаивая свой право на существование, впоследствии пережила и естественный исторический этап - Реставрацию старого миропорядка и то, что получилось в результате, мало похоже на то, о чём учил своих учеников Господь.
Однако осталась Священная книга и именно это делает возможным дальнейшее воплощение учения Иисуса Христа в жизнь, уже на новом уровне исторического развития.
И потому, история христианской цивилизации подтверждает уже человеческими Революциями, постоянное стремление Человечества вернуться к Заветам Христа, в борьбе с мировым злом.
Последняя Революция в России зашла так далеко в отрицании достижений исторического Христианства, что провозгласила неверие основой своей идеологии, а точнее заменила Церковь наукой. Формой правления государством утвердили Советы депутатов, избираемые народом...
Но выяснилось со временем, что человек предоставленный самому себе, вдохновляемый только возвышенной риторикой о величии Человека коллективного, не способен удержаться на высоте человека - как существа созданного по образу и подобию Божьему. Поэтому, неверующий человек постепенно скатывается к животному полу инстинктивному существованию и становится подобным Сатане, божьему противнику...
Однако и эта роковая ошибка революции, следует в русле поисков и осуществления новых форм Христианской веры. Пусть попытка оказалась в итоге неудачной и Россия переживает Реставрацию, но последствием стала Революция в христианских и нехристианских странах, освобождение Африки от колониализма и рабства, невольная эволюция многих стран в сторону социализма, выступавших с самого начала как враги Октябрьской Революции...
Вспомните хотя бы модель шведского социального государства. Ведь Швеция сегодня, намного более "социалистична" чем СССР, в последние годы своего существования...
... Пути Господни неисповедимы. И может быть, что радикализм Русской Революции был обусловлен степенью отступления официальной Церкви от заветов Христа... Ведь Бог любит горячих или холодных, и не любит "тёпленьких", мещан и обывателей, прячущихся по своим "уютным" норкам.
Вот и в России, тяга к утраченной справедливости и свободе, вылилась в протесты против неравенства и несвоободы, пробудила страсти народные, отрицание веры и прямой атеизм, как идеологию научного мировоззрения. Революция пробудила народные силы, но противостояние с богатыми и знатными, часто превращалось в бунт - страшный и кровавый...
Однако, через время, опыт жизни в очередной раз показал, что без веры, без Бога, человек не выживает в атеистическом государстве и Христовы идеалы свободы равенства и братства, постепенно растворяются в человеческом эгоизме, а на место, свободное от Бога, приходит Сатана - покровитель алчности, сладострастия и животного эгоизма.
Жизнь без Христа постепенно возвратилась на круги своя, к "якобы" уже побеждённому Старому... Этим на мой взгляд и обусловлено появление в России "бандитского капитализма"
Неизвестно, понимали ли марксистские идеологи демократичность христианства, но во всяком случае, они не предусмотрели, не учли Божественного инстинкта в человеке и потому, постепенно, невольно, а иногда и подталкиваемая пропагандой, пришла привычка, вместо Бога боготворить Вождей, что со временем вылилось в культ личности. Отчасти, крушение вождистского типа социализма, произошло потому, что люди разочаровались в Вождях, а Бога, Непогрешимого и Вечного у них уже не было...
Поэтому, когда авторитет Вождей был разрушен, а веры в Бога - Креатора и в Иисуса Христа - кроткого революционера уже отсутствовала, образовался вакуум, в который очень легко внедрился Сатана личного эгоизма и безнравственности...
Отсюда, вдруг проявившаяся продажность и коррупционность чиновников. Отсюда и бандитизм, как реализация желания любыми, мошеннически - бандитскими средствами стать богатыми и авторитетными...
... Иисус Христос сегодня, медленно и постепенно возвращается в реальную жизнь. Но многими уже полузабыты его Заветы и Его смертные муки на кресте, уже не вызывают в новообращённых слезного сострадания и трепета подлинной веры.
Вера, для многих осталась формальным актом и потому, "помолившись" в Церкви, выйдя из неё, люди часто считают, что акт веры закончен и с самозабвением погружаются в житейскую рутину: звонят по мобильникам, договариваются о новых "проектах", о новых куплях - продажах в надежде заработать много денег...
Однако деньги, сами по себе были и остались Идолом и препятствием к переходу в новую жизнь. Иисус недаром предупреждал, что "... что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в Рай..."
Иисус Христос, своею смертью ещё раз показывая всем нам пример соответствия Слова и дела, веры и жизни, требует от нас следования в сторону неба и Бога, а не в сторону земных богатств...
Он, прямо ответил богатому юноше, спрашивающему у него совета: "Раздай своё богатство бедным и следуй за мной"... Но юноша, был так привязан к своему "имению" что со вздохом отошёл в сторону...
А мы, считающие себя христианами, так привычно, с радостью, вновь и вновь погружаемся в земное болото мелких делишек и мелких страстишек, копим богатства, делая их синонимом свободы и справедливости...
Может быть поэтому, мы так клеймим Революционеров и не ругаем самого Христа только потому, что не понимаем революционного характера его Заповедей...
... Надеюсь, что читатели поймут побудительный мотив моих попыток, рассказать о уверенности в том, что без Бога, без Христа, без приведения Нового Завета в реальную жизнь с помощью внушений Святого Духа, все попытки перестроить жизнь на основаниях справедливости и взаимной любви обречены на неудачу.
Размышляя над современной историей Церкви и человечества, я и назвал это эссе - Иисус Христос - кроткий Революционер, хотя сегодня слову революция, обыватели и мещане придают смысл отрицательный.
Однако, Революции, это всегда попытка вернуть к жизни то Новое, о котором возвестил нам Иисус Христос и не только говорил, но и своей мученической смертью ценою самопожертвования доказал, что можно победить неправду Старого, отжившего и заменить становящимся Новым...
Иисус Христос для меня, та Сверх - Личность, которая в борьбе с коснеющим Старым Законом дал в Новом Завете законы праведной жизни и сам, согласно этим законам, отдал свою жизнь во искупление грехов человеческих
Путь к Богу, следование Новому Завету и от нас требует человеческого подвига самоотречения и жертвенности...
Нам сегодня даже не требуется жертвовать собой ради веры, но просто стараться следовать примеру кроткого Иисуса и хотя бы не эксплуатировать других людей, не копить богатств, а если они у нас появились, то раздавать их нуждающимся не жалея. Но для нас даже это трудно.
Это "узкий" путь, путь личности, а не широкая дорога, по которой люди могут идти строем. Этим заблуждением и объясняется во многом сегодняшняя жизнь, в которой народ "валит толпами" за слепыми вождями к страшному концу, умножая грехами эгоизма и плоти страдания и лишения человеческие, вопреки Иисусовой жертве.
Потому и кажется лёгким этот путь греха, что люди следуют по нему толпами, видя только близкие спины и не видя перспективы христианской жизни. И потому, только единицы находят в себе силы бороться с искушениями Сатаны, через внутренний духовный и телесный аскетизм, глубокую веру и покаяние...
Но рано или поздно, учение Иисуса Христа, новый Завет, победит! Ведь недаром было сказано, что "...Праведниками спасётся мир..."
... Обдумывая прочитанное в Библии, читая святых старцев и отцов церкви, размышляя над богословскими работами, пытающимися показать путь общения с Богом, я решил записать и поделиться с читателями, в надежде получить отклик, своими скудными мыслями о Иисусе Христе, как о преобразователе человеческой жизни, основателе Нового Завета, противопоставляющем привычной лжи и эгоизму, "ослабевшего" человека, искушаемого дьявольскими соблазнами - любовь к Богу и к Людям, вопреки "ветхому человеку", имеющему в нашей природе такие крепкие корни...
Я твёрдо уверен, что в человеке, созданном по образу и подобию Бога, несмотря на грехопадение есть и добро, много добра. Это доказывает приятие Нового Завета, многими и многими миллионами людей. А значит, человек добр по существу, если так много людей поверили в то, что Иисус Христос говорил своим ученикам: "Кто был первым, тот станет последним, а кто был последним, тот станет первым". И ещё говорил: "... если ударили по левой щеке - подставь правую..."
И миллионы, миллионы не только поверили, но и готовы были жизни отдавать за христианскую веру, которая так трагически противоречила "здравому смыслу".
Вспомните крестовые походы ко Гробу Господню или самосожжение в срубах русских раскольников.
Конечно сегодня христианская вера ослабела и подменена во многом "гуманистическими" идеалами, часто плохо скрывающими человеческий эгоизм и лицемерие...
Но ведь есть и подлинно верующие, есть ещё люди готовые собой пожертвовать за дело Христа, а значит не всё потеряно. Ведь праведные люди - это как Божий посев, как семена упавшие на благодатную почву и дающие в итоге плоды "... в тридцать, в пятьдесят, а иногда и во сто крат..." большие...
...Завершая эти короткие заметки, цитатой из Евангели от апостола Матфея: "Всё предано мне Отцом моим и никто не знает Сына, кроме Отца...
Приидите ко мне все трудящиеся и обременённые и я успокою вас..."
Похожие слова, видоизменив слова Иисуса, взяли в качестве лозунга коммунистического Интернационала, яростные революционеры: "Пролетарии всех стран - соединяйтесь!"
Мне кажется, что влияние Иисуса Христа на создателей коммунистической теории неоспоримо. Но яростные революционеры, исходя из опыта двухтысячелетней жизни Христовых Заповедей, исходя из безуспешного и напряженного ожидания второго пришествия Христа поняли, что Старое никогда не уступает новому без борьбы, без насилия с обех сторон и потому они говорили: "Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем, мы свой мы новый мир построим, кто был никем тот станет всем..."
В пылу борьбы, эти революционеры следуя и повторяя, часто почти буквально Его лозунги, "отменили" религию вообще - вспомните известную фразу: "Религия - это опиум для народа..." и потому, постепенно на место Сына Бога в сознание человека, прокрался вездесущий Сатана...
И однако остаётся твёрдо верить, что несмотря на трудный и длинный путь, приближения к Богу и Храму, мы должны верить и надеяться, что Иисус Христос - кроткий Революционер и Новый Завет, оставленный им человечеству, победит Сатанинские искушения и сделает Свою победу неоспоримой и необратимой...
Но для этого, мы, люди, ради которых сын Божий пожертвовал собой умерев в смертной муке на кресте, должны верить в Христовы идеалы человеческой жизни и следовать его Новому Завету!
И мне кажется, что в детстве, воспитанные в христианской среде, мы готовы к исполнению этих идеалов. Однако повзрослев и перейдя определённую возрастную черту, мы подвергаемся обратному влиянию обывательского, атеистического мира и постепенно становимся такими как все, то есть явными или скрытными эгоистами и атеистами...
И всё - таки, вспоминая своё отрочество я с уверенностью могу сказать, что при христианском воспитании человек способен, как и Иисус Христос, стать кротким Революционером и противостоять миру животному, миру инстинктов своей верой в Спасителя и следованием его Заветам...
И потому, мне хочется завершить эти заметки чисто по-русски и как мне кажется очень умиротворяюще: - Последуем твёрдо и неуклонно по этому пути, раз и навсегда указанному Иисусом Христом! С Богом!
17. 04. 2007 года. Лондон.
Иисус Христос и духовная эволюция человечества.
Эпиграф-1
"....Какова же была деятельность Христова?
Во-первых, она не определялась предметом; она определялась милосердием, любовью, жалостью. Все случаи исцелений, которые мы находим в Евангелии (воскрешение сына вдовы Наиновой или Лазаря), все чудеса, которые Христос творил над природой (как усмирение бури на море Тивериадском), определяется только одним; Ему жалко в самом сильном смысле этого слова, жалко погибающей твари и он вступает и что-то делает по милости, по милосердию.....
А второе - выражаясь по-человечески и конечно несколько грубо: если кто был неудачником, то это Христос, потому что если посмотреть на жизнь Христа и на его смерть вне веры - это катастрофа.....
В этом отношении мы должны быть очень осторожны, когда думаем о христианской деятельности, как о такой деятельности, которая целесообразна, планомерна, успешна, которая обращена к определённой цели и её достигает, которая так проводится, что венчается успехом..... не в них сущность христианского момента, Христова момента в деятельности. Сущность его в том, что Христос во всей Своей деятельности, в каждом слове, в каждом деле, во всём Своём бытии выражал, делал конкретной, реальной волю и любовь Божью...
Вот почему Христовы действия, Христовы слова так совершенны, и вот что они собой представляют..."
Митрополит Антоний Сурожский. "Человек перед богом". Глава "Созерцание и деятельность". Москва. 1995 г.
ЭПИГРАФ-2:
"Белковая молекула несет информацию о той клетке, которая ее наработала, о том, в чем эта клетка нуждается, что эта клетка может дать для других клеток. На каждое изменение внутренней или внешней среды белковая молекула отвечает изменением своей вторичной и третичной структуры в виде изомерных превращений. И ту связь, которую она считает наиболее ценной, она архивирует и делает более прочной, более устойчивой. Когда молекула достигает высшей устойчивости, становится регидной, малоподвижной - она перестает функционировать..."
Академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Владимир Николаевич Шабалин.
...Последнее время, мнения учёных о способностях видовой эволюции, начинают склоняться к выводу, что эволюционируют, развиваются те виды, а внутри вида те особи, которые наименее приспособлены к среде обитания или проживания.