Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Философия и религия. Взаимовлияние. Сборник статей. Часть-3

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 03/01/2020. 52k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Философия как и религия, на самом деле касаются всех сторон жизни человека. И философия раскрывает жизненные сути и смыслы, а религия учит жить по законам любви и сострадания. Таким образом философия и религия дополняют друг друга!

  •   Метафизика любви.
      
      
      
      
      Вместо эпиграфа: "Бог - это любовь"
      
      ...Расшифровывая этот афоризм Иисуса Христа, можно говорить, что именно любовь является тем чувством, которое строит нашу жизнь и которое постоянно противостоит и борется с ненавистью, во множестве её форм. Любовь - это жизнь, как в физическом, так и духовном смысле. Физическая любовь - это рождение новой жизни, а любовь как отношение к окружающим и окружающему - закон роста и развития.
      Что касается ненависти, то это в физическом смысле смерть всего живого, а в духовном, ненависть противостоит любви и тем самым росту и жизни.
      Последние десятилетия, особенно на Западе, любовь часто отождествляют с сексом, что разумеется не одно и тоже...
      Любовь - дело молодых. Каждый из нас может вспомнить, как это было в наши молодые годы. И тогда, ещё в неиспорченной взрослой чувственностью душе, возникает неосознанное эстетическое восхищение вскоре перерастающее во влюблённость.
      Особенностью юношеской любви является бескорыстие и то, что она очень часто подпитывается невозможностью ответного чувства! Естественно в том возрасте ни о каком сексуальном влечении речи не идёт. Чувство любви, в чистых помыслами юношах и девушках, очень опосредованно связано с сексом.
      
      Тут скорее неопознанное влечение, которое в человеке развилось из инстинкта продолжения рода, но приняло чисто человеческую эмоциональную окраску. Скорее всего здесь, длительная эволюция и религиозная мораль оставили свой след в коллективном бессознательном и такая любовь, стала особенностью человеческой психики!
      
      ...Настоящая любовь, всегда приходит неожиданно и часто приносит страдания. В этом загадка любви - все говорят, что любовь - счастье. Но какое же это счастье, если ты и днём и ночью думаешь только о ней или о нём?! Ваша душа попадает в плен и всё чем вы жили до этого отходит в сторону. Если вы любите в первый раз, то часто не можете дня прожить без этого человека, без мечтаний о нём и хотели бы все время быть рядом.
      Это какая то сладкая мука, заставляющая вас совершать нелепые, часто стыдные поступки, после которых вы перестаёте себя уважать. Но это ещё больше привязывает вас к предмету любви, хотя через долгое время, приходя в себя, живя уже обычной рутинной жизнью вам кажется, что все мечты о любимом или любимой были самообманом. Но это приходит уже далеко после окончания чувства...
      
      Любовь между мужчиной и женщиной, имеет физиологическую основу - инстинкт размножения. Такие основания наличествуют в большей степени у мужчин.
      Одно время я шутил, что только редкие женщины способны на любовь, в то время как мужчины, любят по своей природной предназначенности только себя, притворяясь до такой степени, что могут уверить и себя в этом чувстве. Скорее всего это желание владеть, стать хозяином другой жизни. Из этого чувства собственника вырастает ревность, часто превращая любовь в ненависть. Оказывается есть и такая форма любви!
      Позже, я пришёл к выводу, что мужская любовь, помимо животного влечения становится привычкой к определённому человеку - женщине. И кажется, что мужское привыкание живёт дольше и привязывает сильнее, чем женская любовь!
      
      Чувство любви, в чистых помыслами юношах, очень опосредованно связано с сексом. Тут скорее неопознанное влечение, которое в человеке развилось из инстинкта продолжения рода, но приняло чисто человеческую окраску. Скорее всего длительная эволюция и религиозная мораль оставили свой след в коллективном бессознательном и такая любовь стала особенностью человеческой психики!
      Настоящая любовь, всегда приходит неожиданно и часто приносит страдания. В этом загадка любви - все говорят, что любовь - это счастье. Но какое же это счастье, если ты и днём и ночью думаешь только о ней или о нём?! Ваша душа попадает в плен и всё чем вы жили до этого отходит в сторону. Если вы любите, то не можете без этого человека прожить и дня, и хотели бы все время быть рядом.
      Это какая то сладкая мука, заставляющая вас совершать нелепые, часто стыдные поступки, после которых вы перестаёте себя уважать. Но это только ещё больше привязывает вас к предмету любви, хотя через долгое время, приходя в себя, живя уже обычной рутинной жизнью, вам кажется, что все мечты о любимом или любимой были самообманом. Но это приходит уже далеко после.
      А пока вы мучаетесь и готовы пожертвовать всем, чтобы услышать от него или от неё слова подтверждающие взаимную любовь. Но иногда, это всего лишь жест жалости или вежливости, в который вы готовы поверить как восторженный школьник сдавший экзамен по предмету, в котором он ничего не смыслит!
      
      Первая любовь ещё никак не связана с ревностью и жаждой обладания только для себя, для своего удовольствия, а отсутствие опыта собственных измен и подлостей не дает вам пищу для ревности, для тяжёлых и мучительных подозрений. Поэтому, именно первую любовь можно назвать собственно любовью, без всяких примесей эгоистического обладания и инстинкта собственности.
      А когда вслед за платонической любовью приходит любовь - обладани, вы начинаете выискивать в предмете вашей любви недостатки, тем самым стараясь оправдать ваши собственнические притязания и неспособность, оставляя предмет вашей любви свободным, тем самым оставаться свободным самому.
      
      Любовь основанная на платонических началах, то есть на душевных чувствах - свойство редких натур, чаще тонких и глубоких женщин. Такой любви практически не встречается у мужской половины.
      В качестве примера, приведу несколько рассказов женщин, которые были влюблены, буквально до потери чувств. Одна немолодая уже женщина рассказывала мне, что влюбилась и буквально теряла сознание, увидев любимого после разлуки. В таком гипертрофированном чувстве есть какое - то волшебство и присутствует нечто похожее на самогипноз.
      Может и природа любви, имеет с гипнозом общие корни? Один из гипнотизёров в США, проделывал перед публикой эксперименты, относящиеся к области любви телесной. По его приказанию, находящиеся на сцене "подопытные" - женщины и мужчины начинали имитировать половой акт, отключившись от действительности. Один небольшого росточка мужчина средних лет, проделывал "сексуальные па" со стулом. Другая женщина, сидя на стуле скакала высоко подпрыгивая. И это не была имитациям полового акта между двумя партнёрами, а была делом одиночным, индивидуальным если можно сказать...
      Нечто подобное происходит с любовью платонической, только в других формах. Иногда, влюблённый человек способен забыть о себе, словно кто-то посторонний овладел его душевной силой, характером!
      Другая девушка рассказывала, что от первых прикосновений мужчины, к которому в ней неудержимо просыпалось чувство обожания, её словно током ударяло и она не могла скрыть своей растерянности и даже испуга!
      Другая рассказывала, что для неё, какое-то время, любимый человек был всем и в письмах ему, она признавалась - для неё, он словно тёплое солнце, то есть эквивалент жизни...
      
      Во времена декаданса в предреволюционной России, интеллигенция разделала любовь на телесную и душевную. То есть бывало так что у "интересных" мужчин была одна девушка для плотской любви, а другая для любви души. Тогда так и говорили: "одна любовь для души, а другая для тела".
      И всё-таки, чаще всего в мире вокруг нас встречается любовь смешанная - в начале просыпается чувство общности и восхищения личностью, а потом уже, возбуждённое этим тело, требует физического удовлетворения...
      
      Любовь к родственникам и конечно, прежде всего к матери, имеет природную, инстинктивную основу. Эта инстинктивная любовь и такой любовью обладают и животные, как дикие так и домашние.
      Тем не менее родительская любовь имеет много общего с любовью между женщиной и мужчиной, так как происходит из одного корня - инстинкта продолжения рода.
      Однако надо отметить, что любовь платоническая - это только человеческое свойство. А секс - как любовь телесная - свойственна как человеку, так и животным. Последнее время, животный секс распространяется через порнографию и этот суррогат любви, возвращает человека на низшие ступени развития и способствует вымиранию человечества.
      Когда телесное удовольствие превращается в главную цель общения мужчины и женщины, человек становится жертвой такой тяги и в чем-то похож на крысу из известного эксперимента.
      Крысу научили нажимать на клавишу экспериментального устройства и вслед за этим, она получала определённую порцию "удовольствия". Через некоторое время, подопытная крыса постоянно нажимала на эту клавишу, забывая даже о еде, почему и умерла от истощения.
      
      В определённом смысле, и человек ставший жертвой стремления к удовольствиям, становится эмоциональным кастратом и превращается в сладострастное животное!
      Вообще, хотелось бы посоветовать молодым людям не бояться переживаний и даже страданий, которые создают из бесформенного материала, личность. Именно способность страдать, а потом исходя из собственного опыта и сострадать, отличают человеческую личность, от животного, в которое превращается человек, всюду стремящийся только к удовольствиям!
      Но инстинкт продолжения рода заставляет человека любить, а в отсутствии объекта противоположного пола, подталкивает, чаще всего одиноких женщин, полюбить бессловесных тварей, "братьев наших меньших". Такая любовь на какое - то время заменяет одинокому человеку любовь естественную и помогает ему избавиться от чувства одиночества и всего, что этому сопутствует.
      Часто это происходит с людьми, по тем или иным причинам лишённых религиозного чувства, так как каждая большая религия говорит о любви человека к человеку, совершенно не упоминая любовь к животным...
      
      Я знаю множество примеров, когда женщины, особенно женщины по тем или иным причинам оставшиеся одинокими заводят собак, а то и несколько, иногда подбирая их с улицы. Но чаще они заводят домашних кошек и их количество в квартире, иногда превышает допустимые пределы. Такие женщины не любят людей, неспособны даже на любовь к ближним, а вот бессловесные твари помогают им восполнить недостаток любви в их жизни. Любовь, для человека, как существа коллективного, входит в набор главных свойств его натуры и при её отсутствии, жизнь превращается в пустое времяпровождение.
      Поэтому, в отсутствии любви исчезает мотивация жизни, теряется её смысл. Поэтому же люди мучаются не понимая причин мучений. В этом случае, любовь к живому существу, к домашним животным подменяет отсутствующее чувство любви к детям, родным и друзьям.
      Часто, в отсутствии предмета любви, люди заводят себе домашних любимцев. Но такое чувство, только отгораживает от общения с другими людьми и часто заканчивается трагически - примеров тому множество!
      ...Рассматривая любовь человеческую, иногда можно говорить о "подмене" естественного чувства, на нечто искусственное, привнесённое в жизнь изменениями в природе человеческих отношений.
      Гомосексуализм и лесбийство и есть эти противоестественные чувства, порождаемые определёнными социальными условиями и способствующие этим извращениям природного инстинкта, возвеличивающих сексуальные удовольствия.
      
      Половые извращения, чаще всего порождены подменой подлинного инстинкта сохранения рода, выраженного в любви человеческой, на желание чувственных удовольствий в уродливой форме, как правило начинающихся в молодости, когда нет возможности удовлетворить растущую чувственность пробудившегося инстинкта.
      Все теории о врождённой форме таких извращений, исходят от незнания подлинной картины созревания полового влечения.
      Надо отметить, что извращения подобные человеческим, присущи и дикой природе и проявляются в форме тренировочного секса, которым обмениваются молодые особи, в отсутствии возможности заниматься сексом в естественной форме.
      Например этим могут заниматься молодые олени-самцы, или даже собаки, но уже не только самцы, но и сучки. Мне не один раз приходилось это видеть в процессе наблюдения за этими видами животных.
      
      Конечно и в природе существуют случаи генетических уродств и человек не исключение в этих природных экспериментах. Но подводить научную базу под сексуальные извращения - это очевидная предвзятость и желание оправдать нарушение законов природы, пытаясь представить это, как нечто естественное...
      В человеческой среде, половые извращения являются продуктом неестественных условий взросления или морального попустительства и отсутствия религиозных табу, со стороны атеистического, сытого общества.
      Начинается всё точно с таких же, как в дикой природе тренировок, при невозможности удовлетворить свою чувственность. А затем это превращается в привычку, захватывающую человека, становящуюся неодолимым влечением к противоестественному акту соития...
      
      В заключение хочу сказать, что любовь платоническая, душевная - это психическое свойство - развитое в процессе социальной эволюции человечества и присущее только ему. И все современные религии, построены на фундаменте, основой которого является любовь к ближним и дальним, преодоление эгоизма как свойства разрушающего человеческую общность.
      Поэтому, не стоит верить циничным определениям любви как игре гормонов, определяющим моментом которой становится определённое сочетание в организме химических веществ. Такое определение - всего лишь часть внешнего процесса, за которым стоит способность любить сознательно, по человечески. Иисус Христос объяснял своим ученикам, что "Бог - это любовь", то есть созидание, а Сатана - это ненависть как чувство противоположное любви.
      Древний богослов Тертуллиан, подчёркивая такую человеческую способность говорил: "Душа человеческая - христианка"!
      
      
      Теперь, о ненависти...
      Ненависть - это производное от чувства соперничества, присущего в качестве неотъемлемой составляющей инстинкта продолжения рода и тем самым, той же эволюции человека. Ненависть противостоит росту жизни, являясь природным чувством, но с противоположным знаком по отношению к любви. Ненависть всегда сопряжена с мстительностью и является явлением деструктивным, разрушительным и от неё страдают не только жертвы ненависти, но и сам ненавидящий.
      Любовь и ненависть можно сравнить с добром и злом. И если бы не существовало зло, тогда не было бы понятия добра. Именно борьба добра и зла, порождает ту энергию жизни, которая движет человечество в будущее. Перефразируя парадокс философа Плотина, можно сказать, что "мир это гармония любви и ненависти - уничтожь ненависть и исчезнет любовь".
      Особенно ярко, ненависть проявляет в законах кровного мщения, распространённого среди горских народов и племён и берущих свое начало во времена доисторические.
      Наверное это тиражирование ненависти несколькими поколениями людей, можно сравнить с инстинктивной ненавистью между собаками и кошками. Кажется, что эта ненависть порождена соперничеством и ревностью, то есть необходимостью доказывать хозяину свою нужность, тем самым обеспечивая себе средства к существованию...
      Христианство в этом смысле есть путь - процесс, когда человек руководствуясь Заветами Иисуса Христа, изживая в себе инстинктивную ненависть соперничества, культивирует в душе чувство любви. Борьбе добра со злом, человеческого с животными инстинктами в душах верующих, любовь к ближнему и дальнему и составляет сущность христианства!
      
      
      
      
      
      
      
      Эволюция христианства. Тезисы.
      
      
      Вместо вступления:
      
      В этой небольшой статье, я попытаюсь тезисно представить эволюцию христианства со времен первохристиан и до наших дней. Материал совершенно неподъёмный для меня и если мне удастся вызвать интерес хотя бы у нескольких читателей. я буду вполне удовлетворён...
      
      ...После смерти Иисуса, его ученики в первые годы Его отсутствия, составили немногочисленную секту иудео-христиан. Они по прежнему, старались соблюдать требования Закона, и вместе с тем верили в своего Мессию и Учителя - Иисуса из Назарета, "плотника, сына плотника". Они говорили любопытствующим, что на Него, при крещении на Иордане Иоанном Предтечей, снизошёл Дух Святой, посланец Бога и в это время он переродился в Божьего Пророка и Мессию. Это было логично и привычно, потому что повторяло жизнеописания древних иудейских пророков, таких как Иеремия или Исайя, которые, через Святого Духа тоже общались с Богом, - невидимым, неслышимым и неизреченным...
      
      Однако постепенно, учение Иисуса из Назарета, направленное на оправдание и поддержку жизни простых людей, распространялось по всей Римской империи, а Его жизнеописания составленные Его учениками или со слов учеников, становилось Благовестием - Евангелием, а сам Иисус, стараниями человеческой молвы, превратился в Христа, уже в буквальном смысле стал Сыном Бога. Для этого, в Евангелия, вводились эпизоды и детали, описывающие чудесное рождение из "чрева девы". Для этого отыскивались подходящие пророчества из Ветхого Завета и вводили их в канву жизнеописания Мессии...
      Тогда и наметилась неразрывная связь Нового Завета с Старым, Ветхим Заветом.
      
      В отличии от иудео-христиан воспитанных на строгом монотеизме, и воспринимавших Господа только как Пророка, Учителя и как "Сына Бога". в символическом смысле, новообращённые из Александрии, Антиохии и даже далёкого Рима старались придать своему Учителю исключительные, Божественные черты. Постепенно выкристаллизовывалась евангельская версия жития Иисуса из Назарета, по которой Он был предвечным Сыном Бога, воплотившемся в Иисусе из Назарета, Сыне девы Марии...
      Однако тут, первые христианские богословы натолкнулись на логическое противоречие, которое можно сформулировать довольно просто: "У Бога не может быть родственников!"
      Но толпы верующих "неудачников"- бедняков и даже "мытарей" примкнувших к новому учению, требовали сакрализации Учителя и потому, всё больше и больше чудес появилось в жизнеописании Иисуса из Назарета, которого к тому времени, стали называть Мессией - Христом!
      Количество новообращённых с каждым годом увеличивалось и постепенно, именно они стали подавляющим большинством в христианском движении. В свою очередь иудео-христиане, иначе говоря первохристиане-эбиониты, превратились в немногочисленную христианскую ересь, с которой "европейские" христиане начали бороться, как с извращением учения и Писания.
      
      Роли поменялись настолько быстро и незаметно, что никому и в голову не приходило спросить самих себя - а что же было в начале!
      Безусловно, в словах самого Иисуса из Назарета, были прямые указания на Его божественное происхождение. Однако эти утверждения, можно воспринимать как фразы полные символического смысла. Когда Иисус говорит о Боге и своём родстве с ним, - это можно толковать как некое приближение, некое обожение Иисуса - человека.
      И действительно, Его учение настолько далеко от традиционного человеко-центричного учения, а его судьба и подвиг самопожертвования настолько далеки от обывательского рационализма, что невольно возникали мысли о внеземном Его происхождении.
      Его мечты о внедрении в обыденную жизнь теории непротивления злу насилием, Его всепрощение и самопожертвование так не похожи на идеалы обывателя, что можно было говорить - в Нём воплотился подлинный Бог. Ибо люди его окружающие, такого как Он никогда не видели, не слышали и не читали о таких как Он в исторических анналах!
      
      Для утверждения культа Бога, то есть обожествления Иисуса из Назарета, богословами - теоретиками учения, постепенно была разработана теория троичности, для обоснования и объяснения взаимосвязей иерархической соподчинённости Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Вокруг этой структурно-образующей темы поднялись споры и дискуссии, которые и помогли со временем сформулировать учение о Святой Троице...
      
      Обожествление носителей нравственных истин - обычная черта народной веры. И Учитель Будда, и Конфуций и Лао Цзы, и пророк Мохаммед, со временем, в глазах толпы учеников и последователей, превращались из Учителей нравственной жизни в полубогов. А для превращения в Богов, единственным препятствием, которое мешало окончательно обожествить таких Учитилей нравственности, родившихся в определённом месте и живших как обычные люди, парадоксальным образом мешали их моральные поучения...
      
      Кажется именно в это время, сторонниками учения Иисуса Христа стали римские гностики - люди знающие философию и с детства обученные правилам красноречия и логики. Можно сказать, что они и стали первыми настоящими богословами, соединившими богословие с философией и научной логикой. Тогда же проходили ожесточённые, порою яростные дискуссии, в которых участники пытались выстроить наукообразную теорию христианства, вопреки устоявшимся суевериям.
      Кажется страстность и ожесточение этих споров и помогли христианству сделаться мировой религией. Именно в этих спорах сформировались христианские догматы, как первооснова веры. Богословы, согласовывая новые, появившиеся после смерти Спасителя составляющие Христова учения со старыми, устранили многие противоречия Канона утверждённого на нескольких Вселенских соборах. Постепенно была выработана, по сути новая основа учения, в которой всеобъемлюще и глубоко проанализирована каждая деталь, и в которую могли уверовать как "простецы" и неграмотные люди из народа, так и интеллектуалы - гностики.
      
      Если подводить итоги проделанной богословами работе, то коротко говоря Новое учение можно пересказать так: Иисус Христос, как бы рождался дважды - в физическом обличье Он появился на свет в Вифлееме от Девы Марии, а в духовном смысле, после крещения в водах Иордана от Духа святого, имя которого, на арамейском тоже женского рода.
      Крещение, таким образом является датой рождения Учителя и Пророка. Тут всё логично и может вполне обойтись без легенды о непорочном зачатии, а наличие по Писанию братьев и сестёр Иисуса ничего не меняет, не приводит к путанице, да и фигура Девы Марии обретает реальные черты.
      К тому же, находит оправдание и "лакуна" в жизнеописании Иисуса Христа до тридцатилетнего возраста. Ведь тогда, он мало чем внешне отличался от своих сородичей и соседей.
      Поэтому, людская молва не оставила никаких сведений о Его детстве и юности, о взрослении и жизни до момента крещения.
      Логика первоначальной "неизвестности" в биографиях пророков, приблизительно выражается в афоризме: "Нет пророка в своём отечестве!". Линия развития известности начинается не тогда, когда пророк начал проповедовать, а тогда, когда он вышел из окружения родных и знакомых.
      
      Вот когда появляются страстные последователи и ученики из далеких земель, тогда с помощью людской молвы, подогреваемой рассказами и жизнеописаниями своего кумира его учениками, возникает "известность".
      Вторая причина отсутствия сведений о молодых пророках и их детстве, заключена в другом умном афоризме: "Есть время слушать, и есть время говорить!" Иначе говоря - есть время учиться и есть время учить!
      Сроки человеческой жизни во времена рождения Иисуса из Назарета, составляло в среднем тридцать-сорок лет. И потому, возраст в тридцать лет считался возрастом расцвета дарований и таланта. А отправной точкой начала публичного учения тридцатилетнего Иисуса из Назарета, считается Его крещение и признание божественной сущности в Иордане другим пророком - Иоанном Крестителем, на тот момент наиболее известном пророке из Иудеи!
      
      Только со времени начала "служения" после крещения у Иоанна Предтечи, были подтверждены учениками и людской молвой множество засвидетельствованных чудес, запомнившиеся фрагменты разговоров, проповедей и фактов биографии Иисуса Назарянина.
      Уже в апокрифе "Евангелие евреев" Святой Дух возвещает Иисусу Его "Вечное Царствие".
      А апогея известности, Иисус Назарянин ставший Христом, достиг в умах и памяти людской после своей кончины на кресте. Но перед смертью, Иисус уже имел толпы учеников и просто слушателей и потому, Его мечты о справедливой и праведной жизни распространяемые молвой, воспринимались как некие пророчества о недалёком будущем!
      
      В Иисусовой молитве говорится: "Хлеб наш насущный, дай нам сегодня". То есть верующие, получая наставления от Учителя надеялись, что уже при своей жизни получат новую, изобильную жизнь в царствии добра и справедливости, которое обещал им Иисус Мессия, уже при своём втором появлении на Земле...
      Но проходили годы, десятилетия, столетия, а второго пришествия Иисуса все не было и не было. Поэтому, в толковании Евангелий, акценты постепенно смещаются и главные моменты учения меняются местами.
      Вперёд выходят сказочные мотивы, мотивы внешней "сакрализации" Учителя и некоей временной неопределённости второго пришествия. А моральные наставления о жизни сейчас и сегодня, постепенно, под давлением неприглядной реальности отходили на второй план.
      
      И чем дальше в прошлое уходило время жизни и смерти Учителя, тем больше черты чуда, явленного человечеству Христом - Мессией, проявлялись в сознании Его последователей!
      Со временем, "Непорочное зачатие", становится центральной темой в Новом Завете, а крещение уже воспринимается, как некий необходимый ритуал легитимации того, что уже было в природе Иисуса, то есть его Божественной сущности и Божественного происхождения.
      Более того. начинают утверждать и подтверждать доводами, что Иисус из Назарета ставший Мессией, существовал предвечно и потому, в небесной иерархии равен Отцу-Создателю.
      
      Мне кажется, это смещение ударения на чудесную природу Иисуса в Евангелиях, обусловлено распространением учения Нового Завета среди простых, часто неграмотных людей. И богословы, понимая значение массовости распространения учения, стали в каком - то смысле угождать "массам" и перестраивать, переформатировать рассказы о жизни и смерти Иисуса из Назарета.
      В то же время, самый высокий интеллектуал среди Евангелистов - Иоанн Богослов - уже и не упоминает о крещении, а с самого начала говорит о Иисусе, как о изначальном Слове - Логосе, то есть ипостаси Бога.
      И ещё одна подробность становления Христианства в его догматических границах. В одном из первых описаний жизни и смерти Назарянина - "Евангелии евреев", Иисус Христос сотворен Богом, как и положено для рождённого человека, а не пребывал вечно. В современном богословии, такой взгляд считается ересью и утверждается, что он пребывал вечно, как ипостась Триединого Бога - Творца...
      
      Но основной вклад в догматическую биографию Иисуса Христа был произведён уже после легализации христианства в Римской империи, как имперской религии. Казённые богословы, по указке императоров стали приспосабливать учение, измученного несправедливостями жизни плебса, превращая в некий инструмент, позволяющий власть имущим легитимировать неравенство и несвободу, как некий вечный закон природы.
      А Всемирные соборы, постепенно превратили жизнь Мессии в нечто совершенно чудесное, не имеющее к жизни простых людей никакого отношения. Благодаря теории "симфонии веры и власти", Новый Завет Иисуса Христа превратили, в разрушающейся от внутренних противоречий Империи, в подпорку имперской государственности.
      
      "Предания старцев", стали основополагающими принципами христианского учения, которое в форме "симфонии власти и церкви" вошло в обиход, в основополагающую доктрину учения.
      Никто уже не вспоминал прямые указания Мессии, о невозможности совместного существования христианства и светской власти. Никто не помнил Его грустную констатацию: "Царствие Моё не от мира сего"...
      Тут однако, нельзя не упомянуть и о влиянии христианства на идеологию власти. Об этом, часто забывают яростные критики "Нового Завета" отрицая его роль в развитии западной цивилизации!
      Реальная жизнь, под воздействием идей Иисуса Христа менялась, но в свою очередь и христианство меняло свои принципы. Учение иисуса из Назарета постепенно трансформировали в инструмент властной политики и превратили в культ, используемый для поддержания власти богатых и власть имущих над теми "простецами и мытарями", которым явился Иисус из Назарета и для которых, через определённый срок стал великим Учителем...
      
      Со временем, светские власти, революционный призыв Иисуса Христа: "Не убий!", превратили в призыв: "Убей каждого, кто думает иначе!". Именем Христа, стали оправдывать как индивидуальные гонения и убийства, так и массовые уничтожения "еретиков"!
      С той поры, "предания старцев" подменили собой Заветы Мессии и на долгое время погрузили средневековый мир во власть псевдо-христианства.
      И только через полторы тысячи лет, несогласие с фальсификациями слов и дел Учителя, вылилось в религиозную Реформацию, положившую начала протестантизму, возвратившего "городу и миру" подлинное значение Писания и возродившего христианство на новом уровне.
      Именно этим обусловлены как экономические, так и социальные успехи протестантских стран как в Западной Европе так и в Америке, куда переселялись религиозные диссиденты из Англии и стран Старого Света...
      С победой "возрождённого" христианства, и началось подлинное, "очеловеченное" богословие и с той поры, все достижения "науки о Боге" связаны с изысканиями протестантских теологов...
      
      В этом смысле российское православное богословие, долгое время, было лишь интерпретацией, "переводом" на русский богословский язык сочинений святых отцов, датируемых в основном, четвёртым- шестым веком после рождения Христа.
      После отмены патриаршества и церковной реформы, осуществлённой Петром Первым, в Россию стали проникать сочинения, западноевропейских богословов, часто в переводах с разных европейских языков.
      Очень честно и жёстко, пишет об этом Российский богослов двадцатого века, Георгий Флоровский.
      В России, христианство уже давно стало служить Кесарю, но осталось инструментом объединения русских людей в сильную нацию и монархическое государство. Именно этим можно объяснить, что со временем, в России, подлинное благовестие подменили казённым догматизмом и создали некий синтез из Христовых Заветов и монархической идеологии, в которой царь стал "помазанником" божиим!
      
      Догматизм и отсутствие подлинного богословия, привело к развитию русского религиозного обскурантизма, замешанного на языческих нравах и традициях!
      Всё это безусловно сказалось не только на искажении теории личной свободы и самозабвенной жертвенной любви, но со временем привело к возвеличиванию религиозной догматики и преобладанию неверия над подлинной верой.
      Сознательное и целенаправленное удержание властью веры, в её "древних" формах, привело к появлению в верхних слоях российского общества своеобразного асоциального обскурантизма, а в народе выразилось в идеологии российского крестьянства, обосновывающего принципы общинной жизни. Такой "христианской" общиной и сильна была монархическая Россия.
      
      В предреволюционную пору, вдохновлённые борьбой за свободу мысли, дела и слова, в России появились мыслители и философы, связавшие себя с поисками утерянного христианства.
      Родоначальником нового направления в российском богословии стали славянофилы во главе с Алексеем Хомяковым, но самой известной фигурой стал его почитатель и критик Владимир Соловьёв.
      В период предшествующий Русской революции, проявили себя как сторонники нового богословия Бердяев, Булгаков, Мережковский, Шестов, Розанов...
      В эти мятущиеся времена, особняком стоял Лев Толстой, чья критика официального православия привела к его отлучению от церкви...
      
      Но осуществить православную Реформацию в России не удалось, из-за вспыхнувшей в начале девятнадцатого века Революции, после нескольких неудачных попыток, завершившаяся победой русской разновидности марксизма-ленинизма, полностью отрицающего религию как форму социальной эксплуатации и своеобразного духовного "опиума" для народа...
      Церковь сопротивлялась процессу секуляризации и отделения её от исполнения государственных функций и потому, подверглась гонениям и разрушениям.
      
      Отчасти, реформаторским движением, возникшим после русской революции, можно считать "новостильную" церковь. Однако, при отсутствии подлинного энергетического и интеллектуального человеческого потенциала, эта "новая" церковь, под давлением государства, вновь постепенно превратилась в служанку власти, а вскоре и вовсе перестала существовать...
      Во время построения Советского Союза и особенно в период Великой Отечественной Войны, русская церковь доказала своё значение, как патриотической силы и с 1943 года, началась её восстановление.
      В конце войны, Русская Православная Церковь пережила настоящий ренессанс - открывались и восстанавливались старые семинарии и духовные академии, увеличилось число храмов, как впрочем и число верующих стало сопоставимо с дореволюционными цифрами.
      Однако, уже во времена Хрущёва начались новые гонения на церковь и вновь верующие остались в меньшинстве...
      
      В восьмидесятые годы двадцатого века, наметилось новое церковное возрождение, связанное прежде всего с разложением властных партийных структур и разрушением веры в светлое коммунистическое будущее. Появились новые, сравнительно молодые, полные энергии православные деятели: Мень, Дудко, Аверинцев, а за рубежом, возглавил возрождающееся русское православие Владыка Антоний Сурожский.
      Оживление интереса к христианству, совпало с разрушением СССР и тем самым идеологии атеизма. После прихода к власти партийных диссидентов - Горбачёва, а потом и Ельцина, - обозначился новый расцвет православия по-русски.
      
      При Патриархе Алексии, Церковь, во многом была восстановлена в своих правах, как религиозных, так и в экономически-идеологических.
      С приходом на Патриаршество Кирилла, уже в двадцать первом веке, церковное строительство охватило не только Россию, но и ряд бывших советских республик, в том числе и православные приходы за рубежом, в первую очередь в Западной Европе и в Иерусалиме.
      Обозначились и новые веяния в богословии, от лица которых, в роли пропагандистов выступают сегодня дьякон Кураев и Митрополит Илларион. В качестве "оппозиции" официальному православию и новой формализации веры, выступает трезвый и скептически настроенный к "официозу" богослов и настоятель храма Петр Мещеринов. К сожалению, новых известных имён в русском богословии мало и это можно объяснить новой стагнацией богословской мысли...
      
      Нельзя не упомянуть и о возрождении разного рода сект и раскольничьих движений, которые всегда сопровождают годы перестройки и ломки старых порядков и установлений. Иеговисты, лютеране, католики, старообрядцы, и ещё множество мелких сект и движений осуществляют свою религиозную миссию в России, при полном равнодушии к их деятельности государства...
      
      Надо отметить, что в этот период религиозных брожений и шатаний, пополнился и стабилизировался российский Ислам. Количество "воцерквлённых" мусульман за эти годы в России увеличилось многократно и речь уже начинает идти о мусульманских анклавах на территории страны. Со временем, они могут заявить и о своих претензиях на создание независимых теократических государств на этих территориях. Кажется, что на Кавказе и в Татарии это возможно уже в ближайшие годы.
      "Свято место - пусто не бывает" - именно по такому принципу и строятся сегодня новые религиозные точки возрождения и российской власти, необходимо обратить на это пристальное внимание.
      
      К сожалению, сегодняшними властями не замечаются идеологический, а часто и политический контекст происходящего в религиозной сфере, а это может привести к совершенно непредсказуемым последствиям...
      
      Февраль 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков.
      
      
      
      
      
      
      
      Государство и идеология.
      
      
      Необходимость государственной идеологии в России.
      
      Вместо эпиграфа:
      
      "Идеология - слово, разум, учение) - совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).
      Идеология не наука, хотя она может включать научные знания. В отличие от науки идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия..." Из Википедии.
      
      ...Побывав в Японии, увидев там чистоту и порядок, вежливых и любезных людей, отсутствие чаевых, минимальное количество взяток, я задумался о значении государственной идеологии для современного государства.
      
      Ещё совсем недавно я сам писал, что в России можно и нужно построить некий христианский социализм. Но подумав, понял, что это большая стратегическая цель, а никак не тактика, которая поможет двигаться к цели, позволит выстроить это идеальное государство.
      
      Потом я вспомнил, что многие трезвые богословы утверждали - согласно Новому Завету невозможно построить государство, потому что Заветы Христа отрицают его существование. Вспомните: "Царствие Моё, не от мира сего!"
      А где же выход?! От христианской этики для православного народа отказаться невозможно, да и не нужно, но вот избавить себя от догматизма и исторических извращений этой этики, не только можно, но и нужно.
      
      Лев Николаевич Толстой, в своих богословских трудах советовал не обращать вниманий на "предания старцев", которые изувечили христианское учение до неузнаваемости пытаясь приспособить его и к рабовладению, и к феодализму, а теперь приспосабливают к капитализму.
      Но ценность Христовых Заветов в том, что они созданы, чтобы помочь простым людям выбраться из рабства духовного и экономического. Христианство, в определённом смысле очень классовое учение и в роли "гегемона" в нем выступают простые люди: рыбаки, крестьяне и даже рабы!
      
      И ещё, думая о необходимости "правильной" идеологии для России я вдруг начал понимать, что религиозные системы служат для переделывания, восхождения к божественным истинам отдельного человека, личности.
      А как же социум?! Что может объединить единой целью жизнь самоотверженного христианского аскета и простого обывателя, каковых подавляющее большинство, часто неверующих и живущих "как бог на душу положит", то есть беспорядочно и беспринципно, возводя такую жизнь в норму.
      Религиозные системы, в качестве идеологий, существовали какое-то время в средние века. Но, такая "теократия" закончилась кострами инквизиции в Европе и сжиганием староверов в срубах, в России.
      
      Христианство, возведённое в ранг государственной религии, существовало в статусе идеологии и в Византии, со времен императора Константина. Но, с самого начала, интересы государства стали входить в противоречие с заветами Христа. Когда эти противоречия достигли больших величин, Византия пала под ударами завоевателей - мусульман.
      В наше время, религии не претендуют на роль идеологии государства, а оставляет это для социальных учений. Для современного общества, с его разнообразным социальным и классовым составом, какая-то одна религия уже не может быть объединяющим началом.
      Но общечеловеческая этика выстроенная на религиозной основе, становится общим направлением развития человеческих характеров.
      Для целеполагания социума, существуют и существовали "светские идеологии" одной из которых является конфуцианство, служащее теоретической базой для построения сбалансированного человеческого общества. Такой идеологией сегодня пользуются как социалистический Китай, так и капиталистическая Япония.
      
      У Западной Европы и Америки, существует своя идеология выросшая из догматов протестантизма и эта идеология называется протестантской этикой.
      А у современной России принципиально отсутствует внятно изложенная идеология, потому что "младореформаторы" решили, что идеология - это плохо, что это признак тоталитарного государства!
      
      ...После революции, Россия руководствовалась социальной теорией Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но после контрреволюции девяностых годов, Россия осталась без идеологии и даже в конституцию включила утверждение, что ей идеология не нужна потому что...
      Внятно никто не пояснил и не поясняет, почему не нужна идеология, но на практике, Россия заимствовала, в основном у Америки, идеологию построения первоначального капитализма и последствия этого решения, обернулись построением олигархически - бандитского, чиновно - сословного государства, а страна и по сию пору живёт непонятно по какому набору целей и задач!
      Случись война или социальный кризис и люди, не будут знать и понимать за что они воюют или терпят невзгоды!
      
      Это чревато разрушением государства и страны, как таковой. Забвение парт номенклатурой социалистической идеологии стало причиной развала Советского Союза. Нечто подобное может случиться и с сегодняшней Россией!
      Сегодняшние богачи и их обслуга из рядов "креативного класса", в случае войны сразу переметнутся на сторону врага, потому что для них не существует понятия Родина, а слово патриот они считают ругательным.
      Не стесняясь, они называют себя космополитами и у многих из них уже не только деньги переведены на Запад, но и дети и родственники увезены туда же. А ещё в Библии написано: "Где сокровища ваши, там и сердце ваше!"
      
      Но именно они стали главными врагами идеологии для российского государства, потому что нынешнее положение их устраивает.
      Идеология, как отражение взглядов большинства, нужна прежде всего простым людям, народу, который именно с Россией связывает своё настоящее и будущее своих детей!
      Остаётся сделать вывод - России необходима своя идеология, возможно своеобразный синтез из монархии, социализма и "капитализма с человеческим лицом", включающая основы религиозных учений и даже принципы атеизма. Ведь, по сути дела, атеизм выступает просто против неподлинной веры и суеверий!
      
      Почему это необходимо? Да хотя бы потому, что любому обществу нужна идея, общие взгляды на жизнь и мир, ради которых можно и нужно жертвовать эгоистическими интересами ради процветания общего - общества единоплеменников и единомышленников.
      Вот тут нам на помощь могут прийти изыскания философов и социологов, с разного рода теориями построения светского и даже теократического или атеистического государства.
      В сознании русского народа - я не имею ввиду люмпенов из креативного класса - по сию пору сохраняются остатки идеологии "красного проекта", хотя чиновники в правительстве и даже президент Путин, это отрицают.
      Когда они наконец поймут, что без осознания объединяющей идеи государство долго существовать не может - тогда может быть будет провозглашена необходимость выработки или констатации российской государственной идеологии?!
      Что может представлять из себя идеология для российского общества, сегодня?!
      
      Вот как это решал государственник, мыслитель и чиновник из древнего Китая - Конфуций:
      "Основой жизни общества являются добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга".
      На этом основано стремление к совершенному, общественному порядку - "ли", достигаемому путем этики и благодаря развитию человека. В качестве примера для воспитания гражданина, он ввел понятие о благородном муже.
      Знанию, Конфуций придавал особое значение в развитии человека и общества.
      В обучении нужно:
      
      "1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы.2. Благодаря вопросам идти вглубь себя. 3. Познавая себя - познать Небо и Законы.4. Познавая Небо и Законы - познать других людей.5. Познавая других людей - создать общество как отражение Духовных благ..."
      
      Я уже говорил, что для России в качестве идеологии, вполне приемлемо учение Льва Толстого.
      По этому учению, на первом месте в жизни человека социального должен стоять труд! Искреннее и добросовестное служение людям, подразумевает прежде всего труд на благо общества. Труд облагораживает человека и воспринятый как молитва обращённая к Богу, уравнивает всех нас перед лицом "Всевышнего".
      Не важно кто вы, - уборщик или министр. Важно ваше отношение к своей работе. Если вы исполняете свою работу как молитву, то перед Богом, вы равны со всеми разделяющими любовь и почитание к труду.
      Через труд вы выполняете предназначенное вам жизненное задание и потому сознательный, добросовестный труд делает вас свободным!
      Ну а дальше, у Толстого шли, в качестве основы его учения Заветы Иисуса Христа своим ученикам. Думаю, что многие культурные люди, тем более люди верующие знают их. Но я, всё-таки дам короткие цитаты из Евангелий:
      
      Заповеди любви:
      
      ...В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос (согласно Евангелию от Марка) называет наибольшими две заповеди: о том, что Бог един и главное в жизни - любовь к Богу; о любви к ближнему как к самому себе.
      Духом этих двух заповедей пронизано всё мессианское учение Христа. Более кратко этот эпизод описывают евангелисты Матфей и Лука:
      
      "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет". От Марка 12:29-31
      "Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.
      Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
      на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". От Матфея 22:37-40
      Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. От Луки 22:37
      Заповеди блаженства
      •3 Блаженны - счастливы нищие духом - нуждающиеся в Духе (побирающиеся Духом)], ибо их есть Царство Небесное.
      •4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
      •5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
      •6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
      •7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
      •8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
      •9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
      •10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
      •11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
      •12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.(Мф 5, 3-12)
      
      Я сознательно сократил заповеди для христиан из Нагорной проповеди, напечатанные в полной версии статьи, потому что интересующиеся, всегда могут иметь их перед глазами, хотя бы время от времени читая Новый Завет Иисуса Христа...
      
      ...Толстой в своём учении, руководствовался прежде всего этими Христовыми Заветами - поэтому я и решил процитировать их.
      И этот нравственный катехизис, я предлагаю поместить на стенах в классах школы и университетов, в рабочих общежитиях и в красных уголках рабочих и заводских клубов, в госучреждениях и в отделах внутренних дел. Одним словом, воспитывать людей на этих принципах совместной жизни! Показывать и рассказывать всем о чем учил Иисус Христос, ставший родоначальником христианства - идеологии не только древнего, но и современной Европы и России в том числе.
      Но в отличии от Европы, в России многие даже не открывали Библию, в то время как большинство европейцев знают не только Новый Завет, и всю Библию. Например в Англии, церковь дружит со школой и школьники часто бывают в церкви. На популярной программе Би-Би-Си-3, в среду и воскресенье транслируются церковные службы!
      Идеология "светского христианства" Толстого, может работать не только в России, но в любой социальной системе, как конфуцианство работает в социалистическом Китае и в капиталистической Японии.
      Важно для любого члена российского общества придерживаться "христианской этики". А для этого, нужно познакомить большинство россиян с этими Заветами Христа.
      В школе например, можно ввести предмет "религиозная этика" и знакомить всех учеников с этими сокровищами общечеловеческой мудрости и правилами совместной жизни в различных сообществах.
      Можно, в курсе "социальной этики", ввести тему "христианская этика", а если есть необходимые условия, то можно рассматривать эту тему более широко, как вообще "религиозную этику".
      Естественно, соблюдение и понимание этой этики всеми - это некий недостижимый идеал. Но само стремление жить по "Заветам Христа", уже меняет ситуацию!
      Самое главное в следовании этим заветам, чтобы власть имущие и богатые русские понимали, что быть христианином это не только обязанность, но и привилегия, которая освящена лозунгом "Все мы под Богом ходим!" и всех нас ожидает одинаковый конец!
      
      И тут, невольно вспоминается вполне государственный лозунг: "Жизнь коротка и прожить её надо так, чтобы в конце пути не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы!"
      
      Октябрь 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 03/01/2020. 52k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка