Аннотация: Философия и религия связаны своим происхождением ещё в древние времена. Сегодня, их взаимопроникновение и взаимовлияние пподолжается.
Иисус Христос и его враги.
Эпиграф из Исайи.
"И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь..."
... Проблема отношений подлинной веры и светской власти, во все времена волновала людей верующих. Сам Иисус Христос выступил кротким Революционером, в надежде изменить лик мира сего "погрязшего во зле".
Но его духовная Революция была встречена в "штыки" власть имущими и книжниками-фарисеями, которые от лица Синедриона отправили Спасителя на мучительное распятие...
К несчастью, в жизни так часто бывает - простые люди думают и хотят одного, а власти делают прямо противоположное. Простые люди были потрясены откровениями и проповедями Иисуса из Назарета, но религиозные власти увидели в его призывах к любви и состраданию, опасность для себя и своих прислужников.
Интересно, что пути-дороги Иисуса Христа до последних дней Его земной жизни почти не пресекались с путями светской власти. Только в конце этого Служения, Он столкнулся с Пилатом, который не выразил готовности обвинять неизвестного ему пророка. Да и сам Пилат, судя по Евангелиям, враждовал с первосвященниками и знатными фарисеями, членами израильского Синедриона.
Главными врагами Иисуса, а потом и Его учения, были власти "духовные", то есть книжники и фарисеи, кому проповеди Иисуса из Назарета были опасны и угрожали не только их власти над верующими, но их доходам и благосостоянию. Обусловлено это было сотрудничеством иудейских равви с светской властью и идеологическим обслуживанием интересов вельмож и богатеев.
Часто "духовная власть" была у богатеев и вельмож, которые воображали себя не только "Кесарями" но и "представителями Бога". Поэтому кроткий Иисус так негодовал, называя их: "Фарисеи-лицемеры, змеиное отродье!"
Но ещё и в недавние времена, русского царя называли "помазанником божиим" и русское монархическое православие прислуживало его власти...
...Примечательно, что нечто подобное восстанию Иисуса против власти фарисеев в иудаизме, случилось со временем и с христианской церковью, когда Лютер и другие деятели Реформации выступили против официальной католической церкви, погрязшей в обрядоверии и коррупции, в сотрудничестве и обслуживании интересов светской власти. Эти протестные настроения накапливались в обществе со времён императора Константина, сделавшего христианство государственной религией. А до этого, последователи учения Иисуса из Назарета были вне закона, их преследовали, казнили, пытали...
Средневековую Реформацию, противостоявшую официальному католичеству и папизму защищающую мирскую власть и богатство, можно сравнить с Революцией Иисуса Христа против власти фарисеев и книжников.
Хочу заметить, что после признания христианства государственной религией, начались гонения уже "хороших" христиан против "плохих" христиан. И, как правило, христиане соглашающиеся с толкованием учения Христа власть имущими, преследовали всех с ними несогласных, то есть "еретиков".
Шло становление Предания и потому, Писание часто использовали как политический инструмент давления, толкуя его вкривь и вкось и всегда в пользу властителей.
В определённом смысле Церковь и "церковное предание" подменили собой Писание. В этом случае, "Кесарево" часто становилось на место Божие, навязывая христианству "приспособленный" к политической и социальной конъюнктуре Новый Завет, перетолкованный новыми "книжниками-фарисеями" называвшими себя "богословами". Многие преступления против человечности, свободы и знания, были обусловлены диктатурой "человеческого, слишком человеческого", отражавшегося в этом псевдо христианском "предании".
На мой взгляд, первой попыткой вернуться к подлинному учению Иисуса из Назарета для простых людей, осуществил пророк Мохаммед в шестом веке после рождения Иисуса Христа. Хочу отметить, что ислам, до времён Фомы Аквинского считался одной из христианских ересей. Но и сегодня, никто не отрицает, что Ислам, как и Христианство и Иудаизм, являются авраамическими религиями и все они происходят из одного корня...
Однако возвратимся к заявленной теме... Иисус Христос много говорил о разнице между властью светской и властью духовной и призывал не смешивать их. Но главный Его лозунг: "Царствие Моё не от мира сего", был успешно забыт не только светскими тиранами и властителями, но за многие столетия подчинения Церкви светским управителям, и церковным клиром.
Забывают также ответ Иисуса на провокацию фарисеев по поводу уплаты налогов людьми, верующими в Спасителя. Тогда, Он, показав "провокаторам" монету пояснил, что эта монета имеет две стороны, как и наша жизнь в мире. "Кесарю - Кесарево, а Божье - Богу",- сказал Он, чем и разделил навсегда власти светские и власти духовные, которым надо подчиняться душой, свободной от суетного мира...
Многие последователи Иисуса Христа не всегда были верны Его указаниям, по поводу отношений с властями светским. Например: Апостол Павел, в одном из своих посланий говорил: "...Вся власть от Бога...". То есть власть, которая пытала и казнила Христа оказывается тоже была от Бога как до прихода Иисуса Христа, так и после его мучительного распятия. Апостол Павел, тем самым противопоставил свою точку зрения прямому указанию Иисуса Христа: - "Царствие моё не от мира сего"...
Казалось бы, понять Апостола Павла можно. Ведь от его дипломатических способностей в отношениях с Римскими властями, во многом зависело будущее христианства. Однако, оправдания эти вполне светского характера и такой подход полностью отрицал сам Иисус Христос.
Тут вспоминается эпизод из Евангелий, когда Пётр - лучший ученик Спасителя, уговаривал Иисуса не жертвовать собой и отвратить от Себя неминуемую гибель в страданиях. Тогда, Иисус сказал незадачливому сострадателю Петру: "Отойди от меня сатана! Ты думаешь о человеческом, а не о Божьем"!
В моём понимании, христианская вера противостоит власти светской и связанной с нею рабством, угнетением простых людей, устремлением вельмож и богатеев к удовлетворению своих телесных желаний и страстей. Но это было ещё и в правоверном иудаизме...
С другой стороны, чем поразил и захватил души простых людей Иисус Христос, начав проповедовать Новый Завет? Чем удивляет и поражает нас и по сию пору Его Нагорная проповедь?
Прежде всего тем, что Он призывал к любви, свободе и справедливости. И сегодня, поклоняясь Иисусу Христу и Святой Троице, мы прежде всего видим в Нём и в Них символы добра, правды и справедливости, которые как и две тысячи лет назад редко присутствуют в нашей человеческой жизни.
Но ведь Иисус говорил и утешал страждущих и мучающихся, на все времена: "Придите ко мне все страждущие и алчущие и я успокою и утешу вас. Ибо бремя моё легко..."
Официальная же церковь, ещё со времен признания христианства, часто становилась прислужницей государства и властителей, способствовала гонениям и смертям христианских пророков призывавших верующих, без различия статуса и состояний, жить по заветам Иисуса Христа.
Вспомните судьбу Иоанна Златоуста. Его призывы жить по правде и справедливости, обличения императорской семьи и византийских вельмож навлекли на него гнев этих фарисеев-лицемеров, а потом они же уморили его до смерти в изгнании.
И во все времена так поступали не только с иудейскими пророками, но и с христианскими подвижниками!
... Что касается истории христианства в России, то и здесь на всём пути его развития "Кесарево" не только боролось с Божьим, но и всегда оказывалось победителем. Российская власть во все времена поддерживала "иерархов-государственников" и потому, непокорных могли пытать, сжигать и ссылать в монастырские тюрьмы.
Вспомните судьбы заволжских старцев и Нила Сорского - их духовного руководителя. Они тоже старались быть подлинными последователями Христа, отрицали богатство и знатность, жили в отдалённых скитааа, но были повержены сторонниками Иосифа Полоцкого, с помощью царской власти уничтожившего своих противников, а церковь и монастыри не только разбогатели, но стали идеологической "подпоркой" монархии...
...Так церковь приспосабливалась к власти Кесаря и в конце концов, стала "помощницей" светской власти и тем самым угнетения большинства верующих меньшинством власть имущих.
Иисус Христос негодовал на власти, которые узаконили рабство, а служители церкви, называя себя Его последователями, это рабство покрывали, изощряясь в словоблудии оправдывающем их действия.
Такие "православные" в монастырях России, какое-то время даже владели не только землями, но и крепостными крестьянами, жившими на этих землях!
Сегодня, когда Церковь может и должна помогать людям становиться свободными духовно, любящими и сострадающими не только Богу но и себе подобным, нельзя забывать главный принцип Нового Завета, который завещал своим сторонниками Иисус Христос: "Царствие моё не от мира сего!"
Не может быть ничего общего между проповедью христианства и светской властью, особенно той властью, которая представляет интересы заведомо богатого и "знатного" меньшинства. Во все времена, христианство было или старалось быть убежищем для страдающего человека, униженного властью.
Во все времена, телом человека его материальной жизнью распоряжалось государство в лице своих властей, а душа спасалась верой в идеальные принципы любви, свободы, равенства и справедливости.
Поэтому, любое смешение Кесарева и Божьего - это противостояние заветам Иисуса Христа...
Сегодня, как никогда важно понимать, что фарисеи и демагоги укрепились во власти и их лицемерные аргументы о "симфонии властей", стараются обмануть простодушных христиан. Поэтому, не верьте тем, кто пытается завлечь вас на пути неправедные обещая процветание и мир, в котором Церковь объединится с светской властью.
Эта дорога приведёт не к Храму, а в обратную сторону, что уже и было не один раз продемонстрировано в истории христианства за две тысячи лет, прошедшие после рождения Иисуса Христа.
А всем подлинно верующим надо знать, что Спаситель с ними и за них принял смертную муку на кресте. Поэтому надо следовать Новому Завету Иисуса Христа не думая о фальшивых "благах" мира сего, надеясь прежде всего на жизнь вечную, а не следовать предписаниям "псевдо-предания", подстраивающегося под сиюминутные идеологические выгоды, "цитируя" Писание встраивающегося в светскую власть.
Надобно мужественно, не боясь мести светской власти брать на себя "крест" невзгод и даже страданий подлинной веры, и следовать за Христом в жизнь вечную, ибо в этом есть цель и смысл подлинного христианства!
Начало февраля 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков. Статья из интернет - журнала "Что есть истина?"
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Русская культура и русская цивилизация.
Хантингтон. "Столкновение цивилизаций..."
"...Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Наиболее важные границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями- это и есть линии будущих фронтов..."
"...Некоторые ученые выделяют отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианства по причине своих византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на неё Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе..."
Сохранение культурного кода России.
ЭПИГРАФ - 1:
"Вся человеческая жизнь, и личная, и семейная, и общественная, и государственная может и должна быть согласована с христианской правдой. Наша вера и наша жизнь может и должна составлять единое целое..." (Священник, Сергей Четвериков; Вестник РСХД, Љ1, 1935 год.)
ЭПИГРАФ - 2:
"Все творческие силы действующие на культуру и через культуру должны быть по воле Божией, а не по капризу их вдохновения, "пущены в ход"...
Если мне дан музыкальный, научный или иной дар, я должен его развивать, как Божий дар...
Христианство таким образом побуждает и даже обязывает участвовать в культуре..." Лев Зандер. 1938 год.
...Западная цивилизация, к которой стремиться и уже отчасти принадлежит современная Русская цивилизация, претерпевает радикальные изменения своих культурных оснований. Этот процесс, по сути, является культурной Революцией, наподобие той научно - технической революции, о начале которой ещё тридцать лет назад так много говорили.
Сегодня этот научно - технический переворот свершился: регулярно летают и подолгу живут в космосе, работают и развлекаются уже в компьютерном интернете и недалёк тот час, когда человечество начнёт штамповать, на специальных "фабриках" и "заводах", человеческие клоны и "детали" к ним! Научно - техническим обновлением охвачен весь мир и сегодня, этот прорыв называется глобализацией.
Научно - техническая Революция, постепенно потянула за собой, втянула в себя и культуру, как область обыденного, бытового применения всех этих открытий и производственных достижений...
Но с самого начала научно - технической революции, в культуре, особенно западной, возник мировоззренческий конфликт между верованиями и идеологическими ценностями научно - технического прогресса, который можно назвать борьбой с религиозностью, борьбой с идеей Бога, а по отношению к западному миру - дехристианизацией.
Перефразируя знаменитое изречение неистового Ницше можно сказать, что для многих западных идеологов Бог не только "умер", он больше "не нужен" миру.
...В недавних опросах общественного мнения, многие, особенно молодые участники утверждали, что религия, это одно из проявлений реакционности направленной против человека и прав личности.
Пропаганда антихристианской то есть "современной" жизни, за последние годы значительно усилилась - для тридцатилетних, а тем более для двадцатилетних, христианская вера и вера вообще ничего не значит, или по их мнению даже враждебна современности.
Наверное поэтому, религиозные конфессии в западном мире постепенно утрачивают значение в общественной жизни и на место религиозности приходит научность.
Правильно говорят, что сегодня, вся система образования на Западе строится на основаниях науки, то есть самодостаточности человеческого знания. Из нас и наших детей делали и делают адептов светской, атеистической науки и незаметно, мы все становимся фанатами и одновременно жертвами современных научных и производственных технологий.
Кто делает из нас атеистов - на этот вопрос затруднительно ответить?
Скорее всего, причиной такого отношения к Богу, служат "новые" общественные ценности и идеалы, главным из которых, обобщая, можно назвать потребительство!
Купля - продажа, деньги которые надо заработать чтобы купить - всё это, словно накануне великого крушения затмило наш взор и кроме вещей, мы почти ничего не видим вокруг. Любовь, дружба, верность, мужество - даже эти нематериальные ценности превратились в товар, искажённый "слепым зеркалом" рекламы...
Создается впечатление, что человечество "устало" от борьбы за высокое и святое, согласилось с главенством материальных, вещных ценностей, следуя по направлению приобретения все больших богатств, оставляя на обочине процесса развития человеческой цивилизации ценности духовные, религиозные.
Но это путь в никуда, потому что довольство и сытость не могут стать дорогой к храму - это путь к наиболее безболезненному и лёгкому самоуничтожению!
Все религии требуют преодоления себя, своего эгоизма в служению Богу или Авторитету. А развлекаясь и наслаждаясь, потакая слабостям и инстинкту, можно какое - то время двигаться по инерции, словно в сладком наркотическом сне самообольщения и временного материального достатка...
Но в этом случае, изнеженность, испорченность и пренебрежение строгими законами природы, рано или поздно приведёт к катастрофе. Это как раз то, что так красочно и метафорично описано в Апокалипсисе!
...Сегодня, получается так, что вместо "обожения" и приближения человеческого образа к высшему идеалу, к Богу, мы внешне и внутренне, сердечно и духовно всё больше становимся "плотью" и стараемся как можно быстрее проделать обратный путь в сторону "озверения", всячески отрекаясь от духовности человеческой природы...
Очевидно также, что на Западе, добиваясь телесного комфорта и духовной самоуспокоенности, усвоили главные принципы евро - центризма: национализм и выживание за счет других стран и народов. В прошлом веке, эти принципы уверенно и цинично провозгласил германский нацизм, но после поражения Гитлера и его союзников во Второй мировой войне, они были осуждены в Нюрнберге.
Однако, искренне ли, сознательно ли были они осуждены, пытаясь откреститься от них не только внешне, но и внутренне, душевно?
Я уже говорил и писал, что современный западный "национальный капитализм", мало чем отличается от фашизма и нацизма. Переменилась только риторика, но осталась агрессивная непримиримость и оголтелое шельмование всех "не наших", "не западных", "не евроцентристов".
Оглянитесь вокруг! Мир с каждым годом становиться всё страшнее и опаснее. Люди гибнут от природных катаклизмов: от землетрясений, наводнений и ураганов невиданной силы.
Начались и идут локальные войны в Афганистане, в Ираке. Возможно военное вторжение в Иран. Во всем мире, отношения между "евро - центристами" и несогласными с их диктатурой самоубийственного эгоизма, принимают всё более острые формы. Мир, уже не ужасается стихийным бедствиям, социальным катастрофам происходящим в странах "соперниках", но начинает злорадствовать - мол, "так им и надо".
Одной из самых больших опасностей в современном мире, становятся культурные "войны", повышение уровня нетерпимости между культурами "доминантными" и "отсталыми".
Борьба за национально - капиталистические ценности, за рынки сбыта и за прибыли, перетекает в "культурное" русло...
... Очевидно, что экспансия англосаксонской культуры, иногда подменяет военные действия в вооружённых конфликтах, а часто становится главной причиной этих войн.
Но чаще, западный стиль жизни и его ценности внедряются в другие культуры незаметно и безболезненно, через средства информации и рекламу, эффективно пропагандирующие набор западных идеалов, ценностей, мыслей поступков...
Одним из основных противоречий, породивших войну между странами западного альянса и арабским, мусульманским миром, была давняя, но необъявленная война культуры западной против исламского мира и против исламской, арабской культуры.
В этой "холодной", культурно - цивилизационной войне, войне жизненных ценностей Запада против бытового многовекового уклада жизни на арабском Востоке, выстроенного на религиозных принципах ислама, ещё нет победителей.
Арабский мир, благодаря своим древним корням и религиозному традиционализму, уже долгое время пытается сопротивляться вторжению в мусульманские страны западного стиля и образа жизни...
Я не буду подробно разбирать обстоятельств культурной истории Востока, зависимость Запада от Востока в прошлом, но думаю, что все понимают - религиозные, нравственные корни нынешней человеческой цивилизации произросли на почве Ближнего и Дальнего Востока.
Это и Буддизм, и Христианство и Мусульманство, и сохранение философской традиции Древней Греции на Востоке, во времена "вторичного" европейского одичания; там были изобретены порох и книгопечатание, а счёт - тоже с Востока!
И всех заимствований не перечислить. Иначе говоря, в начале нового времени не только религии, но и культура двигалась с Востока на Запад, материально и духовно оплодотворяя страны Европы, впавшие в те времена во вторичное одичание.
Однако постепенно, ситуация переменилась и сегодняшняя агрессивная, евроцентристская культурная политика, проводимая под лозунгом демократизации и модернизации жизни - является орудием экспансии западного мира по отношению ко всем государствам "Ойкумены", от Китая и России, до Индии и Бразилии...
Сегодня, сила экономическая переливается в силу культуры тех стран, которые называют себя "развитыми" - прежде всего это Америка. И эта сила, ставшая "новой культурой", требует все новых пространств и новых "неофитов".
Современные процессы объединения, сближения частей света и народов их населяющих, приводят к интенсивной борьбе культур, вначале на уровне жизненных, эстетических ценностей - как одеваться, какую музыку слушать, как вести себя по отношению к женщине, как и на каком языке разговаривать - иначе говоря все приметы "внешней культуры".
А дальше следуют забывание традиционной национальной культуры, пренебрежение если не презрение к тем согражданам, которые остаются в традиционной культурной среде. А потом, уже как следствие утраты культурных корней следует иммиграция!
Можно констатировать, что культура, давно стала мягкой формой боевых действий по овладению и захвату новых территорий и новых людских "рабочих ресурсов".
Глобализм и глобализация, как процесс глубинных перемен в образовании и воспитании коснулся и культуры, в которой, на пространствах всего мира явное предпочтение отдано английскому языку и образу жизни, который ведут англосаксонские страны.
...Однако здесь, я хочу поговорить о воздействии этой "доминантной" культуры, прежде всего на культуру русскую и попытаюсь проанализировав современную действительность, направления и тенденции в ней, предложить какие - то выходы и способы противостояния этому иноземному "мягкому плену".
... Носителем национальной культуры, её охранителем, часто единственным, является религия. От силы и жизнеспособности той или иной религиозной конфессии, часто зависит сила и жизнеспособность стран, их культурных традиций и национальных искусств.
Ярким примером тому, служит ислам, носители которого - в основном арабские страны - противятся экспансии не только экономической, но главное, наступлению на их традиционный уклад жизни и религиозные основы.
И во многих местах, несмотря на давление, делают это успешно.
А в Европе идет стирание границ, обмирщение культуры, забывание или даже отрицание христианских корней европейской цивилизации.
В Европе, иммигранты с Востока живут сплоченными диаспорами, исповедуя ислам и их становится все больше. Кое-кто уже всплёскивает руками и предупреждает, что в Европе, через пятьдесят лет, больше половины жителей будут мусульмане...
Действительно - жизнестойкость ислама и восточных религий поразительна.
В этом смысле, вечным примером для подражания является культура еврейского народа, которая благодаря иудаизму - одной из древнейших религий - смогла не только выжить, но и расшириться на весь мир, сохраняя всё своеобразие традиций, вопреки вековечным гонениям и прямому геноциду...
Но агрессивный евро центризм в лице США и "общего" Запада, постоянно пытается победить основы культуры других народов и стран и за последние десятилетия, после падения СССР, превратился в мирового жандарма, распространяющего свои "уставы" и порядки на весь мир.
И эта самоуверенность, во многом порождена победой и развалом Советского Союза, как некой цивилизационной альтернативы.
К несчастью, благодаря "промыванию мозгов" во времена "холодной войны", социалистические страны - Китай, Вьетнам, Куба стали странами изгоями в идеологическом смысле и сегодня, когда Советский Союз уже давно перестал существовать, это наследие холодной войны по-прежнему находится в силе...
Я уже писал и говорил не один раз, что сегодня русские, советские люди, СССР и Россия его правопреемница, были и остаются новыми мировыми "евреями", на которых направлена общая ненависть и нетерпимость Запада.
Но в отличии от иудеев, которые находили и нашли поддержку в борьбе за выживание в религии, в строгом, неуклонном иудаизме и следовании Закону, русские ничего не могут противопоставить экспансии мира потребления, кроме ослабленного, внутренними смутами и расколами, православия.
В России, как никогда заметно влияние западной культуры и даже вытеснение ею национальных, культурных, языковых традиций и установлений.
Безусловно эта "подковёрная", незаметная для глаза, но постоянная борьба за культурное наследство продолжается и если мы ничего не будем делать, не будем противостоять ей, то через короткий исторический промежуток времени, мы утратим свою русскость, свои национальные особенности и превратимся в буквальном смысле в "Иванов не помнящих родства"...
Сегодня, наблюдается стремительная тенденция проникновения английского языка на территорию языка русского и вытеснение последнего из традиционных ареалов его использования.
В республиках бывшего Союза, начинают переходить на латиницу и вместо русского языка вводят в программы школ английский. А Россия, по разным причинам, противопоставить этому процессу что-то существенное не способна. И главной причиной такого отступления, как кажется, явилась утрата геостратегического влияния не только на бывших союзников, но и на братские народы.
Можно сказать, что пример украинской русофобии становится заразителен!
...Более того, раскол распространяется уже внутри России, внутри российского общества и не только разделение на богатых и бедных, но даже язык вновь становится основой классового разделения в России. И это связано с платным образованием и доступностью к культурному полю только для богатых, как и вообще доступ к "благам" современной жизни.
"Новые" русские всё чаще отправляют своих детей за образованием в Европу и особенно в Англию, где эти отпрыски олигархов, государственных чиновников и депутатов-сенаторов изучают английский язык и одновременно впитывают англосаксонскую культуру, становясь "англоманами" и соответственно русофобами. А обусловлено это тем же потребительством, желанием получать от жизни больше комфорта и материальных благ, не заботясь о духовности и душевном комфорте.
Заграничное образование стало классовой "стигмой", по которой узнают друг друга представители российского "креативного класса". Они гордятся тем, что их дети учатся в английских или американских частных школах, не понимая того, что обрекают своих отпрысков на жизнь социальных изгоев за границей. Ведь жизнь эмигрантов в первом поколении, везде и всегда особенно драматична.
Естественно, в этом случае происходит их отрыв от родной "почвы", от культурных и нравственных корней, в том числе от корней религиозных.
Происходит своеобразная социальная люмпенизация национальных "элит", когда за внешней образованностью, вдруг проступают нестойкость жизненных убеждений и принципов.
Оставаясь в Англии, такие русские в первом поколении, становятся социальными маргиналами, так как утратив жизненную энергию родной культуры, овладеть и породниться с чужой культурой им не удается.
В этом случае, для того чтобы чувствовать себя комфортно, большинство из них стараются как можно быстрее забыть свою этническую родину, и чтобы не чувствовать себя белой вороной в англосаксонской среде, отказываются от родного языка.
Для того, чтобы показаться "своим" новым соотечественникам, им надо поскорее забыть традиции и привычки, а главное, поменять родной язык на новый, в данном случае английский.
Это удобно в общении - сегодня английский язык становиться, или уже стал языком мирового значения. А то, что для души русского человека это болезненная акция, никого из таких "перебежчиков" не волнует - правда до поры до времени...
Единственные семьи, в которых русский язык и культурные традиции более или мене сохраняется за рубежами России - это семьи религиозные, православные. Здесь, часто дети и в третьем, и в четвёртом поколении сохраняют русский, как язык домашнего общения и язык церковных служб...
Однако, для того, чтобы сердце не болело о прошлом, об оставленной Родине, надо и православие, как религию предков и русской цивилизации, забыть в первую очередь!
И всегда это легко сделать, если ваша вера была формальной и больше обрядоверием, чем православным христианством. И уж тем паче, если вы в нескольких поколениях были "инстинктивными" атеистами...
К сожалению, нечто подобное сегодня происходит и в самой России, особенно в больших городах.
Контрреволюция победившая в России в девяностые годы, переместила центр российских национальных интересов в сторону экономики, а точнее личной экономики, то есть в сторону денег и богатства. И деньги - богатство, постепенно становятся если уже не стали главным идолом, в который верят и которому поклоняются многие "новые" русские.
В отсутствии религиозного идеала - Иисуса Христа - и идеологии социализма - как стремления к общему светлому будущему, главной жизненной ценностью становятся деньги и личное преуспеяние...
А где, на взгляд новых русских провинциалов, "живёт" это личное преуспеяние? Конечно это "развитые" страны и прежде всего Германия, Англия и Америка, думают они.
Естественным и даже необходимым, для тех кто исповедует буржуазность как социальный идеал, становиться привыкание, адаптация не только к западному стилю жизни, но и к языку, а вместе с языком и к культуре, основным носителем которой является этот язык.
Но и национальные религии играют большую роль в сохранении сопротивления агрессии западной культуры. Те, кто исповедует православие в той же Англии, сохраняют свои русские корни, в отличии от представителей "высшего класса", всеми силами стремящихся забыть своё русское прошлое!
Но и русские богачи и даже многие высшие чиновники держат свои семьи и деньги на "благословенном Западе", часто не понимая "что где сокровища ваши, там и сердце ваше"! Повторю - подавляющее большинство такой российской "элиты", это инстинктивные атеисты.
...Слабость сегодняшнего русского православия - ещё одна причина, помимо слабости экономической, заставляющая русскую культуру отступать под напором богатых и "интересных" иностранцев.
Если сегодня сравнивать Православие с Исламом, то мы видим, что мусульмане в отношении к своей вере ни на какие компромиссы не идут и даже живя далеко от арабских стран, сохраняют не только веру, но и язык веры, на котором они и служат в своих мечетях.
Совершенно не так с Русским православием за границей.
Там всё больше и больше преклонения перед языком страны хозяина, всё больше и больше религиозных и культурных компромиссов совершаются и в службах, и в духовном окормлении прихожан. Лидерами православных общин часто становятся социальные маргиналы, фарисеи - лицемеры, ищущие и в церкви какие-то преференции для себя и "своих".
В результате идет разделение общин на фракции и русское православие постепенно становиться английским, французским, немецким.
Русского языка, даже русские "православные" стесняются в обиходе и многие молодые "захожане", не говорят на русском даже в церкви...
Но и в самой России, на бытовом уровне постепенно создается искусственный язык общения, в котором английские слова занимают всё большее и большее место. Особенно этим грешат "популярные" среди молодых теле и радиопрограммы, основными потребителями которых становятся "продвинутые" либералы - образованцы!
Ещё важной причиной раскола в русском обществе, является преклонение перед мифическим Западом, Знание иностранных англосаксонских языков, становится доступно только детям из "хороших" семей и невольно служит разделению русского, российского народа на две неравные части, как это уже было в течении долгих столетий, со времён Петра Первого до Октябрьской Революции.
Тогда, дворяне, составляющие менее одного процента населения, владели всеми государственными богатствами, включая землю и крепостных "людей", и уже с детства начинали говорить по-французски, тем самым переставая быть носителями русского языка и даже русской культуры.
Славянофилы, ещё в начале девятнадцатого века заметили опасность утраты национальной идентичности у тогдашней национальной элиты, и начали дискуссию о корнях и национальных особенностей не только русских людей, но и всего славянского мира...
В какой - то степени, это возрождение "русскости", над которым вначале откровенно потешались русские "западники", помогло России в культурном и экономическом развитии, потому что эти две стороны жизни человека напрямую связаны и зависят одна от другой...
...Пролетарская Революция, отменившая буржуазию, стала следствием не только экономического неравенства, но и разделения культурного, то есть тенденции, когда борьба за национальную культуру и самоидентификацию вылилась в противостояние большинства русского народа, прозападному, антирусскому меньшинству. Это подрывало не только основы экономической жизни, но грозило упразднением, аннигиляцией русского народа, а потом и российского государства...
Нынешние образованцы уже забыли, что Революция была ещё и борьбой против искусственного разделения нации, а потому, противостояла саморазрушению России. А сегодня, после победы в России буржуазной Контрреволюции и воцарении Реставрации, опасность такого разделения вновь становится большой проблемой...
С другой стороны, с развитием глобализации появилась нужда в языке международных отношений, которым и стал английский, представляющий на сегодня, самые успешные в экономическом и культурном значении страны мира.
Необходимость унификации, создании одного, главного языка международных отношений и переговоров, кажется уже запросом современности и учитывать это, при планировании и в прогнозах направления и развитии мировой истории, тоже придётся, как впрочем и в российском образовании.
Однако, эти тенденции в глобальной политике, отнюдь, не упраздняют языки других, разных народов мира - больших и малых.
Недостаточное внимание к сохранению и развитию родного языка, забывание ценностей национальных культур, приводят к печальным последствиям: потере этнической самоидентификации, утраты национальной "особенности", атеизации народа, племени или народности, утраты глубинных смыслов существования.
Тот или иной народ забывший свои нравы, традиции и культуру, становиться безымянным "населением" без роду без племени. Пример постепенной аннигиляции национальной культуры, мы видим в северных, малых странах Европы, в которых английский язык давно уже стал языком, которым владеют практически все люди закончившие школу в последние двадцать лет. А создание Единой Европы, стирание в буквальном смысле границ между странами малыми и великими, приводит к постепенному умиранию специфических национальных черт культур и традиций. Этому способствует и приток иммигрантов из стран Азии и Африки.
Экономически и культурно развитые страны, постепенно подминая под себя страны неуспешные, поглощают их культуру. Поэтому, сегодня как никогда опасны перебежчики и национальные, культурные элиты, выступающие на стороне культурных "завоевателей", против обычаев и традиций своих стран.
Ярким примером тому, служит русофобия, которую исповедует российский "креативный класс", называющий себя русской интеллигенцией. Заметьте, что собственно русских в этой культурной тусовке совсем немного!
...Однако нельзя забывать, что в истории человечества уже был периоды, когда языком международных отношений, языком культуры конгломерата стран и народностей, был язык "доминантный".
Например древнегреческий язык, во времена Римской Империи был общим языком культуры. Во времена средневековья, латинский язык был языком церковных служб и науки. А уже в новое время - французский язык объединял представителей высшего класса в Европе.
Однако Римская империя рухнула, Франция, в результате военных поражений, тоже утратила своё значение и сегодня, на мировую культурную сцену вышел английский язык и англосаксонская культура.
Постепенно, с возрастанием экономического превосходства, уже американская культура стала определять культурное лицо мира, оттеснив на вторые роли всех других соискателей: испанцев, немцев, русских и даже англичан...
Конечно, родной язык, в первую очередь является носителем национальной культуры, а с его утратой, малые народности очень скоро будут растворены агрессивными национальными культурами сильных стран и вопрос предсказаний завершения этого процесса, сводится в основном к угадыванию временных рамок окончательной ассимиляции...
В этом случае, естественно встаёт вопрос - а нужна ли национальная культура во времена Глобализации? А если нужна, то в каких формах она сохраниться, если сохраниться вообще?
И здесь, на горизонтах вселенского будущего, маячат процессы превращения одной или нескольких объединившихся сильных стран в мирового, экономического и культурного "гегемона".
Становится возможным возвращением самых диких форм своеобразного современного "культурного рабства", изощрённой эксплуатации "победителями" "подвластных" народов, проигравших эту борьбу за самостоятельность.
И конечно, такое рабство не будет похоже на рабство из прошлого, когда рабов считали за рабочий скот умеющий более или менее говорить, которого, культурные рабовладельцы заставляли, принуждали тяжко работать или драться между собой до смерти, на потеху "свободным" людям.
В будущем, словесное и смысловое определение из древних времён - раб, может быть заменено на слово - "прислужник". И характерной чертой, этих прислужников, будет отсутствие у них национальных черт - национальной культуры и языка.
Это рабство будет в основном культурным рабством и социальное разделение будет не между рабовладельцами то есть свободными людьми и рабами, но между производителями и "потребителями", а точнее между теми кто владеет культурой как товаром, и теми, кто её потребляет - национальные особенности в такой ситуации в общем-то ни к чему...
Во многом, уже сегодня, этим можно объяснить многократно выросшее значение информационных технологий и уже сегодня можно сказать: "Те, кто владеет источниками информации - владеют миром"!
... Конечно, это касается и Религиозных верований, в частности Русского Православия. И тут, если мы хотим представить себе будущее не только России, но и Русского Православия, надо внимательнее вчитаться в "Легенду о Великом инквизиторе", Достоевского.
Достоевский, в романах представлял свои взгляды на происходящее и пытался предугадать будущее. И всегда идеалы, с которым он сравнивал жизнь своих несчастных литературных героев, были идеалами религиозными, воплощенными в Новом завете и в Нагорной проповеди.
Думаю, что Фёдор Михайлович в этой легенде, прежде всего имел ввиду не "революционное" будущее, критикуя и издеваясь над ним, а буржуазное будущее, в которое так "победоносно" вошла Россия в последнее десять - двадцать лет, после провалившейся горбачёвской перестройке социализма.
Но в этом состоянии Российская империя уже существовала накануне Революции, во времена описываемые Достоевским в его шедевре - романе "Братья Карамазовы".
...Сегодняшнее неравенство и новое разделение на богатых и бедных, на образованных и неграмотных, возвращает нас в те давние времена физического и духовного крепостничества. Только сегодня, это разделение вышло уже на уровень народов и стран, в том числе и в культурном смысле!
Мне, всегда казалась непонятным равнодушие Достоевского к страданиям бедняков и крепостных крестьян. Но позже, прочитав повнимательнее монологи Ивана Карамазова о цене слезинки невинного ребёнка, я переменил своё мнение.
Я вспомнил весь "крестный ход" жизни великого русского писателя - страдальца и подумал, что, пройдя через состояние государственного преступника, потом став "зэком" на долгие годы, а потом постоянно живя в нужде и в плену литературных обязательств, он конечно же не был слезливым интеллигентом и понимал страдания, как часть драмы человеческой жизни на земле.
После стольких испытаний, он не был идеалистом или либеральным болтуном, знал и понимал русский народ, русских людей как со стороны добра, так и со стороны зла.
О христианском долготерпения народа, но и о его пьянстве и склонности к бунту, Достоевский писал в своих тюремных записках и понимал крепостничество, как вечную тюрьму, которая рано или поздно рухнет под напором протеста...
Но писатель понимал и ценил русскую культуру, русские традиции и потому, отстаивал их от попыток представить русский народ как отсталый и не европейский, противился смешению и подмене русского своеобразия европейским мещанством.
Сегодня, наследие Достоевского: литературное, философское и социальное - толкуют вкривь и вкось.
Современные буржуазные "переводчики" Достоевского, упорно втягивают его в лагерь монархистов и чёрной сотни. Однако вспомните его романы, повести и рассказы, его публицистику. Ведь он прежде всего, боролся против буржуазной алчности и безмерного материального стяжательства и тщеславия нарождающегося класса "предпринимателей".
Главной идейной основой творчества Достоевского было возвращение народа, церковного клира и иерархов к подлинному христианству, к подлинному православию, олицетворением и мечтой которого был старец Зосима - главный положительный герой "Братьев Карамазовых".
Протест писателя, был направлен против нарождающегося к тому времени в России нового класса эксплуататоров - буржуазии, против их "лакейства", преклонения перед деньгами и перед "заморскими" ценностями, в ущерб национальным, народным ценностям...
Вспомните фигуру Фёдора Карамазова - сладострастника и отчаянного стяжателя. Или будущего "национального" деятеля, Ракитина. Или даже глубокомысленного и несчастного лакея Смердякова. Все они упорно хотели и умели делать денежки...
Но уже в романах "Идиот", и "Бесы", Достоевский написал портреты буржуазных "бесов", и предостерегал от поклонению буржуазным ценностям фальшивых свобод и эгоистических прав...