Аннотация: В этой книге помещены портреты современников и исторических личностей.
Их сочетание даёт возможность сравнивать и анализировать!
Михаил Веллер обличает.
Вместо эпиграфа:
"...Не дай бог никого сравненьем мне обидеть!
Но как же критика Хавроньей не назвать,
Который что ни станет разбирать,
Имеет дар одно худое видеть?.."
И.Крылов.
...Давно хотел написать о Веллере, как о человеке не понимающем последствий своих писаний и слов. И вот появились его, совсем уж апокалиптические "подведения итогов" жизни в России за последние годы, которые провоцируют в читателях возмущение сравнимое с паникой. Вот цитата из его последнего сообщения на сайт "Эхо Москвы":
Торговля Родиной в особо крупных размерах
автор Михаил Веллер писатель, философ. "Эхо Москвы"
"...События концентрируются с пугающей быстротой и до критической плотности.
1. Трех недель не прошло, как Кремлю сообщили нечто глубоко засекреченное, после чего в девятом часу вечера миру было срочно и вдруг объявлено о выводе российских войск из Сирии.
2. В Сирии обнаружился российский спецназ и российские наемники, что сопровождается неизбежными боевыми потерями (кто б мог подумать). Хотя потери по закону засекречены.
3.Друг и партнер Турции Азербайджан совершает вооруженную агрессию в Нагорном Карабахе - фактически нападая на Армению, члена ОДКБ и единственного ныне российского союзника в Закавказском регионе. Пахнет косвенной войной - за Арменией Россия, за Азербайджаном Турция.
4. В мире обнародованы документально подтвержденные доказательства сокрытия и отмывки за рубежом миллиардных сумм ближайшим путинским окружением..."
...Читая всё это, я подумал, что естественное место для опубликования этой паранойи, запугивания российского обывателя - это "Эхо Москвы". Так и должно быть. Я уже писал, что в этом информационном псевдо либеральном информационном монстре свили гнездо, известные российские провокаторы, занимающиеся "промыванием мозгов" доверчивому "совку" уже много-много лет.
И "Эхо ..." стало в современной России той трибуной с которой вещают разного рода русофобы, злобно шельмующие, под видом критики, не только российское правительство и Путина, но и страну, в которой они родились и народ, малой часть которого они являются.
Получается, что Михаил Веллер, писатель и философ, а для многих образованцев так и вообще "гуру", тоже в их числе! И, как не покажется это оскорбительным для его поклонников, этого надо было ожидать!
Не так давно прочитал несколько его "художественных" книжек о похождении в годы перестройки, разного рода удачливых и весёлых жуликов.
И с горечью подумал, что вот на этой кальке с "похождений Остапа Бендера", воспитывались несколько поколений современных российских мошенников, казнокрадов и бандитов!
А сегодня, Веллер кричит "караул" ещё и потому, что ему не нравится, когда его "герои" вылезают из книжек и начинают жить уже вне замысла автора, в реальной жизни.
Но тогда зачем было провоцировать нравственно нестойких русских людей, сбитых с толку восхвалением сытой и богатой жизни ловких проходимцев и просто негодяев, которым занимался сам Веллер!
Вот ещё одна цитата из этого же материала на "Эхе...":
"... (20 лет я долбил в глухие головы: отдать Южные Курилы Японии - при условии японских вложений технологиями, оборудованием и капиталами в Дальний Восток - и туда же пустить Южную Корею. Корейцы ненавидят японцев, и вместе - не любят Китай: вот щит от китайской экспансии и развитие региона под нашим управлением. Хрена старому дураку, как писал Гоголь! Вот теперь целуйте свои острова через китайские головы - пока китайцы вам губы не оборвали и замариновали в уксусе - к пиву.)"
...Удивительно, как легко Веллер решает, что отдавать, а что оставить. И кому отдавать, а кому нельзя. И простые люди верят этому "гуру" и думают, читая о вложениях китайцев в развитие Дальнего Востока, что их в очередной раз предали!
Но чем японские инвестиции лучше китайских и чем "цивилизованные", по мнению Веллера японцы, искренней и простодушней, чем китайцы?!
Может быть тем, что в отличии от Китая, они, уже более ста лет были соперниками России на Дальнем Востоке и врагами Советской России во Вторую мировую войну. Ведь не зря же Советская Армия воевала с ними в сорок пятом, помогая Америке - своему союзнику во Второй мировой Войне?!
А может быть не они сегодня, все настойчивей требуют отдать им острова курильской гряды "за просто так"!
Китай же, давний союзник, а на сегодня ещё и единственный стратегический союзник, который поможет избавиться России от нападения блока НАТО.
А планы такой расправы с Россией, наверняка существуют и подозреваю, что модернизация и подготовка к войне, начались после того, как Путин, по "особым каналам" узнал о них достоверно!
Неужели, этот просвещённый "философ" Веллер, о такой реальности не догадывается?
Мне кажется, что если бы он и такие как он критики российской власти знали об этом точно, то отрицали бы агрессивность НАТО, во главе с "демократической" Америкой, и всю вину за эти их планы уничтожения самостоятельности России, конечно переваливал бы на головы Путина и русских людей, которые не хотят подчиниться новому мировому гегемону и супер нации под названием США!
В нагромождении ужасов от последствий работы российского правительства, этот "философ" всё валит в одну кучу!
И Глазьева поминает, которого не любит и над которым издевается:
"...7. И вот уже патриот и плановик академик Глазьев заявляет, что российский экономический курс есть движение к катастрофе. И Кремль мгновенно отрекается от своего сторонника..."
И присоединение Крыма, и восстании русских в Донбассе, о которых он говорит с презрением, достойным самого оголтелого украинского националиста:
"...8. Крым сноровисто разворовывается, замороженный конфликт в Донбассе то и дело вспыхивает - этот старый пейзаж дополняет картину общего торжества кремлевской политики..."
Ну а дальше, этот паникер и фальсификатор, уже вполне руководствуясь разного рода сплетнями, гуляющими в прозападной российской тусовке на "Эхе Москвы", уже окончательно убивает Россию и шельмует её правительство, с позиций наблюдателя "над схваткой". Есть и такой слой "подозревателей" на "Эхе..." и не только там:
"... 9. Ну, а в России процветает неофеодализм, когда государевы люди бесконтрольно и неограниченно распоряжаются всем имуществом вверенного им податного сословия - имея фактическое право взять себе что угодно и сколько угодно; а за жалобы на начальство строго наказывают.
10. Поэтому русский бизнес играет на понижение курса страны, на опережение катастрофы: кругом всего меньше, денег меньше - значит, задирай цены до потолка, сдирай шкуру, пока кляча еще не сдохла; кто знает, какие законы будут завтра и куда придется бежать...
Вам не кажется, что скоро грохнет?..
Господи, хоть бы это подольше не кончалось, как сказал кровельщик, пролетая мимо седьмого этажа. Это не только о них там, в Красном Вигваме на холме. Это о нас обо всех...
Абсолютно бездарное политически и экономически руководство, разворовавшее и развалившее богатейшую страну, превратившее во врагов всех соседей - это руководство имеет две характерные особенности. Во-первых, обладая ментальностью и мировоззрением спецслужб, Кремль склонен объяснять свои политические провалы исключительно конспирологическими версиями. Он страдает от нелюбви всего мира, такого злого и бездушного. Во-вторых, нынешний Кремль - это некий Идеальный Потребитель: он тратит все силы и ум, чтобы присвоить и использовать все, до чего может дотянуться. Он бы охотно приватизировал лед Антарктиды и леса Амазонки: пригодятся. А присваивать все, сохраняя необходимую для этого власть, очень трудно. И силы и ум на управление страной расходуются по остаточному принципу..."
...В злом остроумии, Веллеру трудно отказать - он, этим и очаровывает своих читателей! Ещё бы немного аналитических способностей, и некоторой "трезвости" в оценке международной ситуации, и можно было бы выдвинуть его на пост президента нелюбимой им страны, без голосования...
"...Принцип управления такой: дать людям денег и всего настолько мало, что если еще меньше - они взбунтуются. Тогда надо посчитать, что дешевле: добавить народу денег - или оплатить нацгвардию..."
Это намёк на то, что в России создана национальная гвардия, для защиты вот от таких вот фальсификаторов-провокаторов и обманутого ими народа...
Ну а дальше, он уже похоже с "катушек съехал" и все у него плохо, все не так как он советовал:
"...Итожим.
Если раньше торговали родиной вразнос и навынос - выкачивали природные богатства и гнали деньги в забугорные закрома, то сейчас торговля родиной приняла характер капитальной торговли недвижимостью. По факту - за деньги отчуждается в пользу соседнего государства своя территория, вода, воздух, лес, почва.
Кто там что говорил насчет нацпредателей? Я не суд, приговор не выношу, называть что-то преступлением или изменой Родине права не имею. Как хотите, так сами и называйте..."
Забавно, что Веллер не помнит, как сам предлагал отдать Курилы, за деньги и технологии от японцев и южно корейцев!
Опять же, потрафляя вкуса "Эха...", работающего под "зонтиком" Госдепа, он начинает толковать о выборах, не понимая, что нынешнее государство и его чиновники в России, защищают таких "писателей" как он от народного гнева.
Невольно вспоминается Гершензон и его статья в "Вехах", написанная больше ста лет назад, где он признается, что если бы не тогдашняя монархия, то народ бы давно таких "радетелей за демократию" перевешал! Он имел ввиду авторов этого знаменитого сборника и тех, кто за ними стоял.
Снова Веллер:
"...Приход Путина на третье-четвертый срок был политической катастрофой. "Выборы" оставили ощущение плевка в душу. Наша туземная пародия на демократию, этот африканский спектакль, унижает страну и вызывает только презрение.
Все, за что бы ни брался дон Рэба, неизменно кончалось провалом. Как военно-политические демарши, так и внутренние реформы.
Сейчас власть принимает меры по подавлению революции, которая еще не наступила. Анти-майдан на запасном пути. Правильно боятся. Вспоминают, как преторианская гвардия убила Калигулу, и вообще. В политике друзей нет: предадут в тот же миг, как убедятся в целесообразности предательства. Друзья-то и опасны. Им всегда дадут цену за твою голову..."
...Согласитесь, что тут Веллер уже явно перебарщивает! Впечатление, что он чего то накурился и его понесло. А Калигулу вспомнил, чтобы показать, какой он "умный"!
Ну а дальше, он, пользуясь безнаказанностью "либеральных авторитетов" одуревших от предоставленной им свободы клеветать на страну, правительство и народ, уже кликушествует сладострастно потирая потные ладошки:
"...Запах бессмысленного и беспощадного щекочет верховные ноздри.
Срочный уход "лидера", приглашение к переговорам оппозиции, создание совместного переходного правительства, 30-суточная амнистия всем желающим свалить в Ниццы (гарантия неприкосновенности, только сгиньте с глаз), свобода прессы, партий и выборов. Или - Северная Гранд-Корея.
...И только необходимо помнить, что любые демократические выборы в России через короткое время заканчиваются приходом к власти бандитов и воров. Менталитет такой, или традиции не разорвать, или такова наша коллективная социальная сущность, или Кто-то Наверху нас не любит?.."
...Я уже не один раз признавался, что меня тошнит от русофобских материалов на "Эхе...", и непонимания этими провинциалами, что даже все государства Запада, в миф о которых, после коротких поездок за рубеж они сегодня верят и этим живут, не так идеальны внутри, как кажется российским образованцам сснаружи.
...Вспомнился жуткий случай убийства двухлетнего мальчика в 1993-ем году, в Ливерпуле, в Англии, которая сегодня у российских либералов-провинциалов, вызывает бурю восторга и преклонения. Тогда, два подростка увели из супер-маркита двухлетнего мальчика, завели его на пустырь к железной дороге и издевались над ним, убивая камнями и ударами ног. А потом, чтобы скрыть своё преступление, положили его на рельсы и поезд переехал его, уже мёртвого, пополам!
Случись такое в России, и вся свора русофобов с "Эха..." и им подобные прозападные издания, кинулась бы обвинять в этом не подростков, живших и воспитанных в кварталах полных безработными, живущими на пособия, а российское правительство и даже весь русский народ! Об этом случае и о этой среде в странах Запада, я напишу особую статью.
Но ведь таких "подростков" в благообразной Англии, тысячи и тысячи. И узнаешь об этом только тогда, когда проживёшь в стране много лет.
Я работал педагогом в Лондоне, в "афтескул клаб" и знаком с такими подростками не понаслышке! Иначе говоря, "драма жизни" существует везде где живут люди, даже в самых богатых и обеспеченных странах!
Но в Англии нет, или пока нет, такой озлобленной и "недооценённой" прослойки, которая, называя себя "креативным классом", лакействует перед своими западными кумирами и отстаивает их корыстные интересы в самой России, опасаясь и небезосновательно гнева народа и потому, заранее подыскивая себе теплое местечко в стане геополитических противников России!
Поэтому, самые громкие скандалы, неудачи политические и экономические, воспринимаются здесь, то есть на Западе, более или менее адекватно и никто не станет обливать грязью свою страну, потому что в большинстве, граждане этих стран - реалисты и патриоты, хотя доказывая это, не бьют себя кулаками в грудь!..
А в России, ещё со времён Достоевского, целый слой верхнего образованческого класса, существует и вредит своей отчизне как и чем только может, надеясь этим самым заслужить благосклонность своих западных кураторов.
Его то, этот слой русофобов-"либералов", Фёдор Михайлович называл "лакеями западной мысли"!
К сожалению, в эту "либеральную" русофобскую "прокладку", кажется входит и Михаил Веллер.
Апрель 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
О писателе Максиме Канторе.
О Левиафане, Фукуяме и "втором авангарде".
(О творчестве Максима Кантора)
"Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хочет ему передать..."
Константин Паустовский.
...Долго искал положительного героя в современной литературе и философии России и решил остановиться на Максиме Канторе...
Каждый раз читая его работы - будь то романы или философские эссе, испытываю эстетическое наслаждение от логичности повествования, незамутнённой мысли, искренности и широкой образованности. Невольно спрашиваю себя, как он в свои пятьдесят семь лет, сумел не только прочесть множество философских, социологических и литературных работ, и не только прочёл, а усвоил идеи и смыслы таких разных авторов как Хайдеггер и Ханна Арндт, Юнгер и Зиновьев, Маркс и Фукуяма...
А ведь он ещё известный художник и организатор международных дискуссий о проблемах современности. Но главное - он писатель масштаба Толстого и Достоевского, может быть единственный в современной российской литературной тусовке, достойный звания писателя!
Рассказывают, что в последние годы Советского Союза, в Cоюзе писателей было около десяти тысяч человек. Из них, можно назвать всего десять - двадцать писателей, которые на самом деле заслуживали этого звания.
Нечто подобное, только в десятикратном увеличении произошло сегодня и с количеством российских писателей. Можно говорить о массовидности, неоригинальности современного литературного процесса, сделавшего писательство одной из самых популярных маний.
И все таки, подлинные писатели в России были и будут.
Жаль только, что совсем нет сегодня литературных критиков масштаба и темперамента Виктора Топорова, который недавно умер. Такие критики помогают становлению таланта, а профессиональная критика, в отличи от лицемерных похвал, помогает осознать своё место и значение литературы в жизни современного общества.
Я помню его правдивые статьи о творчестве так называемых "писателей", ещё в советские годы! И конечно, вызывали уважение его злые обличения, бичующие пороки московской либеральной тусовки в "новой" России.
Жаль, что такие люди уходят рано, оставляя позади себя толпу "вежливых" и абсолютно комплементарных псевдо критиков, которых лучше бы назвать "изготовителями комплиментарностей".
Топоров всегда стремился сказать правду о творчестве писателя. Умение писать без ошибок и связно складывать фразы, утверждал он негласно, только мешают увидеть, что у большинстве современных писателей и в России, и на Западе, нет главного писательского достоинства - умения ещё и думать!
Именно Топоров признал, в числе первых, достоинства и талант писателя Максима Кантора и они стали союзниками в борьбе с лицемерием и пошлостью тусовочной писательской братии. Есть надежда, что вслед за серьёзным и честным писателем-философом Кантором, в России появятся и непредвзятые, суровые критики типа Топорова, которые будут помогать талантам и обличать невежество и приспособленчество графоманов.
В творчестве Кантора, я вижу продолжение горького, но честного взгляда на современную жизнь, не только в России, но главное, на "благословенном" Западе, умершего философа, социолога и писателя Александра Зиновьева.
Как и у Александра Зиновьева - друга семьи Канторов - в книгах Максима заметна способность мыслить и думать о проблемах бытия, безотносительно от места и времени проживания.
Иначе говоря, будь то Запад или Россия - ничто не мешало Зиновьеву писать то, что он думал и понимал в истории и современности. Этим качеством отличались все честные и благородные мыслители, начиная от Сократа и заканчивая Камю. Кафкой и Пришвиным. Обладает им и Максим Кантор!
На фоне образованческой, "прозападной" литературы и поэзии, творчество Кантора, смотрится, как одинокий протест против догматов и теорий беспринципного и паразитического по смыслу, "творчества" современных образованцев. Большинство "писателей и критиков" в России, стали приживалами и шутами, при олигархическом капитализме и российских олигархах "меценатах" - его "героях". И потому, ни о каком драматическом и трагическом творчестве, отражающем противоречия и неустроенность нашей жизни, не может идти речи!
Достаточно открыть современные "оппозиционные" журналы, чтобы увидеть тяжёлую и подлую "работу" прислуживания богачам сотен и сотен молодых и старых "либеральных образованцев", лебезящих перед сильными и богатыми "мира сего", всячески оправдывающих свинцовые мерзости сегодняшней диктатуры "образованного" класса, тех, кого ещё совсем недавно называли "чисто одетыми" людьми, то есть богачей.
Идеологов и оправдателей российского олигархического капитализма сегодня пруд пруди и может по их вине, жизнь простого человека из народа, материально становясь лучше, духовно опускается в низы "нравственного релятивизма", а воровство и бесчестие становятся социальной нормой.
Благодаря идеологическому прислужничеству этой прослойки "среднего" класса, называющей себя классом креативным, правила чести-совести забыты, а принципы подлинного христианства изложенные в Нового завета - в Нагорной Проповеди Иисуса Христа - ошельмованы и подвергаются примитивной, злобной критике.
Толстой, в "Воскресении" описал этот феномен человеческого сосуществования и говорил, что проститутки, всегда ищут себе подобных и собираясь вместе, находят общие принципы существования, которые оправдывают их в собственных глазах.
Похожее явление можно сегодня увидеть и в среде российских образованцев, прислуживающих богатству и силе, всячески оправдывающих своё лакейство, находя положительные свойства в прислужничестве и в беспринципности!
Кантор, говорит о философских и социологических проблемах современного мира как профессионал. Его внутренняя честность не даёт ему отступать, когда он критикует всеми признанные авторитеты современности и особенно тех, кто на его взгляд, продался за "сладкую похлёбку" уютной и комфортной жизни и забыл о предназначении художника "жечь глаголом сердца людей".
Для меня, особенно интересны статьи писателя на актуальные темы, в которых, он, с присущей ему аналитичностью, часто с горьким сарказмом, выставляет на всеобщее обозрение ложь и лицемерие богачей, лакейскую сущность прислуживающих им российских "интеллектуалов" поверивших, что они и являются "солью земли" русской.
Показателен в этом смысле сборник статей "Стратегия Левиафана". В этом сборнике, Кантор показывает как некритичное восприятие разного рода модных на Западе теорий, приводит к возникновению в России либеральной диктатуры, и как радея о свободе и правах личности, бывшие интеллигенты пытаются восстановить сословное государство и вновь загнать в хлев материального рабства большинство - российский "народ не уважающий святынь".
Достаётся в его статьях и псевдо патриотам, которые и сами не понимают, что постепенно становятся адептами национал-фашизма. Но и российский либерализм для Максима Кантора - это путь в сторону диктатуры сытых, под прикрытием демагогических лозунгов о свободе слова и правах человека, пытающихся выловить свою "золотую рыбку", в мутной водичке псевдо космополитических "новаторских" теорий...
В его больших романах "Учебник рисования" и "Красный свет", Максим Кантор подробно рассказывает о мелочности и низости характеров сегодняшних российских тусовочных "элитариев": художников так и не научившихся рисовать; бездарных "либеральных" политиков, погрязших в завистливом сплетничестве и попытках заработать в политике имя, и деньги.
Трезвый реализм Кантора, часто перетекает в гротеск и воспринимается как увеличительное зеркало, в котором самые благообразные и почтенные "джентльмены", выглядят как разжиревшие неучи, изображающие их себя статусных личностей.
Его романы бичуют пошлость и лакейство полу культуру и полу знания сегодняшней российской элиты и "креативного класса". И разоблачение провинциализма, недалёкости законодателей политической моды в России, в работах Максима Кантора становятся тем раздражителем, на который с злобным негодованием реагируют сегодняшние почётные члены московской тусовки, заискивающие не только перед российскими богачами, но главное перед западными "интеллектуальными авторитетами".
И в этом своём преклонении перед ничтожными лидерами современного мирового авангарда, сделанными разного рода пиарщиками и пиар - компаниями, эти "художники" слова, театра, кино и живописи смешны и вторичны.
Беда ещё в том, что они, как всякие эпигоны не могут и не хотят признавать подлинных талантов и творцов в своей стране! Их "современное искусство", заполнило киноэкраны, театральные подмостки, литературные журналы, претендуя на разного рода премии и рейтинги. Сквозь эту толпу соискателей, трудно пробиться подлинным талантам, которые мало заботятся о собственной популярности. И конечно, эти конъюнктурщики, слепо уверовав в превосходство западной културы, по лакейски третируют народную культуру и думают, что от этого, станут более космополитами, хотя на самом деле расписываются в своём провинциализме!
...Подробный разбор работ Кантора ещё предстоит сделать, но в этой статье, я только в общих чертах, тезисно постарался обрисовать особенности творческого характера этого талантливого писателя, непонятого и недооценённого в современной России!
Начало октября 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
"...Граффити (мн. ч.) в контексте исторических надписей единственное число - граффи;то; от итал. graffito, множ. graffiti) - изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков.
В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия "граффити" и "дипинти". Если последнее обозначает надписи краской, то "граффити" - процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare - "царапать").
В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски..." (Здесь и дальше цитаты из "Википедии")
...На Рождество, знакомые подарили мне книгу о мастере граффити, под псевдонимом "Бэнкси".
Я обратил внимание на профессионализм Бэнкси, как живописца - мастера света и тени, и решил поделиться с читателями своими мыслями об этом жанре, который многие и за искусство не признают. А в некоторых странах, этот жанр уличного рисунка и картин, не только отрицают связь граффити с искусством, но и считают это занятие преступлением!
Читая книгу, невольно подумал, что Бэнкси во многом похож на советских футуристов и в частности на Владимира Маяковского. Ведь у Бэнкси, много картин агитационного, пропагандистского и карикатурного характера.
Ещё одна цитата:
"...Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность и расцениваемую многими как акт вандализма..."
Посмотрите работы Маяковского - художника, периода работы в "Окна РОСТА" и вы поймете о чём я говорю. Но Маяковского все знали и конечно больше как замечательного поэта. Однако, ведь он был ещё и интересный художник, а его карикатуры нравились всем читателям "РОСТА"!
...Интересно, что в древних Помпеях, сохранилась карикатура на чиновника в жанре граффити и этот чиновник изображённый в смешном виде очень напоминает чиновников нашего времени!
Хотя и по информационной составляющей, древние граффити похожи на сегодняшние надписи на стенах домов в городах и посёлках:
"...Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах. Граффити в Помпеях изображали извержение Везувия, а также содержали латинские проклятия, магические заклинания, признания в любви, алфавит, политические лозунги и знаменитые литературные цитаты, - все это дает отличное представление об уличной жизни древних римлян..."
...По поводу любовных признаний, можно сказать, что такая "информация" составляет и сегодня главный "контекст" настенных посланий. Предложения типа: "Ваня любит Машу" или "Петя плюс Катя" очень популярна среди уличных художников подросткового возраста.
Работают граффити, как я уже говорил, и в революционную пору:
"...В ходе студенческих протестов и всеобщей забастовки в мае 1968 года в Париже город оказался наводнен революционными, анархистскими и ситуационистскими лозунгами, такими как L"ennui est contre-r;volutionnaire ("Скука контрреволюционна"), которые были выполнены в стиле граффити, плаката и трафаретного искусства..."
Но иногда, граффити, являются частью вандализма. В Риме я где-то видел какие-то надписи на статуях Девы Марии, а стены изуродованные разного рода надписями, в том числе и нецензурными, украшают в городах стены окружающие железнодорожные пути или даже стены промышленных предприятий.
Но когда такие надписи встречаются на стенах жилых домов, и сделаны они неряшливо и конечно без согласия хозяев и жильцов дома, тогда это воспринимается как безусловный акт вандализма.
Бывая в разных странах, разглядывая эту грязную мазню на стенах, я думал, что это одно из проявлений социального нездоровья и показывает неустоявшиеся, несбалансированные отношения внутри общества.
Часто, такие "граффити" делают люди психически неуравновешенные, подверженные жажде известности и руководствующиеся желанием оставить свои творения, пусть и без указания имени. Но часто эти росписи и с инициалами, и даже с их полной расшифровкой.
"...Граффити можно рассматривать и в контексте уровня жизни: противники граффити подчеркивают, что там, где есть граффити, возникает ощущение нищеты, запустения, а также повышенное чувство опасности..."
Граффити занимаются сотни тысяч если не миллионы людей в разного уровня и вида трущобах, и поэтому наверное, граффити можно назвать "живописью бедных".
Вот очередная цитата из Википедии:
"...Быстро разрастающийся Сан Пауло стал новой Меккой для граффитчиков"; известный граффити-художник и создатель трафаретов Тристан Манко говорит, что основными источниками, которые разжигают в Бразилии "живую, энергичную культуру граффити", являются "хронические бедность и безработица Бразилии, постоянная борьба и плохие условия жизни обездоленных людей... По сравнению с другими странами, "в Бразилии наблюдается самое нестабильное распределение доходов. Законы и налоги меняются очень часто". Все эти факторы, добавляет Manco, приводят к тому, что экономические барьеры и социальная напряженность, раскалывающие и без того нестабильное общество, поддерживают и способствуют процветанию "фольклорного вандализма и городского спорта низших слоев населения", то есть южноамериканского граффити..."
Однако:
"...Граффити сегодня - вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, - самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах города настоящие шедевры..."
К таким живописным шедеврам относится и творчество Бэнкси. Вот описание творчества и личности этого "культурного "граффитчика" из Википедии:
"...Над граффити-художниками постоянно нависает угроза наказания за создание своих работ в публичных местах, поэтому ради безопасности многие из них предпочитают оставаться анонимными. Бэнкси (Banksy) - один из самых известных и популярных уличных художников, который продолжает скрывать своё имя и лицо от общественности. Он прославился политическими и антивоенными трафаретными граффити в Бристоле, но его работы можно увидеть в разных местах от Лос-Анджелеса до палестинских территорий. В Британии Бэнкси стал своего рода иконой нового художественного движения. На улицах Лондона и в пригородах очень много его рисунков. В 2005 году Бэнкси рисовал на стенах Израильского разделительного барьера, где сатирически изобразил жизнь по другую сторону стены. На одной стороне он нарисовал дыру в бетоне, через которую виден райский пляж, а на другой - горный пейзаж. С 2000 года проводятся выставки его работ, и некоторые из них принесли организаторам большие деньги. Искусство Бэнкси - превосходный пример классического противопоставления вандализма и искусства. Многие ценители искусств одобряют и поддерживают его деятельность, в то время как городские власти считают его работы актами вандализма и разрушением частной собственности. Многие бристольцы полагают, что своими граффити Бэнкси снижает ценность зданий и подаёт дурной пример..."
...Мне же остается добавить, граффити, не только художество, но и вандализм - уродующие города грязные, мусорные детали городских пейзажей! Однако, работы таких мастеров граффити, как Бэнкси, украшают жилую среду и несут просветительский и даже педагогический характер...
Помню, что в школе, на уроках рисования мы "красили" на картоне альбомов куски арбуза и прочие овощи. Но если бы на стенах были в то время работы таких граффитчиков как Бэнкси, может быть у многих подростков возникло желание стать художниками!
Вместо эпилога:
"На мой взгляд, граффити революционно. Любую революцию можно считать преступлением, но угнетенные и подавленные люди хотят выразить себя, им нужна отдушина, поэтому они пишут на стенах - это естественно". Художник Теренс Линделл.
Январь 2017 года. Лондон. Владимир Кабаков
Сергей Лавров о внешней политике.
Лавров на очередной пресс конференции. Впечатления.