Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Эволюция искусств. Этюды. Часть-4

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 21/05/2019. 47k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Япония - Страна восходящего солнца имеет чвоеобразную культуру и искусство соответствующее характеру народа. Очень многе Япония заимстовала от культуры и искусства Китая, адаптировав их.

  •   
      Страна восходящего солнца.
      
      ...Поднялись на холм над станцией метро и увидели старинный буддистский храм с статуей сидящего Будды, в тени плакучей ивы, у входа. Дворик храма зелёный, мощёный и в глубине, почти игрушечное здание в китайском стиле. Кругом тишина и покой.
       Выйдя на улицу, увидели, что дальше по дорожке, расположено старинное кладбище. Позже узнали, что храм появился здесь почти тысячу лет назад и вокруг него постепенно строился Токио!
       Кладбищенские надгробия вырублены из гранита и состоят из прямоугольных столбов и столбиков. Каждая могила это несколько таких прямоугольных, симметрично поставленных столбиков.
       Иногда вместо столбиков, большая глыба гранита с надписью состоящей из иероглифов. Мы охали и ахали - совсем другая, незнакомая европейцам цивилизация со своими понятиями о жизни и смерти, о красоте и безобразии!
       По-прежнему было тепло и в воздухе появилась мошка, больно кусающаяся. Но мы, по мощёным дорожкам среди надгробий, пошли вглубь кладбища, в сторону парка Уэно. По пути, встретили молодого француза Августина. Он объяснил нам дорогу к парку. Он, по окончанию института путешествует по Азии и уже неделю как в Японии...
       По пути встретили много уличных туалетов и это, как ни парадоксально это звучит, есть проявление внимательного отношения к человеческим потребностям, на которых нельзя экономить!
       Парк оказался открытым и посещаемым местом. Многие отдыхающие лежат или сидят на бортике большого бассейна, посередине парка. Вокруг, много разных музеев, в некоторые мы обязательно сходим...
      
      ...Уже ближе к двенадцати часам дня, вышли из дома и пошли снова через кладбище, в сторону парка Уэно. Не удержавшись зашли ещё раз в ближний храм, полюбовались статуей Будды медитирующего, кланяясь вошли в храм, сняв обувь на его пороге. Посидели в тишине на ступеньках при входе, послушали тишину и далёкое пение птиц на кладбище. Вокруг все пусто, чисто и застелено циновками и татами. Во дворе, возле храма любовались на старые деревья с причудливо изогнутыми стволами. Перед входом, стоит большая "ванна" с чистой питьевой водой и деревянные черпачки, которыми набираешь воду и делаешь омовение рук и лица.
       Перед молитвой надо омыть руки и прополоскать рот. Потом, подойдя к алтарю, стали "звонить" потянув дважды за верёвку от язычка колокола.
      На этом наш ритуал поклонения Будде закончился, а японцы приходящие сюда, и привлекая внимание духов дважды хлопают в ладоши, а потом шепчут молитвы, кланяясь...
       После посещения храма, направились в парк Уэно. Пришли к фонтану посередине парка и долго сидели там, наслаждаясь теплом и солнцем. Потом, пошли в сторону высокой пагоды, видимой издалека и по пути осмотрели несколько храмов.
       Возвращаясь домой из парка, свернули вправо и пришли к двум храмам стоящим один против другого.
       Во дворе одного из них рядами стоят небольшие изображения Будды, часто с красными, матерчатыми нагрудниками, как у малых детей. Таков Джизо - Будда - покровитель здоровья и детей. Делается он из прямоугольного камня, высотой около пятидесяти сантиметров и на лицевой стороне делается горельеф - изображающий Будду с животиком и уже длинными мочками ушей.
       Такие Джизо стоят рядами, спина к спине и всего в этом храме около двадцати тысяч каменных изображений добродушного Будды! Тут есть старые Джизи полуразрушенные временем со стёршимися изображениями, но есть и совсем новые...
       Через дорогу, стоит второй храм сделанный из дерева с большим садом, в котором растут большие, старые деревья. Храм действующий и в это время там шла служба. Внутри большого пустого пространства, в дальней стороне зала стоят позолоченные статуи Будд. Монахи, одетые в одеяния наподобие древнеримских тог, пели славословия Будде и ритм отбивали деревянной палкой. В воздухе ощутимо пахло ладаном и на входе в храм, за столиком сидел художник-каллиграф и на белом листе бумаги писал красивые иероглифы.
       Такие надписи на бумажных полотнах украшали раньше традиционный японский дом и заменяли в нем картины. Искусство каллиграфии ценилось в Японии наряду с художеством и такие "росписи" были предметами обладающими не только эстетической, но и сакральной ценностью!
       Дальше, снова по парку пошли в другой храм. Крыши храмов сделаны в форме традиционной пагоды и наверное такой стиль пришёл из Китая. Рядом с входом в храм - стенд с поминальными дощечками и иероглифами написанными сверху вниз. Это молитвы за здравие ближних и друзей. Попадались дощечки написанные по-русски!
       В парке, на склоне спускающемся к озеру вошли в ещё один храм с террасой, откуда открывается замечательный вид на водную поверхность озера, почти полностью заросшее лотосом. Сезон цветения уже закончился, но кое-где, мы видели большие розовые бутоны лотоса. Цветы большие, величиной с голову ребёнка, с множеством лепестков и коротким стеблем выходящим из больших плоских листьев лежащих на воде. Глядя на эту красоту, начинаешь понимать, почему лотос стал символом красоты и вечности! Именно на лотосе восседает медитирующий Будда!
       Там, где нет зарослей лотоса, на острове стоит храм выкрашенный в красный цвет. Это синтоистский храм. Синтоизм - древняя национальная религия сосуществует в Японии, с традиционным буддизмом. Синтоизм культивируется со времен революции Мэйдзи и его возрождение обусловлено стремлением восстановит национальные корни!
       В парке живёт много ворон с большими твердыми клювами, которые в отличии от европейских или русских ворон не каркают, а "поют": А- А - А...
       Народу в парке много и по открытой части пруда плавают прогулочные лодки сделанные в форме уток, а пассажирами в них предстают благообразные японские семейства с детьми.
       Погуляв по парку, зашли в крошечное кафе, на красивом холме и попили там традиционный японский зелёный густой чай и съели по вкусному кусочку торта...
      
      ...Ужинали в китайском ресторанчике рядом с домом. Я взял уже привычные жареные дамплингс - пельмени, а Су - огромную чашку лапши с кусочками тоффу в бульоне. Я снова выпил бутылочку холодного саке - это совсем не горькая водка похожая на прозрачное вино, но пьётся из маленьких рюмочек.
       Когда едят лапшу то затягивают её в рот громко "швыркая" и подхватывая снизу палочками. Бульон едят фарфоровыми ложечками с плоским дном. Действие саке на меня совсем не заметил, зато еда с соусами - соевым соленым и другим - сладким, очень вкусная...
      
      В этот раз поехали на метро в Асакусо, район храмов. Там, уже с утра полно туристов, а людей европейской внешности, часто значительно больше, чем самих японцев.
       К храму ведёт широкая аллея с магазинчиками, торговыми палатками и закусочными по обе стороны улицы, в которых продают разнообразные сувениры.
       Вскоре вышли к многоэтажной пагоде и храму, перед которым стоит большая красивая металлическая жаровня с горячим песком, куда втыкают пучки тонких, ароматных свечек. Дым от них ест глаза и застревает в горле...
       В храме, под мерное уханье барабанов, идет служба. Толстый монах в глубине храма, сидя спиной к туристам и лицом к алтарю, произносит молитвы громким речитативом.
       Толпы людей подходят к решетчатым ящикам, встроенным в лицевую стену храма и бросают туда монетки, а потом хлопают два раза в ладоши, призывая духов внимательно отнестись к их молитвам-просьбам!
       Тут же, тоже за монетки, из ящика на стене, достают записки-предсказания судьбы. Мы не захотели узнать свою, потому что зная будущее жить неинтересно!
       Этот монастырь, состоит из комплекса зданий. Перед одним из них есть уютный зелёный "уголок поэтов", где стоят гранитные глыбы камня с высеченными именами известных японских поэтов и их стихами-хайку...
       Неподалёку, японский мостик через каменистый поток, в небольших омутах которого плавают крупные ленивые рыбы с белыми спинами и красными пятнами на боках. Их тут много и они привыкли попрошайничать у проходящих по мостику туристов.
       Вдали, за частоколом небоскрёбов, высится серебристая телевизионная башня под названием "Небесное дерево" - одна из самых высоких в мире!
      А вокруг красивые храмы с изогнутыми крышами и стенами из древнего, потемневшего от времени дерева. Деревянное зодчество носит в Японии своеобразный азиатский характер и раньше было распространено повсеместно, ещё и по причине тёплого, влажного, мягкого климата.
       Возвращаясь к метро, перед входи в аллею ведущую к храмам увидели на обочине дороги крепконогих рикш с повозками для пассажиров. Они возят их бегом, держа повозки за своеобразные "оглобли"...
       Вспомнились лондонские рикши, которые крутят педали велосипедных повозок.
       После Асакусо пошли пешком к мемориалу сорока семи ронинов, которые в 1702 - ом году покончили с собой после смерти их лорда!
       Самураи- искусно сделанные муляжи со свирепыми лицами, с мечами и пиками в руках сидят и стоят в витринах музея и каждый наверное имеет своё имя. Этот музей прославляет мужество, и верность самураев своему господину.
      А эти ронины в те давние свирепые годы, отомстили за смерть своего господина, а потом сделали себе "сеппуку" - то есть харакири!
       Наверху невысокого холма, расположены могилы этих ронинов и рядом под навесом горит "вечный" костёр, который поддерживает специальный служащий. Тут же у могил ронинов можно поставить ароматные свечки - дань почитания верности и мужеству японских воинов.
       В музее рассказывают и показывают на видео, как ронины отомстили за своего лорда. Тут же струится источник обрамлённый в камень. В этом источнике, недруги обмывали отрубленную голову господина сорока семи самураев. Вся эта история показалась нам странноватой и мало понятной. Ох уж эти самураи!
       Невольно вспомнилась повесть Толстого и эпизод, когда отрубленную голову Хаджи Мурата, возят и показывают в казацких станицах.
       Выйдя из музей, пошли в сторону дзенского монастыря и долго его искали, блуждая по окрестностям. Забрели случайно в район богатых и модных гостиниц с садами, чайными домиками, с озёрами и даже пляжами для постояльцев этих гостиниц. Тут, путешествуя живут богатые японцы и иностранцы и комфорт здесь по самому высокому классу.
       А мне подумалось, что в Японии нет такой разницы в образе жизни между богатыми и бедными, как допустим в Нью Йорке или в Сан Франциско и вообще в Америке. Всё намного демократичней, если не учитывать почти религиозное преклонение перед императором.
      Отель называется Гранд Принц Токугава. Раньше на этом месте стоял дворец принца Такеды, а сейчас выстроены три роскошных гостиницы...
       Мы долго ходили вокруг да около, пока какая-то пожилая японка согласилась проводить нас прямо к храму. Я уже говорил о доброжелательности и любезности многих японцев к иностранцам...
       Уже на закате вышли к этому старинному дзенскому храму, но он оказался пустынным и закрытым. Мы постояли перед воротами, поцокали языками, сожалея - я интересуюсь религией и философией дзен - и гонимые злыми комарами направились в сторону станции метро.
       История этого храма, описана в путеводителе и интересна ещё тем, что здесь в своё время, размещалось английское посольство. На него дважды нападали японские фанатики. Однажды, они ворвались внутрь, но посол спрятался в одной из комнат и его не нашли. Причиной нападения послужило то, что посол - любитель альпинизма, поднимался на вершину священной Фудзи - тогда, туда был закрыт доступ иностранцам...
      
       Часа через два пришли к "острову", на котором стоит императорский дворец и парк.
       Почему остров? Да потому что дворец окружен глубоким рвом с водой и стенами выложенными большими обработанными валунами. Ширина рва около пятидесяти метров. Вода глубокая, но от жары зацвела и появился неприятный запах.
       Кладка стен крепости в которой стоит дворец, сделаны из гигантских гранитных глыб в несколько тонн весом, обработанных и подогнанных совсем без щелей между ними.
       Непонятно, как строили из таких глыб высокие стены длинной в сотни метров, если не в километры?!
       Шли по парку в сторону дворца среди японских сосен с густыми шапками хвои на ветках. Стволы многих деревьев с искусственно обрезанными вершинами - это некое развитие древнего японского искусства выращивать карликовые деревья - бансай.
       Вскоре пришли к старым казармам гвардии, то есть охраны дворца, выстроенных их досок, собранных в подобие больших ширм соединённых перекладинами...
       Потом снова парк, с разными видами растений.
       В парке много изумрудно-зелёных луговин и фруктовых деревьев; в основном вишен и слив. Прошли по замечательно красивому японскому садику с озером, ручейками и китайскими "горбатыми" мостиками.
       Я охал и ахал от восторга, потому что долго мечтал увидеть настоящие японские сады - было время, когда я увлекался изучением таких садов, читал книжки и смотрел фото и картины.
       ...Дворец в эти дни был закрыт для посетителей и мы вошли в центр парка, где раньше, на насыпном холме стояла башня охраняющая дворец. Оттуда, открывается красивый вид на район небоскрёбов, стоящих сразу за крепостным рвом.
       Такое сочетание старины и модерна не всем нравится, но я в восторге, потому что модно сравнивать прошлое и настоящее, а когда это видишь в одном месте, то ощущаешь дыхание истории и движение времени!
      
       Императорский дворец - справка из "Википедии":
      
       "...Императорский дворец Токио - дворец Императора Японии в специальном районе Тиёда метрополии Токио. Расположен на территории бывшего замка Эдо. Используется со второй половины XIX века как резиденция Императоров и Императорского двора. Находится под контролем Управления Императорского двора Японии.
       Общая площадь вместе с садами составляет 7,41 кв. км. Архитектура зданий комплекса является смешанной: некоторые здания построены в европейском, а другие в традиционном стиле..."
       "...Древние императорские дворцы - "мия" строились из дерева и не имели каменного фундамента. Столбы, на которых держалось здание, сгнивали со временем. Поэтому в период правления одного императора дворцы неоднократно перестраивали на новом месте. Их также переносили в случае смерти императора. Крышу первых дворцов покрывали соломой. С 642 её заменил деревянный гонт.
       До VII века дворцы были частными домами императоров. С 603 года они стали выполнять новую функцию места заседаний японского правительства. Так, в конце VII века под дворцом понимали не только жилище императора, а весь комплекс правительственных зданий, центром которых выступала эта обитель. Жилище императора окружала стена, на юге которой находились Большие ворота - даймон. За ними простирался сад с правительственными домами и амбарами, также окружённый стеной. На юге сада располагались Южные ворота наммон. В саду проходили приёмы посольств и государственные церемонии.
       В VIII веке в Японии начался курс реформирования страны по образцу китайской общественно-политической системы. В 704 году, под влиянием этой системы, была построена первая японская столица Фудзивара-кё. В северной части этой столицы находился Императорский дворец - фудзивара-но-мия. Его ширина с севера на юг составляла 1,6 км, а с запада на восток, 1,1 км. Дворец состоял из Внутренних императорских покоев - дайри, где жил монарх, Династического зала - тёдо-ин, где он занимался государственными делами вместе с министрами. Рядом несколько зданий министерств и центральных правительственных ведомств. Территория дворца была окружена большой стеной и рвом. Весь комплекс назывался Дворцовым замком - мияги или Большими внутренними императорскими покоями - дай-дайри. В широком смысле Императорский дворец обозначал Дворцовый замок - политический центр страны, а в узком смысле - внутренние покои, место жительства императора..."
      
       "...Идея дворцового замка Фудзивара была унаследована следующими японскими столицами. Так в древней Наре существовал дворец Хэйдзё, а в древнем Киото - дворец Хэйан. Их дворцовые здания имели одинаковые названия, но разное размещение. В частности, Династический зал в Наре располагался южнее Внутренних покоев, а в Киото находился на юго-западе.
       В случае, когда императорский дворец подвергался разрушениям от пожаров, землетрясений или износу, резиденцию монарха переносили во временный императорский дворец. Он устраивался на территории крупных усадеб подчинённых или буддистских монастырей. Такая временная императорская резиденция называлась Сельскими внутренними покоями - сато-дайри. В частности, в 960 году, после пожара, который уничтожил внутренние покои Хэйанского дворца, покои Императора временно перенесли в Зал холодного источника - рэйдзэн-ин. В 976 году произошёл очередной пожар и Императорский дворец установили в усадьбе Хорикава - хорикава-тэн, которая принадлежала Фудзиваре-но Канэмити.
       После большого пожара 1227 года, который испепелил весь Дворцовый замок столицы, императорский дворец не восстанавливался. Для императоров стало привычным проживать во временных дворцах, построенных в домах столичной аристократии. В 1331 году, один из таких дворцов - Цутимикадо - был преобразован в постоянное жилище монарха. С 1392 он получил название Киотский императорский дворец. Этот дворец также неоднократно горел и перестраивался. Последняя крупная реставрация имела место в 1855 году..."
      
       "...В 1868 году, в результате свержения сёгуната и реставрации прямого императорского правления, состоялся очередной перенос столицы. Город Эдо - центр сёгуната и крупнейший населенный пункт Японии, переименовали в Токио - "Восточная столица". В 1869 году городской замок превратили в Императорский дворец, а Императорский дом разместили в Западном замковом дворе. В 1873 году этот двор сгорел, поэтому Император некоторое время проживал во временном дворце в районе Акасака. В 1879 году японское правительство решило восстановить Западный двор бывшего замка Эдо, построив в нём новые монаршие апартаменты. В 1888 году на территории двора появился так называемый Дворец Мэйдзи. Он состоял из Тронного зала - сэйдэн, Зала фениксов - хоо-но-ма для аудиенций, Западной и восточной приёмных - тодзай-но-тамари, Урожайного зала - хомэй-дэн и зала Тысячи блюд - тигуса-но-ма для банкетов, а также Дальнего зала - оку-кюдэн. В мае 1945 года Дворец Мэйдзи сгорел во время бомбёжки Токио силами ВВС Армии США в ходе Второй мировой войны..."
      
       ...Я специально даю такие длинные цитаты из "Википедии", чтобы читатели почувствовали своеобразие японской культуры и очарование древности, сохранённой в традициях народа...
      
       ...После прогулки по саду, вышли через другие ворота и пошли вдоль рва с водой. Все входы во дворец закрыты ещё и потому, что там и сегодня живет император с семьёй.
       Вокруг крепости бегают "джоггеры" и с одного из мостов через ров, увидели стены дворца внутри крепости. В округе много красивых мостов и мостиков и ещё один старый парк под названием Хибоя. Это первый парк в Японии сделанный в европейском стиле. Тут, в одном месте видны остатки стен старинной крепости Эдо - старой столицы Японии...
      
      ...Потом пошли в сторону знаменитого театра "Кобуки" и случайно попали на представление. Зал большой, многоярусный и сцена широкая. Смотрели страшную историю про отравление вместо Лорда - то есть Господина - главы клана, сына кормилицы, отданного матерью на смерть. Мораль представления проста - спасётся Господин, а значит и клан останется не разрушенным!
       Чтец с выражением читает комментарии на происходящее, под бряцанье струн сямисэна - японского национального инструмента...
       Актеры исполняющие женские роли, тоже мужчины. Все одеты в яркие торжественные наряды с набелёнными лицами! Наверное так, древний театр старался привлечь внимание рассеянных зрителей.
       Чтец ведёт спектакль и сама пьеса похожа на русские былины. Зрители напряжённо смотрят и слушают комментарии чтеца, а мы читали комментарии на английском над сценой.
       Театр, выстроен в классическом японском стиле, совсем недавно...
      
      ...
       ...С утра поехали на метро в Национальный музей, который расположен рядом с станцией Уэно. Уже идя пешком, вдруг услышали шум толпы - оказалось, что в том районе проводили праздник искусств и ярмарку, одновременно. Много еды, сувениров, толпы возбужденных, празднично настроенных людей. Продают изделия народных промыслов: фигурки животных и людей. Тут были большие, сделанные из папье-маше скульптуры мифических животных, быков и кажется носорога!
       Юные студентки института искусств, продают картинки, предметы рукоделия. И тут же студент, нарядившись снежным человеком, лапой красит картину...
       Войдя в Национальный музей, купили билеты и вошли и внутрь большого плоского здания. Начали осмотр со второго этажа. Тут все артефакты расставлены по эпохам жизни японцев, а таких временных исторических отрезков в истории Японии было много!
       Поразила керамика с пятитысячелетней историей. Потом была японская каллиграфия с иероглифами на тонкой материи. А потом, самурайские мечи-катаны и тачи - длинные мечи и рядом, мудрёно сделанные доспехи самураев с металлическими шлемами разных форм. Луки очень высокие и стрелы тоже длинные. Пики разных форм - есть с лезвиями, а есть с острыми наконечниками.
       Затем был зал картин заметно в "китайском стиле": выполненные тушью портреты и иероглифы с молитвами или афоризмами великих людей. Понравились портреты красавиц с вытянутыми лицами и с чудными причёсками.
       Ну и конечно выставка старинных кимоно, как предмет искусства. Крой кимоно всегда прост, но рисунок и краски удивительные! Сразу вспомнился театр "Кабуки", где актёры одеты в кимоно ярких цветов и такие же накидки.
       Были в музее и маски, представлявшие не только пол героев, но и возраст, и настроение!
       Ведь кабуки - театр для простонародья, а не для воинов аристократов. Здесь все просто и часто символично. Невольно вспомнился театр "Глобус" в Лондоне, где в давние, шекспировские времена, для народа ставили, в том числе пьесы Шекспира.
       ...Потом были залы представляющие племена первопоселенцев в Японии - это племя айны и викью. Только первые жили на Сахалине и на северных островах, а вторые на южном архипелаге.
       И тут же экспозиция маленьких фигурок - нэцкэ, так популярных одно время в Европе. Фигурки искусно вырезанных из слоновьих бивней животных, людей и демонов-чертей, - это и есть нэцкэ!
      
      ...Очень довольны квартирой. Хозяев не видели со дня заезда, а в квартире все есть: от утюга до записной книжки и авторучек.
       Токио, вообще поражает скрупулёзностью подхода к особенностям и деталям жизни человека. Например, когда рабочие на улице открывают люк канализации, то рядом ставят человека с флажками, чтобы предупреждал прохожих и велосипедистов!
       На вокзалах и метро лестницы, пандусы и лифты для колясочников. Даже в Лондоне ещё нет таких удобств для человека-клиента. Тем более в Москве или в любом другом городе России. Вспоминаю, как мы, с английским фотографом Продиптой Дас делали книгу о России и приехали по Транс - сибирской магистрали из Москвы во Владивосток. Во Владивостоке, пришлось с третьей платформы, с тяжёлыми чемоданами подниматься на виадук над путями, а потом, тоже по крутой лестнице спускаться уже на вокзал!
       ...Ещё многое можно перенять России у своего восточного соседа, да и не только в быту. Можно позавидовать Японии, в которой бизнесмены патриоты все заработанные деньги и не только в самой Японии, вкладывали и вкладывают в развитие собственного производства, в создание машинно-электронной цивилизации...
       Как это не вяжется с тем, как российские олигархи ежегодно уводят из страны десятки, если сотни миллиардов долларов, заграницу.
       Успехи Японии в экономике, наверное можно объяснить не только восточным менталитетом, но и островным географическим расположением страны. Я обратил внимание, что в похожем положении пребывают и Англия, и Америка - большой "остров", которая долгое время самоизолировалась и развивала внутренние потребности, исповедуя стратегию "изоляционизма".
       Ещё одна особенность Японии - здесь нет проблемы эмиграции как в Европе или даже в Америке. Своеобразие Японии, делают её менее привлекательной для переселенцев...
       Я уже говорил, что мы ещё в Англии купили общий проездной билет по железным дорогам страны за триста с небольшим фунтов. Но за эти недели, мы, смогли в общей сложности наездить по железным дорогам на тысячи фунтов и потому экономически такие проездные очень выгодны.
       Ещё одна особенность Японии - народ здесь очень дисциплинирован и законопослушен.
       На работу ходят в униформе и это, как мне кажется проявление особенностей общества, построенного по строгой иерархической схеме. В таком обществе и уровень ответственности перед властями, перед совестью, много выше чем обычно.
       Такое законопослушание и внутренняя дисциплина поведения, помогает не только продуктивно работать, но и соблюдать чистоту и порядок вовне и внутри человека. Недаром, кто-то из японцев сказал, что для соблюдения гармонии в обществе и в душе каждого человека, надо затратить много душевных сил и физической энергии!
       Иначе говоря, само собой ничто в жизни не делается!
       А Япония, благодаря своему экономическому прорыву созданному на патриотических традициях, показала пути развития для многих азиатских стран...
      
      ... Мы доехали до нашей остановки в районе буддистских храмов Дайтокуджи и выйдя, спросили нужный адрес у прохожих.
       Устроившись в съёмной квартире, не увидев хозяина - ключи лежали в почтовом ящике, - мы пошли в первый раз погулять по окрестностям.
      Все храмы здесь, окружены каменными невысокими стенами и в каждом есть свой садик. В одном из храмов первый раз воочию увидел знаменитый японский сад камней, с "расчёсанной" граблями мелкой галькой. Я сел на деревянную приступку и тут же погрузился в медитацию...
       В свое время ещё живя в Сибири, в Иркутске, я читал много книг о буддизме, в том числе о дзен-буддизме в Японии. Видел и фотографии японских садов при монастырях и восхищался их красотой и наполненностью символическими смыслами.
       И вот я попал в такой древний храм и обстановка соответствует - кругом храма чайные домики и гулко ударяет колокол, отмечающий шесть часов вечера!
       Сумерки, тишина, редкие посетители, каменные светильники в человеческий рост, глухая стена за садиком ограничивающая обзор и не дающая отвлечься от созерцания символов обозначающих Землю, с морями, океанами, лесами горами и равнинами...
       За стенами храмов, часто видны бамбуковые тёмно-зелёные рощи.
       Моё сознание, сосредотачиваясь на увиденном ещё какое-то время замечало горы вокруг и розоватые облака на закате. А потом я "отключился" и стал думать о древности всего здесь увиденного, о тех поколениях монахов дзен - буддистов, которые здесь жили и медитировали на закате длинного дня, так же как и я...
       Издалека доносились весёлые крики и стук теннисных мячей с школьных теннисных площадок, а здесь, за стенами старинного монастыря, было тихо и я погрузился в размышления и воспоминания.
       ...Вспомнились и долгие годы походов и одиночества в сибирской тайге, переезд и жизнь в Питере. А потом и отъезд в Англию, где меня ждали жена англичанка и двое детей, рождённых там и ожидавших моего приезда долгие годы...
       Именно тот переезд и стал отправным моментом, после которого через долгие годы я и смог приехать в Японию, и сюда в Киото. Жизнь порой делает удивительные кульбиты - я и подумать не мог, что когда -нибудь увижу японские буддистские сады камней!
       Вспоминая, я не замечал ни редких гуляющих, ни медленных сумерек опускавшихся на тихие монастырские дворы. Только, когда жена коснулась моего плеча, я встрепенулся и прекратил медитацию...
       Возвратившись домой уже в полутьме, попили чаю сидя на футоне - японском матрасе, на полу застеленном рогожными матами - татами. Их количество на полу определяет и размеры комнаты. То есть, в Японии размер жилья, меряют не квадратными метрами, а числом таких татами...
       После, пошли поужинать и недалеко от нашего нового дома, зашли в маленький ресторанчик, где на глазах у посетителей суровый японец-повар, готовил японские блюда, действуя размеренно и слаженно, как опытный жонглёр!
      Для Су, он приготовил жаренные овощи, завернутые в блин, а для меня - кусок мяса, поджаренный на гриле. Мы сидели на низких скамьях и ели свою еду прямо с края горячей плиты, играющей здесь роль стола.
       Несколько японцев сидевших рядом, ели и запивали еду каким-то розовым напитком. Оказалось, что это саке разведённое вином. Заметив наши любопытные взгляды, они предложили и нам попробовать и я не отказался.
       Су ела своё блин с овощами, а я - вкусный бифштекс запивая предложенным гостеприимными японцами напитком. Ничего подобного я не видел и не пробовал прежде и потому, этот ужин остался в моей памяти...
      
      ...Восьмого сентября, проснулись на новом месте в Киото, в восемь часов утра и плотно позавтракав, пошли осматривать район храмов, которых здесь, очень много. По дороге, идя по улицам между стенами огораживающих сады соседних храмов, снова вспомнил театр Кабуки и сюжет спектакля, в котором кормилица Господина, пожертвовала своим сыном ради сохранения главы Клана. На таких картинах воспитывался и воспитывается патриотизм японцев и их уважение к старшим, в том числе старшим по чину.
       Именно национальный характер выработанный за тысячелетия истории страны и позволил японцам не только пережить страшное поражение во Второй мировой войне, но и восстановить, а потом и приумножить национальные богатства...
       И по аналогии, вспомнилась история Павлика Морозова, рассказавшего правду о своём дедушке-кулаке и потому, убитого кулаками. Сегодня, из Павлика Морозова, нынешние "либералы" антисоветчики в России, сделали социального монстра, потому что для них ни понятие народа ни понятия страны ничего не значат. Они живут по принципу "своих не сдаём, главное, чтобы было хорошо самим, родственникам и друзьям. А остальное - "гори оно синим пламенем"!
       Эти российские образованцы, ошельмовали имена Павлика Морозова и Зои Космодемьянской, но всячески возвеличивают имя предателя Власова и его приспешников и коллаборационизм РПЦЗ.
       Я это вспомнил ещё и потому, что японские предприниматели и банкиры все свои прибыли вкладывали и вкладывают в экономику своей страны. А в России, "бизнесмены" не только деньги прячут в офшорах, но и свои семьи перевозят на Запад, тем самым беззастенчиво предавая свой народ и страну!
       ...Вскоре, сели на автобус и поехали в известный храм, куда устремляются многие туристы, особенно из Европы и Америки...
       Этот храмовый комплекс расположен на склоне горы и все идут по узкой улице - кто вверх к храму, а кто уже вниз, после посещения святыни.
       Ворота из дерева, громадные и красивые. Но и сам храм, с его пологой изогнутой к краям крышей и смотровой площадкой наверху смотрится как чудо азиатской архитектуры. Многие туристы, как и мы, воспринимают этот храм как феномен из прошлого, хотя и сегодня в нём идут службы.
       Весь комплекс начинали строить здесь в восьмом веке и храм был реставрирован после очередного пожара в семнадцатом веке. Сегодня, это пожалуй самое посещаемое место в Киото. Сотни, тысячи туристов приходят сюда каждый день и этот поток не оскудевает ни весной, ни осенью. На улочках ведущих в храм множество лавочек и магазинчиков, где продают любопытным туристам сувениры, сделанные японскими мастерами!
       Шёл мелкий дождик, мы промокли, но это не охладило нашего восторженного отношения к увиденному. В магазинчиках мы не только смотрели сувениры, но и купили для себя пару рюмочек для саке.
       ...Следующим местом нашего "паломничества" было кладбище с статуей сидящего Будды, высотой около двадцати метров. На этом мемориале павшим, поговорили с монахом, который приветлив, открыт для вопросов, но плохо говорит по-английски. Потом, мы купили и поставили две свечки в память о погибших и в честь тех, ради кого и создан этот мемориал!
       Следующим храмом, который мы осматривали, был тоже не менее интересен Мы ходили по аллеям храмового пространства и несмотря на дождь радовались и восхищались красотой и храмов, и садов которые их окружают.
       И снова вспомнились времена, когда я жил в Сибири, ходил по лесам, а отдыхая дома читал книжки с описаниями японских храмов дзен и садов в них. И вот теперь, я увидел и сады мхов, и сады камней, и сады с мостиками и зарослями бамбука на фоне деревянных, почерневших от времени храмовых стен и крыш!
       Я думал тогда и теперь убедился в этом, что красота окружающего нас мира играла особую роль в доктрине учения дзен и в воспитании его адептов! Когда-нибудь, вспоминая нашу поездку в Киото и восторг переполнявший меня там, я напишу эссе об этой особенности дзен буддизма!
       Дальше пошли по указателям и вышли на красивейшую улицу Киото. Она состояла из старинных построек в китайском стиле, была тиха и уютна. Деревянные ворота из старого потемневшего дерева, философские зелёные садики внутри, едва слышный шум льющейся воды - все это наполняет душу покоем и настраивает на глубокие размышления о сущности бытия...
       Пока дошли до метро, промокли, но войдя на станцию окунулись в море света и уютную суету.
      Тут все приспособлено к человеческим нуждам и очень удобно. Невольно вспомнился Нью Йорк и дребезжащие вагоны, словно консервные банки сделанные из блестящего алюминия, тесные станции, угрюмые, усталые пассажиры, гул проходящих поездов и по заплёванному полу бегают крысы...
       Думаю, что у граждан побеждённой в войне Японии, сохранилось чувство сострадания и сопереживания, с которым в Америке напряжёнка. Именно страдания после поражения в войне, после ужасов пережитых жертвами атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, делают японцев такими внимательными друг к другу, но любезными и к нам, иностранцам!
       И ещё подумалось, что строить "новое", иногда легче, чем пытаться переделать разрушенное "старое" в новое! Это, как пытаться старое здание превратить в новое...
      
       Сегодня едем в Северный район монастырей. Стоит отметить, что монастыри здесь в основном секты Дзен и ранних сект буддизма. Выясняется, что "ортодоксальный" буддизм, мало кого устраивал и устраивает в Японии.
       Девятое сентября на дворе. Первый монастырь куда мы приехали назывался Нандзерджи. Громадные ворота из толстых деревьев - монастырь построили на месте императорской дачи, бывшей здесь в тринадцатом веке.
       Ворота производят впечатление своими масштабами и представляется, что раньше здесь молились и жили сотни и сотни монахов. Дерево из которого строили храм потемнело от времени, выгорело и покрылось мелкими трещинами, но по-прежнему крепко и устойчиво. Наверху, метрах в двадцати от земли, под изогнутой крышей покрытой черепицей - смотровая площадка.
       Туда поднимались по крутой лестнице и конечно изумились открывшемуся на город виду. Обошли смотровую площадку по кругу и на севере от монастыря, увидели крутые склоны холмов, покрытые лесом - Киото городок сравнительно с Токио небольшой и вся его слава и богатство - в прошлом!
       Но сам храм и сад при нём - чудо эстетики. Осматривая сад, я вновь невольно вспомнил тайгу в Забайкалье, горные реки и курумники,- лавины больших камней, покрывающих русло ручьев и речек по берегам, покрытых толстым слоем зелёного мха. Игра света и тени, в этих влажных местах, создают незабываемые картины!
       Но здесь, в монастырях, похожие сады сделаны руками человека и ухаживают за ними сами монахи.
       Эти сады, через символы отражают красоту и величие земли. На клочке земли, часто не больше теннисной площадки, огороженному каменными стенами, древние садовники старались через камни заросшие мхом, через траву и небольшие, но старые деревья, через воду в пруду и ручейки вытекающие из них, показать все величие и красоту природы окружающей человека, способного эту красоту отличить от безобразия первородного хаоса!
       Именно в этом монастыре находится известный всему миру сад камней и мха по имени "Прыгающий тигр".
       Ещё в далекой молодости, я видел фотографии этого сада в книгах и потому, сев и сосредоточившись стал медитировать, думая о роли красоты в жизни и воспитании человека - монаха!
       ...Человеческое одиночество и оторванность от коллектива требуют компенсации, и эти сады, на которые мы смотрим, как смотрели древние монахи с старых деревянных галерей окружающих сад, невольно заставляют задуматься о смысле жизни, о красоте природы выраженной в буддистской символике. Камни - это символ гор и скал. Вода - это моря и океаны. Деревья - это леса, а мхи - это трава и кустарники...
       Уходил из монастыря, от этого магического сада в восхищении, потому что воочию увидел этот памятник религиозного поклонения природной красоте и человеку - создателю!
       Пройдя под десятиметровой высоты акведуком, доставлявшим с гор воду в монастырь, пошли в сторону монастырского кладбища по разбитой дороге, через лес. На кладбище, обычные саркофаги из прямоугольных гранитных колонн над могилами. Но есть и совсем свежие, богатые захоронения.
       Тут совсем не было людей и мы посидели, отдохнули в тишине, слушая пение птиц. Удивила могила сделанная из полированного чёрного гранита в стиле модерн, ещё совсем недавно в 2013 -ом году, сыном для отца, который был автомобильным магнатом...
       Потом шли ещё выше и вышли к красивому водопаду, над которым стоит пещера, где жили и молились древние монахи, старцы-отшельники.
       Тропа привела нас к этому водопаду, падающему белопенным потоком с обрыва, высотой метров в десять. А ещё выше, куда надо было подниматься по каменным, вырубленным в горе ступенькам - пещера с буддистским алтарём и горящими свечками, зажжёнными здесь паломниками.
       Огибая эту пещеру, тропа поднимается через лес по правому берегу реки ещё выше, на гребень хребта. Тропа завалена буреломом и редкий прохожий сюда поднимается. Но там наверху, на вершине хребта, стоят несколько маленьких монастырей, куда к сожалению мы не смогли попасть - дело было к вечеру и нам надо было возвращаться в город!
       Устроившись на буреломе, перегораживающем тропу, мы достали "пикник" и перекусили, думая каждый о своём под шум бегучей, быстрой воды...
       Потом спустились вниз и пошли осматривать монастырь Эйкондо, основанный в одиннадцатом веке. В монастыре тоже был садик и два горбатых мостика над прудом и ручьём. А вокруг сада стояли кельи монахов и в монастырском зале проходила конференция - слышались гортанные голоса говорящие по-японски.
       Потом голоса запели и в этом воодушевлённом религиозным сознанием хоре-единении человеков, я различил часто повторяемое слова Амитабха - то есть земное воплощение Будды!
       Сумерки медленно спускались с гор в долину и этот хор, казалось славил ещё один прожитый нами день!
       Сад в этом монастыре был объединением обычного японского и сада камней. Где-то это был гравий, расчёсанный под волны, а с другой стороны стоял пруд и располагался сад мхов. В пруду медленно плавали большие рыбы и при нашем приближении, они подплывали к нам, ожидая кормления....
       А хор все продолжал петь, завораживая однообразием ритма отбиваемого деревом о дерево! Дерево играет важную роль в жизни японцев. Они не только хорошие каменщики, но и замечательные плотники. Все древние монастыри сделаны из громадных деревьев и половицы шириной по полметра и длиной метров в пятнадцать. иногда достигают десятисантиметровой толщины.
       Интересно и удивительно, что этим монастырским половицам уже несколько сотен лет!
       Надо отметить, что как и при входе в дома, японцы входя в храм снимают обувь и остаются или босиком, или одевают специальные тапочки, а сады обходят по деревянным галереям, прикрытых сверху краями изогнутых крыш.
       Я уже отмечал, что японские города и особенно территории храмов необычайно чисты и ухожены. Это национальная черта, традиция точно такая же, как палочки для еды, заменяющие вилки, как велосипеды на улицах, как множество дзенских монастырей, особенно в старых городах!
      
      ...С утра, на метро доехали до современного вокзала в Киото, точно в десять часов четыре минуты сели в поезд и через сорок минут были уже в древней столице Японии - Нара.
       Этот город был центром Японии в семисотые-восьмисотые годы первого тысячелетия новой эры и сохранил древнее своеобразие, хотя и утратил столичный вид. Кругом много иностранных туристов, но большинство прохожих все-таки школьники-японцы, которые едут сюда знакомится с собственной историей.
       Городок этот небольшой но благодаря нашествию туристов богатый, чисто-ухоженный и современный, несмотря на свою древнюю историю...
       Помимо храма Тодойджи есть синтоистские храмы.
       Но главная достопримечательность Нары - это полуторатысячное поголовье оленей, которые стали со временем святыми животными и заполнили все рощи и даже проспекты города.
       По пути к Тодойджи, мы видели их сотнями и они совсем не боясь людей: ходят, лежат и пасутся часто посередине проезжих путей. Увидев, как пожилой японец кормит их орехами, мы тоже в этом поучаствовали и покормили с руки доверчивых животных. Ощущения запоминающиеся!
       Храм Тодойджи громадный и старинный, выстроенный около тысячи трёхсот лет тому назад. И главной достопримечательностью храма, является статуя сидящего внутри зала на бронзовых лепестках лотоса, громадно-чёрного, бронзового Будды!
       А по сторонам от этого древнего Будды, расположены статуи покровителей Всевидящего и Всеслышащего.
       На входе в храм, нас встретили гиды - добровольцы и один из них рассказал, что дорожка к храму недаром состоит из трёх цветов. В середине - большая дорожка-линия которая означает родину Будды - Индию. А по бокам от неё, отличаясь по цвету, две другие: одна означает Китай, а вторая уже собственно Японию! Ещё он говорил, что столицу перевели в Киото из-за внешней незащищённости и больших наводнений, по временам случавшихся здесь, в Наре.
       Громадность храма, его внутреннее убранство оставляет неизгладимое впечатление. Мы обошли его по кругу и восхищались сохранности и чистоте вокруг...
       После этого храма, по пешеходной дорожке мы прошли дальше и побывали в ещё нескольких храмах поменьше, но не менее красивых. Но обо всем не расскажешь!
       Вскоре, пришли к синтоистскому храму, на территории которого растут тысячелетнего возраста громадные деревья. Тысячи бумажных золотых светильников в этом храме, тоже производят впечатление. Эти светильники - символ памяти поколениям предков. А почитание предков и старших - одна из основных черт национального характера японцев.
       Народу в этом городке с утра до вечера очень много и в основном это приезжие. Нара, своими великолепными старинными храмами и ручными оленями, притягивает туристов со всех концов света и конечно из Японии.
       Надо заметить, что перед тем, как прийти к Тодойджи, мы, психологически настраиваясь вошли в ещё один дзенский сад. И как всегда, при виде его красоты, философские настроения захватили меня.
       Сидя на насыпном холме с беседкой наверху, осматривая сад сверху,я стал размышлять о том, что Будда при жизни был, что называется "эстетом" и потому, в его учении красота форм вмещает, выражает внутреннюю красоту мира и человека.
       Любование красотой лежащей вокруг человека не чуждо буддизму, в отличии от аскетизма первоначального христианства. И вместе, современный буддизм сохранил любовь к "пустоте", к отсутствию вещей. И здесь, красочная православная служба в русских храмах, иногда напоминающая парад одетых в расшитые золотом мантии священников, разительно отличаются от строго "пустых" и просторных дзенских монастырей и храмов.
       Так и сады в этих монастырях поражают скромной красотой и выбором многозначительных символов, по сравнению с европейскими тяжеловесными парками наполненными изувеченной человеком природы, изукрашенными стриженными шпалерами кустарников, разноцветными клумбами и скульптурными фонтанами...
      Уже ближе к вечеру, пройдя через синтоистский храм, состоящий из комплекса строений и череды ворот своеобразной формы, окрашенных в оранжевый цвет, пошли в сторону вокзала...
       И тут начался розовый закат, словно отмытый от дневных туч с ярким солнцем посередине под лучами которого и здания, и зелень вокруг заиграли яркими красками!
       Пагода, на входе в комплекс храмов, пятидесяти метров высотой и с пятью "этажами" как -то особенно торжественно и величественно предстала перед нами, во всей своей причудливой сложности и философской многозначительности.
       Мы долго стояли рядом рассматривая это творение древнего зодчества, а потом подошли к колокольне очередного храма, где висел большой, в рост человека колокол и рядом, было подвешено "било" - кусок круглого бревна на цепи, с обмотанным кожей торцом. Было пять часов вечера и монах раскачивая било стал ударять этим торцом в край колокола.
       Мощный, плотный звук разносился по окрестностям и какая-то его часть улетала в далекое небо, тревожа слух небесных жителей! Показалось, от этого вибрирующего всепроникающего звука издаваемого колоколом, и внутри нас что-то стало настраиваться на благостный лад, возникло чувство сопричастности всему увиденному и услышанному здесь!
      
       Май 2019 года Лондон. Владимир Кабаков
      
       Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 21/05/2019. 47k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка