Аннотация: Сегодня в России разрушили классическое советское образование, а заменили его образованием, в котором человека превращают в винтик, в робота способного действовать механичеки, но не понимающего зачем и для чего рождён человек!
Конфуций:
"В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других..."
... Классическое образование, ещё в царской России, сделало русское искусство и литературу известными во всем мире, а начиналось всё с классического образования - именно широта и глубина изучения предметов, часто не имеющих утилитарного применения, сделали русскую культуру великой и узнаваемой во всём мире!
Существует несколько определений классического образования. Вот одно из них:
"Классическое образование, это когда людей учат писать, их учат ораторскому мастерству, их учат логике или истории философии, и их учат элементам математики и естественных наук, поскольку считается, что каждый образованный человек должен все это знать. Но в традиционной интерпретации классического образования эти дисциплины не рассматриваются как самоценные. Традиционные аргументы в пользу классического образования, если его можно так назвать, сводятся к его пользе: о нем говорили, например, что такая модель обучения (которая тогда была сосредоточена вокруг знания латинских и греческих текстов и знания классических языков вдобавок к остальным курсам) дисциплинирует ум и обеспечивает структуру мышления.
Ещё двести лет назад, именно это утверждалось в Йельском отчете 1828 года. Джон Генри Ньюмен и другие говорили, что классическое образование совершенствует ум, что основной смысл изучения всех этих не связанных с нашим миром дисциплин состоит не в том, что они полезны, и даже не в том, что они представляют собой вершину человеческой мысли: это доказанный способ развития человеческого интеллекта. Чем сложнее нам с ними справляться, тем очевиднее должна быть необходимость продолжать их изучать, поскольку это все больше становится инструментом для достижения высоких целей образования".
Надо отметить, что и советская университетская школа сделала много больше для России, чем даже Русская революция - революция только открыла запасы культуры для простого народа, а советская образовательная система, не только ликвидировала неграмотность в стране, но выучила и воспитала много замечательных учёных, людей культуры и искусства ставших известными всему миру, эта образовательная система осуществила прорыв в космос - именно советский спутник и первый человек в космосе, показали силу советской школы!
Джон Кеннеди говорил о советской школе, что именно она стала той базой, которая помогла СССР стать передовой космической державой!
Странно и тревожно, когда нынешние руководители министерства образования стараются подражать системам образования на Западе не понимая, насколько отношение к знанию как товару, противоречит принципу воспитания культурного нравствнного человека.
Интересная деталь - советские люди за границей, встречаясь, много разговаривают о вещах отвлечённых, например о политике, а западные люди говорят о детях, кто куда съездил и куда собирается поехать...
Иначе говоря, круг общих тем их разговоров очень узок, в отличие от русского бывшего советского человека, который может рассуждать о проблемах культуры, делится впечатлениями о увиденных выставках или театральных постановках...
Однако вернёмся к заявленной теме. Краткая справка:
"В 19 в. К. о. расќсматќриќваќлось как наќуч. обќраќзоќваќние, неќобќхоќдиќмое для усќпешќноќго обу-чеќния в униќверќсиќтеќте. Кроќме древќних языќков и маќтеќмаќтиќки, в учебќные курќсы быќли вклюќчеќны родќной язык, исќтоќрия, геоќграќфия и, в неќбольќшом объќёќме, есќтеств. науќки. Учебќные заќвеќдеќния тиќпа класќсич. гимќнаќзий польќзоќваќлись моќноќпольќным праќвом подќго-товќки к униќверќсиќтеќту. К. о. соќхраќняќлось без суќщеќстќвенќных изќмеќнеќний в Евќроќпе и в Амеќриќке до нач. 20 в., коќгда оно усќтуќпиќло глаќвенќствуюќщие поќзиќции реќальќноќму обќраќзо-ваќнию. К кон. 20 в. круг учебќных заќвеќдеќний с преќпоќдаќваќниќем древќних языќков поќсте-пенќно суќзилќся.
Классическое образование в России
В перќвых рос. гимќнаќзиќях - Акаќдеќмиќчеќской гимќнаќзии в С.-Пеќтерќбурќге (1726), гимќнаќзиќях при Моск. ун-те (1755-1812) и в Каќзаќни (1758) - преќпоќдаќвалќся лат. язык. Усќтав 1828 преќдуќсматќриќвал изуќчеќние и греч. языќка (в 1851 отќмеќнеќно в больќшинќстќве гимќнаќзий), а Усќтав 1864 ввёл разќдеќлеќние гимќнаќзий на класќсиќчеќские (по возќможќноќсти с двуќмя древ-ниќми языќкаќми) и реќальќные (без древќних языќков). К униќверќсиќтеќту гоќтоќвиќли тольќко в класќсич. гимќнаќзии. Гимќнаќзич. реќфорќма 1901 изќмеќниќла приќориќтетќное поќлоќжеќние древ-них языќков в сисќтеме обќраќзоќваќния, они стаќли неќобяќзат. учебќныќми предќмеќтаќми. Поќсле Окт. реќвоќлюќции 1917 сисќтеќма К. о. в Росќсии быќла лиќкќвиќдиќроќваќна. Преќпоќдаќваќние древ-них языќков веќлось тольќко в неќкоќтоќрых вуќзах СССР.
В кон. 20 в. наќчаќлось возќроќжќдеќние К. о. в Росќсии. Во вновь созќданќных класќсич. гимќна-зиќях преќпоќдаќютќся лат. и греч. языќки, анќтичќная лит-ра. Наќряќду с ниќми обяќзаќтельќныќми баќзоќвыќми учебќныќми предќмеќтаќми явќляќютќся маќтеќмаќтиќка, рус. язык, лит-ра, биоќлоќгия, фи-зиќка, хиќмия, геоќграќфия и др. Изуќчаќютќся такќже два совр. иностр. языќка. Одќнаќко шиќроќкоќго расќпроќстраќнеќния пракќтиќка преќпоќдаќваќния древќних языќков в средќних обќщеќобќраќзоќват. уч-реќжќдеќниќях не поќлуќчиќла..." Из интернета.
...Золотым веком русской образованности можно считать время расцвета российской культуры во второй половине девятнадцатого, начале двадцатого века. Можно считать, что прорыв русской культуры в мировую культуру, был обусловлен успехами тогдашнего классического образования. Трудно перечислить имена всех учёных писателей, композиторов, музыкантов, которым это образование обогатило не только русскую но и мировую культуру.
В начале следующего века вызрел культурный феномен - "Серебряный век" - который дал стране множество поэтов, писателей, философов, литературных критиков, театральных режиссёров и актеров, художников скульпторов и архитекторов. Более того - многие революционеры большевики или учились или заканчивали классические гимназии.
Однако это было образование для элит, в то время, когда около семидесяти процентов населения, в большинстве крестьян не умели писать и читать. Поэтому, сразу после революции, советская власть одной из главных задач своего правительства определила достижения всеобщей грамотности.
"Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) - массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, - была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.
Неграмотность, в первую очередь - среди сельского населения, - была вопиющей. Перепись 1897 г. показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. В этом аспекте Россия стояла последней в списке европейских держав..."
26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, - чтобы предоставить им возможность "сознательно участвовать" в политической жизни страны.
Забота об элементарном образовании народа и приоритет этой задачи легко объяснимы - прежде всего, грамотность была не целью, а средством: "массовая неграмотность находилась в вопиющем противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах". Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся. Помимо крестьянства, основной "целевой" аудиторией ликбеза были рабочие (впрочем, здесь ситуация была относительно неплохой: профессиональная перепись 1918 г. показала, что 63% городских рабочих (старше 12 лет) были грамотны).
В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности - "ликпункт", обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа..."
Сегодня, мало кто знает или вспоминает о задачах поставленных правительство Советской Республики;
"Что же именно имелось в виду под "безграмотностью" в системе ликбезов?
В первую и главную очередь это было самое узкое понимание - азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета. Окончивший ликпункт (теперь такой человек назывался не безграмотным, а малограмотным) умел читать "ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах", мог "записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах", а также "в основных вопросах строительства Советского государства", то есть ориентировался в современной общественно-политической жизни на уровне усвоенных лозунгов..."
"Школы для малограмотных стали второй ступенью в системе образования рабочих и крестьян. Цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории (с идеологически "правильной" позиции марксистско-ленинской теории). Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе - политехнических наук..."
"...К середине 1930 г. стало миллион, а официальное число учащихся в школах грамоты достигло 10 млн..."
"Серьезным событием стало введение в 1930 г. всеобщего начального обучения: это означало, что "армия" безграмотных перестанет пополняться подростками..."
"Данные следующей, 1939 года, переписи были изначально скорректированы: по ним грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет составляла почти 90%, таким образом получалось, что к концу 1930-х годов в ходе кампании было обучено грамоте около 50 миллионов человек.
Даже с учетом известных "приписок", это свидетельствовало о явном успехе грандиозного проекта. Неграмотность взрослого населения, хоть и не будучи до конца ликвидированной, утратила характер острой социальной проблемы, и кампания по ликбезу в СССР была официально завершена..."
В завершение этого очерка поговорим о современно образовании в России.
Очевидно, что цели обучения человека могут быть разные. В одном случае это воспитание культурного человека, который способен освоить как глубины науки, так и сложные технические специальности. Однако при этом, надо помнить, что человек не робот и потому, воспитание технических, механических навыков работы - это низший уровень образования. Так и было в СССР, где ремесленные училища, готовили высококвалифицированных рабочих, а специалистов высокого уровня в том числе учёных, преподавателей и работников искусства и культуры, уже после средней школы в основу которых было положено классическое образование (упрощённое), учащиеся поступали в университет на общей конкурентно-экзаменационной основе.
Но после распада Советского Союза, "реформаторы - экспериментаторы" решили скопировать систему западного обучения, и в первую очередь постарались уничтожить остатки советской системы образования...
Стоит добавить, что и систему образования "по возрасту" на до совершенствовать. Если дети в пять лет сидят и читают книги, могут считать и внятно разговаривать с взрослыми, их надо объединять и давать им возможность учится с такими же продвинутыми, с третьего или четвёртого класса.
Отец девочки Насти, совершенно верно заметил:
"Необходимо "пробить" систему образования и бесконечных логопедов-психологов с их установкой: "Все вундеркинды плохо кончат", "Ну и что, что он читает, ему рано в школу!", "По возрасту с семи", и так далее. Сотни тысяч детей останавливаются. Наша история в том, что мы не остановились, но нас постоянно задерживала система в получении образования", - заключил Тепляков.
Вот над этим надо задуматься, как родителям, так и чиновникам из системы российского образования...
Ниже, перепечатываю свою давнюю книгу о проблемах воспитания и образования в современной России.
О воспитании гражданина и человека.
Давно собирался приступить к написанию статьи о проблемах воспитания, копил материал, но приступить к этой теме боялся. Уж очень велика ответственность и объем работы. Наконец решился, но опасаюсь, что будет всё немного несвязно: описание каких-то отдельных тем; забывание каких-то существенных вещей...
Заранее прошу у читателей извинения...
России, как многим кажется, предстоит трудное будущее и проблемы воспитания как, основы для этого вхождения в завтра, сегодня встают во весь рост. Даже проблемы экономики на мой взгляд, стоят позади воспитания и обучения. Потому что экономика зависит от решённости задач воспитания, а само воспитание часто не зависит от экономики, а лишь от мудрости и доброй воли воспитателей...
Вспомним, что подъём экономики и культуры в СССР был связан с всеобщей образовательной и воспитательной политикой.
Победа во второй мировой войне во многом была обусловлена идеологией равных возможностей и законом о всеобщем и бесплатном образовании.
К началу Второй Мировой народное государство было в основном построено...
Во времена застоя, забвение этих подлинно демократических принципов, в устройстве социалистического общества, привели к появлению заразы образованщины. Лозунг всеобщего равенства, был преобразован образованцами в "от каждого по способностям, но каждому по возможностям".
А каковы возможности, уже решали образованцы во власти.
С той поры в "престижные" вузы стали поступать, в основном дети образованцев, то есть дети государственных и партийных чиновников, а остальные уже делили между собой оставшиеся места.
Такой остаточный принцип привёл в конце концов к системе, которая не отбирала из граждан с равными начальными возможностями таланты, а всячески проталкивала "своих", которые чаще всего были интеллектуальными середнячками.
И получилось так, что один раз направленная в сторону усреднения, дальше, система уже двигалась сама, только усугубляя социальную несправедливость и неравенство...
Кстати и принцип партийного строительства на этом же стоял. Отсюда такие гении администрирования встали во главе страны.
Вспомним по убывающей: Хрущёва - который промотал запасы набранного темпа в строительстве будущего и в конце правления утратил доверия народа не только себе, но и власти как таковой; Брежнева - при котором жизнь плавно въехала в застой; Горбачёва, косноязычного и тщеславного шута; Ельцина, шута полупьяного и страшного, который с помощью "либеральных" болтунов довёл страну за короткое время, до зверств бандитизма и коллапса экономики.
Сегодня уже можно и нужно говорить об этом, не боясь быть расстрелянным из танков.
Наконец пришёл Путин молодой и энергичный, вселяя надежды своей решительностью и деятельным характером.
Но годы идут, а жизнь для большинства не становится лучше, хотя говорят конъюнктура рынка была благоприятна для России.
Думаю, что Путин помнит из институтского курса марксизма - ленинизма, такое понятие как "относительное" обнищание. Это когда у всех становиться денег больше. Но у одних в тысячу раз, а у большинства, только в полтора раза...
При таком положении дел люди перестают верить власти и только делают вид...
И озлобляются...
Все знают, что в России, от Управителей многое зависит. А если Управители только о своём благе или о своей славе заботятся, тогда вера угасает, и приходит показуха, обрядоведение...
Так бывает со светской властью, но так бывает и с властью церковной.
Так было и с ранним христианством. Пока христиан было мало, пока их гнали и мучали, мир и любовь были теми качествами, которые отличали христианскую общину от язычников. Тогда ещё существовал тщательный отбор и главами коммун были апостолы или выдающиеся по любви и уму люди!
Когда христианство, после трёх столетий гонений, превратилось в государственную религию, тогда в "христиане" двинулись многие, и подлинные христиане стали уходить в пустыню, потому что в храмах стало не протолкнуться и большинство оглашенных просто суетились, а не веровали.
Нельзя сказать, что жить христианам стало легче или лучше. Скорее жизнь стала суетливей: как бы кто не выскочил вперёд и не хапнул какой-нибудь пост, или "хлебное" церковное местечко.
Подлинных христиан это отвращало от прозелитов, но и заставляло искать места, где можно было бы предаться вере, без суеты. Произошёл процесс приватизации жизни и христианская коммуна развалилась, а носителями идеи отрицающей Мир сей, стали монахи.
Церковь, со временем превратилась в "мир", а монашество - в некое отрицание мира, в "зеркало", глядя в которое миряне могли видеть своё не благообразие.
Да и монахи в конце концов поделились на "белое" и "чёрное", монашество. Белые монахи управляли паствой, а черные показывали остальным, что есть настоящая вера...
Часто, таких белых монахов и клириков, плохих, неавторитетных, неумелых пастырей, можно было назвать религиозными образованцами...
Но я отвлёкся.
Итак, однажды появившись, образованцы влияли на всё, что происходило в стране. При коммунистической номенклатуре они прислуживали так называемой "социалистической демократии", а с падением КПСС, практически те же люди стали обслуживать "либеральную демократию".
И то, что раньше делалось полулегально, узаконили. Образование стало платным и теперь в те же вузы стали "пропускать" по количеству денег в карманах родителей абитуриентов.
В конечном итоге, это были дети из той же среды, но теперь уже из среды бывших партийных, комсомольских и государственных чиновников, ставших богачами и олигархами.
В течении долгого времени, образованцы своим лакейством создавали тиранию номенклатуры, продолжая твердить о социализме.
Клеветой и историческими подлогами, на волне критики культа личности, созданного ими же, эти новые фарисеи, сотворили в стране атмосферу лицемерной лжи и неверия, стараясь сделать все колоссальные жертвы Революции и становления СССР, напрасными.
И им это удалось.
Они оболгали и обвинили своих дедов и отцов за их героическую попытку сделать мир справедливым для большинства и стали корыстно "проповедовать" антихристианские идеи силы, денег и богатства, укрывая за абстрактными требованиями прав человека, свои лакейские, алчные интересы.
Так, образованцы "воспитали" новый правящий класс - номенклатуру, из чьих рядов, уже в "новой" России, вышли фальсификаторы и предатели идей свободы, равенства и братства.
По сути дела, образованцы помогли совершить чиновную контрреволюцию своим хозяевам и за это, им было позволено продолжать обслуживать "новых русских".
Теперь образованцы поделились, как и должно быть на некие фракции.
Одна часть, самая беззастенчивая и нахальная, "приватизировала" то, что было создано и защищалось народом многие десятилетия, кровью и тяжким трудом.
Вторая, более многочисленная, стала их обслуживать, оправдывая грабёж исторической целесообразностью, восхваляя монархию и проклиная большевиков и простых людей, совершивших революцию и победивших всех своих врагов в Гражданскую, а потом и в Великую Отечественную войну.
Наши отцы и деды, в тех тяжёлых, драматических условиях, построили супердержаву, вопреки ожиданиям врагов. А их бездарные потомки эту супердержаву разрушили!
Вторая половина "новых русских" обслуживает сегодня, нынешних своих хозяев, с рабской готовностью сделаться за деньги хоть палачами, лишь бы платили.
История теми же образованцами переписывается, но в прямо противоположном, то есть капиталистическом духе!
Теперь уже, становятся героями царь, его простоватые прислужники, Распутин, жандармские чины и деятели охранки, которые под бойким пером псевдо историков, становятся борцами за справедливость и отечество.
О таких "творческих" лакеях, воссоздающих старые мифы об утраченном "монархическом рае", в народе говорят: "Был бы лакей, а хозяин найдётся".
Но самое страшное, в этой вакханалии прислужничества, состоит в том, что люди перестали верить писаной истории и начинают питаться слухами и сплетнями.
Чем и воспользовались историки - любители!
Типичный пример - Каспаров: "Хоцца иногда чтой-то новое открыть". И я Каспарова ой как понимаю...
Извините, снова отвлёкся...
Возвращаясь к заявленной теме необходимо сказать: сегодня, задача образования и воспитания заключена в уничтожении назойливых, лицемерных образованческих мифов всех времён и народов, восстановление правды уже без идеологического замутнения.
И конечно, нужно заново воспитывать в детях и юношестве возврат к принципам чести и совести, не только в науке о человеке, но и в нашу обыденную жизнь.
Задача трудная и потребует работы нескольких поколений...
Одна из ошибок современной системы образования в её оторванности, несвязности и отрывочности от этапов и уровней воспитания.
Даётся усреднённая сумма знаний, рассчитанная на усреднённого ученика, при почти полном отсутствии нравственного воспитания человека, как социальной личности.
Дети и подростки питаются какими-то легендами о независимости жизни конкретного человека, от условий жизни общества.
Такие знания, позволяют водить машины, пользоваться компьютером, и даже летать в космос, но не дают человеку чувства удовлетворения участием в жизни общества, целостного, неразрывного понимания происходящего вокруг, как исторического процесса.
И тут, необходим путеводитель и помощник -религиозность, помогающая сохранить связь с чем то более высоким, чем сам человек, с тем, что объединяет между собой и бедных, и богатых.
Это может быть Бог или Боги, Кодекс чести или Закон совести.
В качестве страшного примера, превращения людей в "винтики" государства, можно привести историю рождения и гибели гитлеризма.
В тяжёлой ситуации, в которую попали после войны страны побеждённые и прежде всего Германия, тяга к романтизации идеалов силы и красоты привела к власти "зажигательного мечтателя" Муссолини, а потом и Гитлера, как носителя и пропагандиста такого начала.
В конечном итоге, это вылилось в создание мифа о господах и рабах, о разделении, якобы изначально заложенного в человечестве.
Отсюда и сумасшедшая мысль о господстве одних и рабском повиновении других наций. Но ведь Гитлер - пример того, как человек "культурный", но нравственно, религиозно невоспитанный, остался на всю жизнь на уровне социального развития, присущему пятнадцатилетним подросткам.
Это очевидный дефект подобной системы воспитания.
Странно, но нечто подобное можно наблюдать сегодня, в самой "демократической" стране мира - в США.
Смотря по телевизору предвыборные съезды партий, невольно начинаешь сомневаться во вменяемости как участников, так и ораторов на трибунах.
Все разговоры крутятся вокруг непобедимости "Великой страны - США", а потом уже о "величии" вождей страны и правящей партии.
И всё это, сопровождается криками и взвизгиваниями!
Мне скажут в оправдание, что таков немного театральный стиль жизни в политике Америки. Но ведь на экранах взрослые люди - партийные "вожди", их "вдохновенные" жёны, глядящие на своих уже далеко не молодых мужей с утрированной страстью. Их дети наконец...
И я вижу, что для многих стран, пример Америки заразителен. Вижу, что многие в мире, подражают или хотят подражать этому подростковому стилю.
Но люди, и сегодня должны помнить театральность и энтузиазм с которым немцы, в тридцатые годы прошлого столетия, начинали "установление нового порядка".
Глядя на нынешние предвыборные шоу в Америке хочется воскликнуть вслед за Шекспиром: "Что-то неладно в американском королевстве!"
Второй пример - СССР времён застоя. Монополия государства на теорию и практику общественной, то есть нашей с вами жизни достигла немыслимой "всеобщности". Чиновники всё "узаконили" и народ ответил равнодушным пьянством и анекдотами про Чапаева и Лёнина.
И ещё одна деталь. Чиновники-образованцы плодились, зарплата на производстве за ту же норму выработки падала; выходные дни сократили в том числе праздничные.
Постепенно в народе стала популярна поговорка: "Вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем".
В восьмидесятые годы, даже в Союзе. зародился доморощенный" нацизм!
Началось это, как некое подражание, почти детская игра, увлечение идеалом сильной личности на фоне всеобщей усредненности.
Прошло время и на волне лицемерия и социальной несправедливости обрушившейся на Россию, молодёжь стала, как никогда, готова к приятию идей национализма.
Отряды скинхедов и футбольных фанатов на улицах, прямая тому иллюстрация.
Отрицая беспросветность тупого зарабатывания денег, узаконенную либералами-образованцами, сопротивляясь диктатуре жлобства, так варварски насаждаемой в стране, молодёжь ищет примеры для протестного подражания и находит его в лице "бескомпромиссного" Гитлера...
Но кто в России главный пропагандист культа денег, свободы их зарабатывать и поклоняться им?
Это, те же образованцы, которые называют себя борцами за "демократию", а зарабатывание денег всеми путями, включая преступными, выдают за свободу и права человека.
И встает естественный вопрос - кто эти люди?
Кто идеологически оформлял растаскивание и развал экономики, разрушение системы власти под лозунгом борьбы за демократию?
Кто поощрял бандитскую приватизацию и политически оправдывал вмешательство различных международных финансовых фондов в российскую экономику?
Это были те же образованцы, теперь называющие себя то демократами, то либералами, а то Союзом Правых Сил!
Кто наконец называл людей, протестующих против этого грабежа, "красно-коричневыми" и "коммуно-фашистами", а потом расстреливал Парламент, после государственного переворота, устроенного Ельциным, - их ставленником?
Да всё они же, - образованцы! То есть люди с высшим образованием, но совершенно не воспитанные в человеческом, религиозном смысле!!!
Конечно, нас воспитывают не только семья, школа или церковь.
Конечно, главным воспитателем являются в человеческом обществе не педагогические теории или умные университетские авторитеты эти теории вводящие в систему обучения - воспитывает прежде всего реальная жизнь в том или ином обществе, в той или иной стране. И если мы видим, что говориться одно, думается второе, делается третье, то сколько тут не говори о правдивости и справедливости, поверить в то, что всё это присутствует в нашей жизни, трудно.
И "новые" образованцы, в определённом смысле, тоже жертвы лжи, которая постепенно, но неуклонно распространялась, с течением времени, парт и гос номенклатурой в загнивающем СССР, через тогдашних образованцев.
Уже тогда, все твердили о коммунистических идеалах, но потихонечку начинали пользоваться карьерными возможностями, спец распределителями, спец пайками, спецдачами, спецшколами...
Получалось так, что люди обманывали сами себя!
Но ведь мы, взрослея, начинаем нести ответственность за свои слова и поступки. И мы прекрасно понимаем делая плохое и преступное, что это грех, но делая, надеемся на безнаказанность.
К сожалению, справедливость приходит не всегда сразу после совершения преступления.
В этом случае, для восстановления справедливости необходимо прежде всего самому быть искренним и правдивым. Но где вы видели в разрушающемся Советском Союзе?
Люди сами соглашались с диктатурой парт номенклатуры, повторяя лживые мантры о свободе равенстве и братстве, которых в реальной жизни уже давно не было.
И не молчи тогда покорное большинство, может быть всё сложилось в жизни страны иначе!
Поэтому, не возражая демагогии и лицемерию правящего класса, то есть парт номенклатуре, мы заслуживали тех правителей, которых имели.
Ведь мы не протестовали, не возражали против лжи, которая изливалась на наши головы.
Мы, как обезьяны повторяли за дрессировщиками: "Народ и партия едины" или "Партия ум, честь и совесть нашей эпохи".
Помню, как сам грустно посмеивался, глядя на портреты вождей на фасадах: "Если это ум, честь и совесть эпохи, тогда каково же бесчестье?"
Для многих, спасением от неправды надвигающейся неумолимо, были книги. Многие мои сверстники зачитывались романтическими рассказами и романами, Майн-Рида, Джека Лондона, Николая Островского и старались подражать их героям.
Но были и злые, саркастические истории Ильфа и Петрова, которые тоже воспитывали новых Остапов Бендеров из которых со временем выросли постсоветские олигархи.
Иначе говоря, тогда, как и сейчас были разные "ролевые модели" и задача воспитателей была в том, чтобы попытаться объяснить "что такое хорошо и что такое плохо".
Многие из нынешних правдолюбов прошли через это "воспитание". Многие, с тех детских лет усвоили правила чести и честности перед собой хотя бы. А кого не вдохновлял пример Тимура, командира благородных помощников из книги Аркадия Гайдара, нуждающимся старичкам и старушкам?
Но были и те, кто хихикал и ёрничал, кто готовился к карьере нового "великого комбинатора". И во многом, это не их вина, а их беда. Во время становления и взросления таких людей, рядом не нашлось Учителя, который мог объяснить, то самое "что такое хорошо и что такое плохо"!
Наверное поэтому, поколение нынешних образованцев так не любят: ни тимуровского благородства, ни бескомпромиссности Павки Корчагина, издеваясь над альтруизмом и самопожертвовавнием.
Поэтому же, на российском телевидении, уже давно не "кажут" таких наивностей.
Ильфа и Петрова тоже странно понимают и из сатиры превратили в "руководство к действию".
Множество "двойников" весёлого жулика, Остапа Бендера, выросло на просторах Союза и сегодня, вовсю орудуют - строят капитализм с "человеческим лицом".
Это они, в годы "перестройки" начали потихонечку жульничать, а потом уже пришли "невесёлые жулики" типа подпольного миллионера Корейко и тогда, в пост перестроечной России началось настоящее воровство...
Я иногда думаю, что социализм совсем не так плох если бы он был с Богом!
И даже корни террора я вижу в том, что в отсутствии Бога только на партийных программах даже самых хороших, народ не может жить достойно.
Сталин, как мне кажется, в какой-то момент понял, что новая "буржуазия" - старые большевики и их почитатели чиновники - бюрократы, ничуть не лучше "старой буржуазии". А когда понял, начал искоренять этих наследников российской "аристократии", с решимостью и последовательностью ему присущими.
Мне кажется иногда, что я понимаю его мотивы: "Не хотите верить в светлое будущее, не боитесь Бога, так я вас заставлю бояться закона".
И он заставил!
Правда цена была непропорционально велика по отношению к достигнутому результату.
Но кто её, эту цену, определит?
Ведь именно в СССР после волны террора, установившего равенство перед законом всех, невзирая на ранги, остановил и опрокинул непобедимый, как казалось гитлеризм!
Благодаря этому равенству и ответственности чиновной элиты перед народом, пусть под угрозой наказания, простые люди так любили Сталина. Я сам знаю многих, особенно из пожилых людей, которые боготворили и боготворят его, даже сегодня, после десятилетий официозного антисталинизма!
В этом разгадка феномена Вождя.
В СССР, чтобы сегодня об этом не говорили, может быть впервые в мире управителем своей судьбы стал простой народ хотя и через чиновников из партии, которым он передал свои властные полномочия.
Об этом очень интересно пишет Александр Зиновьев, бывший диссидент, философ и писатель!
Но повторяю, без Бога, без веры в Заветы Иисуса Христа, все попытки построить рай на земле приводят к разочарованиям, жертвам и сожалениям! Только на страхе перед законом, ничего надолго нельзя построить. Невольно вспоминаются слова Иисуса Христа, о доме построенном на песке...
И в Союзе Республик всё стало рушиться, стоило Сталину умереть. Это ещё раз доказывает, что воспитание только через битьё, пользы не приносит.
Сегодня, все бесчеловечные страсти, жажда наживы любыми путями, бандитизм и взяточничество вылезло из "подполья" человеческого сознания и пройдет ещё много времени, пока люди не осознают что эгоизм, жизнь только для себя, ведет не к "храму" благополучия, а в "ад" инстинктивной жизни и неисполнимых желаний!
...Глядя на малышей в детском садике я размышлял: когда же в эти чистые души поселяется зло, равнодушие и преступления?
Нет, кажется не поселилось ещё - думал я, любуясь на умильные мордочки детишек...
Потом, вглядываясь в лица младших школьников, снова вопрошал себя о том же. И вновь отвечал, - не сейчас. Хотя что-то уже накапливалось в их душах и иногда не самое благостное.
Вспомнил и я, свои пионерские годы и первое разочарование от проявлений злости и эгоизма в общении, среди кажущихся друзей, зарождающегося какого-то разделения на первых и последних; какой -то злобы к "не нашим".
И только тогда, когда период полового созревания прошёл, я увидел в каком опасном, недружественном мире мы все живём...
Вот и сейчас, вглядываясь в лица шестнадцатилетних подростков с городских бедных окраин, я начинаю понимать, что именно отсутствие нормального христианского воспитания, делают их такими одинокими в джунглях городских трущоб.
Я начал понимать, что сбиваясь в стаи, им легче проявить социальность, для которой рожден человек. Но это социальность изгоев, не знающих что человек человеку товарищ и брат.
Часто бессознательно, они живут по законам волчьей стаи: "Да! Мы как братья, но только между своих. Другие - это страх и опасность. Поэтому, чем мы сильнее, злее, бесстрашней, тем больше нас боятся, а это значит и уважают".
Потом, подумав, продолжают: "Таковы наши герои в телеящике и в кино. Они, не сомневаясь бьют всех налево и направо. Они герои. Мы хотим быть похожими на них".
Некоторые прямо говорят. "Мы хотим быть бандитами. Их все боятся и уважают. У них много денег. Их любят красивые девушки..."
А некоторые, так прямо признаются, что хотят научиться убивать!
Вот для таких простодушных варваров, делают сегодня "кино про бандитов" разного рода "творческие дельцы", фильм "Бригады" например.
Я видел фотографии в газетах, на которых, щуплый "бригадир" обнимается с накачанными "братками". Он, этот щуплый бандит, запугал всех своей жестокостью и решительностью, а братки ему подчиняются потому что уважают силу!
Иногда кажется, что российское общество потеряло инстинкт самосохранения, делая из бандитов романтических героев.
Поэтому и заполняет российские экраны лживая пропаганда за деньги таких вот "бизнесменов" - бандитов и садистов - героев одиночек.
Киношники, делают из бандюков романтических героев, а подростки "млеют" с восторгом думая: "Во, дают!"
А мне, всегда вспоминается рассказ моего племянника, бывшего спортсмена и офицера пограничника. Он рассказывал, что как -то побежал за город на тренировку, когда вокруг было уже темно...
Отбежав от домов пригорода с километр племянник, вдруг услышал хлопки выстрелов и свист пуль, совсем рядом. Он глянул вдаль и заметил на дороге силуэты больших легковых машин - внедорожников, на которых любят ездить бандиты.
И вдруг, он понял, что стреляют по нему и испугался сильно!
Представьте: ночь, зима, мороз, снег и на белом фоне, видна его бегущая фигурка.
А бандиты, просто решили потренировать волю, привычку к стрельбе и убийству - "новые Рахметовы" из новых русских...
Тогда, мой племянник на всякий случай обежал эти машины, сделав круг в несколько километров, и пришёл домой, дрожащий от холода, страха и возбуждения.
И после этого заболел. Заболел душой!
Он мне потом объяснял: "Так не должно быть, и так никогда не было в нашей стране, Советском Союзе. Тогда, люди были другие. Они воспитаны были иначе. Были конечно хулиганы, были драки, но такого просто не могло быть, чтобы люди, как дикие звери хотели убить из равнодушия к чужим жизням, из тренировки способности бестрепетно убивать"!
Эта история, меня поразила до глубины души и я понял, что "невоспитанность" в "новом" российском обществе достигла апогея.
Чуть позже, я прочитал о расстреле очередного криминального авторитета в центре этого же города, из автоматов. Вместе с ним были убиты ещё шесть человек!
И мне, даже какое-то время слышалась реплика этих убийц: "А какая разница, сколько убито? Один, три или семь человек?".
И никто в этом городе не стал возмущаться, никто не выходил на улицы с плакатами: "Найти и наказать убийц!".
Представляю рассуждения горожан: "Ведь убили не меня и не моих родственников, и даже не моих знакомых. А бандиты пусть друг друга убивают, туда им и дорога!"
Но россиянам надо наконец понять, что "разобравшись" со своими, бандиты будут убивать всех, кто им помешает, а не только "новых русских" граждан.
Надеяться на их "пролетарскую" солидарность, всё равно, что называть волков "санитарами" леса. Эти так "подсанитарят", что и косточек не останется!
Бандиты, "воспитанные" на американских боевиках, убивают и простых людей. Может быть те же бандиты, что управляют в вышеуказанном "городке", расстреляли около КПП, теперь уже в Ленинградской области, трёх гаишников, а потом, подъехав к КПП застрелили двух человек в "Жигулях", стоящих рядом.
То есть, убрали свидетелей, как это делают в американских фильмах про гангстеров!
И никто из этих бандитов не был пойман и наказан. Более того, после этого жестокого преступления они убили прокурора, который похвастался, что разберётся с ними...
После такого, начинаешь понимать почему милиция боится бандитов. И почему среди милиционеров так много "оборотней" в погонах. Они ведь тоже не получили христианского воспитания, главным принципом которого является "не убий"...
А теперь завершающий штрих...
Года два назад, будучи в церкви, я услышал просьбу священника по окончании службы, помочь кто сколько может семье убитого бандитами, прямо перед церковью, во дворе её.
И эта церковь стоит в Англии, в Лондоне - так далеко дотянулась эта российская "невоспитанность".
Я уже где-то писал, что был в России после пятилетнего перерыва и то, что увидел, поразило меня своей озлобленностью, равнодушием и бедностью.
Но я видел и отдельных богатых, видел, как тратят деньги зло-равнодушные, "новые" русские.
Они и не хотят быть добродетельными: "Сами виноваты - зло цедят они по поводу бедняков. - Чтобы хорошо жить, надо покрутиться, головой поворочать..."
Разговаривая с такими новыми русскими, я часто слышу их презрительные описания англичан: они и равнодушные, и жадные, и лицемеры...
Иногда, особенно молодые русские, не стесняясь хвалят себя за душевность и доброе сердце...
А я, вспоминал злобное равнодушие большинства в тех городах России, где я побывал; вспомнил подростков - наркоманов, толпами бегающих за продавцами наркотиков, которые иногда задерживаются и приезжают не по "расписанию".
И все об этих наркоманах и дилерах знают, только милиция "не в курсе".
Вспомнил ребятишек лет двенадцати-четырнадцати, в Питере, живущих в подвалах стаями, как брошенные собаки рядом с крысами!
И продавщицы в магазинах, куда беспризорники заходят погреться, боязливо гонят их вон, чтобы клиентов не отпугивали. Магазины, конечно все частные, хозяйские...
И прихожу к неутешительному выводу: в России, сегодня каждый выживает в одиночку...
И мне подумалось, что болезнь отсутствия человеческого Воспитания, зашла в России слишком далеко и близка уже к озверению!
Продлись российский вариант "либеральной демократии" ещё несколько лет и сегодня, наверное уже и на улицу после наступления темноты, было бы не выйти без отряда спецназовцев.
Вот и приговаривают старушки между собой: "Лишь бы не хуже".
И вспоминают с умилением ранешние годы, когда Хрущёв обещал ещё в восьмидесятом году, уже при коммунизме, показать последнего вора.
Вот как иногда в истории бывает!
Казалось, все мы были так близки к долгожданному светлому завтра!
Но только узда закона ослабла и все вернулось на какие-то новые рубежи бесчеловечности и зверства, вкупе с фарисейством...
А причина проста как блин. Упустили время воспитывать своих и чужих детей в христианских заветах. Соблазнились неправдой и лицемерием личного, эгоистического обогащения.
А теперь вот, "продвинутые детки", уже за тысячу долларов готовы родную бабушку взорвать, а уж за миллион целый город подорвут и не поморщатся.
Спрашивают: "А правительство что же?"
А что правительство? Их ведь пока на площадях из автоматов не убивают.
И потом им совсем неплохо живётся - зарабатывают на бутерброд с икоркой, и не только...
Да и что правители могут сделать? Они живые люди. Тоже бояться: и бандитов, и критики, что мало экономическими реформами занимаются.
А "новый" Старший Брат из за океана, иногда так недружелюбно поглядывает. "Обещали демократию выстроить к двухтысячному? Уж две тысяча четвёртый на исходе, а вы всё копаетесь".
Иной раз так глянет, что мороз по коже. Вот и стараются власти, шурудят!..
И действительно шурудят: "Абрамович у Березовского на днях замок во Франции прикупил за двадцать миллиончиков, а средняя зарплата учителей, две - две с половиной тысячи... Долларов?.. Каких долларов - рублей!..
Это будет ... Это будет... Постой, не мешай считать!..
Будет это долларов семьдесят пять - восемьдесят. А жизнь-то всё дорожает!..
- Говорят у них там, на Западе, уборщик на улице такие же деньги зарабатывает за один день. И ещё говорят, уже шёпотом: - У них там цены на промтовары такие же, как у нас... Это во сколько же раз мы беднее развитых стран? Ой! Сбиваюсь со счёта..."