Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Рене Магрит. Записки с выставки

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 01/09/2019. 8k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рене Магрит - сюрреалист прошедший долгую дорогу к волшебному реализму.

  •    Рене Магрит и его эволюция как художника.
      
      ...На днях были в Брюсселе и побывали в музее Магрита. Хочу рассказать о впечатлениях от просмотра этой экспозиции.
      ...Магрит родился на рубеже веков, в 1898 году. Это был период революционных преобразований, в том числе в искусстве. Одни интеллектуалы пошли прямо в революцию, а другие поехали в Париж, в столицу тогдашнего революционного искусства. Старый мир империй и монархий разваливался, а в искусстве в большом количестве тоже появились "революционеры", пропагандирующие новый взгляд на искусство, в том числе в искусстве изобразительном!
      Таким образом, рождение Магрита, совпало с этой революционной эпохой, что и сделало из него вначале сюрреалиста, а потом художника ни на кого не похожего, может быть продолжателя линии Брейгеля и Босха в современном искусстве!
       Тогда молодые художники собирались в группы и группки и в промежутках между гуляниями и выпивками изобретали новые направления в искусстве и не только в изобразительном. Таким образом создалось течение в искусстве - сюрреализм, вначале в литературе, а потом и в живописи. Тогда в Париже, интеллектуалы, представители разных видов искусств, дружили и общалис, обмениваясь новациями.
      Именно сюрреализм сформировал Магрита как художника, а привычка ниспровергать авторитеты, привела его к необычному видению и изображению вещей, за которыми скрывались загадочные символы, часто объединяющие вещи несовместимые. Это было неосознанным желанием привлечь внимание к своим работам, заставить их задуматься над несоответствием изображаемого, обычному реализму жизни. В этом случае можно говорить о саморекламе в чистом виде - ведь долгое время он работал над торговой и театральной рекламой. К тому же, Магрит придумывал своим картинам сложные, глубокомысленные названия, которые тоже нужно было разгадывать как головоломки.
      Этими необычными сочетаниями живописи и интеллектуальной сложности он и прославился на весь мир и этому же обязан художественным своеобразием, корни которого, многие критики пытаются разгадывать и по сию пору.
       В качестве примера можно привести портрет мужчины, с курительной трубкой вместо усоа, или горный пейзаж, в котором, если всмотреться, можно различить огромную птицу, похожую то ли на павлина, то ли на птицу феникс...
       ...А начиналось всё с семейной драмы - когда будущему художнику исполнилось четырнадцать лет - его мать совершила самоубийство. Это событие отразилось на судьбе Рене и осталось в памяти на всю жизнь. Возможно именно абсурдность всего происходившего тогда, повлияли на мировоззрение юноши и предопределило его отношение к окружающему миру...
      Первые работы художника носят подражательный характер и больше напоминают саркастические скетчи. Но время шло, мастерство художника и рисовальщика росло и благодаря каждодневному труду, его стиль постепенно совершенствовался и необычные композиции только добавляли интереса к его творчеству.
      Магрит, в молодости ведя довольно разгульную и общительную жизнь, со временем всё больше погружался в стихию творчества и его взгляд на мир, сюжеты его работ тоже менялись, переходя в плоскость работы с цветом и светом.
      Последние его работы, эксперименты с цветом и светом, совершенно восхитительны и совершенно неповторимы. Здесь, Магрит уже выступает как мастер овладевший всеми тонкостями мастерства и картины сумерек и ночи без людей, из серии "Империя света", навевают лёгкую грусть и раздумья о краткости жизни, о красоте и загадочности окружающего нас мира, о невозможности повернуть время вспять. А его поздние картины изображающие, горы скалы и каменные изваяния из кусков гранита, поражают умением передавать текстуру и о объёмы камня, создавая полную копию реальности, оформленную под многозначительный сюжет, напомнивший мне аскетизм художественных средств, передающих символизм японского дзен - искусства, выраженного в садах камня.
       В каком-то смысле последние работы, становятся завершение длинного пути становления Магрита как оригинального художника. Правда без пояснения автора, понять смысл его картин трудно. Но это - одна из характерных черт сюрреализма, которому Магрит, в инеллектуальном смысле оставался верен до конца. Иначе говоря он уже не мыслил своей живописи без головоломных сюжетов. Однако важно, что в своих картинах, он все-таки оставался художником, а не маляром, каковыми становятся многие современные "мазилы"!
      Что есть сюрреализм, Справка из Википедии:
      
      "...Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии "ready-made". Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения... Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому - зрелые работы классика сюрреализма Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе".
      ...Сам художник, позже называл свои работы теоремами, сравнивая их с математическими формулами, в которых просматривалась своеобразная логика. Однако в развитии этого направления, со временем, в итоге получились разного рода авангардистские течения, уже утратившие эту логику. Всё закончилось писсуаром и "писсуарностью" - некоторые критики признали, этот "взлёт творческой фантазии", вершиной изобразительного искусства двадцать первого века!
       Выше я уже говорил, что на рубеже двадцатого века и после первой мировой войны, которая обнажила абсурд существования современного человека, многие интеллигенты ударились в интеллектуализм и чем больше погружались в страну любителей "игры в бисер", тем дальше отходили от реальности. С этими экспериментами, связаны увлечения психотропными веществами и кокаином, в надежде, через погружение в сумеречное состояние, обрести свободу сознания.
      Итогом этого процесса стали разного рода интеллектуальные эксперименты, будь то живопись, поэзия или скульптура.
      Однако Магрит не пошёл так далеко и эволюционировал постепенно в сторону "классической живописи", сохраняя вместе с тем особенности своего восприятия и выражения мира окружающего его. Хотя многие его работы заставляют ломать голову, а не удивлять эстетически наше зрение. И если бы не поясняющие названия под головоломными сюжетами картин, то содержание этих картин так и осталось бы без объяснения...
       После нашумевших выставок в Америке, художник обрёл славу, которая была уже не нужна ему. С возрастом, мы начинаем понимать незначительность, а иногда и суетливое неудобство славы...
      Умер Магрит на пике известности и его творчество вдохновило и вдохновляет многих начинающих художников на поиски своего творческого стиля в живописи и не только.
      Можно говорить, что Магрит-художник, стоит у истоков современного искусства наряду с Шагалом, Кандинским, Малевичем, Пикассо, даже Сальвадором Дали. В определённом смысле и Энди Уорхолл был продолжателем Магрита.
      Одним словом слава Магрита и его известность вполне заслуженны, в отличие от многих авангардистов нашего времени, раскрученных, но бесталанных конъюнктурщиков!
      Магритт умер пятнадцатого августа 1967 года, в Брюсселе, оставив недописанным новый вариант своей картины "Империя света".
      
       Август 2019 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 01/09/2019. 8k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка