Аннотация: Написание книги о России, на английском языке "R is for Russia"
О России, в сравнении с Англией
"Двадцать пять тысяч километров по России за четыре недели".
Главы из книги.
В качестве эпиграфа: "Первое сильное ощущение когда мы встречались с людьми и просто наблюдали за жизнью России - это большая, разнообразная и сильная страна. И россияне, при всем различии взглядов и идеологий, встанут на её защиту, если начнётся война... Такого ощущения не было ещё пять лет назад..."
... Возвратившись из России, где мы с английским фотографом Продиптой Дас, набирали материал для книги о России на английском языке "R is for Russia", я заболел и потому не выходил из дома почти неделю.
Однако, несмотря на простуду, я сходил на Би-Би-Си, по приглашению Севы Новгородцева, и коротко рассказал о нашей с Продиптой Дас, поездке.
... С Севой, мы поддерживаем знакомство с того времени, когда я увидел его на "Первом Русском радио, в 2004 году:
... Из здания, во внутренний дворик, вышел человек с седой гривой волос, худым, выразительным лицом, привлекающий к себе внимание, как привлекают к себе внимание люди не просто известные, а очень известные...
Тогда, Володя Эдемский, тоже ведущий на этом радио, представил меня ему. После знакомства, мы, стоя у входа, поговорили минут пять "о том, о сём". Видимо я заинтересовал Севу своими рассказами о Сибири, о том, как я попал в Англию, о моей жизни в России, и в конце разговора, он пригласил меня на завтра, на передачу "Севаоборот", на русскую службу ВВС...
Назавтра, уже после "Севооборота" Сева пригласил меня на Первое Русское радио, и я согласился рассказывать о своих прошлых походах, о повадках зверей и птиц, для тех русских слушателей, кто скучает по Родине, по её лесным просторам, горам и долинам.
Потом, встречаясь раз в неделю, мы успели неплохо узнать друг друга, и когда я показал Севе свои рассказы о таёжных приключениях, он их похвалил и посоветовал писать об этом побольше, в том числе для западных читателей, которых, по мнению Севы, тема о необъятной безбрежной и загадочной России, заинтересует обязательно...
... В этот раз, перед поездкой в Россию, я позвонил Севе, и он попросил меня встретиться по возвращению в Лондон, и рассказать об этом нашем с Продиптой Дас, путешествии. Что я и сделал, как только немного отошёл от долгой и утомительной дороги...
Выслушав мой рассказ о путешествии по телефону, он пригласил меня на Би- Би-Си, в передачу "Би-Би-Сева", лозунг которой - "Новости с человеческим лицом".
К сожалению, известная программа Новгородцева "Севаоборот", к тому времени была закрыта, уже около года, несмотря на протесты слушателей из России.
Однако она сохранилась в архиве сайта Севы Новгородцева и я, иногда захожу туда и слушаю интересные беседы с интереснейшими и талантливыми людьми.
Эта передача продержалась в эфире несколько десятков лет и нашла миллионы поклонников в среде русскоговорящих во всем мире.
Сева и его со ведущие выработали свой метод живого разговора и свои способы подготовки к нему. И мне посчастливилось побывать в знаменитой студии, за круглым столом с четырьмя микрофонами и парой бутылок хорошего красного вина, которое помогало "воссоединению языков и сердец" беседующих.
Вот некоторые детали моих двух выступлений на "Севообороте"...
Я приходил за час до прямого эфира и Сева "потрошил" меня, когда мы садились в столовой Би-Би-Си, пили чай или кофе и Сева, выспрашивая подробности моих приключений, незаметно составляя канву нашей беседы перед микрофонами.
Потом мы садились в студии, Сева на правах хозяина разливал неплохое красное вино, после которого настроение поднималось и сухость в горле сменялась расслабленной жизнерадостностью.
Уходил я после этих бесед в прекрасном настроении и чуть под "шафе", что придавало особую пикантность "радио беседам" ...
... В этот раз, в фойе знаменитого здания радиостанции Би-Би-Си, меня вышел встречать молодой человек, англичанин, с которым мы, идя по длинным коридорам, сразу заговорили о впечатлениях от России. Он жил какое - то время в Питере и совсем неплохо говорил по-русски.
Я, нисколько не сомневаясь, что он поймёт меня, стал говорить о Достоевском и Толстом, о том, что на мой взгляд, в первый раз этих больших русских писателей, англичанам, надо читать в переводе, потому что для понимания всей глубины их произведений необходимо знать язык в совершенстве, особенно читая Достоевского...
В русском отделе Би-Би-Си, меня встретил Сева, как обычно подтянутый, сосредоточенный, сидя за столом, в окружении сотрудников, девушек и юношей явно английского происхождения.
Он сразу спросил, принёс ли я фотографии о нашем путешествии, а я, немного смутившись, ответил, что фотографий нет, но ведь фотографии не будут рассказывать о поездке - это буду делать я, а у меня всё с собой, в голове.
Сева был недоволен, но согласился, и мы записали короткую программу о моих впечатлениях.
Я, между прочим сказал, что путешествие продлилось четыре недели и за это время мы преодолели более двадцати пяти тысяч километров: по воздуху, на автобусах, на поездах и на автомобилях, не говоря уже о сотнях километрах проделанных пешком.
Сева, уже перед микрофоном, коротко познакомил слушателей с английским детским издательством "Фрэнсис Линкольн", с которым мы - Продипта Дас и я, заключили контракт на создание книги на английском языке, для английских школьников.
Я рассказал, очень коротко о поездке на микроавтобусе в Тункинскую долину, что рядом с Байкалом, упомянул о поездке к тиграм в Приморье, на берег озера Ханка, где их и ещё несколько видов дикой фауны Дальнего Востока, выдерживают на специально оборудованной базе...
Потом, я заверил радиослушателей, что напишу большую книгу, уже на русском языке, для взрослых, о впечатлениях от этой поездке и с размышлениями о прошлом, настоящем и будущем России...
Из студии я уходил с чувством исполненного долга - первый рекламный анонс для нашей книги, состоялся.
Я, взялся писать эту книгу, потому что считаю Россию, страной чудес, загадок и проблем, о которых даже сами русские знают очень мало, а уж в Западной Европе, практически не знают совсем, тем более дети.
А ведь дети - это наше будущее, будущее наших отношений с Европой, и с Англией, в том числе...
... Через неделю после встречи с Новгородцевым, я отправился в Ричмонд - парк, посмотреть и послушать оленей во время гона. Делаю это каждую осень, и по возможности снимаю на видеокамеру и записываю примечательные факты в дневнике, который уже перерос в большую статью о оленях их повадках и привычках...
Район Ричмонда, в Лондоне, один из самых красивых и богатых. И вот вглядываясь в чистые улицы, богатые витрины магазинов ресторанов и кафе, любуясь красотой и ухоженностью парка, видя аккуратных и вежливых прохожих на уютных улицах и дорожках парка, глядя на многочисленные стада диких оленей пасущихся в двадцати шагах от гуляющих, слыша крики гусей и лебедей на парковом озере, я вдруг осознал, что мой оптимизм по поводу "светлого будущего" России, немножко экзальтирован и преувеличен.
Я начал понимать, что Российская Федерация отстала от Европы и от Англии в частности, в человеческом измерении на несколько поколений и что это отставание может быть преодолено только ценою технологического, а потом и культурного шока, подобного Октябрьской революции или сталинской коллективизации и индустриализации...
... И тут мы плавно переходим к рассмотрению теории технологической Революции, которая потребуется России для преображения внутренней жизни и обыденной культуры. Ведь Россия до сих пор представляется необъятными пространствами дикой природы, в океане которой, то тут, то там видны маленькие островки человеческих поселений. Из космоса это особенно заметно.
... Я видел карту ночного свечения Земли и над Западной Европой, огни горят почти сплошным ковром. Но над Россией повисла темнота, кое - где светящаяся неяркими огоньками посёлков и городов.
И сегодня, на этих громадных "тёмных" пространствах, живут немногим менее полутора сотен миллионов человек, для половины из которых элементарные жилые удобства мало знакомы и дороги в большинстве своём представляют пыльные, каменистые просёлки, по которым, в случае снегопадов или дождей, практически невозможно проехать.
Я, кстати, вспомнил, что в Иркутске, мы отложили поездку в Восточный Саян на день, потому что всю прошедшую ночь и весь день шёл первый снег и потому, Транссибирское шоссе на сутки было закрыто для движения...
Об этой истории я расскажу позже, но этот пример показывает, как далеко ещё Россия от обыденных удобств, не только из технических и экономических соображений, но и психологических обстоятельств и соображений "удобства" жизни...
Горячей воды, например, нет в большинстве сельских посёлков и даже в некоторых провинциальных городках, а тёплый туалет в деревне считается чудом, верхом роскоши и цивилизации...
И таких деревень на просторахРоссии тысячи, десятки тысяч!
Тут невольно надо коснуться проблемы деревянной архитектуры, традиционной для России, и потому, очень недолговечной.
Гниение и пожары, не дают людям выстроить более или менее продолжительные очаги семейного материального благополучия, что естественно отражается на мировоззрении и обычаях народа.
К тому же, за последние тридцать лет разрухи и стагнации, включая перестройку и капитализм по ельцински, по настоящему ничего нового или масштабного в этом смысле, не было создано, а то что имелось - или разрушено, или разворовано...
Оставляя в стороне техническое отставание, надо отметить "псевдо философский", народный подход к целям и задачам реальной жизни. Социальные, военные и материальные катастрофы, особенно разрушительные в двадцатом веке, выработали в российских людях, неосознанное, своеобразное стоическое отношение к жизни, которое я и называю "философским" отношением.
Коротко, это отношение можно выразить так: "День прожит - и слава Богу... О будущем не стоит и задумываться..."! Иначе говоря, многие россияне живут одним днём и потому, каждое поколение, как бы начинает жизнь, с чистого листа.
Большое значение, для формирования такого отношения к обыденности, как мне кажется, имеет сущность православия, которое, тоже в определённой степени стоит на Христовых принципах выраженных в максиме: "Не заботься о том что тебе есть и что тебе пить... Ибо Бог позаботится об этом... если вы будете веровать в него..."
Такое отношение лишает людей воли и упорства в достижении материального благосостояния и делает большинство верующих православных - фаталистами.
Во всяком случае, многие русские не очень доверяют человеческой инициативе и если так считают чиновники, то и надеяться на экономический и технологический рывок, трудно.
И может быть большую роль в этом сыграла православная Церковь, конечно с учётом условий трудной, часто героической жизни Российского государства.
Ко всему новому, в России многие относятся с подозрением, а европейский комфорт и благоустройство хвалят, но не торопятся делать жизнь в России на западный манер...
Но ведь известна и другая притча Иисуса Христа, о денежной единице - таланте, которые Хозяин раздал работникам и когда через время возвратился, то похвалил того работника который приумножил количество талантов, и наказал того, кто "закопал таланты в землю".
Так что, многое в жизни зависит от верного толкования слов Иисуса Христа в Евангелиях, верующими...
... А тут ещё дискуссия в газетах - строить или не строить высотку в Питере, в которой на стороне охранителей выступил министр культуры.
Для меня, это очевидно показывает уровень культуры в России, где охранители и сторонники "обратного хода", подавляют любое стремление сделать жизнь удобной, красивой и главное современной: без вонючих деревянных туалетов даже во дворах провинциальных гостиниц, без разбитых дорог и разрушающихся построек пятидесятилетней давности, без пьянства и без романтизации воровской культуры, даже в школах.
Может быть поэтому, со времен брежневского "застоя" за эти прошедшие пятьдесят лет построено мало нового, но и эти "новинки" мало заметны, на фоне полуразрушенной инфраструктуры...
Хотя, за последние десять лет, есть и очевидные "подвижки", в лучшую сторону: идут реставрационные работы в церковных храмах и объектах культуры, развивается сфера туризма, открывают новые парки и скверы, ремонтируются и модернизируются городские улицы и дороги...
В Питере, может быть благодаря губернатору Матвиенко и её команде, многое изменилось в лучшую сторону.
Например появилась замечательная "развязка" на въезде в город, на Таллинском шоссе. Появились в городе, в районе Малой Охты, места, похожие на отдельные кварталы европейских городов...
Однако сила сопротивления этим новым тенденциям такова, что в любой момент немногочисленные новшества могут быть осуждены "охранителями" и возврат к разваливающимся коммуналкам и крысам на Невском, совсем не невозможен...
... Однажды, лет двадцать назад в период "либеральной диктатуры", я видел на Невском крысу, которая выскочила из подвального помещения и помчалась по тротуару, в поисках укромного уголка, а потом нырнула в щель на фасаде одного из бывших дворцов, и исчезла.
Тогда, я содрогнулся от гадливости и подумал, что при экономической разрухе, во времена наступления гражданской смуты, всегда выигрывают: в городах - крысы, а в деревне - волки.
Крыс я и до этого видел в самых неподходящих местах, например на лестничной площадке своего бывшего дома на Охте, а следы волков и последствия их деятельности, я наблюдал под Питером, в окрестностях реки Тосно.
Там, в семидесяти километрах от "столичного" города, они, в опустевших, бывших колхозных деревнях съели всех собак, а в окрестных дремучих лесах уничтожили почти всё поголовье диких копытных: кабанов, лосей, косуль...
Хорошо ещё, что хоть на людей не начали нападать. И всё это следствие "вторичного одичания", которое установилось в период разрухи и безвременья девяностых в России, устроенного может быть и без злого умысла, а просто по глупости "либеральных" деятелей и политиков.
Они, в большинстве своём, стеной стоят за "экологию" очень жалеют животных, в том числе и волков (вспомните их теорию - "волки, санитары леса"), но к простым людям, жертвам их придуманных реформ, часто относятся с брезгливой ненавистью.
Сегодня, эти российские "охранители", переключились на защиту "исторического облика города", в этом направлении солидаризируясь с откровенными ретроградами. А такой союз опасен, потому что хитрые образованцы, часто используют ура-патриотов, "в тёмную".
Поэтому ещё, строительство высотки на Охте, я считаю делом благим и общественным. Но охранители, движение которых зародилось вместе с началом развала советского общества, всегда радеют за "светлое" далёкое прошлое, в котором осталась их молодость, которую, они таким образом, на подсознательном уровне, пытаются вернуть.
Помню, как неистово спорил с редакторшей на иркутском телевидении, делая очерк о современном архитекторе, - она хотела сохранить деревянные трущобы в центре города, как исторический памятник, тогда как сама жила в сталинской квартире с трёхметровыми потолками и с большой ванной комнатой.
Я тогда так разошёлся, что наступал на неё требуя, самой переселится в этот "исторический центр", с грязными помойками, деревянными туалетами на улице и крысами в подвалах и на кухнях.
Тогда она, уже пожилой человек, пряталась от меня за углом стола, отбивая мои эмоциональные атаки на лицемеров - охранителей, живущих в больших, благоустроенных квартирах, но требующих сохранения полусгнивших, "подкрашенных" домиков предвоенной застройки, выдавая этот "новострой", за традиционно - сибирский архитектурный стиль...
Сам, я тогда, жил в деревянной развалюхе, на краю Нахаловки - самовольно застроенного посёлка и боролся с крысами, как мог. У меня были маленькие дети, а крысы были неотъемлемой частью поселкового ландшафта...
Я, таким образом, стал косвенной жертвой некоторых сторонников "консервации" окружающей среды, называющих себя "охранителями"... Поэтому ещё, я против разного рода сентиментальных любителей сохранения "нетронутого прошлого".
Эти люди, сами пользуясь всеми благами современной цивилизации, фальшиво ностальгируют о "красивом" и "потерянном" рае.
В качестве примера, можно привести некогда популярную картину Говорухина: "Россия, которую мы потеряли". Пряничное изображение идеализируемого прошлого, иногда вызывает волну естественного протеста, против лицемерных идеалов "охранников" этого прошлого.
Часто, за охранительством, скрывается целая психология привычного националистического обскурантизма...
И странно, что молодые, сегодня поддерживают это движение. Но, видимо, такова социальная отсталость и подмена понятий в России, такова сила промывания мозгов и влияния "прозападных" мифов, что и молодые, сбитые с толку этой пропагандой "обратного хода", расходуют свою энергию не на улучшение или обновление жизни, а на защиту старого, но привычного строя жизни и быта...
Что касается делового центра "Охта", то создание делового Сити, это проблема, которая давно назрела в Питере и которую, надо было решать ещё сорок - пятьдесят лет назад. Ведь очевидно, что самые ярые охранители, хотели бы видеть С-Петербург, современным центром и второй столицей России. Для создания такой столицы, необходимо построить деловой Сити недалеко от центра города. И Охта, как нельзя лучше подходит этому проекту...
В районе Охты, надо построить ещё и большой торговый центр, который бы обслуживал не только работников этого делового центра, но и всех правобережных жителей Невы. Необходимо продумать приход к этому центру метро, электричек и автобусных линий связывающих с новой "Охтой" все районы города и его окрестностей.
Учитывая холодную и промозглую погоду зимой, этот центр надо укрыть разного рода прозрачными крышами и навесами, которые бы давали возможность людям быть здесь под защитой от капризов природы. Современная архитектура умеет это делать, создавая самые комфортные условия, как для южан, так и для северян...
Но я отвлёкся, от нашего с Продиптой путешествия.
... В этот раз, подъезжая к центру Питера на автобусе по Таллинскому шоссе, увидев первую современную шоссейную развязку в Питере, я обрадовался и подумал, что городские власти действуют в правильном направлении. Однако, читая заметки о борьбе охранителей с "высоткой" на Охте, мне подумалось, что без шоковой технологической революции, на манер сталинских станций метро, или сталинских высоток в Москве, в России не обойтись.
Немногие, но самые активные образованцы, будут стеной стоять против всего нового и современного.
Их надо победить хотя бы один раз, чтобы и они могли увидеть преимущества современного города, в котором гармонично, усилиями архитекторов и социологов, сочетается старое и новое, дополняя друг друга и создавая комфортную жилую среду.
Если этого не сделать, то отставание в уровне жизни от западных, да и богатых азиатских стран будет только увеличиваться...
Все эти шествия и митинги, против нового, за сохранение привычного старого, не только в России, производят удручающее впечатление...
Тягостное впечатление остаётся и от Мариинского театра, который по сравнению с лондонским Роял - Опера, похож на давно не ремонтируемый совхозный клуб, в который пьяные "сельские" жители ходят в сапогах и бушлатах, потому что всё внутри состарилось и обветшало и не противоречит по форме и содержанию, рабочей одежде.
Вспоминается мой опыт работы в интерьерной команде, когда сделанные нами колхозные клубы превращались в настоящие дворцы, куда, уже боязно было приходить пьяным и в грязной одежде...
... Есть и европейский опыт реконструкции и реставрации, о котором я хотел бы коротко рассказать.
В конце этого лета, перед поездкой в Россию, мы путешествовали с женой на машине по Северной Англии, по Нортумберленду.
В одном из крупных городов Севера Англии, в Ньюкасле, который ещё пятьдесят лет назад был задымлённым промышленным городом серо- чёрного цвета, сегодня сделали театральный и музыкальный дворец на берегу реки, в форме серебристого громадного жука.
Здание это снаружи напоминает "божью коровку" размерами сто на сто метров и высотой в пятьдесят метров, а внутри является образцом современного дизайна и архитектуры, с учётом всех требований зрительских удобств и акустики...
Вход внутрь театра свободен и мы войдя в зал, посидели несколько минут, разглядывая деревянные панели на стенах и сиденья из гнутого дерева, которые не "мешают" звуку и удобны для пользования.
Мы с восхищением качали головами, а я невольно вспомнил затрапезный вид Мариинки и порадовался, что наконец - то, в Питере начали строить вторую, новую сцену этого театра.
Там же, в Ньюкасле, мы попали в высотку, которая ещё двадцать лет назад была одним из складов пшеницы, а сегодня, перестроенная архитекторами, превратилась в музей современного искусства.
Такие преображения стали нормой для Англии, и для Лондона.
Тут, в одной из бывших тепловых электростанций, с громадной квадратной трубой, переоборудовав её открыли филиал "Тэйт - модерн", куда тысячами приходят каждый день туристы и жители Лондона посмотреть выставки и причудливые инсталляции.
Работа талантливых архитекторов, с каждым годом обновляет и украшает не только столицу Англии, но и её провинции...
Вот ещё пример - в том же Ньюкасле, лет двадцать назад построили торговый центр на окраине города, на пересечении автомагистралей, который какое - то время был самым большим "магазином", в Европе и куда жители города и окрестностей приезжают на целый день, чтобы сделать не только покупки, но и пообедать в недорогих ресторанах или кафе, посмотреть кино, отдыхая между походами в роскошные современные магазины расположенные под одной крышей и представленные большими европейскими и американскими торговыми фирмами.
Таким образом, происходит уравнивание возможностей городских и сельских жителей, что приводит к сглаживанию и замирению социальных конфликтов и осовремениванию сельской или промышленной глуши.
Всё это сделано по подсказке социологов и социальных философов и разработано архитекторами и дизайнерами, с участием вышеозначенных философов и социологов...
Вот бы в России такие центры построить, хотя бы по одному на каждую область! Вот было бы радости и детишкам и их родителям из глухих деревень и сельских окраин больших городов...
Но тут мы выходим на проблему социального отставания России в разработке новых идей и нового стиля жизни.
Надо отметить что страны Западной Европы, сегодня представляют так называемую "машинную" цивилизацию в которой личные автомобили и хорошие дороги, по сути, уравняли всех жителей страны в путях доступа к современной культуре и искусству и решили на основе этих основополагающих перемен, проблему сближения города и деревни.
В России же, несмотря на прибавление количества личных машин, не решены проблемы дорог и даже проблемы городских стоянок.
Поэтому, современные города в России, это - "проект будущего", пока не поменяется психология российского обывателя.
Как пример такой привычной, но вынужденной отсталости, предстаёт знакомая картина - за чертой официального городского центра, на задах домов, стоят жалкие коробки и коробочки, личных гаражей, которые ещё называют "ракушками". Происхождение этого термина скрыто во тьме ещё советских времён, но содержание этого слова очень точно отражает происходящее в городах и посёлках - все дворы и улицы "замусорены" такими личными и кооперативными гаражами...
... За время нашей поездки по России, из окон Транс - Сибирского экспресса, мы в течении недели наблюдали по всей стране, преимущественно грунтовые дороги, которые в случае непогоды превращаются в труднопроходимые.
Но это привычный ландшафт гигантской России, в которой бездорожье уже давно мешает приходу "новой" современной жизни.
И конечно же, после такой много тысячекилометровой поездки по стране видно, что строительство дорог в российском будущем, по масштабам можно сравнивать с совершением новой индустриализации.
Без этого, я думаю, любые попытки достичь уровня развитых стран, будут обречены на провал и Россия так и останется мировой провинцией...
Ведь прибытие поезда на станцию, определяют по всему составу, включая последние вагоны. А в России, Москва и Питер по условиям жизни, радикально отличаются от провинциальных городов и уж тем более захолустных деревень!
Ещё один пример - теперь уже из жизни русских в Англии...
Мы с моим другом возвращались через Гайд - парк к метро, после службы в православном храме. Шли по дорожке, разделённой белой полосой. По одной стороне шли прохожие, а по другой ехали на велосипедах и на роликовых коньках.
Впереди резвилась группа молодых людей, и когда одна из велосипедисток приблизившись, засигналила, они с недоумением стали на неё оглядываться. Я по одежде и по манерам узнал русских. Они с видимым неудовольствием посторонились и только после следующего велосипедиста едущего по той же стороне дорожки, начали понимать значение разделительной полосы.
А я подумал, что русские, как все люди, не плохи и не хороши, а часто просто не привыкли к правилам, которых в России просто нет. Отсюда и недоверие и раздражение на тех, кто пытается жить по "правилам"...
Но, повторяю, самое важное сейчас - это поменять отношение россиян к содержанию своей рутинной жизни!
Даже известные архитектурные ансамбли в России, находятся иногда в плачевном состоянии...
Например, знаменитый театр Мариинка, произвела на меня тягостное впечатление не только интерьерами, изношенными и поблекшими, но и отношением к театральному зрелищу, когда среди спектакля из лож, сверкают вспышки фотоаппаратов, и когда по звонку мобильника из зала выскакивают поговорить с абонентом в коридоре.
... Мы, с Продиптой, прошли в зал театра раньше всех и не хотели снимать куртки в гардеробе, потому что надо было сразу по окончанию спектакля убегать и ехать на вокзал.
Однако пожилая женщина - капельдинер, с нескрываемой ненавистью к нашей "некультурности", приказала нам сдать куртки, иначе она нас в зал не пустит...
Во время разговора с нами она сидела, и будучи младше нас по возрасту, не постеснялась вычитывать нам абсурдные правила поведения в театре, которые придумали, такие же как она "служители муз".
Когда, я сказал ей, что в том же Роял - Опера, люди спокойно входят и садятся на места оставляя с собой верхнюю одежду, она мне не поверила.
Я понимаю, что зимой, когда в России минус двадцать и все ходят в шубах, эта одежда может как-то мешать сидящим в зале. Но ведь была тёплая осень, и на нас были лёгкие куртки...
Ещё один сюжет. В перерыве спектакля, в уголке, за колоннами, люди в серебристого цвета костюмах - очередная мода в среде богатеньких русских - распивали со своими дамами шампанское и это было бы нормально, если бы не наличие строгих "законов", запрещающих распитие спиртных напитков, вне буфета.
И где же была та "строгая дама", ополчившаяся на нас, ввиду нашей демократической одежды?..
Всё выше описанное перекликается с историей наших попыток снять жизнь в Мариинском театре и Академии имени Вагановой, легально, по звонку в администрацию...
Когда я первый раз позвонил из вестибюля Мариинки секретарю Гергиева, какой - то даме с усталым голосом, то она пообещала мне, что спросит у "шефа" о данном им обещании помочь Продипте Дас, снимать сюжет для нашей книги...
А такое обещание, действительно было получено. Это происходило в Лондоне, как рассказывал Продипта, после концерта мира, на котором дирижировал Гергиев. В ответ на вопрос моего соавтора, маэстро обещал помочь, чем сможет... Но вот мы в Питере и что же?
На следующий день после очередного звонка, выяснилось уже через другую даму, что Гергиев забыл об этом разговоре, и нам не разрешили даже попасть в Мариинский.
Тогда, пресс - аташе театра - молодой девушке, судя по голосу - позвонил уже сам Продипта - иностранцам, почему-то такие девушки - клерки при "шефе", доверяют больше, чем своим соотечественникам - и получил заверения, что она, - это тоже была дама, но молодая и говорящая по-английски - узнает и перезвонит нам или вечером или утром следующего дня.
Однако звонка мы не дождались, а в ответ на наши звонки, на другом конце постоянно бросали трубку...
В Вагановском училище, которое сегодня, кажется называется "академией танца", нас тоже встретили неласково. Какая - то девушка, с выправкой бывшей балерины, выйдя к нам объяснила, что нам надо было согласовывать свой визит заранее и только получив разрешение, приходить.
Я пытался объяснить, что мы через два дня уезжаем и что хотим снять всего несколько фото для книги о России для английских школьников, тем самым сделать для Вагановки неожиданную "рекламу", в Англии.
Однако, девушка не слушала наших доводов, и заговорила о том, что Вагановка в рекламе не нуждается, что её и так знают во всём мире.
Мы так и ушли из училища, "не солоно хлебавши", ругая бюрократический произвол, ставший во многих местах уже законом жизни...
В этом привычном, местечковом самодовольстве, можно упрекнуть многих российских чиновников разного уровня.
Они почему - то уверены, что жизнью России интересуются все и во всём мире. Очевидно, что это не так, но этим самодовольством, во многом объясняются провалы в информационной политике, от которого Россия проигрывает не только на культурном, но и на экономическом уровне.
Всё выше описанное, показывает отношение к работе этих дам и их совершенно непрофессиональную манеру вести дела.
А во вторых, это показывает атмосферу жизни в театре, где даже разрешение для журналистов должен визировать "великий" маэстро...
У меня есть подозрение, что Гергиев ничего не узнал о нашем приезде, и отказ - был инициативой этих "маленьких чиновниц", которые продемонстрировали нам свою власть, "держать и не пущать".
Надо сказать, что я был знаком с Гергиевым, ещё до того, как он стал "великим", хотя и очень поверхностно. Это было в конце восьмидесятых...
Тогда, после знакомства, он водил нас по Мариинке, показывал и репетиции балета, и репетиции оперы, которой дирижировал его тогдашний шеф, Темирканов.
Мы, сидя с английской моей женой и дочерью за спинами Темирканова, во все глаза смотрели на сцену и я помню, как Темирканов в один из моментов репетиции, вскочил с места, прошёл на сцену по краю оркестровой ямы держась за низ ложи и показал какой - то солистке, как нужно держать голову - в данной сцене.
Надо отметить, что сделал он это не совсем вежливо, но артистка наверное на всю жизнь запомнила это вмешательство известного дирижёра и постановщика, в "творческий процесс". Позже Темирканов возвратился в зал и продолжил репетицию.
Это была постановка "Пиковой дамы" и актёры-певцы и певицы, были одеты в обыденную одежду, поэтому, всё происходящее на сцене обретало если не комический, то весёлый оттенок...
Но я помню ещё одну встречу с Гергиевым, которая произошла в новогодние праздники, лет двадцать назад, когда он с приятелем, вдруг пришёл в мастерскую нашей общей знакомой, известной питерской художницы.
Мы сидели тогда несколько часов, в скучной для него компании и я пытался вызвать его интерес, расспросами о знаменитом дирижёре Мравинском, к тому времени уже умершем.
Тогда, Гергиев интересно рассказывал о нем, и его строгости, которая позволяла делать из оркестра настоящий творческий коллектив. Стоило Мравинскому сдвинуть брови и оркестр затихал и любое требование исполнял с благоговением...
Надо сказать, что в те времена, быть музыкантом - профессионалом, значило быть на виду, потому что народ вовлечённый в культурное строительство и осваивавший азы искусства, с энтузиазмом и страстью любил своих мастеров.
Денег тогда музыкантам платили немного и потому, они ценили хотя бы это социальное предпочтение. При социализме, деятели искусств, мало чем внешне отличались от обывателей, и преображались только на спектаклях или концертах.
Наверное поэтому их тогда любили как "своих", горячо и нежно. На мой взгляд, это и был подлинный демократизм, к которому сегодня, ещё не приблизилась ни одна из самых демократических стран Запада...
Сегодня, в России всё совсем не так.
Тот же Гергиев, стал фигурой недосягаемой для своих бывших друзей и знакомых. Он стал известной во всём мире персоной и его можно сравнить с суперзвездой эстрады, типа Аллы Пугачёвой или Киркорова.
Возможно, так и должно быть, однако для меня Маэстро был и остался тем дружелюбным и любезным музыкантом, которого мы встретили, ещё задолго до его большой известности!
Сам Гергиев, необычайной внутренней энергии человек, благодаря которому на Западе, русско-советская классика стала чрезвычайно популярна, а он сам - одним из известнейших дирижёров мира.
На мой взгляд, он является на сегодня одним из ярчайших представителей того мирового культурного феномена, который называется - "русская классическая музыка".
Что касается вовлеченности в искусство народных масс, то оно поубавилось изрядно и стоит умереть последним представительницам публики ещё родившейся в СССР и народ перестанет ходить в оперу или на классику. Ничего, ровно ничего не делается в сегодняшней России для того, чтобы эту тенденцию изменить.
Оболваненные российским ТВ, публика всё больше "подсаживается" на иглу второсортной "попсы" и проамериканских бандитских фильмов прямого действия - то есть насилия неприкрытого! Такой зомбированный "народ" очень трудно потом заманить на нечто более серьёзное, чем фильмы Тарантино или Сталлоне...
Люди в серебристого цвета костюмах предпочитают классике попсу или сплетни о попсе и потому, привыкают сочетать не сочетаемое - и "Гамлета" посмотреть и шампанского с пивком выпить где-нибудь в закоулочке знаменитого оперного театра...
... Ещё забавная деталь из русской жизни. И в Москве и даже в Нижнем, мы с Продиптой видели множество многоместных длинных, как драконы "крайслеров", сопровождаемых свадебными парами и их друзьями. Рядом суетятся полупрофессиональные фотографы с длинными объективами фото и кинокамер.
И обязательно мужчины в серебристого цвета, разных оттенков костюмах, которые фотографируются на фоне исторических памятников, стараясь разделить с этими памятниками хоть частичку вечности, присущей всему старинному.
В этой "моде", есть что-то низменно плебейское, как это присуще буржуа в первом поколении, когда они попадают на художественную выставку или на концерт, тем паче в оперу. Им это внове и немного неловко и поэтому они норовят поскорее выпить, чтобы снять ощущение неестественности и неловкости, что в поведенческом смысле, становится некоей социальной стигмой - и эти длиннохвостые кадиллаки, и эти серебристого цвета костюмы и эти полупьяные невесты, в белоснежных кисейных платьях и фате, мечтающих поскорее бы добраться до супружеской "лежанки", которую большинство из них, "опробовали" уже задолго до свадьбы.
Элемент пошлости и даже низкопробной моды, сопровождает этих нуворишей до самой могилы. И их разочарование "сладкой" жизнью часто приводит к жизненной катастрофе.
В то же время, при крепчающем бюрократическом маразме, простые русские люди по прежнему полны добродушия и приветливости, в противовес разного рода мелкой чиновной "обслуги", которая делает из своих чиновных мест, кормушку и средство повышения социального статуса.
Отличительной чертой такой новой поросли чиновной номенклатуры, являются цинизм и откровенное презрение ко всем человеческим ценностям, не обусловленным дополнительными чаевыми или взятками, пусть даже "борзыми щенками".
Знакомство и культ "своих" людей, опутывают страну всё больше и больше. Эта подлая привычка, делать дела и делишки через "знакомых", пришла из далёкого пост имперского, советского прошлого.
... Автоматически, после нескольких лет подлинного революционного энтузиазма и неподкупности, партийная и чиновная бюрократия возродилась в Советском Союзе, и почти выкорчеванная злыми сталинскими законами, вновь расцвела в нашей стране, после пятьдесят третьего года.
"Свои люди", как социальный феномен, стал необходимой деталью жизни, и во многом привёл к возрождению взяточничества и чиновного прислуживания. "Начальник" стал похож, во многом на "статского генерала". Вспомните рассказ Чехова, когда "маленький человек" чиновник, нечаянно чихнувший на лысину главы департамента, умер от тоски и ужаса...
Во многом, Советский Союз потерял волю к жизни, ещё и потому, что комсомольцы семидесятых, освоили этот принцип чиновной бюрократии, который и опутал Союз невидимыми путами телефонного права, сервильности и распределения привилегий по "знакомству".
Мы с Продиптой, в случае глупого немотивированного отказа чиновников, поминали известное, ещё советское "нез-зя".
На нечто подобное мы натолкнулись и в столице нашей родины - Москве, в самом её сердце, в Кремле. Купив билеты на экскурсию в Кремль и предчувствуя открывающиеся красоты и сокровища, мы подошли к металлоискателю.
И вдруг получили приказание сдать наши фотокамеры в камеру хранения, потому что, как заявил один из "телогвардейцев" на входе, камеры разрешены только до семидесяти миллиметров , а у "вас, камера семидесяти двух миллиметров".
В ответ на моё возражение и просьбу увидеть администрацию, этот же человек ответил, явно издеваясь над нашей беспомощностью "... что главным администратором для нас является президент России Владимир Путин, но если хотите, то подавайте в письменном виде, заявление на разрешение, к коменданту Московского Кремля, которое он рассмотрит в течении двух недель..."
Продипта наотрез отказался сдавать свой "инструмент" в камеру хранения и мы ушли от Кремля, что называется "не солоно хлебавши". К несчастью, пока мы стремились в Кремль, Красную площадь тоже закрыли на какие - то манёвры или на празднества для ВИП персон. Это нас почти уничтожило... Надо же быть такими невезучими!
Я, называю этот реликт в отношениях между людьми, полу крепостническим чинопочитанием - "мундирной демократией".
В России, многое зависит от чинов и мундиров, а маленький человек становится винтиком, колёсиком в государственной машине.
Даже в церкви, сегодня, происходит разделение на уровни веры. Подлинно верующими и "начальниками", там становятся активисты, служители клира, а простой прихожанин должен ещё доказать, что он достоин общения с "посвящёнными"...
Я помню, как в одном из разговоров с молодым православным епископом, сослался на Патриарха, процитировав его.
Епископ, глянул на меня строго и сказал что то, по смыслу похожее на "вы слишком простой человек, чтобы цитировать "великого" главу русской православной церкви".
Я немного растерялся и уже потом понял, что для этого епископа, чины, даже в христовой церкви имеют большое значение. И если бы он один был такое среди иереев?!
Эта традиция делить всех на "начальников и подчиненных" возродилась во времена, которые сегодня называют "восстановлением" церкви в России.
А я, вспомнил высказывания Митрополита Антония Сурожского, который говорил, что священники, которых любят прихожане, должны быть слугами для православного народа, а не начальниками, кого верующие бояться.
От себя хочется добавить, что только на Страшном суде окончательно выясниться, кто веровал и жил как христианин, а кто делал вид, что верует. Людские чины или людская молва - на этом суде немного будут значить...
... Ещё одна особенность современной России, - множество милиционеров и охранников, которых мы видели и в Мариинке, и на вокзалах, и тем паче на Красной площади.
Похоже, что человек в погонах и в униформе, стал непременным атрибутом российской жизни. Если вдуматься, то миллионы и миллионы молодых людей цветущего возраста становятся "сторожами", в стране, где воровство стало одним из непременных атрибутов нормальной жизни. А ведь эти миллионы могли бы стать рабочими и учёными, космонавтами и хлеборобами!
"Почему это случилось? - спрашиваю я себя и нахожу ответ только в давней формуле - сторожа нужны чтобы охранять имущество и состояния граждан объявивших себя властителями страны..."
Для меня, очевидно, что столько милиционеров и охранников слоняющихся по улицам без дела, только провоцируют взяточничество и воровство!
...Первое, сильное впечатление от "внешности" страны - Россия стала страной торговцев и покупателей. Ни в одной стране Европы я не видел такой назойливой, а иногда и нагло-лживой рекламы.
Нигде я не видел столько банков и столько обменников, на центральных улицах, как в Москве и других крупных городах. И почти в каждом, особенно в мелких банках берут комиссионные или занижают курс, надеясь выманить денежки у неопытных держателей валюты...
Всё это навело меня на мысль, что работа и создание "нового продукта" - сегодня в России не в почёте. Множество людей, стараются зарабатывать деньги на деньгах, часто эксплуатируя низменные потребности или элементарное любопытство.
Можно сделать вывод, что большинство людей не хотят и не умеют работать и потому "прислуживают" прихотям людей имеющих деньги...
Для оболванивания и внедрения этой позорной тенденции, служит идеологическая поддержка в виде глянцевых гламурных журналов, телерекламы и отделов в газетах и даже на сайтах интернета.
Жизнь кино и поп звёзд, сегодня в России известна в самых интимных подробностях. Жёлтая пресса отравляет сознание и воображение обывателя не хуже радиации, невидимо и незаметно проникая в человеческие души, и калечит их, промывая мозги идеалами "сладкой, богатой" жизни, идеалами мира потребления.
И если на Западе люди участвующие в движении битничества и хиппи, ещё почти полвека назад, страстно выступали против подобного принижения, оскотинивания человека, то в России, против этого похоже никто и не возражает.
Ведь все средства такой "агитации и пропаганды", принадлежат "новым русским", которых беспокоит только выгода и прибыль. В определённом смысле, они заинтересованы в том, чтобы кругозор российских людей, был на уровне "от ларька, до нашей бакалеи" - как пел Высоцкий в своё время...
Следующие из этого выводы, - только технологический шок, наподобие сталинской индустриализации, поможет России, выйти на передние позиции в науке и в технике.
Для этого, надо, как я уже говорил, заняться дорогами, и сделать тёплые туалеты в каждом российском доме. Именно с этого уровня, на мой взгляд, начинается приобщение к современной цивилизации, а к чему стремятся, через разного рода "ускорения" и "модернизации", российские власти, совсем не понимая с чего следует начинать.
А начинать надо не с "селиконовых" долин, а с того, что сделать смывной туалет и горячую воду, доступной в самых отдалённых, глухих уголках страны...
Как это сделать подскажут специалисты, а верховным властям, надо будет отнестись к этому, как к "большой войне" с бытовой отсталостью, во время которой не щадят ни сил, ни денег!
Вслед за технологическим шоком, должен последовать шок образовательный, когда каждый взрослый человек сможет иметь университетское образование...
Ну а пока, асфальтовые дороги и тёплые туалеты в каждом деревенском доме, - необходимое условие для смены стиля жизни в такой большой стране, с разным уровнем жизни, как Россия.
... Всё это возможно, на мой взгляд, только в том случае, если первоначальный капитализм будет заменён на сочетание частной инициативы и социалистических методов распределения производимого продукта.
Земельная рента, национализация недр, бесплатное образование и воспитание - всё это средства для поворота в сторону технологической революции...
Осуществление того, что Гегель в своей теории исторического развития называл Синтезом,- единственная возможность выйти из полосы непрерывного кризиса, в котором находится страна уже более тридцати лет.
Кризис начался в эпоху чиновно - номенклатурного социализма, подготовившего Контрреволюцию и продолжающегося по сию пору при существовании социальной системы по имени первоначальный капитализм. Развал государственной власти был лишь следствием развала социалистических отношений в экономике и социальной жизни...
Мне кажется, что опыт социалистического Китая, который учёл все ошибки "старшего брата", СССР, и сегодня, не обращая внимания на кризис западных ценностей, на всех парусах устремляется в будущее, может сыграть для России большую роль.
В то время, как в полунищей России, всё больше и больше сторонников "обратного хода", которые пытаются реставрировать первоначальный капитализм. А социализм китайского образца может помочь нам выбраться из этой "идеологической" ямы...
Надо отметить, что российские капиталисты сегодня, самые циничные и равнодушные люди - иначе им не выжить. Погоня за деньгами стала идеологией, сделала многих россиян злыми и завистливыми, вполне несчастными людьми...
Именно от них, от русских богачей, нам не удавалось получить в нашей работе по созданию книги о России ни помощи, ни понимания. Они и на нас пытались делать деньги, потому что им всё казалось, что мы с Продиптой на этой книге собираемся сделать для себя большие деньги.
Тут можно сказать, что всякий судит о других по себе...
Но в России были и другие случаи и другие люди, которые, конечно, были далеки от известности и "связей" с Западом, и потому помогали нам дружелюбно и бескорыстно.
Например в Москве, в бывшем Дворце Пионеров, нас встретили радушно и после встречи с Виктором Ермолаевичем Соболевым, заместителем директора Детского Ансамбля имени Локтева, нам открылись "все двери". Мы снимали и юных космонавтов, и юных танцовщиц, и юных гимнасток. Помогали нам в этом педагоги. Мы, во время съёмок, поговорили с тренером детей - гандболистов и пообщались с руководителями шахматной секции, руководителями детского планетария и тренерами по художественной гимнастики, с хореографами ансамбля и руководителем оркестра народных музыкальных инструментов.
И все эти люди понимали значение нашей книги для знакомства с Россией английских детей и не только и как могли, помогали нам собирать материал для этого.
Мы договорились, что Продипта Дас, попробует связать Дом Творчества Юных с лондонскими школами, для обмена опытом.
Я некоторое время работал в Лондоне в подростковых клубах и мне кажется, что опыт работы с подростками в Советском Союзе и сегодня, в России, может англичанам пригодится.
И если удастся наладить контакты на детском уровне между Москвой и Лондоном - это будет замечательно!
(Продолжение следует)
Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала "Что есть Истина?": www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion