Аннотация: Одна из больших текущих проблем России, заключена в желании олигархов построить первоначальный капитализм, от которого давно ушли даже США.
Капитализм в России.
"Капитализм в его современном виде уже не соответствует миру вокруг нас. Мы не смогли извлечь уроки из финансового кризиса 2009 года. Срочно необходима глобальная трансформация, и она должна начаться с восстановления чувства социальной ответственности по всему миру"
Клаус Шваб - основатель и председатель форума в Давосе.
... Плоская идеология потребительства и примитивного накопительства овладела умами и душами россиян! Никогда, пожалуй, не было такого падения религиозных и нравственных авторитетов, как в нынешнем обществе. Страшная картина душевного опустошения возникает перед нами, стоит нам всмотреться в происходящее в России. Во многом это объясняется утратой понятий и понимания добра и справедливости, в обыденной жизни современного россиянина.
Олигархический капитализм, придя на русскую землю, изувечил общественное сознание в тот самый момент, когда и в Европе и в Америке начинают осознавать бесперспективность и опасность для всего мира современной капиталистической системы.
У меня складывается впечатление, что русские люди заблудились в поисках светлого будущего и в то время, как остальная часть человечества движется или старается найти пути в сторону социализации общественной жизни, россияне идут в противоположном направлении, возвращаясь во времена свирепые и полуфеодальные...
Самое страшное в этих социальных метаморфозах заключается в том, что бывшая носительница христианских идеалов равенства свободы и братства, - российская интеллигенция - превратилась в "образованщину", пропагандиста инстинктивной жизни и личного, эгоистического преуспеяния. Уже несколько поколений идеологическая обслуга олигархов внушает нам, что человек зверь, что "человек человеку - волк". И надо отметить, что это промывание доверчивых мозгов работает и уже сработало...
...Справедливости ради надо заметить, что общее настроение постепенно меняется и люди всё больше начинают задумываться о будущем России, связывая её возрождение со сменой социальной модели правящей в стране.
Конечно, прямо об этом не говорят, а большинство возможно и не думает, но в российскую жизнь медленно возвращаются вера и сострадание, порядок и благоустройство. Во многих городах появились на улицах и во дворах цветы, что становится заметным, когда приезжаешь в Россию раз в один или два года...
Однако, пока власть пытается строить "первоначальный" капитализм, трудно рассчитывать на то, что эти перемены станут традицией. В России воспитана целая "плеяда" деятелей, "которым людей не жалко". К их числу относятся и многие из тех "сытых" буржуа, которые выходят на митинги, в надежде напугать власти и добиться для себя и для "своих", новые привилегии и преференции...
К их числу относится и Кудрин - бывший министр. Его заявления и итоги работы таковы, что ему важнее жизнь и процветание своего министерства, а люди, особенно простые, становятся тем материалом, из которого это благополучие и строится. Это, кстати, касается и внешней политики и суверенитета России.
Так называемый прагматизм в геополитике, рано или поздно приведёт к войне - так уже было и не один раз. Вспомните позицию Англии и Франции перед Второй мировой войной. Тогда правительства этих стран верили, что Гитлера можно остановить уступками. Закончилась эта стратегия уступок оккупацией Франции и разгромом английского экспедиционного корпуса.
Правда уже после, эти соглашатели всё-таки подтолкнули гитлеровский вермахт "на Восток". Закончилось всё это страшной бойней, в которой Советский Союз потерял около двадцати пяти миллионов человек...
Думаю, что даже политикам очевидно - без людей, граждан, государство становится просто умозрительной конструкцией. Однако, для этих деятелей важны и значимы только их родственники, близкие и члены социальной прослойки, соратники по политическим и экономическим взглядам, которых они считают народом. Остальное подавляющее большинство для них не существуют.
За двадцать лет эпохи потребительства, реакционная пропаганда так зачистила мозги новых поколений обывателей, что сегодня главной ценностью в жизни являются деньги и производное от них: власть, комфорт, элитность...
Мне невольно вспоминается очерк журналиста Александра Минкина "Молодые людоеды". Герои очерка - молодые и "продвинутые" экономисты - спокойно говорят о том, что "ненужные" люди должны умереть, а лучше, "без шума и пыли" исчезнуть из общества, которое эти "продвинутые" - будущее "креативного класса" - называют современным быдлом.
Почему эти дети шестидесятых, то есть рождённые в те годы, стали "людоедами" и ненавидят свой народ?
Да потому, что для них выражение "простые люди" - это абстракция, без которой они хотят, могут и должны обходится. К этим "продвинутым" я отношу команду советников и экспертов президента Медведева и всю ораву "правозащитников", засевших в комитете по правам человека во главе с её председателем Федотовым.
Их навязчивая десталинизация, это прежде всего попытка уничтожить любое упоминание о народе. Сами они - порождение того периода в истории России - когда партийная номенклатура вдруг поняла, что им мало власти и мало денег. Вот тогда появились оправдательные теории эгоизма и шкурничества, которые почему-то назывались западничеством.
Сегодня, правительство России, во многом разделяет эти взгляды и "равняется" на такой людоедский "креативный класс". Многие, в том числе и правительство сегодняшней России, не понимают христианского принципа, по которому настоящее продвижение в будущее измеряется не количеством миллиардеров, идущих в голове "прогресса", а по последним в этом походе в будущее, по отсутствию на улицах нищих и бездомных, умирающих от наркотиков и тех, кого зачисляют в миллионные отряды бедняков и неудачников!
... Их непонимание процессов, происходивших и происходящих на Западе, благодаря которым и достигнуто это относительное преуспеяние, показывает их дремучий эгоизм и провинциальное невежество, обусловленное элементарной глупостью, в основе которой лежит "эгоизм человеческой плоти".
Во многом, такие прогрессивно-людоедские взгляды - это продукт столетия властвования в идейном поле примитивного атеизма, благодаря которому сформировался взгляд на существование человека, как на существование животного в сообществе животных.
В своём цинизме они дошли до противоестественно примитивных взглядов не только на человека, но и на его историю, как некую борьбу индивидуумов на биологическом уровне. При этом они совсем могут не знать о существовании социал-дарвинизма, но живут и размышляют согласно этой человеконенавистнической теории...
К несчастью, в переходный период социальной истории России, такие люди пробились во власть, а их сторонники в СМИ старательно тиражируют их взгляды. Что касается персоналий из этого сообщества, то Кудрин, его теории и его заигрывание с лозунгами "болотной" тусовки - наглядный пример "сотрудничества" таких людей.
В определённом смысле, эта прослойка "хищников" находит в Кудрине одного из своих лидеров и этим можно объяснить мелькание этого бывшего "финансиста" в либеральных и "болотных" СМИ. Они хотят возврата и узаконения сословно-феодальных отношений, когда некоторое количество "избранных" едет, а остальные везут эту "элиту".
Интересно, что такое откровенное пренебрежение христианскими и вообще, религиозными идеалами,- общемировое явление, но только российские и арабские нувориши доводят это до злого абсурда.
Они, "наработав" миллиарды в своих в странах, переезжают или убегают прячась от закона в Англию, Америку, или другие страны Запада, где живут, как богатые туристы.
Настоящими западниками они стать не могут и не хотят, в силу своей алчности и отсутствия внутренней культуры. В Англии например, считается зазорным демонстрировать своё богатство и хорошее образование, потому что это является проявлением провинциальной буржуазности.
Зато обслуживать и укрывать от закона богачей со всего мира не считается здесь предосудительным. Множество разбогатевших жуликов, мошенников и даже бандитов, находят убежище в Англии, которая тем самым становится "базой" для людей с пиратскими наклонностями.
Многим жителям этой страны подобное отношение к христианским принципам не нравится, и я уверен, что рано или поздно такое покровительство бандитам и перебежчикам сыграет злую шутку с британцами.
Ведь любое потворствование нарушителям закона, будь это преступления в вашей или чужой стране, похоже на соблазнение такими примерами "малых мира сего". А ведь ещё с библейских времён известно, что уготовано такого рода хитрецам - "мельничный жернов", а может быть что-то и пострашнее!
Эпилог:
"Будьте же храбрыми! Храбрость - высшая добродетель. Дерзайте говорить правду, всю целиком, во всех случаях, всем без различия, без двусмысленности, без страха, без компромисса!..
И не заботьтесь о богатых, о великих! Вам нечего делать с богатыми. Услуживать им, заискивать перед ними - это поведение публичной женщины. Ваш долг - быть с бедными. Любите их, служите им радостно. Жертвуйте собой! Если вы будете искать своего спасения, вы пойдёте в ад. Нужно искать спасения других".
Свами Вивекананда. Из бесед с учениками...
Начало февраля 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков.
И снова о необходимость государственной идеологии в России.
Вместо эпиграфа:
"Идеология - слово, разум, учение) - совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).
Идеология не наука, хотя она может включать научные знания. В отличие от науки идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия..."
...Побывав в Японии, увидев там чистоту и порядок, вежливых и любезных людей, отсутствие чаевых, минимальное количество взяток, я задумался о значении государственной идеологии, для современного государства.
Ещё совсем недавно, я сам писал, что в России, можно и нужно построить некий христианский социализм. Но подумав понял, что это большая, стратегическая цель, а никак не тактика, которая поможет двигаться к цели, позволит выстроить это идеальное государство.
Потом, я вспомнил, что многие трезвые богословы, утверждали, что согласно Новому Завету невозможно построить государство, потому что Заветы Христа отрицают его существование.
Вспомните: "Царствие Моё, не от мира сего!"
А где же выход?! От христианской этики, для православного народа отказаться невозможно, да и не нужно. Но вот избавить себя от догматизма и исторических извращений этой этики не только можно, но и нужно.
Лев Николаевич Толстой, в своих богословских трудах, советовал не обращать вниманий на "предания старцев", которые изувечили христианское учение до неузнаваемости пытаясь приспособить его и к рабовладению, и к феодализму, а теперь приспосабливают к капитализму.
Но ценность Христовых Заветов в том, что они созданы чтобы помочь простым людям выбраться из рабства духовного и экономического. Христианство, в определённом смысле очень классовое учение, и в роли "гегемона" в нем выступают простые люди: рыбаки, крестьяне и даже рабы!
И ещё, думая о необходимости "правильной" идеологии для России, я начал понимать, что религиозные системы служат для переделывания, восхождению к божественным истинам отдельного человека, личности. А как же социум?! Что может объединить единой целью жизнь самоотверженного христианского аскета и простого обывателя, каковых подавляющее большинство, часто неверующих и живущих "как бог на душу положит", то есть беспорядочно и беспринципно, возводя такую жизнь в норму.
Религиозные системы, в качестве идеологий, существовали какое-то время в средние века. Но, такая "теократия" закончилась кострами инквизиции в Европе и сжиганием староверов в срубах, в России.
Христианство, возведённое в ранг государственной религии, существовало в статусе идеологии и в Византии, ещё со времен императора Константина. Но, с самого начала, интересы государства стали входить в противоречие с заветами Христа и когда эти противоречия достигли больших величин, Византия пала под ударами завоевателей - мусульман.
В наше время, религии не претендуют на роль идеологии государства, а оставляет это для социальных учений. Для современного общества, с его разнообразным социальным и классовым составом, какая-то одна религия уже не может быть объединяющим началом.
Но общечеловеческая этика, выстроенная на религиозной основе, становится общим направлением развития человеческих характеров.
Для целеполагания социума, существуют и существовали "светские идеологии", одной из которых является конфуцианство, служащее теоретической базой для построения сбалансированного человеческого общества. Такой идеологией сегодня пользуются как социалистический Китай, так и капиталистическая Япония.
У Западной Европы и Америки, существует своя идеология, выросшая из догматов протестантизма и эта идеология называется протестантской этикой.
А у современной России принципиально отсутствует внятно изложенная идеология, потому что "младореформаторы" решили, что идеология - это плохо, - это признак тоталитарного государства!
...После революции, Россия руководствовалась социальной теорией Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но после контрреволюции девяностых годов, Россия осталась без идеологии и даже в конституцию включила утверждение что ей идеология не нужна, потому что.......
Внятно, никто не пояснил и не поясняет почему не нужна идеология, но на практике, Россия заимствовала, в основном у Америки, идеологию построения первоначального капитализма.
Последствия этого решения, обернулись построением олигархически - бандитского, чиновно- сословного государства и по сию пору, страна живёт непонятно по какому набору целей и задач! Случись война или социальный кризис и люди не будут знать и понимать за что они воюют или терпят невзгоды!
А это чревато уже разрушением государства и страны, как таковой. Забвение парт номенклатурой социалистической идеологии, стало причиной развала Советского Союза. Нечто подобное может случиться и с сегодняшней Россией!
Сегодняшние богачи и их обслуга из рядов "креативного класса", в случае войны сразу переметнутся на сторону врага, потому что для них не существует понятия Родина, а слово патриот они считают ругательным. Они, не стесняясь называют себя космополитами и у многих из них уже не только деньги переведены на Запад, но и дети и родственники увезены туда же. А ещё в Библии написано: "Где сокровища ваши, там и сердце ваше!"
Именно они, стали главными врагами идеологии для российского государства, потому что нынешнее положение их устраивает. Идеология - как отражение взглядов большинства - нужна прежде всего простым людям, народу, который именно с Россией связывает своё настоящее и будущее своих детей!
Остаётся сделать вывод - России необходима своя идеология, возможно, своеобразный синтез из монархии, социализма и "капитализма с человеческим лицом", включающая основы религиозных учений и даже принципы атеизма. Ведь, по сути дела, атеизм выступает просто против неподлинной веры и суеверий!
Почему это необходимо. Да хотя бы потому, что любому обществу нужна идея, общие взгляды на жизнь и мир, ради которых можно и нужно жертвовать эгоистическими интересами ради процветания общего, - общества единоплеменников и единомышленников.
Вот тут нам на помощь могут прийти изыскания философов и социологов, с разного рода теориями построения светского и даже теократического или атеистического государства.
В сознании русского народа, я не имею ввиду люмпенов из креативного класса, по сию пору сохраняются остатки идеологии "красного проекта", хотя чиновники в правительстве и даже президент Путин, это отрицают. Когда же они наконец поймут, что без осознания объединяющей идеи, государство долго существовать не может и тогда, может быть будет провозглашена необходимость выработки или констатации российской государственной идеологии!
Что может представлять из себя идеология для российского общества, сегодня?! Вот как это решал государственник, мыслитель и чиновник из древнего Китая, Конфуций:
"Основой жизни общества являются добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга. На этом основано стремление к совершенному, общественному порядку, "ли", достигаемому путем этики и благодаря развитию человека..."
В качестве примера для воспитания гражданина, он ввел понятие о благородном муже, а знанию, Конфуций придавал особое значение в развитии человека и общества:
В обучении нужно: 1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы. 2. Благодаря вопросам идти вглубь себя. 3. Познавая себя - познать Небо и Законы. 4. Познавая Небо и Законы - познать других людей. 5. Познавая других людей - создать общество как отражение Духовных благ..."
Я уже говорил, что для России в качестве идеологии, вполне приемлемо учение Льва Толстого.
По этому учению, на первом месте в жизни человека социального должен стоять труд!
Искреннее и добросовестное служение людям, подразумевает прежде всего труд на благо общества. Труд облагораживает человека и воспринятый как молитва обращённая к Богу, уравнивает всех нас перед лицом "Всевышнего".
Не важно кто вы, - уборщик или министр. Важно ваше отношение к своей работе. Если вы исполняете свою работу как молитву, то перед Богом, вы равны со всеми разделяющими любовь и почитание к труду. Через труд вы выполняете предназначенное вам жизненное задание и потому сознательный, добросовестный труд делает вас свободным!
Ну а дальше, у Толстого, шли, в качестве основы его учения, Заветы Иисуса Христа своим ученикам. Думаю, что многие культурные люди, тем более люди верующие знают их. Но я, всё-таки дам короткие цитаты из Евангелий:
Заповеди любви
В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос (согласно Евангелию от Марка) называет наибольшими две заповеди: о том, что Бог един и любви к Богу; и о любви к ближнему как к самому себе. Духом этих двух заповедей пронизано всё мессианское учение Христа. Более кратко этот эпизод описывают евангелисты Матфей и Лука.
Иисус отвечал ему:
"Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет. От Марка 12:29-31
Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.
Сия есть первая и наибольшая заповедь.
Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.От Матфея 22:37-40
Он <Иисус> сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя..." От Луки 22:37.
Я опускаю длинное цитирование, которое каждый может увидеть открыв "Новый завет"!
...Толстой в своём учении, руководствовался прежде всего этими Христовыми Заветами. Поэтому я и решил процитировать их, взяв материал из интернета.
И этот нравственный катехизис, я предлагаю поместить на стенах в классах школы и университетов, в рабочих общежитиях и в красных уголках рабочих и заводских клубов, в госучереждениях и в отделах внутренних дел. Одним словом, воспитывать людей на этих принципах совместной жизни!
И эта идеология "светского христианства" Толстого, может работать в любой социальной системе, как конфуцианство работает в социалистическом Китае и в капиталистической Японии.
Важно для любого члена российского общества придерживаться "христианской этики". А для этого, нужно познакомить большинство россиян с этими Заветами. В школе, например, можно ввести предмет "религиозная этика" и знакомить всех учеников с этими сокровищами общечеловеческой мудрости и правилами совместной жизни в различных сообществах.
Можно в курсе "социальной этики", ввести тему "христианская этика", а если есть необходимые условия, то можно рассматривать эту тему более широко, как вообще "религиозную этику".
Естественно, соблюдение и понимание этой этики, всеми - это некий недостижимый идеал. Но само стремление жить по "Заветам Христа", уже меняет ситуацию!
Самое главное в следовании этим заветам, чтобы власть имущие и богатые русские понимали, что быть христианином это не только обязанность, но и привилегия, которая освящена лозунгом "Все мы под Богом ходим!" и всех нас ожидает одинаковый конец!
И тут, невольно вспоминается вполне государственный лозунг: "Жизнь коротка и прожить её надо так, чтобы в конце пути не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы!"
Октябрь 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Опасные эксперименты.
...Последнее время в России стало заметно желание нынешних "элит" укрепиться в меняющемся мире и законсервировать социальную систему управления обществом под названием "олигархический" капитализм.
Идеологическая прислуга сегодняшней власти пытается уверить всех и каждого, что это общественное устройство единственно возможное в нашей стране.
Я бы назвал подобное утверждение "идеологией обратного хода". Например, милицию, переименовывают в полицию, дороги хотят сделать платными, землю, общее народное достояние, продают в руки финансовых спекулянтов и бандитов. Станица Кущевская служит страшным примером последствий такой "приватизации" земли и последствий такой идеологии...
Всё это делается вопреки общемировому движению в сторону все большей социализации жизни в наиболее социально и экономически развитых странах. Не видеть этого могут только люди, не понимающие причин успехов и благополучия стран развитых, не только в экономическом, но прежде всего, в социальном плане. Ведь во многих западных странах, по сути, уже построен модернизированный "социализм".
Однако сегодня, большинство российских псевдореформаторов понятия не имеют о процессах, происходивших и происходящих в этих странах и знают "Запад", только по статьям теоретиков уже давно минувшей эпохи.
Самое страшное для России, что к власти приходят всё больше горе-политиков похожих на тех, кто по глупости или по неумению и безответственности развалили Советский Союз.
Это становится заметным во времена празднования "юбилеев" двух главных разрушителей Союза, двух бывших президентов - Горбачёва и Ельцина.
Эти два шута - один мрачный, другой легкомысленный - хотя в жизни и стали врагами, но оба вышли из комсомола - этой школы лицемерия и лживости - и оба поучаствовали в разрушении Советского Союза, и в предательстве мечтаний и чаяний советского народа.
Их преемники в России награждают этих неудачливых политиков лестными эпитетами и орденами, символизирующими далёкое прошлое России, и ставят им памятники. Однако народ глухо ропщет на эти знаки внимания разрушителям и предателям, беспокоясь о том, что "последователи" вполне могут совершить новое предательство - теперь уже народа российского.
А ситуация в стране всё больше напоминает "горбачёвскую перестройку"!
...Вновь по всей стране звучит либеральная болтовня и вновь молодые властные честолюбцы и их "идеологическая свита" надеются на безнаказанность своей политической безграмотности, некомпетентности и безответственности. Особенно стараются прислуживающие первым лицам государства "либеральные" эксперты, неумело копирующие западные образцы, а в силу своей лакейской сущности, понятия не имеющих о подлинной свободе и правах человека в Европе, базирующихся на самодисциплине и трудовой этике.
Эти "либеральные личности", кружки и партии, в силу их вредоносного влияния и разрушения здорового ядра нации и российского государства, напоминают раковые клетки сосуществующие в организме с подавляющим большинством клеток здоровых, в какой-то момент, заражающие этот организм смертельной болезнью.
В данном случае, русский национализм, как защитная реакция, пытается противостоять процессам самоуничтожения российского народа и российского государства.
Но в России, это часто выливается в откровенный нацизм, с вполне первобытным лозунгом - "Россия для русских".
С другой стороны, тирания англо-саксонской "расы" и ассимиляция ею российской культуры, показывает нам нежизнеспособность общества, ориентирующегося на инородные ценности.
А вымирание России - наглядное подтверждение факта потери, надеюсь на время, цивилизационного предназначения Русской культуры...
Живя на Западе, в Англии, я вижу любовь и уважение многих простых европейцев, и англичан в том числе, не только к культуре русской, которая в некоторых областях литературы и искусства приобрела общемировое значение, но и к русским, как носителям феноменального русского языка и его замечательной и "умной" литературы, прославленной на весь мир Пушкиным, Достоевским, Толстым, Пастернаком, Бродским...
Как же печально видеть пренебрежительное отношение буржуазной псевдоэлиты в самой России к этому золотому наследию российского исторического развития. Наряду с культом бессмысленного "западничества" просматривается очевидное неумение и нежелание пропагандировать российскую, русскую культуру сегодняшними чиновниками всех уровней и всех "департаментов", начиная от министерства образования и кончая отделами культуры в российских посольствах.
Главное в их действиях, это преступное нежелание работать и нести ответственность за постепенное превращение образа России в образ мирового "изгоя" - врага западной цивилизации. Это, в большинстве случаев не делается по злому умыслу, а скорее из-за непонимания трудных задач, стоящих не только перед российским обществом, но прежде всего перед правительством и разного ранга чиновниками-управленцами.
Похоже, в России никто не понимает, что, как сказал, Хантингтон в статье "Столкновение цивилизаций", "бархатный занавес" культуры сменил "железный занавес" идеологии в качестве главной демаркационной линии в Европе...
Теперь, вместо распространения, а точнее вместе с распространением идеологических мифов о преимуществах западной "демократии", Запад усиленно занимается информационным внедрением своего образа жизни во всех остальных странах мира.
Информационный "прорыв" - средства глобализации, задействованы им с небывалой силой и настойчивостью. Как никогда ранее, мы видим вокруг себя господство, "тиранию" средств массовой информации, которые формируют мировой культурный код, по указке богатых и сильных.
Сегодня "война культур" начинает подменять традиционные войны и всё очевидней становится лозунг: "Кто владеет информационным полем, тот владеет миром".
Последние события в арабском мире высвечивают это во всей циничной простоте. Достаточно назвать любые антиправительственные выступления "революций", как всё западное "общество" автоматически становится на сторону её участников.
Военные психологи Запада изобрели новый "мирный" вид оружия, который может захватить для них любую страну, сопротивляющуюся "культурной экспансии" западной культуры в этих странах и регионах! А таких остаётся всё меньше и меньше.
К сожалению, Россия уже наполовину "захвачена" западной, а точнее "псевдозападной" культурой. И уже появились на свет несколько поколений российских образованцев - "западников" - этот результат массового манипулирования общественным сознанием с помощью СМИ - электронных и печатных...
Мне вспоминается одна встреча из девяностых годов прошлого столетия. Уже тогда, в России были фанаты "американизма" и массовой западной культуры.
Один из переводчиков на "Играх Доброй Воли", в которых участвовали и американские атлеты, помнится, стал убеждать меня, в какой-то момент организационной дискуссии, что я не прав, потому что я русский, и что американцы всегда правы, потому что они американцы...
С той поры прошло много времени, и таких поклонников мирового американизма в России стало великое множество.
Десятилетиями длящаяся антисоветская, прозападная пропаганда в Советском Союзе, с лёгкой руки, недалекого Хрущёва, привела к внутренней русофобии, которой больны сегодня многочисленные российские "образованцы", воспитанные на анти-сталинизме и презрении к драматической истории своей страны...
Март 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Образование в России
...Послушал лекцию Теодора Шанина, профессора, президента Московской высшей школы социальных и экономических наук, на "Полит ру". Приятно слышать здравые мысли от человека науки и вместе практика.
Шанин, уже пожилой человек и учёный со стажем, многое знает о системах образования. Побывав в Англии, он узнал о том, что английская высшая школа готовит "способных" людей, для работы после университета, независимо от профиля факультета, в университете.
Действительно, многие выпускники - гуманитарии идут работать в банки, рекламные конторы и так далее. Главное, чтобы они умели мыслить самостоятельно!
Я тоже думаю, что важно научить человека думать, а значит и учиться, а система тюторов в английских университетах этому помогает. Английское общество, находится в постоянных поисках "способных" людей, потому что они помогают обществу двигаться вперёд!
Но, прослушав лекцию до конца, я стал думать, что Шанин, пропускает главный вопрос бытия человека: "Зачем надо учить человека думать?!"
Живя в Англии долгое время, я вдруг начал понимать очевидную вещь - религиозные принципы здесь, со временем перетекли, растворились в народной культуре. Сказывается это и в образовании.
Все религиозные большие праздники, здесь отмечают многие, в том числе агностики и даже атеисты. Ведь атеизм - если разобраться - это протест против "неправильной религии", против предрассудков и суеверий.
И вот в такие праздники, английские церкви, которые по-прежнему стоят на каждом углу полны, и все с воодушевлением поют красивые гимны, которые наполнены христианскими смыслами и заветами.
Поэтому, как мне кажется, здесь, в Англии, как впрочем и в Европе вообще, жизнь становится лучше год от года, хотя проявлений антихристианства хватает и здесь!
Высшее образование тоже находится под сильным влиянием идей Христа и во многом потому, тут и работает тюторская система.
Такое образование формирует структуру социума и в определённом смысле способствуют и социальному лифту, то есть уходит от сословности и феодальных клановых отношений.
Как раз в России, просматривается обратное направление и "тюторство", если его не наполнить религиозными принципами, станет работать в сторону восстановления сословных, феодальных отношений. Странно, что Шанин этого не замечает?!
Вспоминается очерк известного журналиста, "Молодые людоеды". В нем, рассказывается о том, как успешные студенты московского вуза, не против, в стране Россия, любыми средствами сократит человеческий "балласт". Возможно, что этих молодых людоедов, учили по тюторской системе!
...Шанин говорит, что главная цель тютора не говорить, а слушать студентов, а когда надо, тактично поправлять их. И я с этим согласен. Однако Шанин умолчал об очень большой проблеме английской высшей школы, тем более сегодняшней русской. (В том числе и школы, в которой Шанин президент). Она платная и немногие могут себе позволить там учиться.
Вновь избранный лидер лейбористов Корбин, выступает за восстановление бесплатного образования, и его, за такие призывы начинают травить как консерваторы, так и многие лейбористы. Но ведь ещё недавно, английское университетское образование было бесплатным!
Одним словом и в Англии, не такая безоблачная и благостная атмосфера, как может показаться! Деление на богатых и бедных граждан, быстро идёт и в Англии.
Я с трудом представляю, что ученики из государственных школ валом валят в университеты. Или допустим, жители Брикстона, - район в Лондоне где живут цветные бедняки, - делегируют в Оксбридж, такое же количество студентов, как Хайгейт или Челси, то есть богатые районы Лондона!
Об этом, Шанин умолчал: или специально, или неумышленно. И вопросов об этом ему после лекции не задавали. А для России, этот вопрос очень актуален потому что кое-кто из "образованцев", а это часто неглупые люди и специалисты, хотят построить, на развалинах государства социалистического "новое", сословное.
Хочу отметить, что ведущий на этой лекции постоянно показывал, что он знаком с английским языком и повторял: "О, кей! О, кей!
Меня, такой примитивный, простодушный провинциализм немного настораживает. За этим видится некое идолопоклонство и неуважение к русскому языку, к своей, российско-советской образовательной традиции! (Но это детали).
...Немецкая образовательная система в России, построенная на дисциплине, учила и учит говорить преподавателей, а студенты должны "слушать готовое".
И это, конечно наложило свой отпечаток, даже на русский национальный характер. Многие русские люди совершенно не публичны и будучи разговорчивыми в своём кругу, с трибуны или во время важных дебатов совсем не умеют формулировать свои мысли. Часто, такое "косноязычие" мешает в работе, потому что не позволяет эффективно отстаивать свои взгляды.
Я немного знаком с английской системой, потому что моя жена - классический тютор - она ведёт курсы для выпускников школ, собирающихся поступить в университеты.
Наши дети закончили университеты, а старшая дочь, даже два - Кембридж и Кингс - Колледж.
Поэтому, я невольно кое-что узнал о тюторской системе...
Такую систему сформировали в Англии особые условия. Когда в России, ещё только начиналось татаро-монгольское иго в Англии, уже появился договор о чести и достоинстве граждан между королём и рыцарством - Магна Карта.
Во многом, такое отношение к собственному человеческому достоинству, такие демократические традиции и определяли ненасильственный способ преподавания в университетах. В школах конечно было немного иначе.
В России, всё было по другому и определяющим фактором было "феодальное рабство" - крепостничество, которое отменили сверху, повторяю - сверху, всего полтора столетия назад! И это историческое наследие продолжает довлеть во всех сферах жизни. Ведь "выдавить из себя раба" - работа трудная и на долгие времена.
А первый университет появился в России, на много столетий позже чем в той же Англии!
Одной из особенностей английской системы - это написание курсовых работ и сдача многих экзаменов в письменном виде. Когда ты пишешь, то невольно анализируешь и запоминаешь лучше, если ты это написал, а не просто говорил...
Но, по собственному опыту я понял, что советское образование, во многом превосходило английскую систему, хотя бы в одном случае - школьники начинали читать взрослые книги очень рано, имея много свободного времени, но ещё и потому, что в школьную программу по литературе входили в основном, сплошь классики - русские и советские.
СССР, действительно был самой читающей, самой мечтающей страной. Наверное поэтому, в Союзе и в России, ещё остались люди широкого кругозора, не зашоренные специализацией и плотным графиком школьной программы.
Эти люди, с малых лет читали книги с упоением, во многом потому, что реальность, заметно проигрывала книжному миру. Отсюда и самообразование, а точнее образование в том числе нравственное, на книгах, которое часто превосходило образование в исполнении школьных учителей. Но ведь на хороших книгах человек и воспитывается, что намного важнее чем узкое формальное образование!
Помню, в пятом классе, один из таких книгочеев обратился к учительнице немецкого языка с просьбой, рассказать о "пивном путче" в Германии, чем вызвал настоящий шок в аудитории - учительница ничего об этом не знала!
Другая картина, видна даже в хороших школах в Англии.
Одна моя знакомая, была первой ученицей в хорошей частной школе в Лондоне. Но она не читала, не только Толстого. "Войну и мир", но и Достоевского "Бесы" и "Братья Карамазовы".
И не читала, потому что она была абсолютно лучшей ученицей по всем предметам в этой привилегированной школе и была занята учёбой с утра до вечера!
Может быть поэтому, уже в университете, она стала такой, как все...
Прочитанные книги, часто дают ту широту взглядов, которой всегда славились русские интеллигенты и чему удивлялись и удивляются в Западной Европе. Я уже не говорю об Америке.
Чтение книг в свободное от учёбы время - это по сути индивидуальное обучение, но главное - самовоспитание - со всеми вытекающими из этого последствиями!
А в английской школе просто нет времени на серьёзное чтение, особенно в старших классах. Детективы - это пожалуйста, но только в виде отдыха от занятий. Отсюда, у многих кастрированная чувствительность к драме жизни, отсюда и прагматизм, простота, которая иногда "хуже воровства"!
Ещё, очень важны неформальные отношения между профессорами и студентами - говорит Шанин. Это воспитывает и отучает смотреть на преподавателей, как на начальство.
В России, к сожалению, за исключением Новосибирска и некоторых вузов в столицах, сохраняется иерархическая система в университетах.
И принцип там приблизительно таков: преподаватели - это начальство, а студенты их работники. Тут уместно перефразировать русский афоризм: "Я профессор - ты дурак! Ты профессор - я дурак!"
Такая система отношений, к сожалению транслируется из поколения в поколение, хотя в этом есть и свои плюсы - ученик полностью доверяет учителю, что при хороших учителях позволяет вести ещё и процесс воспитания...
Отвыкание от этой привычки, - равняться на начальство-авторитеты, - помогает преодолевать застой и стимулирует не только дискуссии, но и практику, которая как известно - критерий истины! Здесь, с Шаниным я тоже согласен.
А свобода студента, безусловно ограниченная возрастом и уровнем знаний, нравами и традициями, позволяет выработать самостоятельный взгляд на предмет, да и на мир в целом!
Тюторство на старших курсах университетов в Англии, постепенно уходит и студенты - выпускники, в этом смысле мало чем отличаются от молодых преподавателей. В этом случае, начинает работать традиционная, для английского общества, "кастовая" вежливость.