Аннотация: Иисус христос говорил; "Божье Богу, а Кесарево - Кесарю. Но в реальной жизни церкви, как впрочем и в других религиях, всё часто было и есть совсем не так.
Эпиграф из Исайи:
"И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь..."
... Проблема отношений подлинной веры и светской власти, всегда во все времена волновала людей верующих. Сам Иисус Христос выступил кротким Революционером в надежде изменить лик мира сего "погрязшего во зле".
Но его духовная Революция была встречена в "штыки" власть имущими и книжниками-фарисеями, которые от лица Синедриона отправили Его на мучительное распятие...
К несчастью, в жизни так часто бывает - простые люди думают и хотят одного, а власти делают прямо противоположное.
Простые люди были потрясены откровениями и проповедями Иисуса из Назарета, но религиозные власти увидели в его призывах к любви и состраданию, опасность для себя и своих прислужников.
Интересно, что пути-дороги Иисуса Христа до последних дней Его земной жизни почти не пресекались с путями светской власти. Только в конце этого Служения, Он столкнулся с Пилатом, который не выразил готовности обвинять неизвестного ему пророка - сам Пилат, судя по Евангелиям, враждовал с первосвященниками и знатными фарисеями - членами израильского Синедриона.
Главными врагами Иисуса и Его учения, были власти "духовные" - книжники и фарисеи, кому проповеди Иисуса из Назарета были опасны, и угрожали не только их власти над верующими, но и их доходам и благосостоянию.
Обусловлено это было сотрудничеством иудейских равви с светской властью, идеологическим обслуживанием интересов вельмож и богатеев.
Часто, "духовная власть" была у этих богатеев и вельмож, воображавших себя не только "Кесарями", но и "представителями Бога".
Поэтому кроткий Иисус так негодовал и называл их "Фарисеи-лицемеры, змеиное отродье!".
Примечательно, что нечто подобное восстанию Иисуса против власти фарисеев в иудаизме, случилось со временем и с христианской церковью, когда Лютер и другие деятели Реформации выступили против официальной католической церкви. погрязшей в обрядоверии и коррупции, в сотрудничестве и обслуживании интересов светской власти.
Эти протестные настроения накапливались в обществе тысячелетие, ещё со времён императора Константина, сделавшего христианство государственной религией. Поэтому, средневековую Реформацию противостоявшую официальному католичеству и папизму, можно сравнить с Революцией Иисуса Христа против власти фарисеев и книжников,
Хочу заметить, что после признания христианства государственной религией, начались гонения уже христиан против христиан. И как правило, христиане, соглашающиеся с толкованием учения Христа власть имущими, преследовали всех с ними несогласных, то есть "еретиков". Шло становление Предания и потому, Писание часто использовали, как политический инструмент давления, толкуя его вкривь и вкось.
В определённом смысле Церковь и "церковное предание" подменили собой Писание. В этом случае, "Кесарево" часто становилось на место Божие, навязывая христианству "приспособленный" к политической и социальной конъюнктуре Новый Завет, перетолкованный новыми "книжниками-фарисеями", называвшими себя "богословами". Многие преступления против человечности, свободы и знания, обусловлены были диктатурой "человеческого, слишком человеческого", отражавшегося в этом "предании".
Однако, на мой взгляд, первой попыткой вернуться к подлинному учению Иисуса из Назарета, осуществил пророк Мохаммед, в шестом веке после рождения Иисуса Христа.
Хочу отметить, что ислам, до времён Фомы Аквинского, считался одной из христианских ересей. Но и сегодня никто не отрицает, что Ислам, как и Христианство и Иудаизм, являются авраамическими религиями, и происходят из одного корня...
Однако возвратимся к заявленной теме...
Иисус Христос много говорил о разнице между властью светской и властью духовной и призывал не смешивать их. Но главный Его лозунг: "Царствие Моё не от мира сего", был успешно забыт, не только светскими тиранами и властителями, но и церковным клиром, за многие столетия подчинения Церкви светским управителям.
Сегодня, забывают также и ответ Иисуса на провокацию фарисеев, по поводу уплаты налогов людьми верующими в Спасителя. Тогда, Он, показав "провокаторам" монету пояснил, что эта монета имеет две стороны, как и наша жизнь в мире.
"Кесарю - Кесарево, а Божье - Богу",- сказал Он, чем и разделил навсегда власти светские и власти духовные, которым надо подчиняться свободной от суетного мира душой...
Многие последователи Иисуса Христа, не всегда были верны Его указаниям по поводу отношений с властями светским. Например: Апостол Павел, в одном из своих посланий говорил: "...Вся власть от Бога...".
То есть власть, которая пытала и казнила Христа, оказывается тоже была от Бога и до прихода Иисуса Христа, и после его мучительного распятия. Апостол Павел тем самым противопоставил свою точку зрения, прямому указанию Иисуса Христа - "Царствие моё не от мира сего"!
Казалось бы, понять Апостола Павла можно. Ведь от его дипломатических способностей, в отношениях с Римскими властями, во многом зависело будущее христианства. Однако, оправдания эти вполне светского характера, и такой подход полностью отрицал сам Иисус Христос. Тут вспоминается эпизод из Евангелий, когда Пётр - лучший ученик Спасителя, уговаривал Иисуса не жертвовать собой и отвратить от Себя неминуемую гибель в страданиях.
Иисус тогда сказал незадачливому сострадателю Петру: "Отойди от меня сатана! Ты думаешь о человеческом, а не о Божьем".
В моём понимании, христианская вера противостоит власти светской и связанной с нею рабством, угнетением простых людей, устремлением вельмож и богатеев к удовлетворению своих телесных желаний и страстей.
Но это было и в правоверном иудаизме...
С другой стороны, чем поразил и захватил души простых людей Иисус Христос, начав проповедовать Новый Завет? Чем удивляет и поражает нас и по сию пору Его Нагорная проповедь?
Прежде всего тем, что Он призывал к любви, свободе и справедливости. И сегодня, поклоняясь Иисусу Христу и Святой Троице, мы прежде всего видим в Нём и в Них символы добра, правды и справедливости, которые, как и две тысячи лет назад, редко присутствуют в нашей человеческой жизни.
Но ведь Иисус говорил и утешал страждущих и мучающихся, на все времена: "Придите ко мне все страждущие и алчущие и я успокою и утешу вас. Ибо бремя моё легко..."
Официальная же церковь, со времен признания христианства, часто становилась прислужницей государства и властителей, способствовала гонениям и смертям христианских пророков, призывавших верующих, без различия статуса и состояний, жить по заветам Иисуса Христа.
Вспомните судьбу Иоанна Златоуста. Его призывы жить по правде и справедливости, обличения императорской семьи и византийских вельмож, навлекли гнев этих фарисеев и потому, его уморили в изгнании. И во все времена, так поступали не только с иудейскими пророками, но и с христианскими подвижниками...
... Что касается истории христианства в России, то и здесь, на всём пути его развития, "Кесарево" не только боролось с Божьим, но и всегда оказывалось победителем в этой борьбе. Российская власть во все времена поддерживала "иерархов-государственников" и потому, непокорных могли пытать, сжигать и ссылать в монастырские тюрьмы.
Вспомните судьбы заволжских старцев и Нила Сорского - их духовного руководителя. Они тоже старались быть подлинными последователями Христа, отрицали богатство и знатность, но были повержены сторонниками Иосифа Полоцкого, который с помощью царей уничтожил своих противников, а церковь и монастыри не только разбогатели, но стали идеологической "подпоркой" монархии...
Так церковь приспосабливалась к власти Кесаря и, в конце концов, стала "помощницей" власти, и угнетения.
Иисус Христос негодовал на власти, которые узаконили рабство, а служители церкви в России, называя себя его последователями и опираясь на утверждение Апостола Павла: "Вся власть от Бога", изощряясь в словоблудии это рабство покрывали.
Ведь "православные" монастыри в России, какое-то время даже владели не только землями, но и крепостными крестьянами, жившими на этих землях!
Сегодня, когда Церковь может и должна помогать людям становиться свободными духовно, любящими и сострадающими не только Богу но и себе подобным, нельзя забывать главный принцип Нового Завета, завещанный своим сторонниками Иисусом Христом: "Царствие моё не от мира сего!"
Не может быть ничего общего между проповедью христианства и светской властью и никакие теории "симфонии светской и церковной власти" не могут этого оправдать. И особенно, нет ничего общего между властью церковной и властью, которая представляет интересы богатого и "знатного" меньшинства.
Во все времена, христианство было или старалось быть убежищем страдающего униженного властью человека. Во все времена, телом человека, его материальной жизнью распоряжалось государство, в лице своих властей, а душа спасалась верой в идеальные принципы любви, свободы, равенства и справедливости.
Любое смешение Кесарева и Божьего - это противостояние заветам Иисуса Христа!
Сегодня, как никогда важно это понимать, потому что фарисеи и демагоги укрепились в нашей жизни, а их лицемерные аргументы о "симфонии властей", стараются обмануть простодушных христиан.
Не верьте тем, кто пытается завлечь вас на пути неправедные, обещая процветание и мир, в котором Церковь объединится с светской властью. Эта дорога приведёт не к Храму, а в обратную сторону, что уже и было продемонстрировано не один раз в истории христианства, за две тысячи лет прошедшие после рождения Иисуса Христа.
И всем подлинно верующим, "нищим духом", надо знать, что Спаситель с ними и за них принял смертную муку на кресте.
Поэтому надо следовать Новому Завету Иисуса Христа не думая о фальшивых "благах" мира сего, надеясь, прежде всего на жизнь вечную, не следуя предписаниям "псевдо-предания", подстраивающегося под сиюминутные идеологические выгоды и встраивающегося в светскую власть, при этом "цитируя" Писание.
Надобно мужественно брать на себя "крест" невзгод и даже страданий, и следовать за Христом в жизнь вечную, ибо в этом и есть цель и смысл подлинного христианства...
Начало февраля 2011 года. Лондон. Статья из интернет журнала "Что есть истина?"